Ксенон разрешен или нет, чем отличается ксенон от биксенона
Улучшить качество головного света разными способами стараются и автоинженеры и многие автовладельцы. Один из наиболее действенных способов решения данной задачи – установка газоразрядных источников света или ксеноновых ламп. При этом если первые делают это в промышленных масштабах с проведением всех необходимых измерений и испытаний, то вторые ставят ксенон в кустарных условиях, не задумываясь о технической стороне дела.
Нередко единственный вопрос, которым задаются доморощенные Кулибины:
- чем отличается ксенон от биксенона;
- какой температуры лампы ставить.
Несомненно, фары с газоразрядными лампами светят гораздо лучше обычных «галогенок», только они должны быть «правильными». В противном случае все, чего удастся добиться – это яркое освещение в пяти метрах перед машиной и сильнейшее ослепление встречных водителей.
Содержание
- Что такое «ксенон»
- Чем отличается ксенон от биксенона
- Как установить ксенон
- О какой температуре все говорят
- Ксенон разрешен или нет
Что такое «ксенон»
Итак, для начала необходимо разобраться, в чем отличие ксеноновых ламп от галогенных. Последние, по сути, представляют собой обычные лампы накаливания, но с улучшенными световыми характеристиками. В качестве источника света в них работает вольфрамовая нить, которая под напряжением разогревается и начинает светиться. Галогенная лампа со временем светит все хуже и хуже. Причина кроется в том, что вольфрам постепенно испаряется и оседает на внутренней поверхности колбы. Второй недостаток таких ламп в достаточно низкой надежности. При движении по плохим дорогам велика вероятность, что спираль оборвется.
Зато для «галогенок» не требуется сложной оптики. Спираль, являющаяся источником света, закреплена неподвижно, поэтому оптимальную конструкцию линзы и отражателя довольно просто вычислить.
В ксеноновой, или, правильнее, газоразрядной лампе источником света является электрическая дуга, возникающая между двумя электродами. Внутри колбы находится смесь инертного газа ксенона и солей металлов. Высоковольтный разряд, проходящий между парой электродов, вызывает яркое свечение этой смеси.
В отличие от спирали, электрическая дуга имеет определенную степень подвижности, поскольку каждый новый разряд проходит не точно в том месте, где предыдущий (особенно это хорошо видно на замедленном видео). Свет от ксеноновой лампы получается рассеянным.
В результате возникает необходимость тщательно проектировать:
- оптику, и применять специальные фокусирующие линзы, которые смогут собрать правильный световой пучок;
- а также шторки, отсекающие лишнюю часть светового потока.
Главное преимущество «ксенона» — фара лучше светит. Однако из него возникает и главная проблема – ослепление. Правильно отрегулированные фары ближнего света с галогенными лампами не ослепляют встречных водителей, независимо от рельефа дороги. В отличие от них «ксенон», если нос машины задерется вверх, светит прямо в глаза. Чтобы бороться с этим, автомобиль должен быть оснащен автоматическим корректором фар, который будет постоянно поддерживать их правильное положение. В интернете можно найти немало видео с авариями, вызванными ослеплением, неправильно установленными ксеноновыми фарами.
Существует и еще одно требование, о котором многие забывают. Стекло фары должно быть всегда чистым. Как только на него попадает грязь, световой поток начинает рассеиваться. В результате, опять же, ослепляются встречные водители, и резко ухудшается освещение дороги. На видео хорошо видно, насколько хуже светит фара при образовании даже тонкой грязевой пленки на стекле фары. Поэтому автомобиль дополнительно должен оснащаться омывателем фар.
Чем отличается ксенон от биксенона
Биксенон – это разновидность ксеноновых фар, способных работать в двух режимах – дальнего и ближнего света от одной и той же лампы. Принцип его работы основан на перемещении шторки или отражателя в фаре. Сама лампа при этом неподвижна.
Таким образом, в режиме ближнего света, либо верхняя часть светового пучка срезается шторкой, либо весь поток направляется отражателем вниз, на ближнее пространство перед машиной. Соответственно, когда фара переключается в режим дальнего света, либо поднимается шторка, либо отражатель перемещается, направляя свет вдаль.
Как установить ксенон
Однозначного ответа на вопрос «как установить ксенон – самостоятельно или на сервисе» дать нельзя. С одной стороны, предпочтительнее обратиться в проверенный автосервис, где не только установят новое оборудование, но и отрегулируют после этого фары и дадут гарантию на выполненную работу. Однако такая услуга обойдется недешево. К стоимости необходимого оборудования добавится цена работы.
С другой стороны, если руки, что называется, растут, откуда надо, лучше ставить ксенон самостоятельно. Главный плюс – цена вопроса, которая уменьшится почти вдвое. В качестве практического руководства можно использовать видео, которые выкладывают пользователи многочисленных форумов. Зачастую подобные видео можно найти и на сайтах компаний-производителей газоразрядного оборудования для автомобилей.
Установка, скорее всего, займет больше времени, чем в мастерской, зато исключается вероятность попасть в руки недобросовестных работников.
Прежде, чем ставить ксенон, необходимо проверить, допускается ли его установка в фары автомобиля. Для этого на них наносится маркировка заглавными латинскими буквами (например, DC/HR). Буква H указывает, что фара предназначена для галогенных ламп, буква D означает, что фара рассчитана на использование ксенона. Буквами C и R обозначается, соответственно, ближний и дальний свет. Таким образом, маркировка, приведенная в примере гласит, что в фаре для ближнего света может использоваться ксенон, а для дальнего – только галогенные лампы.
Если маркировкой допускается установка ксенона, следующее, на что нужно обратить внимание – состояние фары. Отражатель и пластиковый рассеиватель могут со временем мутнеть, в таком случае лучше приобрести новую фару.
Про то, как ставить автокорректор и омыватель также можно найти видео на автофорумах. Работа не очень сложная, но довольно кропотливая, требующая затрат времени. Последняя задача – установка блока розжига. Здесь придется задуматься, как и куда его монтировать, и как лучше проложить провода от него. Иномаркам присуща плотная компоновка агрегатов в подкапотном пространстве, и найти подходящее место бывает довольно сложно.
Схема подключения ксенона не отличается особой сложностью. Она аналогична «галогенной» с той только разницей, что добавляется вышеупомянутый блок розжига, от которого идут провода к лампам.
О какой температуре все говорят
Наиболее значимым параметром газоразрядной лампы является температура ее свечения. В магазинах встречаются лампы с температурой свечения от 3000 до 8000 К (Кельвин). В фары головного света лучше ставить лампы с температурой 4300 – 5000К. Их свет ближе всего к дневному. Как результат – меньше утомляются глаза, дорога хорошо освещается.
С повышением температуры свечение становится сначала белым (6000К), затем переходит в голубой спектр (8000К). Ставить самые «горячие» лампы не стоит, поскольку дорогу они освещают очень плохо, а мокрую и подавно. Разница в освещенности наглядно демонстрируется многочисленными видео- и фотоматериалами в интернете.
Ксенон разрешен или нет
На вопрос, разрешен ли ксенон, можно дать однозначный ответ: да, в России он разрешен к применению. Важно лишь понимать, что его установка допускается только при выполнении требований совместимости таких ламп с фарами автомобиля и наличия такого дополнительного оборудования в виде автокорректора фар и омывателя.
А вот на вопрос, можно ли ставить ксенон на отечественные автомобили, можно так же однозначно ответить: нет. Их оптика не предназначена для таких переделок. Более того, сторонними производителями для них также не выпускаются сертифицированные фары, позволяющие применять газоразрядные лампы.
В завершение статьи хотелось бы обратиться к тем, кто ставит или собирается ставить «колхозный» ксенон в свои машины:
- проявите хотя бы немного уважения к другим участникам дорожного движения. Вы слепите;
- вы подвергаете опасности сотни жизней, в том числе и свою.
Все ваши доводы наподобие «мой ксенон никого не слепит, я сам проверял» — полная чушь. Посмотрите видео с последствиями ослепления на высокой скорости.
Если вам так важно иметь голубой свет фар, в продаже есть замена ксенону и виде «галогенок» с увеличенной светоотдачей и голубым свечением. Лучше установите их, это, по крайней мере, безопасно.
В какие фары можно ставить ксенон
Ксенон — это газоразрядные осветители, которые дают яркий свет, приближенный к дневному. В ксеноновых лампах отсутствуют нити накаливания, источник света в этом случае — электрическая дуга, которая образуется между двумя электродами. Фары такого формата отличаются высокими эксплуатационными характеристиками. Но присутствуют ограничения на использование оптики данного вида, а установка регулируется законодательством. В связи с чем, многие водители задаются вопросом, можно ли ездить с ксеноном, на какие фары допустима установка, можно ли устанавливать в линзовые фары.
Преимущества ксенона
Ксеноновые и биксеноновые фары имеют ряд преимуществ, поэтому многие водители отдают предпочтение такому варианту. К плюсам можно отнести следующие факторы:
- гарантируют отличный световой поток – 6000 люмен;
- ксенон по уровню и качеству освещения имеет много общего с естественным солнечным светом;
- ксеноновые фары являются элементом тюнинга и добавляют солидности авто.
К недостаткам можно отнести немаловажный факт: ксеноновые фары могут слепить встречный транспорт, поэтому не все виды ксенона разрешены. Допускается применение только заводского варианта. Установка ксенона может потребовать использования дополнительных блоков розжига, поскольку штатная система авто может не выдерживать напряжения, требуемого для зажигания, также потребуется автоматический корректор угла наклона осветителей.
Кроме всего прочего, галогеновая система освещения стоит недешево.Правила установки ксенона
Штатные ксеноновые фары допустимы к использованию, но такие фары крайне редко идут в базовой комплектации. На автомобилях отечественного производства ксенон не устанавливают. Поэтому обнаружение синего свечения на российских моделях авто вызывает у инспекторов ГИБДД сомнение, последует проверка.
Согласно новым правилам, сотрудник ГИБДД может сделать проверку фар и установить несоответствия. При обнаружении нарушения правил будет составлен протокол, водителю грозит штраф и лишение водительских прав сроком до одного года.
Если заводская комплектация не предусматривает наличие ксеноновых осветителей, то их монтаж может рассматриваться как незаконное изменение конструкции автомобиля, более того, такие фары могут быть конфискованы. И все же при желании поставить ксеноновое освещение на авто можно в соответствии со всеми требованиями.
Законная установка ксенона
Можно ли ставить ксенон в фары на законных основаниях, не запрещен ли ксенон? Установка таких ламп допускается, но следует действовать согласно правилам. Легальный вариант предусматривает указание изменений в техническом паспорте и свидетельстве о регистрации. Данное действие займет некоторое время, но в таком случае можно будет ездить по дорогам города без опаски быть оштрафованным или лишенным прав. Установка ксенона своими руками вызовет некоторые сложности, это возможно только в том случае, если за дело берется квалифицированный автомеханик. Кроме того, следует иметь четкое представление в какие фары можно ставить ксенон.
Легальная установка ксенона выполняется согласно следующей инструкции:
- приобрести оригинальное лицензированное оборудование, в комплект входят линзы, автокорректор, омыватель, на руках воителя должны остаться документы, подтверждающие подлинность осветительной системы;
- обратиться в испытательную лабораторию и получить разрешение на проведение изменений в авто, получить на руки документацию о том, что оптика работает исправно;
- принести документы, полученные в лаборатории в ГИБДД и получить заключение;
- обратиться в сертифицированную СТО для установки фар;
- пройти технический осмотр, пройти проверку функционирования системы, которая при необходимости будет отрегулирована, получить диагностическую карту с указанием внесенных обновлений;
- повторно обратиться в испытательную лабораторию, проверить изменения, получить заключение;
- обратиться в ГИБДД и получить свидетельство о регистрации ТС и ПТС, где будет поставлена отметка о наличии ксеноновой оптики.
Данная процедура требует много времени и усилий, поэтому некоторые водители не берутся за осуществление и приобретают авто со штатными ксеноновыми фарами. Владельцы авто интересуются, можно ли ставить ксенон в линзованные фары, чтобы узнать это, следует разобраться в маркировке.
У владельцев авто появляется и такой вопрос: можно ли ставить биксенон в обычные фары? Биксенон – почти тоже самое, что и ксенон, но присутствует некоторое отличие в конструкции, имеется специальная «шторка» для режима «ближний свет», которая создает светотеневую границу. Такой вариант можно назвать усовершенствованным ксеноном. Тем не менее, при установке действуют те же правила, что и для ксеноновых осветителей.
В какие фары можно ставить ксенон
Владельцы авто задаются вопросом, можно ли поставить ксенон в обычную фару. Ответ будет однозначен: ксенон можно ставить не в любые фары, данный аспект регулируется законом. В настоящее время автооптика подразделяют на следующие категории:
- ближнего (С), дальнего (R), 2-режимного (CR) света с лампами накаливания;
- ближнего (НС), дальнего (HR), 2-режимного (HCR) света с галогенами;
- ближнего (DC), дальнего (DR), 2-режимного (DCR) с газоразрядным осветителем.
Маркировка находится на рассеивателе или корпусе фары. Согласно действующему правилу (ЕЭК ООН №99, ГОСТ Р41.99-99), ксенон можно применять только на фарах с маркировкой: DC, DR, DCR. Если возник вопрос, можно ли ставить в линзы в ксенон, то стоит отметить, что в такой оптике присутствует маркировка «D», а значит использование ксеноновых ламп возможно, более того, существуют специальные варианты для линзовой оптики.
✅ Можно ли ксенон ставить в фары?
↪ Ответ на этот вопрос будет неоднозначен, необходимо принять во внимание и учесть несколько факторов и действовать в соответствии с законом.
✅ Можно ли ставить ксенон в фары на законных основаниях, не запрещен ли ксенон?
↪ Установка таких ламп допускается, но следует действовать согласно правилам. Легальный вариант предусматривает указание изменений в техническом паспорте и свидетельстве о регистрации.
✅ Можно ли ставить биксенон в обычные фары?
↪ Биксенон – почти тоже самое, что и ксенон, но присутствует некоторое отличие в конструкции, имеется специальная «шторка» для режима «ближний свет», которая создает светотеневую границу. Такой вариант можно назвать усовершенствованным ксеноном. Тем не менее, при установке действуют те же правила, что и для ксеноновых осветителей.
Автостудия тюнинга и ремонта автомобильной оптики в Санкт-Петербурге «xo4ysvet» оказывает услуги по установке ксенона в фарах автомобилей всех марок, честные цены, соблюдение сроков и гарантия на выполненные работы.
☎ Звоните +7 (812) 333-07-87
и +7 (931) 388-08-85
с 10:00 до 20:00.
Добавить комментарий
Wada вводит запрет на использование ксенона и аргона, но не проводит испытаний Это дело, но добавление ксенона в смесь теперь запрещено ‘ использование звездами спорта.
Новый запрет был издан Всемирным антидопинговым агентством (ВАДА), которое проводит допинг-контроль во многих видах спорта.
Отсюда следует опасение, что спортсмены вдыхали эти так называемые благородные газы, чтобы стимулировать рост эритроцитов, повышающих выносливость.
Но, несмотря на пилотный запуск, действительный тест еще не готов, сообщает агентство.
Позорный приз
Идея легирования газами, чаще всего ассоциируемого с дуговой сваркой, неоновыми лампочками и анестезией, может показаться странной, но Вада считает, что существует достаточно доказательств их усиливающего потенциала, чтобы запретить их.
Ранее в этом году СМИ сообщали, что спортсмены в России годами используют газы для повышения своей выносливости перед международными соревнованиями.
Действительно, компания, разработавшая методики подготовки спортсменов с использованием ксенона, имеет на своем сайте «почетный знак» Олимпийского комитета России за «организацию и проведение ингаляционной реабилитации».
Ранее в этом году исполнительный комитет ВАДА решил запретить эти два названных газа, добавив их в список запрещенных с этого месяца.
«У нас была серьезная информация о том, что ксенон использовался», — сказал BBC News научный директор Wada доктор Оливье Рабин.
«Мы полагаем, что его использовали при подготовке к некоторым важным событиям.»
Теперь, когда ксенон и аргон запрещены, агентству необходимо провести эффективное испытание этих газов.
Источник изображения, SPL
Подпись к изображению,Сообщается, что ксенон уже десять лет используется в России для подготовки спортсменов к соревнованиям
Разработка такого препарата — непростая задача.
Помимо присутствия в воздухе, которым мы все дышим, хотя и в незначительных количествах, ксенон также используется во многих странах в качестве анестезирующего средства.
Доктор Рабин говорит, что ученые ВАДА близки к разработке прямого теста на газ.
«У нас есть некоторые предварительные результаты пилотного проекта, которые показывают, что обнаружение не является слишком большой проблемой, но нам просто нужно сделать его надежным и надежным в контексте борьбы с допингом и убедиться, что любой результат в будущем будет принят суд.»
Подтвердить такой тест на уровне, который он может выдержать в Спортивном арбитражном суде, непросто. Когда я спросил доктора Рабина, будут ли тесты проведены к концу года, он не смог меня заверить.
«Я не могу назвать вам конкретную дату, мы обычно этого не делаем, но я могу вам сказать, что наука очень солидна, и, конечно же, мы сделаем все возможное, теперь, когда газы находятся в запрещенных списках, чтобы убедиться, что они методы обнаружения доступны как можно скорее».
Другие исследователи, тем не менее, не уверены, что надежный тест появится быстро.
Они также задаются вопросом, почему ВАДА запретило использование этих газов, но позволяет спортсменам использовать кислородные палатки или гипоксические камеры, которые имитируют эффекты сна на высоте с целью получения такого же эффекта повышения кроветворения, как ксенон.
«Вся их аргументация основана на ложных основаниях», — сказал доктор Бен Кох, бывший спортсмен и эксперт по спортивной медицине.
«То, что происходит среди элитных спортсменов, — это очень искусственный процесс, связанный с гипоксическими камерами перед соревнованиями. Это искусственно, и это ничем не отличается от искусственности ксенона.»
Второстепенные преимущества
Wada сообщает, что использование большого количества ксенона или аргона может представлять опасность для здоровья спортсменов, и это еще одна причина запрета, а также повышение производительности.
Доктор Ко отвергает этот аргумент.
«Я бы сказал, что ксенон на самом деле безопаснее, чем гипоксические палатки, с точки зрения сердечной недостаточности, травм уха и легких, риски очень хорошо задокументированы для гипоксических палаток, с другой стороны, газ ксенон из опубликованных литература кажется совершенно безопасной».
Существует вероятность того, что ВАДА располагает информацией о том, что ксенон может оказывать на спортсменов другие эффекты, улучшающие спортивные результаты, помимо увеличения выносливости.
«Беспокойство заключается в том, что есть какое-то вторичное преимущество, не связанное с HIF1, и это кажется мне вполне возможным», — сказал доктор Крис Купер из Университета Эссекса, который исследовал науку о допинге.
«Я удивлен, если эффект в этих животных моделях связан с повышением гематокрита, здесь происходит что-то еще.»
Вада говорит, что они назвали ксенон и аргон ради юридической ясности.
Я спросил доктора Рабина, что произойдет, если будет показано, что подобные инертные газы, такие как, скажем, криптон, имеют аналогичный эффект.
«Ксенон и аргон — только примеры, это не закрытый список, как у нас есть для наркотиков — завтра любой газ, имеющий активацию HIF1, де-факто запрещен.»
Значит, никаких суперспортсменов на криптоне?
«Абсолютно нет!»
Подписывайтесь на Мэтта в Твиттере @mattmcgrathbbc.
Использование ксенона и аргона запрещено ВАДА, срок запрета на четыре года приближается Агентство WADA заявило, что и это, и использование другого вещества запрещено.
«ВАДА завершило внесение поправок в раздел S2.1 Списка запрещенных веществ и методов 2014 года», — говорится в заявлении агентства. «Активаторы фактора, индуцируемого гипоксией (HIF), ксенон и аргон были добавлены в Запрещенный список 2014 г. после требуемого трехмесячного периода уведомления и сообщения ЮНЕСКО всем государствам-участникам».
Скорректированный раздел Кодекса ВАДА теперь перечисляет следующие запрещенные в соответствии с этим Разделом S2.1:
Агенты, стимулирующие эритропоэз [например, эритропоэтин (ЭПО), дарбэпоэтин (дЭПО), стабилизаторы и активаторы фактора, индуцируемого гипоксией (HIF) (например, ксенон, аргон), метоксиполиэтиленгликоль-эпоэтин бета (CERA), пегинесатид (гематид)].
Ксенон и аргон провоцируют увеличение собственной выработки ЭПО в организме, что со временем приводит к повышению уровня эритроцитов.
В феврале The Economist опубликовал статью, в которой утверждалось, что российские спортсмены использовали ксенон в качестве вещества, повышающего работоспособность, в течение десяти или более лет.
Выяснилось, что 20 марта 2006 г. президент Олимпийского комитета России направил директору ЗАО «Атом-Мед Центр» письмо с благодарностью исследователю и его команде за помощь в «подготовке» сборной России к Олимпиаде. Зимние Олимпийские игры 2006 года в Турине. Из 22 российских спортсменов, завоевавших медали на этих Играх, 15 при подготовке использовали смесь газов на основе ксенона. Это программа подготовки, которая была официально утверждена правительством России.
Кроме того, в препарате, подготовленном четыре года назад тем же ЗАО «Атом-Мед Центр», говорилось, что «методика восстановления на основе ксенона поможет российским спортсменам на Олимпийских играх в Лондоне (2012) и Сочи (2014)».
Действительно ходили слухи, что газ использовали спортсмены страны при подготовке к Зимней Олимпиаде в Сочи.
[Подробный анализ этой темы см. в статье «Газ ксенон как допинг: допинг или просто болтовня?»]
Говоря с CyclingTips в мае, представитель ВАДА сказал, что принимаются меры по борьбе с использованием газа.