Что такое лонжерон автомобиля — Что такое.WIKI
Надежность кузова важная составляющая характеристик авто. Многие начинающие автолюбители, к примеру, понятие не имеют, что такое лонжерон автомобиля, для чего нужен и как важен для машины. Хотя он является важнейшим узлом транспортного средства, повышающим износостойкость корпуса и определяющим безопасное движение. Этот элемент требует постоянного осмотра, а при выявлении серьезных неисправностей его необходимо заменить.
Что такое лонжерон
Лонжерон – основа кузовной части машины, на которую ложиться большая часть механических нагрузок. Если посмотреть на фото лонжерона автомобиля, то видно, что он расположен в нижней части кузова, и представляет собой парную конструкцию, соединенную перемычками для придания жесткости каркасу транспорта.
Лонжерон способен выдерживать большие нагрузки в соответствии с общей массой автомобиля. Механизм легко выдерживает общую массу пассажиров, вес силового агрегата и груз в багажном отсеке. Его высокая прочность позволяет поглощать жесткие удары, которые возникают при движении по плохому дорожному покрытию или деформационные искажения при аварии.
Устройство
Внешний вид лонжерона автомобиля на видео можно хорошо рассмотреть, он имеет сходство с рамой или лестницей. А сама конструкция представляет собой трубу и может быть, как сборной, так и цельной.
В роли основного материала для изготовления выступает алюминий или титан. Поэтому лонжерон отличается малым весом и хорошим поглощение избыточной энергии, что обеспечивает безопасность.
Обычно устанавливается пара лонжеронов, которые состоят из трех секций. Узлы размещаются параллельно по отношению друг к другу, однако допускается наклонное расположение. Конструкция рассекает всю длину кузова, обеспечивая максимальную опорную функцию.
Предназначение
Лонжерон оказывает усиливающий эффект в зоне расположения пассажиров и крепления основных конструктивных элементов. Он предназначен для поглощения основной части энергии от дорожного полотна и блокировки ее дальнейшего продвижения.
Для смягчения ударов и предотвращения деформации кузова, лонжерон наградили несколькими нюансами в конфигурации:
- Некоторые участки имеют разную толщину и ширину сечения;
- Наличие отверстий в зонах минимальных статических нагрузок;
- Специальные складки при столкновении переносят весь удар на лонжерон, максимально сохраняя целостность кузова.
Иными словами, эта конструкция поглощает всю возникающую энергию, направленную на авто, блокируя ее распространение на кузов. Данный элемент также способствует плавности движения, что позитивно сказывается на комфортном пребывании в салоне.
chto-takoe.wiki
Лонжерон в автомобиле: предназначение, неисправности, замена
Изначально на всех автомобилях использовалась рамная несущая часть. То есть все элементы авто крепились к специальной конструкции – раме. Модификаций такой несущей части было несколько, но самое большое распространение получила рама лестничной конструкции. Состояла она из двух параллельно расположенных продольных балок – лонжеронов, соединенных между собой поперечинами, что и придавало этой конструкции вид лестницы.
Рамная конструкция кузова
По мере развития автомобилестроения, рамную конструкцию вытеснил несущий кузов. То есть все элементы авто крепились уже к кузову, и надобность в раме отпала, хотя и не совсем. Рамная несущая часть до сих пор применяется на грузовых авто, тяжелых внедорожниках. Все дело в том, что несущий кузов не способен выдерживать большие нагрузки, то есть эта конструкция не применяется для грузовиков или крупных внедорожников, обладающих значительной массой.
Но и в легковых авто не вся нагрузка от составных частей легла на кузов. Если бы так было сделано, то он, изготовленный из тонкого листового металла, просто не выдержал бы нагрузки, и составные части просто бы отваливались, обрывая металл. Поэтому без использования лонжеронов при монтаже несущего кузова нельзя обойтись.
Устройство лонжерона и для чего они нужны?
Содержание статьи
Функции рамы выполняет кузов в виде лонжеронов
Основная задача лонжеронов – воспринимать на себя все нагрузки как внутренние (составные части авто, пассажиры, дополнительный груз и т. д.), так и внешние (вибрации, передаваемые от колес). Лонжерон — это демпфер, который находится между подвеской и кузовом и гасит вибрации.
Лонжерон представляет собой обычную трубу прямоугольного сечения. Причем в разных местах это сечение может меняться, чтобы обеспечить необходимую жесткость кузова. В них проделаны технологические отверстия, при помощи которых производится монтаж и крепление составных частей авто, а также выполняется вентиляция, чтобы внутри них не накапливалась влага, являющая катализатором образования коррозионных процессов.
Но в отличие от рамной конструкции, где рама является полностью отдельным элементом авто, в легковых автомобилях лонжероны интегрированы в кузов, то есть являются неотъемлемой его частью и многие элементы кузова присоединены к ним при помощи сварки.
Особенности конструкции и виды лонжеронов
Передние лонжероны отмечены красным
Лонжероны в легковушках могут быть как раздельной конструкции, так и цельными. Под раздельными нужно понимать, что для определенной части кузова предназначены свои лонжероны. Устанавливаются они в передней части (упрочнение моторного отсека), средней части кузова (для укрепления днища салона) и сзади (усиление кормы кузова). Но поскольку типов кузовов – большое количество, то необязательно, что все указанные лонжероны могут использоваться. К примеру, в некоторых авто может отсутствовать средние или задние лонжероны, но передние есть всегда.
Объясняется это тем, что передок авто испытывает самые большие нагрузки – на него приходится вес силовой установки и трансмиссии, к нему крепиться подвеска.
Также в несущем кузове могут использоваться цельные лонжероны, тянущиеся вдоль всего авто от переднего бампера к заднему. Такая конструкция более надежна, но и сложнее в изготовлении, поскольку приходится придавать лонжеронам особую форму (изгибы крыльев) с сохранением всех прочностных показателей.
Но какие бы типы лонжеронов не применялись на авто, раздельные или цельные, они всегда парные и расположены параллельно друг относительно друга. Хотя в ряде случаев используются эти элементы, расположенные под небольшим углом.
Также лонжероны могут быть как составными, так и представляющие собой единый цельный элемент. Первые выглядят как определенный набор деталей, соединенных между собой. У каждого из них есть свои хорошие качества и недостатки. Так, составная конструкция обеспечивает более легкое проведение ремонта, поскольку возможна замена только поврежденной детали, без замены всей конструкции. Но и показатели по прочности и надежности у такого типа лонжеронов – ниже. Цельный же тип способен выдерживать значительные нагрузки за счет единой конструкции, но в случае его повреждения, восстановление его уже практически невозможно.
Чтобы лонжероны смогли выдерживать сильные нагрузки, в качестве материала их изготовления применяются титановые или алюминиевые сплавы, а также композитные материалы. Формирование же этих элементов выполняется либо путем штамповки, либо при помощи фрезерных станков.
Какие функции лонжероны выполняют?
Исходя из изложенного, становится понятно, что лонжероны в легковых авто являются главным силовым элементом в конструкции. Но если в грузовиках он – несущая часть, то в легковушках он всего лишь усиливает кузов. Но при этом функции его очень важны, поскольку он принимает на себя все нагрузки, действующие на кузов. А они разнонаправлены, поэтому лонжерон работает в очень жестких условиях.
Помимо усиления эти элементы еще выполняют и роль амортизаторов, обеспечивая как можно более ровное распределение вибрационных воздействий по всему кузову, а не лишь в его определенной части.
При ДТП основную силу удара в кузове приходится именно на лонжероны. Поэтому конструкция их такая, что они не только принимают ударные нагрузки на себя, но еще и гасят их. Для этого в передней части лонжерона сделаны так называемые «деформируемые» участки, где толщина металла меньше, чем в остальной части элемента. Нужны они для того, чтобы во время воздействия ударной нагрузки при ДТП, происходила деформация лонжерона, обеспечивающая снижение кинетической энергии удара.
Нередко при изготовлении лонжеронов применяются так называемые складки, задача которых – предотвратить разрыв лонжерона. При сильном ударе лонжерон со складками просто будет складываться в «гармошку».
Неисправности лонжеронов
Поскольку эти элементы конструкции кузова выполняют ряд важнейших функций, причем все они связаны с восприятием значительных нагрузок, то и возникновение деформации – дело времени.
Постепенно происходит «усталость» металла, из-за чего меняются его свойства – уменьшается прочность, упругость. Поэтому вероятность деформации даже от незначительного воздействия значительно возрастает.
Из-за этой «усталости» возможно образование трещин, начало которых обычно идет от технологических отверстий. После появления трещины при дальнейшей эксплуатации она будет «разрастаться» и если не предпринять мер, то в итоге она приведет к разрушению лонжерона.
Ну и, естественно, сильные ударные нагрузки, к примеру, при ДТП могут изменить геометрию самого элемента, а это уже – достаточно серьезная проблема. Потому, что многие элементы кузова, а также составные части авто крепятся именно к лонжеронам. И если при аварии лонжерон «повело», то это скажется на геометрии кузова, изменит положение агрегатов и узлов. Из-за этого в кузове могут значительно увеличиться зазоры и герметичность нарушится. Смещение агрегатов может привести к возникновению дополнительных нагрузок в местах соединения, что будет приводить к увеличению их износа.
Также изменение геометрии кузова практически всегда сказывается на управляемости авто. За счет того, что лонжероны «поведены» положение колес меняется, из-за чего машину может постоянно «вести» в сторону, а также значительно увеличится износ шин.
Способы восстановления и ремонта
Видео: Как вытянуть лонжерон своими руками, В ЛЕСУ)
Главная проблема использования лонжеронов в несущем кузове – очень трудное их восстановление и ремонт. Но и без них в конструкции авто не обойтись.
Как уже отмечено лонжероны составного типа, состоящие из нескольких деталей, еще можно ремонтировать путем замены поврежденного элемента, но и здесь есть свои нюансы. Таким образом можно устранить только трещины и другие незначительные повреждения этого элемента.
Можно трещины также и заварить при помощи сварочного аппарата, хотя и здесь тоже не все просто. Титановые и алюминиевые сплавы очень плохо подвергаются сварке, поэтому такие работы должен проводить профессионал, знающий все особенности работы с такими металлами.
Если лонжерон «повело» или имеются незначительные деформации, то возможно восстановление его геометрии на специальном стенде – каролинере. Но и эта операция не из легких, поскольку для доступа к поврежденному элементу приходится разбирать практически весь автомобиль.
Допускается частичная замена лонжерона. Производится она в случае, когда деформирован лишь небольшой участок на конце элемента. В таком случае поврежденную часть отрезают, а на ее место приваривают новый. Но такая операция возможна только с условием, что основная часть элемента не имеет никаких повреждений.
Полная же замена деформированного лонжерона – операция очень рисковая. Доказательством тому является то, что при сильном повреждении этого элемента кузов считается непригодным для дальнейшего использования.
И все же такая операция выполняется. Но при этом никто не предоставит полной гарантии того, что геометрия кузова восстановиться, а вот усугубить проблему попыткой замены лонжерона можно запросто. Да и сами такие работы являются очень дорогостоящими, поэтому не всегда целесообразно делать ее, учитывая то, что все вмешательства в конструкцию кузова обязательно скажутся на безопасности.
avtomotoprof.ru
Лонжерон автомобиля что это такое фото лонжерона
Многие водители не знают, что такое лонжерон или балка автомобиля. Этот элемент кузова является самым основным и от его состояния во многом зависит состояние машины в целом. Сегодня вы узнаете, что это такое лонжерон и зачем он нужен.
Особенности конструкции
Большая часть лонжеронов выглядят, как труба прямоугольного сечения, а также располагаются вдоль кузова. Некоторые автомобили предусматривают протяжение балки от одного бампера к другому, но в большинстве случаев их четыре и они расположены ближе к углам автомобиля. Помимо этого, такая деталь может состоять из нескольких частей или быть цельной, которая производится путем штамповки, а также фрезерования.
Многие балки имеют параллельное расположение, но есть и те, что устанавливаются под прямым углом к раме. Преимущественным материалом производства является титан или специальный сплав алюминия. Основная часть – это швеллер, который должен обладать достаточным сечением, чтобы выдерживать огромные нагрузки. В тех местах, где балка слишком сильно загружена, сечение должно быть наибольшим.
Лонжерон является самой важной деталью кузова, так как на него всегда давит очень большой вес: двигатель, пассажиры, груз, а так же прочие детали кузова, так или иначе, крепятся на него. Помимо этого, деталь испытывает ударные нагрузки, которые возникают в результате преодоления небольших препятствий на достаточной скорости.
Функции лонжеронов
Самые основные балки – это передние. На них приходится наибольшая нагрузка. Кроме того, они играют роль дополнительного амортизатора, который поглощает большое количество ударов, возникающих при движении. Особенности материала позволяют им совершать небольшие упругие деформации, что улучшает работу подвески.
Для уменьшения вибраций, которые распространяются по кузову, производитель старается продольную часть выполнить с наименьшим сечением. Помимо этого, в слабых местах создаются специальные отверстия, чтобы эти зоны поглощали максимум деформаций при минимальной вероятности изгиба или перелома. Как правило, в этих местах мотор не устанавливается, а крепятся только детали подвески.
Однако плохие дороги не единственная причина, по которой лонжерон должен быть мягким. В случае ДТП, он берет на себя задачу по поглощению кинетической энергии. И чем сильнее он будет деформироваться, тем меньше станет удар по салону автомобиля.
Что касается грузового автомобиля, то он должен иметь качественно изготовленный задний лонжерон, который часто страдает от сильной загруженности. В этом случае сечение П-образного швеллера должно быть таким, чтобы он смог выдержать максимум нагрузку, при этом не нарушать работу подвески.
Основные проблемы, связанные с лонжеронами
Как и любая деталь, балка тоже имеет свой срок службы. Под воздействием интенсивных длительных нагрузок, а также с течением времени, элемент покрывается микроскопическими трещинами, которые со временем продолжают разрастаться и ставят под угрозу надежность крепления подвески или двигателя. Кроме того, ДТП и аварии, связанные со значительными деформациями передней или задней части, также оставляют свой «след». Есть трещину не видно сейчас, то через неделю она будет достаточных размеров, чтобы ставить вопрос о замене детали.
Многие балки страдают от коррозии, которая разъедает их изнутри, что со временем приводит к тому что, они просто начинают разваливаться. Вначале это будет трещина, а затем, изделие начнет покрываться серией таких дефектов. Пожалуй, это явление неизбежно.
Что грозит автомобилю с неисправным лонжероном. Это вопрос долго мучает всех водителей, которые впоследствии закрывают глаза на проблему и продолжают ездить на автомобиле с проблемными лонжеронами. При деформации этой детали, страдает положение некоторых деталей, например, дверей или элементов подвески. При этом сильно нарушается геометрия кузова, а управлять машиной становится намного сложнее, что ставит под угрозу безопасное движение.
Если на балке имеется трещина, то некоторые части авто могут просто отвалиться, например, двигатель. Кроме того, известно много случаев, когда машина просто разваливалась на ходу, что приводило к «неприятным» последствиям.
Как ремонтировать лонжероны
Если верить статистике, то большинство работ связанных с заменой балки, приходятся именно на переднюю часть машины. Если речь идет о рамной конструкции кузова, то тут проблем нет, мастера просто заменят неисправную деталь и авто снова подлежит эксплуатации.
Намного сложнее дело обстоит с кузовами, которые являются несущей частью конструкции. В этом случае, замена балки – это очень трудоемкий процесс, который не всегда получается, как надо. Приварить эту деталь ровно уже невозможно, поэтому многие автомеханики просто отказываются от этой работы.
Однако не стоит отчаиваться, некоторые автосервисы могут выпрямить неисправную деталь при помощи специального оборудования. Но это можно сделать только при условии, что он слегка помят. Возникшие трещины, как правило, задерживают при помощи приваренной заплатки, которой хватает на некоторый промежуток времени.
При любом ремонте балки геометрия кузова уже не будет прежней. Это сильно отразится на положении фар, дверей, крыльев и капота. Машина станет не симметричной, а регулировка подвески станет очень проблематичным занятием, поэтому такую машину лучше всего сдать в утиль.
Читайте так же
365drive.ru
Что такое лонжерон в автомобиле
От сотрудников автосервиса, которые специализируются на кузовном ремонте, можно часто услышать о лонжероне. По их словам, эта деталь может лопаться, уставать и уходить. Странно слышать такие вещи неосведомлённому автовладельцу. Хочется спросить куда может уходить эта деталь и как вернуть её на место. С этим и многим другим нам предстоит разобраться.
Происхождение лонжерона
Для начала стоит разобраться, что же это такое — лонжерон автомобиля и как он появился. Только после этого мы сможем двигаться дальше и продолжить знакомство с этой важной деталью автомобиля. Лонжероном называется самая прочная деталь, которая выполняет несущую функцию. В автомобиле это очень крепкая коробчатая балка, металлический профиль или прямоугольная труба. К ней прикреплено большое число деталей и механизмов.
В первых автомобилях существовала рама, продольные части которой как раз и назывались лонжеронами. Для придания конструкции прочности добавлялись перемычки, что делало её похожей на лестницу. Такая технология используется и до сегодня. Её можно увидеть на любой грузовой машине. На легковушках не предусматривается отдельная рама. Продольные лонжероны стали частью кузова.
Автомобиль не может существовать без этой детали. За колёсами её совсем не видно, но она там точно есть. Посмотреть, как выглядит лонжерон можно, для этого потребуется поднять авто на подъёмнике. Лонжероны бывают разных типов, к рассмотрению этого вопроса мы ещё вернёмся. Если каждому из вас понятно, что такое лонжерон в машине, то можно переходить к изучению функций, которые возложены на эту деталь.
Функции, которые выполняет конструкция
Мы уже узнали где находится лонжерон и даже знаем, что это такое. А вот для чего он нужен пока не совсем понятно. Лонжерон — это самая прочная деталь любого авто. Такой запас прочности необходим для выдерживания нагрузки, которую оказывает кузов, мотор, багаж и водитель с пассажирами.
Также эта деталь служит амортизатором для передней части кузова, поглощая удары и предотвращая деформацию. Кузов нельзя делать очень жёстким и прочным, поскольку он не сможет поглотить энергию удара и большая её часть перейдёт к пассажирам. Такая ситуация недопустима, потому кузов со стороны размещения пассажиров минимально деформируемый и обладает способностью гасить энергию удара.
Именно на лонжероны приходится наибольшая сила удара. При такой ситуации они часто подвергаются деформации. Зато безопасность пассажиров существенно возрастает. Потому жертва лонжерона оказывается оправданной.
Также на эту деталь возлагаются нагрузки, которые несут окружающие рабочие узлы, детали и механизмы. Даже усилие от колёсной базы принимают на себя эти прочные конструкции.
Типы существующих несущих конструкций
В основе большой группы различных видов лонжеронов лежит принцип их расположения. Разные типы деталей подходят под разные автомобили, универсальной разновидности нет.
- Горизонтально параллельно друг к другу располагаются детали в грузовых авто.
- Горизонтальное расположение под определённым углом характерно для легковых внедорожников.
- Изогнутое, вертикальное расположение несущих балок позволяет добиться снижения центра тяжести. В этом случае пол в салоне располагается на более низком уровне.
- При изогнутом, горизонтальном положении также уровень пола в салоне снижается. Более того, в случае бокового столкновения, пассивная безопасность будет находиться на более высоком уровне.
Между балками располагаются поперечины, о них мы уже упоминали. Эти поперечины также делятся на разновидности в зависимости от форм:
- прямолинейная;
- в виде буквы Х;
- К-образная.
Материалом для их изготовления служит изогнутый металлопрофиль. В машинах грузового типа для соединения поперечин с главной балкой используется клёпка. При сборке легковых машин применяется сварочный шов. Для закрепления на лонжероне всех составных элементов кузова применяются кронштейны, которые также отличаются по форме.
Преимущества и недостатки лонжеронного элемента
Начнём с изучения положительных моментов:
- лёгкий вес обеспечивает хорошую управляемость, отличные характеристики динамики и низкое потребление топлива;
- высокая жёсткость на скручивание;
- пассивная безопасность гарантируется особыми зонами, которые поглощают силу удара.
Такой список преимуществ несколько меркнет перед отрицательными моментами. Их список приведён ниже;
- все элементы, из которых состоит несущий кузов, находятся в тесной взаимосвязи, следовательно, при выходе одного из них, страдают все остальные детали;
- распределение конструктивной нагрузки осуществляется по всей системе;
- низкая ремонтопригодность.
Какие повреждения лонжеронов бывают
Если лонжерон находится в неисправном состоянии, то проблема является крайне серьёзной. Эти детали могут поддаваться различным повреждениям. Некоторые из них могут устраняться в профессиональных СТО, другие — служат приговором для авто и не могут быть устранены никаким образом. С лонжеронами могут случаться следующие неприятности:
- В уставшей детали имеются микротрещины, которые только зародились. Со временем под воздействием нагрузок эти трещины будут разрастаться и превращаться в большие повреждения, которые распространятся по всей поверхности детали.
- Серьёзные повреждения лонжеронов могут вызвать нарушения в параметрах автомобиля. А это уже очень серьёзно. Например, может меняться положение дверей, расположение двигателя, некоторых разъёмов кузова, геометрия подвески. Всё это приводит к нарушению управляемости машины.
- Лонжероны могут вовсе лопаться. Это самая страшная ситуация, поскольку кузов полностью разваливается. Исправить такую ситуацию невозможно, а если кто-то из мастеров и возьмётся за такую работу, то достойного результата ожидать не стоит.
Мастера кузовного ремонта обязательно в первую очередь исследуют состояние лонжерона и выносят вердикт о предстоящем ремонте и судьбе автомобиля. Проще всего обстоит дело с рамным лонжероном, который подлежит замене. Кузовной элемент в большинстве случаев не меняется. При небольшом повреждении применяется стенд-каролинер, который возвращает детали первоначальные параметры.
Замена лонжерона — очень сложная работа, которую выполняют не все автосервисы. При замене такой важной детали меняются свойства кузова. Этого не избежать. Ни один сервис не сможет точно определить нужную форму, рассчитать вес и подобрать материал, как это было сделано на производстве. Возможна частичная замена лонжерона. В этом случае деталь должна быть испорчена лишь частично. При помощи дуговой сварки осуществляется замена испорченных элементов.
Находятся и такие умельцы, которые исправляют самые ужасные ситуации. Лонжерон кое-как сваривается в кучу, подгоняются основные параметры кузова и автомобиль продаётся дешевле, чем аналогичные ему машины. И это всё несмотря на то, что его эксплуатация будет опасной, поскольку поведение такого восстановленного авто может быть непредсказуемым. Чтобы не попасть на такое авто, необходимо проводить полную проверку и диагностику перед покупкой.
Без лонжеронов автомобили были бы ненадёжными и даже опасными для человека. Когда возникают проблемы с этой деталью, их в обязательном порядке нужно решать, если это возможно. При разрушении балки дальнейшая эксплуатация машины крайне опасна. Не стоит рисковать своей жизнью и безопасностью пассажиров.
Лучшие цены и условия на покупку новых авто
Кредит 6,5% / Рассрочка / Trade-in / 98% одобрений / Подарки в салоне Мас Моторсdrivertip.ru
Что такое лонжерон в автомобиле? Роль лонжеронов
Когда мы пользуемся транспортным средством, порой не задумываемся, как это даже небольшой автомобиль способен выдерживать на себе такие тяжести. И главными элементами конструкции машины, благодаря которым это стало возможно, являются лонжероны. По сути это несущие части автомобиля, к которым в дальнейшем крепится все остальное.Лонжерон автомобиля что это такое?
Первые модели автомобилей предусматривали отдельные лонжероны, располагаемые параллельно друг к другу. Между собой они скреплялись специальными перемычками, образуя нечто наподобие лестницы. В дальнейшем к такой конструкционной раме крепилась ходовая часть, на которую «навешивался» кузов с салоном.
Современное автомобилестроение ушло несколько дальше в этой части. Теперь лонжероны являются неотъемлемой частью кузова автомобиля. Для них используются легкие конструкции, изготовленные из легких, усиленной прочности металлических сплавов. Благодаря этому снижается общий вес автомобиля, но повышается уровень его безопасности.
Нужно понимать важность лонжерона в машине. Ведь к нему крепятся все ходовые элементы транспортного средства. И от их слаженности, точности, сбалансированной и четкой работы, зависят все эксплуатационные характеристики, а также безопасность водителя и пассажиров.
Увидеть лонжерон на автомобиле можно на грузовом транспортном средстве (когда смотреть между кабиной и кузовом). На легковушке для этого может потребоваться спуститься в специальную смотровую яму – сверху его не видно.
Проблемы лонжеронов
Теперь немного о том, что же означают слова автомобильных мастеров, когда они говорят об «уходе», либо же трещинах, деформации, крене лонжерона. Для владельца транспортного средства это ничего хорошего не означает. И все потому, что эта деталь изготавливается по особой технологии в заводских условиях, и отремонтировать ее даже в самой современной автомастерской может оказаться весьма проблематично. Не то чтобы здесь не было приспособлений все выровнять, заварить, поставить на место.
Дело в том, что после вмешательства в изначальную структуру лонжерона высока вероятность снижения его прочностных характеристик. Поэтому, если поврежден лонжерон несущей конструкции, автомобиль можно готовить к списанию. Шансы на ремонт остаются в случаях, если требуется заменить не несущую, а соединительную часть конструкции.
Идеальное и наиболее практичное решение менять ее новой и не стараться ремонтировать. Если Вы все же решились подравнять или проварить лонжероны – не забывайте о необходимости целостности всей конструкции. Здесь не должно быть каких-либо вставок.
Целесообразно также немного напомнить о конструктивных особенностях современных автомобилей по части лонжеронов, чтобы наглядно объяснить опасность усиления и ремонта в кустарных условиях. Важно помнить, что передняя и задняя часть лонжерона обычно специально изготавливаются менее прочными.
Либо же конструктивно делаются так, что эта часть будет деформироваться при аварии или серьезном столкновении. Такой подход позволяет «забирать» практически всю кинетическую энергию удара на непрочные части, позволяя салону с пассажирами оставаться в безопасности даже в случае серьезного столкновения. Правда, после такой процедуры обычно автомобиль восстановлению уже не подлежит.
Забота о лонжероне
Также стоит серьезно относиться к проверке и диагностике транспортного средства после менее серьезных аварий и столкновений. Ведь, учитывая «хрупкость» передней и задней частей, велика вероятность, что лонжероны может «повести». В дальнейшем это чревато разбалансировкой работы всей системы, появлением конструктивных перекосов (например, отхода дверей, капота, щелей между деталями).
В местах повреждений резко возрастает нагрузка на ходовую часть. Автомобиль начинает терять мощность, «жрать» резину, больше потреблять топлива. Машиной становится труднее управлять, может вообще поменяться вся геометрия подвески. Наиболее уязвимой по части повреждений различной степени оказывается передняя часть лонжерона. Именно ей следует уделять пристальное внимание, если решили купить автомобиль «с рук».
Важно понимать, что даже несущественные повреждения лонжеронов, которые возможно вытянуть в условиях мастерских, в будущем влияют на устойчивость и прочность всей конструкции. Осторожно также следует относиться к самостоятельному усилению кузова и придания ему дополнительной прочности.
Ведь в этом случае вы рискуете снизить уровень защиты салона. Теперь в случае серьезной аварии кинетическая энергия не будет поглощаться на входе, а будет перераспределяться по всей конструкции, вызывая ее одновременное деформирование по всей площади. А вот заменить лонжерон в гаражных условиях очень сложно. Поэтому отнеситесь к этой части кузова более скрупулезно.
Помните, в заводских условиях создаются и проверяются различные условия эксплуатации транспорта в самых различных условиях. И потребителям предлагается самый оптимальный вариант. Теперь Вы знаете, что такое лонжерон в авто и для чего он собственно нужен!
Поделитесь информацией с друзьями:
shokavto.ru
что это такое, фото, предназначение
Лонжерон является основой конструкции большинства легковых автомобилей, на нем держатся агрегаты, и именно он воспринимает большинство нагрузок. Лонжероны в автомобиле располагаются парно, соединяясь перемычками, – так образуется несущая конструкция, которая обеспечивает жесткость кузова. К этой раме крепится большинство кузовных элементов и некоторые агрегаты машины. Если посмотреть на конструкцию, то можно увидеть, что напоминает эта деталь лестницу: на жаргоне так называю лонжерон автомобиля. Что это такое и какого его предназначение, расскажем далее.
В плане прочности и надежности лонжероны сложно сравнить с чем-то другим. Они рассчитаны на крайне тяжелые нагрузки, которые создаются не только весом машины, но и ездой по нашим дорогам. Способны длительное время переносить ударные нагрузки, которые создаются во время попадания колес в ямы.
Функции, которые выполняет конструкция
Сам термин пришел из французского языка, где это слово означает движение вдоль чего-то. Этот термин применяется ко многим инженерным конструкциям такого рода, используется в железнодорожном, авиационном и даже корабельном транспорте. Несущая конструкция такого рода присутствует в большинстве автомобилей, кроме тех машин где несущим элементом является рама.
В классических легковых машинах лонжерон тянется вдоль кузова и усиливает его в местах, где сидят пассажиры и крепятся тяжелые элементы машины. В некотором роде лонжероны выполняют роль демпфера между кузовом и подвеской – часть энергии, воспринимаемой от дороги, которая могла быть передана кузову, гасится несущей конструкцией. Если бы кузов был настолько жестким изначально, то пассажиры и водитель воспринимали бы каждый удар гораздо сильнее, чем это происходит с такой конструкцией.
Поэтому чтобы предотвратить подобный эффект, в автомобиле передняя часть выполняется такой, чтобы она могла несколько смягчать удары, а не просто тотально деформироваться от них. Для выполнения такой задачи в конструкции предусмотрены специальные конструктивные решения. Они обеспечиваются различными способами:
- В некоторых местах лонжерон несколько уменьшается в толщине, изменяется ширина сечения.
- Проделываются технологические отверстия в тех местах, которые переносят минимальные статические нагрузки.
- Создаются специальные складки, которые при сильном ударе, во время аварии, позволяют сминать лонжерон автомобиля. За счет этого меньше страдает кузов, в котором находятся люди. Несущая конструкция поглощает кинетическую энергию и принимает на себя всю нагрузку, удар, передающийся в салон за счет этого получается гораздо слабее.
Типы существующих несущих конструкций
В первую очередь нужно сказать, что монтаж несущей конструкции в автомобиле производится в различных положениях – это можно увидеть на соответствующих фото. Большей частью это зависит от того, какова модель автомобиля и на что машина рассчитана. Выделяют такое расположение лонжеронов:
- Горизонтальное с параллельным расположением друг относительно друга.
- Изогнутые, идущие вдоль днища и повторяющие его контуры.
- Вертикальное расположение.
- Под углом.
Каждый из этих типов нередко встречается на совсем неожиданных автомобилях, даже на грузовиках и внедорожниках. Первый тип конструкции более свойственен для автомобиля с повышенной проходимостью. За счет вертикального расположения конструкторам удается сделать плоский пол, значительно сниженный в сравнении с классическими автомобилями. Практически такой же эффект для автомобиля дают и горизонтально изогнутые лонжероны, только за счет этого еще повышается и пассивная безопасность.
Как можно увидеть на фото днища большинства автомобилей – между лонжеронами присутствуют и поперечины. Они являются своеобразными ребрами жесткости кузова, размещаются они по-разному: перпендикулярно лонжерону, Х или К-образно. В большинстве своем изготавливаются поперечины из стального профиля, изгибаются под нужным углом. Если рассматривать легковой автомобиль, то в нем поперечины привариваются, в грузовом закрепляются с помощью клепки. К лонжеронам крепятся специальные кронштейны, на которых потом закрепляются агрегаты автомобиля.
Плюсы и минусы такой конструкции
Огромный плюс того, что в автомобиле находится лонжеронная конструкция, заключается в том, что она создает необходимую жесткость при легком весе. Малый вес обеспечивает повышенный уровень управляемости, машина становиться более маневренной. Обеспечивается максимальная пассивная безопасность за счет присутствия некоторых конструктивных решений, о которых мы говорили выше.
Но есть здесь и определенные минусы:
- Каждый агрегат автомобиля (двигатель, коробка переключения передач и др.) закреплены на лонжероне, за счет чего обеспечивается взаимная связь. И если кузов повреждается сильным ударом, то технические элементы также страдают;
- Из-за особенностей конструкции лонжероны редко, когда поддаются ремонту.
Основные проблемы машины, связанные с лонжеронами
Главная проблема такой конструкции автомобиля заключается в том, что со временем металл поддается усталостному эффекту, из-за этого через 10 лет на вид прочная конструкция в действительности может оказаться вовсе и не такой.
При попадании автомобиля в серьезное дорожно-транспортное происшествие лонжероны достаточно сильно деформируются, что сильно влияет на общие характеристики машины. Возможно смещение двигателя, элементов подвески.
Вернуть первоначальный вид может быть крайне сложно либо вовсе невозможно. При лопании лонжерона автомобиля весь кузов теряет заложенную прочность. Поэтому даже после мелкой аварии нужно проверять в каком состоянии несущая конструкция. Даже если на вид с кузовом все нормально.
Восстановление геометрии
В зависимости от того, насколько сильно была повреждена машина, определяется вид ремонтных работ. Если машина рамная и пострадали лонжероны, то заменить их не составит особого труда. Если же лонжерон был одной из несущих частей кузова, то дела обстоят намного хуже. Нередко бывает и так, что заменить лонжероны невозможно или просто бессмысленно. Если деформация частичная, то несущую часть кузова возможно вытянуть на специальном стенде. С его помощью можно постараться вернуть параметры к изначальным, но прочность однозначно будет уступать варианту, изготовленному в заводских условиях.
Бывают и такие аварии, после которых невозможно вытянуть конструкцию, и она нуждается в замене. Если не правильно подобрать лонжерон на замену, неправильно сварить или закрепить конструкцию, то это приведет к скорой поломке кузова снова. Учитывая то, что основное назначение лонжерона – это усиление кузова, то эта конструкция становится крайне важной для машины. Поэтому и ремонту этой детали, в случае необходимости, нужно уделить максимум внимания в плане качества.
autolirika.ru
Лонжерон — это… Что такое Лонжерон?
Лонжерон (фр. longeron, от longer — идти вдоль) — основной силовой элемент конструкции многих инженерных сооружений (самолетов, автомобилей, вагонов, мостов, кораблей и др.), располагающийся по длине конструкции.
У самолетов лонжероны совместно со стрингерами образуют продольный набор крыла, фюзеляжа, оперения, рулей и элеронов.
У автомобилей, вагонов и локомотивов 2 лонжерона, соединённые поперечными элементами, представляют собой металлический короб сложной формы, образующий раму (шасси), служащую опорой для безрамного кузова, а также для крепления рессор, колёс и других деталей.
Воспринимаемые силовые факторы
Основаным силовым фактором, воспринимаемым лонжероном является изгибающий момент. Кроме того лонжероны участвуют в восприятии перерезывающей силы. Лонжероны круглого, коробчатого и др. замкнутых сечений могут воспринимать крутящий момент.
Виды сечений
Наилучшим сечением для восприятия изгибающего момента является двутавровое сечение. Кроме двутаврового, применяются:
- Швеллер
- Z-образное сечение
- круглая труба (например, в легкомоторной авиации)
- коробчатое (прямоугольное) сечение
Конструкция
Конструктивно лонжерон может быть выполнен монолитным или сборным. Сборный лонжерон имеет верхний и нижний пояс и стенку. В случае коробчатого сечения стенок две. Пояса соединяются со стенкой путём клёпки, болтовых соединений, точечной электросварки или склейки (для констукции из КМ). Пояса работают на растяжение-сжатие от изгибающего момента. Они составляют большую часть площади сечения лонжерона.
См. также
dic.academic.ru