ООО «Центр Грузовой Техники»

8(812)244-68-92

Содержание

Система охлаждения двигателя

Система охлаждения двигателя служит для поддержания нормального теплового режима работы двигателей путем интенсивного отвода тепла от горячих деталей двигателя и передачи этого тепла окружающей среде.

Отводимое тепло состоит из части выделяющегося в цилиндрах двигателя тепла, не превращающейся в работу и не уносимой с выхлопными газами, и из тепла работы трения, возникающего при движении деталей двигателя.

Большая часть тепла отводится в окружающую среду системой охлаждения, меньшая часть – системой смазки и непосредственно от наружных поверхностей двигателя.

Принудительный отвод тепла необходим потому, что при высоких температурах газов в цилиндрах двигателя (во время процесса горения 1800–2400 °С, средняя температура газов за рабочий цикл при полной нагрузке 600–1000 °С) естественная отдача тепла в окружающую среду оказывается недостаточной.

Нарушение правильного отвода тепла вызывает ухудшение смазки трущихся поверхностей, выгорание масла и перегрев деталей двигателя. Последнее приводит к резкому падению прочности материала деталей и даже их обгоранию (например, выпускных клапанов). При сильном перегреве двигателя нормальные зазоры между его деталями нарушаются, что обычно приводит к повышенному износу, заеданию и даже поломке. Перегрев двигателя вреден и потому, что вызывает уменьшение коэффициента наполнения, а в бензиновых двигателях, кроме того, – детонационное сгорание и самовоспламенение рабочей смеси.

Чрезмерное охлаждение двигателя также нежелательно, так как оно влечет за собой конденсацию частиц топлива на стенках цилиндров, ухудшение смесеобразования и воспламеняемости рабочей смеси, уменьшение скорости ее сгорания и, как следствие, уменьшение мощности и экономичности двигателя.

 

 

 

Классификация систем охлаждения

В автомобильных и тракторных двигателях, в зависимости от рабочего тела, применяют системы 

жидкостного и воздушного охлаждения. Наибольшее распространение получило жидкостное охлаждение.

При жидкостном охлаждении циркулирующая в системе охлаждения двигателя жидкость воспринимает тепло от стенок цилиндров и камер сгорания и передает затем это тепло при помощи радиатора окружающей среде.

По принципу отвода тепла в окружающую среду системы охлаждения могут быть замкнутыми и незамкнутыми (проточными).

Жидкостные системы охлаждения автотракторных двигателей имеют замкнутую систему охлаждения, т. е. постоянное количество жидкости циркулирует в системе. В проточной системе охлаждения нагретая жидкость после прохождения через нее выбрасывается в окружающую среду, а новая забирается для подачи в двигатель. Применение таких систем ограничивается судовыми и стационарными двигателями.

Воздушные системы охлаждения являются незамкнутыми. Охлаждающий воздух после прохождения через систему охлаждения выводится в окружающую среду.

Классификация систем охлаждения приведена на рис. 3.1.

По способу осуществления циркуляции жидкости системы охлаждения могут быть:

  • принудительными, в которых циркуляция обеспечивается специальным насосом, расположенным на двигателе (или в силовой установке), или давлением, под которым жидкость подводится в силовую установку из внешней среды;

  • термосифонными, в которых циркуляция жидкости происходит за счет разницы гравитационных сил, возникающих в результате различной плотности жидкости, нагретой около поверхностей деталей двигателя и охлаждаемой в охладителе;

  • комбинированными, в которых наиболее нагретые детали (головки блоков цилиндров, поршни) охлаждаются принудительно, а блоки цилиндров – по термосифонному принципу.

Рис. 3.1. Классификация систем охлаждения

Системы жидкостного охлаждения могут быть открытыми и закрытыми.

Открытые системы – системы, сообщающиеся с окружающей средой при помощи пароотводной трубки.

В большинстве автомобильных и тракторных двигателей в настоящее время применяют закрытые системы охлаждения, т. е. системы, разобщенные от окружающей среды установленным в пробке радиатора паровоздушным клапаном.

Давление и соответственно допустимая температура охлаждающей жидкости (100–105 °С) в этих системах выше, чем в открытых системах (90–95 °С), вследствие чего разность между температурами жидкости и просасываемого через радиатор воздуха и теплоотдача радиатора увеличиваются. Это позволяет уменьшить размеры радиатора и затрату мощности на привод вентилятора и водяного насоса. В закрытых системах почти отсутствует испарение воды через пароотводный патрубок и закипание ее при работе двигателя в высокогорных условиях.

 

 

Жидкостная система охлаждения

На рис. 3.2 показана схема жидкостной системы охлаждения с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости.

Рубашка охлаждения блока цилиндров 2 и головки блока 3, радиатор и патрубки через заливную горловину заполнены охлаждающей жидкостью. Жидкость омывает стенки цилиндров и камер сгорания работающего двигателя и, нагреваясь, охлаждает их. Центробежный насос 1 нагнетает жидкость в рубашку блока цилиндров, из которой нагретая жидкость поступает в рубашку головки блока и затем по верхнему патрубку вытесняется в радиатор. Охлажденная в радиаторе жидкость по нижнему патрубку возвращается к насосу.

Рис. 3.2. Схема жидкостной системы охлаждения

Циркуляция жидкости в зависимости от теплового состояния двигателя изменяется с помощью термостата 4. При температуре охлаждающей жидкости ниже 70–75 °С основной клапан термостата закрыт. В этом случае жидкость не поступает в радиатор 5, а циркулирует по малому контуру через патрубок 6, что способствует быстрому прогреву двигателя до оптимального теплового режима. При нагревании термочувствительного элемента термостата до 70–75 °С основной клапан термостата начинает открываться и пропускать воду в радиатор, где она охлаждается. Полностью термостат открывается при 83–90 °С. С этого момента вода циркулирует по радиаторному, т. е. большому, контуру. Температурный режим двигателя регулируется также с помощью поворотныхжалюзей, путем изменения воздушного потока, создаваемого вентилятором 

7 и проходящего через радиатор.

В последние годы наиболее эффективным и рациональным способом автоматического регулирования температурного режима двигателя является изменение производительности самого вентилятора.

Элементы жидкостной системы

Термостат предназначен для обеспечения автоматического регулирования температуры охлаждающей жидкости во время работы двигателя.

Для быстрого прогрева двигателя при его пуске устанавливают термостат в выходном патрубке рубашки головки блока цилиндров. Он поддерживает желательную температуру охлажда-ющей жидкости путем изменения интенсивности ее циркуляции через радиатор.

На рис. 3.3 представлен термостат сильфонного типа. Он состоит из корпуса 2, гофрированного цилиндра (сильфона), клапана 1 и штока, соединяющего сильфон с клапаном. Сильфон изготовлен из тонкой латуни и заполнен легкоиспаряющейся жидкостью (например, эфиром или смесью этилового спирта и воды). Расположенные в корпусе термостата окна 3 в зависимости от температуры охлаждающей жидкости могут или оставаться открытыми, или быть закрытыми клапанами.

При температуре охлаждающей жидкости, омывающей сильфон, ниже 70 °С клапан 1 закрыт, а окна 3 открыты. Вследствие этого охлаждающая жидкость в радиатор не поступает, а циркулирует внутри рубашки двигателя. При повышении температуры охлаждающей жидкости выше 70 °С сильфон под давлением паров испаряющейся в нем жидкости удлиняется и начинает открывать клапан 

1 и постепенно прикрывать окна клапанами 3. При температуре охлаждающей жидкости выше 80–85 °С клапан 1 полностью открывается, окна же полностью закрываются, вследствие чего вся охлаждающая жидкость циркулирует через радиатор. В настоящее время данный тип термостатов применяется очень редко.

Рис. 3.3. Термостат сильфонного типа

Сейчас в двигателях устанавливают термостаты, в которых заслонка 1 открывается при расширении твердого наполнителя – церезина (рис. 3.4). Это вещество расширяется при повышении температуры и открывает заслонку 1, обеспечивая поступление охлаждающей жидкости в радиатор.

Рис. 3.4. Термостат с твердым наполнителем

Радиатор является теплорассеивающим устройством, предназначенным для передачи тепла охлаждающей жидкости окружающему воздуху.

Радиаторы автомобильных и тракторных двигателей состоят из верхнего и нижнего резервуаров, соединенных между собой большим количеством тонких трубок.

Для усиления передачи тепла от охлаждающей жидкости воздуху поток жидкости в радиаторе направляют через ряд обдуваемых воздухом узких трубок или каналов. Радиаторы изготовляют из материалов, хорошо проводящих и отдающих тепло (латуни и алюминия).

В зависимости от конструкции охлаждающей решетки радиаторы делят на трубчатые, пластинчатые и сотовые.

В настоящее время наибольшее распространение получили трубчатые радиаторы. Охлаждающая решетка таких радиаторов (рис. 3.5а) состоит из вертикальных трубок овального или круглого сечения, проходящих через ряд тонких горизонтальных пластин и припаянных к верхнему и нижнему резервуарам радиатора. Наличие пластин улучшает теплопередачу и повышает жесткость радиатора. Трубки овального (плоского) сечения предпочтительнее, так как при одинаковом сечении струи поверхность охлаждения их больше, чем поверхность охлаждения круглых трубок; кроме того, при замерзании воды в радиаторе плоские трубки не разрываются, а лишь изменяют форму поперечного сечения.

а б в

Рис. 3.5. Радиаторы

В пластинчатых радиаторах охлаждающая решетка (рис. 3.5б) устроена так, что охлаждающая жидкость циркулирует в пространстве, образованном каждой парой спаянных между собой по краям пластин. Верхние и нижние концы пластин, кроме того, впаяны в отверстия верхнего и нижнего резервуаров радиатора. Воздух, охлаждающий радиатор, просасывается вентилятором через проходы между спаянными пластинами. Для увеличения поверхности охлаждения пластины обычно выполняют волнистыми. Пластинчатые радиаторы имеют большую охлаждающую поверхность, чем трубчатые, но вследствие ряда недостатков (быстрое загрязнение, большое количество паяных швов, необходимость более тщательного ухода) применяются сравнительно редко.

Сотовый радиатор относится к радиаторам с воздушными трубками (рис. 3.5в). В решетке сотового радиатора воздух проходит по горизонтальным, круглого сечения трубкам, омываемым снаружи водой или охлаждающей жидкостью. Чтобы сделать возможной спайку концов трубок, края их развальцовывают так, что в сечении они имеют форму правильного шестиугольника.

Достоинством сотовых радиаторов является большая, чем в радиаторах других типов, поверхность охлаждения. Из-за ряда недостатков, большинство из которых те же, что и у пластинчатых радиаторов, сотовые радиаторы в настоящее время встречаются крайне редко.

В пробке заливной горловины радиатора установлен паровой клапан 2 и воздушный клапан 1, которые служат для поддержания давления в заданных пределах (рис. 3.6).

Рис. 3.6. Пробка радиатора

Водяной насос обеспечивает циркуляцию охлаждающей жидкости в системе. Как правило, в системах охлаждения устанавливают малогабаритные одноступенчатые центробежные насосы низкого давления производительностью до 13 м3/ч, создающие давление 0.05–0.2 МПа. Такие насосы конструктивно просты, надежны и обеспечивают высокую производительность (рис. 3.7).

Корпус и крыльчатку насосов отливают из магниевых, алюминиевых сплавов, крыльчатку, кроме того, – из пластмасс. В водяных насосах автомобильных двигателей обыкновенно применяют полузакрытые крыльчатки, т. е. крыльчатки с одним диском.

Крыльчатки центробежных водяных насосов часто монтируют на одном валике с вентилятором. В этом случае насос устанавливают в верхней передней части двигателя, приводится он в движение от коленчатого вала при помощи клиноременной передачи.

Рис. 3.7. Водяной насос

Ременную передачу можно применять и при установке центробежного насоса отдельно от вентилятора. В некоторых двигателях грузовых автомобилей и тракторов привод водяного насоса осуществляется от коленчатого вала шестеренчатой передачей. Вал центробежного водяного насоса устанавливают обычно на подшипниках качения и снабжают для уплотнения рабочей поверхности простыми или саморегулирующимися сальниками.

Вентилятор в жидкостных системах охлаждения устанавливают для создания искусственного потока воздуха, проходящего через радиатор. Вентиляторы автомобильных и тракторных двигателей делят на два типа: а) со штампованными из листовой стали лопастями, прикрепленными к ступице; б) с лопастями, которые отлиты за одно целое со ступицей.

Число лопастей вентилятора изменяется в пределах четырех – шести. Увеличение числа лопастей выше шести нецелесообразно, так как производительность вентилятора при этом увеличивается крайне незначительно. Лопасти вентилятора можно выполнять плоскими и выпуклыми.

Системы охлаждения двигателей грузовых автомобилей – Основные средства

А. Дмитриевский, канд. техн. наук

Про нее всем все вроде бы известно. Но факт остается фактом: именно на эту систему приходится 25 – 30% неисправностей двигателя, а их последствия очень часто выливаются в более чем дорогостоящий ремонт. Не за горами холода, и на состояние этой системы стоит обратить самое пристальное внимание.

От оптимального теплового состояния двигателя, продолжительности его прогрева, стабильности температурного режима в процессе работы зависят не только надежность, но также топливная экономичность и токсичность отработавших газов. На большинстве автомобильных двигателей используется жидкостная система охлаждения. Она же обеспечивает отопление кабины. Для улучшения пусковых свойств двигателя применяется предварительный подогрев охлаждающей жидкости и системы смазки.

В настоящее время в эксплуатации встречаются жидкостные системы охлаждения двух типов: открытая и закрытая. Первая рассчитана на использование в качестве охлаждающей жидкости воды и постепенно выходит из употребления. Современные моторы имеют закрытую систему с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости, обеспечиваемой центробежным насосом.

В некоторых двигателях для улучшения охлаждения стенок камеры сгорания и клапанов жидкость поступает сразу в головку цилиндров с одной стороны, а отводится – с другой. Цилиндры охлаждаются за счет термосифонной циркуляции жидкости. Однако, как правило, жидкость от насоса подводится в переднюю часть блока цилиндров и через отверстия в прокладке поступает в головку блока. Один из недостатков такой схемы – повышенная температура последнего цилиндра и задней части головки цилиндров.

В результате именно в последнем цилиндре бензиновых моторов в первую очередь начинаются аномальные процессы сгорания (детонация, калильное зажигание, грохот). Поэтому обычно датчик детонации устанавливают в этой зоне головки или блока цилиндров. Иногда в последние цилиндры устанавливают и более холодные свечи, чтобы предотвратить калильное зажигание при заправке низкооктановым бензином или перегреве двигателя. Частично обеспечить более равномерное охлаждение цилиндров удается за счет выбора проходных сечений в прокладке головки цилиндров: уменьшения их в передней части блока и увеличения в задней.

В многорядных (V-образных и оппозитных) двигателях перегрев одного из блоков может происходить из-за неравномерной подачи жидкости при разном расположении выходных окон в насосе. Перегрев начинается с появления пузырьков пара на охлаждаемой поверхности, в дальнейшем образуется паровая пробка. Это приводит к задиру поршня, образованию бочкообразности цилиндра, сгоранию свечи зажигания и возникновению других неисправностей.

Одним из способов снижения расхода топлива является повышение температуры охлаждающей жидкости. Для ускорения прогрева двигателя и автоматического поддержания заданной температуры двигатели имеют термостаты. Большинство моторов снабжены двухклапанными термостатами с твердым наполнителем. Термостат обеспечивает циркуляцию жидкости в обход радиатора. По мере повышения температуры он открывает нижний клапан и часть жидкости начинает циркулировать через радиатор. При повышении температуры до верхнего предела (90 – 95°С) верхний клапан закрывается, и через радиатор циркулирует уже вся жидкость.

Энергетические показатели двигателей также улучшаются за счет регулирования количества воздуха, проходящего через радиатор, например, установкой перед ним управляемых жалюзи или применением гидравлической или электромагнитной муфты в механическом приводе вентилятора. Гидромуфта двигателей КамАЗ имеет трехпозиционный включатель. Позиция П – вентилятор включен постоянно, независимо от температуры. Позиция В – автоматическое включение вентилятора при температуре 85 – 90°С. Позиция О – вентилятор отключен. В последнее время все чаще встречается электрический привод вентилятора с управлением от температурного датчика.

Для повышения давления в закрытых системах охлаждения и предотвращения кипения жидкости служат два клапана, расположенные в пробке радиатора. В процессе нагрева жидкости ее объем увеличивается и избыток удаляется через выпускной клапан в расширительный бачок. При повышении температуры больше 95°С начинается бурное выделение пузырьков пара, впускной клапан закрывается, давление в системе повышается и кипение прекращается. В условиях пониженного атмосферного давления, например, в горах, кипение начинается и при меньшей температуре (до 70°С). В случае перегрева двигателя (из-за отказа привода вентилятора, засорения радиатора, закрытых жалюзи или других причин) и повышения избыточного давления сверх допустимого (5 – 13 кПа) открывается предохранительный выпускной клапан и часть охлаждающей жидкости сливается в расширительный бачок. Это предохраняет части системы от разрушения.

В более новых конструкциях заливная горловина радиатора и соответственно пробка на ней могут отсутствовать. При этом прохождение воздуха в остывающую систему и поддержание давления при горячем двигателе осуществляют клапаны в пробке расширительного бачка.

Для охлаждения жидкости применяются алюминиевые (сварные) или медные (паяные) радиаторы. Первые дешевле, поэтому находят все более широкое распространение. По схеме движения жидкости радиаторы делятся на одноходовые (по ходу движения жидкости) и многоходовые. Достоинством последних является более интенсивный теплообмен за счет увеличения скорости движения жидкости в трубках. Однако при этом увеличивается гидравлическое сопротивление радиатора, что, как правило, компенсируется улучшением теплотехнических характеристик.

Для оценки радиатора используются следующие показатели: его фронтальная поверхность, глубина и общая площадь поверхности охлаждения, размеры, форма и толщина стенок жидкостных каналов, расположение пластин оребрения. Транспортные двигатели снабжаются трубчато-ленточными и трубчато-пластинчатыми радиаторами. Количество жидкости, прокачиваемой через радиатор, в зависимости от конструктивных особенностей двигателя составляет 100 – 150 л/кВт•ч при средних скоростях 0,4 – 0,7 м/с.

Эффективность радиатора зависит также и от его аэродинамического сопротивления. Чтобы улучшить теплоотдачу для турбулизации воздушного потока ленты делаются с выемками и выступами или с отогнутыми просечками. Однако при этом увеличивается вероятность их загрязнения, усложняется очистка, повышается аэродинамическое сопротивление. Для уменьшения аэродинамического сопротивления потоку охлаждающего воздуха радиатор иногда размещают не перед, а рядом с двигателем, а при классической компоновке моторного отсека увеличивают расстояние между ним и мотором.

В качестве охлаждающей жидкости в двигателях применяются антифризы или вода. Вода, благодаря своим теплофизическим свойствам, имеет наивысшие значения коэффициента теплопередачи конвекцией. У антифризов его значения в несколько раз меньше. Обычно при использовании антифриза температура деталей повышается на 10 – 12°С. Кроме того, антифризы имеют большую текучесть, и при переходе с воды на антифриз необходимо проверить при неработающем двигателе – нет ли течи из нижней части радиатора и в патрубках подвода к насосу, а при работающем – в верхней части системы охлаждения.

Недостатками воды с точки зрения использования ее в качестве охлаждающей жидкости является высокая температура затвердевания (0°С), а также увеличение объема при замерзании, приводящее к повреждению двигателя. Кроме того, у воды низкая температура кипения (от 100°С при нормальном атмосферном давлении и до 110°С при повышенном), высокая теплоемкость. В результате для прогрева системы охлаждения до рабочей температуры требуется примерно в 2 – 3 раза больше теплоты и соответственно затрат топлива и времени.

Учитывая, что применяемые антифризы имеют различный уровень токсичности и температуру кипения, они отличаются по цвету. Особо токсичен этиленгликоль (температура кипения 170°С при нормальном давлении, цвет – сине-зеленый). Водные растворы этиленгликоля при нагреве существенно увеличивают свой объем. Поэтому систему охлаждения заполняют на 8% меньше ее объема. Кроме того, для предотвращения потерь антифриза обязательно применение расширительного бачка. Пропиленгликоль малотоксичен (температура кипения 154°С, цвет – желто-оранжевый). Существуют и другие жидкости (например, карбоксилат). Основное достоинство названных антифризов – способность при кристаллизации образовывать кашеобразный раствор, не вызывающий размораживания двигателя.

В России наибольшее распространение получил этиленгликоль (плотность 1 112 кг/м3, температура кристаллизации –20°С). Наиболее низкая температура кристаллизации (–65°С) соответствует водному раствору, содержащему 65,3% этиленгликоля. В районах с умеренными климатическими условиями применяется антифриз, содержащий 52,6% этиленгликоля с температурой кристаллизации –40°С (плотность 1 067 – 1 072 кг/м3).

Для современных двигателей выпускаются антифризы «Тосол» и «Лена», содержащие антикоррозионные, антивспенивающие и другие присадки. Температура кристаллизации концентрата «Тосол-А» (не содержащего воды) –21,5°С. В средней полосе обычно применяется «Тосол А-40М», содержащий 53% концентрата «Тосол-А». Температура его кристаллизации –401°С, плотность 1075 – 1085 кг/м3, температура кипения 108°С. Наиболее низкую температуру кристаллизации –65°С имеет «Тосол А-65» (плотность 1 085–1 095 кг/м3, температура кипения 115°С, содержание концентрата – 62% объема).

Со временем присадки вырабатываются и в этиленгликоле образуется кислота, разъедающая детали системы охлаждения. Замена «Тосола» проводится через два года в южных районах, через три – в северных или после 60 тыс. км пробега. Срок службы «Тосола» может быть увеличен путем добавления нового концентрата. При сливе части старого «Тосола» и добавлении 1 л «Тосол-АМ» срок службы может быть увеличен до года. Существуют специальные препараты для продления срока службы антифриза.

При нагреве охлаждающей жидкости в первую очередь испаряется вода. Поэтому в процессе эксплуатации даже при отсутствии подтеканий в систему охлаждения приходится добавлять дистиллированную воду. Для определения температуры кристаллизации в этом случае можно использовать приведенную диаграмму плотности или поместить небольшое количество проверяемого антифриза в морозильную камеру холодильника (каждая звездочка – 6 градусов) и установить предельно допустимую температуру охлаждения.


что нужно обязательно знать каждому автовладельцу

Начнем с того, что функцию охлаждающей жидкости в двигателях внутреннего сгорания выполняют специальные составы, известные среди автомобилистов под названием ТОСОЛ или антифриз. От использования дистиллированной воды в системах охлаждения давно отказались, так как вода замерзает при отрицательных температурах, вызывает усиленную коррозию каналов в блоке цилиндров и ГБЦ, становится причиной образования накипи и т.д.

Сегодня различные ТОСОЛы или антифризы могут быть доступны в двух вариантах:

  • в виде концентрата, который нужно дополнительно разбавлять дистиллированной водой в заданных пропорциях;
  • готовый к использованию продукт, который можно сразу заливать в систему охлаждения без дополнительных манипуляций;
В любом случае, охлаждающая жидкость двигателя не только защищает мотор от перегрева и не замерзает зимой (в отличие от воды), но и препятствует началу в жидкостной системе охлаждения ДВС активных процессов коррозии, поддерживает чистоту каналов, продлевает срок службы отдельных элементов (помпа, термостат, радиатор и т.д.)

При этом важно учитывать, что антифризы бывают разными по составу, а также теряют и изменяют свои свойства в процессе эксплуатации. Это значит, что их нельзя свободно смешивать. Также жидкость имеет строго ограниченный срок службы, то есть необходимо производить периодическую замену тосола или антифриза, а также регулярно контролировать состояние ОЖ.

Содержание статьи

Жидкость для охлаждения двигателя автомобиля: общая информация

Хорошо известно, что двигатель внутреннего сгорания является тепловой машиной, которая преобразует энергию сгорающего топлива в механическую работу.  Естественно, такую установку нужно охлаждать, чтобы поддерживать необходимый тепловой режим.

Другими словами, для нормальной работы всех узлов и деталей ДВС под нагрузками нагрев мотора должен оставаться в строго заданных пределах. Рабочая температура двигателя не должна как опускаться ниже заданного порога, так и превышать расчетный показатель.

Для решения задачи на автомобилях используется комбинированная система охлаждения, которая представляет собой совокупность воздушного и жидкостного охлаждения ДВС. Жидкостная система предполагает принудительную циркуляцию рабочей жидкости.

На работающем двигателе нагрев ОЖ может доходить до 100 градусов по Цельсию и даже выше, при этом после остановки мотора жидкость во время длительного простоя охлаждается до наружной температуры.

Как видно, рабочая жидкость находится в достаточно тяжелых условиях. При этом к ней выдвигаются особые требования. Дело в том, что свойства жидкости должны, в первую очередь, обеспечивать максимальную эффективность работы системы охлаждения двигателя. От этого напрямую зависит надежность агрегата и его ресурс.  ОЖ должна обладать высокой теплопроводностью и теплоемкостью, иметь высокий температурный порог кипения, достаточную текучесть.

При этом после остывания такая жидкость не должна сильно расширяться в объеме и кристаллизироваться (превращаться в лед). Параллельно с этим жидкость также не должна пениться во время работы, а также не оказываться агрессивной, то есть взывать коррозию различных металлических элементов, оказывать воздействие на резиновые патрубки, уплотнения и т.д.

К сожалению, хотя дистиллированная или очищенная вода дешевая в производстве и имеет ряд необходимых свойств (отличается высокой способностью к эффективному охлаждению, обладает высокой теплоемкость, негорючая и т.д.), все же использовать ее в двигателе проблемно.

Прежде всего, она имеет низкую температуру закипания, быстро испаряется, а различные примеси в ее составе (соли и т.д.)  вызывают активное образование накипи. Также вода замерзает в системе тогда, когда наружная температура опускается до ноля градусов и далее образуется лед.

При этом происходит значительное увеличением объема замерзшей воды, что становится причиной разрывов каналов и патрубков, то есть происходит повреждение, в металлических деталях появляются трещины и т.п. По этой причине воду нельзя использовать круглогодично в регионах, где в зимний период отмечено понижение среднесуточных температур до ноля и ниже.

Вполне очевидно, что весьма затруднительно заниматься постоянным сливом воды из системы охлаждения перед стоянкой машины на улице или в неотапливаемом помещении. Для решения проблемы были разработаны специальные охлаждающие жидкости, которые получили свойство не замерзать при низких температурах.

Фактически само название «антифриз» происходит от английского  «antifreeze», то есть незамерзающая. Указанные составы быстро вытеснили воду из жидкостных систем охлаждения, тем самым в значительной мере упростились и особенности эксплуатации ТС.

Что касается ТОСОЛа, данная разработка является аналогом западного антифриза, только была разработана на территории бывшего СССР. Указанный тип ОЖ изначально создавался для автомобилей ВАЗ, при этом торговая марка не регистрировалась.

Сегодня многие изготовители охлаждающих жидкостей на территории СНГ используют широко известное название ТОСОЛ для своих продуктов, однако эксплуатационные свойства жидкостей могут отличаться по причине наличия разных присадок и дополнительных компонентов.

Особенности антифриза и практическая эксплуатация

Отметим, что в двигателях современных авто  чаще всего используются жидкости-антифризы, в основе которых лежит гликолевая основа. Если просто, такая незамерзающая жидкость представляет собой смесь воды и этиленгликоля. Также встречаются ОЖ, в которых используется пропиленгликоль, при этом смешивать этиленгликолевые ОЖ с пропиленгликолевыми не рекомендуется.

На практике этиленгликоль или моноэтиленгликоль представляет собой маслянистую жидкость желтоватого оттенка. Жидкость не имеет запаха, отличается незначительной вязкостью, имеет среднюю плотность и температуру кипения около 200 градусов по Цельсию. При этом температура кристаллизации (замерзания) составляет чуть менее -12 градусов.

Если этиленгликоль или раствор этиленгликоля с водой нагреть, происходит значительное расширение. Чтобы систему не «разрывало» от избыточного давления,  в устройство был добавлен расширительный бачок системы охлаждения, который имеет отметки «мин» и «макс». По ним определяется необходимый уровень ОЖ.

Также важно учитывать, что этиленгликоль и его растворы  весьма агрессивны, способны вызвать сильную коррозию деталей из стали, алюминия, чугуна, меди или латуни. Параллельно с этим отмечается повышенная токсичность этиленгликоля и его крайне негативное воздействие на живые организмы. Другими словами, это сильный и опасный яд!

Что касается пропиленгликолей, они имеют схожие свойства с этиленгликолями, но при этом не столь токсичны. Однако пропиленгликоль намного дороже в производстве, в результате чего его конечная стоимость ощутимо выше. Также при низких температурах пропиленгликоль становится более вязким, текучесть у него хуже.

По указанным выше причинам в составе ОЖ в обязательном порядке используется целый пакет активных дополнительных присадок, которые обеспечивают антикоррозионные, защитные и моющие свойства, препятствуют вспениванию, стабилизируют жидкость, подкрашивают раствор, придают характерный узнаваемый запах и т.д. Также присадки несколько снижают токсичность.

Вернемся к использованию антифризов. Необходимость смешивать этиленгликоль или пропиленгликоль с дистиллированной водой продиктована тем, что температура замерзания такого раствора напрямую зависит от пропорций этих двух составляющих.

Простыми словами, вода замерзает при ноле, этиленгликоль при -12, однако их смешивание в разных пропорциях позволяет создать растворы, у которых порог замерзания составляет от 0 до -70 градусов и даже выше. Также соотношение гликоля и воды влияет на температуру кипения раствора.

Если не вдаваться в подробности, на практике самой низкой температуры замерзания можно добиться, если в составе будет чуть менее 67 % этиленгликоля, который разбавили 33% воды. При этом одинаковую или очень близкую температуру замерзания можно получить при разных соотношениях воды и концентрата.

Что касается практической эксплуатации, как правило, автомобилисты при замене ОЖ во многих регионах зачастую используют простую схему, разбавляя концентрат антифриза водой в пропорциях 60/40.  Обратите внимание, это общее руководство, перед приготовлением раствора ознакомьтесь с отдельными рекомендациями того или иного производителя антифриза на упаковке.

Чтобы проверить соотношение этиленгликоля и воды в растворе дополнительно измеряется плотность. Для этого чаще всего используется ареометр. На основании полученных данных можно сделать вывод о том, каково содержание этиленгликоля и определить температуру кристаллизации.

 Смешивание антифризов и ТОСОЛов

Необходимо отметить, что совместимость различных охлаждающих жидкостей зависит от технических условий их изготовления. Простыми словами,  жидкости могут быть полностью несовместимы или допускается только частичная совместимость.

Дело в том, что каждый производитель использует разные присадки, которые могут  вступать в реакцию, тем самым смесь теряет необходимые свойства, происходит выпадение осадка и целый ряд других нежелательных последствий.

С учетом того, что в процессе эксплуатации периодически возникает необходимость поднять уровень ОЖ в расширительном бачке (вода в составе со временем выкипает), правильнее доливать дистиллированную воду или использовать только ту марку и тип антифриза, который использовался ранее.

Если же возникала аварийная неисправность, тогда оптимально или полностью слить имеющиеся остатки, промыть систему и залить свежую ОЖ в полном объеме, или же доливать антифриз, подходящий по цвету и свойствам.

Что касается норм и стандартов, как правило, отечественные ТОСОЛы должны соответствовать требованиям ГОСТа, при этом отдельно не сертифицируются. Импортные антифризы проходят стандартизацию по SAE и ASTM.

Зарубежные стандарты определяют различные свойства жидкостей на основе этилен или пропиленгликоля, определяя назначение с поправкой на условия эксплуатации. Жидкости делятся на составы для легковых авто, малых грузовиков, большегрузного транспорта, спецтехники и т.д. Отметим, что антифризы по ASTM типа D 3306 допускаются к использованию на легковых ТС отечественного производства.

Также следует учитывать и отдельные спецификации самих автопроизводителей, которые  часто выдвигают ряд собственных требований. В списке различных предписаний крупных концернов следует выделить, что запрещается или крайне не рекомендуется использование антифризов, в которых отмечено наличие всевозможных ингибиторов коррозии, включающих в себя нитриты, фосфаты и т.п.

При этом также  определяются и максимальное содержание силикатов, хлоридов и других компонентов в ОЖ. Следование таким предписаниям позволяет продлить срок службы уплотнений, избежать активного образования накипи, повысить уровень защиты от коррозии.

Когда и почему нужна замена антифриза

Как уже было сказано, антифризы способны оказывать негативное воздействие на детали системы охлаждения и сам двигатель. Для уменьшения степени этого воздействия используются различные присадки. Однако в процессе эксплуатации указанные добавки «срабатываются», то есть содержание присадок и их эффективность работы сокращается.

Если просто, со временем активизируются процессы коррозии, ОЖ начинает сильнее пениться, теплоотвод ухудшается, нарушается температурный режим во время работы ДВС. По этой причине антифризы рекомендуется менять через 2 года, или каждые 50-60 тыс. км. пробега (в зависимости от того, что наступит раньше).

Что касается современных разработок типа антифризов G12 и G12+, срок службы этих жидкостей продлен до 3-4 лет, однако минусом можно считать их более высокую стоимость.

Также охлаждающая жидкость для двигателя ну3ждается в замене в тех случаях, когда в систему охлаждения происходило попадание отработавших газов из цилиндров или в антифризе/тосоле видны следы моторного масла.  Как правило,  причиной подобных неисправностей является пробитая прокладка головки блока  цилиндров, трещины в БЦ или ГБЦ. В любом случае, охлаждающая жидкость в таких условиях будет быстро терять свои полезные свойства.

На необходимость замены ОЖ указывают следующие признаки:

  • появление масляных пятен на поверхности антифриза в расширительном бачке;
  • изменение цвета охлаждающей жидкости, появление горелого запаха;
  • при незначительном понижении наружной температуры в бачке виден осадок, антифриз становится желеобразным и т.п.
  • температура двигателя повышается выше нормы, постоянно работает вентилятор системы охлаждения, мотор находится на грани перегрева;
  • антифриз приобрел коричневато-бурый цвет, стал мутным. Это говорит о том, что жидкость отработала свой ресурс, присадки не выполняют свою функцию, а внутри системы охлаждения протекает активная коррозия элементов и деталей.

Еще отметим, что в случае возникновения аварийных ситуаций в антифриз часто приходится доливать или ОЖ другого производителя, дистиллированную воду сомнительного качества или же обычную проточную. В подобных случаях необходимо добраться до места ремонта, произвести все работы, после чего в обязательном порядке промыть систему охлаждения и только после этого полностью заменить антифриз.

  1. Что касается самого процесса, менять охлаждающую жидкость нужно только на холодном двигателе. После того, как мотор остыл, нужно открутить крышку расширительного бачка или крышку радиатора.
  2. Далее понадобится открыть кран радиатора внутрисалонного отопителя (радиатора печки). Это нужно для того, чтобы удалить возможные остатки жидкости в радиаторе и патрубках к нему.
  3. Затем следует открутить сливные пробки в радиаторе системы охлаждения автомобиля, а также пробку в блоке цилиндров.
  4. После этого ОЖ сливается в заранее приготовленную емкость, после чего пробки можно закрутить.

Учтите, при работе с ОЖ важно понимать, что этиленгликоль является сильным ядом, а также способен попадать в организм даже через кожные покровы. Небольшой дозы этиленгликоля при приеме внутрь достаточно для сильнейшего отравления и наступления смерти!

Также этиленгликоль имеет сладковатый привкус, его необходимо держать в недоступном для детей месте. Запрещено разливать этиленгликоль или пропиленгликоль, так как жидкость опасна для животных. Запрещается выливать антифриз в водоемы, сливать на землю или в канализацию!

  1. Завершающим этапом будет заливка в расширительный бачок свежей жидкости. Заливать ОЖ нужно медленно и аккуратно, чтобы избежать образования воздушных пробок в системе.
  2. По окончании процедуры крышку бачка и/или радиатора закручивают, затем двигатель можно запускать. После запуска агрегат прогревается на ХХ до рабочей температуры (на многих авто до срабатывания вентилятора).
  3. Теперь двигатель нужно остановить и дать ему остыть, после чего крышку бачка снова открывают и доливают ОЖ по уровню (в случае его снижения).

Если же говорить о промывке системы охлаждения и радиатора, во время плановых регулярных замен антифриза одной и той же марки/типа, тогда будет достаточно промыть всю систему обычной дистиллированной водой. В крайнем случае, можно заранее прокипятить проточную воду, после чего использовать ее для промывки.

В случаях, когда осуществляется переход с ТОСОЛа на антифриз, с воды на ТОСОЛ, с антифриза одного цвета на другой тип ОЖ или же просто меняется грязный антифриз и т.п., тогда систему нужно очищать более тщательно. Это значит, что потребуется отдельно удалять  возможные или явные отложения, накипь, ржавчину, продукты распада присадок в старом антифризе и т.д.

Как правило, для очистки используются специальные готовые составы-очистители системы охлаждения двигателя. Такие составы комплексные, имеют ингибиторы коррозии, хорошо удаляют накипь и отложения.  Также автолюбители для промывки используют различные водно-кислотные растворы самостоятельного приготовления, однако на современных ДВС использование таких решений не рекомендуется.

Общие порядок действий для промывки системы охлаждения следующий:

  • после слива ОЖ из системы производится заливка промывочной жидкости. Затем двигатель запускают, после чего агрегат работает определенное количество времени (обычно 20-40 мин.).
  • Далее промывку сливают, оценивая степень загрязненности сливаемой жидкости. Процедуру повторяют до тех пор, пока вытекающая промывка не станет чистой.
  • По окончании в систему заливается дистиллированная вода, двигатель снова прогревается до рабочих температур, потом воду сливают. Это необходимо для удаления остатков промывки. Затем можно заливать свежий антифриз без риска потери его свойств в результате контакта с остатками промывки.
  • Еще отметим, что хотя вымыть остатки очистителя в системе охлаждения можно и за один раз, опытные водители рекомендуют как минимум дважды промывать систему дистиллированной водой.

Советы и рекомендации

В процессе эксплуатации уровень антифриза в расширительном бачке понижается даже тогда, когда система герметична. Дело в том, что имеет место испарение воды. В бачок нужно доливать дистиллированную воду (в крайнем случае, обычную и хорошо прокипяченную не мене 30-40 минут).

Если же произошла утечка антифриза, тогда компенсировать потери одной водой уже нельзя. Другими словами, нужно доливать охлаждающую жидкость, причем учитывая то, что многие ОЖ между собой не смешиваются.

Оптимально для долива иметь в запасе концентрат и дистиллированную воду, смешивая жидкости в указанной производителем пропорции. Что касается уже готовых антифризов, старайтесь избегать приобретения подобных составов на авторынках или у частных лиц, которые реализуют подобную продукцию вдоль трасс.

Отмечены частые случаи, когда вместо ОЖ продавалась подкрашенная проточная вода, антифриз-отработка и т.п. По этой причине правильным решением будет покупка охлаждающей жидкости в специализированных автомагазинах.

Еще отметим, что чистый неразбавленный водой концентрат использовать в системе охлаждения двигателя  запрещено. Как уже говорилось,  этиленгликоль с пакетом присадок замерзает при отрицательных температурах около -12 градусов.

Получается, концентрат попросту замерзнет в системе, так как без разбавления водой его нельзя считать готовым к использованию продуктом. Что касается пропорций, необходимо изучать этикетку на упаковке с концентратом. Обычно производители сами отдельно указывают, что лить в радиатор или бачок на разных авто, сколько концентрата и воды нужно, а также как их смешивать для того, чтобы получить желаемую температуру замерзания охлаждающей жидкости.

Параллельно отметим, что на территории СНГ участились случаи подделки антифризов известных брендов. По этой причине внимательно осматривайте канистру. Тара должна быть качественно изготовлена, все наклейки и этикетки должны иметь четкий шрифт и располагаться на канистре ровно.

На канистре должен быть указан номер партии, производитель, а также рекомендации о том, как правильно разбавлять антифриз (в случае с концентратом) или использовать уже готовый продукт. Также указывается температура кипения, температура замерзания, дата изготовления, срок годности и другая важная информация.

Отдельного внимания заслуживает и пробка. Обычно изготовители используют крышки с одноразовой пломбой. Дополнительно для лучшей защиты от фальсификата может присутствовать наклейка-голограмма и т.п.

Необходимо удостовериться в целостности пломбы, зубчатое кольцо должно плотно прилегать к горловине, не прокручиваться. Сама крышка не должна быть приклеена к горловине. Также канистра должна быть герметичной, не допускается наличие утечек  жидкости или выхода воздуха из-под крышки при переворачивании или нажатии.

Напоследок отметим, что многие производители используют тару из прозрачного или полупрозрачного пластика, позволяя оценить цвет и состояние жидкости в канистре. При встряхивании канистры с ОЖ должна образоваться пена, которая оседает через пару секунд в канистре с готовой к применению жидкостью, а также через 4-5 сек. в случае с неразбавленным концентратом.

Если при осмотре замечено, что жидкость помутнела, пенообразование высокое, просматривается осадок на дне или общий цвет антифриза вызывает подозрения, тогда от такой покупки лучше воздержаться.

Читайте также

Обслуживание системы охлаждения вашего двигателя


Дом, Библиотека по ремонту автомобилей, Автозапчасти, Аксессуары, Инструменты, Руководства и книги, Автомобильный БЛОГ, Ссылки, Указатель

Copyright AA1Car Адаптировано из статьи, написанной Ларри Карли для журнала Underhood Service

Знаете ли вы, что до трети тепловой энергии, производимой двигателем внутреннего сгорания, превращается в отходящее тепло в системе охлаждения? При сжигании галлона бензина выделяется от 19 000 до 20 000 БТЕ тепловой энергии, чего достаточно, чтобы вскипятить более 120 галлонов воды! Таким образом, два или около того галлона охлаждающей жидкости, которые циркулируют в типичной автомобильной системе охлаждения, должны отводить много тепла.Радиатор также должен быть достаточно эффективным для отвода тепла, в противном случае БТЕ начнут резервное копирование и приведет к перегреву двигателя.

Таким образом, эффективная система охлаждения требует нескольких вещей: достаточного количества охлаждающей жидкости, эффективного теплообменника, вентилятора для протягивания воздуха через радиатор на низких скоростях, водяного насоса для поддержания движения охлаждающей жидкости и термостата для регулирования температуры. рабочая температура двигателя для хорошей производительности, экономии топлива и выбросов.Охлаждающая жидкость также должна содержать правильную смесь воды и антифриза для обеспечения адекватной защиты от замерзания и кипения, а также надлежащее количество ингибиторов коррозии для защиты от ржавчины, окисления и электролиза.

Для поддержания системы охлаждения в хорошем рабочем состоянии важно регулярно проверять уровень, прочность и состояние охлаждающей жидкости, а также заменять или утилизировать охлаждающую жидкость до того, как защитные присадки будут полностью израсходованы.

Согласно U.С. Департамента транспорта, отказ системы охлаждения — основная причина механических поломок на трассе. А согласно многочисленным исследованиям вторичного рынка, которые проводились на протяжении многих лет, пренебрежение охлаждающей жидкостью является одной из основных причин поломок системы охлаждения.


Бачок охлаждающей жидкости обычно прозрачный с ПОЛНЫМ и НИЗКИМ отметки на стороне (или HOT FULL и COLD FULL).
Поддерживайте уровень охлаждающей жидкости близким к отметке FULL. Добавьте охлаждающую жидкость, если уровень низкий.Не перелей.

Проверить уровень охлаждающей жидкости

Одной из причин регулярной проверки уровня охлаждающей жидкости является обнаружение утечек, которые могут привести к перегреву. Уровень следует проверять в бачке охлаждающей жидкости, а не в радиаторе, потому что радиатор откачивает охлаждающую жидкость из бачка, когда это необходимо.

Большинство автомобилей со временем теряют немного охлаждающей жидкости из-за испарения из резервуара. Но значительная потеря охлаждающей жидкости за относительно короткий период времени обычно сигнализирует об утечке, о том, что крышка радиатора не выдерживает давления, или о том, что система охлаждения работает слишком горячо.Визуально проверьте радиатор, водяной насос, шланги, пробки замораживания и т. Д. На предмет внешних утечек, а затем проверьте под давлением радиатор и крышку, чтобы определить, куда уходит охлаждающая жидкость. Герметичная система должна поддерживать максимальное номинальное давление не менее двух минут без падения показаний манометра.

Если вы не видите никаких видимых утечек, а система удерживает давление, убедитесь, что крышка исправна и имеет правильное номинальное давление для применения (кто-то, возможно, заменил ее не той крышкой).Все еще не можете найти, куда уходит охлаждающая жидкость? Проверить щуп автоматической коробки передач. Негерметичный контур маслоохладителя ATF в радиаторе может привести к перемешиванию жидкости ATF и охлаждающей жидкости.

Если система не удерживает давление, вы обнаружили внутреннюю утечку. Теперь нужно выяснить где. Проверить уровень и внешний вид масла по щупу на предмет загрязнения охлаждающей жидкости в картере. Более высокий, чем обычно, уровень масла и / или пенистый вид масла или капель охлаждающей жидкости на масляном щупе говорят о том, что у двигателя негерметичная прокладка головки блока цилиндров или треснувший блок.Утечка охлаждающей жидкости в камеру сгорания через прокладку головки блока цилиндров или через трещину в головке блока цилиндров часто приводит к загрязнению свечи зажигания и датчику кислорода. Силикатные ингибиторы коррозии в обычных антифризах отравят датчик O2, поэтому планируйте замену датчика (ов), если это произошло.

Если утечек не обнаружено, потеря охлаждающей жидкости может быть связана с длительным пренебрежением или временным перегревом. Ваш двигатель недавно перегревался? Неисправный охлаждающий вентилятор, проскальзывание приводного ремня, ограничение выпуска (засорение преобразователя) или даже перегрузка двигателя могли привести к перегреву системы и ее выкипанию.

Проверить прочность
Проверка прочности охлаждающей жидкости для определения концентрации антифриза в охлаждающей жидкости так же важна для езды в жаркую погоду, как и для холодной погоды. Смесь этиленгликоля (EG) и воды в соотношении 50/50 обеспечит защиту от кипения до примерно 255 градусов F с крышкой 15 psi и защиту от замерзания до -34 градусов F. Для сравнения, смесь пропилена 50/50 гликоль (PG) антифриз и вода обеспечат защиту от кипения до 257 градусов F и защиту от замерзания до -26 градусов F.

Увеличение концентрации антифриза в охлаждающей жидкости приведет к повышению ее температуры кипения и снижению точки замерзания. Даже в этом случае максимальную концентрацию антифриза обычно следует ограничивать 65–70%, потому что слишком много антифриза и недостаточное количество воды снижает способность охлаждающей жидкости переносить тепло, что увеличивает риск перегрева в жаркую погоду.

Еще нужно иметь в виду, что антифризы EG и PG имеют немного разные удельные веса (плотности), поэтому при проверке охлаждающей жидкости убедитесь, что вы используете правильный тип ареометра, рефрактометра или тест-полоски.


Химические тест-полоски могут определить как прочность, так и состояние охлаждающей жидкости.
Добавьте антифриз, если крепость низкая. Замените охлаждающую жидкость, если степень защиты от коррозии пограничная или низкая.

Проверка состояния
О состоянии охлаждающей жидкости нельзя судить только по внешнему виду. Он может выглядеть как новый, но если химический состав не подходит, охлаждающая жидкость может стать потенциальной бомбой замедленного действия, которая только и ждет, чтобы вызвать проблемы.

Большая часть антифриза на 95% состоит из этиленгликоля по весу, а остальное — ингибиторы коррозии и другие добавки.Время и тепло в конечном итоге истощают защитные присадки, делая систему уязвимой для внутренней коррозии. Этиленгликоль никогда не изнашивается, но присадки изнашиваются, поэтому охлаждающую жидкость необходимо заменить или переработать после стольких миль пробега. Сохранение охлаждающей жидкости до дыма особенно важно для автомобилей с биметаллическими двигателями (железный блок и алюминиевые головки) и с алюминиевыми радиаторами, потому что алюминий корродирует быстрее, чем железо, когда химический состав охлаждающей жидкости становится кислым.


Сильная коррозия из-за небрежного отношения к охлаждающей жидкости внутри радиатора из меди / латуни.

Старое правило замены охлаждающей жидкости каждые два года или 30 000 миль все еще действует для «обычных» зеленых и желтых охлаждающих жидкостей. Но то же самое относится и к системам, заполненным охлаждающей жидкостью с длительным сроком службы, которая могла быть загрязнена обычной охлаждающей жидкостью. Если смешать долговечный и обычный антифриз, взаимодействие между пакетами присадок может сократить срок службы долговечного антифриза с пяти лет / 150 000 миль до срока службы обычного антифриза.

К сожалению, трудно сказать, была ли система, заполненная долговечным антифризом, долита или смешана с обычным антифризом.Dex-Cool в автомобилях General Motors окрашен в оранжевый цвет, чтобы отличить его от обычной охлаждающей жидкости, но для заметного изменения цвета требуется много зеленой или желтой охлаждающей жидкости. В случае сомнений всегда безопаснее проявить осторожность и сократить интервал обслуживания.

Лучший способ проверить состояние антифриза — это использовать химическую тест-полоску, которая показывает, какой запас щелочности (предотвращающий коррозию) остается в охлаждающей жидкости. Тест-полоска меняет цвет при погружении в охлаждающую жидкость, что позволяет сравнить цвет со справочной таблицей для определения состояния охлаждающей жидкости.Если хладагент плохой или близок к предельному, замените или утилизируйте его.

Rejuvenating The Coolant
Есть три способа омоложения охлаждающей жидкости:

1. Переработайте. Отнесите свой автомобиль в магазин, предлагающий услуги по переработке охлаждающей жидкости. Машины для вторичной переработки могут фильтровать, очищать и восстанавливать старую охлаждающую жидкость до нового состояния. Одним из основных преимуществ утилизации является то, что она уменьшает проблемы с удалением опасных отходов за счет концентрации вредных загрязнителей.

2. Лечить. Доступны химические добавки, которые заявляют, что восстанавливают защиту от коррозии без необходимости замены антифриза. Но, как вам скажет любой химик охлаждающей жидкости, такие добавки представляют собой ружье, которое может дать или не достичь желаемых результатов.

Одной из добавок, которые можно использовать для профилактического обслуживания, является герметик для системы охлаждения. Он должен быть такого типа, который «плавится» и циркулирует с горячим теплоносителем. Bars Leak — лучший выбор здесь. Пока герметик остается в системе, он будет перекрывать любые небольшие утечки, которые могут возникнуть (например, проколы в сердечнике нагревателя или просачивание в прокладке головки).Герметики также могут предотвратить утечки пористости в алюминиевых головках, впускных коллекторах и блоках. Вот почему многие производители двигателей помещают внутрь своих двигателей несколько кубиков герметика. По опыту они знают, что это снижает риск возврата, предотвращая утечки охлаждающей жидкости через систему охлаждения.

3. Промойте и замените. Промывка является обязательной при сливе и заправке системы охлаждения, поскольку при промывке удаляется большая часть старой охлаждающей жидкости из блока цилиндров. Это также помогает удалить накопившиеся отложения, которые могут закупоривать сердечники нагревателя, радиаторы и мешать нормальной передаче тепла.Просто слейте воду из радиатора, и в двигателе может остаться 30-50% старой охлаждающей жидкости.

Если охлаждающая жидкость содержит отложения или есть признаки накопления накипи в радиаторе или двигателе, следует использовать химический очиститель для удаления нежелательных отложений.

Радиаторы
Уход за охлаждающей жидкостью имеет большое значение для продления срока службы радиатора и других компонентов системы охлаждения. Но если охлаждающая жидкость не обслуживается, коррозия в конечном итоге возьмет верх и поразит внутренности системы.Наиболее уязвимыми компонентами являются радиатор и сердечник нагревателя, особенно медно-латунные теплообменники с пайкой свинцом в старых автомобилях. Но алюминиевые радиаторы и сердечники обогревателя тоже уязвимы для атак.

Отсутствие обслуживания также может привести к накоплению ржавчины и окалины, которые могут засорить радиатор или сердцевину нагревателя. Теплообменники с очень маленькими проходами особенно подвержены подобным проблемам. После засорения теплообменники трудно чистить, и обычно требуется их замена.

Средний срок службы радиатора OEM из меди / латуни составляет от шести до 10 лет и от восьми до 12 лет для алюминия. Но даже при хорошем уходе радиаторы могут выйти из строя по разным причинам, включая вибрацию, механическое напряжение и физические повреждения. Усталостные трещины могут возникать там, где впускные и выпускные фитинги соединяются с концевыми резервуарами, вдоль соединений резервуара / трубного коллектора или в местах крепления опорных кронштейнов радиатора к радиатору.

Избыточный нагрев может убить и радиатор. Машины с пластиковыми торцевыми бачками могут быть повреждены паровой эрозией, если уровень охлаждающей жидкости станет низким и двигатель перегреется.Белые отложения на внутренней стороне пластикового резервуара указывают на повреждение паром.


Алюминиевые радиаторы обычно более устойчивы к коррозии, чем медь / латунь, и они лучше охлаждаются.

Сменные радиаторы доступны в различных стилях и из различных материалов. Здесь важно убедиться, что новый радиатор охлаждается так же (или лучше), чем оригинальный. Сравните номинальные значения БТЕ, чтобы убедиться, что замена выдерживает высокую температуру. Некоторые заменяемые радиаторы по «недорогой цене» срезают углы, чтобы снизить стоимость, и могут охлаждаться не так хорошо, как оригинал.При нормальном вождении это может не быть проблемой, но при большой нагрузке или в необычно жаркую погоду это может увеличить риск перегрева.

Когда дело доходит до охлаждающей способности, может быть хорошей идеей обновить систему, особенно если автомобиль в жаркую погоду много времени простаивает в пробке, тянет с собой прицеп или едет по бездорожью. «Сверхмощные» или высокопроизводительные радиаторы для вторичного рынка обычно имеют дополнительные ряды трубок, увеличенную толщину и / или более эффективную конструкцию ребер и трубок для улучшения характеристик охлаждения.

Для некоторых применений у вас также может быть выбор между заменяемым радиатором или сердечником нагревателя из алюминия или меди / латуни. Алюминий — наиболее распространенный материал для новых применений (почти 90% всех новых автомобилей), а медь / латунь — наиболее распространенный материал для старых легковых и грузовых автомобилей. Медь / латунь использовались почти исключительно до 1980-х годов, когда преимущества алюминия в плане экономии веса и защиты окружающей среды (отсутствие свинцового припоя) вывели его на первый план. Некоторые говорят, что медь / латунь охлаждают лучше, чем алюминий, но эффективность охлаждения больше зависит от конструкции радиатора, чем от материалов, из которых он изготовлен.Самый безопасный подход — использовать теплообменник того же типа, что и оригинальный.

При замене радиатора сравните его ширину, высоту и толщину, чтобы увидеть, потребуются ли какие-либо модификации, чтобы подогнать его по размеру (будем надеяться, что ничего не потребуется). Радиаторы вторичного рынка не всегда могут точно совпадать с оригиналом из-за уплотнения (особенно, если радиатор из меди / латуни заменяется на радиатор из алюминия или наоборот). Но если размер и расположение шланговых соединений одинаковы или похожи, это не должно создавать проблем с установкой.

На некоторых новых автомобилях радиатор является частью «охлаждающего модуля», который включает в себя конденсатор кондиционера и вентилятор. Некоторые из них бывает трудно удалить, и, возможно, придется выходить снизу, а не сверху. Отделение радиатора от других компонентов также может оказаться сложной задачей. А если это действительно новый автомобиль, радиатор может еще не быть доступен как отдельный элемент, а это означает, что вам придется заменить весь модуль за дополнительную плату.

Другие элементы системы охлаждения, которые также могут нуждаться в замене при замене радиатора, включают верхние и нижние шланги радиатора, шланги обогревателя, хомуты для шлангов, водяной насос, муфту вентилятора (на старых автомобилях с вентиляторами с насосом) и приводные ремни.

Нельзя повторно использовать старую крышку радиатора, если она не прошла испытание под давлением. Фактически, большинство производителей радиаторов говорят, что при замене радиатора всегда следует использовать новую крышку. Новая крышка должна иметь такое же номинальное давление, что и исходная.

Если двигатель перегрелся, термостат также следует заменить в качестве меры предосторожности, чтобы исключить риск повторного выкипания. Перегрев часто приводит к повреждению воскового элемента внутри термостата. Также следует проверить датчик охлаждающей жидкости, чтобы убедиться, что он не поврежден.Осмотрите корпус термостата и замените его, если он сильно корродирован, деформирован или потрескался. для получения дополнительной информации см. раздел «Как диагностировать и заменить термостат».

При заправке системы используйте смесь антифриза и дистиллированной или деионизированной воды в соотношении 50/50. Жесткая вода, содержащая растворенные минералы, сокращает срок службы пакета присадок в антифризе. Также следует избегать умягченной воды, потому что она содержит соль (хлорид натрия), которая увеличивает риск электролитической коррозии.

Наконец, самая сложная часть замены радиатора (или любого другого компонента в системе охлаждения) — это удалить весь воздух, когда система заправлена ​​охлаждающей жидкостью. На некоторых автомобилях есть спускные винты для удаления застрявшего воздуха. Тем, кто этого не делает, возможно, придется ослабить и отрыгнуть шланг обогревателя, чтобы выпустить захваченный воздух.


Это небольшое отверстие позволяет воздуху, находящемуся под термостатом, выходить из двигателя.
Это упрощает повторное наполнение системы охлаждения.

Совет по обслуживанию: Если двигатель перегревается после заправки системы охлаждения, возможно, под термостатом находится некоторое количество воздуха. Уловка старого механика состоит в том, чтобы взять небольшое сверло (3/32 дюйма) и просверлить вентиляционное отверстие во фланце термостата перед установкой термостата. Это позволит воздуху проходить через термостат. Некоторые сменные термостаты уже имеют эту функцию и называются термостатами с «подвижным стержнем», потому что в вентиляционном отверстии есть небольшой стержень для уплотнения давления, а также для выпуска воздуха.





Другие статьи о системе охлаждения:

Обслуживание и ремонт системы охлаждения

Неисправность охлаждающей жидкости

Поиск и устранение утечек охлаждающей жидкости

Электролизная коррозия системы охлаждения (причины и способы устранения)

Ремонт и замена радиатора

Контрольная лампа температуры

Перегрев: причины и способы устранения

Как диагностировать и Замените термостат

Датчики охлаждающей жидкости

Устранение неполадок электрического вентилятора охлаждения

Устранение неполадок муфты охлаждающего вентилятора

Диагностика и замена водяного насоса

Устранение проблем с охлаждением, связанных с температурой

Ремонт ремня и шланга

Проверки охлаждающей жидкости

Универсальная охлаждающая жидкость: один антифриз для всех?

Переработка охлаждающей жидкости

Ремонт нагревателя

Нажмите здесь, чтобы увидеть больше технических статей Carley Automotive

Проверьте свои знания автомобильной системы охлаждения:

Тест самопроверки системы охлаждения
Не забудьте посетить другие наши веб-сайты:

Auto Repair Yourself

Carley Automotive Software

OBD2HELP

Random-Misfire

ScanToolCompanion

ScanToolHelp

TROUBLE-CO

Система охлаждения — определение системы охлаждения по The Free Dictionary

По словам г-жи Кейси, после полной перестройки здания они изо всех сил пытались найти систему охлаждения, которая подходила бы для подвала в 40-летнем здании.Корпорация Emirates Central Cooling Systems Corporation (Empower), крупнейший в мире поставщик услуг централизованного охлаждения, объявила о распространении в сотрудничестве с Американским обществом инженеров по отоплению, охлаждению и кондиционированию воздуха (ASHRAE) бесплатные копии «Руководства по централизованному охлаждению для владельцев зданий», во все университеты, имеющие факультеты машиностроения, в Дубае и на всей территории ОАЭ. ДУБАЙ, 28 июля 2019 г. (WAM) — Emirates Central Cooling Systems Corporation, Empower, в сотрудничестве с Американским обществом инженеров по отоплению, охлаждению и кондиционированию воздуха, ASHRAE , распространила бесплатные экземпляры «Руководства по районному охлаждению для владельцев зданий» во все университеты, имеющие машиностроительный факультет в Дубае и в ОАЭ.Следовательно, Emirates Central Cooling Systems Corporation (Empower), крупнейший в мире поставщик услуг централизованного охлаждения, играет важную роль во внедрении систем централизованного охлаждения на местном и международном уровнях. Контракт на систему охлаждения поддерживает недавнюю награду от правительства США компании General Dynamics Land Systems с в планах на будущее закупить более 2100 таких новых систем охлаждения на сумму более 250 миллионов долларов США. Новый дизайн системы охлаждения Apple помогает снизить температуру, создаваемую компонентами внутри HomePod, что в конечном итоге помогает улучшить его возможности воспроизведения звука, а также улучшить возможности Siri слышать команды или запросы и отвечать на них.В предыдущем исследовании (Aizawa 2018) мы предложили серверную комнату с зонами, основанными на плотности тепла (высокая, средняя или низкая), и систему охлаждения, использующую наружный воздух. Этот продукт представляет собой систему охлаждения, предназначенную для эффективного и равномерного охлаждения серверов. полностью погрузив их в охлаждающую жидкость. Система охлаждения Frigel Intelligent Process Cooling быстро продемонстрировала способность помогать компании в достижении производственных и бизнес-целей с меньшим расходом воды, меньшим потреблением энергии, уменьшением использования химикатов и затрат, более быстрой заменой пресс-форм и меньшими потребностями для текущего обслуживания.После того, как система охлаждения будет полностью осушена и охлаждающая жидкость удалена из радиатора, добавьте смесь Thermocure и воды в радиатор. При обращении к исполнительному директору Файяз Лодхи подтвердил, что система охлаждения больницы находится в порядке, и добавил, что администрация больницы принимает меры на наличие денежных средств.Профессиональная инжиниринговая фирма провела испытания работы зонированной системы охлаждения после завершения проекта 17 июля 2013 года. Система автоматического охлаждения

vs.Кондиционер — в чем разница?

Когда дело доходит до охлаждения автомобиля, многие думают, что это единая система, работающая для регулирования температуры как двигателя, так и салона, но на самом деле это не так. В вашем автомобиле используются две разные системы охлаждения: одна для охлаждения двигателя, а другая — для охлаждения. И система охлаждения автомобиля, и кондиционер автомобиля имеют решающее значение для безопасной и комфортной езды, особенно в Шугар Ленд в летнее время!

Автомобильная система охлаждения

Двигатель под капотом может сильно нагреваться.Системы охлаждения помогают управлять этими температурами и предотвращают попадание указателя температуры в ужасную красную зону. Системы охлаждения не сильно изменились по сравнению с автомобилями 40-х и 50-х годов. Основная идея охлаждения двигателя состоит в том, что жидкая охлаждающая жидкость двигателя циркулирует по двигателю, затем выходит из радиатора и охлаждается воздушным потоком, проходящим через переднюю решетку транспортного средства.

Независимо от того, достигает ли температура трехзначного числа или опускается ниже нуля, ваш двигатель должен поддерживать среднюю температуру.Если температура двигателя слишком низкая, пострадает экономия топлива и увеличатся выбросы, а если он станет слишком горячим, ваш двигатель заблокируется, и ваш автомобиль остановится.

Автомобильная система переменного тока

Система переменного тока отличается; Эта система работает, чтобы охладить салон автомобиля и поддерживать микроклимат в салоне на комфортной температуре для вас и ваших пассажиров.

Система кондиционирования вашего автомобиля гораздо глубже, чем циферблаты и вентиляционные отверстия. Его можно разделить на четыре различных компонента:

  • Компрессор — насос с ременным приводом, прикрепленный к двигателю и отвечающий за сжатие и перекачку хладагента.
  • Конденсатор — Забирает горячие сжатые газы из верхней части конденсатора и затем охлаждает их. По мере охлаждения газ конденсируется и выходит из нижней части конденсатора в виде жидкости под высоким давлением.
  • Испаритель — в первую очередь предназначен для отвода тепла изнутри вашего автомобиля; он также может использоваться как осушитель воздуха в условиях высокой влажности.
  • Устройство регулирования давления — Регулирует температуру испарителя путем регулирования давления хладагента.

Контроль этих систем

Теперь, когда вы знаете разницу между этими двумя системами, вы можете предпринять необходимые шаги для их проверки и поддержания их в рабочем состоянии.

Если у вас есть опыт в базовой проверке и ремонте автомеханики и у вас есть подходящие инструменты, возможно, вам будет интересно провести некоторые из этих проверок самостоятельно. Но если вы в чем-то не уверены, всегда лучше, чтобы за вас это сделал эксперт.

Как проверить систему охлаждения вашего автомобиля

Национальная ассоциация обслуживания автомобильных радиаторов (NARSA) предлагает эту семиточечную проверку системы охлаждения двигателя:

  • Осмотрите все компоненты системы охлаждения, включая ремни и шланги.
  • Проведите тест крышки радиатора, чтобы проверить давление в системе. (Как правило, давление должно составлять около 15 фунтов на квадратный дюйм, но это зависит от автомобиля — обратитесь к руководству пользователя). Это проверка на внутреннюю потерю охлаждающей жидкости.
  • Проверка термостата на правильность открытия и закрытия.
  • Испытание давлением для выявления внешних утечек в деталях системы охлаждения, включая радиатор, водяной насос, каналы охлаждающей жидкости двигателя, шланги радиатора и нагревателя, а также сердечник нагревателя. Лучше всего это сделать с помощью набора для проверки системы охлаждения и / или заправки.
  • Внутренняя проверка герметичности для проверки утечки продуктов сгорания в систему охлаждения. Отдельный тестер может быть применен к утечкам дымовых газов через вспомогательные трубопроводы и газовые линии.
  • Проверка вентилятора двигателя на исправность. Если вентилятор ручной, вы можете выполнить визуальный тест, чтобы убедиться, что вентилятор находится в хорошем состоянии и надежно закреплен. Если вентилятор электрический, вам нужно будет использовать вольтметр, чтобы определить, получает ли вентилятор нужное количество электроэнергии.
  • Промывка и заправка системы под давлением в соответствии с рекомендованной производителем концентрацией охлаждающей жидкости.

Как проверить систему кондиционирования вашего автомобиля

Не существует конкретных сроков, когда вам следует проверять систему кондиционирования вашего автомобиля. Большинство людей ждут до лета, но мы рекомендуем сделать это, пока на улице не стало слишком жарко. Если вам кажется, что температура слишком высока, возможно, сейчас самое время проверить кондиционер.

  • Откачайте хладагент (фреон) из системы — это частая причина неисправных кондиционеров.
  • Заправьте систему подходящим хладагентом до точной емкости, указанной в технических характеристиках производителя.
  • Если замена фреона не дает результата, вам нужно будет выполнить любое необходимое обслуживание компрессора, испарителя, конденсатора и электрического управления.

Если по какой-либо из вышеперечисленных проблем вы почесываете голову, лучше попросить сертифицированного специалиста проверить это для вас. Помимо замены уровней фреона и обеспечения бесперебойной работы всех компонентов кондиционера, специалисты по кондиционированию автомобилей в Colony One Auto Center также будут регулярно заменять воздушный фильтр салона.

Эксперты по кондиционированию и охлаждению автомобилей в Шугар Ленд, Техас

Мы обслуживаем обе эти системы для легковых и грузовых автомобилей в Шугар Ленд и прилегающих районах. Этим летом мы позаботимся о том, чтобы вы и ваша машина оставались прохладными. Свяжитесь с нами сегодня, чтобы узнать больше об этих и других услугах, которые мы предлагаем в автоцентре Colony One.

kkmoon.com

  • Продукт
  • Опора
  • VIP Клуб
  • член.войти в систему .
  • Продукт
  • Поддержка
  • VIP Клуб
  • member.loginin
  • Товары для дома

  • Планшетный ПК и мобильный телефон

  • Компьютеры и канцелярские товары

  • Автомобильные аксессуары

  • Испытательное оборудование и инструменты

  • Автокондиционер и обогрев
  • Освещение и лампы для автомобилей
  • Автомобильные манометры
  • Автомобильная система охлаждения
  • Наклейки на автомобиль / Эмблемы / Лицензионные рамки /
  • Внешний вид автомобиля
  • Автомобильные фильтры
  • Воздухозаборник и подача топлива в автомобиль
  • Автомобильные турбины, закись азота и нагнетатели
  • Интерьер автомобиля
  • Автомобильные колеса, шины и запчасти
  • Автомобильные инструменты и принадлежности
  • Запчасти для мотоциклов

Автомобильные кондиционеры и обогреватели

  • Быстрый просмотр

    2 шт. Удаленный ключ чехол для Citroen C1 C4 Peugeot 107207307407206306406

  • Быстрый просмотр

    Anytek A88 2.7-дюймовый автомобильный видеорегистратор 1080P FHD, видеорегистратор, видеорегистратор, автомобильная камера с G-сенсором

  • Быстрый просмотр

    B8 A4L Решетка решетки противотуманных фар бампера Non-sline для Audi A4 2008-2012 Left & Right

  • Быстрый просмотр

    KKmoon Battery Terminal Link Switch Quick-Cut-Off Disconnect Авто Грузовик Автозапчасти — Красный

  • Быстрый просмотр

    Датчик температуры воды KKmoon с датчиком для автомобиля 2 дюйма 52 мм 40 ~ 120 градусов Цельсия Синий светодиодный индикатор

  • Быстрый просмотр

    Радар для парковки автомобилей KKmoon

  • Быстрый просмотр

    Авто доводчик окна

  • Быстрый просмотр

    Steelmate DIY TP-90 TPMS для системы контроля давления в шинах мотоцикла с водонепроницаемым внешним датчиком, беспроводной ЖК-дисплей

  • Быстрый просмотр

    Красивый дизайн интерфейса 7 дюймов Универсальный 2 Din автомобильный DVD / USB / SD-плеер HD Мультимедиа Bluetooth Радио Развлечения

  • Быстрый просмотр

    7-контактная розетка для прицепа Tirol Круглая 7-контактная розетка для тяжелых условий эксплуатации

  • Быстрый просмотр

    Водонепроницаемые наклейки для автомобиля, 3D автомобильная виниловая пленка из углеродного волокна, рулонная пленка для авто

  • Быстрый просмотр

    KKmoon LCD CO Датчик отравления угарным газом Монитор Сигнализация Детектор Белый

  • Быстрый просмотр

    Цифровой датчик температуры масла с датчиком для авто 52 мм 2in LCD 40 ~ 150 градусов Цельсия предупреждающий свет черный

Освещение и лампы для автомобилей

  • Быстрый просмотр

    KKmoon 16 светодиодов 18 режимов мигания Автомобиль Грузовик Аварийная вспышка Даш Строб Свет желтый и белый

  • Быстрый просмотр

    KKmoon 2 шт. 5 дюймов 72 Вт светодиодная панель точечный луч рабочий свет вождение противотуманные фары дорожное освещение для Jeep Car Truck SUV Boat Marine

  • Быстрый просмотр

    2 шт. Удаленный ключ чехол для Citroen C1 C4 Peugeot 107207307407206306406

  • Быстрый просмотр

    Anytek A88 2.7-дюймовый автомобильный видеорегистратор 1080P FHD, видеорегистратор, видеорегистратор, автомобильная камера с G-сенсором

  • Быстрый просмотр

    B8 A4L Решетка решетки противотуманных фар бампера Non-sline для Audi A4 2008-2012 Left & Right

  • Быстрый просмотр

    KKmoon Battery Terminal Link Switch Quick-Cut-Off Disconnect Авто Грузовик Автозапчасти — Красный

  • Быстрый просмотр

    Светодиодные автомобильные рабочие фары KKmoon 27 Вт 4.3-дюймовый круглый точечный луч для Jeep 4×4 Offroad ATV Truck SUV 12V 24V

  • Быстрый просмотр

    KKmoon 4 * 3 LED 12V Авто Интерьер Атмосфера Огни Украшение Лампа Синий

  • Быстрый просмотр

    Датчик температуры воды KKmoon с датчиком для автомобиля 2 дюйма 52 мм 40 ~ 120 градусов Цельсия Синий светодиодный индикатор

  • Быстрый просмотр

    12 В 10×4 Светодиодная лампа для внутреннего освещения автомобиля Водонепроницаемый внутренний светильник на крыше для RV Van Boat Trailer Ярко-белый

  • Быстрый просмотр

    Радар для парковки автомобилей KKmoon

  • Быстрый просмотр

    Авто доводчик окна

  • Быстрый просмотр

    KKmoon 12V-80V 20W Черная светодиодная лампа для фар универсальная для мотоциклов

  • Быстрый просмотр

    Steelmate DIY TP-90 TPMS для системы контроля давления в шинах мотоцикла с водонепроницаемым внешним датчиком, беспроводной ЖК-дисплей

  • Быстрый просмотр

    Красивый дизайн интерфейса 7 дюймов Универсальный 2 Din автомобильный DVD / USB / SD-плеер HD Мультимедиа Bluetooth Радио Развлечения

  • Быстрый просмотр

    7-контактная розетка для прицепа Tirol Круглая 7-контактная розетка для тяжелых условий эксплуатации

  • Быстрый просмотр

    7-дюймовые мотоциклетные фары Круглые светодиодные указатели поворота Синий свет Универсальный

Автомобильные датчики

  • Быстрый просмотр

    KKmoon цифровой датчик давления масла с датчиком для авто 52 мм 2in LCD 0 ~ 120PSI предупреждающий светильник черный

  • Быстрый просмотр

    KKmoon 3.Комплект 5-дюймовых тахометров БЕЛЫЙ светодиодный индикатор 11000 об / мин с регулируемым светом переключения + шаговый двигатель Черный

  • Быстрый просмотр

    2 шт. Удаленный ключ чехол для Citroen C1 C4 Peugeot 107207307407206306406

  • Быстрый просмотр

    Anytek A88 2.7-дюймовый автомобильный видеорегистратор 1080P FHD, видеорегистратор, видеорегистратор, автомобильная камера с G-сенсором

  • Быстрый просмотр

    B8 A4L Решетка решетки противотуманных фар бампера Non-sline для Audi A4 2008-2012 Left & Right

  • Быстрый просмотр

    Регулируемый тахометр KKmoon 1K-11K об / мин Тахометр Алюминиевый сдвиг Голубой / Красный Светодиодный индикатор Черная поверхность

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *