ООО «Центр Грузовой Техники»

8(812)244-68-92

Сборка коробки передач ВАЗ 2108 2109 VAZ (восьмёрка, девятка)

Порядок работ

1. Запрессуйте с помощью соответствующей оправки сальники в картеры сцепления и коробки передач. Cмажьте рабочую кромку сальников смазкой Литол-24.

Внимание

Сальники запрессовывайте рабочей кромкой внутрь коробки (металлической обоймой наружу).

2. Запрессуйте передние подшипники первичного и вторичного валов в картер сцепления и смажьте их трансмиссионным маслом.

При сборке коробки передач смазывайте все детали тем же трансмиссионным маслом, которое потом будете заливать в коробку передач.

3. Запрессуйте наружные кольца подшипников дифференциала в картеры сцепления и коробки передач

Подберите регулировочное кольцо требуемой толщины при замене одной из следующих деталей: картера сцепления или коробки передач, корпуса дифференциала или подшипников дифференциала (смотрите п. 12.9.4.).

4. Вставьте в отверстие картера шток переключения передач. Затем установите на шток рычаг.

5. Нанесите клей ТБ-1234 на резьбу болта (предварительно обезжирив его) и заверните болт крепления рычага моментом 34,0 Н·м (3,4 кгс·м).

 Примечание

Болты крепления рычага и шарнира на штоке имеют разную длину. Болт крепления рычага темного цвета (фосфотирован) имеет длину 19,5 мм, а болт крепления шарнира золотистого цвета (кадмированный) – 24 мм.

6. Установите на шток защитный чехол.

7. Надвиньте кромку защитного чехла по всему периметру на отбортовку.

8. Установите шарнир на шток.

9.

Нанесите клей ТБ-1234 на резьбу болта (предварительно обезжирив его) и заверните болт крепления шарнира моментом 19,0 Н·м (1,9 кгс·м).

10. Надвиньте кромку защитного чехла по всему периметру на фланец шарнира.

11. Установите механизм переключения передач так, чтобы рычаг механизма попал между лапок рычага штока.

12. Заверните три болта крепления механизма переключения передач моментом 5–8,3 Н·м (0,5–0,83 кгс·м).

13. Вставьте вал привода спидометра в корпус. Затем установите уплотнительное кольцо.

14. Вставьте привод спидометра в картер сцепления и закрутите гайку крепления моментом 4,5–7,2 Н·м (0,45–0,72 кгс·м).

15. Установите дифференциал в картер сцепления.

16. Вставьте в полуосевую шестерню дифференциала оправку (можно использовать старый внутренний ШРУС).

Обязательно зафиксируйте полуосевую шестерню со стороны картера сцепления, чтобы шестерни не сместились со своих посадочных мест, иначе при установке валов привода могут возникнуть трудности.

17. Введите шестерни первичного и вторичного валов в зацепление.

18. В таком положении установите валы в картер сцепления.

19. Смажьте втулку промежуточной шестерни заднего хода трансмиссионным маслом.

20. Установите промежуточную шестерню заднего хода в картер сцепления.

21. Вставьте ось промежуточной шестерни заднего хода.

22. Установите рычаг включения заднего хода на ось механизма переключения передач.

 Примечание

Конец рычага включения заднего хода должен располагаться в проточке промежуточной шестерни.

23. Установите стопорное кольцо.

 Примечание

Если стопорное кольцо рычага включения заднего хода имеет люфт, сожмите концы кольца плоскогубцами.

24. Установите шток вилки включения 5-ой передачи. Повернув его вокруг вертикальной оси, введите шток в зацепление с блокировочной скобой.

1 – шток с вилкой включения 5-ой передачи
2 – шток с вилкой включения 3-ей и 4-ой передач
3 – шток с вилкой включения 1-ой и 2-ой передач

25. Установите вилку переключения 3-ей и 4-ой передач на шток и сдвиньте ее головке штока. Вставьте вилку в проточку муфты синхронизатора 3-ей и 4-ой передач.

26. Опустите шток в отверстие картера и поверните его, введя головку штока в зацепление с рычагом переключения передач. Заверните болт крепления вилки на штоке моментом 12,0–18,0 Н·м (1,2–1,8 кгс·м).

27. Установите вилку переключения 1-ой и 2-ой передач на шток и сдвиньте ее головке штока. Вставьте вилку в проточку муфты синхронизатора 1-ой и 2-ой передач.

28. Опустите шток в отверстие картера и поверните его, введя головку вилки в зацепление с блокировочной скобой. Заверните болт крепления вилки на штоке моментом 12,0–18,0 Н·м (1,2–1,8 кгс·м).

29. Очистите магнит от металлических частиц и вставьте его в картер.

30. Установите уплотнительную прокладку.

 Примечание

Порваные и сильно обжатые уплотнительные прокладки замените. Перед установкой рекомендуется смазывать прокладки тонким слоем смазки Литол-24, чтобы они не смещались во время сборки.

 

31. Установите картер коробки передач на картер сцепления.

32. Обильно смажьте трансмиссионным маслом детали коробки передач.

33. Заверните гайки крепления картеров моментом 16,0–26,0 Н·м (1,6–2,6 кгс·м).

34. Установите стопорные кольца на задние подшипники валов.

35. Установите пластину крепления подшипников.

36. Заверните четыре винта крепления пластины. Затем затяните их с помощью ударной отвертки.

37. Вставьте шарик с пружиной фиксатора передачи заднего хода и заверните пробку моментом 29,0–45,0 Н·м (2,9–4,5 кгс·м). Вверните выключатель света заднего хода моментом 29,0–46,0 Н·м (2,9–4,6 кгс·м).

38. Установите шарики с пружинами фиксаторов передач и заверните пробки моментом 29,0–45,0 Н·м (2,9–4,5 кгс·м).

39. Установите заднюю опору силового агрегата.

40. Заверните два болта крепления опоры моментом 62,0–100,0 Н·м (6,2–10,0 кгс·м).

41. Установите упорную шайбу.

42. Установите шестерню 5–ой передачи на первичный вал.

43. Установите на вторичный вал втулку до упора, а затем игольчатый подшипник. Смажьте подшипник трансмиссионным маслом.

44. Установите дистанционное кольцо.

45. Установите на вторичный вал шестерню 5–ой передачи.

46. Вставьте в синхронизатор 5–й передачи упорную пластину со стороны выступов на муфте.

47. С другой стороны синхронизатора вставьте блокирующее кольцо так, чтобы малые выступы кольца были расположен напротив пазов с фиксаторами ступицы синхронизатора.

48. Вставьте вилку включения в проточку муфты синхронизатора.

49. Установите одновременно синхронизатор на вторичный вал и вилку на шток, придерживая снизу блокирующее кольцо. Напрессуйте синхронизатор на вал, прикладывая усилие к ступице.

50. Включите 3–ю или 4–ю передачу.

51. Включите 5–ю передачу, сдвинув муфту синхронизатора вниз.

52. Заверните гайки первичного и вторичного валов моментом 123,0–150,0 Н·м (12,3–15,0 кгс·м).

53. Зафиксируйте гайки на валах, закернив их.

54. Заверните болт крепления вилки на штоке моментом 12,0–18,0 Н·м (1,2–1,8 кгс·м).

55. Установите уплотнительную прокладку.

56. Установите заднюю крышку с кронштейном и закрутите гайки крепления моментом 16,0–26,0 Н·м (1,6–2,6 кгс·м), а также болт крепления кронштейна.

Разборка коробки передач ВАЗ 2108 2109 VAZ (восьмёрка, девятка)

1. Очистите от грязи и вымойте снаружи коробку передач.

2. Установите коробку передач вертикально вверх.

   

3. Отверните шесть гаек крепления задней крышки.

4. Отверните болт крепления и…

5. …снимите кронштейн троса сцепления.

6. Аккуратно сбейте ударами резинового молотка заднюю крышку.

 Примечание

Снимайте уплотнительную прокладку аккуратно, поскольку неповрежденную прокладку при сборке можно установить вновь (к п. 8).

7. Снимите заднюю крышку с картера коробки передач.

8. Снимите уплотнительную прокладку.

9. Включите 3-ю или 4-ю передачу.

10. Отверните болт крепления вилки 5-ой передачи и включите 5-ую передачу.

 Примечание

Чтобы зафиксировать валы от проворачивания, надо одновременно включить 5-ую передачу и 3-ю либо 4-ую передачу. Чтобы включить 5-ую передачу, переместите вниз муфту синхронизатора вместе с вилкой (болт крепления вилки должен быть вывернут) так, чтобы шлицы муфты вошли в зацепление с зубчатым венцом шестерни (к п. 10).

11. Убедитесь, что валы не проворачиваются.

12. Расконтрите гайку на вторичном валу.

13. Отверните гайку на вторичном валу.

 Примечание

Гайки на валах затянуты большим моментом, поэтому нужно приложить большое усилие для отворачивания (к п. 13).

 

14. Расконтрите гайку на первичном валу.

15. Отверните гайку на первичном валу.

Внимание

Снимать синхронизатор надо осторожно. Следите, чтобы муфта синхронизатора не сошла со ступицы: подпружиненные фиксирующие шарики синхронизатора могут рассыпаться (к п. 17).

16. Подцепите отвертками за ступицу синхронизатор 5-ой передачи…

17. …и снимите его вместе с вилкой. Выньте вилку из муфты.

18. Снимите блокирующее кольцо синхронизатора 5-ой передачи.

19. Подцепите отверткой ведомую шестерню 5-ой передачи…

20. …и снимите ее с вторичного вала.

21. Снимите упорное кольцо игольчатого подшипника.

22. Снимите игольчатый подшипник шестерни 5-ой передачи.

23. Подцепите отверткой ведущую шестерню 5-ой передачи…

24. …и снимите ее с первичного вала.

25. С помощью ударной отвертки отверните четыре винта крепления пластины подшипников.

26. Снимите пластину подшипников.

27. Подцепите отвертками и снимите втулку игольчатого подшипника 5-ой передачи со вторичного вала.

28. Снимите упорную шайбу со вторичного вала.

29. Снимите стопорное кольцо подшипника первичного вала. Для этого подожмите одной отверткой стопорное кольцо к кольцу подшипника, а другой отверткой выведите кольцо из канавки.

30. Аналогичным образом снимите стопорное кольцо подшипника вторичного вала.

31. Отверните пробку фиксатора.

32. Осторожно извлеките шарик фиксатора с пружиной. Аналогичным образом извлеките еще два фиксатора.

33. Отверните два болта крепления и…

34. …снимите заднюю опору силового агрегата.

35. Отверните пробку фиксатора заднего хода. Наклоните коробку и извлеките шарик фиксатора с пружиной.

36. Отверните 12 гаек и болт крепления картера коробки передач к картеру сцепления.

37. С помощью большой отвертки аккуратно разъедините картеры сцепления и коробки передач.

 Примечание

Между картерами есть три места, куда можно вставить отвертку, чтобы не повредить уплотнительную прокладку. Поочередно вставляйте в эти пазы отвертку и аккуратно покачивайте до тех пор, пока картеры не разъединятся.

38. Снимите картер коробки передач.

39. Отверните болт крепления вилки переключения 1-ой и 2-ой передач.

40. Приподнимите шток и снимите его вместе с вилкой переключения 1-ой и 2-ой передач.

41. Отверните болт крепления вилки переключения 3-ей и 4-ой передач.

42. Выведите головку штока из зацепления с рычагом…

43. …и снимите его вместе с вилкой.

44. Поверните шток вилки 5-ой передачи, выведя его головку из рычага. Выньте шток.

45. Снимите стопорное кольцо.

46. Снимите вилку включения заднего хода.

47. Снимите шестерню заднего хода с осью.

48. Слегка покачивая, выньте одновременно первичный и вторичный валы.

При снятии обоих валов коробки передач внутренние кольца передних подшипников остаются на валах.

49. Выньте ведомую шестерню главной передачи вместе с дифференциалом.

50. Отверните три болта крепления механизма переключения передач.

51. Снимите механизм переключения передач.

52. Аккуратно снимите уплотнительную прокладку.

 Примечание

Не повредите уплотнительную прокладку при снятии. Неповрежденную прокладку при сборке коробки передач можно использовать вновь (к п. 52).

53. Выпрессуйте передний подшипник вторичного вала из картера сцепления. Для этого можно использовать лапку съемника или аналогичный инструмент.

Выпрессовывайте передние подшипники первичного вала и сальник только при их замене или замене картера сцепления.

54. Чтобы заменить передний подшипник первичного вала, выпрессуйте сальник.

Невозможно выпрессовать сальник первичного вала, не повредив его. Поэтому при замене подшипника первичного вала вам потребуется новый сальник.

55. Выпрессуйте подшипник внутрь картера, прикладывая усилие к наружному кольцу подшипника.

56. Выньте магнит из картера сцепления.

57. Отверните гайку крепления корпуса привода спидометра.

58. Подцепите отверткой корпус…

59. …и снимите корпус с ведомой шестерней привода спидометра.

 Примечание

Если в процессе эксплуатации были замечены следы подтекания масла через отверстие для привода спидометра, замените резиновое уплотнительное кольцо на корпусе привода.

60. Выньте из корпуса ведомую шестерню с валом привода спидометра.

61. Вытолкните уплотнительное кольцо из корпуса привода спидометра.

62. Выверните из картера коробки передач выключатель света заднего хода.

63. Сдвиньте защитный чехол шарнира тяги привода переключения передач с отбортовки на коробке передач.

64. Снимите противоположную кромку защитного чехла с фланца шарнира.

65. Отверните болт крепления шарнира к штоку…

66. …и снимите шарнир со штока.

67. Снимите со штока защитный чехол.

68. Отверните болт крепления рычага к штоку переключения передач внутри картера сцепления.

69. Выньте рычаг и шток из картера сцепления.

70. Если в процессе эксплуатации были замечены следы подтекания масла через отверстие в картере сцепления под шток переключения передач, замените сальник штока.

Какое масло лить в коробку ВАЗ 2109? Делаем правильный выбор

Безусловно, трансмиссия – одна из важнейших частей любого автомобиля. Именно благодаря редуктору коленчатый вал двигателя вращается и усилия передаются на ведущие колеса. Но, как и все остальные узлы, КПП нуждается в постоянном обслуживании. И сегодня мы рассмотрим, какое масло заливать в коробку ВАЗ 2109 и в каких пропорциях.

Особенности коробки передач ВАЗ

С появлением в восьмидесятых годах восьмого и девятого автомобилей многие автовладельцы были озадачены тем, что в трансмиссию этих моделей можно было заливать моторное масло.
Эта оригинальность была вызвана принципиально новой конструкцией коробки передач, которая работала исключительно на специальных жидкостях. Но так как таких масел производилось в СССР совсем немного, то в КПП заливали обычные моторные вещества.

Немного истории

Какие смазочные материалы были популярны в СССР? Самым распространенным в то время трансмиссионным маслом было ТАД-17И. Этот инструмент был создан специально для косоцилиндрических и гипоидных передач. Однако по каким-то причинам ТАД-17И не подходил для использования в современных КПП. Его повышенная вязкость и специальные присадки не способствовали полному образованию пленки на рабочих поверхностях синхронизаторов.

В связи с этим не уравновешивались угловые скорости шестерен и муфты. Поэтому передачи на «девятках» включались с очень большим усилием, к тому же в процессе переключения образовывался характерный звук заклинивших шестерен. Все это не только создавало дискомфорт при езде, но и значительно сокращало срок службы коробки передач, что приводило к ее ускоренной поломке.

По ГОСТу наиболее подходящими маслами для «девятки» были вещества группы ТМ-1 и ТМ-2, что обеспечивало больший ресурс и долговечность деталей КПП. В то же время популярный ТАД-17И соответствовал стандарту ТМ-5, поэтому использовать его на новых трансмиссиях было просто нецелесообразно, так как главная пара у Г8 и Н9имел не гипоидную, а косозубую передачу.

Какое масло лить в коробку ВАЗ 2109? Об особенностях ТМ 5-9П

Так продолжалось до тех пор, пока в начале 90-х годов (через 10 лет серийного производства «Самары») для отечественных трансмиссий не было создано новое вещество ТМ 5-9П. Как показала практика, на переднеприводных автомобилях это масло обеспечивало образование тонкой пленки на зубьях почти на 75 тыс. км пробега. Однако этот ресурс был прочитан после обкатки КПП (до этого периода ТМ 5-9Р менял один раз после 2-3 тысяч км пробега).

Что можно сегодня вписать в «девятку»?

С развитием автомобильного рынка России количество производителей трансмиссионных масел увеличивается с каждым годом. Какое масло теперь можно заливать в коробку «девятки»? Специалисты рекомендуют приобретать материалы для коробки передач ВАЗ 2109, по группе API GL-4. По ГОСТу это могут быть масла ТМ-4 и ТМ 5-9П. По характеристикам вязкости лучше ориентироваться при выборе товара со следующей маркировкой SAE:

  • 75W-90;
  • 80W-90;
  • 80W-85.

Вот какое масло заливать в коробку «девятки» рекомендуют специалисты. Именно эти жидкости больше всего подходят для коробок передач ВАЗ 2109 и ВАЗ 2108. Они имеют очень высокий ресурс и обеспечивают бесперебойную работу деталей трансмиссии на протяжении нескольких десятков тысяч километров.

Как заменить трансмиссионное масло на «девятке»?

Какое масло заливать в коробку ВАЗ 2109 мы уже выяснили, теперь о том, как его правильно заменить. Учтите сразу, что это займет у вас не более 15-20 минут свободного времени, поэтому на СТО ехать просто нет смысла.

Итак, сначала подготовим инструменты. В ходе работы нам понадобятся ключи на 10 и 17 миллиметров, а также емкость для отработанной жидкости. Последний можно сделать из пустой канистры из-под тосола или машинного масла – достаточно просто вырезать ножом одну из его боковых частей.

Приступим к работе. Для начала необходимо открутить элементы крепления защиты ДВС ключом на 10 мм. Они находятся под передним бампером. Далее с помощью отвертки отворачиваем 2 болта защиты, которая находится ближе к салону.

Теперь ставим под машину нашу «модернизированную» канистру в горизонтальном положении и с помощью ключа на 17 мм откручиваем сливную пробку. Учтите, что эта часть находится под давлением и вместе с жидкостью может попасть в канистру.

Дожидаемся, пока вытечет старое трансмиссионное масло, и заворачиваем пробку обратно. Затем ставим на место защиту двигателя и достаем из коробки передач масляный щуп. Последний находится в верхней части КПП. Чтобы узнать уровень масла, необходимо протереть щуп сухой ветошью, установить его на место и через 2-3 секунды снова вытащить. При этом автомобиль не должен находиться под уклоном. В идеале на щупе не должно быть ни капли масла. Если это так, то в КПП можно смело заливать новую жидкость.

Количество масла

Сколько масла в коробке «девятки»? По техническим данным этот показатель составляет 3,0 литра для автомобилей с 4-ступенчатой ​​коробкой передач и 3,3 для автомобилей с 5-ступенчатой ​​коробкой передач.

Залейте масло с небольшим запасом 200-250 миллилитров. При этом уровень жидкости будет на 4-5 миллиметров выше отметки «MAX» на щупе.

Куда заливать масло в коробку? Его следует заливать в ту же горловину, откуда идет зонд. При этом замена масла в ВАЗ 2109коробка завершена. Все, теперь можно снова приступить к эксплуатации автомобиля!

Итак, мы выяснили, какое масло заливать в коробку ВАЗ 2109 и как произвести его замену.

Большой комплект тормозов CEIKA для ВАЗ 2109 Самара (87~04)

Большой комплект тормозов для Toyota Hilux MK8 4X4 (15~19)

Большой комплект тормозов для Toyota Hilux MK8 4X4 (15~19)

1. 520,95 €

BMW 5 серии E60 M5 (03~09) CEIKA 2-компонентный передний диск/ротор 374×36 мм OEM Замена

BMW 5 серии E60 M5 (03 ~ 09) CEIKA 2-компонентный передний диск / ротор 374×36 мм Замена OEM

1.390,95 €

BMW 5 серии E60 M5 (03~09) CEIKA 2-компонентный задний диск/ротор 370×24 мм OEM замена

BMW 5 серии E60 M5 (03~09) CEIKA 2-компонентный задний диск/ротор 370×24 мм OEM замена

1.390,95 €

Большой комплект тормозов для Land Rover Range Rover MK1 (86~94)

Большой комплект тормозов для Land Rover Range Rover MK1 (86~9)4)

1.638,95 €

CEIKA Custom Big Brake Kit для Lexus IS350 F-sport (13~up)

CEIKA Custom Big Brake Kit для Lexus IS350 F-sport (13~up)

1. 402,95 €

CEIKA Custom Big Brake Kit для Suzuki Baleno (17~up)

CEIKA Custom Big Brake Kit для Suzuki Baleno (17~up)

€1.284,95

Audi S6 C7 4G Quattro (12~up) CEIKA 2-компонентный передний диск/ротор 400×38 мм OEM-замена

Audi S6 C7 4G Quattro (12~up) CEIKA 2-компонентный передний диск/ротор 400×38 мм OEM-замена

1.390,95 €

Комплект подвески CEIKA Air Ride для TOYOTA MARK II JZX 110 (00~04)

Комплект подвески CEIKA Air Ride для TOYOTA MARK II JZX 110 (00~04)

2 592,95 €

Койловеры CEIKA Type 1M для BMW 5-й серии E61 4WD/ Touring (03~up)

Койловеры CEIKA Type 1M для BMW 5-series E61 4WD/ Touring (03~up)

€1.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *