Интересные факты о правостороннем и левостороннем движении
История организации дорожного движения вообще и выбор ведущей полосы в частности — штука весьма интересная. Об исторических предпосылках, а также о том, как целая страна в один день «переехала» на другую сторону дороги и что на данную тему говорит закон, — в материале «Вокруг света».
История вопроса
На самом деле до сих пор нет единого мнения, почему так получилось, что в одних странах ездят по правой стороне дороги, а в других — по левой. Археологи, исследуя всевозможные материалы и свидетельства, смогли доказать, что, например, у древних римлян движение было левосторонним. Так, были найдены остатки старых каменоломен, по дороге от которых левая колея была обычно разбита сильнее, чем правая. На одном из выпусков серебряных монет, датированном 50 годом до нашей эры, изображены два всадника, разъезжающихся по левой стороне дороги. Действительно, это логично при езде верхом: боевая правая рука по отношению к встречному всаднику свободна и в любой момент может быть занесена для удара или защиты.
Позднее, когда «ездить» с оружием стали реже, во многих государствах начало складываться правостороннее движение. Это казалось удобнее с физиологической точки зрения: большинство людей правши. Чтобы разъехаться на узкой дороге, проще направить экипаж на обочину правой, более сильной рукой. Потому-то это и стало сначала традицией, а потом и нормой. В России указ о введении правостороннего движения был издан в 1752 году императрицей Елизаветой.
На Западе было иначе, и в 1756 году был издан английский билль, согласно которому по Лондонскому мосту экипажам следовало ездить по левой стороне. Нарушитель регламента должен был выплатить штраф в виде фунта серебра. Еще через двадцать лет закон закрепил это правило на всех английских дорогах, в том числе на железных, а следом традиция перекочевала и во все британские колонии.
Все дело в конструкции
У самых первых автомобилей руль совсем не был похож на современный. Это было не колесо, а рычаг, напоминавший штурвал корабля и перемещавшийся в горизонтальной плоскости. Так как у большинства водителей правая рука все-таки сильнее и ловчее, они начали садиться слева, чтобы проще было перенести нагрузку на руль. Уже потом, с появлением в конце XIX века круглой баранки, начались споры, к какому борту ее, собственно, смещать. Сначала устанавливали ближе к краю дороги, то есть справа, чтобы проще было выходить из авто. Потом, с возникновением необходимости обгонов, — слева, чтобы лучше видеть встречный поток. А первым серийным автомобилем с левым рулем и современной посадкой водителя стал Ford T 1908 года.
Исключения встречались и встречаются даже там, где движение правостороннее. Например, в Италии долгое время все модели производителя Lancia оснащались правым рулем — специально для езды по горной местности, так как, по замыслу конструкторов, при подъеме водитель должен был сидеть подальше от обрыва. Та же история с некоторыми американскими и канадскими почтовыми автомобилями — руль справа, чтобы почтальону было удобно опустить корреспонденцию в почтовый ящик, не выходя из машины.
Попробуй перестройся!
Сегодня по левой стороне дороги ездят во многих странах — в ЮАР и Великобритании, в Японии, Таиланде и Сингапуре, в Австралии и Индии, на Ямайке и в Восточной Африке… Нередко бывает так, что при пересечении границы приходится переезжать на другую сторону дороги. Например, сообщение между левосторонним Таиландом и правосторонним Лаосом осуществляется при помощи специальных сигнальных огней. Иногда для этой цели сооружают многоуровневые развязки — как, например, между Китаем и анклавом Макао.
В первые дни после введения в Швеции в 1967 году правостороннего движения ситуация на дорогах в Стокгольме выглядела так
Кстати, в Швеции ездили по левой стороне дороги до 1967 года. Потом вопрос о переходе на правостороннее движение вынесли на референдум, и 83% шведов высказались против — всех все устраивало. Спустя несколько лет парламент уже не спрашивал ничьих мнений, а просто вынес постановление. Действо было беспрецедентное — 5 сентября в 4:50 все автомобили остановились и осторожно сместились на правую сторону, а ровно в 5 утра продолжили движение. Водителям, понятное дело, было боязно, поэтому в первый месяц после введения новых правил количество ДТП в Швеции стремилось к нулю. Потом, правда, все вернулось на круги своя.
Были и другие подобные переходы. Например, Корея перешла на правостороннее движение в 1946 году, как только закончилась японская оккупация. А на Самоа получилось еще интереснее: так как местный автопарк по большей части состоял из подержанных «праворуких» авто, правительство в какой-то момент решило, что ездить надо по левой стороне.
А это вообще законно?
Венская конвенция о дорожном движении еще в 1968 году утвердила, что въезд в страну с иным расположением полос в большинстве случаев остается в рамках закона. Впрочем, документ подписан не всеми государствами. Например, в Австралии и Чили автомобили с «неправильным» рулем запрещены и по правилам на въезде обязательно должны быть переоборудованы. Исключение делают разве что для антикварных машин.
В Камбодже «праворукие» транспортные средства в начале двухтысячных были запрещены одномоментно, невзирая на то что составляли подавляющее большинство местного автопарка
В некоторых европейских странах, например в Словакии и Литве, с регистрацией праворульного автомобиля обязательно возникнут сложности. К тому же перестановка руля обойдется недешево: в вышеупомянутой небогатой Камбодже замена вполне может быть сопоставима и со среднегодовым доходом рабочего. Одно радует: ни заводская установка, ни перемещение руля никак не сказываются на расположении педалей. Во всех странах оно закреплено формулой АВС — Accelerator-Brake-Clutch, то есть «газ, тормоз, сцепление» справа налево. Или «газ, тормоз», если речь идет о машине с автоматической коробкой передач.
В России процент авто с правым рулем существенно растет по мере перемещения с запада на восток. Причиной тому близость Японии и огромное количество достойных авто с пробегом, которые ввозятся оттуда по доступной цене. Впрочем, и в Москве, и в Санкт-Петербурге есть автолюбители, которые принципиально предпочитают правый руль, хотя таких меньшинство. Большая же часть автовладельцев считает, что «праворукие» машины — это как-то несолидно, что ли… А вот в Японии автомобиль с левым рулем, напротив, воспринимается как роскошь, экзотика и статусная «игрушка».
Фото: IMAGEBROKER / ALAMY (в анонсе), Denver Post / Contributor / Getty Images, Science & Society Picture Library / Contributor / Getty Images, Keystone-France / Contributor / Getty Images, Gerhard Joren / Contributor / Getty Images
Маша Веселова
Теги
- авто
- факты
Как возникло левостороннее и правостороннее движение.
12.09.2016
Во многих западных странах принято ездить по автодорогам по правой стороне, что соответствует установленным там правилам дорожного движения. Однако в некоторых государствах придерживаются других взглядов. Там практикуется левостороннее движение. В списке «левых» находятся Великобритания, Япония, Австралия и ряд других стран. Объяснить столь непривычный порядок вещей не просто, но бытует мнение, что все началось именно с Англии.
Специалисты полагают, что в далеком Туманном Альбионе не было принято правостороннее движение на дорогах по той причине, что корабли тогда ходили исключительно по левой стороне относительно друг друга. Правда это или очередное заблуждение, однозначно сказать трудно, но факт остается фактом — люди привыкли ездить на автомобилях по правилам как левостороннего, так и правостороннего движения.
Расположение руля в разных странах
В европейских странах, где принято исключительно правостороннее движение, руль транспортного средства изначально располагался с правой стороны. Это отразилось и на компоновке мотора. Карбюратор и магнето устанавливали ближе к правой стороне, что давало возможность уменьшить длину тяговых элементов. Однако с появлением интенсивного движения на дорогах остро возник вопрос безопасного маневра при обгоне.
Чтобы водитель мог контролировать движение встречных машин, удобнее было расположить руль именно с левой стороны. Прийти к такому умозаключению и воплотить идею в жизнь оказалось под силу инженерам компании Ford. Первой машиной с новой конструкцией руля стала знаменитая на весь мир модель «Т», которая была выпущена в производство в 1908 году.
Вслед за сообразительными американцами менять расположение руля стали и европейцы. Однако некоторые производители скоростных автомобилей отказались от нововведений по личным соображениям.
Страны с левосторонним движением
Ситуация с выбором оптимального варианта передвижения в разных странах кардинально отличалась. Мировая статистика показывает, что большинство западноевропейских государств придерживалось правостороннего движения. В Швеции, Англии, а также частично на территории Австрии и Венгрии было введено левостороннее движение. В Италии и вовсе для каждого города действовали свои правила.
Сегодня по левой стороне, помимо Англии, принято ездить в Ирландии, на Кипре и Мальте. Наибольшую популярность левостороннее движение получило именно в азиатских странах: Японии, Малайзии, Индонезии и на Мальдивах. На жарком Африканском континенте также имеются страны с левосторонним движением. К ним можно отнести ЮАР, Кению, Замбию и Зимбабве.
Если провести глобальный анализ ситуации на дорогах, то статистика впечатляет. Несмотря на то, что правостороннее движение считается превалирующим, общее количество сторонников «левых» правил составляет порядка 34 %.
Китайские автомобили: принцип вождения
В зависимости от принятого варианта передвижения конструктивные особенности современных автомобилей могут отличаться. При движении по правой стороне водительское место и рулевое колесо находятся преимущественно слева. Для левостороннего движения картина полностью зеркальная.
В Китае принято правостороннее движение, потому китайские автомобили оборудуются рулем, который располагается слева. На территории всей страны действуют правила дорожного движения по правой стороне с левосторонним обгоном. Однако в отличие от многих европейских стран при выполнении маневра в Китае нужно не только включить световой сигнал поворота, но и оповестить других водителей при помощи звукового сигнала.
В компании «ДОЛАВТО» вы всегда можете приобрести качественные китайские автомобили самых разных моделей по доступной цене. Также мы осуществляем гарантийный ремонт Chery, Geely и других авто китайского производства.
5 фактов о левостороннем и правостороннем вождении
Новейшие функции
Просмотреть другие статьи
Популярные статьи
- Самые дешевые автомобили до 700 000 песо на Филиппинах
20 октября 2022 г.
- Первый автомобиль или следующий автомобиль, Ford EcoSport — это сложный пакет, чтобы превзойти
18 июня 2021 г.
- Контрольный список и руководство по техническому обслуживанию автомобиля — вот все, что вам нужно знать
Эрл Ли · 12 января 2021 г.
- Самые экономичные семейные автомобили на Филиппинах
Брайан Аарон Ривера · 27 ноября 2020 г.
- Geely Okavango 2021 года — все, что вам нужно знать
Джоуи Дерикито · 19 ноября 2020 г.
- Семейные автомобили на Филиппинах с самыми большими багажниками
20 июля 2022 г.
- Личные встречи: Toyota Rush против Suzuki XL7
Джоуи Дерикито · 28 октября 2020 г.
- Почему замена масла важна для вашего автомобиля
Эрл Ли · 10 ноября 2020 г.
- 2021 Kia Stonic — что нужно знать о нем
Джоуи Дерикито · 16 октября 2020 г.
- 7 советов по покупке подержанного автомобиля на Филиппинах
Джоуи Дерикито · 26 ноября 2020 г.
Разница между левосторонним и правосторонним вождением | Советы экспертов по обслуживанию и покупке
Японские подержанные автомобили TOP > БЛОГ > Профессиональное знание автомобилей > Разница между левосторонним и правосторонним вождением
Автор: Carusedjp
Последнее обновление: 26 ноября 2021 г. Автор: Carusedjp необычная еда для разных личностей и интересных мест для посещения. Вас также могут удивить правила вождения, особенно когда вы едете из страны с левосторонним движением и посещаете страну с правосторонним движением, или наоборот.
В то время как большинство стран мира придерживаются правила правостороннего вождения, значительная часть населения ездит по левой стороне. Если вы посетите такие страны, как Англия или Бангладеш, вы обнаружите, что они следуют правилу левостороннего вождения.
Поиск автомобилей с левым рулем на продажу
Объяснение левостороннего и правостороннего вождения
Когда вы едете на подержанном или совершенно новом автомобиле из страны с другим правилом вождения, вы должны понимать, как устроен автомобиль. При правостороннем вождении вы увидите, что руль находится с правой стороны автомобиля. Таким образом, водитель использует левую сторону дороги. Между тем, у леворульных автомобилей руль расположен слева. Это означает, что водитель должен использовать правую сторону дороги.
Левостороннее вождение
Вам придется использовать правую ногу, чтобы нажимать на педали газа и тормоза, в то время как левая нога будет использоваться для сцепления. Вы найдете шестерни справа от вас, и, конечно же, вам придется использовать правую руку, чтобы переключать их. Вы найдете первую шестерню вверху слева, вторую под ней, третью рядом с первой и так далее. Вам нужно будет отодвинуть рычаг, а затем вперед, чтобы включить задний ход. К странам с левосторонним движением относятся Австралия, Гайана, Бутан, Бангладеш, Таиланд и многие другие.
Несколько важных моментов, которые следует помнить при левостороннем движении
- В общем, все транспортные средства должны оставаться левосторонними, если им не нужно обгонять другое транспортное средство.
- Водители увидят встречный транспорт справа. Кроме того, транспорт, поворачивающий направо, должен пересекаться.
- Водители будут видеть дорожные знаки с левой стороны дороги.
- На красный свет после остановки можно повернуть налево.
- При переходе дороги с двусторонним движением пешеход должен в первую очередь обращать внимание на движущийся справа транспорт.
- Обозначенная полоса для поворота налево и нормального движения находится слева.
- Большинство разветвленных съездов с шоссе можно найти слева.
Поиск автомобилей с левым рулем на продажу
Правостороннее вождение
В автомобилях с правосторонним управлением сцепление находится под правой ногой, а педали газа и тормоза — под левой. Вы найдете шестерни с левой стороны, и вам придется использовать левую руку, чтобы переключать передачи. Первая шестерня расположена слева вверху, вторая под ней, третья вверху и справа от первой и так далее. Чтобы включить задний ход, вам придется потянуть рычаг на себя, а затем назад. Некоторые из стран с правилом правостороннего вождения включают Кению, Аргентину, США, Пакистан, Бангладеш, Южную Корею и Китай, среди многих других.
Некоторые важные моменты, которые следует помнить при правостороннем движении
- В целом все участники движения должны оставаться справа, если только им не требуется обгонять другое транспортное средство.
- Вы увидите встречный транспорт слева. Кроме того, движение, поворачивающее налево, должно пересекаться.
- Как водитель, вы увидите дорожные знаки справа.
- На красный свет можно поворачивать после остановки.
- Будучи пешеходом, прежде чем перейти дорогу с двусторонним движением, вы должны следить за движением транспорта слева от вас.