ООО «Центр Грузовой Техники»

8(812)244-68-92

Содержание

плюсы и минусы электроавтомобилей в России

В последние годы электромобили получают все более широкое распространение. Совершенствуется их конструкция, расширяется предложение — мировые гранды автомобилестроения всерьез взялись за эту тему и предлагают новые, совершенные модели. Некоторые страны уже объявили сроки полного перехода на электрическую тягу. Но это вовсе не первое пришествие машин с электрическим мотором. На заре автомобилизации электродвигатель успешно конкурировал с ДВС.

История появления электромобилей

Первые электрические транспортные средства появились еще в девятнадцатом веке. Они уверенно конкурировали с несовершенными двигателями внутреннего сгорания и громоздкими паровыми машинами. Скорость в 100 км/ч впервые покорилась именно электромобилю. И только в двадцатые годы прошлого столетия ДВС, который совершенствовался быстрыми темпами, стал основным типом двигателя для автомобилей. Электромобили требовали длительной зарядки и имели ограниченный запас хода.

Очередная волна увлечения электрическими машинами началась в шестидесятые — семидесятые годы. Причина — энергетический кризис и развернувшаяся борьба за сохранение окружающей среды. И снова ДВС победил: стал совершеннее, экономичнее, чище. Электрокарам достались узкие ниши коротких городских перевозок, специального экологически чистого и бесшумного транспорта. Но массовыми они так и не стали. Причина та же — несовершенные аккумуляторы и ограниченный запас хода.
Сейчас мы переживаем третье пришествие электромоторов. И теперь у них есть реальные шансы потеснить ДВС. Ведь принципиально новые аккумуляторные батареи обеспечивают электромобилям солидный запас хода. Неужели главная проблема решена? Давайте разберемся.

Устройство современного электромобиля

Внешне электрический автомобиль мало отличается от собрата с двигателем внутреннего сгорания. Да и конструктивно они схожи: Кузов, подвеска, двигатель, трансмиссия.

Но есть ряд серьезных отличий. Первое — аккумуляторы. Современные батареи относительно компактны, но все же занимают большой объем и имеют значительный вес. Их стараются размещать как можно ниже: в днище электрического авто, на полу багажника. У электрических авто нет коробки передач. Оптимальная характеристика крутящего моментам электромотора позволяет от нее отказаться. Да и полный привод можно реализовать с применением отдельных электромоторов для передней и задней осей, без сложной трансмиссии. На некоторых электромобилях сохранились… радиаторы. Электрический двигатель и батарея при работе сильно нагреваются и требуют эффективного жидкостного охлаждения.

Плюсы электромобилей

Электромобили имеют ряд важных преимуществ перед авто с бензиновыми двигателями. Рассмотрим некоторые из них:

Дешевизна электроэнергии

При сегодняшнем уровне цен стоимость электроэнергии, затраченной на километр пробега, заметно ниже затрат на бензин или дизельное топливо на тот же километр.

Экологичность

В электродвигателе не сгорает углеводородное топливо, а значит нет вредных выбросов. Но как вырабатывалась потребляемая машиной электроэнергия, насколько она «зеленая»? Тепловые, атомные, гидроэлектростанции с природой не очень дружат. Добыча и производство цветных металлов, которые используются в электродвигателе и аккумуляторной батарее, тоже не самый экологически чистый процесс…

Оптимальная характеристика двигателя

Именно она всегда привлекала инженеров. Чем ниже обороты, тем выше крутящий момент. Коробка передач не нужна. Кроме того, современные электромоторы имеют высокий КПД — более 90%. Тепловым машинам такое и не снилось! А система рекуперации при торможении позволяет получить КПД выше 100%.

Другие преимущества электромобилей

Можно отметить и другие плюсы электрокаров. Проще механическая часть, меньше движущихся и трущихся частей, не требуется специальное моторное масло. Их проще (и дешевле!) обслуживать, они не знают проблем зимнего пуска, не теряют мощность в горах. А еще не шумят и не создают вибраций при работе.

Минусы электромобилей

Недостатков у электромобилей, которые сдерживают их широкое распространение пока достаточно. Рассмотрим основные:

Ограниченный пробег

По-прежнему — основная проблема. Современные машины с электромотором проходят на одной зарядке 200…400 километров. Но это в идеальных условиях. В морозы емкость батарей падает, и пробег сокращается. А еще и салон обогревать нужно — на это тоже электроэнергия расходуется.

Долгая зарядка

Заправить машину бензином — дело нескольких минут. Зарядка электрокара займет несколько часов. Существуют системы быстрой зарядки: час — другой и — готово. Но такой процесс не слишком полезен для батареи.

Отсутствие инфраструктуры

Необходима широкая сеть зарядных станций, что для России, с ее пространствами — серьезная проблема, решение которой потребует больших вложений. Без этого электромобили так и останутся экзотикой. Не от квартирной же розетки на десятом этаже заряжать машину?!

Другие недостатки электромобилей

Аккумуляторные батареи имеют свойство деградировать. Со временем их емкость падает, они плохо «держат» заряд. Замена батареи в электромобиле — дорогое удовольствие. Кроме морозов, аккумуляторы не любят и сильной жары — работают нестабильно. Электромобили дороже аналогичных бензиновых или дизельных машин. Их масса выше, за счет тяжелых батарей. Хотя статистика и говорит, что электрокары реже горят, но уж если загорелось… Тушение литиевых аккумуляторов — головная боль пожарных всего мира.

Пути совершенствования электромобилей

Электрическая часть, управляющая электроника, шасси современных электромобилей достаточно совершенны. По ходовым качествам они порой даже превосходят машины с ДВС.
Прежде всего необходимо увеличивать пробег на одной зарядке и уменьшать время зарядки батареи. Нужны компактные и относительно легкие аккумуляторы большой емкости. Батареи будущего должны быстро заряжаться, держать емкость на морозе и не бояться перегрева. Медленная деградация — еще одно важное требование. Именно прорыв на аккумуляторном фронте сможет уравнять возможности электрических авто и традиционных машин.
Сегодня применяются литий — ионные батареи со всеми их преимуществами и недостатками. Эксперименты с альтернативными типами аккумуляторов: литий — серными, алюминий — ионными, металл — воздушными и другими пока не дали нужного результата. Их достоинства полностью нивелируются недостатками. Одни боятся морозов, другие полностью деградируют за полсотни циклов заряд — разряд. Так что ждем прорыва на аккумуляторном фронте!

Перспективы применения в России

Норвежский путь — полный переход на электромобили к 2024 году — не для России. Электромобили у нас продаются давно. Сегодня у официального дилера можно купить электрокар люксовой марки: Порше, BMW, Мерседес, Ягуар. Особняком стоит китайский JAK. Это говорит о том, что электромобиль сегодня — удел состоятельных россиян. Попытка того же Рено продавать машины с электромотором давно и бесславно завершилась. Неофициальные продавцы предложат практически любую модель, как новую, так и подержанную. Новые электромобили дороги и приобретают их в основном люди состоятельные, которые и зарядку себе в частном доме организуют и…на обычный автомобиль пересядут, когда нужно.

Получается — электромобили в России не имеют перспектив? Вовсе нет. Если государство даст преференции потенциальным владельцам: налоговые льготы, субсидии, выгодные кредиты, бесплатные парковки, низкие расценки на электроэнергию, простимулирует создание широкой сети зарядных станций, то в больших городах, особенно южных, электрические авто вполне могут прижиться. Для совершения не очень далеких поездок по городу и окрестностям, без удаления от зарядных станций современный электромобиль вполне подходит.
А вот поездка на машине с электромотором из Москвы в Якутск пока выглядит фантастикой. Слишком страна у нас большая. А местами и очень холодная.

Электромобиль против бензина: что лучше

Большинству граждан России не до забот об экологии — с насущными проблемами бы разобраться. Однако у электромобилей, на которые постепенно пересаживают автовладельцев в развитых странах, есть и другие интересные аспекты. Например, большая долговечность, в отличие от сомнительной экологичности. Подробное исследование Университета Торонто (США) позволило сравнить электрокар и обычный бензиновый кроссовер, и результаты получились любопытные.

Электромобиль и ДВС: вред для здоровья

В рамках исследования сравнивались выбросы парниковых газов двух самых популярных автомобилей в своих классах. А если точнее, то речь о батарейном электрическом седане Tesla Model 3 (Standart Range Plus) и бензиновом кроссовере Toyota RAV4 (двигатель 2,5 литра, передний привод): от производства до эксплуатации.

tesla model 3

Вывод — электромобили действительно безопаснее для экологии. Однако не без оговорок. Чтобы подсчитать влияние каждого автомобиля на окружающую среду, исследователи анализировали данные из открытых источников по выбросам углекислого газа при производстве как самих машин, так и необходимых для их работы расходных материалов (например, моторного масла).

Toyota RAV4

Для RAV4 учитывались выбросы парниковых газов (только CO2):

  • при добыче нефти,
  • при ее переработке в бензин,
  • а также в результате сжигания топлива в двигателе.

Для Model 3 использовались:

  • усредненные данные по выбросам для электростанций по всем Соединенным Штатам — в разных регионах экологичность электричества может сильно отличаться из-за разной доли возобновляемых источников энергии в общей генерации.

Самый неприятный сюрприз для ярых сторонников электромобилей: как установили сотрудники Университета Торонто, при сходе с конвейера у кроссовера Toyota сразу же появляется большая фора. Производство Model 3 приводит к на 65% большим выбросам углекислого газа (12,2 тонны против 7,4 тонн), чем в случае RAV4. Это вызвано наличием огромной аккумуляторной батареи, создание которой оказывает существенный вред окружающей среде.

Но как только машины попадают на дороги, разрыв между ними начинает стремительно уменьшаться. Электромобилю Tesla требуется только зарядка, тогда как бензиновая Toyota регулярно заправляется топливом и ей необходимо менять масло в двигателе. Фактически каждый километр, который проезжает Model 3, обходится окружающей среде втрое «дешевле» — эта машина «выбрасывает» всего 34% от того углекислого газа, что производит RAV4. Причем если кроссовер с ДВС делает это прямо на дороге, то «электричка» — опосредованно, на электростанциях, где всегда можно организовать механизмы улавливания CO2. На отметке 33 152 километра (20 600 миль) углеродный след обоих героев исследования сравнивается, дальше бензиновая машина становится вреднее электрической вне зависимости от пробега.

К тому моменту, как базовая гарантия кроссовера Toyota заканчивается — 36 тысяч миль (чуть менее 58 тысяч километров), — его суммарные выбросы CO2 в окружающую среду превышают 20 тонн. Tesla Model 3, в свою очередь, вредит экологии всего на 16,5 тонны парниковых газов.

Когда наступает психологически важный рубеж в сто тысяч миль (около 161 тысячи километров) и владелец бензиновой машины обычно последний раз задумывается, оставлять ее себе или продать, разница достигает 77%. Не в пользу RAV4, конечно же.

Электромобиль и ДВС: долговечность

Стоит заметить, что здесь начинает играть важную роль еще один аспект электромобилей — их большая потенциальная долговечность. Ресурс моторов Tesla превышает миллион миль, батареи, по разным оценкам, тоже легко способны перешагнуть через эту черту без существенной потери своих характеристик. То есть в тот момент, когда бензиновая машина, скорее всего, потребует капитального ремонта, электромобиль все еще будет полностью исправен, разве что обивка салона да кузовные панели износятся.

Электромобиль и ДВС: стоимость влдения

Что интересно, к ста тысячам миль полная стоимость владения обеих машин, с учетом покупки, заправки или зарядки и техобслуживания, будет примерно одинаковой: $33 500 для RAV4 и $34 800 для Model 3.

Финальной отметкой пробега в исследовании специалистов из Университета Торонто и материала The Wall Street Journal стали 200 000 миль — среднестатистический конец жизни автомобиля в Америке. Пройдя такое расстояние, самый дешевый электромобиль Tesla «подарит» миру 36 тонн углекислого газа. Бензиновый бестселлер Toyota окажется «грязнее» более чем вдвое — 78 тонн. Причем к двумстам тысячам миль и по стоимости владения Model 3 по-прежнему останется примерно равной RAV4: $49 800 и $51 000. Как говорится, вот такие пироги.

Но на этом работа журналистов и исследователей не закончилась. Они подсчитали, получится ли в свете этих данных выполнить цели Парижских соглашений. Согласно этому документу, к 2050 году Соединенные Штаты должны выбросить в окружающую среду не более 39 гигатонн (миллиардов тонн) CO2.

В ходе моделирования разных сценариев получилось, что выполнить эти нормы удастся только в двух случаях.

  • Либо к 2035 году в США полностью запрещают продажу любых машин, кроме электромобилей.
  • Либо применяют смешанную стратегию, включающую популяризацию «электричек», стимулирование производителей к повышению топливной эффективности автомобилей с ДВС, а граждан — к использованию общественного транспорта и покупке более легких экономичных машин.

В первом случае проблемой будет резкий рост потребления электричества, с которым может не справиться энергосеть. А вот второй вариант выглядит самым реалистичным. Надо ли говорить, что сценарии «оставить все как есть» и «плавно переходим на гибриды, а там посмотрим» оказались настоящей катастрофой для экологии?

GEM — электромобили

Непохожий ни на что другое

Узнайте, что отличает GEM

Уникальный вы

Создайте и оцените свой GEM

Посмотрите сами

Найдите местного дилера

Отличается конструкцией

Вот уже почти 25 лет GEM лидируют в области низкоскоростных электромобилей. Безопасные, экологичные, стильные и экономичные устройства GEM созданы для того, чтобы соответствовать вашему стилю жизни и продвигать вашу организацию в будущее. Будь то безопасное и стильное вождение ваших детей в школу, предоставление решения для микротранспорта для городских городов, стремящихся сократить расходы и выбросы, или создание бесшумного автопарка для технического обслуживания, чтобы ваша недвижимость выглядела безупречно, GEM обещает доставить вас туда и предоставить незабываемая поездка по пути.

Наш самый маневренный электромобиль и самая компактная модель.

Места 1-2   | Рекомендуемая производителем розничная цена 13 182 долларов США

Наш самый популярный электромобиль занимает промежуточное положение между тележкой для гольфа и полноразмерным автомобилем.
Места 1-4   | Рекомендуемая производителем розничная цена 15 540 долларов США

Наш идеальный автомобиль для перевозки людей — отличная альтернатива внедорожникам или фургонам.
Места 1-6   | Рекомендуемая производителем розничная цена 19 113 долларов США

Соперничайте с любым грузовиком или грузовым фургоном с полезной нагрузкой до 1400 фунтов, тяговым усилием 1250 фунтов и нулевым уровнем выбросов.
Места 1-2   | Рекомендуемая производителем розничная цена 14 049 долларов США

Что это было?!

Это не гольф-кар. Это не шоссейный транспорт. Это электромобиль (EV), разработанный для местных улиц. В отличие от тележек для гольфа, GEM разрешено движение по большинству дорог со скоростью 35 миль в час (50 км/ч) или меньше, а максимальная скорость составляет 25 миль в час (40 км/ч). Кроме того, GEM спроектирован так, чтобы превосходить федеральные стандарты безопасности низкоскоростных транспортных средств (LSV).