ООО «Центр Грузовой Техники»

8(812)244-68-92

Содержание

📌 7 способов как проверить работоспособность термостата не снимая с машины

Чтобы проверить термостат (не снимая с машины), достаточно лишь разобраться в принципе работы системы охлаждения автомобильного двигателя. Разборка узла, как правило, нужна только для того, чтобы окончательно убедиться в поставленном диагнозе и выполнить ремонт. Минимум, что потребуется для диагностики — это понимание устройства системы охлаждения. Максимум — мультиметр (укомплектованный термопарой), пирометр и кастрюля с водой, которую можно подогреть.

Где расположен термостат в машине


Термостат — это простой клапанный узел, разделяющий контуры системы охлаждения мотора машины. При этом срабатывает он автоматически, в зависимости от текущего нагрева или охлаждения ОЖ. Малый контур — это «рубашка» мотора и встроенный в салоне радиатор, выполняющий роль печки. Большой контур — это всё вышеперечисленное плюс большой охлаждающий радиатор в передней части подкапотного пространства.

Термостат устанавливается на автомобилях так, чтобы была возможность «подключать» к малому кольцу основной охлаждающий радиатор. Когда силовой агрегат нагревается под нагрузкой, клапан постепенно приоткрывается, и через него часть горячей ОЖ сбрасывается в радиатор. Там она охлаждается и поступает снова в малое кольцо. Чтобы двигатель эксплуатировался в наиболее оптимальном для него тепловом режиме, термостат поддерживает рабочие параметры, приоткрываясь и закрываясь по мере надобности.

Чтобы найти элемент под капотом, проще всего отталкиваться от основного радиатора. От него к термостату идёт патрубок большого сечения. Поскольку из радиатора их выходит два, нам нужен тот, что выше. Сам термостат обычно находится в алюминиевом корпусе или непосредственно на самом двигателе, куда подходит верхний патрубок от главного радиатора. Сам элемент увидеть можно только после частичной разборки (в т. ч. нужен слив жидкости) системы охлаждения.

Признаки неисправности узла


Поломки условно можно разделить на две группы — некритические и опасные.

Некритические поломки


Сюда относятся такие неисправности, как:

  • заклинивание в открытом состоянии;
  • раннее открывание;
  • неполное закрывание.

Результатом таких поломок будет нарушение теплового режима работы двигателя без фатальных последствий. Он не сможет быстро прогреваться, тогда как в морозы и вовсе не выйдет на рабочую температуру. Печка будет дуть прохладным или еле тёплым воздухом. Также может наблюдаться снижение мощности силового агрегата и увеличенный расход. Неприятно, но ездить можно.

Опасные поломки


К таким относится:

  • заклинивание в полностью закрытом положении;
  • позднее открывание;
  • раннее закрывание;
  • неполное открывание.

Последние три могут приводить к тому, что мотор часто будет работать в перегретом состоянии. Полное заклинивание элемента в полностью перекрытом положении почти гарантированно закончится критическим перегревом и серьёзными поломками. Это самая опасная неисправность охлаждающей системы, если не считать разгерметизацию. 

Как проверить работоспособность термостата


Проверить исправность клапана термостата в домашних условиях можно несколькими способами. Рассмотрим основные 7.

Способ №1. Время прогревания мотора до нормальной рабочей температуры


Важнейшей функцией клапана является сокращение времени прогревания мотора, долго простоявшего без работы.  Особенно это актуально зимой. Холодная машина и едет плохо, и в салоне находиться некомфортно. Не говоря уже о заледенелых стёклах, через которые не видно окружающей обстановки на дороге.

Выполняется эта функция просто — когда двигатель холодный, клапан полностью перекрыт. ОЖ гоняется помпой по малому кругу и быстро прогревается. В большой радиатор, при этом, она не поступает, благодаря чему не теряется драгоценная в данном режиме тепловая энергия. Эта функция позволяет побыстрее начать движение в холодное время года — двигатель раньше начнёт работать стабильно и экономно, подует тёплым печка, станут прозрачными стёкла.

Если силовой агрегат прогревается слишком долго, то это является признаком заклинившего в открытом или слегка приоткрытом положении термостата. Прогреваемая ОЖ попросту «убегает» в основной радиатор, сбрасываясь в малый контур холодной. Когда машина стоит на месте, то есть, радиатор не обдувается потоком встречного воздуха, прогреть двигатель при такой поломке кое-как ещё возможно. Но стоит начать движение — температура в малом кольце падает, а печка начинает веять холодным.

Стоит отметить, что дизельные двигатели даже при исправном термостате прогреваются гораздо дольше, чем бензиновые. Это надо учитывать, что при этом, что при других способах проверки системы охлаждения автомобиля.

Способ №2. Поведение стрелки °t ОЖ при запущенном моторе


В любом автомобиле на панели перед водителем предусмотрен простой указатель температуры ОЖ. Он может быть как стрелочный, так и цифровой. Наблюдая за ним при запущенном моторе, можно довольно точно определить неисправный термостат.

На исправном бензиновом моторе указатель ведёт себя примерно следующим образом:

  1. После пары минут работы холодного двигателя стрелка начинает подниматься.
  2. Минут через 5-10 (в зависимости от машины и температуры на улице) указатель достигает самого большого сектора, обозначающего рабочий диапазон температур.
  3. При езде без нагрузки стрелка может немного колебаться.
  4. С появлением серьёзной нагрузки указатель поднимается до определённой точки, после чего довольно шустро опускается.
  5. Если нагрузка постоянная, а на улице жара — стрелка находится возле «красной зоны» и включается принудительный обдув.

Если после нескольких минут работы холодного силового агрегата стрелка не страгивается с места, то есть вероятность, что элемент «пропускает» подогреваемую ОЖ в большой контур. Это значит, что его заклинило либо в полностью открытом, либо в частично приоткрытом положении. Если на парковке стрелка неохотно, но поднялась, а сразу при начале движении резко пошла вниз — термостат точно «не держит». Радиатор начинает обдуваться потоком встречного воздуха, охлаждая всю ОЖ.

Если указатель температуры ОЖ очень быстро перемещается в «красную зону», и не покидает её даже при работающем вентиляторе — вероятно, элемент оказался в полностью закрытом состоянии.

При таком поведении стрелки нужно тут же заглушить двигатель и выяснить причину перегрева.

Способ №3. Примерное измерение текущей °t ОЖ


Этот простой метод позволяет проверить термостат без каких-либо инструментов и приборов, а также без разборки системы. Тест проводится на холодном моторе, то есть, когда машина простоит без дела несколько часов. Ни в коем случае не касайтесь патрубков системы охлаждения на поработавшем моторе — это может закончиться ожогами кожи рук.

Перед проверкой под капотом необходимо найти два патрубка. Первый — между термостатом и основным радиатором. Найти его проще всего. Он обычно самый толстый, и идёт от двигателя к верхней части радиатора. Второй надо искать с противоположной стороны от термостата. В крайнем случае можно будет аккуратно потрогать сам мотор. Но только так, как описано далее.

Принцип проверки:

  1. Дайте мотору полностью остыть.
  2. Запустите его и сразу идите к капоту.
  3. Возьмитесь одной рукой за патрубок малого кольца (или потрогайте двигатель), а второй за тот, что идёт к верхней части основного радиатора.
  4. Сначала вы должны почувствовать, как прогревается ОЖ в малом контуре (если трогаете двигатель, то долго этого не делайте).
  5. Патрубок большого кольца (к радиатору) должен оставаться, при этом, холодным.
  6. Отпустите патрубок малого контура, когда он станет горячим.
  7. Дождитесь, пока на патрубке большого контура почувствуется тепло, и отпустите его тоже.

Если сразу после запуска оба патрубка прогреваются равномерно — термостат либо постоянно открыт, либо приоткрыт. То есть, его заклинило и он неисправен. Если мотор начал перегреваться, а тепла в патрубке большого контура вы так и не дождались, клапан заклинило в полностью закрытом положении.

Следует подчеркнуть, что этот способ проверки опасен для вашего здоровья. Лучше всего прекратить трогать патрубки сразу после того, как установили разность (или равенство) температур между малым и большим контурами. Для более точной проверки есть менее травмоопасные способы.

Способ №4.

Точное измерение фактической температуры ОЖ

Для проверки термостата этим методом потребуется прибор, измеряющий температуру до +150 градусов Цельсия. Проще всего использовать мультиметр с термопарой (лучше два сразу). Также подойдёт пирометр. Его достаточно и одного.

Принцип проверки такой:

  1. Дайте время мотору, чтобы он остыл.
  2. Запустите его и измеряйте температуру тосола в обоих контурах.
  3. Если вы делаете это мультиметром, прикладывайте поочерёдно термопару к патрубку малого кольца, а затем большого.
  4. Если у вас пирометр, то просто поочерёдно наводите его патрубки, сравнивая их температуру.
  5. Дайте двигателю прогреться, постоянно контролируя показатели термометра.

Если температура обеих контуров в процессе всей проверки одинаковая — клапан приоткрыт (либо же заклинил открытым). Когда он в норме, температура малого кольца будет быстро расти, а в большом некоторое время ОЖ сохранится холодной.

После прогрева силового агрегата показатели на патрубке, идущем к радиатору, медленно поползут вверх. Это свидетельствует о том, что термостат исправен, постепенно приоткрывается, стравливая горячий тосол в радиатор.

Способ №5. Тестирование клапана посредством нагрева в воде


Это самый наглядный и точный метод, для реализации которого потребуется:

  • кастрюлька с водой;
  • газовая или электрическая плитка;
  • погружной градусник для измерения температуры воды.

Чтобы проверять клапан этим способом, его потребуется извлечь из системы охлаждения. Для этого придётся хотя бы частично слить ОЖ через сливную пробку, предусмотренную в нижней части радиатора. Слив 2-3 литра антифриза, извлеките термостат. Обычно для этого надо снять патрубок, идущий к радиатору, и открутить 3-4 болта на корпусе.

Извлечённый термостат стоит сначала осмотреть визуально. Если он находится в незакрытом состоянии, то его можно выбросить и далее не проверять. Он заведомо неисправный. Если всё в норме, найдите на нём цифры — они обозначают температурный диапазон срабатывания конкретно этого термостата.

Проверяемый термостат нужно закрепить в подготовленной таре с водой, соблюдая два правила. Во-первых, он должен быть в жидкости весь. Во-вторых, он не должен дотрагиваться до стенок и дна ёмкости. По этим же правилам надо разместить в ёмкости градусник.

Когда всё подготовлено, нагревайте воду, постоянно следя за поведением термостата и показаниями термометра. При достижении нижнего порога температуры, указанной на корпусе, тарелка должна начать приоткрываться. Когда вода прогреется до верхнего порога, то термостат должен открыться полностью. Если этого не происходит — он неисправен. Также недопустимо, что тарелка начинала двигаться в слегка подогретой воде, так как это укажет на слишком раннее открывание.

Далее надо прекратить нагрев, продолжая следить за термостатом и градусником. При остывании воды до верхнего предела, указанного на корпусе, клапан должен начать закрываться. На нижнем пороге он закроется полностью. Если нет — деталь под замену.

Способ №6. Неполное срабатывание


При проверке в кипятке также надо обратить внимание на то, чтобы клапан полностью открывался и закрывался. Если он только частично приоткрывается, а вода уже давно и долго кипит, то на машине это может привести к перегреву двигателя. Пропускной способности не полностью открытого клапана попросту не хватит, чтобы пропустить через радиатор много перегретой ОЖ.

Также после охлаждения тарелка клапана должна плотно закрываться.

Способ №7. Позднее или раннее срабатывание термостата


Также определяется при проверке в кипятке. Для этого нужно сравнить температуры, указанные на корпусе, с фактическими показаниями градусника в момент начала открывания и полного открытия. Если есть сдвиг в большую сторону, то для двигателя это означает регулярную работу с перегревом. Иногда с критическим. Если градусник показывает меньше, чем написано на корпусе — мотор никогда не будет работать в оптимальных для него температурных условиях.

ВИДЕО: как проверить термостат (не снимая его с машины)


Итог


Проверка термостата на автомобиле — простая и нужная процедура, которую можно выполнить без снятия его с машины. Разборка требуется обычно только для более точной диагностики или ремонта. Проверять термостат надо сразу же, как только появились симптомы, указывающие на его неисправность — мотор долго нагревается (зимой не прогревается вообще), печка дует холодом, температура в системе охлаждения резко снижается при начале движения. Особо опасный симптом — перегрев двигателя.

Если вы не уверены в работоспособности термостата, но проверять его собственноручно не хотите — обратитесь к специалисту.

Методы проверки термостата, которые не требуют снятия его с автомобиля

Всем привет! Когда мотор работает, он обязательно нагревается. Чем холоднее ДВС, тем больше ему потребуется израсходовать топлива. Но и перегрев двигателя допускать нельзя, поскольку это чревато серьезными последствиями. Важный элемент в системе контроля температуры силового агрегата выступает термостат. Он может выходить из строя. Потому логично будет поговорить о том, как проверить работу термостата и определить неисправность узла.

Это должен знать каждый автомобилист, поскольку подобная неприятность может поджидать на любом повороте.

Ранее, рассказывая о причинах перегрева двигателя, одним из ключевых пунктов выступал именно термостат.

Сегодня более подробно расскажу про его функции, особенности работы, а также непосредственно обсудим вопрос самостоятельной проверки, не снимая его.

Устройство

Терморегулятор устроен по принципу подвижного клапана. Термостат состоит из следующих элементов:

  1. Медная или латунная цилиндрическая колба с выводами. Она является корпусом, а также служит для соединения патрубков. В зависимости от модификации, корпус может быть разборным или не разборным.
  2. Клапан, используется как запорный механизм для регулирования циркуляции антифриза внутри системы. Есть модификации термостатов с одним или двумя клапанами.
  3. Термоэлемент используется в качестве толкателя штока клапана. Элемент состоит из трубки, в которой находится воск.

Подобные регуляторы можно встретить, например, на классических и более современных моделях автомобилей ВАЗ. На машинах с электронным контролем температуры, устанавливаются термостаты с такой же конфигурацией, но она дополнена терморезистором, датчиком температуры и разъемом для подключения к электрической цепи автомобиля.

Принцип работы

Работает термостат по очень простому принципу. В момент запуска силового агрегата, антифриз в системе охлаждения имеет температуру окружающей среды. В это время клапан термостата заблокирован в посадочном седле. Автомобильная помпа нагнетает антифриз под давлением, создавая циркуляцию только по каналам силового агрегата и системы отопления. Как только температура антифриза достигнет порога 85 градусов, воск внутри термоэлемента начинает свое плавление. Это создает давление на шток клапана. В результате, клапан открывается и запускает охлаждающую жидкость по полному кругу циркуляции, через радиатор охлаждения.

Данный принцип используется для быстрого прогрева двигателя и салона автомобиля. Без термостата, осуществить быстрый и равномерный прогрев не получится, так как антифриз будет постоянно охлаждаться за счет радиатора и вентилятора.

Что это такое и как работает

Как вы понимаете, термостат является компонентом системы охлаждения автомобильного двигателя.

Если коротко, то задачей этого элемента является открытие и закрытие пути для движения жидкости, которая протекает через малый или большой круг.

Работа устройства основана на физическом явлении. А именно на расширении жидкости при ее нагреве. У термостата довольно простое устройство, хотя по факту это датчик и исполнительный механизм в одном флаконе. Он состоит из цилиндра, который наполнен воскообразной жидкостью, порошковой медью, алюминием и графитом. Здесь же предусмотрен шток, расположенный внутри цилиндры, и пара подпружиненных клапанов. Один клапан для основного (большого), а второй для малого круга циркуляции жидкости охлаждения.

В процессе работы этот элемент постоянно находится под воздействием жидкости, которая его омывает. Тепло передается содержимому цилиндра.

Когда происходит нагрев, воск в цилиндре расширяется, шток выдавливается вместе с клапаном, отмечающим за малый круг. Тем самым происходит перекрытие малого круга циркуляции, и жидкость начинает проходить уже через радиатор двигателя, а не только через радиатор печки.

Неисправности

Терморегулятор машины прост по своей конструкции. Рабочий клапан термостата постоянно находится в среде с высокой температурой, давлением.

Со временем, подобная среда приводит к выходу из строя этого узла. Основные неисправности терморегулятора будут описаны далее.

Заклинивание в седле

Такая неисправность может возникнуть по следующим причинам:

  1. Чашка клапана подверглась окислению.
  2. Возвратная пружина сломалась или потеряла свойства упругости.
  3. Возник пробой полости термоэлемента.

Подобная неисправность грозит двигателю перегревом.

Заклинивание в открытом положении

Подобный эффект возникает также от попадания грязи или накипи в посадочное седло чашки клапана. Причиной может стать все та же возвратная пружина, которая не может вернуть клапан в исходное положение. Данная проблема грозит долгим нагревом силового агрегата. Прогреться до необходимой температуры двигатель не сможет, особенно в зимние периоды.

Основные неисправности термостата

Термостат представляет собой довольное простое устройство, которое редко выходит из строя. Если возникли проблемы с термостатом, чаще всего они связаны со следующими причинами:

  • Клапан переключения циркуляции жидкости с большого на малый круг перестал плотно закрываться. Из-за этого сразу после пуска двигателя антифриз циркулирует по полному большому кругу, из-за чего разогрев до рабочей температуры в 90 градусов Цельсия занимает в разы больше времени, чем при исправном термостате;
  • Клапан переключения циркуляции жидкости заклинил в закрытом состоянии. В такой ситуации датчик на его открытие срабатывает, но заслонка не может сдвинуться. Это приводит к тому, что тосол даже после разогрева мотора продолжает циркулировать по малому кругу. Соответственно, детали двигателя не получают необходимого охлаждения, и он перегревается.

Рекомендуем: Двигатель перегрелся на трассе, что делать?

Стоимость термостата невелика, но далеко не во всех проблемах с охлаждением двигателя виноват он. Именно поэтому перед тем как производить замену термостата, необходимо убедиться в его неисправности.

Проверка

Своевременная и правильная проверка термостата очень важное мероприятие. Далее будут описаны способы, как проверить работу термостата.

Без демонтажа

Для того чтобы проверить термостат прямо во время работы двигателя необходимо:

  1. Завести двигатель.
  2. Одной рукой коснуться верхнего патрубка, соединенного с двигателем.
  3. Второй рукой коснуться патрубка, соединенного с нижней «ванной» радиатора.
  4. Во время нагрева антифриза, температура патрубка двигателя должна увеличиваться, а температура патрубка радиатора должна быть неизменной.

Если патрубок радиатора также начинает медленно нагреваться, это указывает на недостаточное закрытие затворного механизма. Такой термостат требует снятия и дополнительной проверки.

Если циркуляции с нижней «ванной» радиатора нет, проверка работоспособности термостата продолжается до момента прогрева антифриза. Достижение порога нагрева антифриза до 85–95 градусов должно сопровождаться открытием клапана термостата. В это время нижний патрубок должен начать нагрев. Если этого не произошло, необходимо остановить мотор и начать демонтаж терморегулятора для дополнительной диагностики.

Проверка исправности термостата этим способом может наглядно показать, как происходит регулировка нагрева и циркуляции во время работы двигателя.

На автомобилях с электронным запуском дополнительного вентилятора, время открытия запорного механизма точно совпадает с моментом включения вентилятора. Таким образом можно узнать, когда антифриз должен пойти по полному кругу циркуляции.

Если термостат не прошел проверку во время работы двигателя, его придется демонтировать.

Проверка после демонтажа

Проверка термостата в домашних условиях, это классический метод. Он наглядно покажет, как и в какой момент должен функционировать этот механизм. Перед тестом важно почистить деталь от накипи и грязи. Также стоит проверить целостность и упругость возвратной пружины. Далее необходимо:

  1. В металлическую емкость, с высокими краями, поместить проверяемый термостат.
  2. Емкость установить на печь.
  3. Налить воду в емкость. Уровень жидкости должен полностью скрыть термостат.
  4. В емкость опустить технический градусник. Обычный медицинский использовать запрещено. Исключением являются электронный устройства с порогом более 100 градусов.
  5. Начать нагрев емкости с водой и термостатом.

Во время нагрева воды необходимо контролировать увеличение ее температуры. Как только температура достигнет уровня 85 делений, клапан должен открыться. На многих устройствах порог открытия указан на корпусе или чашке клапана. Может варьироваться до 95 градусов. Если открытие произошло, необходимо вынуть устройство из воды и проконтролировать его остывание. При охлаждении до 80 градусов, запорный механизм должен закрыться. Подобную проверку необходимо провести не менее 3 раз, при этом сопоставляя время и момент открытия и закрытия, точность посадки чашки в седло.

Если открытия или закрытия не произошло, механизм можно признать неисправным.

После приобретения нового запорного клапана, у многих возникает проблема, как проверить новый термостат перед установкой. Данный метод очень хорошо подходит для тестирования. Монтаж непроверенного элемента может привести к дальнейшим проблемам с перегревами силового агрегата.

Проверка мультиметром

Данный тест проводится для термостатов с электронным управлением открытия клапана. На верхней части запорного клапана подобных термостатов, находится термоэлемент, работающий во взаимодействии с бортовым компьютером. Для проверки понадобится тестер, включенный в режим замера электрического сопротивления. Далее необходимо:

  1. Отключить электрический разъем питания детали.
  2. К клеммам устройства подключить контрольные щупы мультиметра.
  3. Замерить сопротивление.

Рабочее сопротивление должно быть не менее 10 Ом. Если сопротивление отсутствует или меньше положенного значения, термостат требует замены.

Если сопротивление в пределах нормы, необходимо проверить мультиметром отсутствие короткого замыкания с корпусом. Для этого нужно перевести тестер в режим прозвонки со звуковым оповещением. Далее:

  1. Красный контрольный щуп соединить с контактом «1» на устройстве.
  2. Черный контрольный щуп присоединить к корпусу двигателя.

Если сигнал отсутствует, это указывает на изоляцию электрической массы автомобиля и «1» контакта термостата. Аналогичным образом нужно провести тест на короткое замыкание контакта «2» термостата.

Если обе проверки не дали результата, причина может крыться в температурном датчике, который входит в общую цепь системы охлаждения.

Перед проверкой очень важно почистить соединительный штекер от окислений и грязи. Частой причиной выхода из строя бывает попавшая влага на контакты разъема. Также необходимо проверить состояние самого штекера. Трещины, сколы, поломка корпуса становится причиной разрыва контактов или короткого замыкания на корпус.

Как проверить термостат автомобиля

Можно выделить два основных способа проверки термостата автомобиля. Один из них проходит без снятия детали, но требует наличия пирометра, а второй более простой, но элемент потребуется на время проверки снять с двигателя.

Проверка термостата не снимая с двигателя

Как известно, корпус термостата соединяется с верхним шлангом радиатора, который включен в большой круг циркуляции охлаждающей жидкости. Соответственно, при рабочем термостате после пуска мотора верхний шланг радиатора должен оставаться холодным (слегка теплым) некоторое время, до того момента как по нему будет пущен антифриз.

Чтобы проверить термостат не снимая с двигателя, обзаведитесь пирометром (прибор для измерения температуры). Можно встретить мнение, что проверку следует производить и без прибора, замеряя температуру руками, но это довольно опасно, учитывая большое количество подвижных деталей при работе двигателя.

Рекомендуем: Можно ли ездить на липучке летом?

Направьте пирометр на верхний шланг радиатора и запустите мотор (холодный пуск). На протяжении двух-трех минус наблюдайте за показателями прибора. Далее сделайте вывод об исправности термостата по следующим правилам:

  • Шланг на протяжении двух-трех минут был холодным (или его температура слегка поднималась), а после быстро нагрелся. Это свидетельствует о том, что термостат исправен, и он переключил циркуляцию охлаждающей жидкости с малого круга на большой после достаточного прогрева мотора;
  • Шланг изначально медленно прогревался. В таком случае можно говорить, что термостат заклинил в открытом положении, и антифриз не циркулирует по малому кругу;
  • Шланг не начал быстро прогреваться спустя две-три минуты. То есть, термостат неисправен, и он не переключает циркуляцию охлаждающей жидкости с малого круга на большой.

Важно: В процессе проверки термостата следите за температурой двигателя на панели приборов. Если термостат заклинил и не переключит охлаждающую жидкость на большой круг, двигатель начнет перегреваться, что может привести к выходу из строя дорогостоящих деталей.

Проверка термостата в кастрюле

Широко распространенный и хорошо известный способ самостоятельной проверки термостата, это с использованием кастрюли. Как несложно догадаться, перед диагностикой потребуется снять термостат с двигателя машины и принести его домой. После этого проделайте следующее:

  1. Возьмите кастрюли и наполните ее водой;
  2. Осмотрите корпус термостата и ознакомьтесь на нем с технической информацией, в которой указывается, на какой температуре он должен переключиться;
  3. Подвесьте в кастрюле термостат таким образом, чтобы он был погружен в воду, но при этом не касался стенок и днища емкости, то есть соприкасался только с водой;
  4. Начните подогревать воду и положите в нее обычный термометр для замера температуры жидкости;
  5. Когда вода подойдет к значению переключения термостата из закрытого состояния в открытое, убедитесь, что это происходит. Также сравните показатель термометра, зафиксировав температуру, на которой открывается клапан переключения круга циркуляции охлаждающей жидкости, с идеальными значениями, указанными на корпусе устройства.

Если клапан при нагреве воды открывается, отследите его поведение при охлаждении жидкости, проверив, на какой температуре он вернется в исходное положение. На основании полученных данных сделайте вывод о работоспособности термостата.

Советы

Термостат необходимая деталь в любой машине. Выбор нового механизма и правильная эксплуатация очень важны.

  1. При выборе термостата необходимо обращать внимание на производителя. Стоит покупать устройства только проверенных компаний.
  2. Корпус устройства обязательно должен быть из латуни или меди. Только эти металлы нагреваются с антифризом равномерно.
  3. После долгого простоя автомобиля в элементе может произойти отложение накипи или окисление. Необходимо разобрать и почистить запорный механизм.
  4. Запрещается разбавлять антифриз водой в любых, даже незначительных пропорциях.
  5. Запрещается эксплуатировать систему охлаждения на обычной, даже дистиллированной воде. Вода образует накипь и избавиться от нее очень сложно.
  6. Также не стоит эксплуатировать автомобиль с пустым термостатом. Отсутствие клапана скажется на работе двигателя, так как он будет эксплуатироваться при недостаточной температуре.

Любые неполадки с термостатом необходимо вовремя устранять.

Где он располагается

Есть множество вариантов, что будет, если термостат окажется постоянно открыт на большом или малом кругу. Это приведет к перегреву, из расширительного бачка может выбрасывать тосол, изменится нормальное давление в системе охлаждения и не только.

Допускать неисправностей этого узла нельзя. При этом используется он на всех машинах:

  • на Калине;
  • на Приоре;
  • ВАЗ 2114;
  • ВАЗ Классика;
  • Форд Фокус;
  • ВАЗ 2110;
  • Шевроле Авео;
  • Газель Некст;
  • ВАЗ 2107;
  • Лада Гранта;
  • Рено Логан и пр.

Чтобы проверить исправность этого элемента на автомобиле, а также обнаружить признаки умирающего термостата, нужно хоть примерно понимать, где он находится.

Не могу сказать, что сделать это сложно.

Объективно правильно сразу заглянуть в руководство по эксплуатации. В разделе, где описывается система охлаждения, обязательно должно быть указано расположение искомого элемента.

При этом есть достаточно универсальный метод поиска, актуальный для почти всех отечественных авто и множества иномарок.

Для поиска термостата нужно сделать следующее:

  • открыть капот;
  • отыскать самый толстый патрубок;
  • это будет шланг радиатора;
  • он идет от радиатора к мотору;
  • второй конец этого патрубка соединен с термостатом;
  • добраться до второго конца;
  • определить нахождение корпуса термостата;
  • приступить к его снятию.

Хотя все же советую сначала заглянуть в руководство, и только потом начать поиски, демонтажные и ремонтно-восстановительные работы.

📌 7 способов проверить термостат, не снимая его с автомобиля

Чтобы проверить термостат (не снимая его с автомобиля), нужно просто понимать принцип работы системы охлаждения двигателя автомобиля. Разборка узла, как правило, необходима только для того, чтобы окончательно проверить диагноз и выполнить ремонт. Минимум, что требуется для диагностики — это понимание устройства узла. Максимум это мультиметр (в комплекте с термопарой), пирометр и кастрюля с водой, которую можно нагреть.

Где находится термостат в автомобиле


Термостат представляет собой простой узел клапана, который разделяет контуры системы охлаждения двигателя автомобиля. При этом он работает автоматически, в зависимости от текущего нагрева или охлаждения теплоносителя. Малый контур – это «рубашка» двигателя и встроенный в салон радиатор, выполняющий роль печки. Большой контур — это все вышеперечисленное плюс радиатор охлаждения в передней части моторного отсека.

Термостат устанавливается на автомобили, чтобы можно было «подключить» основной радиатор охлаждения к малому кольцу. Когда силовой агрегат нагревается под нагрузкой, клапан постепенно приоткрывается, и через него часть горячей охлаждающей жидкости сбрасывается в радиатор. Там он охлаждается и снова входит в малое кольцо. Чтобы двигатель работал в наиболее оптимальном для него тепловом режиме, клапан поддерживает рабочие параметры, приоткрываясь и закрываясь по мере необходимости.

Чтобы найти элемент под капотом, проще всего начать с основного радиатора. От него идет труба большого сечения. Поскольку из радиатора их выходит два, нам нужен тот, что сверху. Сам термостат обычно находится в алюминиевом корпусе или непосредственно на самом двигателе, куда подходит верхний патрубок от основного радиатора. Сам элемент можно увидеть только после частичной разборки (в том числе с необходимостью слива жидкости) системы охлаждения.

Признаки неисправности узла


Поломки условно можно разделить на две группы — некритические и опасные.

Некритические поломки


Сюда входят такие неисправности, как:

  • заедание в открытом состоянии;
  • раннее открытие;
  • неполное закрытие.

Результатом таких поломок будет нарушение теплового режима мотора без фатальных последствий. Он не сможет быстро прогреться, а в морозы вообще не войдет в рабочий режим. Печка будет дуть прохладным или едва теплым воздухом.

Также может наблюдаться снижение мощности силового агрегата и повышенный расход. Неприятно, но ездить можно.

Опасные поломки


К ним относятся:

  • заедание в полностью закрытом положении;
  • позднее открытие;
  • раннее закрытие;
  • неполное открытие.

Последние три могут привести к тому, что мотор будет часто работать в перегретом состоянии. Полное заклинивание элемента в полностью закрытом положении почти гарантированно закончится критическим перегревом и серьезными повреждениями. Это самая опасная неисправность системы охлаждения, кроме разгерметизации.

Как проверить работоспособность

Есть несколько способов проверить исправность клапана в домашних условиях. Рассмотрим основные 7.

Способ №1. Время прогрева двигателя до нормальной рабочей температуры


Важнейшей функцией клапана является сокращение времени прогрева силового агрегата, который длительное время простаивал время. Особенно это актуально зимой. Холодная машина плохо едет, и находиться в салоне неудобно. Не говоря уже об обледенелых стеклах, сквозь которые не видно окружающей обстановки на дороге.

Эта функция выполняется просто — при холодном двигателе клапан полностью закрыт. Охлаждающая жидкость качает по малому кругу и быстро прогревается. При этом она не попадает в большой радиатор, благодаря чему драгоценная в этом режиме тепловая энергия не теряется. Эта функция позволяет быстро трогаться с места в холодное время года – двигатель начнет работать стабильно и экономично раньше, печка будет дуть теплым, окна станут прозрачными.

Если силовой агрегат слишком долго прогревается, то это признак заклинивания клапана в открытом или слегка приоткрытом положении. Нагретый ОЖ просто «убегает» в основной радиатор, сбрасываясь в небольшой холодный контур. Когда машина стоит на месте, то есть радиатор не обдувается встречным воздухом, как-то еще можно прогреть двигатель при такой поломке. Но как только начинаешь движение, нагрев в малом конфорке падает, и печка начинает дуть холодом.

Стоит отметить, что дизельные двигатели даже с исправным агрегатом прогреваются значительно дольше бензиновых. Необходимо учитывать, что в данном случае, что и при других методах проверки системы охлаждения.

Способ №2. Поведение стрелки °t при работающем двигателе


В любом автомобиле на панели перед водителем предусмотрен простой указатель температуры охлаждающей жидкости. Он может быть как стрелочным, так и цифровым. Наблюдая за ним при работающем двигателе, можно достаточно точно определить неисправный термостат.

На исправном бензиновом двигателе стрелка ведет себя примерно так:

  1. Через пару минут работы холодного двигателя стрелка начинает подниматься.
  2. Через 5-10 минут (в зависимости от автомобиля и погоды на улице) стрелка доходит до самого большого сектора, обозначающего рабочий диапазон.
  3. При движении без нагрузки стрелка может слегка колебаться.
  4. При появлении серьезной нагрузки стрелка поднимается до определенной точки, после чего довольно быстро падает.
  5. Если нагрузка постоянная, а на улице жарко, стрелка находится возле «красной зоны» и включен принудительный обдув.

Если после нескольких минут работы холодного силового агрегата стрелка не уходит, то есть вероятность, что элемент «пропускает» нагретый теплоноситель в большой контур. Это означает, что он либо застрял в полностью открытом, либо в частично открытом положении. Если на стоянке стрелка неохотно, но поднялась, а в начале движения сразу резко пошла вниз, то клапан однозначно «не держит». Радиатор начинает обдуваться потоком встречного воздуха, охлаждая всю охлаждающую жидкость.

Если указатель температуры охлаждающей жидкости очень быстро уходит в «красную зону» и не покидает ее даже при работающем вентиляторе, скорее всего элемент находится в полностью закрытом состоянии. При таком поведении стрелки нужно немедленно заглушить двигатель и выяснить причину перегрева.

Метод №3. Приблизительное измерение тока °t


Этот простой метод позволяет проверить термостат без каких-либо инструментов и приспособлений, а также без разборки. Проверку проводят на холодном двигателе, то есть когда машина простояла несколько часов. Ни в коем случае не прикасайтесь к патрубкам системы охлаждения на работающем двигателе — это может привести к ожогам кожи рук.

Прежде чем заглянуть под капот, нужно найти две трубы. Первый находится между рассматриваемым узлом и основным радиатором. Найти его проще всего. Обычно он самый толстый и проходит от двигателя до верхней части радиатора. Вторую нужно искать с противоположной стороны рассматриваемого узла. В крайнем случае можно аккуратно прикоснуться к самому мотору. Но только так, как описано ниже.

Принцип проверки:

  1. Дать двигателю полностью остыть.
  2. Запустите его и сразу подойдите к капоту.
  3. Возьмите маленькую кольцевую трубку (или пощупайте рубашку) одной рукой, а другой рукой — ту, которая идет к верхней части основного радиатора.
  4. Сначала следует почувствовать, как прогревается охлаждающая жидкость в малом контуре (если трогать двигатель, то долго этого не делать).
  5. Патрубок большого кольца (к радиатору) при этом должен оставаться холодным.
  6. Отпустите насадку малого контура, когда она станет горячей.
  7. Подождите, пока сопло контура не станет теплым, и также отпустите его.

Если сразу после пуска обе трубы прогреваются равномерно, клапан либо постоянно открыт, либо приоткрыт. То есть он заклинен и он неисправен. Если мотор начал перегреваться, а вы не дождались тепла в трубе большого контура, клапан застрял в полностью закрытом положении.

Следует подчеркнуть, что этот метод тестирования опасен для здоровья. Лучше всего прекратить прикасаться к форсункам сразу после того, как будет установлена ​​разница (или равенство) температур между малым и большим контурами. Для более точной проверки существуют менее травматичные способы.

Метод №4.

Точное измерение фактической температуры охлаждающей жидкости

Для проверки этого метода потребуется прибор, измеряющий температуру до +150 градусов Цельсия. Проще всего воспользоваться мультиметром с термопарой (лучше сразу двумя). Также подойдет пирометр. Одного достаточно.

Принцип проверки следующий:

  1. Дайте двигателю время остыть.
  2. Запустите его и измерьте температуру антифриза в обоих контурах.
  3. Если делаете это мультиметром, поочередно прикладывайте термопару к малому кольцевому патрубку, а затем к большому.
  4. Если у вас есть пирометр, то просто направьте его сопла одно за другим, сравнивая их температуру.
  5. Дайте двигателю прогреться, постоянно контролируя показания термометра.

Если температура обоих контуров одинакова в течение всего теста, клапан приоткрыт (или застрял в открытом положении). При норме температура в малом кольце будет быстро повышаться, а в большом некоторое время жидкость будет оставаться холодной. После прогрева силового агрегата индикаторы на патрубке, идущем к радиатору, будут потихоньку ползти вверх. Это говорит о том, что термостат работает исправно, постепенно приоткрываясь, сливая горячий антифриз в радиатор.

Метод №5. Испытание клапана нагреванием в воде


Это наиболее наглядный и точный метод, для реализации которого потребуются:

  • кастрюля с водой;
  • плита газовая или электрическая;
  • погружной термометр для измерения температуры воды.

Чтобы проверить клапан таким образом, его нужно будет снять с системы охлаждения. Для этого придется хотя бы частично слить охлаждающую жидкость через сливную пробку, предусмотренную в нижней части радиатора. Слейте 2-3 литра антифриза, снимите термостат. Обычно для этого нужно снять патрубок, идущий к радиатору, и открутить 3-4 болта на корпусе.

Снятую деталь следует сначала осмотреть визуально. Если он в открытом состоянии, то его можно выбросить и дальше не проверять. Он явно неправ. Если все в порядке, найдите на нем цифры – они обозначают температурный диапазон эксплуатации именно этой модели.

Проверяемый термостат необходимо закрепить в подготовленной емкости с водой, соблюдая два правила. Во-первых, она должна быть в жидкости вся. Во-вторых, он не должен касаться стенок и дна емкости. По тем же правилам в емкость необходимо поместить термометр.

Когда все будет готово, подогрейте воду, постоянно следя за поведением плиты и показаниями термометра. При достижении нижнего температурного порога, указанного на корпусе, пластина должна начать приоткрываться. Когда вода прогреется до верхнего порога, термостат должен полностью открыться. Если нет, то он неисправен. Также недопустимо, чтобы пластина начала двигаться в слегка нагретой воде, так как это будет свидетельствовать о слишком раннем открытии.

Далее нужно прекратить отопление, продолжая следить за термостатом и термометром. Когда вода остынет до верхнего предела, указанного на корпусе, клапан должен начать закрываться. При нижнем пороге он полностью закроется. Если нет, то запасная часть.

Способ №6. Неполное срабатывание


При проверке в кипящей воде также нужно обратить внимание на то, чтобы клапан открывался и закрывался полностью. Если он открывается лишь частично, а вода уже давно кипит, то на автомобиле это может привести к перегреву двигателя. Пропускной способности не до конца открытого клапана просто недостаточно, чтобы пропустить через радиатор много перегретой охлаждающей жидкости.

Также после охлаждения диск клапана должен плотно закрываться.

Метод №7. Поздний или ранний обжиг


Определяется также при проверке в кипящей воде. Для этого нужно сравнить температуры, указанные на корпусе, с фактическими показаниями термометра на момент начала открытия и полного открытия. Если есть сдвиг вверх, то для двигателя это означает штатную работу с перегревом. Иногда критично. Если термометр показывает меньше, чем написано на корпусе, мотор никогда не будет работать в оптимальных для него температурных режимах.

ВИДЕО: проверка термостата


Исход


Проверка термостата на автомобиле – простая и необходимая процедура, которую можно выполнить, не снимая его с автомобиля. Разборка обычно требуется только для более точной диагностики или ремонта. Проверить термостат нужно сразу же, как только появятся симптомы, указывающие на его неисправность — двигатель долго греется (зимой вообще не греется), печка дует холодом, температура в системе охлаждения резко падает в начале движения. Особенно опасным признаком является перегрев двигателя.

Если вы не уверены в работоспособности узла, но не хотите проверять его самостоятельно, обратитесь к специалисту.

Как проверить автомобильный термостат, не снимая его » Tire Forge

Неисправный термостат может препятствовать поступлению охлаждающей жидкости в двигатель.

Его задача — обеспечить оптимальную рабочую температуру двигателя вашего автомобиля.

Таким образом, неисправный термостат повлияет на всю систему охлаждения вашего автомобиля, что приведет к перегреву двигателя.

Итак, давайте обсудим простой способ проверки автомобильного термостата, не снимая его с корпуса.

Содержание страницы

  • 1 Где находится мой автомобильный термостат?
  • 2 Как работает термостат?
  • 3 Best Way проверить термостат, не снимая его
  • 4 Как починить заклинивший термостат?
  • 5 Насколько опасен заклинивший термостат?
  • 6 Как заменить автомобильный термостат?
  • 7 Каковы другие признаки неисправного термостата?
    • 7.1 Датчик температуры
    • 7.2 Утечка охлаждающей жидкости
    • 7.3 Системы отопления
    • 7.4 Виды и звуки
  • 8 Заключение

Где находится мой автомобильный термостат?

Автомобильный термостат обычно размещается под водяным насосом на головке блока цилиндров двигателя вашего автомобиля.

В большинстве автомобилей вам просто нужно будет следовать по верхнему шлангу радиатора к блоку двигателя, на конце которого будет корпус автомобильного термостата. Некоторые 9В автомобилях 0096 термостат может быть размещен на нижнем патрубке радиатора вместо него.

Если у вас возникли трудности с поиском термостата в автомобиле, обратитесь к руководству по техническому обслуживанию, чтобы указать точное местонахождение.

Как работает термостат?

Термостат по определению представляет собой устройство, поддерживающее температуру в любой системе.

Их можно найти везде, от бытовой техники до автомобиля.

В автомобиле термостат отвечает за поддержание нормальной рабочей температуры внутри двигателя, , что позволяет ему работать на оптимальном уровне.

Он чувствителен к малейшим изменениям температуры и реагирует, обеспечивая циркуляцию охлаждающей жидкости из шланга радиатора в блок двигателя.

Датчик термостата расположен внутри корпуса и имеет подпружиненные клапаны, которые открываются и закрываются.

Когда двигатель нагревается, термостат переключается в открытое положение, и охлаждающая жидкость двигателя устремляется внутрь, чтобы снизить температуру.

С другой стороны, при нормальной температуре клапан термостата находится в закрытом положении, перекрывая подачу охлаждающей жидкости к двигателю.

Проверка термостата Best Way без его снятия

Как правило, если горит индикатор проверки двигателя, велика вероятность того, что что-то не так с системой охлаждения вашего автомобиля . Если это так (или даже если это не так), рекомендуется проверить термостат вашего автомобиля, выполнив следующие действия:

Шаг 1 : Припаркуйте автомобиль на ровной поверхности и убедитесь, что двигатель и радиатор холодно.

Шаг 2 : Включите двигатель и дайте ему поработать на холостом ходу. Затем снимите крышку радиатора и загляните в заливную горловину радиатора, чтобы проверить поток охлаждающей жидкости.

Шаг 3 : Дайте двигателю прогреться до рабочей температуры. Охлаждающая жидкость не начнет течь сразу. Но когда ваш двигатель прогреется, клапан термостата должен открыться, и должна начаться подача охлаждающей жидкости.

Шаг 4 : Если через некоторое время (5 минут) течет охлаждающая жидкость, термостат вашего автомобиля исправен, и все в порядке.

Шаг 5 : Если охлаждающая жидкость начинает течь сразу, скорее всего, ваш термостат застрял в открытом положении.

С другой стороны, если циркуляция охлаждающей жидкости не начинается даже через 5-10 минут, термостат вашего автомобиля заклинил в закрытом состоянии . В обоих случаях вам понадобится новый термостат.

Как починить заклинивший термостат?

Иногда подпружиненные клапаны автомобильного термостата могут выйти из строя. Если это произойдет, клапаны останутся в своем последнем положении.

Оба сценария потенциально опасны для здоровья вашего двигателя и потребуют немедленного устранения.

Квалифицированный механик может починить заклинивший термостат. Однако гораздо выгоднее заменить целиком.

Чаще всего заклинивший клапан может также означать повреждение датчика , поэтому целесообразно заменить его новым.

Насколько опасен заклинивший термостат?

Заклинивший термостат — это плохо, независимо от того, застрял ли он в открытом или закрытом положении.

Однако мощность двигателя вашего автомобиля может различаться. Заедание термостата в открытом положении, что встречается довольно часто, означает, что в двигатель поступает больше охлаждающей жидкости, не позволяя ему достичь нормальной рабочей температуры.

Это не катастрофа, если лечить быстро. Но в крайних случаях это может привести к конденсации топлива внутри цилиндров, что приведет к значительному снижению мощности и пробега.

С другой стороны, заклинивший закрытый термостат означает, что охлаждающая жидкость не циркулирует в двигателе, что приводит к его быстрому перегреву.

Если не принять меры быстро, это может очень плохо сказаться на вашем двигателе, что приведет к его серьезным неисправностям.

К счастью, прежде чем это произойдет, ваш автомобиль должен дать вам достаточное предупреждение в виде индикатора проверки двигателя и индикатора перегрева, мигающего желтым или красным цветом.

Как заменить автомобильный термостат?

Чтобы заменить неисправный термостат, сначала необходимо вынуть его из корпуса.

А для этого вам также нужно будет полностью открутить шланг радиатора, к которому он подключен.

Это не простая процедура, поэтому рекомендуем поручить ее механику. Но если вы настаиваете на том, чтобы сделать это самостоятельно, выполните несколько шагов:

Шаг 1: Припаркуйте автомобиль на ровной поверхности и убедитесь, что двигатель холодный, прежде чем что-либо откручивать.

Шаг 2: В зависимости от расположения вашего термостата, разблокируйте и отсоедините верхний или нижний шланг радиатора с помощью отвертки. Держите под капотом поддон для лишней охлаждающей жидкости в шланге.

Шаг 3: С помощью гаечного ключа отвинтите корпус термостата и выньте неисправный термостат. Также не забудьте удалить все старые прокладки внутри корпуса.

Шаг 4 : Используйте руководство для установки нового термостата пружинной стороной вниз и привинтите корпус обратно. Также осторожно подсоедините шланг к бачку радиатора и долейте потерянную охлаждающую жидкость.

Шаг 5 : Включите машину и дайте двигателю прогреться до нужной температуры.

После этого продолжайте следить за указателем температуры, нажимая педаль газа 10-15 раз. Если термостат установлен правильно, двигатель должен поддерживать нормальную температуру.

Шаг 6 : Выполните тест-драйв, продолжая следить за стрелкой датчика температуры.

Каковы другие признаки неисправного термостата?

Вот несколько распространенных признаков неисправного термостата.

Если вы обнаружите эти симптомы во время вождения, немедленно проверьте свой автомобиль. Это может быть признаком более серьезной проблемы с двигателем или радиатором.

Датчик температуры

Это самый надежный и распространенный способ выявить проблему с термостатом автомобиля.

В нормальных условиях, когда вы включаете автомобиль, стрелка вашего термометра будет медленно повышаться, пока не остановится посередине.

Если термостат застрял в открытом положении, этот процесс значительно замедлится, и стрелка может даже не доходить до середины.

С другой стороны, , если термостат заедает в закрытом положении, двигатель быстро нагревается, и стрелка указателя температуры выходит за среднюю точку.

В этом случае рекомендуется открыть капот и проверить температуру верхнего патрубка радиатора.

Если он такой же горячий, как и блок двигателя, то причина нагрева вашего автомобиля другая, а не сломанный термостат.

Утечка охлаждающей жидкости

Это еще один признак сломанного или застрявшего термостата в закрытом положении.

Охлаждающая жидкость скапливается внутри корпуса, так как клапан не позволяет ей течь в цилиндры, вызывая утечку.

Однако утечка охлаждающей жидкости может также означать разрыв шланга радиатора, незакрепленную крышку радиатора или пробитую прокладку головки блока цилиндров.

Прежде чем делать поспешные выводы в этом деле, всегда полезно получить мнение эксперта.

Системы отопления

Если термостат вашего автомобиля поврежден, это повлияет на системы отопления и охлаждения.

В случае холодного двигателя, если термостат заклинит в открытом положении, то ваш обогреватель тоже не будет работать.

Но хорошая новость заключается в том, что сломанный термостат практически не влияет на состояние воздуха в автомобиле, поскольку он вообще не связан с ним.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *