Срок установки тахографов на городские автобусы планируется перенести на 2023 год
Транспортные компании, осуществляющие регулярные перевозки пассажиров по городским маршрутам, скорее всего получат новый мораторий на обязательное оснащение автобусов тахографами. С такой инициативой Минтранс РФ выступил под конец 2021 года.
Внимание! По состоянию на 05.04.2022 г. правительство РФ ещё не утвердило перенос сроков.
Если вы хотите оперативно узнать о принятии окончательного решения, оставьте свои контакты в этой всплывающей форме. Мы пришлем информацию вам сразу, как только изменения в ПП №1998 будут официально утверждены.
Дата: 14 декабря 2021
Автор: Команда «Геороут»
Время чтения: 3 минуты
Содержание
- На какие даты Минтранс предлагает перенести сроки оснащения
- Каких перевозчиков касается отсрочка
- Кого отсрочка не касается
- Причины переноса сроков
- Стоит ли рассчитывать на дальнейшие переносы
На какие даты Минтранс предлагает перенести сроки оснащения
Согласно проекту постановления Минтранса, который был опубликован в декабре на федеральном портале проектов нормативных правовых актов:
- срок оснащения городских автобусов тахографами планируется перенести с 1 января 2022 г. на 1 марта 2023 г.
Соответствующие изменения будут внесены в ПП РФ №1998 («О категориях оснащаемых тахографами транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров, а также видах сообщения, в которых осуществляются такие перевозки транспортными средствами указанных категорий»). Ссылка на текущую версию постановления №1998.
На данный момент проект постановления уже получил положительное заключение Минэкономразвития и ожидает рассмотрения в правительстве РФ.
Это будет не первое изменение сроков установки тахографов на городские автобусы. Они уже продлевались и в 2020, и в 2021 годах.
Каких перевозчиков касается отсрочка
Отсрочка распространяется на владельцев автобусов категорий M2 и M3, которые:
- перевозят пассажиров на регулярной основе внутри городских поселений
- должны подчиняться требованиям статьи 20 закона «О безопасности дорожного движения» (т. е. соблюдать режимы труда и отдыха водителей и нормы времени управления транспортом)
Отсрочку на год с лишним получают:
- юридические лица
- индивидуальные предприниматели
- физические лица
На данный момент в России за ними закреплено примерно 95 тысяч городских автобусов.
Категория M2. Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более 8 мест для сидения. Технически допустимая макс. масса не превышает 5 тонн.
Категория M3. Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более 8 мест для сидения. Технически допустимая макс. масса превышает 5 тонн.
Кого отсрочка не касается
Перенос сроков не распространяется на перевозчиков, которые регулярно перевозят пассажиров автобусами:
- в пригородном сообщении
- в междугородном сообщении
На таких автобусах тахографы должны были быть установлены ещё до 1 января 2021 года.
Причины переноса сроков
В пояснительной записке Минтранса РФ указывается, что перевозчики сейчас объективно не готовы тратить средства на установку тахографов, так как:
- введение ограничительных мер, связанных с распространением коронавируса, привело к снижению пассажиропотока
- в среднем в 2021 году городские автобусы перевозили на 15-30% меньше пассажиров по сравнению с доэпидемиологическим 2019 годом
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту постановления Правительства Российской Федерации
«О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2020 г. № 1998 «О категориях оснащаемых тахографами транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров, а также видах сообщения, в которых осуществляются такие перевозки транспортными средствами указанных категорий»
Частью 1 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Федеральный закон № 196-ФЗ) для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих эксплуатацию транспортных средств, установлена обязанность оснащения транспортных средств тахографами. Категории оснащаемых тахографами транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров, а также виды сообщения, в которых осуществляются такие перевозки транспортными средствами указанных категорий, утверждены постановлением Правительством Российской Федерации от 3 декабря 2020 г. № 1998.
Указанным постановлением, установлено, что транспортные средства категорий М2 и М3, осуществляющие регулярные перевозки пассажиров в городском, пригородном и междугородном сообщении, подлежат оснащению тахографом.
Для транспортных средств указанных категорий, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров в городском сообщении, предусмотрен отлагательный срок оснащения до 1 января 2022 г.
В связи с принятием ограничительных мер, направленных на предотвращение распространения новой коронавирусной инфекции, наблюдалось значительное снижение пассажиропотока на маршрутах регулярных городских перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом. При этом в настоящее время пассажиропоток на указанном виде транспорта в полном объеме не восстановлен до состояния доэпидемиологической ситуации.
В Минтранс России и в Правительство Российской Федерации поступают обращения перевозчиков, Союза транспортников России и глав регионов Российской Федерации, свидетельствующие о том, что выполнение обязанности оснащения тахографами предприятий городского пассажирского транспорта повлечет дополнительную финансовую нагрузку на автотранспортные предприятия уже находящиеся в тяжелом финансовом положении в связи с низким транспортным спросом.
По данным Росстата в январе 2021 года автобусами перевезено 564394,5 тыс. человек, в октябре 2021 года – 716782,5 тыс. человек, что на 30,6 % (814 234,0 тыс. человек) и 17,4 % (918495,9 тыс. человек) ниже, чем за аналогичные периоды доэпидемиологического 2019 года. При этом средний прирост количества перевезенных пассажиров за февраль – октябрь 2021 года составил 22 % по отношению к количеству перевезенных человек в январе 2021 года. Положительные тенденции роста количества перевезенных пассажиров в совокупности с вакцинацией населения дают основания полагать, что к декабрю 2022 года транспортный спрос достигнет значений 2019 года. Также при достижении прогнозируемых показателей потребуется дополнительное время на планомерное оснащение.
В связи с этим Минтрансом России подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2020 г. № 1998» (далее – проект постановления) предусматривающий перенос отлагательного срока оснащения транспортных средств категорий М2 и М3, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров в городском сообщении на 1 марта 2023 г.
Таким образом, обязательная установка тахографа для указанных транспортных средств, а также оценка соблюдения данного требования, осуществляемая в рамках государственного контроля (надзора), при рассмотрении дел об административных правонарушениях, будет отложена до указанной даты.
Реализация указанного решения коснется около 95 000 автобусов, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров в городском сообщении, и позволит перераспределить ранее запланированные денежные средства на покупку тахографов на финансирование выпадающих доходов перевозчиков.
Пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2020 г. № 1998 срок его действия ограничивается 1 января 2027 г., вместе с тем, согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 247-ФЗ
«Об обязательных требованиях в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 247-ФЗ) положения нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, должны вступать либо с 1 марта, либо с 1 сентября соответствующего года, но не ранее чем по истечении девяноста дней после дня официального опубликования, если иное не установлено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Таким образом, в случае, если по результатам предусмотренной частью 5 статьи 3 указанного Федерального закона оценки применения обязательных требований, установленных постановлением Правительства Российской Федерации
от 3 декабря 2020 г. № 1998, не будет принято решение о продлении срока его действия, применение данного нормативного правового акта после 1 января 2027 г. станет невозможным, а принятие нового регулирования доступным только с 1 марта 2027 г., что, соответственно, приведет к пробелу в правовом регулировании.
В этой связи срок действия постановления Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2020 г. № 1998 приводится в соответствии с положениями Федерального закона № 247-ФЗ.
Предлагаемые решения не влияют на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие проекта постановления и реализация его положений не потребуют дополнительных расходов из средств федерального бюджета, не повлекут за собой изменения объема полномочий и компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, не повлекут за собой сокращения доходной части соответствующих бюджетов.
Стоит ли рассчитывать на дальнейшие переносы
По прогнозам Минтранса, спрос на пассажирские перевозки может достигнуть уровня прошлых лет к концу 2022 года «в совокупности с вакцинацией населения».
При этом в документе говорится, что «при достижении прогнозируемых показателей потребуется дополнительное время на планомерное оснащение».
Таким образом, по планам Министерства транспорта:
- к началу 2023 году перевозчики набираются сил
- к 1 марта 2023 года все уже оснащены тахографами
Понятно, что в условиях непредсказуемой пандемии прогнозы могут не сбыться и последует новая отсрочка.
Но все же лучше не гадать и постепенно устанавливать тахографы. Иначе в час икс деятельность автотранспортного предприятия перестанет быть законной.
Поделиться статьей в мессенджерах и социальных сетях
Другие материалы нашего блога
Примеры работы автопарков с программой GR. Cards
Новый список транспортных средств, на которые не нужен тахограф, с 1 сентября 2022 года
Добрый день, уважаемый читатель.
В 2022 тахографы, ведущие учет времени работы и отдыха водителей, требуется устанавливать на транспортные средства как юридических лиц, так и физических лиц.
Напомню, что тахографы нужно устанавливать:
- на все автобусы,
- на все транспортные средства категории С юридических лиц,
- на грузовые автомобили категории С физических лиц.
Однако для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей существует список транспортных средств — исключений, на которые тахограф не требуется:
С 1 сентября 2022 года в данный перечень будут внесены несколько изменений, именно о них речь пойдет в данной статье:
- Информация о нормативном документе
- Изменения для автомобилей, выполняющий международные перевозки
- Исключения для автомобилей фельдъегерской связи
Информация о нормативном документе
2022. 05.10 Приказ Минтранса России от 03.02.2022 N 27 «О внесении изменений в приложения N 1, N 2 и N 3 к приказу Министерства транспорта Российской Федерации от 28 октября 2020 г. N 440 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства» опубликован на официальном интернет-портале правовой информации 18 марта 2022 года.
Документ вступает в силу 1 сентября 2022 года.
Источник: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202203180029
Изменения для автомобилей, выполняющий международные перевозки
2. Не подлежат обязательному оснащению тахографами следующие виды транспортных средств, эксплуатируемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями:
транспортные средства, допущенные к осуществлению международных автомобильных перевозок в соответствии с карточкой допуска на транспортное средство для осуществления международных автомобильных перевозок, оснащенные контрольными устройствами в соответствии с требованиями Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР, от 1 июля 1970 г. ), и эксплуатируемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, допущенными к международным автомобильным перевозкам в соответствии с удостоверением допуска к осуществлению международных автомобильных перевозок;
2. Не подлежат обязательному оснащению тахографами следующие виды транспортных средств, эксплуатируемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями:
транспортные средства, сведения о которых включены в реестр российских перевозчиков, допущенных к осуществлению международных автомобильных перевозок, в отношении перевозчиков, осуществляющих эксплуатацию этих транспортных средств, оснащенные контрольными устройствами в соответствии с требованиями «Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР) от 1 июля 1970 г.»;
Основное отличие заключается в том, что с 1 сентября 2022 года автомобилю, выполняющему международные перевозки, не потребуется карточка допуска к осуществлению перевозок. Вместо этого автомобиль должен быть включен в специальный реестр перевозчиков, выполняющих международные автомобильные перевозки.
Напомню, что с 1 сентября 2021 года аналогичное изменение было введено в отношении автобусов, выполняющих международные перевозки. Подробная информация о нем приведена в отдельной статье:
Если говорить коротко, то:
1. Автомобили, на которые допуск на международные перевозки выдан с 1 января 2021 года, уже включены в реестр перевозчиков и для них ничего дополнительного предпринимать не нужно.
2. Если автомобиль получил допуск на международные перевозки до 1 января 2021 года, то рекомендую проверить, что автомобиль присутствует в реестре Ространснадзора.
Примечание. Актуальную версию реестра можно найти поиском на официальном сайте Ространснадздора.
На момент написания данной статьи (10 мая 2022 года) в реестр включено 187 150 автомобилей. Причем многие из них получили разрешения задолго до 1 января 2021 года (самая ранняя запись от 19 февраля 2001 года).
Так что, в любом случае рекомендую проверить транспортное средство по реестру. Если номер автомобиля присутствует в реестре, то все в порядке, с 1 сентября 2022 года тахограф все также не потребуется.
Если же автомобиля в реестре нет, то имеет смысл обратиться в Ространснадзор и уточнить, почему это произошло.
Исключения для автомобилей фельдъегерской связи
2. Не подлежат обязательному оснащению тахографами следующие виды транспортных средств, эксплуатируемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями:
транспортные средства органа, осуществляющего специальные функции в сфере обеспечения федеральной фельдъегерской связи.
В пункт 2 добавлен абсолютно новый абзац, который вводит исключение для автомобилей фельдъегерской связи. Поскольку большинству автовладельцев данный термин не знаком, поясню, что речь идет об автомобилях Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации. Это организация, которая занимается доставкой различных особо важных и секретных отправлений по территории страны.
С 1 сентября 2022 года автомобилям ГФС России тахографы требоваться не будут.
Ну а в заключение предлагаю Вам изучить подробную статью, позволяющую выяснить, нужен ли тахограф на Ваш автомобиль:
Также Вы можете изучить обновленный текст нормативного документа, о котором шла речь выше:
Удачи на дорогах!
Об авторе:
Максим Калашников
—
эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).
История тахографа | Полное соответствие
Большинство людей в транспортной отрасли считают, что тахографы появились совсем недавно, и, поскольку нам ежедневно задают вопросы о тахографах, мы подумали, что было бы неплохо провести некоторое исследование тахографа.
Тахографы были первоначально введены в состав поездов для регистрации любых нарушений, и, таким образом, восходят к 1844 году. наряду с контролем времени вождения и другой выполненной работы.
В 1952 году Германия обязала автомобили массой 7,5 тонн и выше использовать тахограф для записи данных о работе и вождении водителей.
Помимо обеспечения соблюдения правил, тахографы часто используются в Германии для расследования и наказания за превышение скорости. Эта практика была одобрена Высшим земельным судом Германии в 1990-х годах.
В Великобритании водители должны были начать записывать свои действия в 1969 году, используя ручной журнал, прежде чем было введено какое-либо записывающее оборудование.
В 1985 ЕС обязал водителей на всей территории ЕЭС использовать тахограф для регистрации своих действий с 1986 года.
Аналоговые тахографы использовали диск и были первой фазой тахографов, введенных в деятельность водителей до 2006 года.
Вслед за этим были введены цифровые тахографы, которые значительно усложнили фальсификацию путем отправки сигналов в зашифрованном виде. Регламент ЕС 1360/2002 сделал цифровые тахографы обязательными для всех транспортных средств, произведенных после 1 августа 2005 г.
Цифровые тахографы теперь требуются для всех новых транспортных средств, а с июня 2019 года новая волна тахографов, известных как тахографы SMART, была введена во все новые производимые автомобили, где необходимо вести учет рабочего времени водителей и записи.
Европейская комиссия пересмотрела законодательство о тахографах, чтобы усложнить манипулирование данными тахографа, повысить эффективность контроля системы и сократить административные расходы. Это привело к внедрению тахографа SMART.
Интеллектуальные тахографы имеют модуль GNSS (глобальная навигационная спутниковая система), который автоматически записывает местоположение вашего автомобиля и время движения автомобиля.
Они также могут удаленно общаться с сотрудниками придорожной инспекции и владельцем транспортного средства или работодателем. Сотрудники правоохранительных органов, включая полицию, и DVSA будут использовать REDCR для сбора информации, такой как нарушения безопасности, отсутствие действительной карты и скорость, зарегистрированная тахографом, пока транспортное средство все еще движется.
Они смогут обнаруживать и корректировать время, дату самой последней калибровки и множество других деталей. Сам интеллектуальный тахограф сможет определить, является ли вставленная карта водителя самой последней картой, выданной этому водителю.
Если проблем не обнаружено, водители остаются на дороге и продолжают движение без перерыва, что означает, что ценное время не будет потрачено впустую на ненужные проверки на дорогах.
В настоящее время тахографы являются обязательными для транспортных средств, разрешенных для перевозки общей массой более 3,5 тонн, и транспортных средств, предназначенных для перевозки не менее 9пассажиров, если транспортное средство используется в коммерческих целях. Все новые автомобили, отвечающие этим критериям, теперь также будут оснащены тахографом SMART, и мы увидим, как это изменит транспортную отрасль.
Это определенно шаг вперед по сравнению с тем, с чего мы начали, и мы надеемся, что это сэкономит много времени водителям и операторам, отвечающим требованиям.
ИТ-отдел компании Aquarius сообщает о серьезном сбое тахографа
Поиск
ИТ-служба «Аквариус» предупредила перевозчиков о серьезном техническом сбое, обнаруженном при удаленной загрузке с некоторых тахографов GEN2
Гай Рейнольдс, ИТ-директор Aquarius, говорит, что проблема возникает, когда тахограф пытается удаленно аутентифицироваться с помощью карты компании с истекшим сроком действия, которая была оставлена в стойке хостинга поставщика услуг удаленной загрузки. Если затем система попытается инициировать загрузку с использованием карты компании с истекшим сроком действия, это приведет к тому, что после этого тахограф перестанет выполнять удаленную загрузку с действующей картой компании; и, что более проблематично, он также полностью останавливает удаленный процесс без очевидного способа его сброса, оставляя операторам возможность только вручную загружать данные с передней панели.
ИТ-отдел Aquarius считает, что эта проблема затрагивает только некоторые тахографы GEN2, выпущенные с июня 2019 года. Это отчасти объясняет, почему проблема сейчас только всплывает на поверхность, потому что срок действия первых карт компании, которые использовались в тахографе GEN2 в то время, истекает.
«Наш опыт и испытания показали, что если карта компании остается в стойке после истечения срока ее действия с новой картой GEN2 или без нее, а тахограф пытается ее загрузки — даже если после этого вы попытаетесь использовать новую действующую карточку компании», — сказал Рейнольдс.
ИТ-отдел Aquarius также предупреждает, что та же проблема возникает в другом распространенном сценарии, когда, например, карта GEN1 находится в стойке хостинга и срок ее действия истекает 31 июля. Для обеспечения преемственности карта GEN2, датированная 1 августа, помещается в стойку вместе с картой GEN1 31 июля или около того. Это стандартная практика удаленной загрузки, позволяющая гарантировать, что запланированные загрузки не будут пропущены.
Затем 1 августа тахограф аутентифицируется с помощью карты GEN2, но 2 августа тахограф по умолчанию пытается автоматически аутентифицироваться с помощью устаревшей карты GEN1. Вместо того, чтобы отклонить карту, она блокируется и снова отказывается от удаленной загрузки.Результатом для операторов является то, что тахограф навсегда становится непригодным для удаленной загрузки, что означает вероятность пропущенных часов, и им придется вернуться к ручной загрузке из транспортных средств, что может быть сложным с точки зрения логистики и дорогостоящим.
Рейнольдс говорит, что есть много вопросов о том, почему возникает эта проблема, но ИТ-подразделение Aquarius ищет ответы и выясняет, можно ли это исправить с помощью обновления прошивки или потребуется полная замена VU.
Тем временем Рейнольдс сообщает, что хотя могут быть незначительные проблемы с непрерывностью, самый безопасный путь вперед — удалить старую карточку компании за день до последнего дня месяца, т.