ООО «Центр Грузовой Техники»

8(812)244-68-92

Содержание

За что отвечает датчик коленвала?

Огромное количество электроники в автомобиле обеспечивают повышенную комфортность и простоту управления. Большую часть функций исполняют измерительные устройства, одним из которых является датчик положения коленвала.

Датчик положения коленчатого вала (ДПКВ) – входит в общую систему управления бортового компьютера, являясь составной частью обратной связи с ним. Передает данные о текущих характеристиках положения коленчатого вала, применяемые в расчетах по синхронизации момента топливной подачи и воспламенения. Второе название – синхронизирующий датчик. В профессиональной среде автолюбителей прижилось название «датчик фаз».

Он оказывает прямое влияние на функционирование двигателя. Некорректная работа этой детали грозят бесперебойной и стабильной работе ДВС. Каждый его сбой может привести к параличу газораспределительной системы, и в целом двигателя.

Содержание статьи

Какие разновидности датчиков ПКВ используются

Отличаются ДПКВ способом сбора и передачи данных.

  1. Индукционный. Еще его можно назвать магнитный. На коленвале имеется колесо, по всему внешнему диаметру которого расположены зубья. Два зуба специально пропущены. Вращение колеса рядом с датчиком сильно будоражит магнитное поле вокруг него. От этого в катушке образуются импульсы, которые и передаются в контрольный центр. Место двух пропущенных зубьев воспринимается им как нулевое состояние вала. По числу полученных импульсов, компьютер определяет текущее положение вала, что является исходным кодом для пространственного изменения заслонок.
  2. Датчик Холла. В них начинается движение электрического тока, с появлением вокруг него магнитного поля (это и есть эффект Холла). С изменением параметров магнитного поля, изменяются электромагнитные параметры в датчике, в частности его напряжение. Возмущение магнитного поля происходит по вине синхронизирующего диска. На нем вырезаны зубья. Положение двадцатого соответствует уровню первого или четвертого цилиндра двигателя.
    Чувствительный элемент детали представляет собой магнитное сердечко, в коконе из медной проволоки, намотанной на катушку.
  3. Световой или оптико-фотонный. Здесь, также, происходит взаимодействие с пластиной, на которой есть зубья и отверстия. Он проходит перпендикулярно световому потоку от светодиода к фотонному приемнику, который фиксирует прерывания светового луча. Создается импульс напряжения, что, по сути, и является кодом, передаваемым в центр управления.

Местонахождение и особенности функционирования ДПКВ

Устанавливают его на двигателе, рядом с генератором (точнее его шкивом), в отведенный для этого кронштейн. Имеет очень длинный провод, снабженный специальным разъемом, с помощью которого происходит соединение с бортовым компьютером.

Когда надо бывает установить датчик обратно, приходится следить за размером зазора датчика и синхронизирующего диска. Оптимальная величина его лежит в интервале от половины до полутора миллиметров, и изменяется с помощью шайбы, находящейся под углублением для установки. Закручивая/раскручивая ее, уменьшают/увеличивают зазор. От правильной регулировки зависит топливный расход и износ цилиндров.

Важно! Даже новый датчик перестанет функционировать с момента попадания в зазор посторонних предметов или крупных кусочков загрязнений.

В систему ДПКВ включены следующие элементы:

  • Медная проволочная обмотка
  • Каркас
  • Уплотнительная прокладка
  • Крепежный кронштейн
  • Магнит
  • Синхродиск

Принцип, по которому работает ДПКВ, можно сформулировать следующим образом – сбор синхронизированных импульсных величин напряжения, образующихся при возмущении магнитного поля в момент прохождении руля с зубьями возле корпуса прибора. Чем быстрее вращение, тем сильнее напряжение и интенсивность его импульсов, а значит, интенсивность передаваемых данных.

С этих сведений для управляющего центра становится понятным направление вращения вала и его интенсивность. Анализируя совместные данные с разных датчиков, определяются текущие параметры активности двигателя. Это позволяет генерировать данные регулирования параметров дросселя, точки воспламенения (его момент), активацию бензонасоса.

Поломка датчика коленвала. Что происходит с автомобилем?

  1. Самым правдивым фактом поломки данного прибора является отказ двигателя. Он просто не заводится. Происходит это по причине несвоевременной подаче топливной смеси, и неправильный выбор момента его воспламенения.
  2. Детонационные нарушения в двигателе
    , приводящие к скорому износу целого ряда деталей и самого мотора. Особенно проявляется при повышении нагрузки (например, заезд на возвышенность на малых скоростях).
  3. Неустойчивая работа мотора в режиме холостой езды (самопроизвольное падение или увеличение оборотов). Мотор глохнет в момент кратковременных остановок (под светофором), либо на полном ходу.
  4. Скачкообразные произвольно меняющиеся обороты при движении.
  5. Потеря мощности.
  6. Заметно снижаются динамические показатели автомобиля.
  7. Замечается проблема заведения мотора. Он либо глохнет сразу, либо вовсе не заводится. Искра может срабатывать с перебоями, или вообще не сработать.
  8. «CHECK ENGINE» на приборном щитке.

Следует понимать, что поломка ДПКВ приводит к утере ЭБУ способности выставлять корректные характеристики некоторых процессов:

— точно подсчитать объем порции топливной смеси, для впрыска в топливную магистраль двигателя

— определить точный момент воспламенения смеси в камере сгорания

— изменить угол положения распредвала

— выявить сам факт воспламенения

Факторы, провоцирующие поломку ДПКВ

  • Между проволоками витка произошло замыкание. В таком случае прибор надо менять.
  • Поломанные зубья синхродиска.
  • Отход контактов в поводящих проводах. Здесь не требуется замена датчика, достаточно восстановить соединение, предварительно зачистив концы.
  • В ходе ремонтных работ могло произойти механическая поломка. Заменить его новым.
  • В зазор могли попасть инородные предметы. Нужно просто их удалить и почистить.

Однако наблюдаемые симптомы могут быть вызваны неисправностью других деталей, а не ДПКВ. Поэтому до его замены, нужно тщательно проверить.

Как проверить датчик коленчатого вала

Самый надежный, простой (пусть даже затратный) способ – профессиональная диагностика в специализированных автосервисах. Там проведут тестирование автосканером. Он в мельчайших подробностях выдаст все необходимые сведения о состоянии вашего датчика (и всех других деталей).

Проверку нужно начинать с визуального осмотра.

— измерить зазор. Сравнить с нормой. В случае необходимости, привести к норме.

— установить наличие посторонних элементов в зазоре. В случае обнаружения, устранить.

— оценить состояние (износ, поломка, загрязнение) зубьев

Затем, можно прибегнуть к помощи различных измерительных приборов.

Есть три основных метода самостоятельного выявления неисправности синхронизируюего датчика:

  1. Замер сопротивления, с использованием мультиметра. Дотронуться выходами измерительного прибора контактов катушки, для снятия показаний сопротивления. Двигатель включен. Норма лежит в пределах 20 мОм, при подаче генератором напряжения 500В. Отклонения от этих параметров означает неисправность датчика, его надо менять.
  2. Измерение индукции, и ее изменения. В этом случае нужно иметь под рукой: мегаомметр, сетевой трансформатор, вольтметр и измеритель индукции. Измерение индуктивности должны показать 200 – 400 мгн. Сопротивление должно быть в пределах 0,5мОм. Трансформатор нужен для размагничивания. Если, полученные вами данные отличаются от нормы, ДПКВ надо менять.
  3. Снятие осциллограммы. Этот метод позволяет наиболее точно диагностировать состояние датчика. Требуется соединение измерителя с проводом от катушки. Проводя металлическим предметом вблизи датчика, можно оценить его состояние по графику на осциллографе.
    Если на графике отражены изменения (интенсивные неровности линии), значит, датчик исправен. Стоит только отметить, что все действия проводятся при работающем моторе, а график считывается с режима «Inductive_Crankshaft» осциллографа.

Теперь становится понятным, почему ДПКВ считается чуть ли не самым важным элементом системы двигателя. Пожалуй, он один способен полностью остановить мотор. Автовладельцы со стажем советуют всегда иметь в бардачке запасной датчик. Стоит он сущие копейки, зато вклад в поддержании бесперебойного функционирования двигателя – огромен.

ДАТЧИК КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА (датчик коленвала): принцип работы

Датчик коленчатого вала является одним из ключевых поставщиков информации управления двигателем. Он определяет скорость и положение коленчатого вала и передает эту информацию в систему управления двигателем в виде электрического сигнала. На этой странице вы можете узнать, как работают датчики коленчатого вала, и что необходимо учитывать при их проверке во избежание повреждения.

Датчик коленвала

Содержание статьи

ФУНКЦИЯ ДАТЧИКА ПОЛОЖЕНИЯ КОЛЕНВАЛА : ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПРИНЦИП

Функция датчиков коленчатого вала заключается в измерении частоты вращения и положения коленчатого вала. Они чаще всего устанавливаются рядом с зубчатым венцом маховика. Существуют две конструкции: индуктивные датчики и генераторы Холла. Прежде чем проверять датчик коленчатого вала, важно знать, какой тип датчика задействован.

Вращательное движение зубчатого колеса приводит к изменениям магнитного поля. Они генерируют сигналы переменного напряжения в датчике коленчатого вала, которые передаются на блок управления. Блок управления использует сигналы для расчета скорости и положения коленчатого вала, чтобы получить важные базовые данные для впрыска и времени зажигания.

ДЕФЕКТНЫЙ ДАТЧИК КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА : СИМПТОМЫ

Неисправный датчик коленчатого вала может вызвать следующие симптомы:

  • Двигатель глохнет
  • Двигатель остановлен
  • Проблемы с запуском
  • Код ошибки сохраняется

ПРИЧИНЫ ДЕФЕКТИВНЫХ ДАТЧИКОВ КОЛЕНВАЛА : ПРИЧИНА ОТКАЗА

Причины отказа могут быть:

  • Внутренние короткие замыкания
  • Обрывы проводки
  • Короткое замыкание проводки
  • Механическое повреждение колеса энкодера
  • Загрязнение, вызванное истиранием металла

График исправного ДПКВ

ПРОВЕРКА ДАТЧИКА КОЛЕНВАЛА : УСТРАНЕНИЕ НЕИСПРАВНОСТЕЙ

Устранение неисправностей: 
для устранения неисправностей рекомендуется следующая процедура:

  1. Считате память неисправностей сканером
  2. Проверьте электрические соединения проводки датчика, разъема и датчика на правильность подключения, разрывы и коррозию.
  3. Остерегайтесь загрязнения и повреждений

Прямые проверки датчика коленчатого вала могут быть затруднены, если точный тип конструкции датчика не известен. Перед проверкой должно быть ясно, является ли датчик индуктивным датчиком или генератором Холла. Не всегда возможно различить два с точки зрения внешнего вида. Если на разъеме есть три контакта, то нельзя сказать точных утверждений о соответствующем типе. Специфические спецификации производителя и спецификации в каталоге запчастей обеспечивают дополнительную помощь здесь.

Если тип конструкции не был окончательно определен, омметр не должен использоваться для испытаний. Напряжение от измерительного устройства, используемого для проверки сопротивления, может разрушить генератор Холла!

Если датчик имеет 2-контактный разъем, это, скорее всего, индуктивный датчик. В этом случае можно определить внутреннее сопротивление, потенциальное короткое замыкание на раму и сигнал. Для этого отсоедините штекерное соединение и проверьте внутреннее сопротивление датчика.  Если внутреннее значение сопротивления 200 до 1000 Ом (в зависимости от опорного значения), датчик в порядке. Если значение равно 0 Ом, происходит короткое замыкание, а в случае M Ом происходит прерывание. Проверка на короткое замыкание на раму выполняется с помощью омметра от соединительного штыря на массу автомобиля. Значение сопротивления должно стремиться к бесконечности. Испытание с использованием осциллографа должно привести к синусоидальному сигналу достаточной силы. В случае генератора Холла, только напряжение сигнала в форме прямоугольного сигнала и напряжение питания должны быть проверены. Это должно привести к прямоугольному сигналу в зависимости от частоты вращения двигателя.

Я должен еще раз предупредить, что использование омметра может разрушить генератор Холла.

РУКОВОДСТВО ПО СБОРКЕ

Убедитесь, что расстояние до датчика правильное и датчик установлен правильно.

Коленчатый вал — принцип работы, на что влияет датчик положения коленчатого вала?

Датчик положения коленчатого вала – один из центральных элементов системы зажигания и впрыска топлива в двигателе современного автомобиля. Это главный и единственный датчик, без которого мотор работать не будет, машина не поедет.

ДПКВ должен отвечать за синхронизацию электронного управления с механизмом газораспределения мотора. Он создает сигналы для всех типов (тактового, цикличного и углового) управления впрыском топлива (инжектор или дизель) и системы зажигания (бензин).

Раньше в автомобильных двигателях применялся карбюратор – почти полностью механический прибор. После появления инжекторных систем производители стали от них отказываться, только последние модели карбюраторных двигателей использовали электромагнитный клапан. Такие системы были надежны, к поломкам могло привести только сильное загрязнение, неправильная регулировка или повреждения механизма.

Однако принцип работы карбюратора не мог гарантировать необходимую точность дозирования топлива, особенно при смене режимов работы мотора, поэтому расходовалось его слишком много.

На смену карбюраторной пришла инжекторная система, основанная на работе электронного блока управления. Действие новой системы позволило точнее определять количество топлива для более эффективной работы двигателя в конкретный момент. Расход топлива сократился на порядок.

С другой стороны, более точная электронная система потребовала более подробной информации о функционировании систем автомобиля, то есть – значительно большего количества разнообразных датчиков. Как любая электронная система, она менее надежна, чем механическая, но позволяет кроме экономии добиться повышения мощности двигателя.

ВАЖНО! Среди множества устройств, контролирующих двигатель, главным является датчик оборотов коленчатого вала. Коленвал – основная и самая дорогая деталь двигателя, поэтому контроль за его работой – важнейший процесс.

Сейчас автопроизводители применяют микропроцессорные системы, где угол зажигания зависит не только от частоты вращения коленвала, но и от температуры охлаждающей жидкости и всасываемого воздуха, сигналов детонации. Это позволяет максимально эффективно использовать двигатель, сокращая расход топлива.

Содержание:

  • 1 Где расположен датчик
  • 2 Описание 1G FE датчика
  • 3 Схема датчика положения коленчатого вала Ауди А3
  • 4 Принцип работы датчика коленвала
  • 5 Какой датчик надежнее
  • 6 Устройство датчика положения коленвала
    • 6.1 Как проверить датчик положения коленвала
    • 6.2 Признаки неисправности
    • 6.3 Р0336 ошибка датчика и другие частые ошибки ДПКВ
    • 6.4 Самостоятельная замена ДПКВ
    • 6.5 Ошибка датчика синхронизации – как проверить осциллографом

Где расположен датчик

Датчик располагается рядом с коленвалом, способ доступа к нему зависит от конкретного автомобиля. Иногда его расположение таково, что проще добраться не через капот, а подняв автомобиль на стенд. Иногда (например, в случае с «Ленд Ровер Фрилендер») для этого придется снимать колесо и подкрылок.

Описание 1G FE датчика

Особенность расположение датчика в двигателях 1G FE состоит в том, что до 1996 года он располагался внутри трамблера, что осложняет его замену. Для демонтажа и установки такого датчика проще всего будет использовать яму или подъемник. Если попытаться достать его через капот – потребуется демонтировать большое количество деталей двигателя.

Схема датчика положения коленчатого вала Ауди А3

Принцип работы датчика коленвала

Задача ДПКВ заключается в образовании индуктивных сигналов. Это делается тремя методами, их суть одна. Проходящие рядом с датчиком зубья шкива коленвала создают импульсы тока. Ориентируясь на это, прибор фиксирует каждый поворот вала и обеспечивает синхронизацию работы топливных форсунок и зажигания в системе.

Российские автомобили, на которых стоит индуктивный ДПКВ:

  • «Гранта».
  • «Калина».
  • «Шевроле Нива».
  • «Газель Бизнес».
  • «Шевроле Лачетти».
  • «Чери Амулет».
  • «Ленд Ровер Фрилендер.
  • «Дэу Матиз».
  • «Фольксваген Кадди».
  • ВАЗ 2110.
  • ВАЗ 2111.
  • ВАЗ 2112.
  • ВАЗ 2115.
  • ВАЗ 2107.
  • Volvo.
  • Nissan.

ДПКВ управляет и другими системами и механизмами, функционирование которых так или иначе зависит от положения и частоты вращения вала. В том числе от него зависит, как будет работать распредвал или коробка-автомат (АКПП).

Угловые импульсы возникают благодаря синхронной работе датчика и диска синхронизации. Последний устроен таким образом, чтобы передавать данные о скорости вращения и положении коленвала в конкретный момент времени. Как правило, применяются диски 60-2 (58 зубцов, пропуск в 2 зубца). Показатели работы коленвала измеряются благодаря отсутствующим зубцам.

Какой датчик надежнее

Выпуском такого оборудования занимаются многие крупнейшие мировые бренды. Например, концерн «Сименс». Также среди популярных моделей датчики от Perkins, Kazuma и другие.

По степени надежности датчики можно разделить на три группы, основываясь на принципе их работы.  Наиболее популярный – индуктивный. Это простой и надежный вариант, устанавливается в подавляющее большинство автомобилей во всем мире.

Кроме индуктивного (магнитного) типа, применяются еще два вида:

На основе эффекта Холла. Устройство находится в снабженном магнитопроводами корпусе, зубцы диска намагничены. В результате напряжение возникает при прохождении зубца рядом с датчиком. Возникает переменный электрический ток, сигнал поступает на ЭБУ. Такая конструкция применяется реже, чем индуктивная. Он не только сложнее конструктивно, для нее должно стоять отдельное питание. Зато гарантирует повышенную точность замеров работы коленвала. Такие датчики ставятся на автомобили марки «Приора».

Оптический. Его схема строится на измерении работы коленвала с помощью светодиода и фотодиода. Импульс тока возникает, когда между диодами проходит либо зубец, либо «пробел» на месте зубца. Этот тип применяется еще реже, чем основанный на эффекте Холла. Главные его недостатки – уязвимость к условиям эксплуатации и необходимость постоянной профилактики. Пыль, неизбежные загрязнения и т.д. часто заставляют устройство передавать неверный сигнал, что отрицательно сказывается на двигателе.

Устройство датчика положения коленвала

Стандартный (индуктивный) прибор монтируется у шкива привода генератора и конструктивно состоит из трех деталей:

Цилиндрический корпус из пластика или алюминия, снабженного следящим элементом.
Фланцевое основание крепления.
Кабель, включающий датчик в бортовую цепь.

Как проверить датчик положения коленвала

Обычно датчик или функционирует, или нет. Но есть ряд причин, которые оказывают отрицательное влияние на качество и срок его работы:

  • Перегрев (регулярные нагрузки при повышенных температурах).
  • Частые резкие смены температурного режима.
  • Повышенный уровень влажности.
  • Внешние или внутренние повреждения.

ВАЖНО! Самый частый вид неисправности – износ проводки, но причин отказа прибора больше. Поэтому необходимо регулярно проводить осмотр и диагностику ДПКВ.

На станциях технического обслуживания применяется специальный диагностический сканер, входящий в базовый инструментарий на любой городской СТО. Если датчик перестал работать в дороге между крупными населенными пунктами, проще будет поставить новый, а не искать СТО с диагностическим сканером.

Признаки неисправности

В большинстве современных автомобилей на поломку ДПКВ указывает сигнал «check engine» на панели. В этом случае надо проверить проводку, и, скорее всего, сменить устройство. Автомобили, выпущенные в прошлом веке такой функцией часто не оснащены, поэтому можно ориентироваться на следующие моменты:

  • Мотор глохнет, нет холостого хода.
  • На холостом ходу мотор работает нестабильно.
  • Не срабатывает зажигание.
  • Динамические характеристики автомобиля в целом резко упали.
  • Мотор без причины глохнет во время езды.
  • Мощность силового агрегата без причины резко падает.
  • При нагрузке на двигатель возникает ощутимая детонация.

Появление этих проблем – симптом того, что датчик теряется работоспособность. Тем, более, если владелец авто проверяет его на работу не регулярно. Эффективнее всего обратиться в СТО, проверить и заменить прибор.

Если есть желание сэкономить деньги, протестировать и поменять датчик самостоятельно вполне реально. Его установка – простой процесс. При этом стоит помнить, что неисправный датчик – основная и самая вероятная, но не единственная причина проблем. Лучше всего провести диагностику всех элементов двигателя.

Р0336 ошибка датчика и другие частые ошибки ДПКВ

Одно из самых распространенных сообщений, которые выдает система – «ошибка датчика синхронизации». Сигнал говорит о проблемах с датчиком коленвала. Часто это связано не столько с датчиком, сколько с проводом или штекером. Если их замена не помогла, стоит заменить ДПКВ.

Другие частые ошибки могут быть связаны не с самим датчиком, а с проводами. Например, когда панель ВАЗ 2114 выдает Р0335 (Р0336 ошибка датчика) это говорит, скорее всего, об обрыве провода возле разъёма. Если это обнаружено при осмотре, можно заменить разъём, а не датчик. P0341 ошибка говорит он несоответствии датчика распредвала с датчиком коленвала (к датчику коленвала ошибка отношения не имеет).

Самостоятельная замена ДПКВ

Чтобы решить проблему без лишних затрат, надо аккуратно демонтировать датчик и провести его детальный осмотр. Если на корпусе есть трещины или он деформирован – надо заменять. Если с корпусом все нормально – проверяется на сопротивление обмотка. Это делается с помощью мультиметра. Допустимый уровень сопротивления – в пределах 600-900 Ом. Отклонения говорят о нарушениях в работе.

При работе двигателя на холостом ходу амплитуда напряжения должна составлять менее 6 Вт, при вращении двигателя стартером – превышать 5 Вт.

Альтернативный метод тестирования с помощью мультиметра – помахать рядом к датчиком предметом из металла, имитируя работу диска. Если измеритель зафиксирует скачки напряжения – устройство работает корректно.

Частая причина проблем – мусор, попавший между датчиком и диском синхронизации или другие, не связанные с неисправностью непосредственно датчика случаи. Они могут влиять на работу и двигателя.

ВАЖНО! Можно протестировать питание и возникновение искры на форсунках. Но это рискованный способ, подходит только опытным автовладельцам. Для этого со свечи зажигания удаляется высоковольтный провод и подносится к мотору, после чего прокручивается стартер. Если искры нет – ДПКВ не функционирует. Опасность состоит в том, что искра может вызвать слишком мощный разряд, что повредит ЭБУ.

Для определения питания на форсунках можно обойтись без мультиметра, хватит лампочки на 12 Вт. Если датчик работает, при вращении двигателя стартером лампочка загорится. Если этого не произойдет – надо менять прибор.

Заменить датчик без автомастера – простой, но требующий внимательности процесс. Потребуются обычные ключи (в российских автомобилях обычно на 10). Главное – зазор между сердечником датчика и синхронизационным диском. Перед демонтажем устройства желательно сделать метки по отношению болтов крепления к корпусу и положению датчика, провода питания. Установка нового проводится с использованием старых болтов. Особенности крепления датчика у каждого типа двигателя свои.

Ошибка датчика синхронизации – как проверить осциллографом

Электронный осциллограф позволяет проконтролировать не только показатели напряжения, но сам процесс формирования импульсов. Это даст максимально точные данные. Для безопасности датчик лучше снять, но можно провести проверку при работающем двигателе.

Процедура такова:

  • Подсоединить осциллограф к выводам датчика, полярность может быть любой.
  • Сымитировать работу диска, помахав перед датчиком предметом из металла.
  • Если датчик функционирует корректно, будет воспроизведена осциллограмма.

Аналогичная проверка на работающем двигателе даст более точный результат.

Датчик частоты вращения коленчатого вала – самый важный элемент электронной системы автомобиля. Поэтому автовладельцы с богатым опытом решения проблем вместе с запасным колесом возят в багажнике запасной датчик коленвала. Особенно, если ранее был замечен признак его некорректной работы. Оригинальный ДПКВ стоит недорого, а установка – простая процедура. При этом оказаться в дороге с поломанным ДПКВ – серьезная проблема и если не располагать запасным, можно потерять много времени.

где находится, признаки неисправности, замена

Электронный блок управления (ЭБУ) является своеобразным мозговым центром современного автомобиля. Инжекторная система впрыска топливной смеси в цилиндры двигателя внутреннего сгорания требует постоянной корректировки режимов работы его узлов. ЭБУ занимается этим, используя полученную информацию от разных измерительных приборов, среди которых значительную роль играет датчик положения коленвала (ДПКВ). В отечественном автомобилестроении первые ДПКВ стали устанавливать на двигателях ВАЗ и ЗМЗ 406.

ДПКВ:

Для чего нужен

Датчик коленвала имеет второе название — датчик синхронизации. Другими словами, можно определить его как прибор, согласующий количество оборотов коленвала с моментом впрыска и количества топлива, поступающего в камеры сгорания, искрообразованием в них, а также работой остальных систем ДВС. Вот для чего нужен датчик.

Принцип работы

Чтобы узнать, что такое ДПКВ, нужно понять, как работает прибор. Принцип работы датчика базируется на эффекте Холла. Электрическое явление было открыто американским физиком ещё в 1879 году. На основании многочисленных опытов учёный сделал вывод о том, что металлическая пластина под напряжением постоянного тока, оказавшись в магнитном поле получает разность потенциалов на своих краях. Эффект долго не находил своего применения, пока не наступила эра полупроводников. С началом 50 годов прошлого века появилась возможность производства микроконтроллеров на основе редкоземельных элементов, в том числе датчиков положения коленчатого вала.

Работает датчик как бесконтактное устройство. Металлическая пластинка контроллера находится на расстоянии одного миллиметра от зубцов намагниченного диска синхронизации коленвала. В одном месте диска нет двух зубцов. Во время его вращения ДПКВ снимает показания равномерного колебания магнитного потока от зубчатого круга.

Схема работы ДПКВ:

В момент прохождения проёма диска (3) мимо пластинки (2), прибор фиксирует изменение интенсивности магнитного потока и отвечает об этом ЭБУ. Это происходит по причине того, что колебание магнитного поля влияет на протекающий слаботочный сигнал в катушке (1) с сердечником внутри корпуса ДПКВ.

Каждый раз, когда проём в зубчатом диске будет оказываться напротив пластинки прибора, ЭБУ будет воспринимать это как начало отсчёта оборотов коленвала. Микропроцессор, анализируя полученную информацию, управляет работой всех узлов ДВС, а именно это:

  • дозировка топливно-воздушной смеси, поступающей в инжектор;
  • корректировка угла опережения зажигания;
  • регулировка момента впрыска топлива.

На нижнем рисунке представлена схема работы ДПКВ, где А — зазор между металлической пластиной и зубцами диска синхронизации.

Устройство

Чтобы рассмотреть устройство датчика, достаточно вскрыть пластмассовый корпус вышедшего из строя прибора. Можно увидеть индукционную катушку — магнитопровод (стальной сердечник) в обмотке, который оканчивается наружной металлической пластинкой. Как правило, в отливах корпуса прибора есть один или два отверстия с бронзовыми кольцами. Через них продевают крепёжные болты, которыми прибор крепится в проёме кожуха коленвала.

Цилиндрическая часть ДПКВ полностью погружена внутрь проёма, а снаружи остаётся выступ с разъёмом. Распиновка прибора представляет собой три провода, один из них подаёт низковольтное питание на катушку, второй — «0». Третья жила является выходом тока с изменёнными характеристиками в ЭБУ.

Где находится

Водителям, стремящимся овладеть знаниями об устройстве собственного автомобиля, стоит узнать, где расположен датчик коленвала. Автомобильный контроллер должен находиться рядом с вращающимся диском синхронизации коленвала. Круг закреплён соосно с болтом в торце коленчатого вала.

Место, где располагается датчик:

Неисправности

Любая, даже самая незначительная ошибка в работе ДПКВ, является признаком неисправности датчика коленвала. Это сразу почувствует водитель автомобиля. Важно правильно диагностировать поломку. Неисправность бесконтактного датчика положения коленвала сопровождается проявлением следующих симптомов:

  • мотор в режиме холостого хода работает крайне неустойчиво, порой даже глохнет;
  • сразу завести автомобиль не удаётся;
  • на ходу двигатель начинает захлёбываться и может заглохнуть;
  • при резком нажатии на педаль акселератора двигатель захлёбывается и слышен перезвон клапанов;
  • при диагностике сканером на СТО неисправности датчика положения коленвала отразятся на дисплее ошибками РО338 и РО342.
  • на панели приборов загорится надпись «Check engine».

Замена

Если в результате диагностики выяснится, что неисправен датчик, то его нужно поменять на новый прибор. На любом СТО эта операция займёт совсем немного времени. Единственный недостаток в том, что порой мастера могут очень дорого оценить свою работу. Самостоятельная замена датчика сэкономит деньги и не вызовет особых затруднений. Об этом может рассказать любой водитель, кто хоть раз менял его своими руками. Место расположения датчика доступно даже начинающему автолюбителю. Специалисты советуют следовать пунктам нижеследующей инструкции.

Снятие старого ДПКВ:

Пошаговая инструкция по замене ДПКВ:

  1. Автомобиль выставляют на ровном месте, выключают зажигание и ставят на ручной тормоз.
  2. Поднимают капот. Минусовую клемму снимают с аккумулятора.
  3. Отвинчивают крепежные болты и отводят в сторону защитный фартук.
  4. Отключают фишку кабеля от контактного разъёма датчика.
  5. Головкой или рожковым ключом отвинчивают крепёж, и вынимают датчик из посадочного места.
  6. При установке нового прибора все вышеперечисленные действия повторяют в обратном порядке.

Проверка

Перед тем, как заменить ДПКВ, нужно убедиться в том, что датчик действительно вышел из строя. Чтобы проверить его работоспособность, надо прибор снять и вооружиться мультиметром. Проверку осуществляют следующим образом: измеритель устанавливают в режим омметра. Щупы мультиметра подсоединяют к контактам ДПКВ. Нормальное сопротивление будет в пределах 550–750 Ом. Измеритель переводят в режим вольтметра. К наконечнику датчика подносят металлический предмет — мультиметр должен фиксировать скачки напряжения.

Если диагностика поломку не находит, то нужно проверить целостность разъёмов, кабеля и устранить причину нарушений. В противном случае ДПКВ подлежит замене.

Мультиметр:

В случае возникновения неисправности ДПКВ в дороге, его можно легко отсоединить от кабеля, снять крепёж и заменить новым прибором, не обращаясь ни к кому за помощью.

Видео по теме

8 клапанов, устройство, признаки неисправности

Датчик положения коленвала Лада Гранта (ДПКВ) — это информативный прибор, который сигнализирует электронному блоку управления (ЭБУ) об изменении скорости вращения коленвала. Величина угла его поворота на определенный момент времени влияет на корректировку ЭБУ. Такой прибор установлен на инжекторном 8 клапанном двигателе внутреннего сгорания (ДВС) Лада Гранта.

Устройство и конструкция

Специалисты называют ДПКВ датчиком синхронизации потому что прибор подаёт сигнал в ЭБУ, который синхронизирует скорость вращения коленчатого вала с режимом работы всех частей механизма газораспределения. По сути ДПКВ это магнитопровод в обмотке, заключённый в полимерном кожухе, что можно назвать индукционной катушкой. На отливе корпуса имеется отверстие с бронзовым кольцом. Через него продевается крепёжный болт. Цилиндрическая часть прибора с металлическим контактом на торце помещается в специальный проём в защитном кожухе коленвала. Внешняя часть датчика представляет собой разъём, в который вставлен трёхжильный кабель ЭБУ.

ДПКВ Лада Гранта:

Распиновка прибора представляет собой три провода, один из которых подаёт низковольтное питание, второй — ноль, а третья жила доносит обратно в блок ток с изменённой характеристикой.

Принцип действия

Датчик коленвала Лада Гранта работает как бесконтактное устройство. В основу функционирования прибора положен эффект Холла. Он заключается в том, что металлический сердечник под воздействием переменного встречного магнитного потока, меняет напряжение тока в катушке. Металлическая планка сердечника находится в непосредственной близости от зубцов диска синхронизации коленчатого вала. В одном месте намагниченного диска отсутствует несколько зубьев. При вращении зубчатого круга зубцы вызывают равномерное колебание магнитного потока, а проём делает акцент всплеска интенсивности магнитного поля, что датчик воспринимает как начало отсчёта оборотов коленвала.

Зазор на диске синхронизации (поз. 3):

В катушке слабый ток реагирует на это явление изменениями своих характеристик и передаёт сигналы в электронный блок управления двигателем. Микропроцессор анализирует полученную информацию, и корректирует работу ДВС, а именно:

  • дозирует воздушно-топливный состав смеси, поступающей в инжектор;
  • устанавливает угол опережения зажигания;
  • регулирует момент впрыска топлива.

Признаки неисправности

Даже незначительное нарушение работы ДПКВ сразу отражается на работе ДВС. Сбой в показаниях прибора, и его поломка, может привести к полной остановке автомобиля. Когда неисправен датчик положения коленвала, это проявляется рядом симптомов:

  • двигатель на холостом ходу работает крайне неустойчиво, порой даже глохнет;
  • завести автомобиль с первого раза не удаётся;
  • при движении мотор начинает работать с перебоями и глохнуть;
  • во время форсирования педали газа двигатель захлёбывается в сопровождении звуков детонации.

Во время проявления признаков неисправности ДПКВ на панели приборов автомобиля Лада Гранта часто загорается надпись «Check engine».

Где находится ДПКВ

Увидеть датчик положения коленчатого вала сразу не удастся. ДПКВ скрыт кожухом в нижней части двигателя, обращённой к радиатору. Если снять защитный фартук, то датчик можно обнаружить с правой стороны зубчатого диска синхронизации. Диск закреплён болтом на оси коленвала. Датчик крепится болтом через отверстие в отливе своего корпуса к картеру ДВС.

Место крепления датчика:

Замена датчика

Практически на любом СТО есть оборудование, с помощью которого быстро определят поломку ДПКВ и заменят его. Но эта вроде бы простая операция может обойтись довольно дорого. При наличии минимальных навыков обращения с инструментами, снять датчик хозяину машины не составит особого труда. Для этого нужно вооружиться гаечным ключом на 10 и отвёрткой.

Датчик положения коленвала Лада Гранта с кабелем и контактным разъёмом ЭБУ:

Пошаговая инструкция по замене ДПКВ:

  1. Автомобиль выставляют на ровное место, выключают зажигание и ставят на ручной тормоз.
  2. Поднимают капот. Минусовую клемму снимают с аккумулятора.
  3. Отвинчивают крепежные винты, отводят в сторону защитный фартук.
  4. Нажав на пластиковую клипсу, снимают фишку кабеля с контактного разъёма датчика.
  5. Головкой или рожковым ключом отвинчивают болт, и вынимают датчик из посадочного места.
  6. При установке нового прибора все вышеперечисленные действия повторяют в обратном порядке.

Диагностика

Перед тем, как предпринимать действия по демонтажу и диагностике ДПКВ, надо убедиться в надёжности крепления прибора и очистить от грязи место его крепления и контактный разъём. После этого ещё раз проверяют работоспособность ДВС. В случае сохранения симптомов поломки датчика, его демонтируют.

Снятие датчика:

Сняв датчик, нужно понять, является ли он причиной неисправности двигателя. Перед тем, как диагностировать ДПКВ, проверяют целостность разъёмов и кабеля. Работоспособность прибора проверяют с помощью мультиметра:

  1. Измеритель устанавливают в режим омметра.
  2. Щупы мультиметра подсоединяют к контактам ДПКВ — нормальное сопротивление будет в пределах 550–750 Ом.
  3. Измеритель переводят в режим вольтметра, к наконечнику датчика подносят металлический предмет. Мультиметр должен фиксировать скачки напряжения.

Если такие результаты измерений не наблюдаются, то ДПКВ подлежит замене.

Покупая новый датчик положения коленвала Лада Гранта, в первую очередь нужно обращать внимание на брендовые изделия. Такой ДПКВ будет стоить намного дороже своих аналогов неизвестных производителей, но зато не принесёт неожиданных неприятностей в дороге.

Видео по теме

ДПКВ (Датчик положения коленчатого вала): что это такое

Автомобильным датчиком, без которого работа двигателя невозможна, является ДПКВ, или датчик положения коленчатого вала. Что такое ДПКВ, в чем его важность, какими бывают подобные датчики и как они работают, вы узнаете из данной публикации.

Зачем нужен ДПКВ

Датчик положения коленвала помогает автомобильной электронике синхронизировать работу форсунок, а по сути запускать мотор и поддерживать его работоспособность.  При непосредственном участии этого датчика осуществляется тактовое, угловое и цикличное управление впрыском топливной смеси, а так же системой зажигания. Сразу же отметим, что если датчик коленчатого вала  вышел из строя, двигатель вы попросту не запустите.

Принцип работы датчика коленвала

Как выглядит датчик положения коленчатого вала

Здесь следует отметить, что принцип работы датчика положения коленвала зависит от его типа. А в современных автомобилях встречается три типа таких датчиков:

  • магнитные датчики;
  • датчики Холла;
  • оптические датчики;

Магнитный датчик представляет собой маленький генератор переменного тока. Только в роторе этого генератора, расположены магниты, причем, они располагаются так, чтобы их полюса чередовались. Вот собственно и весь секрет. Такой датчик не требует дополнительного электропитания, а потому может работать даже при разряженном аккумуляторе.

Датчик Холла использует одноименный эффект, когда при изменении магнитного поля изменяется и электрический потенциал  на элементе датчика. В таких системах используется синхронизационный диск. По одну сторону такого диска расположен магнит, а с другой стороны катушка с подмагниченным сердечником. Зубья синхронизационного диска, проходя между магнитом и катушкой, изменяют поле магнита, действующее на катушку. В результате возникает определенный электрический ток, который и регистрируется электронным блоком управления двигателя. На текущий момент, такие датчики наиболее распространены в  современных авто.

Оптический датчик положения коленвала наиболее прост. Здесь по обе стороны синхронизационного диска располагаются фотоэлемент и светодиод. Прохождение зубьев диска через световой поток диода, прерывает его, что сразу же регистрируется фотоэлементом.

Синхронизационный диск имеет строго расположенные зубья и просвет между ними. Причем не важно, какой тип датчика используется в данном случае. Такой просвет для электроники автомобиля является своеобразным маркером положения диска, а значит и коленчатого вала. Так же важным элементом здесь является расстояние между зубьями диска и элементами ДПКВ. Если это расстояние слишком большое или слишком маленькое,  показания датчика будут не точными, либо же, он вообще не будет работать.

Видео о ДПКВ

Читайте также: Что такое ДПДЗ и какие функции он выполняет.

Признаки неисправности ДПКВ

Помимо невозможности запустить двигатель, которая может быть вызвана и массой иных причин, проблемы с датчиком коленвала проявляются следующим образом:

  • двигатель глохнет на холостом ходу;
  • нестабильная работа на холостом ходу;
  • частые падения мощности мотора;
  • двигатель глохнет при переключении передач;
  • детонация при нагрузке на двигатель;
  • двигатель не запускается без видимых причин;

Признаки указанные выше, хотя и являются более чем красноречивыми, тем не менее, могут свидетельствовать не только о проблемах с датчиком положения коленчатого вала. А потому, заниматься самостоятельным ремонтом без определенных знаний и навыков, а так же специального, в первую очередь, диагностического оборудования, категорически не рекомендуется.

Собственно поломки в датчике коленвала могут быть разными и будут зависеть от типа этого датчика. В оптических устройствах, может отказать светодиод. В холловских датчиках, по какой-либо причине, может измениться расстояние между элементами, и так далее. В любом случае, диагностика и ремонт ДПКВ, это работа для профессионалов.

В принципе, современные датчики положения коленчатого вала, устройства достаточно надежные, а потому, даже при возникновении признаков поломки таких датчиков, следует сначала исключить все остальные причины появления  этих симптомов и лишь после этого переходить к проверке ДПКВ.

Похожие публикации

Как работают датчики коленчатого вала в автомобильных двигателях

Датчик коленчатого вала отвечает за подсчет коленчатого вала двигателя оборотов

Датчик положения коленчатого вала (CKS) используется для определения скорости вращения коленчатого вала при работе двигателя при предоставление данных обратной связи главный компьютер. Этот датчик установлен возле коленчатого вала, маховик или в блок двигателя в зависимости от дизайн производителей. Как крутится коленчатый вал он создает схему электрических импульсов, которая изменяется с частотой вращения двигателя.Эта длина волны управляет выходными цепями компьютера, такими как длительность импульса топливной форсунки, распределительный вал и регулировка угла опережения зажигания. Реактор или колесо статора крепится к коленчатому валу, который используется датчиком.

Этот датчик имеет разные названия в зависимости от производителя, коленчатого вала. датчик угла поворота, датчик CKS, датчик положения коленчатого вала, но выполняет ту же функцию. Когда эти датчики выходят из строя, они могут вызвать периодическая остановка, нет старта и случайный осечки.Обычно датчик снова начинает работать после охлаждения. Некоторым системам с компьютерным управлением может быть трудно обнаружить провал датчик коленчатого вала, потому что есть другие причины, по которым двигатель может перестать работать, например глохнет, когда сцепление занимается быстро. Информация собирается как для коленчатого вала, так и для распредвал датчиков положения для выходных регулировок положения распределительного вала, выполняемых привод-фазер привода изменения фаз газораспределения. А датчик детонации используется для обнаружения детонационный сигнал для дальнейших входных данных для компьютера при замедлении зажигания время для компенсации.

СПОНСИРУЕМЫЕ ССЫЛКИ

Датчик положения коленчатого вала использует магнитную катушку, установленную внутри пластикового корпуса. при поставке электрического разъема для передачи данных на компьютер. Компьютер также использует этот датчик для сбора данных о пропусках зажигания из-за временного замедления работы коленчатый вал в то время как осечка имеет место. Когда стартер включен, ЭБУ использует положения коленчатого вала. датчик, чтобы подтвердить, что двигатель действительно проворачивается.Как только это подтверждение получено компьютер будет сигнализировать различным реле, таким как реле топливного насоса и системы зажигания, о том, что двигатель готов к запуску. когда замена датчика положения коленвала всегда используйте запчасти OEM (производитель оригинального оборудования) или эквивалентные, дешевле датчики не работают так долго или не работают должным образом.

Есть вопросы?

Если у вас есть вопросы по датчику коленчатого вала, посетите наш форум. Если тебе нужно автомобиль совет по ремонту, пожалуйста, спросите, наше сообщество механиков с радостью вам поможет и это всегда на 100% бесплатно.

Надеемся, вам понравилось это руководство и видео. Мы создаем полный набор руководства по ремонту автомобилей. пожалуйста подписывайтесь на наш 2CarPros Канал YouTube и почаще проверяйте наличие новых видео, которые почти загружены ежедневно.

Статья опубликована 29.11.2020

Неисправный датчик положения коленчатого вала Признаки и проблемы

Существует ряд причин, по которым может выйти из строя датчик положения коленчатого вала, и ряд симптомов, связанных с этой неисправностью.Проблемы с датчиком положения коленчатого вала часто проявляются как проблемы с синхронизацией двигателя. Если вы думаете, что ваш датчик вышел из строя, вот несколько общих симптомов неисправного датчика коленчатого вала, которые могут помочь вам определить, вышел ли он из строя.

Магазин датчиков положения коленчатого вала

Проблемы с ускорением

По мере того, как двигатель набирает обороты, необходимо регулировать время зажигания и впрыск топлива. Без точных данных от датчика коленчатого вала блок управления двигателем (ЭБУ) не может выполнять эти регулировки так, как должен.Это может привести к медленному или неравномерному ускорению.

Уменьшенный расход бензина

Без точной информации о времени впрыск топлива будет происходить не так эффективно, как должен. Это означает, что двигателю потребуется больше топлива, а в утренних поездках будет израсходовано больше топлива, чем обычно.

Пропуски зажигания двигателя

Отсутствие правильного момента зажигания может вызвать другую проблему: один или несколько цилиндров могут пропускать зажигание. То есть горение может быть нарушено.Вы почувствуете и, возможно, услышите это как кратковременное заикание двигателя.

Грубый холостой ход

Вы можете почувствовать, что двигатель работает грубо или вибрирует на холостом ходу, например, когда вы сидите на красный свет. Это похоже на вышеизложенное в том, что это связано с плохой синхронизацией зажигания.

Остановка

Как видно на примере грубого холостого хода, иногда проблемы с датчиком положения коленчатого вала усугубляются при низких оборотах двигателя. Иногда двигатель может даже полностью заглохнуть на низких оборотах, если топливные форсунки не подадут ему необходимое топливо.

Трудный запуск или нет запуска

Может быть трудно запустить двигатель без необходимого топлива или без правильного выбора времени. Если датчик коленчатого вала полностью вышел из строя и вообще не отправляет сигнал в ЭБУ, компьютер не будет отправлять топливо в форсунки. Это не позволит вам завести машину.

Проверьте свет двигателя

Неисправный или неисправный датчик положения коленчатого вала может привести к включению индикатора проверки двигателя на приборной панели.Диагностический диагностический прибор покажет код между P0335 и P0338. Однако индикатор проверки двигателя не всегда загорается, поэтому вы можете некоторое время испытывать любые из вышеперечисленных симптомов, прежде чем увидите индикатор.


Связанные вопросы

Существует ряд различных проблем, которые могут вызывать аналогичные симптомы проблемы с датчиком положения коленчатого вала. Многие из упомянутых выше проблем могут быть вызваны отказами в системе зажигания или системе впрыска топлива.Прежде чем вы сделаете вывод, что датчик положения коленчатого вала неисправен, вам может потребоваться выполнить некоторые тесты.

Похоже ли это на вашу машину?

Если вы столкнулись с проблемами, упомянутыми выше, возможно, пришло время заменить неисправный Датчик положения коленчатого вала. Однако, прежде чем заменить его, вы можете сначала запустить несколько тестов, чтобы подтвердить, что датчик кривошипа действительно является источником проблемы. Прочтите эту статью от экспертов 1A Auto, чтобы узнать больше о том, как проверить датчик положения коленчатого вала.

Просмотрите другие статьи о датчиках положения коленчатого вала:

Почему выходят из строя датчики положения коленчатого вала?

Датчик положения коленчатого вала — это точный прибор, поэтому для получения точных показаний он должен работать в идеальной форме. Без точных показаний датчика коленчатого вала в двигателе могут возникать самые разные проблемы. Мы собираемся рассказать вам о нескольких причинах отказа датчика положения коленчатого вала, прежде чем перейти к признакам, указывающим на то, что ваш датчик коленчатого вала мог выйти из строя.

Повреждение колеса и пальца

Вы, возможно, помните из нашего описания того, как работает датчик положения коленчатого вала, что датчик измеряет магнитные импульсы, создаваемые зубчатым колесом или серией штифтов. Если какой-либо из зубьев колеса или штифта сломается, отломится или изношен, это нарушит структуру импульсов. Это означает, что датчик коленчатого вала по существу будет «сбит с толку», потому что он получает ошибочное представление о частоте вращения коленчатого вала.

Магнитные проблемы

Магнит, хотя и необходим для датчика, может вызвать проблемы. Магнит может притягивать металлическую стружку, образовавшуюся в двигателе в результате трения. Если стружка прилипнет к датчику или колесу, они нарушат измерения датчика. Они также могут начать перемыкать между датчиком и колесом. Датчик предназначен для измерения перемещений колеса на определенном расстоянии, поэтому перемычка, сближая их, сводит на нет измерения.


Проблемы со схемой и проводкой

Внутренняя схема и провода, которые подключают датчик к источнику питания и к модулю управления двигателем (ЭБУ) автомобиля, также могут сгореть. Короткое замыкание или обрыв в датчике приведет к тому, что он не сможет дать показания ЭБУ. Если провода перегорели, возможно, датчик не получает питание для электромагнита или не передает сигнал на ЭБУ.

У вас возникли проблемы с автомобилем и вы думаете, что это может быть связано с неисправным или поврежденным датчиком положения коленчатого вала? Существует ряд симптомов, связанных с неисправным датчиком положения коленчатого вала, которые могут помочь вам определить, является ли датчик CPS проблемой.Чтобы узнать больше, ознакомьтесь с этой статьей о некоторых из наиболее распространенных симптомов неисправного датчика коленчатого вала от экспертов 1A Auto!

Просмотрите другие статьи о датчиках положения коленчатого вала:

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *