Регулировка клапанов (зазоров), признаки и симптомы неправильной, порядок работ и прочее
Автор Владислав Кизин На чтение 6 мин. Просмотров 10.3k. Опубликовано
Бесперебойная работа двигателя внутреннего сгорания предполагает периодическое проведение регулировки его клапанов. Они находятся в головке блока цилиндров и относятся к газораспределительному механизму. Мы расскажем, как отрегулировать клапаны самостоятельно.
Подготовка к регулировке клапанов двигателя
Операция по регулировке зазоров клапанов входит в техническое обслуживание вашего авто. На отечественных автомобилях она проводится каждые 15 тыс. км, для иномарок — каждые 30 тыс. или 45 тыс. км. Дело в том, что при изменении просветов сдвигаются фазы газораспределения. Двигатель в этом случае начинает работать с перебоями из-за недостатка или избытка топлива. В наиболее запущенных случаях пропадёт компрессия (мотор просто не заведётся) или клапаны встретятся с поршнями (потребуется капитальный ремонт устройства). Последнее справедливо как для бензиновых, так и для дизельных двигателей.
Как определить, требуется ли регулировка
Профессионалы выделяют следующие симптомы неправильно отрегулированных зазоров:
- Двигатель троит, компрессия в цилиндрах заметно различается или полностью отсутствует. При слишком маленьких просветах клапаны до конца не закрываются, поэтому нарушается герметичность камеры сгорания.
- Наблюдается посторонний стук в верхней части двигателя. Это может быть вызвано как слишком большими (стук толкателей по клапанам), так и слишком маленькими (клапаны упираются в поршни) зазорами.
Если присутствует какой-либо из перечисленных симптомов, необходимо проверить промежутки в клапанном механизме.
Регулировка зазоров всегда проводится на холодном двигателе. При этом головка блока цилиндров с распредвалом установлены и плотно затянуты. Зависимость величины просветов от температуры приведена в таблице.
Таблица: зависимость величины зазоров от температуры
Стандарт 0.![]() |
||
Температура градусы |
мм
|
индикатор |
-10 | 0.128 | 44.1 |
-5 | 0.131 | 45.4 |
0 | 0.135 | 46.8 |
10 | 0.143 | 49.4 |
20 | 0.15 | 52 |
Из таблицы следует, что оптимальная температура для регулировки — 20 градусов.
В обязательном порядке регулировка зазоров требуется:
- после переборки двигателя;
- после снятия и установки головки блока цилиндров.
При замене оборудования на газобаллонное регулировать клапаны необязательно.
Регулировка клапанов на отечественных автомобилях
Наиболее просто регулировка осуществляется на отечественных автомобилях семейства ВАЗ.
Видео: как регулировать зазоры клапанов на ВАЗ 2106
Регулировка просветов производится с помощью плоского щупа. Сначала следует выставить поршень первого цилиндра в верхнюю мёртвую точку (ВМТ). Затем регулируем зазоры согласно таблице.
Таблица: последовательность регулировки зазоров клапанов
Угол поворота коленчатого вала, градусы | Цилиндр, в котором происходит такт сжатия | Номера регулируемых кулачков |
0 | 4 | 6, 8 |
180 | 2 | 4, 7 |
270 | 1 | 1, 3 |
360 | 3 | 2, 5 |
Процесс регулировки различается в зависимости от модели ВАЗ. Так, на ВАЗ 2106 зазоры в клапанном механизме регулируются с помощью винта с контргайкой.
На ВАЗ 2106 зазоры в клапанном механизме регулируются с помощью винта с контргайкойНа ВАЗ 2108–09 для этого используются регулировочные шайбы, а величина просвета определяется с помощью плоских щупов.
На ВАЗ 2108–09 величина зазора определяется с помощью плоских щуповРаньше для контроля зазора клапанов использовалась рейка с индикаторомРаньше, во времена СССР, для точной настойки зазоров клапанов использовалась специальная рейка с индикатором.
![]()
Регулировка зазоров двигателя ВАЗ 2106 выполняется сразу, без промежуточных измерений. На ВАЗ 2108–09 следует использовать набор регулировочных шайб. После измерения просвета старая шайба вытаскивается, а на её место, с учётом проведённых измерений, подбирается новая.
Для замены шайб нужен специальный съёмник.
Для замены регулировочных шайб на ВАЗ 2108–09 требуется специальный съемникПри регулировке зазоров сначала снимается клапанная крышка, а затем устанавливается съёмник.
Замена регулировочных шайб с помощью специального съёмникаПри регулировке зазоров клапанов тип двигателя (бензиновый, дизельный или газовый) абсолютно не важен. Значение имеет лишь конструкция узла «клапан — толкатель — распредвал». Изменяя зазоры, можно на несколько градусов сдвинуть фазы газораспределения (моменты открытия и закрытия, выраженные в градусах поворота коленчатого вала).
В современных двигателях часто используются гидрокомпенсаторы. С их помощью происходит регулировка клапанов под действием пружины и подача масла из системы смазки двигателя. Другими словами, гидрокомпенсаторы автоматически регулируют зазоры на работающем двигателе.
Как отрегулировать клапанные зазоры на иномарках
Прежде всего, с помощью инструкции по ремонту и обслуживанию вашего авто определяем тип двигателя. Дело в том, что на некоторых иномарках может быть до десяти видов моторов на одной модели автомобиля. Там же указан инструмент, необходимый для регулировки и установки меток ГРМ. Однако, в большинстве случаев достаточно набора гаечных ключей и плоских щупов. Рассмотрим особенности регулировки зазоров на Mitsubishu ASX 1.6 с бензиновым и дизельным двигателем.
Бензиновый двигатель
Так выглядит двигатель Mitsubishu ASX 1.6 с бензиновым двигателемДля этого следует выполнить следующие действия:
- Снимаем пластмассовый кожух двигателя (держится на резиновых защёлках).
- Демонтируем катушки зажигания и клапанную крышку.
- Выставляем по меткам оба распредвала (здесь же указаны номинальные зазоры впускных и выпускных клапанов). Выставляем метки распредвала двигателя
- Измеряем с помощью щупов зазоры «Второй и четвёртый цилиндр — впускные клапаны», «Первый и третий цилиндр — выпускные клапаны». Записываем результаты измерения.
- Проворачиваем коленчатый вал на 360 градусов. Затем совмещаем метки на распредвалах и замеряем зазоры других клапанов. Проверяем величину клапанных просветов двигателя
- Снимаем оба распредвала, вытаскиваем регулировочные стаканчики и по приведённой формуле высчитываем размер новых стаканчиков.
Регулируем зазоры клапанов
- Устанавливаем новые стаканчики и устанавливаем распредвалы в головку блока цилиндров.
- В указанные места наносим герметик и закручиваем клапанную крышку. Наносим герметик и закручиваем клапанную крышку двигателя
Дизельный двигатель
Иногда Mitsubishu ASX 1.6 может быть укомплектован дизельным двигателем. В этом случае регулировка клапанов осуществляется с помощью болтов в толкателях.
Так регулируются зазоры клапанов на Mitsubishu ASX 1.6 с дизельным моторомОсновные признаки неправильно проведённых работ
Если зазоры клапанов установлены правильно, двигатель будет работать тихо и ровно. При увеличенных промежутках он будет издавать посторонние стуки и шумы, при уменьшенных — будет работать неравномерно. Дальнейшая эксплуатация такого автомобиля невозможна, необходимо выполнить ремонт самостоятельно или обратиться в сервисный центр. В противном случае вы можете лишиться автомобиля.
Беспроблемная эксплуатация вашего автомобиля во многом определяется регулярными операциями по настройке зазоров клапанного механизма. Периодичность этих операций устанавливается производителем, а технология регулировки довольно проста и не требует специальных знаний и умений. Удачи на дорогах!
- Автор: Владислав Кизин
- Распечатать
Оцените статью:
(5 голосов, среднее: 3.2 из 5)
Поделитесь с друзьями!
Повреждения клапанов и их причины · Technipedia · Motorservice
Установки
Назад к поиску
Информация о диагностике
Неверная регулировка зазоров в клапанах
Причина:
Отрегулированный зазор в клапанном приводе слишком мал, или не соблюдалась периодичность технического обслуживания.
Следствие:
Клапан больше не закрывается надлежащим образом. Отработавшие газы, протекающие мимо седла клапана, нагревают головку клапана. Это вызывает перегрев и прогорание головки клапана в области
Ошибка при монтаже пружины клапана
Причина:
При монтаже пружина была неправильно установлена. Перекос привел к боковому изгибающему моменту (M) на стержне клапана.
Следствие:
Вызванная этим переменная нагрузка при изгибе привела к повреждению направляющей клапана и, в конечном счете, к поломке конца стержня клапана.
Ошибка при монтаже гидротолкателя
Причина:
После установки толкателя не было соблюдено предписанное время ожидания до запуска двигателя (не менее 30 мин.). Из-за этого не хватило времени для удаления избыточного масла из рабочей области толкателя.
Следствие:
При преждевременном запуске двигателя клапаны ударяются о поршни, сгибаются или ломаются.
Ошибка соосности направляющей или кольца седла клапана
Причина:
При доработке седло клапана или его направляющая были неправильно центрированы.
Следствие:
Клапан не закрывается надлежащим образом, перегревается и прогорает в области седла. Из-за односторонней нагрузки на головку клапана возможны также усталостные изломы в области галтеля.
Слишком большой зазор в направляющих клапанов
Причина:
Зазор в направляющих клапанов слишком большой, т. к. они сильно изношены или были слишком широко рассверлены при ремонте.
Следствие:
Вследствие прорыва горячих газов возможно сильное нагарообразование в области стержней и направляющих. Ход клапана становится тяжелым, клапан больше не закрывается, и это приводит к перегреву (прогоранию, плавлению) поверхности седла.
Слишком малый зазор в направляющих клапанов
Причина
:При восстановлении направляющих клапанов диаметр направляющих был неправильно замерен и оказался слишком мал.

Следствие:
Недостаток смазки, тяжелый ход и заедание стержня клапана в направляющей. В результате это может также привести к перегреву в области головки или седла клапана.
Использование изношенных сухарей клапанов
Причина:
При восстановлении клапанов были использованы старые, изношенные сухари клапанов.
Следствие:
При повторном использовании изношенных сухарей возможно ослабление зажимного крепления во время работы. На стержне появляется коррозия от трения, а клапан в этом месте теряет прочность. Из-за этого возможны усталостные изломы от колебаний.
Установка поврежденных коромысел/балансиров
Причина:
Распределение силы от коромысла на поверхность конца стержня клапана осуществляется нецентрично.
Следствие:
Это приводит к одностороннему износу стержня и его конца. Нагрузка на стержень клапана под действием поперечной силы, вызванная нецентричным распределением силы, приводит к усталостным изломам в области зажимного крепления.
Установка согнутых клапанов
Причина:
Изгиб стержня клапана приводит к односторонней нагрузке седла клапана на кольцо седла.
Следствие:
Односторонняя нагрузка вызывает переменную нагрузку при изгибе и усталостные изломы в области галтеля, в месте перехода к стержню.
Перегрузка клапана из-за нарушения процесса сгорания
Причина:
Из-за нарушения процесса сгорания в камере сгорания возникают значительные температурные нагрузки и нагрузки от давления.
Следствие:
Головка клапана не выдерживает сильной термомеханической нагрузки и прогибается внутрь. Она принимает так называемую тюльпанообразную форму и ломается.
Ключевые слова :
клапанГруппы продуктов :
Привод клапановГруппы продуктов на ms-motorservice.

Это вас тоже могло бы заинтересовать
Информация о пользовании
Направляющие клапанов
Практические советы по замене и ремонту
Только для специалистов. Мы сохраняем за собой право на изменения и несоответствие рисунков. Информацию об идентификации и замене см. в соответствующих каталогах или в системах, основанных на TecAlliance.
Использование куки и защита данных
Группа Motorservice использует на Вашем устройстве файлы куки с целью оптимального оформления и постоянного улучшения своих веб-страниц, а также в статистических целях. Здесь Вы найдете дополнительную информацию об использовании куки, наши Выходные данные и Указания по защите персональных данных.
Нажатием кнопки «OK» Вы подтверждаете, что Вы приняли к сведению информацию о файлах куки, заявление о защите данных и выходные данные. Ваши настройки в отношении файлов куки для данного веб-сайта Вы можете изменитьв любое время [ссылка]
Установки приватности
Мы придаем большое значение прозрачности в вопросе защиты персональных данных. На наших страницах Вы получите точную информацию о том, какие настройки Вы можете выбрать и какие функции они выполняют. Выбранную Вами настройку Вы можете изменить в любое время. Независимо от выбранной Вами настройки, мы не будем определять Вашу личность (за исключением тех случаев, когда Вы однозначно ввели свои данные, например, в контактных формах). Информацию об удалении файлов куки Вы найдете в справке Вашего браузера. Дополнительная информация приводится вЗаявлении о защите данных.
Измените свои настройки приватности путем нажатия на соответствующие кнопки
- Необходимость
- Комфорт
- Статистика
Необходимость
Файлы куки, необходимые для работы веб-сайта, обеспечивают его надлежащее функционирование. При отсутствии файлов куки возможно появление ошибок и сообщенийоб ошибках.
Данный веб-сайт будет выполнять следующее:
- сохранять файлы куки, необходимые для работы веб-сайта.
- сохранять настройки, выполненные Вами на данном сайте.
При этой настройке данный веб-сайт ни в коем случае не будет выполнять следующее:
- сохранять Ваши настройки, например, выбор языка или баннер куки, чтобы Вы не выполняли их заново.
- анонимно анализировать посещаемость нашего веб-сайта и использовать эту информацию для его оптимизации.
- определять Вашу личность (за исключением тех случаев, когда Вы однозначно ввели свои данные, например, в контактных формах).
Комфорт
Файлы куки делают посещение Вами веб-сайта более удобным и комфортным, сохраняя, например, определенные настройки, чтобы Вам не приходилось заново выполнятьих каждый раз при посещении сайта.
Данный веб-сайт будет выполнять следующее:
- сохранять файлы куки, необходимые для работы веб-сайта.
- сохранять Ваши настройки, например, выбор языка или баннер куки, чтобы Вы не выполняли их заново.
При этой настройке данный веб-сайт ни в коем случае не будет выполнять следующее:
- анонимно анализировать посещаемость нашего веб-сайта и использовать эту информацию для его оптимизации.
- определять Вашу личность (за исключением тех случаев, когда Вы однозначно ввели свои данные, например, в контактных формах).
Разумеется, что мы всегда согласны с настройкой Do Not Track (DNT) Вашего браузера. В этом случае не устанавливаются отслеживающие файлы куки и не загружаются функции отслеживания.
Плохая регулировка клапанов Симптомы, причины и способы устранения — легковые, грузовые автомобили и транспортные средства Инструкции
Если вы испытываете низкую производительность, шум двигателя или снижение расхода топлива вашего автомобиля, это может быть связано с плохой регулировкой клапана.
Неправильная регулировка клапанов может вызвать различные проблемы с двигателем, в том числе снижение производительности, чрезмерный шум и преждевременный износ компонентов двигателя. Если вы заметили какой-либо из этих симптомов, важно как можно скорее проверить двигатель. Есть несколько вещей, которые вы можете сделать, чтобы исправить плохую регулировку клапанов, включая регулировку клапанов самостоятельно или проверку зазора между толкателем и коромыслом.
В этом сообщении блога мы обсудим симптомы плохой регулировки клапана, причины и способы их устранения. Мы также дадим несколько советов о том, как предотвратить возникновение этой проблемы в будущем.
Что такое клапаны?
Клапаны регулируют поток жидкостей (жидкостей или газов) в различных системах. Автомобильные клапаны находятся в двигателе, трансмиссии и тормозной системе. Каждый тип клапана имеет определенную конструкцию и функцию.
Клапаны двигателя управляют впуском и выпуском воздушно-топливной смеси в цилиндры и из них. Клапаны трансмиссии модулируют поток гидравлической жидкости для включения или выключения передач. Клапаны тормозной системы регулируют давление тормозной жидкости, чтобы колеса не вращались.
Клапаны приводятся в действие различными средствами, включая кулачки, соленоиды, пружины и двигатели. Наиболее распространенным типом является тарельчатый клапан, в котором используется подпружиненный плунжер для открытия и закрытия прохода.
Клапаны с электроприводом открываются и закрываются электрическим или гидравлическим двигателем. Электромагнитные клапаны открываются и закрываются электромагнитной катушкой.
Клапаны изготавливаются из различных материалов, включая латунь, нержавеющую сталь, бронзу, пластик и титан. Материал должен быть совместим с контролируемой жидкостью и выдерживать такие условия эксплуатации, как температура и давление.
Наиболее распространенным типом неисправности клапана является утечка, которая может возникнуть в результате износа, коррозии или повреждения уплотнений. Негерметичные клапаны могут вызвать потерю давления в системе, что может привести к снижению производительности или отказу.
Клапаны при необходимости можно отремонтировать или заменить. При замене клапана важно, чтобы новый клапан соответствовал существующему с точки зрения размера, материала и функции.
Что такое регулировка клапана?
Регулировка клапана — это процесс установки зазора между клапаном и его коромыслом в двигателе внутреннего сгорания.
Целью этой регулировки является обеспечение того, чтобы клапаны открывались и закрывались в нужное время в зависимости от положения поршня в цилиндре. Это помогает оптимизировать работу двигателя и предотвратить преждевременный износ клапанов и других компонентов двигателя.
Клапанный зазор обычно измеряется в тысячных долях дюйма или миллиметрах. Важно использовать щуп при измерении клапанного зазора, чтобы не повредить клапаны.
Клапанный зазор может потребоваться отрегулировать, если двигатель работает на холостом ходу неравномерно, дает пропуски зажигания или потребляет слишком много масла. Если клапан не открывается или не закрывается в нужное время, это может привести к повреждению двигателя.
Регулировка клапана обычно представляет собой простой процесс, который можно выполнить с помощью обычных ручных инструментов. Однако для некоторых двигателей могут потребоваться специальные инструменты или процедуры. Перед выполнением любых работ с двигателем важно ознакомиться с руководством по эксплуатации.
Каковы симптомы плохой регулировки клапана?
Неправильная регулировка клапанов может привести к различным проблемам с двигателем.
Наиболее распространенным признаком плохой регулировки клапанов является плохая работа двигателя. Двигатель может работать неровно, давать пропуски зажигания или не запускаться. Он также может потреблять слишком много масла или производить чрезмерный дым из выхлопных газов.
Другие симптомы включают чрезмерный шум двигателя, затрудненный запуск, остановку двигателя и потерю мощности. Неправильная регулировка клапанов также может привести к преждевременному износу клапанов и других компонентов двигателя.
Если вы заметили какие-либо из этих симптомов, важно как можно скорее проверить двигатель у квалифицированного механика. Игнорирование этих проблем может привести к серьезному повреждению двигателя.
Как исправить неправильную регулировку клапана?
Если у вас плохая регулировка клапана, вы можете исправить это несколькими способами. Во-первых, вам нужно будет снять свечи зажигания и осмотреть их. Если они повреждены, вам нужно будет их заменить.
Далее вам нужно будет проверить зазор между клапанами и коромыслами. Если этот зазор слишком велик, его необходимо отрегулировать.
Наконец, вам нужно будет проверить зазор между толкателем и коромыслом. Если этот зазор слишком мал, его необходимо отрегулировать.
Как отрегулировать клапаны?
Регулировка клапана — относительно простой процесс, который можно выполнить с помощью обычных ручных инструментов. Однако для некоторых двигателей могут потребоваться специальные инструменты или процедуры. Перед выполнением любых работ с двигателем важно ознакомиться с руководством по эксплуатации.
- Для начала снимите клапанную крышку с двигателя. Это даст вам доступ к коромыслам и клапанам.
- Найдите регулировочные винты на коромыслах. Обычно они расположены в верхней части коромысла, рядом со штоком клапана.
- Поместите щуп между регулировочным винтом и наконечником клапана. Щуп должен как раз плотно прилегать между этими двумя поверхностями.
- С помощью отвертки поворачивайте регулировочный винт до тех пор, пока щуп не будет затянут.
- Повторите этот процесс для каждого клапана. Обязательно перепроверьте свою работу, прежде чем снова надевать клапанную крышку.
Важно регулировать клапаны при холодном двигателе, чтобы избежать повреждения клапанов или других компонентов двигателя. Если вы не знаете, как правильно отрегулировать клапаны, лучше всего проконсультироваться с квалифицированным механиком.