ООО «Центр Грузовой Техники»

8(812)244-68-92

разбираемся в нюансах — Quality Motors на vc.ru

Удары при ДТП нередко приводят к повреждению лакокрасочного покрытия, кузовных деталей, а также оптики и элементов остекления. В некоторых случаях компоненты можно восстановить до заводского состояния. Если такой возможности нет или ремонт нецелесообразен – проводят замену элементов.

Самые серьезные повреждения касаются силовой конструкции кузова или рамы. В такой ситуации может быть нарушена геометрия. Это приводит к ряду очень серьезных негативных последствий. Во-первых, снижается безопасность передвижения, поскольку нарушена заводская жесткость корпуса. Во-вторых, ухудшается управляемость автомобиля. В-третьих, повышенная нагрузка ложится на элементы подвески и ходовой части, в связи с чем происходит их ускоренный износ. В-четвертых, двери могут перестать плотно закрываться, ввиду чего в салон будет попадать влага.

Проверка геометрии кузова обычно происходит либо после ДТП – чтобы определить целесообразность восстановительных работ, либо при покупке подержанной машины.

Если при осмотре будут выявлены нарушения, то от покупки такого автомобиля стоит отказаться. Собственными силами можно проверить геометрию кузова только по косвенным признакам. Например, зазоры между элементами должны быть ровными и одинаковыми. Также двери должны легко и плотно закрываться. Еще один признак нарушения геометрии кузова – горизонтальные трещины на стеклах. Также нужно проверить состояние сварных швов. Заводской шов будет ровным и одинаковым по структуре на всем протяжении. Если проводилась повторная сварка, то есть вероятность, что машина была в серьезном ДТП, что может говорить о нарушении геометрии кузова. Еще один способ проверки геометрии кузова – отпустить руль на прямой дороге. Если машину тянет в сторону, это может говорить о нарушениях. Однако в этом случае также нужно проверить состояние подвески и ходовой части.

Также о нарушении геометрии скажет неравномерный износ резины. Если в этом случае попробовать провести регулировку развал-схождения, то выставить нужные параметры не удастся.

В сервисах мастера для проверки геометрии кузова измеряют расстояния между основными контрольными точками – например, ширину колеи и длину колесной базы с обеих сторон. Если значения расходятся с заводскими, значит, геометрия нарушена. Более сложная и более точная методика проверки – с помощью специального компьютерного оборудования. На контрольные точки кузова крепят специальные датчики, после чего система измеряет расстояния с помощью лазера и сравнивает их с номинальными значениями. Такая услуга обойдется дороже всех остальных.

Восстановить геометрию кузова можно даже после очень серьезных повреждений. Зачастую этого не делают ввиду нецелесообразности. Однако даже если геометрию вернули к исходным параметрам, то жесткость силовой конструкции все равно не достигнет заводских значений. Следовательно, при повторном ударе возможны более серьезные повреждения кузова, а также травмы водителя и пассажиров.

77 просмотров

Проверка геометрии кузова автомобиля. Подробно об измерении

В общем про­цес­се ремон­та кузо­ва авто­мо­би­ля очень важ­ную роль игра­ет про­цесс изме­ре­ния гео­мет­ри­че­ских пара­мет­ров струк­тур­ных эле­мен­тов. Маши­ну нель­зя пра­виль­но отре­мон­ти­ро­вать без воз­вра­та кон­троль­ных точек кузо­ва в пер­во­на­чаль­ное поло­же­ние, опре­де­лён­ное про­из­во­ди­те­лем. Для это­го нуж­но делать изме­ре­ния точ­но и по несколь­ку раз в про­цес­се ремонта.

Суще­ству­ет несколь­ко раз­но­вид­но­стей изме­ри­тель­но­го обо­ру­до­ва­ния. В целом, их мож­но раз­де­лить на 5 базо­вых типов:

  1. Линей­ки, рулет­ка, спе­ци­аль­ный циркуль
  2. Уни­вер­саль­ные изме­ри­тель­ные систе­мы (меха­ни­че­ские)
  3. Спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ные систе­мы с креплением
  4. Уни­вер­саль­ные лазер­ные системы
  5. Компьютерные/электронные систе­мы

Подроб­нее об изме­ри­тель­ных систе­мах мож­но про­чи­тать здесь.

Изме­ре­ния гео­мет­рии кузо­ва авто­мо­би­ля услов­но мож­но раз­де­лить на три вида:

  • Изме­ре­ние меж­ду кон­троль­ны­ми точ­ка­ми. Осу­ществ­ля­ет­ся, что­бы сде­лать быст­рую про­вер­ку перед ремон­том и в про­цес­се ремон­та. Изме­ре­ния про­из­во­дят­ся про­стой рулет­кой, а так­же линей­кой для про­вер­ки гео­мет­рии кузова.
  • Срав­ни­тель­ное (срав­ни­ва­ют­ся рас­сто­я­ния сим­мет­рич­ных точек на раз­ных сто­ро­нах кузо­ва). Срав­ни­тель­ное изме­ре­ние явля­ет­ся уни­вер­саль­ным самым быст­рым и лёг­ким мето­дом про­вер­ки гео­мет­рии повре­ждён­но­го кузо­ва. Про­из­во­дят­ся срав­не­ния диа­го­наль­ных рас­сто­я­ний меж­ду сим­мет­рич­ны­ми точ­ка­ми. Мож­но изме­рять, срав­ни­вая повре­ждён­ную часть авто­мо­би­ля с неповреждённой.
  • 3‑х мер­ное изме­ре­ние (опре­де­ля­ет­ся про­стран­ствен­ное поло­же­ние кон­троль­ных точек отно­си­тель­но базо­вых плос­ко­стей при помо­щи спе­ци­аль­но­го оборудования).

Изме­ре­ния поз­во­ля­ют опре­де­лить сте­пень глав­ных повре­жде­ний, выявить вто­ро­сте­пен­ные повре­жде­ния и опре­де­лить план восстановления.

Контрольные точки геометрии кузова автомобиля

Боль­шин­ство кон­троль­ных точек пред­став­ля­ют собой отвер­стия в струк­тур­ных эле­мен­тах кузо­ва. Вооб­ще,  в каче­стве кон­троль­ных точек могут высту­пать любые ста­ци­о­нар­ные точ­ки на струк­тур­ных эле­мен­тах кузо­ва. Мож­но мерить , к при­ме­ру, меж­ду сим­мет­рич­ны­ми углами.

Кон­троль­ные точ­ки рас­по­ла­га­ют­ся в вер­ти­каль­ной или гори­зон­таль­ной плос­ко­стях. Их места варьи­ру­ют­ся в зави­си­мо­сти от моде­ли маши­ны. В руко­вод­ствах по ремон­ту ука­зы­ва­ет­ся место­по­ло­же­ние кон­крет­ных точек и рас­сто­я­ния меж­ду ними.

Изме­ре­ния про­из­во­дят­ся меж­ду цен­тра­ми кон­троль­ных отвер­стий или меж­ду их краями.

Обыч­но изме­ря­ют­ся рас­сто­я­ния от цен­тра до цен­тра этих отвер­стий, рас­по­ло­жен­ных в про­ти­во­по­лож­ных сто­ро­нах авто­мо­би­ля. Отвер­стия кон­троль­ных точек обыч­но име­ют боль­ший диа­метр, чем кон­чи­ки изме­ри­тель­ной линей­ки. В этом слу­чае нуж­но делать изме­ре­ние от края до края отверстий.

При необ­хо­ди­мо­сти изме­ря­ют­ся места креп­ле­ния эле­мен­тов под­вес­ки, так как они вли­я­ют на раз­вал-схож­де­ние. Мож­но так­же изме­рять поло­же­ние колёс.

В слу­чае ава­рий­ной дефор­ма­ции, кон­троль­ные точ­ки мож­но исполь­зо­вать для опре­де­ле­ния цен­траль­ной плос­ко­сти маши­ны, опи­ра­ясь на его непо­вре­ждён­ную часть. Далее цен­траль­ная плос­кость помо­жет узнать сте­пень откло­не­ния повре­ждён­ной части или пра­виль­ность ремонта.

При исполь­зо­ва­нии изме­ри­тель­ной линей­ки, жела­тель­но иметь в нали­чии инфор­ма­цию о завод­ских пара­мет­рах рас­сто­я­ний меж­ду кон­троль­ны­ми точ­ка­ми. Све­ря­ясь с эти­ми пара­мет­ра­ми, нуж­но учи­ты­вать, какие рас­сто­я­ния ука­за­ны (от цен­тра к цен­тру или от края к краю). Если нет инфор­ма­ции о завод­ских гео­мет­ри­че­ских пара­мет­рах кузо­ва, то мож­но исполь­зо­вать непо­вре­ждён­ный авто­мо­биль той же моде­ли для срав­не­ния рас­сто­я­ний. Так­же исполь­зу­ет­ся срав­ни­тель­ное изме­ре­ние про­ти­во­по­лож­ной, непо­вре­ждён­ной части.

Правила измерения геометрии кузова автомобиля

  • Перед про­вер­кой гео­мет­рии авто­мо­биль дол­жен сто­ять ров­но. Колё­са долж­ны быть нака­че­ны с оди­на­ко­вым дав­ле­ни­ем. В кон­струк­ции неко­то­рых лине­ек при­сут­ству­ет уро­вень, для удоб­ства рас­по­ло­же­ния линей­ки парал­лель­но плос­ко­сти маши­ны. Это быва­ет необ­хо­ди­мым, когда есть кон­крет­ные дан­ные рас­сто­я­ний меж­ду кон­троль­ны­ми точ­ка­ми для изме­ри­тель­ной линей­ки. Нуж­но учи­ты­вать, что в неко­то­рых руко­вод­ствах по ремон­ту пока­за­ны рас­сто­я­ния для изме­ри­тель­ной линей­ки (зна­че­ни­я­ми на шка­ле линей­ки), а в дру­гих рас­сто­я­ния от точ­ки к точ­ке (фак­ти­че­ское рас­сто­я­ние). Это могут быть раз­ные значения.
  • Таким обра­зом, для пра­виль­но­го изме­ре­ния, линей­ка долж­на рас­по­ла­гать­ся парал­лель­но кузо­ву, ина­че пока­за­ния будут некор­рект­ны­ми (опять же, если осу­ществ­ля­ет­ся срав­не­ние с дан­ны­ми рас­сто­я­ний для её шка­лы).  Для это­го ино­гда ука­за­те­ли линей­ки долж­ны быть выдви­ну­ты на раз­ную дли­ну. В этом слу­чае пока­за­ния на шка­ле линей­ки могут не сов­па­дать с реаль­ным рас­сто­я­ни­ем и тре­бу­ют допол­ни­тель­но­го заме­ра рулет­кой меж­ду ука­за­те­ля­ми. Когда ука­за­те­ли выдви­ну­ты на оди­на­ко­вую дли­ну, то зна­че­ние на шка­ле сов­па­да­ет с фактическим.
  • Изме­ре­ния дела­ют­ся по фик­си­ро­ван­ным точ­кам кузо­ва, таким как бол­ты, разъ­ёмы или отвер­стия и пр.
  • Каж­дое изме­ре­ние долж­но про­ве­рять­ся с помо­щью двух допол­ни­тель­ных кон­троль­ных точек.
  • Луч­ше изме­рять более длин­ные рас­сто­я­ния. Так мож­но полу­чить наи­бо­лее досто­вер­ную кар­ти­ну сме­ще­ния струк­тур­ных элементов.
  • В неко­то­рых слу­ча­ях изме­ре­ние и срав­не­ние дли­ны двух про­ти­во­по­лож­ных сто­рон дают луч­шее пред­став­ле­ние о дефор­ма­ции, чем диа­го­наль­ные изме­ре­ния. Нуж­но исполь­зо­вать диа­го­наль­ные заме­ры в сово­куп­но­сти с заме­ра­ми длины.
  • При изме­ре­нии и ремон­те раз­ре­ша­ет­ся опре­де­лён­ный допуск (сум­мар­ный допуск не более 3 мм). Допуск в 3 мм был дол­гие годы раз­ре­шён при про­из­вод­стве авто­мо­би­лей. В сего­дняш­ние дни мно­гие про­из­во­ди­те­ли изго­тав­ли­ва­ют кузо­ва с нуле­вым допуском.
  • Изме­ре­ние рас­сто­я­ния меж­ду отвер­сти­я­ми оди­на­ко­во­го диа­мет­ра дела­ют­ся от цен­тра к цен­тру, либо от края к краю. Рас­сто­я­ние меж­ду креп­ле­ни­я­ми дела­ет­ся от цен­тра к цен­тру (к при­ме­ру, меж­ду цен­тра­ми голо­вок болтов).
  • Рас­сто­я­ние меж­ду отвер­сти­я­ми раз­но­го раз­ме­ра про­из­во­дит­ся дву­мя изме­ре­ни­я­ми. Пер­вый замер дела­ет­ся меж­ду внут­рен­ни­ми кра­я­ми отвер­стий, вто­рой дела­ет­ся меж­ду наруж­ны­ми кра­я­ми отвер­стий. Далее два полу­чив­ши­е­ся зна­че­ния сум­ми­ру­ют­ся и сум­ма делит­ся на 2. Резуль­та­том будет рас­сто­я­ние меж­ду цен­тра­ми отвер­стий раз­но­го размера.

Проверка геометрии кузова рулеткой

Рулет­ка исполь­зу­ет­ся, когда нет пре­пят­ствий меж­ду изме­ря­е­мы­ми точ­ка­ми. При изме­ре­нии рулет­кой нуж­но, что­бы лен­та не была изо­гну­та. Смот­реть на шка­лу нуж­но толь­ко под углом 90 гра­ду­сов и каж­дый раз с оди­на­ко­во­го места, что­бы не оши­бить­ся в зна­че­нии. Нуж­но, что­бы фик­са­тор лен­ты не имел излиш­не­го люф­та.  Лен­та рулет­ки долж­на лежать ров­но меж­ду точ­ка­ми, что­бы изме­ре­ние было кор­рект­ным. Для удоб­ства рабо­ты с неболь­ши­ми отвер­сти­я­ми, фик­са­тор лен­ты мож­но дора­бо­тать (см. рисунок).

Линейка для измерения геометрии кузова автомобиля

Рас­клад­ная изме­ри­тель­ная линей­ка явля­ет­ся наи­бо­лее часто при­ме­ня­е­мым устрой­ством для про­вер­ки гео­мет­рии кузова.

Изме­ри­тель­ная линей­ка спо­соб­на мерить рас­сто­я­ние меж­ду дву­мя точ­ка­ми. Каж­дое рас­сто­я­ние долж­но про­ве­рять­ся дву­мя допол­ни­тель­ны­ми кон­троль­ны­ми точками.

Совре­мен­ная линей­ка для изме­ре­ния гео­мет­рии кузо­ва явля­ет­ся теле­ско­пи­че­ским устрой­ством с регу­ли­ру­е­мы­ми по высо­те ука­за­те­ля­ми. Даже при рас­кла­ды­ва­нии на пол­ную дли­ну, она не даёт погреш­но­сти. В зави­си­мо­сти от типа исполь­зу­е­мой линей­ки может потре­бо­вать­ся допол­ни­тель­ный замер меж­ду ука­за­те­ля­ми. К допол­ни­тель­ным аксес­су­а­рам отно­сят­ся насад­ки и рас­ши­ре­ния для плот­но­го раз­ме­ще­ния в отверстиях.

Линей­ка поз­во­ля­ет про­из­во­дить изме­ре­ния при нали­чии пре­пят­ствий меж­ду изме­ря­е­мы­ми точками.

Все авто­мо­би­ли сим­мет­рич­ны отно­си­тель­но вооб­ра­жа­е­мой цен­траль­ной плос­ко­сти, рас­по­ло­жен­ной вдоль цен­тра маши­ны. Одна­ко, быва­ет несколь­ко точек на неко­то­рых авто, кото­рые, по раз­ным при­чи­нам, не сим­мет­рич­ны, но они не дела­ют всю маши­ну асси­мет­рич­ной. Без сим­мет­рии авто­мо­биль было бы очень слож­но изго­то­вить, да и продать.

Важ­но, что­бы ука­за­те­ли были плот­но встав­ле­ны в отверстия.

Как было упо­мя­ну­то ранее, если ука­за­те­ли были выстав­ле­ны на раз­ную высо­ту, то зна­че­ние на шка­ле линей­ки может отли­чать­ся от фак­ти­че­ско­го рас­сто­я­ния меж­ду изме­ря­е­мы­ми точ­ка­ми. Для кор­рект­но­го зна­че­ния нуж­но допол­ни­тель­но мерить рас­сто­я­ние меж­ду ука­за­те­ля­ми рулеткой.

Линей­ка и ука­за­те­ли долж­ны быть ров­ны­ми. Ука­за­те­ли долж­ны рас­по­ла­гать­ся на 90 гра­ду­сов отно­си­тель­но линей­ки и не иметь люфта.

Важ­но, что­бы при изме­ре­нии дли­на ука­за­те­лей была выстав­ле­на на оди­на­ко­вом расстоянии.

Если не тре­бу­ет­ся полу­чить точ­ные зна­че­ния, а про­из­во­дит­ся срав­не­ние одной сто­ро­ны с дру­гой, то линей­ка не обя­за­тель­но долж­на рас­по­ла­гать­ся парал­лель­но плос­ко­сти маши­ны. Мож­но срав­ни­вать рас­сто­я­ния с про­ти­во­по­лож­ной частью, а так­же с подоб­ны­ми точ­ка­ми тако­го же цело­го авто.

Ука­за­те­ли не нуж­но надав­ли­вать при изме­ре­нии, что­бы они не гну­лись и пока­за­ния не иска­жа­лись. Дан­ную линей­ку мож­но изго­то­вить само­му (см. ста­тью).

В допол­не­ние к диа­го­наль­ным изме­ре­ни­ям необ­хо­ди­мо делать заме­ры дли­ны и шири­ны. Это даст более точ­ное пред­став­ле­ние о пра­виль­но­сти рас­по­ло­же­ния кон­троль­ных точек. Диа­го­наль­ные изме­ре­ния могут сов­па­дать, даже если есть сме­ще­ние обе­их сторон.

Сравнительное измерение геометрии кузова автомобиля

Самый быст­рый метод изме­ре­ния повре­ждён­ной части кузо­ва – срав­ни­тель­ное изме­ре­ние. Для этих целей хоро­шо под­хо­дит спе­ци­аль­ный цир­куль, но так­же мож­но исполь­зо­вать и изме­ри­тель­ную линей­ку. Если, к при­ме­ру, делать заме­ры про­стран­ства под капо­том, то одна часть цир­ку­ля встав­ля­ет­ся в одно из бол­то­вых отвер­стий, рас­по­ло­жен­ных у лобо­во­го стек­ла, а дру­гая ста­вить­ся к любо­му месту, кото­рое нуж­но срав­нить с про­ти­во­по­лож­ной сто­ро­ной. Далее цир­куль фик­си­ру­ет­ся спе­ци­аль­ным меха­низ­мом и пере­став­ля­ет­ся на такие же точ­ки с про­ти­во­по­лож­но­го места. Таким обра­зом мож­но быст­ро про­ве­рить несколь­ко сим­мет­рич­ных точек и понять куда про­изо­шло сме­ще­ние струк­тур­ных эле­мен­тов. Подоб­ным обра­зом цир­ку­лем мож­но изме­рять любую часть маши­ны. Такое срав­не­ние мож­но делать мно­же­ство раз в про­цес­се ремон­та для контроля.

Цир­куль для срав­ни­тель­но­го изме­ре­ния гео­мет­рии кузова

Цир­куль для срав­ни­тель­но­го изме­ре­ния гео­мет­рии кузо­ва напо­ми­на­ет по кон­струк­ции обыч­ный цир­куль. Два ука­за­те­ля соеди­не­ны вме­сте и не име­ют какой-либо шка­лы. Для срав­ни­тель­но­го заме­ра необ­хо­ди­мо каж­дый из ука­за­те­лей поме­стить в отвер­стие кон­троль­ных точек, рас­сто­я­ние меж­ду кото­ры­ми необ­хо­ди­мо про­ве­рить. Далее ука­за­те­ли фик­си­ру­ют­ся спе­ци­аль­ным фик­са­то­ром, вхо­дя­щим в кон­струк­цию устрой­ства, и цир­куль пере­став­ля­ет­ся на точ­ки, рас­по­ло­жен­ные с про­ти­во­по­лож­ной части, для срав­не­ния. При необ­хо­ди­мо­сти мож­но заме­рить рас­сто­я­ние меж­ду ука­за­те­ля­ми при помо­щи рулет­ки. Такой цир­куль хорош тем, что мож­но очень быст­ро сде­лать срав­не­ние двух сто­рон авто­мо­би­ля для опре­де­ле­ния сте­пе­ни несо­от­вет­ствия. Им мож­но срав­ни­вать самые труд­но­до­ступ­ные места. Такой инстру­мент неслож­но изго­то­вить самому.

Трёхмерное измерение кузова автомобиля

Трёх­мер­ное изме­ре­ние вклю­ча­ет в себя изме­ре­ние дли­ны, шири­ны и высо­ты струк­тур­ных эле­мен­тов кузо­ва. Оно осу­ществ­ля­ет­ся  трёх­мер­ны­ми изме­ри­тель­ны­ми системами.

Прин­цип таков, что при помо­щи изме­ри­тель­ной систе­мы полу­ча­ют рас­сто­я­ние от вооб­ра­жа­е­мых основ­ных плос­ко­стей кузо­ва: цен­траль­ной, основ­ной и нуле­вой (см. иллюстрацию).

Эти плос­ко­сти явля­ет­ся вооб­ра­жа­е­мы­ми. Такие плос­ко­сти уста­нав­ли­ва­ют­ся и исполь­зу­ют­ся трёх­мер­ной изме­ри­тель­ной системой.

Шири­на изме­ря­ет­ся от цен­траль­ной плос­ко­сти авто­мо­би­ля, дли­на от нуле­вой плос­ко­сти, а высо­та от основ­ной (рас­по­ло­жен­ной парал­лель­но днищу).

Цен­траль­ная плоскость

Цен­траль­ная плос­кость или цен­траль­ная линия делит авто­мо­биль на две оди­на­ко­вых поло­ви­ны вдоль. На неко­то­рых маши­нах суще­ству­ют мет­ки, пока­зы­ва­ю­щие центр авто­мо­би­ля. Такие мет­ки отштам­по­ва­ны на метал­ле кузо­ва как в верх­ней, так и в ниж­ней его части. Этим мож­но вос­поль­зо­вать­ся при заме­ре про­стой изме­ри­тель­ной линей­кой или рулет­кой. Они помо­га­ют сохра­нить вре­мя при про­ве­де­нии заме­ров.  Рас­сто­я­ние от цен­тра до кон­крет­ной точ­ки спра­ва будет таким же, что и рас­сто­я­ние от цен­траль­ной линии к такой же точ­ки сле­ва. Боль­шин­ство авто­мо­би­лей сде­ла­ны сим­мет­рич­ны­ми за исклю­че­ни­ем неко­то­рых точек. Одна часть кузо­ва долж­на быть зер­каль­ной про­ти­во­по­лож­ной стороне.

Измерение днища кузова

На дни­ще про­из­во­дят­ся как диа­го­наль­ные изме­ре­ния, так и про­вер­ка на скру­чи­ва­ние и сме­ще­ние отно­си­тель­но цен­траль­ной линии.

Скру­чи­ва­ние или сме­ще­ние отно­си­тель­но цен­тра мож­но про­ве­рить на цен­траль­ной сек­ции кузова.

Для такой про­вер­ки суще­ству­ет метод под­ве­ши­ва­ния цен­три­ру­ю­щих лине­ек в кон­троль­ные отвер­стия на дни­ще. Места, на кото­рые под­ве­ши­ва­ют­ся линей­ки, не долж­ны быть дефор­ми­ро­ва­ны. Под­ве­ши­ва­ет­ся несколь­ко лине­ек вдоль сило­вых эле­мен­тов дни­ща. Если они парал­лель­ны, то скру­чи­ва­ния нет, если не парал­лель­ны, то скру­чи­ва­ние при­сут­ству­ет. Центр лине­ек так­же дол­жен сов­па­дать, ина­че суще­ству­ет сме­ще­ние отно­си­тель­но цен­траль­ной плоскости.

Печа­тать статью

Как проверить геометрию кузова 🚩 геометрию кузова автомобиля 🚩 Ремонт и обслуживание

Как проверить геометрию кузова 🚩 геометрию кузова автомобиля 🚩 Ремонт и обслуживание

Пожалуйста, включите JavaScript для получения наилучших результатов

По EasyHow

Деформация тела нарушает его геометрию. Из-за неправильной геометрии кузова имеют аномалии в расположении колес, нарушение диагоналей проемов дверей, рамок стекол. Деформация образует складки на полу, элементы основания на каркасе. Особенно крупные складки образуются в зоне простирания. Другие складки можно найти на длинных деталях корпуса и в больших зазорах между точками сварки.

Вам понадобится

  • Штангенциркули специализированные, грабли масштабные, рулетка. При наличии — стенд-шаблон или электронная измерительная система.

Инструкция

Признаки нарушения геометрии тела могут быть обнаружены при предварительном осмотре: раздробленность частей тела, видимые изменения исходных (контрольных) точек. Предварительный осмотр проводится при поднятом на подъемник автомобиле. Нижняя часть кузова или рама осматриваются визуально и евуполированной рукой для выявления характерных складок. Естественные складки в местах изгиба штампованных деталей не учитываются. Наличие деформации складок говорит об определенном нарушении геометрии тела. Складки могут быть едва заметными или ярко выраженными и располагаться в местах, не влияющих на основные размеры.

При обнаружении складок проверьте правильность установки колес. Этот контроль быстро и с высокой точностью можно осуществить на электронном испытательном стенде. После контроля развала/схождения переднего моста проверьте геометрию положения заднего моста и колес. При этом необходимо сравнить положение колес с разных сторон автомобиля. Если положение правого колеса отличается от положения левого, это нарушение геометрии кузова. При отсутствии электронного стенда процедура выполняется с использованием специализированных штангенциркулей.

Измерение диагоналей (контрольных точек) без демонтажа механических узлов должно выполняться согласно инструкции изготовителя, который контролирует диагонали между контрольными точками. Эти диагонали проходят между направляющими отверстиями рамы, а от них к точкам механических узлов (болтов крепления) или шарниров. Сравните симметрию диагоналей. Определяется расстоянием между точками с одной стороны и симметрично с другой стороны. Размеры должны быть одинаковыми. Разница в этих измерениях свидетельствует о нарушении геометрии кузова. Процедура измерения диагоналей такова, если она устанавливается на подъемнике или на яме с помощью шкалы Рэйки.

Проверить с помощью масштабного Рэйки запуски из центральной части днища или рамы. В этой части редко нарушается геометрия и ее удобно использовать как точку отсчета для других диагоналей. Определяют положение траверсы, проводят и измеряют расстояние от центрального отверстия по оси корпуса до контрольных точек, указанных заводом-изготовителем. Диагональ измеряется между точками рамы (основного кузова) и точками передней или задней оси. Для проведения тех или иных проверок придется частично снимать определенные узлы.

При отсутствии крупного рельса управление с меньшей степенью точности можно производить с помощью рулетки.

Следует обратить внимание, что на некоторых автомобилях расстояние между осями колес и расположено асимметрично оси кузова. Часто ось симметрии задних колес может быть смещена относительно оси кузова. При этом на заводе пользователю должно быть предоставлено заданное расстояние между осями отдельно для каждой стороны.

При проверке геометрии кузова могут применяться системные шаблоны (стенды) с посадочными местами для базовых точек. При использовании этой системы корпус устанавливается на шаблон, а любое нарушение геометрии сразу фиксируется. При замене крупных узлов и силовых элементов кузова эта стойка становится стапелем.

При проверке геометрии кузова с помощью электронной измерительной системы координаты базовых точек определяются щупом или лучом лазера. Компьютер сравнивает измеренные данные со спецификацией производителя. Эта система проверяет сход-развал колес.

Полезный совет

Для частых проверок геометрии кузова лучше приобрести стенд-шаблон или электронную измерительную систему. Это сэкономит много времени и усилий.

Совет полезен?

Найдите свой центр | Введение в геометрию подвески

J Как и в случае с турбо-апгрейдом, вы не можете ожидать, что прикрутите новое оборудование подвески и сразу же получите выгоду. Для достижения максимальной производительности требуются корректировки, настройка и понимание того, как части работают вместе друг с другом. Совершенствование системы подвески — сложная задача, поскольку это, возможно, самая сложная система любого автомобиля с высокими характеристиками. Чаще всего при модернизации подвески сосредотачиваются на более жестких амортизаторах, пружинах и стабилизаторах поперечной устойчивости. Хотя эти обновления обычно улучшают управляемость, эффективность системы также зависит от длины, углов и точек крепления системы подвески. В этой технологической функции подвески мы рассмотрим центр крена, центр тяжести и регулировку колес в связи с улучшенными характеристиками управляемости.

Текст Кэмерона Парсонса // Иллюстрации Пола Лагетта

ДСПОРТ Выпуск #183


От уличных выступлений до гонок более высокого уровня, существует еще слишком много примеров обезьяньего зрения, обезьяньего действия. Давайте развеем несколько заблуждений. Занижение автомобиля, добавление отрицательного развала, установка более жестких пружин, установка более толстых стабилизаторов поперечной устойчивости или усиление клапанов амортизаторов по своей сути не улучшают управляемость. Различные настройки шасси и подвески автомобиля требуют различных регулировок. Например, пять градусов переднего отрицательного развала автомобиля Формулы-1 очень хорошо подходят для геометрии и жесткости подвески этого автомобиля. Те же пять градусов развала на любом трамвае только ухудшают его управляемость.

Прежде чем вносить изменения в настройку подвески вашего автомобиля, вы должны сначала узнать, как изменения повлияют на шасси автомобиля, подъем веса и выравнивание. Почему автомобиль имеет недостаточную или избыточную поворачиваемость? Если проблема кроется в изменении угла развала при крене кузова, регулировка клапана амортизатора только устраняет симптомы, а не решает проблему. Поэтому, прежде чем вы начнете забрасывать свой автомобиль запчастями и изменять настройки, сделайте шаг назад и проанализируйте проблему и то, какие компоненты непосредственно влияют на причину.

Многие из этих характеристик управляемости в первую очередь определяются геометрией подвески и тем, как она соотносится с центром крена автомобиля и центром тяжести.

Многие апгрейды подвески продаются из-за снижения кренов кузова, однако следует учитывать и некоторые другие моменты. Геометрия подвески определяет центр крена и центр тяжести. Центр крена — это точка, в которой автомобиль кренится из стороны в сторону, влияя на то, как вес перемещается через подвеску. Центр крена находится в передней части автомобиля и один в задней части автомобиля, создавая ось крена между двумя центрами крена. Имейте в виду, что центр крена влияет только на направление переноса веса, но не на то, сколько веса переносится. В наших примерах нас интересуют характеристики управляемости автомобиля из стороны в сторону, поэтому мы определим расположение центра крена и центра тяжести, как если бы мы смотрели на машину в лоб.

Вы можете определить центр крена, начертив три прямые линии. Сначала нарисуйте две прямые линии, перекрывающие верхние и нижние рычаги подвески с одной стороны автомобиля на противоположной стороне, пока две линии не пересекутся. В конфигурации подвески со стойками верхняя линия следует углу вершины стойки. Затем проведите третью линию от нижнего центра пятна контакта шины со стартовой стороной прямо к месту пересечения двух предыдущих линий (эта точка, где пересекаются три линии, называется мгновенным центром). Если вы нарисуете эти линии для обеих сторон автомобиля, центр крена будет находиться там, где пересекаются обе линии пятна контакта с мгновенными центральными линиями (если звенья параллельны и линии никогда не пересекаются, считается, что центр крена находится на уровне земли. ). Поскольку рычаги подвески меняют свои углы при торможении, ускорении и поворотах автомобиля, мгновенные центры обеих сторон будут меняться, а значит, и центр крена. Большинство инженеров стараются не допустить, чтобы центр крена смещался более чем на три дюйма в любом направлении, поскольку все, что выходит за эти пределы, приводит к нежелательным характеристикам управляемости.

Центр тяжести легче понять, но немного сложнее физически рассчитать. Вертикальный центр тяжести — это высота, на которой сосредоточена масса автомобиля. В отличие от центра крена, смещение центра тяжести выше или ниже изменяет перенос веса при ускорении, торможении или прохождении поворотов. Школьный автобус имеет особенно высокий центр тяжести, в то время как центр тяжести картинга очень низкий. Несколько веб-сайтов, включая онлайн-библиотеку Longacre, предлагают очень полезный калькулятор для определения точной высоты центра тяжести. Сначала вы должны взвесить автомобиль на ровной поверхности, затем поднять автомобиль как минимум на 10 дюймов сзади, а затем взвесить переднюю часть. Затем вы можете использовать уравнения на этой странице или ввести числа в один из онлайн-калькуляторов.

Все говорят о крене кузова, но редко вникают в его основные причины, а именно центр крена и центр тяжести. Эти два элемента работают вместе, чтобы помочь или ухудшить управляемость автомобиля и перенос веса. Чем дальше центр тяжести от центра крена, тем сильнее кренится кузов автомобиля в поворотах. Подумайте о размахивании молотком или молотком, когда ваша рука действует как центр вращения, а центр тяжести находится близко или даже на голове. Чем дальше голова (и центр тяжести) находится от вашей руки на рукоятке (центр крена), тем труднее раскачиваться и прекращать раскачивание. По мере того, как центр тяжести и центр крена приближаются друг к другу, масса автомобиля имеет меньше рычагов, чтобы противостоять изменению движения, улучшая реакцию. Однако вы не хотите, чтобы центр крена и центр тяжести находились в одной и той же точке, так как это полностью устраняет крен тела, а также его способность переносить вес.

Для наших примеров мы будем ссылаться на конфигурацию с двойным поперечным рычагом. В этих примерах показаны различные длины и углы рычагов подвески, а также то, как они влияют на развал, когда шасси кренится из стороны в сторону.

То, что мы обсуждали до сих пор, влияет только на статичный автомобиль и не учитывает изменения выравнивания. Проблема, с которой многие автомобили сталкиваются в стандартной комплектации или усугубляются при модификации, — это нежелательные изменения выравнивания при прохождении поворота. Идеальная настройка обеспечивает максимально возможную площадь контакта с шинами, в то время как колеса остаются вертикальными по отношению к поверхности трассы на протяжении всего поворота. К сожалению, довести до совершенства изменения развала очень сложно, если только вы не переделываете всю систему подвески.

Длина верхних и нижних рычагов подвески влияет на характеристики автомобиля при крене шасси или при сжатии и отскоке подвески. Если бы эти звенья были одинаковой длины и параллельны, крен шасси привел бы к отрицательному развалу внутреннего колеса, а внешнее колесо к нежелательному положительному развалу на ту же величину. Эта установка очень вредна для производительности, поэтому в конструкции большинства дорожных и гоночных автомобилей используется форма параллелограмма на шасси, с которой связана подвеска.

Конфигурация шасси в виде параллелограмма обеспечивает удлинение нижней тяги и укорочение верхней тяги. В этом случае верхнее звено имеет меньший радиус движения, чем нижнее звено, перемещающееся вверх и вниз. Это добавляет отрицательный развал, когда кузов опускается или когда колеса движутся вверх. Когда вы укорачиваете верхнюю тягу или удлиняете нижнюю, кривая изменения развала становится более агрессивной. Когда звенья в этой конфигурации параллельны, внешнее колесо испытывает меньший положительный сдвиг развала, но внутреннее колесо испытывает чрезмерно отрицательный развал. Использование непараллельных звеньев разной длины еще больше улучшает условия развала, однако появление неровностей во время крена кузова имеет гораздо больший негативный эффект из-за острого угла, который он требует от верхнего звена.

Как и многие факторы настройки производительности, существует множество компромиссов, которые следует учитывать. Различная геометрия подвески имеет свои плюсы и минусы, которые также определяются шинами, шасси, поверхностью гусеницы и другими мелкими деталями. Учитывая, что большинство серийных автомобилей имеют устоявшуюся, трудно поддающуюся изменению геометрию подвески, эта информация полезна большинству больше как справочная информация для понимания кривых развала, а не для того, чтобы пытаться их изменить.

Как все это сочетается с настройками вашего автомобиля? Если вы видели автомобиль IndyCar или Формулы-1, вы, вероятно, заметили, что в них используются очень длинные рычаги подвески по сравнению с любым серийным дорожным автомобилем. Более длинные рычаги увеличивают радиус кривой развала колес, уменьшая изменение развала при крене кузова или при сжатии подвески. У нас нет этих специальных функций или свободы вносить большие коррективы в длину и углы подвески на дорожных автомобилях, поэтому мы ищем другие способы улучшения. Большая часть вашего внимания, вероятно, будет сосредоточена на совершенствовании центра крена автомобиля и центра тяжести с учетом того, как будет реагировать геометрия подвески.

  Чтобы увидеть, как геометрия подвески меняет характеристики развала, вам понадобятся металлические штифты или аналогичный метод соединения частей вместе. Вся сборка должна быть закреплена штифтами, чтобы детали могли свободно вращаться. (Требуется 8 металлических скоб)

Многие книги и справочники по подвеске предлагают шаблон геометрии подвески, который можно вырезать и собрать вместе. Распечатайте приведенную выше схему на плотном картоне. Затем вырежьте детали и скрепите их вместе, чтобы визуализировать, как именно крен кузова, удары и отскок влияют на углы развала.

Ваша цель при установке этих предметов должна состоять в том, чтобы максимально опустить центр тяжести, а затем приблизить центр крена к центру тяжести и под ним. Это сводит к минимуму крен кузова, в то же время позволяя подвеске выполнять свою работу. В свою очередь, чрезмерное занижение автомобиля снижает центр крена неблагоприятно низко. Чтобы исправить это, вы хотите внести исправления в точки поворота подвески. Проставки шаровых шарниров или более высокие шаровые шарниры — простое решение для идеального расположения этих точек.

Компания SPC Performance предлагает регулируемые шаровые шарниры, предназначенные для различных областей применения, а Whiteline также предлагает комплекты центров качения для различных платформ, таких как WRX. Такого рода регулировки необходимы для исправления геометрии подвески при значительных изменениях высоты автомобиля.

Центр крена в передней части автомобиля расположен ниже, чем центр крена в задней части, что создает наклон оси крена вниз. Обратите внимание на изменения настроек, так как настройки одного конца автомобиля всегда будут влиять на другой конец. Более низкий передний центр крена позволяет лучше управлять дроссельной заслонкой и более плавно переносить вес, но ухудшает отзывчивость, в то время как более высокий передний центр крена делает автомобиль более отзывчивым. Более низкий задний центр крена обеспечивает лучшее сцепление сзади и сцепление при нажатии дроссельной заслонки за счет меньшего сцепления при торможении. Однако более высокий задний центр крена улучшает реакцию, но также делает автомобиль более удобным в управлении. Как и в случае с любым другим компонентом тюнинга, каждый автомобиль требует определенного баланса между этими характеристиками.

Идеальная конфигурация снижает медленные и чрезмерные крены кузова, но при этом позволяет быстро и эффективно переносить вес в поворотах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *