ООО «Центр Грузовой Техники»

8(812)244-68-92

Содержание

Правовой статус прилегающей территории.

       Суть спора, о котором большинство юристов наверняка слышало и который затронул вопрос, до сих пор не урегулированный федеральным законодателем, заключался в следующем.

       ЗАО "Тандер" (тот самый "Магнит") посчитало, что нормы правил благоустройства г. Брянска (а правила типовые) нарушают их права и возлагают необоснованную обязанность по пресловутой уборке прилегающей территории. Эти нормы признаны несоответствующими ст. 71 Конституции РФ, ст. 210 Гражданского кодекса, ч. 4 ст. 7 и ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Максимально коротко: прилегающая территория - собственность муниципалитета, поэтому в силу ст. 210 ГК РФ бремя ее содержания несет именно он, а в отсутствие федеральной нормы или договора насильно заставить кого-то за ней ухаживать никак нельзя. На стороне Брянска, кстати, была Генеральная прокуратура, которая после принятия решения судом логичным образом изменила свою позицию и поручила нижестоящим прокурорам "зачищать" местные правила по благоустройству от таких норм.

Ссылочки:

http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70791918/

https://pravo.ru/court_report/view/116543/

       Следом беда пришла, откуда совсем уж не ждали - свинью подложил Минюст РФ в другом деле, добившись признания недействующими Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству Минстроя (которые, к тому же, обладая признаками нормативно-правового акта, не были зарегистрированы в Минюсте):

http://prokhmao.ru/legal-advice/mo-help/4/?ELEMENT_ID=50061

       Таким образом, ВС РФ широким жестом (и формальным подходом\буквальным толкованием норм права) разрешил довольно давний и довольно тонкий вопрос. Пресечена в том числе и соответствующая административная практика. Но, как известно, у любой медали есть две стороны.

       Фактически использование прилегающих (кроме МКД) территорий - это обычай и сформировался он еще в советские времена (о царской России судить не возьмусь). В меньшей мере это касается городов, в большей - мелких населенных пунктов, так как в городе на счету каждый клочок земли (да и объем таких прилегающих территорий минимален), а вот в поселениях эта территория довольно обширна и активно используется.

       Гражданами, а не муниципалитетом. И если де-юре тот же "Магнит" не виноват в захламлении такой территории, пока не будет доказано обратное в судебном или административном порядке, то де-факто очевидно, что товарные упаковки, коробки и просто мусор на такой территории возникли либо по его прямой вине, либо в связи с массовым посещением гражданами этого магазина.

       Пункт 2 Пленума ВС РФ от 23 июня 2015 г. N 25 разъяснил, что под обычаем, который в силу статьи 5 ГК РФ может быть применен судом при разрешении гражданско-правового спора, следует понимать не предусмотренное законодательством, но сложившееся, то есть достаточно определенное в своем содержании, широко применяемое правило поведения при установлении и осуществлении гражданских прав и исполнении гражданских обязанностей не только в предпринимательской, но и иной деятельности, например, определение гражданами порядка пользования общим имуществом, исполнение тех или иных обязательств.
Подлежит применению обычай как зафиксированный в каком-либо документе (опубликованный в печати, изложенный в решении суда по конкретному делу, содержащему сходные обстоятельства, засвидетельствованный Торгово-промышленной палатой Российской Федерации), так и существующий независимо от такой фиксации. Доказать существование обычая должна сторона, которая на него ссылается (статья 56 ГПК РФ, статья 65 АПК РФ).

       Но с оговоркой, что согласно пункту 2 статьи 5 ГК РФ обычаи, противоречащие основным началам гражданского законодательства, а также обязательным для участников соответствующего отношения положениям законов, иных правовых актов или договору, не применяются.
       К сожалению, ВС РФ (с молчаливого попустительства Брянска и Генпрокуратуры) вопрос отнесения спорной нормы к обычаю и, соответственно, вопрос противоречия ее основным началам гражданского законодательства (к которым, мне кажется, можно отнести и принцип распределения бремени содержания имущества), не рассмотрел. А жаль.
       В какой-то мере формализм был верным выходом, так как правовые механизмы недопущения использования прилегающих территорий (которые являются при этом ведь и территориями и землями общего пользования) есть. Но это нарушает тот тонкий баланс, который достигался годами: ты вправе использовать прилегающую территорию без договора, на основании одного лишь владения смежным участком, а взамен ты осуществляешь его благоустройство. Потому что при формальном причислении такой территории к землям общего пользования (предназначенных, как известно, для беспрепятственного доступа неопределенного круга лиц), фактически эту территорию использует исключительно собственник домовладения\иного объекта. Более того (с известной долей допущения), ст. 304 и 209 ГК РФ защищает такого собственника соответствующего участка (и одновременно - формально владеющего несобственника) от посягательств в виде какого-либо занятия этой территории, так как она обеспечивает проход и проезд от дома к дороге, улице. Или позволяет выгнать машину из гаража, использовать ее как т.н. гостевую стоянку.
       Сработал также классический принцип, согласно которому недостаточность бюджета не освобождает муниципалитет от исполнения каких-либо обязанностей, при том что объективно ни одно поселение не в состоянии обеспечить надлежащее содержание всех территорий общего пользования.
       Да, запрещена стоянка и хранение машин. Да, запрещено самовольное занятие земельного участка. И мусорить запрещено. И цветочки сажать. Но проигнорировав принцип разумной сдержанности, так любимый Конституционным Судом, ВС РФ не подумал о последствиях. Ведь не имея законной возможности повлиять на людей, муниципалитету, как собственнику земель общего пользования, остается только путь запрещения.
       Между тем, Минстрой в данной ситуации смиренно принял судебные акты и разрабатывает новые методические рекомендации (во многом аналогичные старым). К федеральному законодателю с довольно очевидным предложением определить наконец особый правовой статус прилегающих территорий, никто не обращается.
       Муниципалитеты находят выход в принятии нормативных актов, согласно которым прилегающие территории использовать запрещено без заключения соответствующего договора пользования\аренды, при этом сталкиваясь с проблемой, вытекающей из того, что такие территории необходимо как-то индивидуализировать, причем с большой долей вероятности - путем кадастрового учета. При этом такая земля не занята соответствующим объектом недвижимости, что вызывает и вопросы возможности предоставления ее в таких общеполезных, казалось бы, целях, без проведения торгов (хотя опять же, проведение торгов здесь объективно неуместно по причине крепкой связи домовладения и прилегающей к нему территории).
       Логично предположить, что платность такого пользования для физических лиц практически исключена - это породит социальную напряженность и банальный отказ граждан от принятия на себя такого бремени - ведь проще будет обратиться в суд или к прокурору, который обяжет администрацию, к примеру, покосить соответствующую территорию.
       В любом случае, как и до принятия этих неоднозначных решений, в целом вопрос соблюдения банальной чистоты остается на совести самих жителей, как и раньше. Кто убирал за собой - продолжит убирать, ему не нужны для этого нормы права. Кто был замарахой и соседом, которого никто не любит - им и останется.

       А вот "Магнитам" в Брянске, я думаю, теперь намного труднее будет объяснить, почему их фуры разгружаются на территории муниципалитета, равно как и выпросить разрешить там же размещение стоянок для клиентов.


 

Придомовая территория частного дома в 2021 году: что такое, сколько метров?

Строительство частного дома на земельном участке под ИЖС предполагает не просто владение объектом недвижимости на праве собственности, но и обустройство прилегающей к нему территории.

При этом эксплуатировать и обслуживать гражданину приходится не только пределы установленного кадастром его личного земельного участка, но и несколько метров вокруг него.

Земля за пределами участка не принадлежит жильцу дома на праве собственности, ей, как правило, владеет муниципалитет. Используется она для проведения различных коммуникаций и строения инфраструктурных объектов.

Называется такой надел земли – придомовая территория частного дома. Не каждый владелец коттеджа знает свои права и обязанности по использованию придомовой территории.

Что такое придомовая территория частного дома?

Четкое значение понятия «придомовая территория частного строения» в законодательстве отсутствует. Под таким участком понимается земельный надел вокруг объекта недвижимости, который необходим для его обслуживания.

Этот участок земли прилегает к границе владения гражданина, принадлежащего ему на праве собственности.

Причём придомовой территорией может признаваться как сама земля, на которой построен дом, так и земля за пределами земельного участка. Проще говоря к придомовой территории относятся все квадратные метры, расположенные внутри забора, и некоторые за его пределами.

Жильцы частного сектора могут использовать эту землю для личных целей, но в пределах установленных законодательством требований. Они вправе:

  • Организовывать парковочные места;
  • Оборудовать зоны для отдыха;
  • Возводить хозяйственные постройки;
  • Облагораживать территорию: разводить палисадники, садить деревья и организовывать огород.

На придомовой территории нельзя устраивать свалки, разжигать костры, устанавливать столбы и вешать дорожные знаки.

Больше всего вопросов вызывает право собственности на такую землю. Кому принадлежит придомовая территория частного дома? Как правило, все, что расположено за забором жильца, принадлежит муниципалитету или соседу.

Сосед владеет землёй в том случае, если участки расположены впритык друг к другу. Обычно это касается боковых сторон частных строений. Спереди же чаще всего проходит дорога, которая и относится частично к придомовой территории.

Как оформить в собственность?

Придомовую территорию возле коттеджа можно оформить в собственность по желанию жильца. Муниципальные власти обычно в такой ситуации идут навстречу обращениям граждан.

Для этого требуется собрать пакет документов и предоставить его в отделение администрации. Присвоение земельной территории будет происходить через процедуру приватизации.

Администрация откажет в оформлении права собственности только на следующие участки:

  • На которых проходят важные пути коммуникаций;
  • Которые признаны объектами культурного или исторического наследия;
  • Которые уже принадлежат на правах собственности другим гражданам;
  • Из-за присвоениях которых значительно уменьшатся общественные территории общего пользования.

Чтобы приватизировать эту землю, сначала нужно пройти процедуру межевания участка. Это не только позволит избежать проблем с соседями, но и даст возможность оформить приватизацию или долгосрочную аренду.

Администрация рассматривает заявления о приватизации сроком до 18 дней. В результате положительного решения жильцу на руки выдаётся выписка из ЕГРН с подтверждением права собственности на землю.

Нормативная база

Несмотря на отсутствие точного разъяснения о том, что считается придомовой территорией частного дома, в законодательных актах все же указаны основные требования по использованию такой земли.

Использование придомовой территории частного дома осуществляется по тем же правилам, что и использование придомовой территории в многоэтажных домах.

Эксплуатация земли в этом случае осуществляется на основании:

  • Жилищный Кодекс, устанавливающий правила пользования придомовой территорией;
  • Земельный Кодекс, регламентирующий правила определения земельных участков;
  • ФЗ «О землеустройстве» № 78, описывающий процедуру межевания земли;
  • ФЗ № 214, определяющий права по отношению к общей собственности.

Кроме того, обязанности по обслуживанию личной земли регламентировано нормами Налогового Кодекса. Оформляя что-либо в свою собственность, нужно учитывать, что за эти объекты придётся платить налоги на имущество.

В отношении некоторых категорий земель налог может быть довольно большим, что напрямую зависит от размера кадастровой стоимости участка.

Размеры придомовой территории

Сколько метров придомовая территория частного дома по закону?

Это основной вопрос, возникающий у владельцев коттеджей, которые ознакамливаются с обязательствами по ее эксплуатации. Они вынуждены использовать эту землю по определенным правилам, следить за ее сохранностью и состоянием.

Законодательством на 2021 год не установлены какие-либо общие для всех нормативы по размерам придомовых территорий частного дома.

В каждом конкретном случае может быть определён разный размер такой территории. Регионы вправе устанавливать самостоятельно территориальные нормативы.

Если в отношении многоквартирных домов все более понятно, то в частном секторе нормативы могут существенно различаться. Для многоэтажек обычно устанавливаются размеры придомовых территорий в 3-6 метров. Для частных домов чаще определяют размер придомовой территории в среднем в пределах 1,5 метров от края забора.

Можно ли огораживать эту территорию? Если она принадлежит муниципалитету, огородить эти 1,5 метра нельзя по собственному желанию. При такой необходимости нужно сначала оформить участок в частную собственность, и только после этого совершать на нем любые законные манипуляции.

Обычно для определения размера придомовой территории используется специальная формула. По ней площадь дома нужно умножить на удельный коэффициент части земли, который определён СНиПом.

Если есть необходимость точного определения границ придомовой территории, нужно заглянуть в план участка со всеми отмеченными на нем постройками.

Правила содержания придомовой территории

Чтобы разобраться в возможностях законного использования придомовых территорий, нужно вновь обратиться к законодательству о многоэтажных домах.

Прежде всего правила пользования предполагают, что гражданин будет бережно относиться к придомовой территории, соблюдать порядок и безопасность ее использования.

Собственник строения вправе самостоятельно определять, какие именно работы будут проводиться на участках придомовой земли.

Как правило, к обязанностям по эксплуатации придомовых территорий относятся:

  • Озеленение земли и ее благоустройство;
  • Уборка участка от мусора и снега;
  • Облагораживание общей земли;
  • Установка мусорных контейнеров.

Кроме того жильцы должны обеспечивать нормальное функционирование коммуникаций и свободный подъезд автомобилей и служб экстренной помощи.

В последние годы часто оговаривалась проблема перегораживания проезда автомобилями жильцов частного сектора при движении машин скорой помощи. Экстренные службы теряли драгоценное время из-за неправильного использования кем-то из жильцов своей придомовой территории.

Уборка земли и озеленение

Особо остро стоит вопрос, кто должен убирать придомовую территорию частного дома? Обычно никто из жильцов не хочет этого делать, ведь земля им на праве собственности не принадлежит.

Однако это неправильно. Уборка придомовой территории является одной из ключевых обязанностей жильцов частного сектора.

Многие часто выбрасывают собственный мусор за забор, полагая, что таким образом они перестают нести за него ответственность. Никто не обязан из городских служб убрать такие отходы.

Уборку снега должны производить жильцы, если земля принадлежит им на праве собственности. Но дороги – это имущество муниципалитета, и отчищать их от снега приходится именно ему.

Обычно делегируют такие обязательства управляющим компаниям, которые обслуживают частные посёлки. Жильцы домов при этом оплачивают их труд.

Кто должен спиливать деревья на придомовой территории частного дома? Обязанность ухода за растительностью принадлежит собственнику земли. Если придомовая территория не приватизирована, при необходимости спила деревьев можно обратиться в управляющую компанию.

Озеленение – это не обязанность жильцов частного сектора, а скорее их право. При желании они могут облагородить территорию вокруг дома зелёными насаждениями, цветами, клумбами и прочей растительностью. Повлияют эти действия только на внешний вид посёлка.

Освещение и асфальтирование

В отношении асфальтирования и освещения придомовой территории действуют те же правила: кто является собственником земли, тот и выполняет данные обязательства. Жильцы вправе потребовать у муниципалитета установить освещение не участке.

Если же земля приватизирована несколькими соседями одновременно, можно договориться о порядке общей установки декоративных или функциональных светильников.

В посёлках частного сектора часто действуют жилищные кооперативы. Именно на их собраниях решаются вопросы о сборе денежных средств на асфальтирование придомовых территорий за заборами соседей. Одинаковый стиль и порядок в посёлке создают привлекательный вид и повышают спрос на покупку такого жилья.

Можно ли построить гараж на придомовой территории? Возвести любое строение можно только в том случае, если эта земля приватизирована. Кроме того должно быть получено разрешение на строительство. Ведь Ваш гараж может кому-то мешать из соседей, загораживать солнечный свет, мешать проезду больших автомобилей. На муниципальной земле строить гараж нельзя.

Что грозит за нарушение правил пользования?

Жильцам, которые категорически не соблюдают правила пользования придомовыми территориями, грозит ответственность. Нельзя портить общественное имущество, проведённые муниципалитетом коммуникации. За вандализм серьезных масштабов нарушителям даже может грозить уголовная ответственность.

Но чаще всего обычное халатное отношение, не соблюдение порядка на придомовой территории приводит только к административным взысканиям.

Можно привести несколько примеров привлечения жильцов частного сектора к ответственности по таким основаниям:

  • Если гражданин оформляет в собственность такую территорию, то при несоблюдении правил пользования ею муниципалитет может просто изъять участок из полноправного владения;
  • За нецелевое использование земли или разведение несанкционированных свалок на ней нарушителю грозит административный штраф;
  • Самовольно построенные на придомовой территории помещения будут подлежать сносу.

Часто придомовые территории в частном секторе становятся объектами судебных споров. Соседи иногда не могут договориться о совместном использовании такой земли с учетом интересов каждого из них.

Придомовая территория – это не границы земельного участка, на котором осуществлено строительство частного дома, это территориальный радиус вокруг забора земельного надела.

Принадлежать придомовая территория может как муниципалитету, так и частному владельцу, выкупившему ее или оформившему на себя по приватизации.

Каждый житель частного дома должен соблюдать правила использования придомовых территорий, облагораживаться их, не захламлять мусором. В противном случае за свои неправомерные действия ему может грозить реальная ответственность.

Читайте также:

Прилегающая территория или перекресток — как различить?

Какие признаки помогут отличить перекресток от прилегающей территории?

  1. Расшифровка понятий
  2. Как разобраться?

Нарушение Правил дорожного движения иногда случается непреднамеренно. Это происходит из-за того, что человек, сидящий за рулем, не успевает сориентироваться в окружающей обстановке. Чаще всего такими нарушителями оказываются водители-новички.

Зона действия многих дорожных знаков распространяется до ближайшего перекрестка. Однако ситуации могут быть неоднозначными. При интенсивном движении некоторые путают пересечение проезжих частей с выездом со дворовой территории. Происходит это из-за того, что в плотном потоке транспорта водителю порой приходится наблюдать за обстановкой слева и справа боковым зрением. Между тем такая ошибка имеет принципиальное значение. Человек начинает совершать какие-либо действия (идти на обгон, ускоряться и пр.), не понимая, что время для этого еще не пришло. Как результат – неожиданная остановка инспектором ГИБДД и административное наказание. Так как же не допустить подобных оплошностей?

Расшифровка понятий

Для начала разберемся в терминологии. Оба интересующих нас понятия четко определены в ПДД.

Перекресток – участок местности, где проезжие части дорог пересекаются, примыкают друг к другу или расходятся в разные стороны. Его границами будут являться линии, проходящие через начала закруглений проезжих частей. При этом воображаемые точки должны быть максимально удалены от центра перекрестка.


Источник изображения: img.vashgorod.ru

Прилегающая территория – местность, не предназначенная для сквозного движения транспорта. Сюда относятся жилые массивы, дворы, заправки, парковки перед торговыми центрами, территории предприятий и т. д.

Подразумевается, что прилегающая территория выполняет функцию итоговой точки маршрута. То есть водитель приезжает сюда с какой-либо целью и останавливается. Движение возобновляется лишь через какой-то промежуток времени.

Как разобраться?

Чтобы сориентироваться, нужно знать ряд моментов, отличающих один дорожный объект от другого.

Основной признак перекрестка – графические символы. Знаки 2.1 («Главная дорога») и 2.4 («Уступите дорогу») могут устанавливаться не только на пересечениях проезжих частей, но и на выездах со дворов и пр. Здесь сбивает с толку формулировка в ПДД. Согласно Приложению 1 символ 2.4 сообщает, что «водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по пересекаемой дороге…».

Разобраться помогут сопутствующие знаки. Если на спорном участке полотна есть «ответный» символ 2.1 («Главная дорога»), и он сопровождается табличкой 8.13 («Направление главной дороги»), то перед вами точно перекресток.

В пределах городской черты стоит обратить внимание на светофоры. Согласно ГОСТам при помощи световых сигналов движение регулируется только на перекрестках. Выезд с прилегающей территории может располагаться между двумя светофорами. Однако напротив него не будет третьего, который регулировал бы движение в этом направлении. Если же он есть, значит, вы находитесь на пересечении проезжих частей.


Источник изображения: drom.ru

Вне населенных пунктов все намного проще. За городом перед перекрестками всегда устанавливаются знаки 2.3.1-2.3.7, а также 1.6. Если к трассе примыкает, например, въезд на АЗС, подобных объектов вы не увидите. Это означает, что запрет (если ранее он был установлен каким-либо символом) продолжает действовать.

К шоссе могут примыкать не только выезды с прилегающих объектов, но и лесные дороги. Такие участки местности также не будут считаться перекрестками, если перед ними нет одного из вышеуказанных знаков.

А как поступить, если опознавательных символов нет и покрытие одинаковое? В черте города при проезде такого объекта водителю следует считать, что он находится на нерегулируемом перекрестке равнозначных дорог. Нужно пропустить всех, кто является помехами справа, и только потом продолжать путь. А вот с запрещенными маневрами или с увеличением скорости придется подождать до того момента, пока вы не минуете «настоящий» перекресток.

Кому-то такая осторожность может показаться излишней. Однако это – единственный способ полностью застраховать себя от придирок инспекторов ГИБДД.

Страна команчей и прилегающие территории, 1840

Перейти к основному содержанию | Перейти к навигации по содержанию