система-надсистема школа- больница- автомобиль- река- планета- Нужно заполнить таблицу — Школьные Знания.com
Умоляю программисты это язык python помогите полностью с заданием пожалуйста!Невнимательный бухгалтер Антон складывает числа быстро, но иногда забывае … т о двух последних разрядах. Напишите программу, которая бы складывала только два последних разряда. Реализуйте программу, которая запрашивает два числа у пользователя. После этого у каждого числа возьмите две последние цифры. Получившиеся два числа сложите и выведите на экран. Пример: Введите первое число: 111 Введите Второе число: 904 Сумма: 15 Что оценивается • результат вычислений корректен; input содержит корректное приглашение для ввода; • переменные имеют значащие названия; пробелы после запятых, пробелы при бинарных операциях.
Меньше среднего.с++.8 класс.Срочно Дан массив A из N элементов. Требуется найти и вывести количество элементов, значение которых меньше среднего арифм … етического значения элементов массива.
Меньше среднего.с++.8 класс.Срочно Дан массив A из N элементов. Требуется найти и вывести количество элементов, значение которых меньше среднего арифм … етического значения элементов массива. Input Со стандартного устройства ввода в первой строке вводится целое число N (1 <= N <=1000) — количество элементов массива. Во второй строке через пробел вводятся N целых чисел — элементы массива A (-1000 <= A i <= 1000).
Output Требуется вывести целое число — количество искомых элементов. Выводить в конце строки пробел не нужно. Sample Input 5 2 4 6 10 8 Sample Output 2 Примечание Среднеe арифметическое значение элементов массива = (Сумма значений всех элементов массива) / (Количество элементов в массиве). В примере среднеe арифметическое значение = (2 + 4 + 6 + 10 + 8) / 5 = 6.Меньше среднего.C++ Дан массив A из N элементов. Требуется найти и вывести количество элементов, значение которых меньше среднего арифметического знач … ения элементов массива. Input Со стандартного устройства ввода в первой строке вводится целое число N (1 <= N <=1000) — количество элементов массива. Во второй строке через пробел вводятся N целых чисел — элементы массива A (-1000 <= A i <= 1000). Output Требуется вывести целое число — количество искомых элементов. Выводить в конце строки пробел не нужно. Sample Input 5 2 4 6 10 8 Sample Output 2 Примечание Среднеe арифметическое значение элементов массива = (Сумма значений всех элементов массива) / (Количество элементов в массиве).
Разбиение на невозрастающие слагаемые, лексикографический порядок Ограничение времени 1 секунда Ограничение памяти 64Mb Ввод стандартный ввод или inpu … t.txt Вывод стандартный вывод или output.txt Дано натуральное число N. Рассмотрим его разбиение на натуральные слагаемые. Два разбиения, отличающихся только порядком слагаемых, будем считать за одно, поэтому можно считать, что слагаемые в разбиении упорядочены по невозрастанию. Формат ввода Задано единственное число N. (N ≤ 40) Формат вывода Необходимо вывести все разбиения числа N на натуральные слагаемые в лексикографическом порядке. Надо на С++
Срочно помогите пожалуйста В кондитерской для детского праздника заказали булочки с разными начинками: с клубникой, маком, корицей, сгущёнкой. В конд … итерской всю готовую продукцию упаковывают в бумагу разных цветов: синюю, жёлтую, зелёную. Булочек с клубникой получилось 4 зелёных, 4 жёлтых и 9 синих упаковок. Булочек с маком — 9 синих, 1 жёлтая, 3 зелёных упаковок. Для булочек со сгущёнкой потребовалось 6 жёлтых и 1 зелёная упаковка. Булочек с корицей 2 синих и 1 зеленая упаковка. В зелёную бумагу можно заворачивать 16 булочек, в синюю — 26, в жёлтую — 19. Сколько всего булочек сделала кондитерская, и сколько булочек было уложено в упаковку каждого вида? Ответ: булочек(-ки) испекла кондитерская, в зелёную бумагу упаковали булочек(-ки), в синюю булочек(-ки) и в жёлтую булочек(-ки).
Золото Python Мудрец ходит по комнате размера n×m клеток. В каждой клетке комнаты лежит заданное количество золота. Проходя по клетке мудрец забирает … всё золото с неё. Зная план комнаты и маршрут мудреца, посчитайте сколько золота он собрал. В задаче не гарантируется, что мудрец не проходил по одной и той же клетке более одного раза. Входные данные Во входных данных описан план комнаты: сначала количество строк n, затем — количество столбцов m (1≤n≤20,1≤m≤20). Затем записано n строк по m чисел в каждой — количество килограммов золота, которое лежит в данной клетке (число от 0 до 50). Далее записано число x — сколько клеток обошел мудрец. Далее записаны координаты этих клеток (координаты клетки — это два числа: первое определяет номер строки, второе — номер столбца), верхняя левая клетка на плане имеет координаты (1,1), правая нижняя — (n,m). Выходные данные Выведите количество килограммов золота, которое собрал мудрец. Примеры Ввод 3 3 1 2 3 4 5 6 7 8 9 5 1 1 1 2 1 1 1 2 1 1 вывод 3
как сделать тип сайта: Адаптированным к компьютеру? На HTML? Я хочу сделать свой блог по программированию и моему сайту как и любому нужна шапка. Я на … страиваю высоту размер но она у меня должна быть как на 1 картинке. Только когда браузер открыт не как у меня а как у обычного человека просто как вы видите на 2 картинке она ужасно выглядет! помогите пожалуйста за ответ дам 30 баллов!!!!!!
Практичное число — это натуральное число n, такое что все меньшие натуральные числа могут быть представлены в виде суммы различных делителей числа n. … Например, 12 является практичным числом, поскольку все числа от 1 до 11 можно представить в виде суммы делителей 1, 2, 3, 4 и 6 этого числа (сами делители равны самим себе): 5 = 3 + 2; 7 = 6 + 1; 8 = 6+; 9 = 6 + 3; 10 = 6 + 3 + 1; 11 = 6 + 3 + 2.
Пользователь вводит список через пробел — последовательность положительных и отрицательных чисел в диапазоне от -100 до 100. Напиши программу, которая … выведет самое минимальное положительное число среди них. Если положительных чисел в списке нет, программа должна вывести «-1».
Целевая и другие системы
В современном системном подходе выделяются следующие виды систем, которые помогают управлять вниманием системного деятеля: целевая система, надсистема, системы обеспечения, системы в окружении, подсистемы[1]. Системы выделяются вниманием, а в курсах системного мышления учат принципам данного выделения и тренируют беглость работы с каждой системой и со всеми с ними вместе. В данном разделе поговорим о каждой системе, однако это не заменит осознанного изучения учебника «Системное мышление 2020», и дальнейшего применения изученных понятий к рабочим проектам.
Целевая система — это главная система, ради которой происходит какая-либо деятельность. Когда говорим о деятеле меняющим мир, то подразумеваем, что он привносит в физическом мире какую-то целевую систему. Целевая система создаётся, чтобы решить проблемы какой-то группы людей[2]. Деятельность деятеля может быть направлена не только на создание новой целевой системы, но на изменение, эксплуатацию или уничтожение целевой системы. Например, для концерна «БМВ» целевой системой может быть автомобиль «i8»[3].
Найти целевую систему не просто, особенно начинающему, потому что нет алгоритма выделения целевых систем. И даже опытный деятель или команда, выделяя целевую систему понимают, что за это решение они будут нести ответственность. Системное мышление лишь помогает не совершить методологические ошибки при выборе целевой системы. Однако, насколько это решение правильно с точки зрения жизни проверяется в конкретном проекте.
Надсистема — это система, в которую физически входит целевая система[4]. Целевая система «автомобиль» может входить в надсистему «поездка», в состав которой также входит водитель и пассажир. Поездка может быть разной, поэтому надсистему необходимо не только определять, но и детально изучать. Главный методологический принцип состоит в том, чтобы проследить физическую вложенность целевой системы в надсистему. Обычно в этом месте студенты, изучающие системное мышление, спотыкаются[5]. Вложенность систем легко увидеть, когда говорят про «железные системы»: мотор является частью автомобиля. Однако, рассматриваемые в системном мышлении системы могут быть более сложными, и поэтому необходимо тренироваться в способности видеть отношение вложенности.
Системы обеспечения — это системы, которые участвуют в задумывании, проектировании, создании, ремонте и эксплуатации целевой системы. Концерт «БМВ», дилеры, продающие и ремонтирующие автомобиль, и утилизаторы — все они являются системами обеспечения для целевой системы автомобиль.
Ещё один пример — доставленная к ужину пицца. В данном случае можно считать доставленную пиццу — целевой системой, а надсистемой — ужин членов семьи. Системой обеспечения будут — повар со всеми своими кулинарными технологиями, доставщик пиццы со своими технологиями и т. п.
Три области интересов непосредственно связаны с основными системами, то есть можно говорить о
- надсистема связана с предпринимательской областью интересов, она же клиентская область[6];
- целевая система связана с инженерной областью интересов, она же область продукта;
- система обеспечения связана с менеджерской областью интересов, она же область предприятия.
С целевой системой разными способами взаимодействуют системы в окружении. Например, для автомобиля системами в окружении будут водитель и пассажир, а также дорога, заправка и т. п. Системы в окружении помогают лучше понять границы целевой системы. В случае с «доставленной к ужину пиццей» системами в окружении будут другие яства и напитки, столовые приборы и т. п.
Понимание систем в окружении позволяет лучше понимать какой должна быть целевая система, а также даёт пишу для размышлений на предмет экспансии бизнеса. Ваша компания может расширить линейку целевых систем за счёт создания систем в окружении. Если вы доставляете пиццу, то вполне можете также доставлять другую еду или напитки. С точки зрения методологии последние станут новыми целевыми системами, однако стоит ли так делать в бизнесе системное мышление не говорит. Вам придётся решать это исходя из предпринимательских прикладных практик.
Подсистемами являются части целевой системы. Для автомобиля подсистемами являются мотор, салон, шасси и т. п. Подсистемы физически входят в целевую систему, в свою очередь целевая система является подсистемой для надсистемы. В итоге связь подсистема-целевая система-надсистема символизирует системные уровни. Как мы помним из прошлого раздела, на каждом системном уровне возникает свойство эмерджентности.
В большом проекте работает большое количество команд, каждая из которых занимается какой-то своей системой. Например, какая-то команда занимается созданием мотора автомобиля. В таком случае команда все равно будет считать своей целевой системой автомобиль, что обуславливает связь команды с большим коллективом, который создаёт автомобиль. А мотор для команды будет «нашей системой», которая в данном случае будет частью целевой системы[7]. Понятие «наша система» позволяет отдельному человеку или команде найти свою систему или своё место в большом коллективе.
Выделение разных систем происходит по отношению к какой-то целевой системе. Если говорим о надсистеме, то значит есть целевая система, а если есть система обеспечения, то ей тоже всегда соответствует целевая система. Однако, прежде чем выделять целевую систему необходимо разобраться со своими ролями, должностями и командой. Это понимание позволяет определить свою ответственность и полномочия, от которых зависит системный уровень и границы целевой системы. Вам могут дать полномочия создавать поршень или весь мотор или автомобиль в целом. В примере с автомобилем системные уровни понятны, но, скорее всего, такая ясность не свойственна вашим рабочим проектам.
К сожалению, в одном разделе невозможно рассказать все детали про разные системы и про то, как с ними работать. Для этого потребуется освоить весь понятийный минимум системного мышления. Изучение учебника «Системное мышление 2020» имеет целью познакомить читателя не только с понятийными минимумом, но и показать связь разных понятий между собой. А далее необходимо применять системное мышление к работе с разными целевыми системами. Например, после изучения учебника на практикуме «Системное мышление» студенты составляют итоговое эссе для учебных проектов, а после этого можно переходить к вашим рабочим реальным проектам.
- [1] В курсе системного мышления вы ознакомитесь и с другими видами систем. Например, с «нашей системой».
- [2] В этой связи нередко говорят о «миссии». Миссия — это и есть желание решить конкретные проблемы определенной группы людей, то есть для формулирования миссии необходимо четко понимать проблемы и группу людей. В качестве основных проблем человека можно говорить об неудовлетворенностях, и поэтому целевая система должна помочь определенной группе людей удовлетворить свои потребности или снять их страдания.
- [3] Другие модели концерна также являются целевыми системами.
- [4] Целевая система является частью надсистемы. В этом проявляется классическое свойство вложенности.
- [5] Если у вас с этим проблемы, то необходимо подтянуть знание онтологики.
- [6] Здесь применяем принцип, что терминология не важна, поэтому будем по-разному называть данные области интересов.
- [7] На заводе БМВ существуют команды, для которых «нашей системой» будет конвейерная линия, но целевой системой будет все равно автомобиль. Для столовой завода «БМВ» «нашей системой» будет накормленная рабочая смена. Таким образом, сохраняется связь с большим коллективом, который создаёт автомобиль, и конвейерная линия строится именно под сборку автомобиля, а не холодильника.
Источник: учебник/онлайн-курс «Введение в системное мышление»
Вконтакте
Структурная схема — это схема, показывающая связи между подсистемами ТС
Любые части (элементы) ТС в ТРИЗ называются подсистемами. Зачем нужно «вычислять» подсистемы, делать структурную схему? Дело в том, что все свойства ТС определяются её подсистемами и взаимодействием между ними. Структурная схема позволяет тщательно разобраться в устройстве и свойствах ТС, найти неиспользованные резервы совершенствования, ресурсы развития ТС.
Подсистема — часть ТС, имеющая значение для решения задачи. Элемент — подсистема ТС, условно считающаяся неделимой в рамках конкретной задачи.
Надсистемы
В то же время каждая ТС является частью какой-то бóльшей системы. Эта бóльшая система, в которую рассматриваемая ТС входит в качестве подсистемы, в ТРИЗ называется надсистемой.
Так, кухонная плита является подсистемой кухни, а сама кухня — подсистемой квартиры. Кухня — надсистема для плиты. Квартира — надсистема для кухни.
Для каждой ТС можно найти много надсистем. Выбор надсистемы зависит от задачи, в рамках которой рассматривается система. Если решается задача о продаже кухонных плит, то в качестве одной из надсистем логично рассматривать торговый зал магазина, в котором их продают.
А что следует выбрать в качестве надсистем для вышеупомянутого автомобильного колеса в контексте задачи по его удешевлению? Это системы производства колёс и составляющих материалов. Если рассматривать не только удешевление производства колеса, а снижение его стоимости для потребителя, то в качестве надсистем следует также рассматривать и склады для хранения колёс, систему перевозок и рынок их сбыта, системы ремонта и утилизации.
Надсистема — система, в которую рассматриваемая ТС входит как часть.
Системный подход
Системный подход предполагает выявление совокупности подсистем и надсистем рассматриваемой ТС и учёт их взаимодействия в разных условиях и на разных этапах существования ТС.
Так, проектируя автомобиль, необходимо рассмотреть его функционирование в разных надсистемах. Это дорога (с учётом разного вида дорог, разного их состояния, разной скорости автомобиля и режимов его работы), ремонтная мастерская, гараж, город и общество в целом с его проблемами (например, угон автомобилей). Водителя с пассажирами и грузом также можно рассматривать в единой надсистеме с автомобилем. Способ открывания дверей влияет на возможности парковки. Регулировка положения руля обеспечивает комфорт водителям разного роста. Имеют специфику и разные этапы жизни автомобиля: проектирование, производство подсистем, сборка, испытание, функционирование, обслуживание и ремонт, утилизация.
Всё связано со всем… Системность подхода выступает как синоним полноты, всесторонности.
Системный подход помогает найти:
1) Проблемы, связанные с несовершенством тех или иных подсистем или надсистем рассматриваемой ТС, случаи рассогласования взаимодействия подсистем ТС между собой или ТС и её надсистем.
Колесо автомобиля хорошо выполняет функции на сухом асфальте. Но если на высокой скорости колесо попадёт на мокрую поверхность, может начаться скольжение, и управляемость автомобиля резко снизится.
Военный самолёт-истребитель предназначен для ведения воздушного боя. Один из элементов, существующих в этом пространстве, — зажигательная пуля. Если она попадёт в неполный топливный бак самолёта — произойдёт взрыв, взорвутся пары топлива. Конечно, можно сделать бронированный бак. Но это противоречит требованиям надсистемы — самолёт станет слишком тяжёлым.
2) Ресурсы для решения найденных проблем.
В старые времена случилась такая история [7]: корабль потерял управление и много дней блуждал по морю, пока не встретился с другим судном. С мачты потерявшего курс корабля был подан сигнал «Мы умираем от жажды!». Тотчас со встречного корабля ответили: «Опустите ведро за борт». И снова бедствующий корабль повторяет свой сигнал и получает тот же ответ. Тогда капитан внял совету и приказал опустить ведро. Когда его подняли, оно было наполнено прес ной водой. Оказалось, в этом месте воду опреснял сток реки Амазонки, чьё влияние сказывается на расстоянии до 300 морских миль от устья.
С позиций ТРИЗ эта история рассказывает, как ресурс для решения задачи был найден в ближайшей надсистеме и как люди не смогли без подсказки самостоятельно найти этот ресурс из-за его неочевидности.
Так же бывает и с реальными задачами — их решают, найдя необходимый ресурс в ближайшей надсистеме. Но самые красивые решения получаются, когда удаётся найти неочевидный ресурс внутри самой проблемной системы, среди её подсистем.
Как сделать, чтобы пары бензина в бензобаке не взрывались при попадании пули? Для этого нужно заполнить свободный объём в баке негорючим газом — углекислым или азотом. Но баллоны с газом уменьшат свободное пространство и полезную нагрузку. Хорошее решение нашли, когда догадались заполнять свободный от горючего объём бака охлаждёнными выхлопными газами двигателей самого самолёта, то есть практически той же смесью углекислого газа и азота, не поддерживающей горение.
1. Существует ли чёткая методика деления ТС на подсистемы?
— Технические системы делят на части относительно произ вольно. Иногда достаточно поверхностного деления, которое потом несколько раз уточняют в зависимости от цели задачи.
2. Всегда ли ресурсы, нужные для решения задачи, можно отыскать внутри ТС (среди её подсистем) или в ближайших надсистемах?
— Нет. Если внутренние или ближайшие ресурсы не обнаруживаются, то для решения привлекают внешние ресурсы.
Упражнение 3
1. Перечислите подсистемы крепёжного устройства «винт с гайкой».
2. Перечислите основные подсистемы самолёта. Составьте его структурную схему.
3. Перечислите надсистемы самолёта в различные периоды его жизненного цикла: разработка нового самолёта, испытания, хранение, взлёт, полёт и посадка.
ТОС и мир ч.2 — ВИНГИ
В предыдущей статье мы рассмотрели мир с точки зрения различных систем. Любое событие, явление, отношения, саму жизнь можно представить в виде конкретной системы, которая в течение своего существования проходит 4 этапа развития. Мы проиллюстрировали закономерности их развития на примере животного и растительного мира, человека, науки, общества, экономики, компании и пришли к обоснованному выводу, что в любой системе можно определить на какой стадии она находится и спрогнозировать дальнейший ход развития событий и предсказать возможные варианты.
Фрактальность систем
Все системы фрактальны. Что это значит? Фрактальность – это подобие на разных уровнях. Это означает, что все системы вложены друг в друга и внутри каждой системы можно выделить ряд других подсистем, которые также развиваются по четырем описанным ранее шагам. Таким образом, можно построить цепочку состоящую из надсистемы, системы и подсистемы. Договоримся, что системой мы называем то, что мы рассматриваем в данный момент.
Наблюдая такую закономерность развития мы можем задать два вопроса: “Какая цель развития подсистемы?” и “Знает ли сама подсистема цель своего существования и развития?”
Зачастую, подсистема не знает свою функцию
Рассмотрим следующий пример – человек и рука. Для чего существует рука у человека? Например, чтобы облегчить ему прием пищи. Некоторые животные не имеют такой возможности и вынуждены есть ртом без дополнительной помощи, человек же, благодаря наличию рук может не только подносить пищу ко рту, но и развернуть упаковку, разломать на части и так далее, т.е. наличие руки приносит ему значительное облегчение в этом процессе.
А знает ли рука для чего она существует? Очевидно, что нет. Она просто выполняет свою функцию подчиняясь командам исходящим от ее надсистемы – человека.
В большинстве случаев система сама дает функцию подсистеме сверху, сама обеспечивает ее развитие в нужном направлении, для выполнения этой функции, а также следит, чтобы созданная подсистема эту функцию выполняла. И самое главное, система уничтожает подсистему, в случае, если та не выполняет свою функцию.
Рассмотрим последнее утверждение опять же на примере человека и руки. Что случится, если руку примотать к телу и полностью обездвижить? После определенного промежутка времени рука начнет атрофироваться, и, в конце концов, усохнет или даже отгниет. Т.е. будет “уничтожена” за неисполнение своего прямого предназначения.
Может быть это утверждение не везде справедливо? Давайте рассмотрим эту ситуацию на примере компании. Для нее надсистемой будет рынок. Какие задачи ставит рынок? В основном, производить товар или услугу дешевле и в большем объеме. Что будет, если фирма не выполняет эту цель? Скорее всего банкротство, т.е. компания “умрет”. Рынок ее “убьет”, потому что она не выполняет его задачу.
Как взаимодействуют между собой надсистема и система?
После “рождения” каждая система начинает проходить этап выживания. И в это время надсистема оказывает ей всяческую помощь в виде различных ресурсов, которые помогают расти, развиваться и выживать.
Если система выжила, то вторым этапом становится выполнение цели, которую ей поставила надсистема. И здесь уже происходит строгий контроль за соблюдением задачи и выполнением функции. Каким образом это происходит? Очень просто, внутри каждой системы заложены способы управления. Посмотрим на примере рынка и фирмы. Если функция не выполняется, у компании становится все меньше денег, если выполняется, то наоборот. Простой механизм, который условно можно обозначить, как “боль/удовольствие”.
В нашем примере с рукой человек тоже будет испытывать боль в руке (в мышцах, в суставах), в случае ее обездвиживания. Если же вернуть возможность движения, то боль практически сразу проходит (если, конечно, не наступили необратимые изменения).
Таким образом, надсистема при создании системы изначально закладывает в нее функцию, а также систему управления и контроля.
Может ли подсистема понять свое предназначение?
Очевидно что может. Однако для этого нужно обладать логическим мышлением, чтобы проанализировать вектор и направление своего развития и спрогнозировать возможную цель.
Для руки из нашего примера это, конечно же, невозможно. Как невозможно и для стада баранов, которые не знают для чего их растят. Свое предназначение они могли бы осознать во время стрижки (если их растят для шерсти) или же никогда (если их растили исключительно на убой).
Но люди, к счастью, не стадо баранов, мы обладаем логическим мышлением, способностью делать выводы и вполне можем проанализировать наше развитие и понять цель нашего существования.
На примере с фирмой, мы достаточно уверенно смогли предположить функцию, которую рынок заложил в нее для выполнения. На чем основывались наши умозаключения? На анализе развития самого рынка, вектора его движения. А поскольку развитие происходит в одном направлении, оно не зигзагообразно, а прямолинейно, то, очевидно, и цель для подсистемы заложена в том же направлении.
Для того, чтобы понять куда движется человечество, нужно построить прямую его развития до нынешнего времени, и, затем, продлить ее в будущее. Вероятнее всего, цель нашего существования будет находиться именно там. Это не 100% гарантированный ответ, но наиболее обоснованное логическое заключение, что раз мы шли в эту сторону, то и в дальнейшем наше направление движения будет продолжаться по этому маршруту.
Куда движется человечество?
Мы не знаем свою надсистему, поэтому можем исключительно строить предположения. Возможно, мы произошли от обезьян, в процессе эволюции, и тогда нашей надсистемой является природа. Возможно, нас принесли инопланетяне, тогда они будут нашей надсистемой. Возможно, нас создал “вселенский разум”, и, соответственно, он наша надсистема. Но, в любом случае, какая-то функция в наше существование заложена.
Давайте проведем анализ нашего развития. При этом не выхватывая частное, а рассматривая все наше существование максимально обще.
Почему нельзя концентрироваться на частностях? Да очень просто, такой подход может привести нас к нелогичным выводам. Например, возьмем такое частное – мы созданы, чтобы покрыть всю землю асфальтом. И, на первый взгляд, все объяснимо, с каждым годом на земле появляется все больше асфальтовых дорог и площадей, значит итоговая цель – заасфальтировать всю землю. Смешно? Абсурдно? Ну конечно. Поэтому мы будем искать, что же у нас общего за всю историю развития и из этих наблюдений будем выстраивать наши умозаключения.
Как и с изучением этапов развития всех систем, так и сейчас наше рассуждение будет строиться опираясь на различные примеры, которые мы будем постепенно экстраполировать на человечество. Рассмотрим, как можно проанализировать заложенные функции, встроенные свойства, систему управления и контроля, а также вектор развития на примере автомобиля, коровы, человека, и, затем, самого человечества.
Автомобиль
Этот пример мы рассматриваем потому, что на нем наиболее наглядно и просто можно показать всю схему и подход к анализу проблемы. Знаем ли мы для чего существует автомобиль? Да, абсолютно. Он создан для того, чтобы перевозить. А знаем мы это потому, что мы сами его создали и по сути, являемся для него надсистемой.
Таким образом, функция определена – перевозить. Какое же устройство автомобиля? подтверждает ли оно его функцию? Автомобиль состоит из колес (чтобы ехать по ландшафту), руля (для того чтобы выбирать направление движения), двигателя (который нас тащит и приводит автомобиль в движение), тормозов (которые дают нам возможность остановиться в нужный момент), кабины и кузова (для того чтобы там сидели мы или перевозимый груз) и так далее. Т.е. устройство автомобиля полностью описывает заданную ему функцию и позволяет выполнять цель его создания.
Мы убедились, что устройство подтверждает функцию, а как же происходила история развития? Мы замечаем, что со временем автомобили ездят все быстрее, улучшаются рулевая и тормозная системы, совершенствуется двигатель, позволяя нам получать большую мощность и снижать затраты, автомобили становятся удобнее и эргономичнее. Т.е. все работает на изначальную цель, чтобы выполнять ее наиболее качественно и все более совершенно.
Поэтому, даже если бы мы не знали цель создания автомобиля, то проанализировав его устройство, системы контроля за движением, направлением, торможением, историю его развития, то мы с уверенностью могли бы определить его функцию – перевозить людей или грузы в наибольшим комфортом, удобством, скоростью, безопасностью и т.д.
Корова
Рассмотрим теперь следующий пример – корову. Отличительной особенностью от автомобиля у коровы является тот факт что мы ее не создавали, и таким образом цель ее существования нам априори не известна.
На первый взгляд ее функция просто быть. В той же Индии, где она является священным животным ее не употребляют в пищу, она просто существует и все. Какое устройство коровы с точки зрения цели “быть”? Она состоит из скелета, мышц, шкуры, внутренних органов и систем, все в совокупности позволяет ей просто жить на земле определенный срок. Какие исторические изменения с ней произошли? Поскольку мы ее не создавали, то и не можем сравнить какой она была, и какой ее устройство стало. Вроде бы никаких явных изменений не было. Возможно, ее свойства уже достаточно развиты для того чтобы выполнять функцию просто “быть”.
Рассмотрим теперь корову в тех сферах, где она пересекается с нашей жизнью. В древние времена коров было не так много, теперь же поголовье скота насчитывает миллионы особей, для них повсеместно построены коровники и фермы, которые разводят коров для человека, поскольку мы потребляем коровье молоко и мясо.
Здесь уже мы сами поддерживаем существование определенных видов и развиваем нужные нам качества коров. Изменились ли ее свойства со временем? Конечно, раньше коровы давали меньше молока, теперь в процессе селекции у коров больше вымя, лучше отдача молока, подобраны специальные корма для улучшения качества молока и так далее. Тоже самое относительно мясных пород, которых растят для получения качественного мяса. Даже выведены определенные сорта, позволяющие получать эксклюзивные виды мяса, такие как мраморная говядина. То есть свойства коровы и ее “устройство” менялось в процессе развития.
С этой точки зрения мы для коров являемся надсистемой, мы их плодим, поддерживаем их существование, развиваем для более лучшего выполнения функции, мы управляем их изменениями.
Человек
Рассмотрим человека, у которого есть две природы – физическая и духовная. Мы также не знаем, кто является для человека надсистемой. Будем анализировать обе стороны его существования.
Физическая природа
С физической точки зрения снова напрашивается функция просто “быть”. И само устройство человека как раз и создано для того, чтобы обеспечить ему выживание и существование. И даже наша возросшая продолжительность жизни свидетельствует о том, что со временем мы научились все лучше и лучше себя содержать. Однако же при этом принципиально наше “устройство” не изменилось, у нас все тот же скелет, руки, ноги , органы и так далее. Т.е. если брать развитие цели “быть” мы существенно не изменились, хоть и смогли обеспечить себе большую способность к выживанию.
Сначала были охотниками, потом земледельцами, потом стали выращивать скот для того, чтобы прокормить себя, и сейчас процесс выживания все больше автоматизируется. Т.е. нам при определенных условиях достаточно сидеть ничего не делая, а нажимая кнопки на пульте, и наше жизнеобеспечение будет проходить без необходимости прикладывать большое количество физических усилий и с минимальными рисками для жизни. Затраты на физиологические потребности сходят на нет. Таким образом с физической точки зрения цель выжить с большой гарантией мы обеспечили. Но это цель первого уровня, физического.
На первом этапе у всех систем стоит одна цель – выжить. А поскольку мы сейчас уже обеспечили себе выживаемость, о чем это говорит? А это говорит о том, что в скором времени будет переход на следующий этап развития. А на нем будет поставлена нам другая задача, которую нам предстоит выполнить, и которую нам необходимо понять.
Духовная природа
А что у нас произошло с духовным развитием? Какая функция? Пока непонятно. Какое устройство? Тоже мы не знаем. А вот историю развития мы отследить можем.
История нашего развития такая, что мы в процессе жизни работаем на переход от получения к отдаче.
То есть, когда человек рождается, он находится в состоянии полного стопроцентного получения. Он нуждается и в физическом уходе (кормление, мытье, тепло и так далее), и в духовном (обучение, ласка, забота), самостоятельно о себе позаботиться он не в состоянии, и при отсутствии опекуна ребенок погибнет.
К середине жизни соотношение между потреблением и отдачей становиться примерно 50/50. Человек все еще активно потребляет, хоть и потребности у него изменились, по сравнению с периодом младенчества и детства. Ему уже нужны определенные социальные блага – собственная квартира, машина, статусное положение и так далее. Но в то же время идет процесс отдачи, он может кого-то обучать, передавая свои знания, заботиться о других людях, у него вероятнее всего есть уже собственные дети, за которыми он ухаживает.
В конце жизни отдача значительно превалирует, если не становится стопроцентной. В старости потребности значительно снижены и человек свою жизнь посвящает заботе о внуках и правнуках или передаче следующим поколениям накопленного опыта и знаний, или начинает активно участвовать в религиозной жизни и передает себя Богу.
Такие же выводы, о переходе от потребления к отдаче, мы можем сделать и относительно всего человечества.
Человечество
Человечество мы также рассмотрим с двух позиций – экономической и духовной, поскольку вектор развития и процессы происходящие внутри каждой составляющей различны.
Экономическая составляющая
Изначальная цель просто “быть”. Поначалу идет борьба за выживание, в процессе которой люди объединяются в группы, для того, чтобы с большей вероятностью уцелеть. Происходит разделение труда для повышения эффективности.
В процессе развития идет все более полное и менее затратное удовлетворение физиологических потребностей людей и выживание становится все более гарантированным.
Духовная составляющая
Давайте рассмотрим, как в процессе развития менялось восприятие величины группы, пространства, территории и земного шара людьми.
В древности вся жизнь человека проходила внутри племени, стоянки, поселения, и соседняя деревня за лесом казалась чем-то невероятно далеким, более укрупненным восприятием обладали разве что купцы, странники и правители, которые формировали свою картину мира основываясь на данных многочисленных гонцов с разных границ государства.
С увеличением скорости распространения информации и охвате ею все большего количества людей, человеческий кругозор начинает постепенно расти.
А в нынешнее время, с появлением интернета и других современных технологий, мы с легкостью можем воспринять всю планету целиком, и неизмеримо огромные для наших предков расстояния, стали для нас небольшими и легко покоримыми, как физически, так и мысленно.
Также расширяется восприятие человеком “своей группы”. Давайте рассмотрим что это такое подробнее.
Человек и его отношение к окружающему миру
Все окружающее нас можно условно подразделить на ландшафт, откуда мы берем ресурсы, и “свое”, которое мы воспринимаем как часть себя или свою собственность.
При рождении “своя группа” для ребенка состоит, по сути, из него самого, поскольку он только потребляет, и все окружающее для него выступает источником того либо иного ресурса. В детском саду для ребенка совершенно естественно взять игрушку из чужого шкафчика, потому что он еще не воспринимает границ групп, и окружающее существует исключительно для удовлетворения собственных желаний.
Это тоже самое, как для взрослого пойти к морю и выловить рыбу, обычный источник ресурсов. При этом уже сейчас существуют, например, на западе города в которых располагаются пруды с рыбой в них исключительно для красоты и эстетического удовлетворения, и жители не идут туда рыбачить, поскольку этот пруд в их сознании уже воспринимается не как внешний ландшафт, а как часть “своей группы”. То что человек воспринимает своим, он не будет ломать, портить или воровать, в противном случае все эти проявления будут в обязательном порядке, поскольку окружающее воспринимается как ресурсный ландшафт.
Таким образом, можно проследить корреляцию духовного развития человека и величины воспринимаемой им в качестве “своей” группы. Это своеобразная лакмусовая бумажка уровня развития человека.
Кто-то считает, что “Город моя группа”, и уже не может, например, украсть скамейку в парке и увезти ее к себе на дачу. Другой же считает, что “Страна моя группа” и всех своих сограждан считает своими, но при этом вполне может объявить или одобрить объявление войны соседнему государству, потому что оно уже в группу своих не входит.
Постепенно появляется восприятие “Планета моя группа”, это проявляется в более бережном отношении к окружающей природе – защита вымирающих животных, экологические законопроекты и мероприятия, разведение скота и растений для собственных нужд, а не истребление их в природном окружении. Появляется понятие, что это “свое” и не стоит еще больше ломать природу, поскольку последствия пожинать нам и нашим потомкам.
Для земного существования это максимальный уровень развития, когда каждый человек воспринимает мир в качестве “Планета моя группа”. И во многом человечество делает большие шаги к приближению этого момента. Определяющим станет прекращение войн, поскольку воевать со “своими” бессмысленно, нелогично и нет потребности в этом.
Отсюда вывод – духовное развитие человечества идет по направлению от потребления к отдаче в полном подобии развитию каждого отдельного человека, а также на максимальное расширение “своей” группы.
Система управления развитием человека и человечества
Мы уже рассмотрели, что надсистема управляет созданной системой с помощью условных рычагов, которые мы обозначили как “боль и удовольствие”.
Рассмотрим справедливо ли это для человека. С точки зрения физической природы справедливо абсолютно – от голода мы чувствуем боль, при падении и ушибе мы чувствуем боль, замерзнув или перегревшись мы тоже чувствуем боль и так далее. Система сигнализирует нам, что появляется угроза выживанию. При этом, когда мы движемся в сторону исполнения своей функции, мы испытываем удовольствие. Например, одна из функций, поставленных перед человеком – размножаться и плодить потомство сопровождается получением удовольствия, удовлетворение голода или жажды вызывает удовольствие. Но чрезмерное поглощение удовольствий также вызывает боль – вполне справедливо с тем же чувством голода, если мы едим не останавливаясь, то после насыщения и получения определенной дозы удовольствия, мы опять начнем испытывать боль из-за переедания. То есть установлены определенные границы – мало/боль, нормально/удовольствие, слишком много/боль.
Таким образом, на примере физической природы мы очень ясно видим встроенную систему управления.
А что с духовной составляющей? Наше развитие направлено на отдачу, в первую очередь отдачу информации. В наш век интернета и максимальной интеграции и сближения обмениваться и распространять информацию становится все легче и быстрее.
Что происходит, если не отдавать, не выполнять свою функцию? Если мы не следуем своему духовному предназначению мы также испытываем “боль”. В чем она проявляется? Это депрессия, состояние отчаяния или обреченности, и связанные с этим головные боли. Причем, если при невыполнении физической функции боль можно перетерпеть, то, при невыполнении духовных задач, боль настолько невыносима, что многие люди зачастую идут на самоубийство.
Также своеобразную “боль” нам приносит отрицательное отношение группы. Если человеку постоянно окружающие говорят плохие вещи, то он также придет к депрессии.
В тоже время, положительная отдача от группы, наоборот, приносит ни с чем не сравнимое удовольствие. Очень хорошо этот пример иллюстрируют отношения артиста и зрителей. При получении аплодисментов и зрительского восхищения артисты испытывают такое удовольствие, что некоторые “подсаживаются” на него как на наркотик. И при отсутствии симпатий, могут прийти к пьянству, наркомании, суицидам. Для обычных людей такой же процесс – восхищение группы и положительные эмоции доставляют удовольствие, стимулирующее к дальнейшему росту и развитию.
В духовном плане такого коридора отдачи, как в физическом, где слишком много это тоже боль, не существует. Здесь другой закон – мало, это боль, много, это удовольствие и чем больше, тем лучше.
Предварительные итоги наших рассуждений о векторе движения человечества
С одной стороны, человечество двигалось в сторону максимального удовлетворения физиологических потребностей, для обеспечения выживания и размножения. И мы с большой долей вероятности можем сказать, что мы приблизились к этому порогу.
Если вспомнить наш пример с рынком сотовых телефонов из предыдущей статьи, то на верхней точке развития иметь сотовый телефон становится дешево и как бы само собой разумеющимся. Точно также, на нашем уровне развития, обеспечение ребенка с рождения едой, теплом и другими физиологическими потребностями должно быть само собой разумеющимся, и, в принципе, человечество может это обеспечить.
При этом можно подумать, что от нас больше ничего не требуется, человек может с рождения предаваться наслаждениям и ничего не делать, только потреблять. Но нельзя забывать про то, что с духовной стороны, перед нами также поставлена задача отдавать, отдавать на как можно большую группу и получить от нее положительный возврат.
Эта задача становится приоритетной после того, как мы справились с решением первоначальной задачи на выживание.
Вершиной духовного развития человечества будет общество, воспринимающее все планету как собственную группу, и работающее на то, чтобы принести максимальную пользу другим, получив при этом от наибольшего количества людей положительный отклик в максимальной амплитуде.
В следующей статье мы подробно разберем на какой стадии развития находится человечество и его подсистемы, чего нам следует ожидать в сложившейся ситуации, какие необходимо сделать выводы и предпринять шаги.
sem2 · stankin/design-1 Wiki · GitHub
Фамилия Имя (ссылка на гитхаб)
Привести примеры:
- «Плохой» системы, подсистемы, надсистемы.
- Системы, подсистемы, надсистемы с целью.
Систему желательно брать из задания к семинару 1.
Ответы нужно записывать прямо здесь:
ИДБ-16-05
1 Анисимова Полина
2 Васильева Анастасия
Плохая система:
- Система — капля дождя.
- Подсистема — молекулы воды.
- Надсистема — грозовое облако.
Хорошая система:
- Система — макет дизайна сайта.
- Подсистема — элемент макета.
- Надсистема — web-сайт.
3 Гёнен Дарья
Плохая система:
- Система — стальной шарик.
- Подсистема — компоненты сплава.
- Надсистема — колыбель Ньютона.
Хорошая система:
- Система — автоматизация покупок верхней одежды.
- Подсистема — слежка за прибылью.
- Надсистема — отдел купли-продажи.
4 Глазунов Николай
Плохая система:
- Система — двигатель.
- Подсистема — топливо.
- Надсистема — автомобиль.
Хорошая система:
- Система — приём заявок по ремонту компьютеров.
- Подсистема — направление заявок сервисному инженеру компьютерной техники.
- Надсистема — компания по ремонту компьютеров.
5 Дмитренко Сергей
6 Дьяков Александр
7 Есипова Анна
- Плохая система:
- Система — кухонный гарнитур
- Подсистема — ящик
- Надсистема — кухня
- Система с целью:
- Система — веб-сайт салона
- Подсистема — прайс-лист
- Надсистема — салон красоты
8 Касимовский Алексей
9 Колгатин Денис
- Плохая система:
- Система — экран ноутбука.
- Подсистема — экранная матрица.
- Надсистема — ноутбук.
- Система с целью:
- Система — автоматизация учета доходов и расходов мебельного магазина.
- Подсистема — сбор данных о продажах.
- Надсистема — составление бухгалтерского отчета для налоговой службы.
10 Кулаков Константин
Плохая система:
- Система — молоток.
- Подсистема — рукоять и головка.
- Надсистема — ящик с инструментами.
Хорошая система:
- Система — класс в ООП.
- Подсистема — переменные, методы, свойства и т.д., входящие в класс.
- Надсистема — модуль программы, где используются экземпляры указанного класса.
11 Лаверычев Максим
- Плохая система:
- Система — Рюкзак
- Подсистема — Органайзер рюкзака
- Надсистема — Пешеход
- Система с целью:
- Система — Расчет заработной платы
- Подсистема — Система контроля управления доступом
- Надсистема — Бухгалтерия
12 Ларин Николай
13 Лисица Захар
- Плохая система:
- Система — шариковая ручка.
- Подсистема — стержень с чернилами.
- Надсистема — органайзер для письменных принадлежностей.
- Система с целью:
- Система — автоматизация составления отчётов по учёту техники.
- Подсистема — сбор данных для отчёта.
- Надсистема — учёт техники на предприятии.
14 Мавлетдинов Ринат
- Плохая система:
- Система — Двигатель машины.
- Подсистема — Коленчатый вал.
- Надсистема — Автомобиль.
- Система с целью:
- Система — Приложение в App store.
- Подсистема — Внутриигровой контент.
- Надсистема — App store.
15 Маслихин Вадим
1. Плохая система:
- Подсистема: Кружка
- Система: Посуда
- Надсистема: Гарнитур
2. Система с целью:
- Подсистема: Внутренний учет техники
- Система: Автоматизация закупок техники
- Надсистема: Отдел закупок
16 Морозов Виктор
- Плохая система:
- Система: Лендинг
- Подсистема: отдельный блок лендинга
- Надсистема: разработчик
- Система с целью:
- Система: лендинг для продажи пальто
- Подсистема: скрипт для отправки заявок в срм систему
- Надсистема: команда по работе с проектом
14 Куканова Марина
15 Лякишева Марина
- Плохая система:
- Система — Растения
- Подсистема — Элемент растения (листик, цветочек и т.д)
- Надсистема — Парк
- Хорошая система:
- Система — Дороги
- Подсистема — Транспортные средства
- Надсистема — Транспортная система города
17 Ружейников Михаил
Плохая система:
- Система — Молоток
- Подсистема — Гвоздодер молотка
- Надсистема — Работник
Система с целью:
- Система — Автоматизация приема заявок
- Подсистема — Внутренняя Wiki по тикетам
- Надсистема — Портал компании
18 Семионова Анастасия
Плохая система:
- Система – журнал
- Подсистема – полка
- Надсистема — помещение
Хорошая система:
- Система — электронная база данных пропусков в Яндекс помещение
- Подсистема – пропуск
- Надсистема — помещение Яндекс
19 Соловьева Людмила
20 Тараненко Андрей
21 Фролов Юрий
22 Чистякова Евгения
- Плохая система:
- Система — косметичка.
- Подсистема — пудреница.
- Надсистема — визажист.
- Система с целью:
- Система — церковный округ.
- Подсистема — процедура трезвона колоколов.
- Надсистема — епархия.
ИДБ-16-06
1 Абрамов Алексей
- Плохая система:
- Система — лампа.
- Подсистема — светодиод.
- Надсистема — помещение.
- Хорошая система:
- Система — база данных.
- Подсистема — книга.
- Надсистема — библиотека.
2 Агапов Даниил
- Плохая система:
- Система — Кот.
- Подсистема — Хвотст.
- Надсистема — Животные.
- Хорошая система:
- Система — Машина.
- Подсистема — Колесо.
- Надсистема — Концерн.
3 Архипов Семен
- Плохая система:
- Система — Животное
- Подсистема — Популяция
- Надсистема — Экосистема
- Хорошая система:
- Система — Сетевой узел
- Подсистема — Локальная сеть
- Надсистема — Глобальная сеть
4 Аскаров Владислав
5 Бабаян Эрнест
- Плохая система:
- Система — дневник.
- Подсистема — заметка.
- Надсистема — полка для книг и тетрадей.
- Хорошая система:
- Система — Ресторан.
- Подсистема — Еда.
- Надсистема — Сеть ресторанов.
6 Беседин Богдан
- Плохая система:
- Система — Стол.
- Подсистема — Ножка.
- Надсистема — Офис.
- Хорошая система:
- Система — База данных салона по продаже окон.
- Подсистема — Запись о окне.
- Надсистема — Салон по продаже окон.
7 Будагян Софья
- Плохая система:
- Система — дерево
- Подсистема — кора
- Надсистема — лес
- Система с целью:
- Система — станок по изготовлению деталей
- Подсистема — части станка
- Надсистема — цех
8 Воронин Андрей
- Плохая система:
- Система — Солнечная система.
- Подсистема — Юпитер.
- Надсистема — Млечный путь.
- Хорошая система:
- Система — Инструментальный цех.
- Подсистема — Станок с ЧПУ.
- Надсистема — Завод.
9 Галиулин Фуркат
- Плохая система:
- Система — Декоративный Дымный Водопад.
- Подсистема — Дым.
- Надсистема — Дом.
- Система с целью:
- Система — Система выявления рисков при выдачи кредитов.
- Подсистема — Алгоритмы проверок по различным параметрам.
- Надсистема — Система выдачи кредитов.
10 Горланова Анна
- Плохая система:
- Система — Дерево
- Подсистема — Листочек
- Надсистема — Лес
- Хорошая система:
- Система — Курсы иностранных языков
- Подсистема — Английский
- Надсистема — Язык в общем
11 Гуров Александр
- Плохая система:
- Система — Доска
- Подсистема — Мел
- Надсистема — Аудитория
- Хорошая система:
- Система — Сервер
- Подсистема — Процессор
- Надсистема — Кластер
12 Ильин Даниил
- Плохая система:
- Система — Солнечная система
- Подсистема — Планета
- Надсистема — Галактика
- Хорошая система:
- Система — Часы
- Подсистема — Стрелочный механизм
- Надсистема — Завод по производству часов
13 Консулова Анна
- Плохая система:
- Система: Лендинг
- Подсистема: отдельный блок лендинга
- Надсистема: разработчик
- Система с целью:
- Система: лендинг для продажи пальто
- Подсистема: скрипт для отправки заявок в срм систему
- Надсистема: команда по работе с проектом
14 Куканова Марина
15 Лякишева Марина
- Плохая система:
- Система — Растения
- Подсистема — Элемент растения (листик, цветочек и т.д)
- Надсистема — Парк
- Хорошая система:
- Система — Дороги
- Подсистема — Транспортные средства
- Надсистема — Транспортная система города
16 Роменкова Маргарита
- Плохая система:
- Система — Окно
- Подсистема — Оконная рама
- Надсистема — Мойщик окон
- Система с целью:
- Система — Система отслеживания парковочных мест, с целью отображения свободных мест
- Подсистема — Карта парковки
- Надсистема — Торговый центр, в котором располагается парковка.
17 Рубцов Леонид
18 Рудов Илья
19 Саберов Ринат
1.
- Система — отдел продаж
- Подсистема — люди
- Надсистема — организация
- Система — коробка
*Подсистема — пенопласт
*Надсистема — комната
20 Степаненков Илья
21 Сурков Кирилл
- Система — аквариум
- Подсистема — рыбы
- Надсистема — дом
- Система — Стресс-тесты
- Подсистема — Процедуры
- Надсистема — Сьют динамического тестирования
22 Черняк Николай
23 Чистякова Ксения
24 Якубова Вероника
ИДБ-16-07
1 Бада Олуватимилехин
- Плохая система:
- Система: кровать.
- Подсистема: спинка.
- Надсистема: спальня.
- Хорошая система:
- Система: добавление товаров в интернет-магазин.
- Подсистема: добавление вариантов цвета товара.
- Надсистема: интернет-магазин в целом.
2 Бойкова Алена- Плохая система: • Система — Чашка • Подсистема — Жидкость • Надсистема — Человек
- Система с целью: • Система — Заказ чашки • Подсистема – Сайт магазина чашек • Надсистема – Заказчик
3 Войтенко Вадим
- Плохая система:
- Система — ткань.
- Подсистема — нити.
- Надсистема — изделие.
- Хорошая система:
- Система — усовершенствованная CRM-система организации.
- Подсистема — аналитический отчет.
- Надсистема — организация.
4 Гепнер Иван
- Плохая система
- Система: бутылка
- Подсистема: пластик
- Надсистема: пре-форма
- Хорошая система
- Система: курсы иностранных языков
- Подсистема: английский
- Надсистема: язык в целом
5 Демьянок Никита
Плохая система: Магнитная подушка — левитрон — комната
Система с целью: Приложение — смартфон — система сотовой связи
6 Дерменжи Мария
- «Плохая» система:
- Система — женская сумка
- Подсистема — ремешок
- Надсистема — магазин
- Система с целью:
- Система — подбор персонала
- Подсистема — кандидаты
- Надсистема — HR-агентство
7 Искандерова Лорена
- Плохая система:
- Система: контейнер
- Подсистема: пластиковая вилка
- Надсистема: пластиковая посуда
- Хорошая система:
- Система: спектакль
- Подсистема: зал
- Надсистема: театр
8 Казюканов Егор
- Плохая система:
- Система: Плед
- Подсистема: Шерсть
- Надсистема: Постельные принадлежности
- Хорошая система:
- Система: Нахождение площади треугольника
- Подсистема: Выбранный метод решения
- Надсистема: Геометрия
9 Кузиев Джамшид
10 Майоров Павел
- Плохая система
- Система: Ящик
- Подсистема: Конкретный ящик
- Надсистема: Мебель
- Хорошая система
- Система: Система «Умный дом»
- Подсистема: Система управления мультимедия
- Надсистема: ИТ технологии
11 Махмудов Бобурбек
- Плохая система
- Система: Тектонические плиты
- Подсистема: Конкретная тектоническая плита
- Надсистема: Планета Земля в целом
- Хорошая система
- Система: система публикации расписаний ВУЗа
- Подсистема: система генерации расписаний
- Надсистема: ИТ инфраструктура ВУЗа в целом
12 Мельникова Влада
13 Мулляминов Роман
- Плохая система:
- Система — Скейтборд
- Подсистема — Подвески
- Надсистема — Скейтбордист
- Хорошая система:
- Система — База данных интернет-магазина одежды.
- Подсистема — Запись о футболке.
- Надсистема — интернет-магазин одежды. 14 Попова Мария
- Пример плохой системы:
- Система — Плита
- Подсистема -Конфорка
- Надсистема — Кухня
- Пример системы с целью:
- Система — Каталог товаров на складе
- Подсистема — Информация о конкретном товаре
- Надсистема — Отдел хранения на складе
15 Сергеев Андрей
- Плохая система:
- Система — журнальный стол
- Подсистема — полка в столе
- Надсистема — помещение
- Хорошая система:
- Система — база данных электронных книг в магазине для их продажи
- Подсистема — электронная книга
- Надсистема — магазин
16 Скворцов Антон
- Плохая система:
- Система: кресло.
- Подсистема: подлокотник.
- Надсистема: гостинная.
- Хорошая система:
- Система: ПО.
- Подсистема: окно ввода/вывода информации.
- Надсистема: операционная система.
17 Слученкова Мария
- Плохая система:
- Система: сигареты
- Подсистема: табак
- Надсистема: магазин
- Хорошая система:
- Система: пожарная сигнализация
- Подсистема: детектор дыма
- Надсистема: пожарная служба
18 Стражева Елена
- Плохая система:
- Система: кисть для рисования
- Подсистема: ручка кисти
- Надсистема: магазин
- Хорошая система:
- Система: электрическая схема
- Подсистема: резистор
- Надсистема: трансформатор
19 Тарбаев Владимир
- Плохая система: Система — бархан. Подсистема — песок. Надсистема — пустыня.
- Хорошая система: Система — дистрибутив. Подсистема — служба. Надсистема — репозиторий.
20 Толокольникова Анастасия
- Плохая система:
- Система: кровать.
- Подсистема: спинка.
- Надсистема: спальня.
- Хорошая система:
- Система: город.
- Подсистема: улица.
- Надсистема: страна.
21 Уланович Илья
- Плохая система:
- Система: кровать.
- Подсистема: спинка.
- Надсистема: спальня.
- Хорошая система:
- Система: город.
- Подсистема: улица.
- Надсистема: страна.
- Чебыкин Герман
1.Плохая система:
Система — стул
Подсистема — ткань в обивке
Надсистема — кухня
- Хорошая система:
Система — система СКУД в офисном здании
Подсистема — турникет
Надсистема — проходная в офисе
23 Шаров Илья
Плохая система:
Система — окно
Подсистема — форточка
Надсистема — помещение
Хорошая система:
Система — электронная база данных библиотеки
Подсистема — выдача книги
Надсистема — библиотека
Разбор N6. Ситуация «Бензин кончился»
Физические объекты конфликта (ФОК) в топливной системе: бензин, бензобак, прибор, поплавковый датчик. Эти объекты входят в надсистему «Автомобиль».1. Системное противоречие.
СТОРОНА 1 (Водитель):
СП-1: Если прибор визуально информирует водителя об окончании запаса бензина в бензобаке, то водитель вовремя узнаёт об окончании запаса бензина, но водителю неудобно пользоваться автомобилем.
СТОРОНА 2 (Изобретатель):
СП-2: Если прибор не визуально информирует водителя об окончании запаса бензина в бензобаке, то ему удобно пользоваться автомобилем, но не вовремя узнаёт об окончании запаса бензина.
Предмет спора – прибор.
Позиция А водителя (тезис) – прибор визуально информирует водителя об окончании запаса бензина в бензобаке
Позиция НеА изобретателя (антитезис) — прибор не визуально информирует водителя об окончании запаса бензина в бензобаке.
Интерес водителя – чтобы вовремя узнавать об окончании запаса бензина в бензобаке.
Интерес изобретателя – чтобы водителю было удобно пользоваться автомобилем (чтобы не приходилось часто смотреть на прибор, отвлекаясь от вождения).
2. Система предназначена для общей цели: перемещать грузы. В этой ситуации – перемещать водителя. Автомобиль должен быть всегда в движении, когда это нужно водителю.
Почему общая цель именно такая? Главная полезная функция автомобиля – перемещать грузы.
Определяя общую цель, мы выясняем, к какой надсистеме относится система. Это важно, так как требования к системе всегда задаёт надсистема. Подсистемы «работают» на надсистему. «Зарплату», то есть ресурсы, даёт также надсистема (среда, то окружение, в котором функционирует система).
3. ИКР (интегративный конечный результат, win-win-win): ради перемещения водителя стороны совместно ищут ресурс для того, чтобы вовремя узнавать об окончании запаса бензина в бензобаке, и чтобы водителю было удобно пользоваться автомобилем (не отвлекаться на прибор).
4. Общая проблема (что мешает достичь ИКР?): физически прибор не обеспечивает ИКР.
Физический паспорт проблемы: во время движения автомобиля расходуется бензин, а прибор визуально информирует водителя. Чтобы следить за уровнем запаса бензина, водитель смотрит на прибор, и в это время водитель не следит за дорогой, что очень опасно. (Можно сделать глубокий технический анализ общей проблемы).
5. Место, время и суть физической (реальной) причины общей проблемы.
(Используем логический причинно-следственный анализ).
Что порождает невозможность прибора обеспечить ИКР?
Прибор так устроен и размещен в автомобиле.
Где?
В автомобиле.
Когда?
При изготовлении автомобиля.
6. Условия, при которых противоречие снимается.
В «Таблице логических результатов переговоров» Конфликторинга есть три интеграционных сценария: Интеграция, Возмещение и Альтернатива.
Поиск ресурсов для ИКР:
a) Не допустить причину (Интеграция)
Не допустить причину нельзя. Автомобиль изменять в этом случае нельзя. В этих переговорах решается проблема конкретного автомобиля.
b) Компенсировать причину (Возмещение)
Изобретатель, чтобы не отвлекать взгляд водителя от дороги, предлагает компенсировать визуальную информацию другим способом.
У человека всего 5 органов чувств: зрение, слух (звук), обоняние (запах), вкус, осязание (кожные ощущения). Свойства прибора (и всей топливной системы), которые плохо работают с одним из органов чувств, нужно заменить другими. Запах, вкус и осязание не подходят. А вот звук хорошо решает задачу информирования водителя, не отвлекая от вождения. Осталось только найти способ как это реализовать.
Сделать прибор со звуком не получится (ранее указано, что прибор уже изготовлен визуально информирующим). Тогда необходимо рассмотреть другие части прибора. Это бензобак и бензин (они участвуют в передаче информации на прибор). Бензин — это вещество потребляемое, потому не подходит.
Исходим из того, что решается задача для конкретного водителя конкретного автомобиля, а не для всех автомобилей и водителей. Пусть бензобак будет издавать звук, когда бензин заканчивается. Для этого достаточно добавить поплавок, который будет стучать о дно бензобака. То есть компенсировать поплавковый датчик, вмонтированный в топливную систему, обычным поплавком с твердым «стучащим» наконечником.
Сверхэффект: в случае повреждения поплавкового датчика, второй поплавок будет работать исправно.
c) Устранение последствий общей проблемы (Альтернатива)
Что делать, если стороны не договорились? Например, если оставить все как есть, то придется возить с собой канистру бензина, чтобы заправлять по дороге, на случай, если бензин закончится далеко от заправки.
7. Оценка решения по «Таблице логических результатов».
Найдено интеграционное решение «Возмещение». Уступок нет, значит стороны нашли не компромиссное решение.
КОММЕНТАРИЙ:
Использование Конфликторинга для решения «технических конфликтов» имеет далеко идущие перспективы. Эмпатия, как один из методов создания изобретений и инноваций, давно применяется. Проведение технических переговоров, например, от имени деталей техники или частей каких-либо вещей, помогает понять работу технических систем, их взаимодействие, их «интересы», «желания», «чувства». В этом случае происходит объединение социального и технического мира в художественном (литературном) мире. Включается творчество!
За работу над «техническими переговорами» благодарю Александра Шевчука, руководителя Краснодарского клуба «Изучаем ТРИЗ», мастера Конфликторинга, адаптирующего Конфликторинг для использования в Управленческих поединках по технологии Тарасова.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
Сделайте анализ конфликтной ситуации по сценариям «Таблицы логических результатов переговоров». Как провести переговоры по каждому из сценариев «Таблицы»?
Системное мышление. Как надо думать?
Системное мышление
Мы живем в системном мире. Живые и технические, научные и художественные, самые разные системы окружают нас со всех сторон. Все эти системы не существуют оторвано друг от друга. Они входят в состав надсистемы в качестве одной из ее частей, взаимодействуют с другими частями, сами состоят из взаимодействующих частей – подсистем.
Развитое воображение должно уметь переходить от системы к подсистемам и надсистеме. Но этого мало – на каждом этапе надо видеть линию развития: прошлое, настоящее, будущее. Рассматривая какой-либо объект, системное воображение видит его на девяти экранах.
Выберем в качестве системы – современный автомобиль
Линия развития автомобильного транспорта хорошо виднв при сравнении надсистем прошлого и настояшего.
Гужевой транспорт – это система с непрочными связями. Каждая повозка или группа повозок существовала независимо от других частей системы, перевозила такой груз, какой было выгодно в данный момент, не ориентируясь на потребности общества.
Автомобильный транспорт – более организованная система. Существуют графики перевозок, диспетчерская служба, объемы перевозок планируются заранее, исходя из потребностей заказчиков.
Продолжая тенденцию упорядочивания, мы видим на экране будущего трнспортную систему, все части которой жестко связаны между собой.
Вся страна покрыта дорогами, соединяющими место изготовления любого груза и место его потребления. По этим дорогам строго по расписанию движутся машины, которые загружаются и разгружаются в определенных местах. Нет необходимости в личном транспорте: любые две точки на карте связаны между собой.
Перейдя на уровень «система будущего», мы видим автомобиль с программным управлением, который не нуждается в водителе. Все автомобили движутся по своим программам, согласованным с общим расписанием, поэтому здесь не бывает столкновений, аварий и т. п.
Кроме 9-ти экранов прошлого, настоящего и будущего, системное воображение видит развитие антиситемы.
Автомобиль передвигается по земле, антиавтомобиль может ездить под землей. Продукты подземного производства (уголь, нефть, газ, различные руды) выгоднее и производить, и перевозить, и использовать, не выходя на поверхность. Для этого нужен антиавтомобиль, который сумеет проложить дорогу в твердом грунте.
Системное воображение не ограничивается только перечисленными экранами. Оно нанизывает мысленные изображения по вертивали и горизонтали без конца, причем каждому экрану соответствует анти-изображение.
Задания для тренировки
Придумайте фантастическое пишущее средство, используя в качестве объекта шариковую ручку.
Составьте многоэкранную схему с анти-изображением, в которой системой является школа.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРесОбучение ТРИЗ начинающих The Triz Journal
Редактор | 03 декабря 2007 г.
Эллен Домб и Джо А. Миллер
Аннотация
Новички часто сталкиваются с одним препятствием на пути к успеху с ТРИЗ — они должны понимать как проблему, с которой они имеют дело, так и ТРИЗ, чтобы получить хорошее начало. терпение, чтобы изучить ТРИЗ достаточно подробно, чтобы провести анализ и формулировку проблемы, и / или их организации хотят видеть результаты пилотного проекта, прежде чем вкладывать средства в необходимое обучение.Внедрение ТРИЗ во многие корпоративные среды требует, прежде всего, разрешения противоречия между стремлением к всестороннему пониманию и сложному решению проблем, не тратя время на обучение.
Новички могут быстро научиться использовать некоторые из самых мощных инструментов ТРИЗ, включая идеальный конечный результат (ИФР), оператора системы и противоречия. Эта работа не предназначена для разбавления или уменьшения ТРИЗ. Он предназначен для того, чтобы помочь новичкам быстро начать работу, чтобы выгода от их ранних проектов могла окупить время, обучение и работу, необходимые для создания более обширных приложений ТРИЗ в дальнейшем.
Ключевые слова
Полная техническая система, системный оператор
Введение
Новичкам в изучении и применении ТРИЗ в вопросах бизнеса и технологий нужна структура — методология, которой нужно следовать, пока они усваивают новый язык и концепции. Новичкам также нужен успех в применении ТРИЗ — успех поддержит их интерес и поможет убедить их компании в том, что ТРИЗ стоит времени и денег.
Двойные дилеммы сталкиваются с множеством студентов, которые посещают вводные классы.Студенты часто являются опытными и технически подготовленными людьми, отвечающими за такие разнообразные виды деятельности, как проектирование продукции, производство, проектирование и предоставление услуг, качество, юридические вопросы и общее управление.
- Их первая дилемма состоит в том, чтобы поддерживать и расширять знания в своих областях знаний и бизнес-процессах в целом, не отвлекаясь от работы.
- Вторая дилемма возникает, когда студент посещает занятия по ТРИЗ — индивидуально или в составе группы компаний.Часто учащиеся приводят проблемную ситуацию на рабочем месте, которая, как они надеются, будет решена в классе. Ожидания варьируются от скептицизма до безумного оптимизма по поводу силы этого нового подхода. Начинающие студенты всегда начинают беспокоиться о том, сколько времени потребуется на изучение, использование и получение результатов от ТРИЗ.
Таким образом, новички сталкиваются с двумя или более связанными дилеммами или противоречиями; они нуждаются и хотят улучшить свои карьерные знания, но ограничены во времени и находятся в аналогичной ограниченной ситуации с такими методологиями, как ТРИЗ.(См. Рисунок 1)
|
Предполагается, что компетенция необходима и желательна, ТРИЗ, как правило, будет только дополнением к работе человека. Мало кто из новичков намерен сделать карьеру в ТРИЗ — у них уже есть работа, и им просто нужна небольшая помощь, чтобы сделать ее лучше.Инструкции и упражнения построены так, чтобы продемонстрировать адаптируемость и гибкость ТРИЗ к их собственным дисциплинам.
Многие из наиболее мощных элементов и инструментов ТРИЗ позволяют легко использовать их на начальном этапе и, если их правильно внедрить, могут легко привести к раннему успеху. Одна из величайших возможностей ТРИЗ для начинающих состоит в том, что они могут использовать простые инструменты ТРИЗ для описания своих проблем и объяснения их коллегам с ясностью, невиданной ранее. Ясные и усиленные отношения и связи между инструментами можно легко увидеть и использовать, с прямым применением к их ранее «уникальной» проблеме, ситуации, бизнесу и / или технологии; чувство структуры, цели и простоты использования поддерживает приложения для начинающих.Студент редко, если вообще когда-либо, узнает много о ТРИЗ, не узнав что-то о своей собственной проблеме, бизнесе, технологии, науке и т. Д.
Одним из самых мощных инструментов с точки зрения начинающего студента является функциональный анализ, будь то с целью устранения неадекватных функция системы, упрощение системы или определение ресурсов для решения проблем в системе. В сочетании со структурными элементами ТРИЗ, такими как системный оператор, полная техническая система (CTS) и идеальность для обеспечения руководства, студенты обнаруживают, что у них есть мощный и незамедлительно полезный набор инструментов, который можно применить к их проблемам.
Структуры
Полная техническая система (CTS)
Полная техническая система проста для понимания новичками, но инструкторам необходимо понимать опыт и ориентацию новичков. Важно не путать новичков с множеством конкурирующих словарей, используемых в ТРИЗ — здесь используется полная техническая система, аналогичная используемой также полной технологической системе, но не ограничиваясь технологическими приложениями. Аналогичным образом элементы CTS показаны в таблице 1.
Таблица 1: Элементы полной технической системы | |||
Элемент | Описание | Функция 1: молоток перемещает гвоздь | Функция 2: Инструктор обучает ученика |
Инструмент (или рабочая среда) | Выполняет функцию на объекте | Молот | Инструктор |
Энергия (или двигатель) | Позволяет инструменту выполнять работу | Сила мышц человека | Человек |
Передача | Передает энергию инструменту | Ручка для захвата руки | Голос |
Управление и управление | Регулирует и улучшает функцию (активная) или включает функцию (пассивную) | Человек глаз / рука / мозг | Вопросы, ответы и наблюдения за поведением учащихся |
Объект | Что меняется в результате функции | Гвоздь | Студент |
Большинство студентов понимают систему молоток / гвоздь, но те, кто имеет дело с проблемами в управлении, информационных технологиях и бизнес-операциях, извлекают выгоду из явного , простой пример, который можно применить к их ситуациям, в которых информация передается, трансформируется и снова передается.
Объединение CTS и системного оператора
Студенты с опытом работы во многих областях легко понимают концепцию системного оператора, но словарный запас может быть проблемой. Инструктор, имеющий личный опыт в области инженерии или производства, должен проявлять осторожность при работе со студентами, имеющими опыт работы в бизнесе или сфере услуг. В учебных системах «Шесть сигм» часто проводится различие между студентами «транзакции» и «производство / операции», но эти различия неадекватны, поскольку многие проблемы транзакций включают в себя структурированную передачу информации и другие технологические системы.
Недавний опыт работы с банковской группой иллюстрирует проблемы. Люди, которые проектируют центры обслуживания клиентов и информационные системы, используют язык, распространенный в инженерии, и легко понимают отношения между подсистемами, системами и суперсистемами. Те, кто занимается разработкой продуктов и услуг, большинство из которых имеют опыт работы в сфере маркетинга или финансов / бухгалтерского учета, этого не делают. После того, как концепция была объяснена с использованием историй о ситуациях, аналогичных их ситуации (автомобили, автосалоны, система производства автомобилей и ребенок, семья, сообщество), у них не возникло затруднений с использованием системного оператора.
|
Другой Легкая ошибка — представить системный оператор как простую двумерную матрицу 3 × 3. Выбор подсистемы для включения в диаграмму может стать большой проблемой для новичка.Опытные практики ТРИЗ обычно проводят функциональный анализ или параллельный анализ перед системным оператором и выбирают элементы, вызывающие вредные функции (для устранения) или полезные, но неадекватные функции (для улучшения). Изображение, подобное изображенному на рисунке 3, может стать ментальной моделью выбора, сделанного при рисовании простой матрицы системного оператора. 2
|
Иллюстрация системы внутри суперсистемы, состоящей из нескольких подсистем, помогает новичкам в ТРИЗ понять, что использование 9-оконного представления системного оператора требует выбора того, какие под- и суперсистемы -системы будут рассмотрены.Выбор подсистемы как той, которая вызывает наибольшее количество проблем для системы, обычно довольно прост в бизнес-системе. Выбор суперсистемы несколько более тонкий, поскольку он требует признания того, что взаимосвязь не является линейной — одна система может участвовать в нескольких суперсистемах. Примером для начинающих из повседневной жизни является автомобиль как часть суперсистемы транспорта, которая является частью суперсистемы продаж и обслуживания автомобилей, а также является частью суперсистемы финансовых активов семьи.
Явное написание функции и определение элементов полной технической системы в каждом из девяти прямоугольников системного оператора полезно для новичков, которым необходимо понимать отношения между системами, подсистемами и суперсистемами. Демонстрация того, что функция на одном уровне предоставляет услугу следующему уровню и что объекты являются связями между уровнями, позволяет новичкам разрабатывать модели в своих собственных терминах.
Рассмотрим снова самый простой пример функции молотка и гвоздя — на одном уровне молоток — это инструмент, а гвоздь — объект.Но на следующем уровне гвоздь — это инструмент, а кровельная черепица — объект, поскольку гвоздь прикрепляет черепицу к конструкции. На следующем уровне крыша, состоящая из множества черепиц, является инструментом, а дом — объектом, поскольку крыша защищает дом от окружающей среды. Этот вид упражнений показывает, что в большинстве ситуаций существуют варианты определения системы и надсистемы (крыша также контролирует температуру в доме, защищает от насекомых и т. Д.). Выбор варианта для изучения — это предварительный шаг к решению, какую проблему следует решить, и к нему не следует относиться небрежно.
Пример может прояснить, как комбинацию CTS и системного оператора можно использовать, чтобы помочь новичкам принимать многие решения, которые объединены в очевидной (и вводящей в заблуждение) простой фразе: выберите проблему, которую нужно решить.
Электронная коммерция знакома большинству людей, по крайней мере, с точки зрения клиента, а некоторым — как поставщиков книг, систем обучения и других продуктов и услуг. Безопасность была проблемой для электронной коммерции с момента ее создания. Эволюция систем безопасности следовала классическим паттернам эволюции: новые системы безопасности создают новые проблемы для разработчиков атакующих систем, которые создают противоречия, которые затем разрешаются.Это создает новые проблемы для защитников, которые создают новые системы защиты, бросающие вызов атакующим, и так далее.
|