ООО «Центр Грузовой Техники»

8(812)244-68-92

Почему важно следить за шаровыми опорами?

Во время кризиса и ожидающегося дефицита запчастей особенно важно следить за техническим состоянием автомобиля, потому что выход из строя одной маленькой детали может привести к большим проблемам и дорогостоящим ремонтам.

Павел Горбачев

Pixabay

Шаровые опоры представляют собой шарнирные детали, которые устанавливаются в передней подвеске и соединяют ступицы колеса с рычагами подвески. Этот шарнир, позволяющий колесу поворачиваться в горизонтальной плоскости и не дающий ему смещаться по вертикали.

Чаще всего у легковых автомобилей с передней подвеской в конструкции есть две шаровые опоры — по одной на колесо. Передняя подвеска внедорожников может иметь до четырех шаровых опор на оси, две нижних и две верхних. Иногда встречаются автомобили, в конструкции которых есть три шаровые опоры в передней подвеске.

Как определить, что шаровая опора исчерпала свой ресурс и нуждается в замене?

  • Стук колеса при движении автомобиля. Возможно, вы слышите этот звук при начале движения и чувствуете вибрацию на большой скорости.
  • Неравномерный износ покрышек. С той стороны, где шина имеет подозрительно большой износ, стоит проверить состояние шаровой опоры.
  • Виляние машины на ровной дороге. Иногда это случается от дефекта покрытия полосы, так называемой колейности, но если вы замечаете, что машина слишком часто виляет передней частью, то это может быть признаком износа шаровой.
  • Скрип при входе в поворот. Это явление может сопровождать выход из строя шаровой опоры не всегда.
  • Изменение траектории движения при торможении. Это уже довольно верный признак того, что изношенный шарнир шаровой опоры имеет слишком большой люфт, что уже становится небезопасным.
  • Руль при движении прямо немного повернут в ту или иную сторону. Иногда это может быть также результатом люфта в наконечниках рулевой рейки или износа сайлентблоков подвески, в любом случае есть смысл продиагностировать всю переднюю подвеску.

Выход из строя шаровой опоры рычага подвески — это серьезная неисправность, и ничего хорошего не будет, если она произойдет при движении автомобиля. Разрушение опоры на небольшой скорости приведет к развороту колеса наружу, что неминуемо приведет к завалу автомобиля набок. Если такое произойдет на высокой скорости, то это может привести к полной потере управления и катастрофе.

Проверить состояние шаровых опор можно несколькими способами:

  1. Установите автомобиль на площадке с твердым покрытием, поднимите машину домкратом и снимите переднее колесо. Подставьте под нижний рычаг деревянную или металлическую подставку и немного опустите автомобиль домкратом — это нужно для сжатия пружины подвески. Перемещайте руками цапфу колеса сверху вниз, чтобы определить наличие или отсутствие люфта в шаровой опоре. При этом способе можно проверить состояние пыльника со всех сторон на предмет целостности: если он порван, то шаровая опора, скорее всего, износилась.
  2. На эстакаде или из смотровой ямы также можно проверить шаровую опору, причем этом можно очень быстро при помощи монтировки. Когда машина стоит на месте, то пружины подвески сжаты под тяжестью автомобиля. Нужно вставить монтировку между цапфой и рычагом, а затем покачать монтировкой вниз — вверх. Если будет заметен люфт, то это признак неисправности шаровой опоры.

В качестве дополнительного метода проверки уже

снятой с автомобиля шаровой опоры достаточно повернуть ее набок. Если верхний конец шарнирного пальца опустится вниз под собственной тяжестью, то это означает, что ресурс детали почти или полностью исчерпан.

Важно то, что если в конструкции вашего автомобиля шаровых опор много, то менять рекомендуем только ту, которая вышла из строя. Быстрее всего детали подвески выходят из строя на правой стороне, потому что это колесо чаще ездит по неровной обочине и испытывает воздействие вибраций и получает больше ударов от выбоин на дороге. Остальные могут еще служить довольно долго.

Помните, что после замены одной или нескольких шаровых опор необходимо выполнить процедуру регулировки развала — схождения.

Шаровая опора автомобиля, замена шаровой на ВАЗ. Замена шаровой опоры. Как заменить шаровую опору на ВАЗ.

Подвеска является одним из самых важных узлов транспортного средства. За ее состоянием необходимо постоянно следить, потому что поломка даже самого маленького элемента подвески способна стать огромной проблемой. Именно шаровая опора является одной из небольших, но крайне необходимых деталей подвески. Как и все элементы транспортного средства, иногда она нуждается в замене. Несомненно, вы можете прибегнуть к помощи профессионалов и произвести замену шаровых опор на СТО. Однако, данное мероприятие вполне выполнимо и в условиях гаража, для чего автовладельцу понадобится немного времени, терпения и специальный съемник для шаровых опор.

Содержание

  • Шаровые опоры где находятся в автомобиле
    • назначение шаровой опоры автомобиля
  • Причины поломки шаровых опор
  • Самостоятельная диагностика шаровой опоры
  • Ремонт шаровых опор автомобиля
    • замена нижней и верхней шаровой опоры
  • Полезные советы

Шаровые опоры где находятся в автомобиле

Шаровой опорой называют очень важный элемент транспортного средства, который входит в конструкцию подвески.

Он соединяет рычаг подвески и ступицу управляемого колеса.

Главной задачей шаровой опоры является обеспечение возможности поворота ступицы с первичным горизонтальным положением колеса при вертикальном перемещении.

Изначально шаровые опоры монтировали лишь на переднеприводные автомобили, благодаря чему колеса поворачивались вокруг вертикали. Однако с момента создания шаровой опоры многое в ее конструкции изменилось.

Шаровая опора сделана в виде конусовидной формы со сферическим либо грибообразным наконечником, который может вращаться и сразу раскачиваться в корпусе опоры на углы. Корпус крепится болтами или запрессовывается к рычагу.

В современных узлах, как правило, применяется неразборная конструкция, где корпус завальцовывается после установки пальца. Пластиковые либо другие вкладыши помещаются между пальцем и корпусом. Работают они подобно подшипнику скольжения и способны обеспечить вращение с незначительным усилием. Для отечественных автомобилей используются другие шаровые опоры, которые называют разборными.

Люфты в них устраняют при помощи подтяжки крышки.

Как правило, все компоненты шаровой опоры созданы из стали. Для снижения трения между соприкасаемыми поверхностями, поверхность сферического углубления покрывают полимерами, к примеру, пластмассой. Однако существуют шаровые опоры, в которых полимерное покрытие отсутствует (как правило в отечественном транспорте).

назначение шаровой опоры автомобиля

Шаровая опора обеспечивает надежное и жесткое крепление, сохраняя, при этом, ограниченную подвижность рычагов касательно колесной ступицы. Когда водитель двигается на автомобиле, у передних колес две функции — обеспечивать движение транспортного средства по дороге и обеспечивать возможность маневрирования (повороты вправо, влево). Чтобы правильно двигаться и маневрировать, колеса должны правильно располагаться относительно дороги, то есть, свободно катиться вперед и назад, ровно стоять, легко управляться при помощи руля, а также, прочно крепится к оси.

Для удовлетворения данных требований была разработана подвеска, в которой ступицу управляемого колеса и рычаги подвески соединяют шаровые опоры.

В конструкцию многорычажной передней подвески входит две шаровые опоры — нижняя и верхняя — с каждой стороны транспортного средства ( всего четыре, однако бывает еще шесть и восемь).

Причины поломки шаровых опор

В процессе эксплуатации шаровые опоры подвержены очень серьезным нагрузкам. Зависимо от конструкции подвески и места их установки, опоры выдерживают постоянные удары при движении по неровной дороге, а также, несут на себе огромную часть всей массы транспортного средства. Основной причиной в нарушении корректной работы шаровой опоры является износ соприкасающихся поверхностей, который способен привести к увеличенному зазору в расстоянии от корпуса к пальцу. Как итог — палец и вращается, и болтается в корпусе.

Если износ чрезмерно сильный, даже не большие нагрузки на опору способны привести к выходу пальца из корпуса. Как результат — опора может не удержать колесо, и транспортное средство попросту рушится на асфальт.

Основными признаками износа шаровых опор являются:

  1. Неравномерный износ шин на колесах.
  2. В результате того, что виляют передние колеса, транспортное средство неустойчиво перемещается по
    прямой траектории.
  3. Если увеличено усилие на руль, а при его повороте слышно скрип спереди автомобиля.
  4. При езде на малой скорости по неровной дорожной поверхности слышно стук.

Увеличение зазора появляется в результате следующих факторов:

  1. В шарнире отсутствует смазка (если ее наличие необходимо).
  2. Если разрывается пыльник или защитный чехол, из-за чего вода и грязь попадает в зазор, что существенно усиливает коррозию, а также абразивный износ.
  3. При увеличении динамических нагрузок при быстром движении по неровному дорожному покрытию.
  4. Естественный износ с устаревшими материалами.

Самостоятельная диагностика шаровой опоры

Чтобы узнать, в каком состоянии находится шаровая опора необходимо:

  1. Вариант первый. Поднимите колесо с помощью домкрата. Далее схватите его обеими руками за низ и верх, а затем как можно сильнее пошатайте его, чтобы почувствовать, есть ли люфт либо выработка в соединениях.
  2. Вариант второй. Данный метод является более точным. Возьмите монтировку или кусок толстой проволоки и залезьте под транспортное средство. Затем установите прут посередине нижнего рычага и края опоры, после чего оттяните вверх. Существенный ход монтировки либо прута будет свидетельствовать о наличии люфта.
  3. Вариант третий. Если предыдущие варианты вам не помогли либо не подошли, сделайте следующее. Полностью снимите шаровую опору и внимательно осмотрите, нет ли на ней повреждений и дефектов. Далее зажмите опору в тисках, а затем проверьте ридиальный и осевой люфт шарового пальца. Если он (палец) перемещается без усилий, это явный признак неисправности, при котором необходимо заменить шаровую опору. Этот метод наиболее точный из всех описанных, однако и наиболее трудоемкий. Специалисты рекомендуют использовать именно его.

Ремонт шаровых опор автомобиля

Существует ряд способов ремонта шаровой опоры. Для большинства иномарок замена опоры с рычагом является недешевым удовольствием, потому что стоит этот рычаг немало. Также существуют автомобили с многорычажными подвесками. Стоимость работ для нижнего рычага довольно высокая, а для верхнего — вдвое больше. Поэтому большинство автовладельцев предпочитает ремонт шаровой опоры, нежели замену, так как стоит он в два раза дешевле. Помимо этого, отремонтированная шаровая опора становится более износоустойчивой и, как правило, имеет больший ресурс выработки, нежели новая опора.

Для восстановления шаровых опор используют следующие технологии:

  1. Наиболее простая — переделка шаровой опоры в разборную, полирование пальца и смена пластиковых вкладышей.
  2. Более трудоемкая — под давлением корпус заполняется жидким полимером. Затем данный полимер застывает в зазорах. Запрессованные опоры извлекают и меняют новыми, не оригинальными шаровыми опорами.

замена нижней и верхней шаровой опоры

Процесс замены нижней и верхней опоры не имеет никаких отличий. Из инструмента вам будут нужны:

  1. Лом или монтировка.
  2. Домкрат.
  3. Балонный ключ.
  4. Специальный съемник шаровых опор.
  5. Накидные ключи «17» и «19».

При замене шаровой опоры сначала необходимо смазать новую опору литолом, для чего следует снять пыльник и нанести на палец оптимальное количество смазки. После этого одеваем пыльник обратно.

  1. Срываем крепежные болты еще до того, как автомашина будет поддомкрачена, однако не нужно откручивать их полностью.
  2. Поднимаем при помощи домкрата транспортное средство и снимаем колесо.
  3. Далее откручиваем гайку шарового пальца и болты крепления поворотного кулака, которые крепят его к опоре.
  4. Затем с помощью съемника распрессовываем палец.
  5. Для проведения последующих работ вам понадобится помощник. Ему необходимо отжать нижний рычаг при помощи лома либо монтировки, после чего вынуть старую опору.
  6. Далее прикручиваем новую шаровую опору к поворотному кулаку. Задача помощника — аккуратно и медленно отпустить рычаг, направляя в проушину палец.
  7. Затем осталось закрутить гайку шарового пальца и замену шаровой опоры можно считать завершенной.

Полезные советы

Срок службы опоры, зачастую, зависит от массы факторов и в среднем составляет от 15 до 120 тыс. километров. Жизнь шаровой опоры способна сократить даже минимальная трещинка в пыльнике. Сквозь нее в шарнир может проникать вода, песок и грязь. Чтобы предотвратить поломку шаровой опоры, следует контролировать состояние резинового защитного чехла. Желательно делать это на эстакаде либо смотровой яме.

Чтобы шаровые опоры дольше прослужили, нужно осторожно ездить по разбитому дорожному покрытию и вовремя менять поврежденные пыльники. Не забывайте, что любые механизмы и узлы транспортного средства требуют регулярного ухода и ремонта. Больше информации о замене шаровых опорах вы можете узнать из данного видео.

ЗАЧЕМ и КАК замена шаровой опоры: краткое руководство

Выход из строя шаровой опоры не является распространенной проблемой, но может быть результатом многолетней езды по ухабистым, неровным дорожным покрытиям. Сломанная шаровая опора может быть причиной загадочного лязга или дрейфа рулевого управления. И как только они изношены, они серьезно повлияют на ваше рулевое управление и подвеску. Если шаровой шарнир выйдет из строя полностью, это может даже привести к резкому падению колеса с автомобиля. Страшная мысль! Но что такое шаровые шарниры и когда их нужно заменять?

 Работа шарового шарнира

Шаровые шарниры  соединяют колеса автомобиля с системой подвески и позволяют им двигаться вместе. Как следует из названия, эти умные шаровидные суставы действуют как стержень, подобно тазобедренному суставу в человеческом теле. Шаровые шарниры состоят из шпильки подшипника и гнезда, которые плотно прилегают к смазанному корпусу. Они соединяют рычаг подвески с поворотными кулаками и обеспечивают плавное и надежное движение подвески. Передняя подвеска большинства автомобилей имеет как минимум нижние шаровые шарниры, а в некоторых случаях и верхние.

Зачем менять шаровые опоры?

Шаровые шарниры изнашиваются, если внутрь попадают грязь, песок и примеси или вытекает смазка, что приводит к недостатку смазки. Вдобавок к этому, ржавчина и общий износ также повреждают эти детали подвески. Следствием этого ухудшения являются чрезмерный люфт и ослабление (превышающие спецификации производителя). Хотя здоровые шаровые шарниры обеспечивают плавное движение из стороны в сторону, они не должны покачиваться или трястись вверх и вниз. Это явный показатель того, что вам нужно заняться заменой шаровой опоры.

Новая шаровая опора Шаровой шарнир изношен Шаровой шарнир изношен


Обратите внимание на следующие признаки износа шаровых опор:

  • неуклюжий стук, особенно при проезде неровностей
  • скрипящие или скрипящие звуки при движении подвески
  • дрейфует в сторону
  • шаткое или разболтанное рулевое управление
  • неравномерный или преждевременный износ или сглаживание шин

Как проверить шаровые шарниры 

При подозрении на износ шаровых шарниров следует как можно скорее проверить автомобиль. Замена шарового шарнира не является простой задачей, поскольку доступ к ним и их установка могут быть очень сложными, особенно из-за возраста и ржавчины. На некоторых автомобилях шаровая опора встроена в рычаг подвески. Если вы не знакомы с подвеской и сборкой колес, лучше посетить гараж для профессиональной проверки.

Срок службы шарового шарнира

Поскольку шаровые шарниры могут служить долго, о них часто забывают! Но они и изнашиваются и обычно не служат так долго, как автомобиль. Помните, что они очень тяжело работают на ухабистых, извилистых дорогах, поэтому это зависит от пробега автомобиля и условий, которым он подвергался.

Вы обнаружите, что шаровые шарниры на каждой стороне автомобиля, как правило, имеют одинаковый износ, а это означает, что их обычно заменяют комплектами или подходящими парами.

Некоторые шаровые шарниры служат дольше?

Да! Не все шаровые шарниры одинаковы. Детали, изготовленные из материалов премиум-класса с инновационным дизайном, обладают большей прочностью и долговечностью. Шаровые шарниры MOOG изготовлены из высококачественных соединений, которые лучше справляются с высокими температурами, грязью и абразивным износом. Корпуса выкованы из цельного блока мелкозернистой легированной стали для большей прочности.

СОВЕТ:  Детали шарового шарнира из 9Низкокачественная сталь 0006 или использование некачественной термической обработки может снизить цену, но также сократить срок службы детали до 50%.

Шаровые шарниры играют важную роль в рулевом управлении и подвеске автомобилей и могут служить долго. Тем не менее, движение по неисправным шаровым шарнирам может привести к серьезным повреждениям, а полный отказ шарового шарнира может привести к летальному исходу. Если вы не уверены в состоянии шаровых опор в автомобиле, поговорите с мастером о качественной замене.

Откройте для себя долговечные детали и инструменты для решения проблем, упрощающие замену шаровых шарниров.

Читать далее

Как обслуживать шаровые шарниры

Как обслуживать

Как и все компоненты системы рулевого управления и подвески, шаровой шарнир является важной частью с точки зрения безопасности. Изношенная шаровая опора может ухудшить плавность хода и управляемость автомобиля. Однако в случае неудачи результаты могут быть намного хуже. Являясь ведущим в отрасли поставщиком компонентов рулевого управления и подвески, Delphi может дать представление о роли шарнира, о том, на что обращать внимание при выходе из строя шарнира и как его заменить, прежде чем он зайдет слишком далеко.

Шаровой шарнир является важной частью системы рулевого управления и подвески автомобиля, которая обычно используется в передней части. Проще говоря, он действует как шарнир между колесами автомобиля и подвеской, позволяя управлять автомобилем, а также обеспечивая комфортную езду. Поскольку он постоянно поворачивается в нескольких плоскостях и под разными углами, подобно тазобедренному суставу человека, он подвергается значительным нагрузкам и износу.

Какие существуют типы шаровых шарниров?

Шаровой шарнир бывает двух типов. Почему важно это знать? Потому что они требуют несколько иных подходов в обслуживании. Большинство автомобилей оснащены подвеской со стойками МакФерсон. Он включает в себя по одному шарниру с каждой стороны, расположенному между нижним концом стойки и рычагом управления.

В системах с двойным поперечным рычагом два шарнира расположены вверху (верхний шаровой шарнир) и внизу (нижний шаровой шарнир) системы подвески. Из-за своего положения нижний шаровой шарнир подвергается более высоким нагрузкам, а также повышенному воздействию грязи и соли, что приводит к более быстрому износу.

Как обнаружить неисправную шаровую опору?

Несмотря на то, что они очень прочные, со временем они постепенно изнашиваются и требуют замены. Хотя замена шаровых шарниров не входит в план планового технического обслуживания, их необходимо регулярно и в соответствии с периодичностью, установленной производителем, проверять на наличие любых признаков повреждения и/или чрезмерного люфта. Если какой-либо из них присутствует, его следует заменить. Другие распространенные признаки изношенного шарового шарнира включают в себя:

  • Стук из передней подвески автомобиля при проезде неровностей или поворотах. По мере износа шарниры расшатываются в гнезде и дребезжат при движении подвески вверх и вниз. Это также может вызвать чрезмерную вибрацию с любой стороны автомобиля или через рулевое колесо.
  • Рулевое управление автомобиля самопроизвольно качается слева направо. По мере износа шарового шарнира эти симптомы будут постепенно ухудшаться, пока деталь не выйдет из строя. Ожидание выхода из строя соединения опасно, так как колесо может разрушиться, что приведет к немедленной потере управления.

Поэтому рекомендуется проверить его и при необходимости заменить, если какой-либо из этих симптомов очевиден.

Почему важно заменять всю шаровую опору, а не только пыльник?

Распространенной причиной выхода из строя шаровой опоры является расщепление или растрескивание резинового чехла. Когда это происходит, вода, соль и грязь проникают во внутренние компоненты шарнира, повреждая ботинок. В этом случае рекомендуется заменить весь шарнир, так как новый пыльник, скорее всего, запечатает повреждающие вещества, что приведет к ускоренному износу и коррозии.

Кроме того, он предназначен для работы с консистентной смазкой, которая герметизирована и рассчитана на весь срок службы соединения. Неисправный пыльник может привести к потере или сильному загрязнению этой важной смазки. Без какой-либо смазки трение в соединении значительно увеличивается, что может привести к тому, что рулевое управление станет тяжелым или заедает. Стоит отметить, что шаровые опоры на некоторых старых автомобилях исправны и периодически требуют смазки.

Замена шарового шарнира

Чтобы обеспечить качественный ремонт рулевого управления и подвески, при замене шаровой опоры рекомендуется выполнить следующие действия:

  • После подъема и закрепления автомобиля осмотрите шаровые опоры, чтобы определить, нуждаются ли они в замене — не должно быть чрезмерного люфта, износа или повреждений. Метод осмотра будет зависеть от конкретного типа подвески, установленной на транспортном средстве. Как правило, это можно проверить с помощью монтировки или специального инструмента, но если есть какие-либо сомнения, обратитесь к спецификациям производителя транспортного средства для получения более подробной информации.
  • Снимите колесо, чтобы получить доступ к шарниру, и отодвиньте тормоза в сторону. В зависимости от узла рулевого управления вам, возможно, придется снять суппорт, что увеличит необходимое время. Вам также может понадобиться ослабить крепления, удерживающие на месте рычаг управления или стабилизатор поперечной устойчивости, чтобы у вас было больше места для перемещения деталей подвески.
  • Перед снятием старого шарнира смочите все болты проникающей смазкой, чтобы ослабить их. Снимите крепежные болты. Затем снимите «стяжной болт», который зажимает палец шарового шарнира, и с помощью монтировки снимите шарнир с места. Ослабьте и снимите болты, крепящие шарнир к рычагу подвески, и снимите шарнир.
  • Обратите внимание, что его можно прикрепить к рычагу подвески несколькими способами: запрессовать, защелкнуть или прикрутить болтами. В некоторых случаях шаровой шарнир может быть даже встроен в рулевой рычаг, что требует замены всего рычага. Шаровые шарниры, которые запрессованы, потребуют гидравлического пресса для снятия и замены.
  • Осмотрите крепежные отверстия поперечного рычага на наличие повреждений или усталости металла. Изношенный шаровой шарнир может повредить это отверстие, что, в свою очередь, может привести к повреждению нового шарнира. Установите новый шаровой шарнир на рычаг подвески, убедившись, что все новые крепления используются и затянуты в соответствии со спецификациями производителя. Delphi поставляет необходимые крепления со всеми своими компонентами. Помните, что никогда не используйте пневматические или электрические инструменты, так как они могут повредить компоненты.
  • Вставьте палец шарового шарнира в поворотный кулак. Закрепите его новым болтом и стопорной гайкой, затянув с правильным крутящим моментом. Установите колесо и колесные гайки на место и затяните с правильным моментом. Всегда закручивайте компоненты в нагруженном положении, а не без колес. Это предотвратит дополнительную нагрузку на компоненты при опускании автомобиля на землю.
  • Наконец, установите автомобиль на подвеску и проверьте углы установки колес, включая развал, при необходимости отрегулируйте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *