ООО «Центр Грузовой Техники»

8(812)244-68-92

Содержание

Что такое резонатор выхлопной системы

Работа двигателя на автотранспортных средствах, если говорить про ДВС, сопряжена с выработкой достаточно сильного шума. Но этот шумовой эффект водитель, его пассажиры, а также люди на улице практически не слышат.

Что такое резонатор выхлопной системы

Так было далеко не всегда. Первые машины, работающие на двигателях внутреннего сгорания, были очень шумными, создавали много дыма, а потому это становилось настоящей проблемой. Но решение через некоторое время придумали.

Каждый современный автомобиль обязательно оснащается глушителем. Уже из названия становится очевидно, что главной функцией глушителей является гашение и подавление шумов и звуков, возникающих от работающего мотора.

Система выхлопа устроена достаточно сложно, несмотря на кажущуюся простоту выполняемых функций. В её состав входит несколько элементов, одним из которых выступает резонатор. Относительно него у автолюбителей возникают вопросы. Их интересует, что это такое, зачем устанавливается и какие задачи выполняет в работе системы выхлопа и всего автомобиля.

Что это такое

Для начала следует разобраться, что такое резонатор в современном автомобиле и в чём задача этой детали выхлопной системы автотранспортного средства.

Резонатор глушителя или просто резонатор является неотъемлемой частью системы, отвечающей за вывод выхлопных газов работающего автомобиля. Учитывая то, как выглядит этот резонатор, многие называют его дополнительным глушителем. Он действительно похож на глушитель, но не является таковым. Это лишь часть системы выхлопа.

Не все до конца понимают, что же такое резонатор в машине с двигателем внутреннего сгорания. Часто его позиционируют как узел для снижения уровня шума работающего мотора. Но по факту это вторичный эффект, который достигается за счёт выполнения основной функции резонатора. Она заключается в обеспечении ровного потока отработанных газов по всей системе выхлопа автотранспортного средства.

Когда мотор работает, вне зависимости от количества совершаемых оборотов двигателя, в коллекторе образуются так называемые прерывистые параметры давления газа. Во многом на их частоту влияет количество цилиндров в ДВС и оборотов, совершаемых коленчатым валом. Резонатор позволяет как раз устранять эти прерывистые параметры или уровни давления.

Зачем используются резонаторы

Теперь более конкретно относительно того, для чего нужны резонаторы в автомобилях. Уже название даёт понять, что этот элемент отвечает за резонирование шума или звуковых потоков, которые образуются в процессе работы мотора.

Если говорить простым языком о том, зачем резонатор в выхлопной системе, то это гаситель звуковых колебаний в момент, когда выхлопные газы выходят из камеры сгорания. Но это далеко не все функциональные возможности компонента. На деле резонаторы выполняют одновременно несколько задач, хотя основной считается именно резонирование, либо гашение звуков. Преимущественно низкочастотных.

Специалисты утверждают, что резонатор в конструкции выхлопной системы служит не только для отвода газа и снижения уровня шума. Ещё один момент, для чего служит устройство, заключается в повышении полезной мощности силовой установки. Не зря спортивные автомобили подвергаются специальным доработкам, где стандартный резонатор меняется на более эффективный вариант. В таких случаях размещение элемента происходит непосредственно за прямотоком.

Прямоточная система выхлопаПрямоточная система выхлопа

Крайне важной функциональной особенностью резонатора является его способность снижать температуру выходящих выхлопных газов. Тем самым заметно продлевается срок службы всей системы и глушителя в частности.

Как дополнение можно отметить факт снижения уровня вредных выбросов за счёт участия резонаторов в работе выхлопной автомобильной системы.

Учитывая функции и назначение этого элемента, возникают вопросы касательно того, можно ли убрать из автомобиля резонатор, что произойдёт и какие последствия возможны. Некоторые считают удаление такого элемента глупостью. Но есть далеко не один такой водитель, который убирал конструкцию.

Для ответа на этот вопрос следует учесть, что будет при эксплуатации автомобиля без резонатора. Произойдёт следующее:

  • значительно усилится звук работы выхлопной системы. Иногда он превышает все допустимые нормы, становится крайне неприятным и шумным. Во многом уровень шумности зависит от мощности двигателя и его оборотов;
  • особенно заметным повышение шумности будет при низкочастотном диапазоне. Именно гашением низких звуков занимается резонатор;
  • повысится температура выходящего выхлопного газа, который проходит через глушитель автомобиля. Это существенно снижает срок его службы. В скором времени глушитель придётся менять;
  • нарушится штатное распределение ударных волн в газовой среде. Параллельно поменяются зоны разряжения. Всё это ведёт к заметным потерям двигателя по мощности;
  • настройки по расходу топлива также нарушатся. Это приведёт к увеличению потребления горючего.

Полностью отказаться от использования резонатора можно только в определённых ситуациях, когда проводится комплексный тюнинг выхлопной системы с установкой дополнительных элементов и специальной настройкой. Если просто вынуть из выхлопа резонатор, и продолжить эксплуатировать автомобиль в таком состоянии, ничего кроме повышенного шума и ускоренного износа со всеми вытекающими последствиями это не даст.

Составляющие конструкции

Как уже ранее отмечалось, внешне резонаторы очень напоминают глушители. Из-за этого их легко перепутать новичку. А более опытные автомобилисты называют резонаторы малыми или дополнительными глушителями.

В действительности конструктивно это довольно сложный элемент, включающий в себя несколько слоёв. Причём каждый из этих слоёв отвечает за выполнение определённой функции.

Если познакомиться с устройством резонаторов автомобиля в разрезе, то действительно можно заметить существенное внешнее сходство со стандартным штатным глушителем транспортного средства.

Стоит внести некоторые уточнения относительно того, как устроен в автомобиле резонатор глушителя:

  • конструкция представлена в виде нескольких камер, которые разделены между собой специальной сеткой;
  • такое строение позволяет постоянно сужать и расширять потоки выходящих газов. Важно отметить, что выход газа происходит резкими рывками. Резонатор выравнивает эти рывки, что позволяет на выходе получить равномерный поток выработанного газового выхлопа;
  • камеры внутри немного смещены, что позволяет менять направление движения выхлопа, тем самым сглаживая неравномерную пульсацию;
  • гашение частоты выхлопа происходит за счёт внутренней перфорации. С её помощью уровень шумности снижается.

Свои задачи автомобильный резонатор выполняет благодаря конструкции, которая предусматривает наличие большого количества закрытых полостей, соединённых друг с другом при помощи трубопровода и множества перфораций, то есть отверстий.

Предусмотренные конструкцией отверстия позволяют вызывать разночастотные колебания, меняющиеся за счёт трения.

Что же касается расположения, то этот элемент выхлопной системы устанавливается непосредственно между приёмным коллектором или нейтрализатором и штатным глушителем.

Но расположение может несколько отличаться. Это зависит от конкретно модели автотранспортного средства и производителя.

Важно понимать, что образующийся в двигателе газ при сгорании топливовоздушной смеси имеет огромную температуру. При этом функция резонатора автомобиля заключается в том, чтобы её снижать, уменьшая тепловую нагрузку на глушитель и идущие после резонатора элементы выхлопной системы.

Теперь что касается того, какая температура на выходе из камеры сгорания и под какими тепловыми нагрузками работает малый глушитель. В зависимости от конкретной автомобильной системы, температура может достигать отметки более 650 градусов Цельсия. После возгорания, отработанный газ идёт на впускной коллектор при экстремально высоких температурных показателях.

Доходя для резонатора глушителя автомобиля, температура снижается не так сильно. Потому крайне важно, чтобы резонатор изготавливался из высококачественных и жаропрочных материалов. При эффективной работе самого резонатора, он способствует падению температуры, благодаря чему нагрузка на глушитель оказывается существенно меньше. Это продлевает срок его службы и сохраняет в целостности всю выхлопную автомобильную систему.

Виды

Резонаторы или дополнительные глушители классифицируют в зависимости от того, на двигателях какого типа они используются.

Потому различаются 2 основных вида устройств.

  1. Предназначенные для установки на двухтактные двигатели. Если транспортное средство оснащается подобным мотором, что в наше время встречается не так часто, то резонатор становится обязательным элементом компоновки выхлопной системы. Если резонатор будет отсутствовать, это моментально приведёт к увеличению количества потребляемого топлива. Изменится работа мотора в худшую сторону, снизится скорость и мощность. Это обусловлено тем, что удаляться будет не только отработанный выхлопной газ, но также и не до конца сгоревшее топливо. Отсюда падение скорости параллельно с увеличением расхода топлива.
  2. Резонаторы, устанавливаемые на четырёхтактные силовые установки. В случае с такими двигателями резонатор может сыграть не на пользу автомобилю, а создать определённые дополнительные проблемы. Демонтаж позволяет увеличивать уровень мощности двигателя примерно на 15%. Опытные автомобилисты считают, что на четырёхтактных моторах резонатор только мешает нормальной работе двигателя. Да, если его убрать, мощность действительно повысится. Но одновременно ухудшится экологичность транспортного средства, выхлоп начнёт загрязнять окружающую среду. Потому на 4-тактных моторах всё равно стоят резонаторы, позволяющие достичь требуемых экологических норм.

Есть ещё одна дополнительная классификация, которая различает резонаторы по их конструктивным особенностям.

На некоторые автомобили устанавливаются стандартные элементы моноблочного типа. Но постепенно практически все переходят на комбинированные устройства.

Второй тип резонаторов состоит из двух основных частей. Это классическая конструкция с трубой и перегородками, а также камера, заполненная специальными материалами, обладающими свойствами шумопоглощения. Зачастую в конструкциях используют материалы на основе базальтового волокна.

Комбинированные устройства являются более эффективными, современными и полезными в работе автомобильных двигателей и выхлопных систем. Потому на большинстве автотранспортных средств встречаются именно такие типы резонаторов.

Малые глушители или резонаторы глушителя разделяют по их размерам. Различают следующие подкатегории:

  • короткие;
  • средние;
  • длинные.

Ещё иногда классифицируют резонаторы в зависимости от их объёма. Это полезный способ классификации, поскольку во многом именно от объёма зависит, насколько эффективным окажется резонатор в конструкции автомобильной выхлопной системы. Если будет наблюдаться дефицит объёма в резонаторе, то в момент резкого нажатия водителем на педаль газа уровень шума окажется крайне высоким. Кому-то этот звук нравится, а потому специально устанавливаются резонаторы. Но из соображений безопасности системы выхлопа, а также из уважения к окружающим людям, лучше устанавливать устройств с достаточным рабочим объёмом.

Резонаторы или малые глушители изготавливаются из различных материалов. Наиболее бюджетные конструкции создают на основе алюминированной стали. Хотя в действительности это самая простая сталь, поверх которой наносится небольшой слой алюминия. Выглядят, как полноценно алюминиевые, но по факту не способны выдерживать значительные нагрузки. Требуют более частой замены. Слой алюминия только временно предотвращает образование коррозии на устройстве.

Резонатор глушителя автомобиляРезонатор глушителя автомобиля

Если автомобилист хочет получить действительно качественный, долговечный и эффективный резонатор, когда стандартный заводской элемент не устраивает или износился, оптимально выбирать конструкции на основе нержавеющей стали с двойным корпусом.

Выхлопная система постоянно подвергается сильным нагрузкам в виде высокой температуры. В результате периодически происходят сбои в нормальной работе всего автомобиля. Чтобы поломка резонатора или иного компонента не стала неожиданностью для автовладельца, настоятельно рекомендуется проводить профилактическую проверку и диагностику работоспособности узла. Заметив первичные признаки неисправностей, можно своевременно принять меры, провести ремонтно-восстановительные работы или просто полностью заменить вышедший из строя резонатор.

Отличия резонатора и пламегасителя

Можно довольно часто встретить рассказы автомобилистов, которые устанавливали в выхлопную систему своего транспортного средства пламегаситель. Но не все знают, что это такое и чем вообще отличаются резонатор от пламегасителя.

Некоторые утверждают, что единственным отличием является название. Другие заявляют о существенной разнице между этими двумя элементами. Следует разобраться в вопросе более детально.

Существует устройство, которое почему-то в России и странах СНГ часто называют пламегасителем. Начнём с того, что элемент не гасит пламя. Отсюда и возникают вопросы относительно странного названия. Но в выхлопную систему конструкция действительно устанавливается.

Причём пламегасители размещают непосредственно за приёмной трубой. По факту эта конструкция выполняет задачи дополнительного резонатора. Но тут стоит внести некоторые поправки.

В России экологические нормы далеко не такие строгие, как в Европе. Из-за этого довольно часто на машинах можно встретить ситуации, как на законное место каталитического нейтрализатора, то есть катализатора, устанавливают пламегаситель. Хотя катализатор позволяет как раз снизить уровень вредных выбросов в нашу с вами атмосферу.

По выполняемой роли в выхлопной системе автотранспортного средства пламегаситель действительно во многом напоминает резонатор. К его основным функциям можно отнести реализацию следующих задач:

  • частично компенсирует импульсы, которые возникают при детонации топливовоздушной смеси внутри камер сгорания;
  • частично компенсирует шумовые или звуковые волны низкочастотного диапазона;
  • упорядочивает перемещение отработанного газа;
  • снижает температуру отработанного газа.

Теперь что касается непосредственно интересующих нас отличий между резонатором и так называемым пламегасителем.

Разница в 2 основных вещах:

  1. Пламегасители обязательно должны изготавливаться из высококачественных материалов. Это обусловлено его установкой непосредственно за приёмной трубой. Потому на гаситель воздействуют существенные температурные нагрузки и колебания. Если материал будет некачественным, элемент быстро выйдет из строя.
  2. Резонатор эффективнее компенсирует звуковые волны, нежели пламегаситель. Ведь прямая обязанность резонатора как раз и заключается в том, чтобы компенсировать пиковые звуковые волны, упорядочивать звук, прежде чем он пойдёт в глушитель.

Учитывая эти факторы, можно сказать, что каждый элемент выполняет возложенные на него функции. Пламегаситель и резонатор вовсе не являются синонимичными устройствами. Это несколько разные элементы выхлопной системы автотранспортного средства. Но сходство между ними действительно есть.

Признаки неисправностей резонатора

Напоследок хочется добавить несколько слов относительно того, как можно определить возникновение неисправностей в работе резонатора.

Любые поломки, связанные с этим элементов, приводят к падению мощности двигателя, повышают уровень шума и способствуют увеличению расхода топлива.

Определить неполадки можно по нескольким характерным признакам. А именно:

  • заметно повысилась громкость в работе выхлопной системы. Каждый автовладелец знает, насколько громко или тихо работает его выхлоп. Если же звук возрастает, глушитель функционирует слишком шумно, то это прямой признак выхода из строя резонатора. Он не справляется со своими задачами, а потому на глушитель выходит сильный шум, который не был предварительно погашен;
  • звук дребезжания металла. Он доносится от места, где располагается узел резонатора. В такой ситуации высока вероятность того, что один из внутренних компонентов резонатора под воздействием температурных нагрузок уже прогорел полностью;
  • падает мощность двигателя. Водитель нажимает на педаль газа, но не получает привычную отдачу. Разгон происходит медленнее, при этом растёт количество потребляемого топлива. Эти признаки характерны в случае снижения пропускной способности малого глушителя, то есть резонатора на автомобиле.

Ремонт выхлопной трубы

Если начал проявляться хотя бы один из перечисленных признаков, либо сразу несколько, требуется проверить состояние резонатора.

В зависимости от результатов проверки, можно обойтись мелким ремонтом, частичной заменой, либо же полной сменой вышедшего из строя резонатора.

Когда резонаторы прогорают, пытаться их запаять и заварить сварочным оборудованием не рекомендуется. Лучше заменить деталь полностью. Дополнительно следует узнать, почему элемент вышел из строя раньше положенного срока.

При грамотной эксплуатации резонаторы служат очень долго и не требуют периодической замены. Но в определённых условиях износ может наступить раньше времени. И тогда оптимальным решением проблемы станет замена.

drivertip.ru

Резонатор — это… Что такое Резонатор?

Резона́тор — колебательная система, в которой происходит накопление энергии колебаний за счёт резонанса с вынуждающей силой. Обычно резонаторы обладают дискретным набором резонансных частот.

В технике обычно встречаются резонаторы с колебанием электромагнитных или механических величин. Конструкция резонатора сильно зависит от его резонансных частот.

Механические резонаторы

Механические резонаторы можно разделить на две условные группы:

  • Резонатор накопительного действия.
  • Резонатор мгновенного действия.

Резонатор накопительного действия

Отличительной чертой такого резонатора является накопление энергии внешнего воздействия за счет уменьшения частоты собственных колебаний. С математической точки зрения любой резонатор, период колебаний которого строго больше периода колебаний возмущающей силы является накопительным. Классическим примером являются качели. Усиление выходной мощности происходит за счет сложения мощностей нескольких колебаний возмущающей силы.

Резонатор мгновенного действия

Под «мгновенным действием» подразумевается совершение одного периода колебания резонатора за время, не большее периода колебания возмущающей силы. Примером такого резонатора может служить резонатор Гельмгольца. Усиление в таких резонаторах может происходить за счет:

  • смещения по времени мощности резонансной частоты на входе, то есть плавно меняясь на входе резонатора мощность может увеличится на выходе за счет уменьшения длительности сигнала;
  • поглощения энергии других(не резонансных) частот. Этот эффект используется певцами при практике резонансного пения;
  • поглощения теплового движения окружающего пространства.

Резонаторы мгновенного действия могут иметь коэффициент усиления до 40 дБ (10 000 раз).

Электромагнитные резонаторы

В генераторах СВЧ[1]-излучений (клистрон, магнетрон) резонаторы представляют собой металлическую конструкцию, используемую для генерации волн определённой длины.

Ссылки

См. также

Примечания

dic.academic.ru

РЕЗОНАТОР — это… Что такое РЕЗОНАТОР?

  • РЕЗОНАТОР — (от лат. resono звучу в ответ, откликаюсь), колебательная система, способная совершать колебания макс. амплитуды (резонировать) при воздействии внеш. силы определ. частоты и формы. В большинстве случаев Р. отзываются на гармонические… …   Физическая энциклопедия

  • РЕЗОНАТОР — колебательная система с резко выраженными разонансными свойствами. Резонаторы упругих колебаний струны, стержни, ножки камертона, мембраны и т. д. Резонатор электромагнитных колебаний полости, ограниченные проводящими стенками (см. Объемный… …   Большой Энциклопедический словарь

  • РЕЗОНАТОР — (фр.). Приспособление в некоторых роялях и других муз. инструментах для усиления звука. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. РЕЗОНАТОР прибор, усиливающий звук. Полный словарь иностранных слов, вошедших… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • резонатор — а, м. resonateur, нем. Resonator < resonare давать звук. 1. Устройство или прибор для воспроизведения или усиления различного рода колебаний (акустических, электрических и т. д.). БАС 1. Казалось, по всему лицу русской земли были расставлены… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • резонатор — мембрана, голосник Словарь русских синонимов. резонатор сущ., кол во синонимов: 5 • вибратрон (1) • …   Словарь синонимов

  • РЕЗОНАТОР — РЕЗОНАТОР, тело или система, в к рой возникают колебания благодаря резонансу (см.). Можно говорить о меха.нических, акустических, электрических Р., смотря по характеру возникающих колебаний. В акустике наибольшую важность представляет воздушный Р …   Большая медицинская энциклопедия

  • РЕЗОНАТОР — РЕЗОНАТОР, а, муж. (спец.). Полое тело или особое приспособление, воспроизводящее звуки определённой высоты и обычно усиливающее их. | прил. резонаторный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • резонатор — – средняя часть глушителя между основной частью и штанами. EdwART. Словарь автомобильного жаргона, 2009 …   Автомобильный словарь

  • резонатор — — [http://www.iks media.ru/glossary/index.html?glossid=2400324] Тематики электросвязь, основные понятия EN carity …   Справочник технического переводчика

  • РЕЗОНАТОР — колебательная система (или тело), в которой может накапливаться энергия и возникать явление (см.). Различают Р.: акустические (напр. струна, камертон, мембрана, воздушная полость и др.), кварцевые (основным элементом является кварцевая пластина с …   Большая политехническая энциклопедия

  • dic.academic.ru

    Резонатор — это… Что такое Резонатор?

  • РЕЗОНАТОР — (от лат. resono звучу в ответ, откликаюсь), колебательная система, способная совершать колебания макс. амплитуды (резонировать) при воздействии внеш. силы определ. частоты и формы. В большинстве случаев Р. отзываются на гармонические… …   Физическая энциклопедия

  • РЕЗОНАТОР — колебательная система с резко выраженными разонансными свойствами. Резонаторы упругих колебаний струны, стержни, ножки камертона, мембраны и т. д. Резонатор электромагнитных колебаний полости, ограниченные проводящими стенками (см. Объемный… …   Большой Энциклопедический словарь

  • РЕЗОНАТОР — (фр.). Приспособление в некоторых роялях и других муз. инструментах для усиления звука. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. РЕЗОНАТОР прибор, усиливающий звук. Полный словарь иностранных слов, вошедших… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • резонатор — а, м. resonateur, нем. Resonator < resonare давать звук. 1. Устройство или прибор для воспроизведения или усиления различного рода колебаний (акустических, электрических и т. д.). БАС 1. Казалось, по всему лицу русской земли были расставлены… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • резонатор — мембрана, голосник Словарь русских синонимов. резонатор сущ., кол во синонимов: 5 • вибратрон (1) • …   Словарь синонимов

  • РЕЗОНАТОР — РЕЗОНАТОР, резонатора, муж. (см. резонанс). 1. Акустический прибор в форме полого тела (или любое полое тело), воспроизводящий звуки определенной высоты и обычно усиливающий их (физ.). «Затихшее здание гимназии в эти часы представляется мне… …   Толковый словарь Ушакова

  • РЕЗОНАТОР — РЕЗОНАТОР, тело или система, в к рой возникают колебания благодаря резонансу (см.). Можно говорить о меха.нических, акустических, электрических Р., смотря по характеру возникающих колебаний. В акустике наибольшую важность представляет воздушный Р …   Большая медицинская энциклопедия

  • РЕЗОНАТОР — РЕЗОНАТОР, а, муж. (спец.). Полое тело или особое приспособление, воспроизводящее звуки определённой высоты и обычно усиливающее их. | прил. резонаторный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • резонатор — – средняя часть глушителя между основной частью и штанами. EdwART. Словарь автомобильного жаргона, 2009 …   Автомобильный словарь

  • резонатор — — [http://www.iks media.ru/glossary/index.html?glossid=2400324] Тематики электросвязь, основные понятия EN carity …   Справочник технического переводчика

  • РЕЗОНАТОР — колебательная система (или тело), в которой может накапливаться энергия и возникать явление (см.). Различают Р.: акустические (напр. струна, камертон, мембрана, воздушная полость и др.), кварцевые (основным элементом является кварцевая пластина с …   Большая политехническая энциклопедия

  • ped_recheved.academic.ru

    зачем нужен, устройство, чем отличается резонатор от глушителя

    Назначение резонатора

    Вспышка топливной смеси в камере сгорания поршневой системы — это взрыв небольшой мощности. Сопровождается звуком, характерным для такого взрыва. Это знакомо каждому, кто слышал работу любого ДВС без выхлопной системы. При этом давление отработавших выхлопных газов поступает в выхлопную систему импульсами, от вспышки до вспышки. Периодичность импульсов равна периодичности хода каждого поршня от НМТ к ВМТ.

    Функция резонатора:

    • выровнять импульсные перепады давления отработавших газов;
    • первично погасить звуковые вибрации, снизить шум;
    • снизить температуру выхлопных газов.

    На современных авто стоят катализаторы (нейтрализаторы). Они могут быть установлены как перед резонатором, так иногда и внутри резонатора.

    Чем отличается глушитель от резонатора

    Чем отличается глушитель от резонатора

    Задний глушитель принимает от резонатора смягченный по импульсам давления поток газов, с более низкой температурой. Его задача — окончательно погасить уже приглушенные акустические вибрации (шум) и отвести токсичные газы за пределы авто, чтобы они не попадали в салон или на кузов авто, повреждая поверхности. У резонатора и глушителя несколько разные задачи и нагрузки, потому их конструкция всегда отличается.

    Устройство резонатора

    У каждой модели ТС, будь то авто, трактор, мопед или какое угодно другое, своя уникальная конструкция выхлопной системы. Общее в устройствах всех резонаторов:

    • входной и выпускной патрубки;
    • расширенная емкость обработки потоков;
    • трубки с отверстиями и деления на камеры внутри;
    • в некоторых моделях звукопоглащающий термостойкий материал, чаще всего базальтовое волокно.

    Передовые и хорошо продуманные конструкции современных резонаторов имеют важное свойство. За счет особенностей циркуляции отработанных газов внутри полости резонатора в определенный момент между выхлопами создается разрежение. Оно крайне мало по времени, но помогает вытягивать газы из части системы, стоящей ближе к ДВС. Это помогает избежать загрязнения от нагара и в некоторой степени повышает мощность ДВС.

    Неполадки в работе резонатора

    Неполадки в работе резонатора

    Вся система отвода выхлопных газов работает в крайне агрессивных условиях:

    • высокая температура;
    • попадание влаги на раскаленные поверхности;
    • воздействие противоледных реагентов;
    • вибрации, риск механических повреждений о бордюры, камни и т.д.

    Причем резонатор принимает более горячий первичный поток отработанных газов, чем задний глушитель. Температура выхлопных газов может достигать 700Со. Некачественные сплавы при таких температурах быстро выгорают, коробятся, ржавеют от попадания влаги и реагентов. А попадание влаги на раскаленную поверхность может вызвать коробление всей конструкции, если она выполнена из неподходящего сплава. Лучшим материалом для таких систем считается нержавеющая сталь в сплаве с металлами и компонентами для повышения стойкости.

    Самые обычные неполадки резонатора:

    • Расстыковка соединения резонатора с предыдущими и последующими деталями системы.
    • Разрушение внешней оболочки.
    • Засорение нагаром внутренних деталей, полостей трубок и отверстий, камер и проходов.
    • Разрушение внутренних деталей от выгорания.

    Проверка резонатора

    Нарушения в работе резонатора всегда заметны. Разрушение внешней оболочки приводит к явному усилению шума при работе двигателя. Место разрушения диагностируется простым визуальным осмотром. Авто ставят на смотровую яму и внимательно осматривают. Причем разрушение может быть, конечно, не только в резонаторе.

    Также проверяется расстыковка патрубков. В основном она происходит из-за механического удара или полного выгорания внутренних диаметров патрубков, там, где резонатор соединен с другими деталями.

    Разрушение внутренних деталей также приводит к изменению звука работающего двигателя, причем всегда в сторону увеличения шума.

    Заполнение внутренних деталей нагаром проявляется противоположными признаками:

    • Двигатель начинает работать тише.
    • Мощность двигателя теряется, иногда значительно.

    Последний момент особо важен. Здесь сказываются принципиальные особенности работы всех без исключения выхлопных систем. На то, чтобы преодолеть сопротивление проходу выхлопных газов от выхлопных окон цилиндров через выхлопную систему, требуется давление. На создание этого давления тратится часть мощности любого ДВС. Чем труднее проход газов через выхлопную систему, тем больше мощности уходит на преодоление этого сопротивления. Когда проходы и отверстия трубок резонатора забиты нагаром, двигатель душится и не может работать в полную мощь. При этом. если резонатор забит сильно, облачка дыма могут появляться перед ним, например, на месте стыка его с коллектором.

    Резонатор может забиваться нагаром чаще и больше, чем другие детали системы по следующим причинам:

    • Задний глушитель получает выхлопы с меньшим количеством сажи, часть её остается в резонаторе.
    • В коллекторе перед резонатором сажа выгорает из-за высочайших температур.

    В любом случае диагностика неполадок резонатора всегда достаточно проста.

    Виды автомобильных резонаторов

    Резонаторы на разных транспортных средствах отличаются по:

    • Размерам. Могут быть длинными или короткими, круглыми или овальными.
    • Сплавам, из которых изготовлены.
    • Внутренней конструкции, её сложности. Простые называют моноблочными. Сложные — комбинированными.

    Самые большие отличия между резонаторами для двухтактных и четырехтактных ДВС. Первые просты и даже примитивны, вторые на порядок сложнее. Причем чем дальше идет прогресс авто, тем сложнее, но эффективнее становятся выхлопные системы, включая резонаторы.

    Резонатор своими руками

    Дорогие авто и самодельные резонаторы на них — понятия малосовместимые. Для таких авто заказывают, как правило, оригинальные детали от производителя. Но на большинстве самых массовых авто это не самая сложная деталь. Имея доступ к необходимому металлообрабатывающему и сварочному оборудованию, её вполне можно изготовить собственными силами. Но для корректной работы ДВС дубликат должен точно имитировать оригинал. Каждый резонатор рассчитывается для работы в паре с определенным глушителем. Изменение конструктивных параметров любого изделия из этой пары может привести к самым непредсказуемым изменениям в работе ДВС. Он может либо задыхаться, либо работать слишком громко.

    К тому же нельзя сделать резонатор из обычной жести. Он быстро выйдет из строя.

    Чаще всего резонаторы не делают полностью своими силами, а подгоняют от других моделей по размерам и креплениям. Иногда это оправданно. Например, если резонатор вышел из строя у почти раритетного импортного микроавтобуса. Запчастей нет. Такая машина без лишних претензий. На неё можно подогнать доступный передний глушитель, например, от «Газели».

    Вполне доступен локальный ремонт своими силами прогоревшей внешней оболочки. Задача простая — залатать дыру. Последовательность такого ремонта:

    • Применяется специальная термостойкая мастика с отвердителем. Участок с поврежденной поверхностью зачищают наждаком и обезжиривают, согласно инструкции по применению мастики.
    • Наносят термостойкую мастику, разведенную с отвердителем, также согласно инструкции по её применению.
    • На поврежденное место накладывают пластину из металла, который можно без труда изогнуть по форме резонатора.
    • Пластина крепится с помощью саморезов по металлу (наконечник-сверло) или по просверленным отверстиям сверлом меньшего, чем саморезы, диаметра.
    • Двигатель заводят после полного застывания мастики, согласно сроку, указанному в инструкции.

    Но чаще всего такие заплатки ставят при помощи сварки.

    Использование обеих способов возможно, только когда повреждение локально, а весь корпус остается крепким.

    То есть тогда, когда есть к чему крепить заплату. Поэтому, прежде чем принять решение о таком ремонте, надо прощупать прочность всего корпуса острым металлическим предметом. Полностью пришедший в негодность резонатор проткнется во многих местах.

    Снятие и установка резонатора

    Вначале нужно обеспечить свободный доступ к днищу автомобиля. Его ставят на эстакаду, смотровую яму или поднимают домкратом. В последнем случае под колеса с обеих сторон подкладывают стандартные башмаки, кирпич или бруски, чтобы не случилось скатывания. А опору домкратом обазательно дублируют опорой из надежных стоек — деревянные пни и т.п.

    Снятие и установка резонатора

    Демонтаж

    Все элементы выхлопной системы крепятся на хомутах с помощью обычных болтов с головками под ключ на 13,14, или 17. Но если на новой машине резьбы не были предусмотрительно обработаны термостойкой смазкой (например, медной), то на машине возрастом от 3 лет и более для демонтажа резонатора потребуются инструменты для спиливания или срыва гаек и болтов. Из-за агрессивной среды, о которой говорилось выше, резьбы разрушаются очень быстро. Вначале можно обработать резьбы средствами типа WD и попытаться открутить обычным способом. Но при демонтаже нужно быть готовым к тому, что это грязная работа, требующая больших усилий. К тому же травмоопасная:

    • Ключи срываются с головок, и рука может пораниться, задев острые металлические детали. Нужно использовать прочные рукавицы или перчатки и предусмотреть, куда двинется рука в случае срыва ключей.
    • Грязь с днища авто может осыпаться и попасть в глаза. Нужно использовать защитные очки.

    Монтаж

    Ставить на место новый или отремонтированный резонатор — более чистая работа, чем демонтаж. Все сорванные и некачественные болты и хомуты меняются на новые. Резонатор ставится точно так и туда, где он был. Резьбы новых болтов желательно защитить медной смазкой.

    В процессе эксплуатации резонатор не требует технического обслуживания. При возникновении проблем он как бы сам сообщает о них владельцу повышенным ревом или, наоборот, снижением мощности ДВС и шума. Это не такая труднодоступная часть, как коленвал. И замена не требует много времени. Поэтому проблемы с резонатором вполне устранимы.

    rulikoleso.ru

    ОТКРЫТЫЙ РЕЗОНАТОР — это… Что такое ОТКРЫТЫЙ РЕЗОНАТОР?

    — колебательнаясистема, состоящая из отражателей (напр., в случае эл.-магн. волн металлич. d15028-7.jpg )возбуждаемыхколебаний, что во мн. случаях позволяет исследовать свойства О. р. в приближенииквазиоптики. При этом поляризация поля несущественна, а описание О. р. интерферометра Фабри — Перо). Предложенная А. М. Прохоровым, Р. Г. Дикке (R. Н. Dicke), А. Л. Шавловом(A. L. Schawlow) и Ч. Таунсом (Ch. Townes) (1958), она предназначаласьдля эл.-магн. колебаний субмиллиметрового и оптич. диапазонов. Впоследствииидеи этого варианта О. р. были перенесены в др. диапазоны эл.-магн. колебаний, В известном смысле О. р. можно рассматриватькак модификацию экранированных объёмных резонаторов с частично убраннымистенками. Спектр собств. колебаний идеального экраннров. резонатора с увеличениемего объёма уплотняется 15028-8.jpgи при наличии даже малого поглощения превращается в сплошной, так что такаясистема фактически перестаёт быть резонансным устройством. Возникает естеств. пространство. Это прежде всего моды, группирующиесяв лучи, не задевающие отражателей. С др. стороны, подбором размеров и профилейотражателей удаётся снизить потери на излучение (дифракц. потери) полезных(рабочих) мод и сделать их высокодобротными. Для избират. уменьшения потерьможет быть использовано отражение от границы диэлектрик — вакуум. В О. размещённым между параллельными пластинами (рис. 1, а), колебанияс малыми потерями представляют собой волновые пучки, полностью отражающиесяот границы диэлектрик — вакуум. Поперечное к оси резонатора волновое число 15028-11.jpgэтих мод в области 15028-12.jpg= 1 является чисто мнимым, в области 15028-13.jpgпространство с >15028-14.jpg= 1 представляет закритич. волновод (см. Волновод и Волноводдиэлектрический). Число таких колебаний увеличивается с ростом разности 15028-15.jpg— 1. В «инвертированной» системе (рис. 1, б )высокодобротные колебаниясосредоточены в оптически менее плотной среде. Они излучают в более плотнуюсреду, и это излучение не обращается в нуль даже для идеальных диэлектриков. = 1 и действительны в среде с 15028-17.jpg

    15028-10.jpg

    Аналогичные условия отражения могут бытьреализованы и без применения диэлектриков: полное отражение от закритич. в), сильное отражение на частотах, близких к критич. частотам внутр. г )или ограничением размеров отражателей(рис. 1, д). Высокодобротные колебания будут иметь в этих случаяхразный характер. В первом существует каустика, разграничивающая областидокритич. и закритич. волноводов, в последнем — поле быстро (экспоненциально)убывает при удалении от каустики, во втором случае поле ограничиваетсяобластью сильного отражения. Оба способа повышения добротности применяютсяв О. р. Когда не требуется высокой добротности рабочей моды, часто используютсярезонаторы с постепенным увеличением расстояния между отражателями (рис.1, е). Благодаря высоким значениям отношения запасённой энергиик энергии потерь добротности совр. О. р. достигают рекордных цифр по всехдостаточно КВ-диапазонах эл.-магн. волн: от 106 в диапазонемиллиметровых волн до 109 в оптическом.
    Моды в О. р. суть волновые пучки, к-рыев квазиоптич. приближении можно представить как поля, распространяющиесявдоль направления соответствующих геометрооптич. лучей и локализованныев поперечном сечении с плавными (в масштабе 15028-18.jpg )огибающими. Поэтому конструирование и расчёты О. р. базируются сначалана рассмотрении характера поведения многократно отражающихся от зеркалгеометрооптич. лучей и затем уже на установлении распределения полей, обычнос помощью Леонтовича параболического уравнения для комплексных амплитуд. Различают устойчивые и неустойчивые модыО. р. (впрочем, иногда говорят просто об устойчивости О. р. как таковых).Устойчивой считается мода, «скелетные» геометрооптич. лучи к-рой локализованывнутри каустики, лежащей внутри О. р. На рис. 1 в показан «каркас»лучей для первой симметричной моды устойчивого двухзеркального О. р. сосферич. зеркалами с фокусными расстояниями F1 и F2. Каустич. 15028-19.jpg

    (L — длина резонатора; фокусныерасстояния считаются положительными, если зеркала вогнутые). При невыполненииэтого условия двухзеркальный О. р. является неустойчивым. Пример такогоО. р. дан на рис. 1 е; после многократных отражений лучи вырываютсяиз него, что иногда используется для возбуждения О. р. или для вывода энергиииз него (дифракц. вывод излучения — дифракц. связь). Аналогичным образомстроятся моды для разнообразных многозеркальных О. р. При этом принципиальноразличают два класса приборов: в первом, к к-рому, в частности, относятсядвухзеркальные комбинации (рис. 1, в — е), поле в продольных («лучевых»)направлениях имеет характер стоячих волн с масштабом 15028-20.jpg/2;во втором классе приборов — т. н. кольцевых О. р., к к-рым относится, вчастности, трёхзеркальный О. р. (рис. 2), — существуют две самостоят. бегущие(вращающиеся) навстречу друг другу моды одинаковых частот. Впрочем, иногдас помощью невзаимных устройств, перегораживающих пучок, вырождение этихмод снимается вплоть до формирования одной бегущей волны.

    15028-21.jpg

    Поперечные вариации мод О. р., ограниченныхкаустиками, почти всегда имеют характер стоячих волн с сильно растянутой»длиной волны»:

    15028-22.jpg

    где 15028-23.jpg— характерный продольный размер О. р. Спектр собств. частот О. р. зависитот числа продольных и поперечных вариаций поля, отличаемых продольнымии поперечными индексами, и имеет разный характер для устойчивых и неустойчивыхмод. Так, для устойчивых мод двухзеркального аксиально-симметричного резонатора

    15028-24.jpg

    15028-25.jpg

    где q (обычно 15028-26.jpg1), т, п (целые числа) — продольный азимутальный и радиальный индексысоответственно.
    Потери на излучение таких мод экспоненциальномалы и носят характер туннельного «просачивания» поля от каустики к краюзеркала. При отсутствии дифракции на краях зеркал собств. частоты двухзеркальногонеустойчивого О. р. с выпуклыми зеркалами определяются соотношением

    15028-28.jpg15028-27.jpg

    к-рое показывает, что дифракц. потери быстроувеличиваются с ростом поперечных индексов. В общем случае потери на излучениев О. р. определяются безразмерным параметром Френеля 15028-29.jpgопределяющим число зон Френеля, укладывающихся на апертуре зеркала диам. (см. Дифракция света).
    Дифракция на краях зеркал играет определяющуюроль в формировании колебаний, находящихся на границе перехода от устойчивыхк неустойчивым, к к-рым относятся моды О. р. с плоскими зеркалами. Собств. 15028-30.jpg

    где vm,n — корень ф-цииБесселя Jm (x). При недостаточно большом коэф. отраженияот зеркал и большом параметре Френеля моды с разными поперечными, но одинаковымипродольными индексами вырождаются и О. р. с плоскими зеркалами становитсяобычным интерферометром Фабри — Перо.
    Возбуждение О. р. производится с помощьюполупрозрачных зеркал, пластин, а также посредством щелей, отверстий ит. д. Устойчивые О. р. широко применяются в качестве фильтров, спектроанализаторови волномеров в диапазоне длин волн от оптических до сантиметровых. Ониявляются естеств. колебат. системами автогенераторов в этих диапазонах- лазеров (см. Оптический резонатор), мазеров, оротронов и т. д. меры для преобразованияполучающегося излучения в волновые пучки, обладающие низким уровнем потерьпри канализации, высокой направленностью, малым уровнем боковых лепестков. Лит.: Вайнштейн Л. А., Электромагнитныеволны, 2 изд., М., 1988; его же, Открытые резонаторы и открытые волноводы, расходимости лазерного излучения, М., 1979.

    С. Н. Власов, М. А. Миллер.

    Физическая энциклопедия. В 5-ти томах. — М.: Советская энциклопедия. Главный редактор А. М. Прохоров. 1988.

    dic.academic.ru

    РЕЗОНАТОР — это… Что такое РЕЗОНАТОР?

  • РЕЗОНАТОР — (от лат. resono звучу в ответ, откликаюсь), колебательная система, способная совершать колебания макс. амплитуды (резонировать) при воздействии внеш. силы определ. частоты и формы. В большинстве случаев Р. отзываются на гармонические… …   Физическая энциклопедия

  • РЕЗОНАТОР — колебательная система с резко выраженными разонансными свойствами. Резонаторы упругих колебаний струны, стержни, ножки камертона, мембраны и т. д. Резонатор электромагнитных колебаний полости, ограниченные проводящими стенками (см. Объемный… …   Большой Энциклопедический словарь

  • резонатор — а, м. resonateur, нем. Resonator < resonare давать звук. 1. Устройство или прибор для воспроизведения или усиления различного рода колебаний (акустических, электрических и т. д.). БАС 1. Казалось, по всему лицу русской земли были расставлены… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • резонатор — мембрана, голосник Словарь русских синонимов. резонатор сущ., кол во синонимов: 5 • вибратрон (1) • …   Словарь синонимов

  • РЕЗОНАТОР — РЕЗОНАТОР, резонатора, муж. (см. резонанс). 1. Акустический прибор в форме полого тела (или любое полое тело), воспроизводящий звуки определенной высоты и обычно усиливающий их (физ.). «Затихшее здание гимназии в эти часы представляется мне… …   Толковый словарь Ушакова

  • РЕЗОНАТОР — РЕЗОНАТОР, тело или система, в к рой возникают колебания благодаря резонансу (см.). Можно говорить о меха.нических, акустических, электрических Р., смотря по характеру возникающих колебаний. В акустике наибольшую важность представляет воздушный Р …   Большая медицинская энциклопедия

  • РЕЗОНАТОР — РЕЗОНАТОР, а, муж. (спец.). Полое тело или особое приспособление, воспроизводящее звуки определённой высоты и обычно усиливающее их. | прил. резонаторный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • резонатор — – средняя часть глушителя между основной частью и штанами. EdwART. Словарь автомобильного жаргона, 2009 …   Автомобильный словарь

  • резонатор — — [http://www.iks media.ru/glossary/index.html?glossid=2400324] Тематики электросвязь, основные понятия EN carity …   Справочник технического переводчика

  • РЕЗОНАТОР — колебательная система (или тело), в которой может накапливаться энергия и возникать явление (см.). Различают Р.: акустические (напр. струна, камертон, мембрана, воздушная полость и др.), кварцевые (основным элементом является кварцевая пластина с …   Большая политехническая энциклопедия

  • dic.academic.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *