принцип работы ключевого элемента системы охлаждения
Зачем нужен насос в системе охлаждения? Он также известен в кругах автомобилистов как автомобильная помпа, или водяная помпа двигателя. Зачем нужна эта деталь, как она работает, как устроена и как долго служит?
В продолжении изучения системы охлаждения наших с вами машин мы сейчас рассмотрим этот узел, без которого функционирование охлаждающего контура под капотом авто будет крайне осложнено.
Роль насоса в жизни системы охлаждения
Для чего вообще нужна эта деталь? Чтобы ответить на этот вопрос необходимо ещё раз вспомнить строение охлаждающей системы. Если вкратце, то её основными элементами являются: рубашка охлаждения мотора, радиатор, термостат, наш сегодняшний герой насос, вентилятор радиатора, расширительный бачок и всякие трубки и патрубки, по которым бежит жидкость (антифриз или тосол).
Одним из условий, при которых двигатель получается качественно остужать, является постоянная циркуляция в системе – разогретый при прохождении через силовой агрегат антифриз должен поступить в радиатор, где он охладится, а потом вновь в мотор.
Именно за эту работу и отвечает автомобильная помпа – она гоняет жидкость по венам охлаждающей системы двигателя. Вряд ли стоит говорить, что поломка этого насоса ставит под удар работоспособность силового агрегата в целом, потому как, не остывая, он просто-напросто закипит и заглохнет.
Автомобильная помпа: внутри всё просто
Сам по себе водяной насос мотора довольно прост. Возьмём, для примера, отечественный автопром, где помпы имеют очень схожую конструкцию вне зависимости от марки и модели. Обычно этот узел состоит из таких запчастей:
- корпус;
- вал;
- крыльчатка;
- приводной шкив;
- сальник;
- подшипники.
В корпусе специальной формы устанавливается вал – главный элемент. С одной стороны на валу закреплён приводной шкив, который контактирует с ремнём ГРМ и от него получает энергию вращения, а с другой у него – крыльчатка, создающая циркуляцию антифриза по системе.
Отдельного внимания заслуживает сальник. Его задача предотвращать просачивание охлаждающей жидкости в полости, где находятся подшипники. Так как сальник имеет тенденцию к износу, рано или поздно антифриз попадает к подшипникам и находит выход из насоса, и об этом мы поговорим далее…
Поломка насоса: чем сулит и что делать?
Как Вы уже наверняка заметили, автомобильная помпа является очень простым механизмом, без каких-либо хитрых инженерных решений и ухищрений. Тем не менее, и она может поломаться.
Главным образом неисправности водяного насоса связаны с тем самым злополучным сальником, который может прохудиться и дать течь. Вырвавшийся на волю антифриз, размывает смазку подшипников, вытекает из системы, а значит с помпой нужно что-то делать. Помимо течи, на которую до определённого момента можно и не обращать внимания, есть ещё ряд характерных поломок этого узла. Их немного:
- поломка крыльчатки – в этом случае насос просто перестаёт выполнять свою прямую функцию и охлаждающая жидкость по системе не циркулирует или циркулирует очень плохо. Последствия – постоянный перегрев двигателя автомобиля;
- заклинивание подшипников вала – эта проблема может проявиться и как следствие подмыва подшипников охлаждающей жидкостью. Ничего хорошего она не сулит, помпа перестаёт качать антифриз, мотор перегревается;
- разбалтывание крыльчатки на валу, ухудшение плотности крепления вала, люфт – изначально с такими проблемами можно мириться, но рано или поздно они выльются во что-то более серьёзное.
Можно ли отремонтировать помпу системы охлаждения? Конечно, но назвать такой ремонт целесообразным нельзя. Дело в том, что насос является так называемым расходником, и менять его рекомендуется каждые 60 тысяч километров пробега (или каждые 48 месяцев). Как правило, замена узла проходит вместе с заменой ремня ГРМ.
Таким образом, наши уважаемые читатели, мы с вами рассмотрели что такое автомобильная помпа, её устройство и особенности эксплуатациии. Мы рады, что вы изучаете устройство автомобилей вместе с нами, не комментировать и читать наш блог!
auto-ru.ru
Система водяного охлаждения. Часть 1. Радиатор и помпа / LUNA Design corporate blog / Habr
Работая над предыдущим проектом, мы провели много экспериментов и пришли к выводу, что в системах охлаждения важны не столько размер радиатора и скорость воздушного потока, сколько их оптимизация. Если правильно расположить ламели теплораспределителя и максимально эффективно использовать воздушный поток, то при относительно малых размерах радиатора, можно добиться более эффективного отвода тепла.Основная концепция:
- Отсутствие «узких мест» во всем тракте прохождения жидкости.
- Максимальное использование воздушного потока.
- Возможность охлаждения любого процессора в связке с видеокартой мощностью до 200W.
- Простота сборки и «зарядки» всей конструкции теплоносителем.
- Охлаждение любым вентилятором размером 120 мм.
«Узкие места», это когда площадь поперечного сечения тракта прохождения жидкости уменьшается, или увеличивается. И то и другое приводит к затруднению перемещения теплоносителя. В нашем решении, сечение тракта прохождения жидкости в любом месте практически одинаково и составляет около 50 мм² (D8mm).
Теплораспределитель
Общая площадь ламелей охлаждения радиатора составляет 3200 см². Теплоноситель перемещается в максимально-эффективной зоне воздушного потока, и длина его пути составляет внушительные 96 см. При кажущейся массивности, радиатор достаточно легкий — около 700 гр. Толщина стенок в поперечном сечении 1,5 мм и это должно положительно повлиять на теплоотдачу. Для сравнения, на слайде справа, показан теплораспределитель с нашего предыдущего проекта. Он довольно успешно справляется с охлаждением всей системы в довольно замкнутом пространстве. При этом, общая площадь его ламелей охлаждения в 4 раза меньше.
Помпа
Для помпы мы решили применить самый эффективный способ перемещения жидкости — турбину. За полтора оборота турбина вытесняет 7 см³ жидкости. При частоте вращения 800 оборотов, теоретическая производительность помпы равна 220 литров в час. При 2000 оборотов — 560 литров. Учитывая длину водного тракта и сопротивление ватерблоков, реальная производительность будет конечно ниже, но и этого будет вполне достаточно, что бы отвести более 250W тепловой энергии. Было бы здорово разработать управляющий контроллер, который будет учитывать потребности в охлаждении, как процессора, так и видеокарты, и исходя из этого изменять скорость перемещения жидкости и частоту вращения вентилятора. Закрытая конструкция помпы, где полностью отсутствует контакт воды через движимые элементы с окружающим воздухом, полностью исключает вытекание жидкости в случае ее износа, или поломки.
Мы подозреваем, что могли допустить ошибку, как в расчетах, так и при разработке дизайна. Поэтому, мы с нетерпением ждем ваших комментариев.
В следующей статье мы опишем устройство ватерблоков, как для процессора, так и для видеокарты и не забудем про расширительный бачок. Здесь тоже есть много интересных идей.
Если Вас заинтересовал данный проект, Вы можете подписаться на наши новости.
habr.com
Помпа системы охлаждения двигателя: описание, устройство, принцип работы
Водяной насос — это неотъемлемая часть системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания, любого транспортного средства. Устройство этого узла достаточно простое, а предназначение понятно с самого названия.
Описание и устройство помпы
Помпа охлаждения двигателя или водяной насос — это часть системы, которая охлаждает нагретый мотор. Без работоспособности системы или выхода со строя компонентов, моторы перегреваются и приносят много бед своим владельцам.
Водяной насос или помпа системы охлаждения двигателя обеспечивает циркуляцию жидкости через силовой агрегат к охладительным элементам, чем обеспечивает постоянную рабочую температуру внутри конструкции.
Прежде чем приступить непосредственно к разбору основных элементов водяного насоса, стоит понимать общую систему охлаждения движка. Для этого стоит рассмотреть, какие элементы в нее входят, и как проходит процесс циркуляции охлаждающей жидкости:
- Радиатор.
- Расширительный бачок.
- Водяной насос.
- Термостат.
- Водяная рубашка внутри двигателя.
- Комплект патрубков.
- Сливные краны и заглушки.
К расширенному кругу деталей системы охлаждения двигателя стоит отнести также: радиатор печки и патрубки печки.
Помпа системы охлаждения двигателя проводит циркуляцию охлаждающей жидкости по системе. Таким образом, стоит понимать, что и как любой насос, она состоит из деталей, а именно:
- Корпус.
- Крыльчатка.
- Приводной вал.
- Подшипник.
- Уплотнительное кольцо.
- Пружинка зажимная (на старых моделях отечественных автомобилей).
- Шкив (на большинстве моделей съемная часть помпы).
Как работает изделие? При помощи приводного ремня, который зацеплен за шкив система приводится в работу. Движение со шкива передается на вал, а затем и на крыльчатку, которая уже и проводит циркуляцию охлаждающей жидкости.
Стоит отметить, что больше обороты коленчатого вала, тем больше греется двигатель, поэтому шкив коленвала спарен при помощи ремня со шкивом водяного насоса.
Таким образом, чем быстрее крутится главный вал силового агрегата, тем большие обороты помпы, а поэтому циркуляция охлаждающей жидкости проводится быстрее. Проще говоря, чем быстрее крутится коленчатый вал, тем быстрее нужно проводить охлаждение, поэтому и спаривают обороты к/вала и помпы.
Основные неисправности
Неисправный водяной насос может принести немало бед для владельца своего автомобиля, поскольку нарушается система циркуляции охлаждающей жидкости, что ведет к перегреву мотора. Таким образом, нужно знать и понимать, как определить неисправность помпы, а также вовремя заменить деталь.
Стоит отметить, что большинство современных автомобилей оснащены неразборными помпами. Поскольку стоимость детали низкая, и нет смысла проводить переборку элемента. В таких странах, как США и Германия, такой элемент, как водяной насос системы охлаждения считается расходным материалом.
Итак, как распознать неисправность водяного насоса:
- При запуске двигателя на холодную слышен глухой звук с подкапотного пространства. Стоит отметить, что это может быть связано с другими неисправностями, такими как генератор или приводной ремень.
- Из-под шкива помпы видны подтеки охлаждающей жидкости. Это означает, что появился люфт между валом и корпусом, или износился резиновый уплотнитель.
- При проведении диагностики слышен люфт подшипника водяного насоса, но не видно подтеков охлаждающей жидкости. В данном случае, если помпа разборная достаточно заменить подшипник, если нет — придется менять весь элемент.
Методы устранения неисправностей
Устранение поломки водяного насоса зависит от конструктивных особенностей автомобиля. Так, если водяной насос разборной (для старых моделей автомобилей), есть возможность его перебрать, а вот для неразборных придется менять элемент в сборе.
Ремонт разборной помпы
Ремонт разборного водяного насоса стоит доверить профессионалам, поскольку они знают допустимые зазоры между валом и корпусом, а также могут определить ремонтнопригодность элемента. Так, если было решено, что насос пригодный для ремонта, необходимо провести следующие действия:
- Снимаем ремень со шкива насоса.
- Демонтируем сам шкив (обычно закреплен на 3 или 4 болтах).
- Откручиваем корпус и снимаем помпу в сборе.
- С внутренней части демонтируем крыльчатку и стопорные кольца вала.
- Проводим выпрессовку приводного вала.
- Выпрессуем подшипник, который наверняка остался в корпусе.
- Теперь необходимо заменить детали, которые были изношены.
- Сборка проводится в обратном порядке.
Конечно, для каждой модели автомобиля этот процесс будет проводиться по-разному, все зависит от конструктивных особенностей транспортного средства и силового агрегата.
Замена неразборного водяного насоса
Процесс замены неразборного водяного насоса достаточно типичный для всех автомобилей. Так, нет необходимости снимать шкив, поскольку он идет в сборе. Итак, рассмотрим, последовательность действий направленные на замену помпы:
- Снимаем приводной ремень со шкива водяного насоса.
- Откручиваем болты крепления корпуса от блока цилиндров.
- Вынимаем водяной насос.
- Сборку проводим в обратном порядке.
Стоит отметить, что большинство автомобилистов не знают, что между водяным насосом и корпусом двигателя есть прокладка, которая в комплекте с новой деталью зачастую не идет и ее необходимо покупать отдельно.
Последствия несвоевременной замены водяного насоса
После того, как были рассмотрены основные вопросы, которые касаются устройства, работы и неисправностей водяного насоса стоит рассмотреть вопрос последствий несвоевременной замены изделия.
Многие автомобилисты после появления свиста или подтекания помпы продолжают ездить в таком неисправном техническом состоянии, при этом, не задумываясь, чем это ожжет грозить. Таким образом, появляются косвенные признаки того, что ситуация подошла к критической отметке.
Например, постоянно работающий вентилятор охлаждения может не только указывать на неработоспособный термостат, а и о недостатке «охлаждайки» в системе, из-за того, что она вытекает из-под шкива.
Итак, рассмотрим, к каким последствиям стоит готовиться автомобилисту при несвоевременном ремонте узла:
- Постоянные подтекания жидкости снижают уровень охлаждающей жидкости в системе, что приводит сначала к постоянной работе термостата и доливке жидкости, а затем к перегреву.
- В свою очередь, перегрев чреват серьезными последствиями, такими, как повреждением внутренних элементов головки блока цилиндров. Самым страшным вариантом становится прогиб и деформация плоскости ГБЦ, что тянет за собой другие страшные последствия.
- Также, постоянные перегревы способствуют тому, что в корпусе головки блока и блока цилиндров появляются трещины, которые достаточно тяжело устранить.
- Самым страшным последствием является то, что после деформации ГБЦ охлаждающая жидкость может пойти вовнутрь камер сгорания, а это гидроудар, последствием которого становится полный и бесповоротный капитальный ремонт силового агрегата или замена движка вовсе. Это может серьезно ударить по карману владельца.
На основании выше изложенного, ремонт водяного насоса системы охлаждения стоит проводить вовремя, при обнаружении первых признаков неисправности. Если это не сделать последствия могут стать плачевными для двигателя и владельца транспортного средства.
Вывод
Насос системы охлаждения двигателя — неотъемлемая часть системы охлаждения силового агрегата. Неисправность данного элемента может привести к тому, что двигатель начнется перегреваться, а это в свою очередь может привести к негативным последствиям. Первыми признаками выхода со строя помпы является глухой свист после запуска на холодную и подтеки со шкива.
avtodvigateli.com
Помпа — Словарь автомеханика
Помпа, она же водяная помпа двигателя автомобиля — это насос создающий принудительную циркуляцию охлаждающей жидкости в системе охлаждения ДВС. Предназначается
Доводить до этого нельзя, поэтому чтобы удостовериться, что помпа двигателя работает, нужно периодически слушать и осматривать мотор, чтобы вовремя выполнить ремонт или замену вышедшего из строя узла.
Конструкция водяной помпы
Устройство помпы в большинстве автомобилей очень похожее, особенно это касается отечественных машин. И искать, где находится помпа, долго тоже не придется, так как она приводится в действие ремнем ГРМ и располагается возле радиатора.
Конструктивно помпа выглядит следующим образом: в крышке крепится вал. На него насажена крыльчатка, движение которой инициирует перемещение жидкости в системе. С другой стороны вала монтируется приводной шкив, и в некоторых моделях автомобилей еще вентилятором. Через ремень ГРМ и приводной шкив на вал передается энергия вращения двигателя, вал приводит в действие крыльчатку и вся система работает.
Устройство помпы.
Между корпусом и крыльчаткой монтируется сальник, с износом которого связаны многие проблемы помп. Если этот сальник плохой, антифриз или тосол постепенно просачивается в полость к подшипникам, вымывая их смазку. Из-за этого подшипники начинают работать гораздо громче и быстро изнашиваются, что ведет к заклиниванию помпы.
Причины и последствия поломки водяной помпы
Поскольку помпа автомобильная является довольно простым механизмом, ломается она не слишком часто, особенно при нормальном уходе за двигателем. Тем не менее, даже самая надежная помпа может выйти из строя. Причин поломки может быть несколько, среди них:
- износ узлов устройства, в том числе старение сальника;
- изначально низкое качество помпы;
- непрофессионально выполненный ремонт.
Если система остается герметичной, но помпа не инициирует циркуляцию по ней жидкости, это приводит к повышению температуры двигателя, о чем будут свидетельствовать показания датчика на приборной панели. Непродолжительная езда в таком режиме приведет к закипания радиатора или заклиниванию двигателя.
При возникновении течи помпы нужно как можно быстрее предпринять действия по её устранению.Другим признаком поломки помпы является течь антифриза в зоне ее установки. Если протечка не очень сильна, это не так страшно, поскольку циркулирующая в системе жидкость все равно будет нормально выполнять свои функции, просто ее нужно регулярно доливать. Но все же при обнаружении такой поломки лучше всего сразу ее устранить, ведь течи имеют свойство увеличиваться в интенсивно эксплуатируемых двигателях.
Распространенные поломки водяной помпы
Видов поломок, по которым водяная помпа может выйти из строя, не очень много, что обусловлено относительной простотой ее конструкции. Наиболее распространенными являются:
- поломка крыльчатки;
- ухудшение крепления крыльчатки на валу;
- заклинивание подшипника;
- ухудшение плотности соединений из-за вибраций двигателя, ведущее к просачиванию охлаждающей жидкости.
Проблемы с крыльчаткой наиболее часто возникаемые, но клин подшипников тоже случается.
Ремонт водяной помпы
Помпа двигателя является ремонтопригодным разборным узлом. Здесь есть возможность заменить как весь механизм, так и отдельные его элементы, например подшипники. То, что помпа автомобильная не обязательно должна заменяться полностью, не может не радовать, поскольку это позволяет существенно удешевить ремонт. Правда, доступ к этому узлу для его частичной или полной разборки бывает затруднен. Так, в некоторых моделях автомобилей для этого необходимо частично откручивать подушки двигателя, работая снизу из смотровой ямы. Очень часто замена помпы производится при каждой второй замене ремня/цепи ГРМ, но при возникновении симптомов неисправности водяного насоса меняют и раньше, все зависит от качества детали и уровня выполнения работы при предыдущей смене привода ГРМ и самой детали.
Связанные термины
etlib.ru
От помпы до радиатора — Технологии
Большинство неисправностей системы охлаждения могут быть классифицированы по нескольким основным их проявлениям.Владимир Мухин, технический директор «Бош автосервсис Эксперт плюс»:
— Чаще всего мы сталкиваемся с перегревом машины либо, наоборот, с недостижением ею рабочей температуры. Нередко также причиной обращения в сервис является течь или уход охлаждающей жидкости. Зачастую эти симптомы проявляются в комплексе и могут дополняться сигналами о неисправности на контрольной панели.
Проблему при диагностике системы охлаждения представляет многообразие причин, которые могут вызывать указанные симптомы. В первую очередь сложности возникают при перегреве автомобиля.
Вадим Наумов, мастер-приемщик компании «Автосервис Кэмп-Серпухов»:
— Перегрев может быть вызван несколькими поломками. Самой простой и легко устраняемой причиной закипания автомобиля становится неисправность крышки радиатора. Диагностику при возникновении этого симптома стоит начинать именно с проверки крышки. На ней не должно быть никаких трещин или механических повреждений. Ее дефект приводит к изменению рабочего давления в системе, из-за чего автомобиль может кипеть даже при рабочих температурах жидкости. Лечится проблема заменой крышки бачка.
Вторая по распространенности причиной неправильного температурного режима двигателя — неисправности термостата. В зависимости от того, в каком положении он «зависает», автомобиль начинает либо медленно набирать рабочую температуру, либо перегреваться. В первом варианте термостат автоматически становится подозреваемым номер один. Бывают, конечно, случаи, когда (обычно из-за неправильного ремонта) вентилятор охлаждения перестает выключаться и начинает работать в режиме нон-стоп при включенном зажигании. Но такое встречается достаточно редко. В случае же с перегревом исключить термостат или убедиться в его неисправности позволяет элементарный тест.
Вадим Наумов:
— Диагностировать неисправность термостата можно с помощью оценки температуры верхнего и нижнего патрубков радиатора. Если при полностью прогретом двигателе верхний будет горячим, а нижний — холодным, то виновен термостат. Если же горячими окажутся оба патрубка, велика вероятность того, что неисправна помпа.
Кстати, убедиться в неправильной работе термостата подобный тест позволит и при недостаточном прогревании автомобиля. Нужно будет остудить автомобиль, и если при прогревании оба патрубка начнут нагреваться одинаково быстро — термостат неисправен.
Вадим Наумов:
— Самая неприятная ситуация — это когда помпа то качает, то нет. В этом случае диагностировать ее поломку сложно. Приходится идти методом исключения. Когда все будет проверено, а неисправность выявить не удастся, при том что машина будет продолжать перегреваться — можно попробовать повнимательнее приглядеться к помпе. Как вариант — попытаться заменить ее заведомо исправной деталью.
Виновником перегрева может стать и вентилятор охлаждения.
Владимир Мухин:
— Вентилятор также нередко становится причиной перегрева. Его диагностируют с помощью тестера. Вентилятор должен включаться и выключаться при достижении двигателем соответствующих температур.
Полный отказ вентилятора свидетельствует о неисправности как минимум в его цепи. Несвоевременное же включение или выключение обычно говорит о неисправности датчиков. Локализовать поломку позволит дальнейшее исследование с помощью сканера.
И наконец, одна из распространеннейших причин перегрева — загрязнение радиатора.
Владимир Мухин:
— Радиатор проверяется визуально. Это частая проблема. Если его поверхность покрыта слоем пыли, масла — требуется его очистка.
Засорение радиатора может происходить как снаружи, так и изнутри. Обычно причина засорения радиатора изнутри — несвоевременная замена охлаждающей жидкости.
Вадим Наумов:
— Через три года свойства охлаждающей жидкости меняются. В частности, ее компоненты могут оседать на внутренней поверхности радиатора, образуя «тромбы», ухудшающие теплообмен и циркуляцию жидкости. Косвенным признаком засорения радиатора может быть потеря прозрачности охлаждающей жидкости, ее помутнение, появление осадка. В любом случае, при жалобе на перегрев имеет смысл поинтересоваться у владельца, когда в последний раз производилась замена жидкости.
С утечкой жидкости проблем у диагностов обычно возникает меньше — часто именно появление ее следов под машиной и вынуждает автовладельцев обращаться в сервис. Однако и тут могут быть сложности. Во-первых, при незначительных течах не всегда удается локализовать место протечки. В этом случае удобно использовать специальную ультрафиолетовую лампу и очки. Во многие (но не во все) антифризы добавляется специальное вещество, которое при освещении такой лампой светится и таким образом облегчает обнаружение места утечки. Также можно использовать технологию опрессовки.
Владимир Мухин:
— Для локализации течей применяется опрессовка под давлением. С помощью стенда для опрессовки системы охлаждения нагнетаем давление примерно в 7 атмосфер и смотрим, откуда уходит жидкость.
Хуже, если даже после опрессовки утечку обнаружить не удастся, а при этом уровень жидкости будет красноречиво свидетельствовать о ее расходе. Здесь, опять же, стоит обратить внимание на крышку бачка — возможно, что из-за его неисправности жидкость элементарно выкипела. Но если с крышкой все будет в порядке — можно предположить уход жидкости внутрь двигателя. Этот дефект иногда удается выявить по ряду косвенных признаков.
Вадим Наумов:
— Худший вариант — пробита прокладка головки блока. Антифриз в этом случае кипит в бачке из-за попадающих в него газов. Кроме того, на одной-двух свечах появится белый налет, весьма характерный, который невозможно перепутать с обычным рабочим накалом на свечах. В масле же может образоваться белая эмульсия, а уровень самого масла — подняться выше максимального.
Для диагностики пробитой головки блока в некоторых случаях полезно использовать газоанализатор.
Владимир Мухин:
— Существует анализатор, позволяющий определить, есть ли прорыв газов в расширительный бачок. Если прибор определит присутствие газов в охлаждающей жидкости — высока вероятность прорыва прокладки головки. В этом случае сначала разбирается и проверяется головка блока, если же там все нормально — придется разбирать сам блок.
В целом же алгоритм проверки системы охлаждения может выглядеть следующим образом.
Владимир Мухин:
— Если перегрев — проверяется уровень охлаждающей жидкости. Если он в норме — проверяется термостат по нагреву патрубков системы входа и выхода. Затем последовательно проверяются помпа, вентилятор системы охлаждения и загрязненность радиатора. Если обнаруживается утечка — проводится визуальный осмотр системы. Если он не позволяет определить место течи, проводится опрессовка. При необходимости делается диагностика головки блока и самого блока. Если двигатель не прогревается — смотрим термостат по патрубкам. И нужно убедиться, что вентилятор своевременно выключается. В любом случае обязательно подключается тестер и проводится считывание показаний системы самодиагностики.
В случае профилактической диагностики проверяются уровень охлаждающей жидкости и ее качество, визуально — отсутствие течи, механик должен убедиться в отсутствии шумов при работе помпы, проверить состояние радиатора — он должен быть чистым и не должен иметь следов механического повреждения. Также проверяется своевременность включения вентилятора охлаждения. Нелишним будет также убедиться в эффективности работы печки отопителя.
Из специального диагностического оборудования для системы охлаждения сервису имеет смысл располагать стендом или портативным прибором для опрессовки системы охлаждения, анализатором газов, универсальным сканером, ультрафиолетовой лампой для обнаружения течей.
Ремонт системы охлаждения в большинстве случаев сводится к замене неисправных деталей. Ни помпа, ни вентилятор радиатора, ни термостат, ни тем более датчики ремонту не подлежат. При обнаружении неисправности их придется заменить. При этом каждую из этих деталей желательно менять на оригинальную. Особенно это важно, если речь идет о датчиках и термостате. При этом при перегреве двигателя имеет смысл настоятельно рекомендовать автовладельцам провести тщательную диагностику не только элементов системы охлаждения, но и самого двигателя. Владельцам стоит объяснить, что в большинстве случаев перегрев современных моторов приводит к их поломке. И лучше заранее выявить дефект и своевременно устранить его, отшлифовав поверхность головки или заменив кольца, чем впоследствии менять заклинивший двигатель.
Если перегрев будет связан с отказом вентилятора, то, прежде чем менять эту деталь, необходимо прозвонить саму цепь вентилятора. Во многих случаях именно ее дефекты приводят к отказу. Но, даже если проверка цепи не даст результата, после демонтажа вентилятора стоит попробовать «запустить» его, подведя к нему напряжение напрямую.
Замена деталей — нередко единственный выход из положения и при обнаружении течи.
Владимир Мухин:
— При обнаружении течи требуется восстановить герметичность системы. Если течь происходит по вине прорвавшегося патрубка, необходимо заменить целиком весь патрубок. Нередко протечку вызывает некачественное соединение патрубков. В этом случае обычно достаточно заменить хомут. Течь из-под помпы чаще всего устраняется заменой прокладки. Если сам корпус имеет механические повреждения — потребуется замена целиком всей помпы. При уходе жидкости через прокладку головки блока надо обязательно проверить ее плоскость. Если головку повело — ее необходимо либо заменить, либо восстановить, после чего установить новую прокладку и проверить систему на герметичность. В случае же утечки из радиатора потребуется замена радиатора.
Методы восстановления радиатора существуют, но, по мнению наших экспертов, все они невыгодны ни самому сервису, ни владельцу автомобиля.
Петр Нечипоренко, директор по маркетингу компании LUZAR:
— Существующие технологии ремонта радиаторов не гарантируют их полного восстановления. Во многих случаях они сводятся к блокированию неисправных сегментов радиатора, в результате чего уменьшается эффективность детали.
К тому же велика опасность того, что старый радиатор вновь выйдет из строя. Его поломка в любом случае свидетельствует о слабости металла. Поэтому даже при качественном ремонте не исключено появление новой течи. А тогда претензии клиентов будут направлены на сервис, даже если течь возникнет не в месте предыдущего ремонта. Выгоднее провести замену радиатора новым, тем более если такие радиаторы имеются на складе сервисного центра. Тогда сервис сможет заработать еще и на продаже детали. На руку сервису играет и то, что в случае с радиаторами не обязательно устанавливать только оригинальные радиаторы. Можно предложить клиентам качественную неоригинальную деталь, стоимость которой будет как минимум процентов на тридцать ниже «родной». Но в этом случае сервису важно тщательно подойти к выбору таких неоригинальных радиаторов. Нужно учитывать несколько факторов. Во-первых, желательно покупать радиаторы тех брендов, которые являются официальными поставщиками автозаводов.
Петр Нечипоренко:
— На рынке очень много неоригинальных радиаторов. Они есть практически для всех автомобилей, за исключением ну разве уж совсем экзотических. Обычно года через два после появления ходовых иномарок появляются и неоригинальные радиаторы для них. При их выборе нужно учитывать, что радиаторы должны не только подходить по посадочным местам (а даже этот момент не всегда соблюдается «независимыми» производителями), но и соответствовать по уровню теплообмена. Поэтому лучше всего покупать изделия у таких фирм, как Nissen, AVA, Valeo, Behr, LUZAR и прочие, которые наряду с поставками на свободный рынок производят детали на конвейер автозаводов. Такие компании выпускают продукцию, которая проходит тестирование на соответствие требованиям автоконцернов.
Не возбраняется покупать и изделия менее маститых брендов. Среди них немало добросовестных компаний, выпускающих качественные радиаторы, которые работают не хуже оригинальных. Выбрать добротный товар позволит соблюдение ряда несложных правил.
Петр Нечипоренко:
— Радиаторы различаются по материалу, из которого они выполнены. Основной материал при производстве сердцевин современных радиаторов — алюминий. Он обладает примерно в два раза меньшим коэффициентом теплопроводности, чем медь. Однако он дешевле меди и гораздо более технологичен. Поэтому большинство современных радиаторов делают из этого материала. Но в сознании многих как автовладельцев, так и сервисников до сих пор сохранился некоторый страх перед алюминием. И совершенно напрасно. При кажущейся ремонтопригодности медные радиаторы имеют много неустранимых «родовых» недостатков: малую жесткость конструкции, мягкость трубок, высокую цену. Мифом является и более высокая теплоотдача медных изделий — благодаря современным технологиям алюминиевые радиаторы уже давно достигли и превзошли показатели теплоотдачи медных аналогов. Мы посоветовали бы при формировании склада делать акцент именно на алюминиевых деталях.
Также обращайте внимание на толщину сердцевины. Толщина неоригинального радиатора не должна быть меньше толщины «родного» радиатора.
Измерьте количество трубок. Чем оно больше, тем лучше. Большее количество охлаждающих трубок обеспечивает большую емкость и, следовательно, большую теплоотдачу.
Принципиально важно, какая трубка используется — круглая или плоскоовальная. Круглая трубка в отличие от плоскоовальной имеет «аэродинамическую тень» — «мертвую зону» позади трубки, куда холодный воздух практически не попадает, соответственно, теплоотдача ее будет существенно меньше, чем у плоскоовального аналога.
Оцените «оребрение» радиатора. Правильным будет выбор радиатора с большим количеством лент или пластин — это обеспечит его лучшую теплоотдачу.
И наконец, имеет смысл обратить внимание на общее исполнение радиатора. Этот фактор является очень значимым — приятный внешний вид свидетельствует о культуре производства и, в принципе, может гарантировать высокое качество изделия.
www.remontauto.ru