Характеристики трансмиссионных масел — Статьи
Характеристики трансмиссионных масел, несмотря на то, что они имеют схожую с моторными классификацию, существенно отличаются. В коробках передач используют специфические трансмиссионные масла, которые специально разрабатывают для применения в этом узле автомобиля. Обо всем этом будет рассказано в этой статье.
Требования, предъявляемые к трансмиссионным маслам
В английском языке этот расходный материал для автомобилей обозначают Gear Oil. Что дословно переводится как «масло для шестеренок, трансмиссии». Чтобы должным образом выполнять свои функции, этот масло должно:
Защищать трущиеся детали от износа посредством образования на их поверхности тонкой, но устойчивой пленки. Обеспечить отвод тепла от деталей. Удалять продукты износа и разрушения из зоны трения. Обеспечивать защиту от коррозии. Снижать вибрацию, шут при работе КПП.
Все эти жесткие требования вызваны тем, что режим работы коробки переключения передач всегда довольно жесткий. Детали устройства работают в условиях высокой скорости, повышенного давления и экстремальной температуры. Потому для трансмиссионных масел характерны определенные свойства — антикоррозионные, противопенные, противозадирные, вязкостные и температурные. Они не должны проявлять химическую агрессивность к металлам, а также резиновым деталям, иметь малую токсичность и термо-окислительную стабильность.
Классификация и маркировка продуктов для АКПП
Автоматическая коробка переключения передач нуждается в особом масле, со своей спецификой. Однако, устоявшейся классификации для таких масел нет. Ведущие мировые производители разработали собственные стандарты и рекомендации для таких масел. Например, Dexron 2, 3 и 4 у Дженерал Моторс, МВ 236.1/236.5. у Даймлер Крайслер, Mercon у ФОРД. Некоторые масла для автоматических передач можно смешивать, некоторые -категорически нельзя.
При покупке масла для АКПП самым разумным решением будет обратиться за советом к профессионалам и специалистам в фирменных СТО и строго следовать рекомендациям производителей, там точно знают какое трансмиссионное масло лучше.Классификация и маркировка продуктов для МКПП
Существует 2 общепринятые классификации масла для механических трансмиссий по SAE и API. В первом случае цифры маркировка продуктов идет от 70 до 250, буквой W (winter – «зима») обозначают зимние масла. Водителям достаточно просто запомнить, чтобы не перепутать — если в маркировке масла есть цифры от 0 до 60, то это моторное масло. Если цифры от 70 и выше — трансмиссионной. Все сезонные комбинированные масла обозначаются двойными цифрами, например, 75w90. По классификации API различают 5 групп масел. Ниже приведено описание самых распространенных классов:
GL-1 — масла, не содержащие противозадирные присадки для трансмиссий, работающих на низких скоростях. GL-4 — масла, содержащие противозадирные присадки, сегодня широко применяются во многих автомобилях с передним приводом и МКПП. GL-5 — специальные масла, используемые в коробках переключения скоростей работающих на высокой скорости.
Характеристики и свойства масел для трансмиссий на примере SAE 80w90
Для более ясного представления о том, что обозначает маркировка, возьмем для примера распространенное масло трансмиссионное 80w90 и рассмотрим его характеристики.
Классификация вязкости масла по стандарту SAE — 80w90. Показатель плотности в нормальной температуре (15°С) — 0,9 кг/м куб. Температура застывания масла в КПП -16 -30°C, в зависимости от производителя. Температура воспламенения + 179 +230°C в зависимости от производителя. Лучшие синтетические и полусинтетические масла, по отзывам потребителей России
Castrol, Mobil, Shell, Liqui Moly — именно эти производители традиционно считаются лучшими брендами масла, которые предпочитают заливать в свои коробки передач владельцы машин в России.
ZIC G-F TOP 75W-90 — качественное синтетическое масло, подходящее для большинства коробок и ведущих мостов. Успешно применяется в синхронизированных трансмиссиях. Идеально подходит для условий холодного климата, имеет эффективные присадки, позволяющие коробке легко выдерживать наиболее экстремальные нагрузки.
Castrol Syntrans TransaxleSAE 75W90 760, отличается хорошим качеством и специальным образом создано для автомобилей, которым заводы рекомендуют трансмиссионные масла, соответствующие классификации API GL-4. Качественное, всесезонное синтетическое масло для трансмиссий с повышенными антизадирными параметрами.
Total TransSYN FE 75 W90 800 — синтетическое масло, которое также соответствует классам API GL 4-5. Отличается удивительной термической стойкостью, очень большим индексом вязкости. Это масло не будет густеть даже при -50 °C на улице и не разжижается в самую сильную жару. Экономичный продукт заливать в коробку придется намного реже, чем масла от других брендов.
LIQUI MOLY HypoidGetriebeoil TDL 75W90 750 — широко используется для механических и синхронизированных КПП, а также различных редукторов. По классу соответствует API GL 4-5, замечательные антифрикционные и антиизносные характеристики. Прекрасно подойдет для коммерческих организаций с собственным парком представительских автомобилей — не придется покупать разные масла.
ELF TRANSELF NFJ 75w80 600 полусинтетическое масло для владельцев машин с механической коробкой, предпочитающих агрессивный и спортивный стиль вождения. Прекрасные технические противозадирные характеристики. Рекомендовано таким ведущим мировым заводом, как RENAULT.
TOTAL 75W80 BV 570 — многими экспертами позиционируется как лучшее полусинтетическое минеральное масло для коробки переключения передач типа «механика» и настоятельно рекомендуется для российских автомобилей последних моделей. Это качественное масло, имеет высокий индекс вязкости, он остается стабильным даже при отрицательной температуре. Жидкость с отличной устойчивостью к окислению, не меняет своих характеристик весь рекомендованный для работы срок службы. Недорогое и качественное масло для трансмиссий.
Вам необходимо поменять масло в КПП, перебрать коробку, произвести диагностику? Как выбрать лучшее трансмиссионное масло, найти самого высококлассного специалиста по трансмиссиям? Сегодня, благодаря интернету, сделать это стало гораздо проще. Можно воспользоваться услугами сервиса Uremont.com специального сайта, который призван помочь автомастерским и клиентам найти друг друга максимально удобно и быстро. Воспользоваться услугами агрегатора станций техобслуживания может каждый, это абсолютно бесплатно!
Как работает Uremont?
01
Создаете заявку
с кратким описанием работ и желаемой датой ремонта. Потратите не более 3 минут
02
Получаете предложения
от специализированных автосервисов в личном кабинете
03
Сравниваете ответы
наиболее подходящие по стоимости, отзывам, местоположению и другим параметрам
04
Подтверждаете запись
а также все условия ремонта и можно смело ехать в автосервис
Создание заявки абсолютно бесплатно и займет у вас не более 5 минут
Создать заявку
Характеристики трансмиссионных масел
Содержание
- Смазывающие свойства трансмиссионного масла
- Вязкость и потери энергии на трение
- Антиокислительные свойства
- Антикоррозионные свойства
- Антипенные свойства
- Совместимость с материалами уплотнений
- Стабильность при длительном хранении
В этой статье мы поговорим о характеристиках трансмиссионных масел, позволяющих им выполнять свои функции. Для начала нужно определиться с этими самыми функциями, наметить «цели и задачи», так сказать. Масло в коробке передач в первую очередь должно хорошо смазывать (как и моторное масло, в общем-то). Банальность, конечно, но это отправная точка в определении основных характеристик трансмиссионки.
Смазывающие свойства – это способность масла принимать на себя и «гасить» за счёт вязкостных свойств усилия, которые в противном случае воздействовали бы на твёрдую поверхность деталей механизмов, разрушая её и вызывая тем самым износ этих деталей.
Исходя из этого определения, в первую очередь трансмиссионные масла должны иметь достаточно хорошие вязкостные свойства, плюс противоизносные и противозадирные присадки.
В отличие от моторных трансмиссионные масла не контактируют с горячими зонами цилиндропоршневой группы и с продуктами сгорания топлива, на борьбу с которыми тратится основной объём антиокислительных и диспергирующих присадок. Соответственно, в трансмиссионке они не нужны, по крайней мере в больших количествах. С другой стороны, температуры в узлах трансмиссии иной раз доходят до 150°C, плюс присутствует вода и кислород из атмосферы, что требует наличия какого-то количества антиокислителей. Ниже перечислим основные характеристики трансмиссионных масел:
- смазывающие свойства
- вязкостные и антифрикционные характеристики
- термоокислительная стабильность
- антикоррозионные свойства
- антипенные свойства
- совместимость с материалом уплотнений
- стабильность при длительном хранении
Теперь подробнее о каждом из них.
Смазывающие свойства трансмиссионного масла
Как я уже писал в начале статьи, главная функция моторного – это снижение износа деталей и предотвращение задира на них. Это и называется смазывающей способностью масла. Из статьи о свойствах моторного масла мы помним, что эта способность напрямую зависит от вязкости.
Чем выше вязкость, тем лучше смазывание. Это справедливо для гидродинамического режима трения, то есть там, где отсутствует непосредственный контакт металлических поверхностей. Однако в трансмиссии гораздо чаще, чем в двигателе, возникают смешанный и граничный режимы трения, при которых металл деталей входит в непосредственный контакт при высокой температуре и большой нагрузке. В этом случае детали предохраняют противоизносные и противозадирные присадки, в качестве которых используются содержащие серу и фосфор соединения.
Вкратце механизм их действия таков: при взаимодействии двух деталей (например, шестерёнок) с высокой нагрузкой в зоне микроконтакта возрастает температура, порой до порога плавления металла. В этот момент вещество присадки вступает в химическую реакцию с металлом поверхности, образуя так называемые модифицированные слои (или «эвтектические смеси») с меньшим напряжением сдвига. Сродни тонкой наледи вместо микролужи на асфальте после заморозков. Такая «наледь» может и сдвинуться вслед за контактирующей поверхностью, которая «проскользит» по ней без вреда для деталей (особенно если учесть, что такие зоны образуются на обеих соприкасающихся деталях). И даже если этот модифицированные слой разрушится, то в момент следующего напряжённого контакта он образуется вновь, и так далее, до полного срабатывания противозадирной присадки.
Таков механизм действия противозадирных и противоизносных присадок в трансмиссионном масле. В этих условиях вязкость не имеет особого значения для достижения защитного эффекта, однако при малой вязкости слой масла может быть слишком тонким, соответственно, в нём будет недостаточно этих присадок. Поэтому в маловязких маслах концентрацию серо-фосфорсодержащих присадок увеличивают примерно в полтора раза.
Вязкость и потери энергии на трение
В отношении вязкостных характеристик трансмиссионных масел предъявляются противоречивые требования. С одной стороны (и мы отметили это выше) при доминировании граничных и смешанных гранично-гидродинамических режимах трения вязкость не имеет принципиального значения для достижения большей сохранности деталей. А потери энергии на трение тем меньше, чем меньше вязкость масла. Надо сказать, что в трансмиссии они довольно высоки, около 50%. То есть, если двигатель выдаёт КПД 25%, то до колёс доходит примерно 12-13%. При использовании маловязких масел и антифрикционных присадок можно достигнуть экономии топлива порядка 2-3%. Немного, но в масштабах автопарка чувствительно. Ещё один плюс от малой вязкости – облегчённый пуск (особенно зимой) и работа трансмиссии в холодном состоянии. В этой связи понятно стремление производителей сделать трансмиссионные масла как можно менее вязкими.
С другой стороны, большая вязкость позволяет маслу лучше удерживаться на смазываемой поверхности, и её уменьшение может привести к увеличению износа, возникновению задиров и питтинга (микровыемки, выкрошенные в металле, снижающие прочность детали в целом). Ведь противоизносные присадки в этом случае не смогут помочь, они просто стекут вместе с маловязким маслом с детали. Помимо этого, слишком низкая вязкость может увеличить утечку масла через уплотнения трансмиссии.
Выход из этой ситуации с противоречивыми требованиями найден благодаря улучшению технологии изготовления агрегатов трансмиссии. Качественные уплотнения, преобладание граничных режимов трения и минимизация свободного пространства позволяют-таки использовать маловязкие масла. (Если вдруг захотелось подробностей по термину вязкости, можно почитать статью о вязкости моторных масел, там всё разложено по полочкам).
Антиокислительные свойства
В процессе работы в агрегате трансмиссионное масло нагревается в следствие трения. Вместе с кислородом воздуха и каталитическим воздействием металлов деталей возникают условия для активного окисления. В этом случае начинают окисляться и выпадать в осадок нерастворимыми соединениями все компоненты масла, включая противозадирные присадки, недостаток которых может вызвать поломку узла трансмиссии. Наибольшее значение для ускорения процесса окисления имеет температура. Надо отметить, что синтетическая основа более термостабильна, нежели минералка (ещё один довод в пользу синтетики в трансмиссии).
В общем, понятно, что окисление – это очень плохо. Для борьбы с ним добавляют антиокислительные присадки. Они реагируют со свободными радикалами и другими химически активными компонентами, превращаясь вместе с ними в растворимые неактивные вещества, то есть попросту в безвредный и бесполезный балласт, либо разлагают эти компоненты на менее активные. Это позволяет снизить степень окисления до приемлемых значений.
Антикоррозионные свойства
В узлах трансмиссии используются детали из цветных металлов, таких как алюминий, медь, свинец, различные сплавы с оловом и другим цветметом. Цветные металлы достаточно легко корродируют, взаимодействуя с продуктами окисления масла. Соответственно, чем быстрее масло окисляется, тем интенсивнее подвергаются коррозии эти детали. Поэтому у антикор-присадок задача нейтрализовать продукты окисления до их реакции с металлами. От антиокислителей они отличаются тем, что одним из механизмов работы антикоров является покрытие поверхности тонкой плёнкой, устойчивой к воздействию кислот и воды (которая тоже добавляет свои пять копеек в дело коррозии металла). Помимо собственно защиты детали эта плёнка «пассивирует» металл, то есть снижает его каталитическую способность в отношении окисления масла. Так что многие антикоррозионные присадки являются дезактиваторами металла, а значит добавляют антиокислительных свойств продукту.
Антипенные свойства
В процессе функционирования трансмиссионные масла активно перемешиваются с воздухом, что приводит к образованию пены. На способность к пенообразованию в значительной мере влияет фракционный состав масла, степень и глубина его очистки, свойства функциональных присадок, давление и температура. У парафиновой составляющей стойкость к вспениванию выше, чем у нафтеновой, поэтому маловязкие масла (в которых количество парафинов сведено к минимуму) лучше пенятся. Загрязняющие примеси, как и некоторые присадки в трансмиссионное масло увеличивают прочность плёнки пузырьков, в результате образуется стойкая пена. Процесс пенообразования проходит активнее с повышением температуры. В случае образования стойкой пены смазывание трансмиссии проходит масловоздушной смесью, в которой недостаточно непосредственно масла, поэтому детали быстро выходят из строя.
Антипенные присадки снижают поверхностное натяжение маленьких пузырьков воздуха, в результате чего они объединяются в более крупные и легко лопаются, не успевая образовать устойчивую пену.
Совместимость с материалами уплотнений
Помимо прочего композиционный состав трансмиссионных масел проверяют на взаимодействие с уплотнениями агрегатов, стараясь снизить его до минимума. Основная цель – не допустить набухания эластомеров, которые изменят при этом свои физические свойства, а значит и способность к герметизации соединения. Современные масла могут даже оказывать положительное воздействие на материал уплотнений, восстанавливая их первоначальную структуру.
Стабильность при длительном хранении
И наконец, полученный состав трансмиссионного масла должен быть стабилен при длительном хранении, поскольку иногда в состоянии покоя происходит выпадение присадок в осадок. В результате масло лишается части своих свойств и не обеспечивает должную защиту узлов и агрегатов трансмиссии.
Кстати, в этой связи встречал я любопытный случай, когда производитель масел заявлял о приемлемости выпадения осадка при длительном хранении и рекомендовали применять такое масло после энергичного взбалтывания до растворения выпавшего осадка. Видимо, какая-то часть присадок может менять своё состояние без потери качества конечного продукта. Но это ни в коем случае не совет применять масла не взирая на наличие осадка, поскольку никто кроме специалистов производителя доподлинно не знает, какие именно присадки входят в то или иное масло и могут ли они безнаказанно выпадать в осадок, затем вновь растворяться в масле. Да и как-то не солидно это, «после сборки доработать напильником», навроде того…
Вот и все основные характеристики трансмиссионных масел, помогающие агрегатам работать безотказно в штатных режимах. Напоследок отмечу, что основную долю всех присадок в трансмиссионных маслах занимают противоизносные/противозадирные присадки, поскольку они в основном и срабатываются в процессе, в отличие, например, от моторных масел, в которых основной объём присадочного пакета, не считая модификаторов вязкости занимают детергенты и дисперсанты (эти непонятные слова можно «опонятить» в статье о составе моторного масла, если кому интересно). В линейках многих маслопроизводителей есть трансмиссионные продукты, имеющие в названии латинские буквы EP, от английских слов Extreme Pressure, то есть экстремальное давление. Пишутся они на маслах категории качества GL-4 по стандарту API (что это такое, прочитать можно в статье о классификации трансмиссионных масел), и говорят как раз о превалирующем наличии противоизносных и противозадирных присадок в продукте. Практические рекомендации по заливке можно посмотреть в статье о том, какое масло лить в МКПП.
Советы по контролю масла в коробке передач
«Каковы основные параметры для контроля смазочного масла редуктора? На нашем заводе установлена очень низкоскоростная коробка передач, и мы хотим контролировать ее состояние для выявления признаков неисправности. Есть ли какая-либо связь между выходом из строя уплотнения и смазочным маслом, например, увеличение кислотного числа масла или продукты износа?»
Как и в случае с другими механическими компонентами, анализ масла может помочь повысить надежность и время безотказной работы зубчатых передач.
Параметры анализа масла коробки передач
Хотя определение того, какие тесты анализа масла необходимо выполнить, может показаться сложным, информацию по этому вопросу часто можно получить, связавшись с вашей лабораторией анализа масла, просмотрев справочные онлайн-источники и приняв участие в обучении по конкретным технологиям.
Для редукторов стандартная таблица испытаний должна включать вязкость, влажность, элементный анализ, количество частиц, плотность железа, окисление и/или кислотное число. Исключительные тесты, которые следует проводить при подозрении на прогрессирование отказа масла или оборудования, включают аналитическую феррографию, испытания при экстремальном давлении и характеристику масла с помощью инфракрасной спектроскопии с преобразованием Фурье (FTIR). Точные тесты могут варьироваться в зависимости от типа зубчатой передачи и метода смазки, но большинство приложений будут тесно связаны между собой.
Проблемы с печатью
Механические уплотнения часто являются неотъемлемой частью компонента или системы. Если их не учитывать при внесении изменений в систему, могут возникнуть утечки, сбои или простои.
Загрязнение как из внешних, так и из внутренних источников является серьезной проблемой для тюленей. Среди параметров, связанных с изменением загрязнения в ваших отчетах по анализу масла, будет количество частиц и код чистоты ISO. Если результаты вашего образца возвращаются с постоянным увеличением количества частиц и низким содержанием железосодержащего материала, это может привести к повреждению уплотнения.
Вязкость является критически важным свойством любого смазочного материала, однако при работе с уплотнениями редуктора им часто пренебрегают. Этот параметр важен, потому что масло должно быть достаточно густым, чтобы поддерживать правильную толщину пленки между двумя поверхностями, но достаточно жидким, чтобы течь между сопрягаемыми поверхностями зубьев шестерни. Если вязкость выходит за пределы указанного диапазона, возможно внутреннее загрязнение из-за износа шестерни. Как отмечалось выше, этот тип загрязнения может привести к ухудшению качества уплотнения.
Имейте в виду, что шероховатость поверхности, геометрия зубчатого колеса и материалы сопрягаемой поверхности также влияют на срок службы уплотнений. Однако этими ограничениями труднее манипулировать, чем поддержанием пределов смазочных материалов.
Хотя совместимость обычно является проблемой только при смене смазочных материалов, это еще одна проблема, связанная со сроком службы уплотнения. Замена базового масла с минерального на синтетическое при одновременном изменении пакетов присадок, входящих в состав смазочного материала, может существенно повлиять на качество уплотнений. При замене смазочных материалов учитывайте не только совместимость двух смазочных материалов, но и то, как новая смазка будет реагировать с материалом уплотнения. Вздутие, эрозия, образование пузырей, деполимеризация и чрезмерный износ — все это возможные механизмы отказа, когда уплотнения и смазочные материалы не работают в связной среде.
Наконец, хотя технически это не параметр анализа масла, температура является еще одним ключевым аспектом, который необходимо учитывать при работе с уплотнениями. Когда температура масла начинает повышаться, это не только резко влияет на срок службы масла, но и влияет на старение уплотнения. Хотя температура влияет почти на все компоненты, она не столь критична для низкоскоростных коробок передач из-за минимального внутреннего трения и взбалтывания.
Спецификация трансмиссионного масла. Вязкость, классы API и OEM-производители
Не каждое трансмиссионное масло имеет одинаковый состав, поскольку у каждой трансмиссии разные требования к смазочному материалу. По этой причине трансмиссионные масла делятся на разные классы или имеют допуски OEM, аналогичные спецификациям для моторных масел. Это позволяет легко определить, какое трансмиссионное масло можно использовать для какого автомобиля. Вы также можете использовать для поиска наш Oilfinder. Типичные классификации трансмиссионных масел основаны на вязкости (классы SAE), спецификации API или одобрении производителя оборудования.
Соответствующая вязкость трансмиссионного масла в значительной степени способствует поддержанию требуемой толщины смазочной пленки между компонентами редуктора. Это упрощенное описание внутреннего сопротивления масла течению. Для трансмиссионных жидкостей во всем мире они классифицируются по классам вязкости в соответствии с американским стандартом SAE J306 (Общество автомобильных инженеров). Существуют классы вязкости от SAE 65 до SAE 250. Классификация основана на кинематической вязкости (измеряется в мм²/с) при 100°C. Чем выше число, тем гуще масло.
Аналогично моторным маслам существуют также классы вязкости для низкотемпературных применений, обозначенные буквой «W» от 70W до 85W (текучесть при температурах до -55°C или -12°C соответственно). Эти «W» или зимние классы классифицируют масла по их текучести при низких температурах. Классификация основана на температуре, при которой динамическая вязкость, измеренная вискозиметром Брукфилда, не превышает 150 000 мПа*с. Следовательно, значение Брукфилда для автомобильного трансмиссионного масла SAE 80W при температуре -26°C не должно превышать 150 000 миллипаскалей в секундах.
Класс SAE | Макс. Вязкость по Брукфилду 150 000 мПа·с при температуре в °C | Мин. кинематическая вязкость при 100°C в мм²/с | Макс. кинематическая вязкость при 100 °C в мм²/с |
---|---|---|---|
70 Вт | -55 | 3,8 | — |
75 Вт | -40 | 3,8 | — |
80 Вт | -26 | 8,5 | — |
85 Вт | -12 | 11,0 | — |
65 | — | 3,8 | |
70 | — | 5,0 | |
75 | — | 6,5 | |
80 | — | 8,5 | |
85 | — | 11,0 | |
90 | — | 13,5 | |
110 | — | 18,5 | |
140 | — | 24,0 | |
190 | — | 32,5 | |
250 | — | 41,0 | — |
Для всесезонных масел, таких как 80W-90, «80W» описывает низкотемпературные свойства, «90» — толщину масла. Должны соблюдаться предельные значения обоих классов. Трансмиссионные масла с SAE 80W-90 и 85W-90, которые до сих пор широко распространены, в основном производятся из минеральных базовых масел. Для более густых масел, таких как 80W-140, требуется дополнительная устойчивая к сдвигу присадка, улучшающая индекс вязкости, чтобы соответствовать требованиям по текучести при низких температурах до -26°C. Для еще более низких температур с 75W или 70W при уровне вязкости SAE 90 или выше, усилия по составлению рецептуры будут быстро увеличиваться. Для этого необходимы синтетические базовые масла по API группы III, IV или V, чтобы гарантировать текучесть автомобильных трансмиссионных масел даже при температурах -55°С и ниже.
Выбор вязкости зависит от требований к оптимальной толщине смазочной пленки для соответствующего применения трансмиссии. Если масло слишком густое, шестерни должны работать против вязкости. Это приводит к более высоким потерям при разбрызгивании, снижающим эффективность, и к более высоким температурам, из-за которых масло стареет быстрее. Однако, если вязкость слишком низкая, толщина смазочной пленки, необходимая для разделения партнеров трения, не может быть достигнута. Результатом является более высокий риск повреждения из-за более быстрого износа в условиях смешанного трения. Какая вязкость лучше всего подходит для вашей трансмиссии, определяется производителем соответствующего автомобиля. Следуйте инструкциям в руководстве по эксплуатации или воспользуйтесь советом наших экспертов по прикладным технологиям.
Классификация трансмиссионных масел по API
Американский институт нефти (API) не только определяет международные спецификации для моторных масел. При классификации автомобильных трансмиссионных масел по шести классам GL (Gear Lubricant) API определил наиболее распространенную систему классификации. Он определяет соответствующие основные требования в зависимости от области применения. В зависимости от преимущественного режима нагрузки в коробке передач потребуется различный состав присадок.
Класс API | Применение | Состав |
GL-1 (неактивный) | Масла для коробок передач с низким контактным давлением и низкими скоростями скольжения | Обычно достаточно масел без присадок, можно использовать антиоксиданты, антикоррозионные присадки, пеногасители или понизители температуры застывания. Модификаторы трения или противозадирные добавки не допускаются. |
GL-2 (неактивный) | Масла в червячных передачах для мостов транспортных средств, на которые не распространяется API GL 1 в отношении нагрузки, температуры и скорости скольжения. | Масла с присадками, снижающими износ, но без требований к противозадирным присадкам |
GL-3 (неактивный) | Масла для механических и конических коробок передач грузовых автомобилей с низкими и средними требованиями к скорости и нагрузке. | Масла с противозадирными присадками для более высокой несущей способности, чем масла API GL-1, но ниже требований API GL-4 |
ГЛ-4 | Масла для конических передач и гипоидных передач в мостах при малых нагрузках и скоростях, а также для отдельных коробок передач и коробок передач | Масла с содержанием противозадирных присадок выше уровня GL-3 и дополнительными требованиями по защите от коррозии |
ГЛ-5 | Масла специально для гипоидных передач (дифференциалов) в главных передачах при высокой скорости и/или низкой скорости и высоком крутящем моменте | Масла с высоким содержанием противозадирных присадок и требованиями по защите от коррозии и стабильности к старению |
GL-6 (неактивный) | Масла для коробок передач с очень большим вылетом шестерни (конструкция не принята — тесты производительности, необходимые для API GL-6, больше не проводятся) | Масла с очень высокими противозадирными присадками за пределами размера API GL-5 |
МТ-1 | Масла для несинхронизированных механических коробок передач автобусов и грузовиков | Масла с высокими требованиями к термической стабильности, совместимости с уплотнениями и более высокой защитой от коррозии и износа, чем масла для API GL-5 |
В 1995 г. классы API GL-1, GL-2, GL-3 и GL-6 были признаны «неактивными». Однако трансмиссионные масла по-прежнему могут продаваться с этими спецификациями.
Важное примечание по смешиванию трансмиссионных масел:
Не рекомендуется смешивать друг с другом трансмиссионные масла разных классов API. Информацию о производителе также нельзя игнорировать. Если вашему автомобилю требуется масло API GL-5, не следует добавлять масло GL-3 или GL-4. Масла GL-3/4 с их присадками не выдерживают высоких нагрузок и не могут предотвратить ускоренный износ. Если вы иначе зальете масло GL-5 в механическую коробку передач, предназначенную для GL-3 или GL-4, обычно более низкое трение приведет к проскальзыванию синхронизатора в коробке передач. В худшем случае вся схема выйдет из строя.
Одобрения OEM для трансмиссионных масел
Классификация по SAE и API является упрощенной. Фактические характеристики трансмиссионных масел определяются соответствием дополнительным спецификациям, непосредственно указанным производителями трансмиссии или транспортных средств (OEM = производители оригинального оборудования). OEM-производители определяют требования к конкретным типам трансмиссии или транспортных средств марки. Поэтому при покупке трансмиссионных масел обращайте внимание на требуемые спецификации или разрешения. Следуйте инструкциям в вашем руководстве по эксплуатации.
Важные классы эффективности трансмиссионных масел OEM:
- Правила эксплуатации Mercedes-Benz
- MAN Стандарт
- Стандарт БМВ
- Стандарты VW
- Скания СТО
- Вольво СТД
Ведущими производителями автомобилей с автоматической коробкой передач являются General Motors и Ford. Их системы, основанные на спецификациях GM DEXRON и FORD MERCON, были предшественниками и до сих пор адаптируются OEM-производителями. Между тем, их часто заменяли индивидуальными спецификациями от OEM-производителей. Индивидуальные классы производительности для ATF также публикуются Mercedes-Benz, VW и многими азиатскими производителями. С другой стороны, классы API не относятся к жидкостям для автоматических трансмиссий.