Что такое блокировка дифференциала и как ее выбрать для Нивы
ВАЗ 2121, Нива – один из самых признанных внедорожников в мире. Несмотря на, без малого, сорокалетнюю историю и почти не изменившийся за это время внешний вид, автомобиль до сих пор востребован и имеет своего покупателя. Их прельщает неприхотливость автомобиля и его проходимость. Второе качество Ниве обеспечивает уникальная в своем роде трансмиссия с постоянно включенным полным приводом и возможности блокировки дифференциалов. Однако даже сами владельцы внедорожника не всегда правильно понимают назначение рычагов в салоне автомобиля. Поэтому короткий ликбез по раздатке, дифференциалам и блокировкам, будет совсем не лишним.
Немного о трансмиссии Нивы
Основными узлами трансмиссии ВАЗ 2121 и всех последующих модификаций являются:
- Карданные валы;
- Коробка передач;
- Раздаточная коробка на два диапазона;
- Передний и задний мост.
Первые два пункта понятны и особых вопросов не вызывают, а оставшиеся нужно рассмотреть немного подробнее.
Мосты Нивы
Основой любого ведущего моста является дифференциал. Без него автомобиль мог бы ехать только прямо. Дело в том, что при повороте левое и правое колесо проходят разное расстояние, и если они будут жестко насажены на ось – пробуксовки одного из них не избежать. Это не принимая во внимание того факта, что нагрузка на ось в этом случае превысит все пределы. Теоретически, на практике этого не происходит и именно благодаря дифференциалу. Он распределяет усилие таким образом, что всегда крутится только одно колесо.
Оно не является ведущим постоянно, как могло показаться, это было бы слишком просто. Тяговое усилие передается колесу, которое встречает меньшее сопротивление. Именно поэтому, когда машина стоит одним колесом на сухом асфальте, а другим на льду, то крутиться будет именно то, под которым находится скользкая поверхность.
Применительно к Ниве, дифференциалов у нее три. Два в переднем и заднем мостах, межколесные, и один, межосевой, в раздаточной коробке. Для чего он нужен? Это обратная сторона постоянного полного привода. Дело в том, что если обоим мостам передать одинаковое усилие, то машина сможет двигаться только прямолинейно. Чтобы она смогла поворачивать, тяговое усилие на мосты должно изменяться, по аналогии с колесами на каждом из них. Чем больше нагрузка на мост, тем меньше на нем должен быть крутящий момент. Иначе, при полном приводе поломок не избежать.
Справедливости ради нужно отметить, что существует множество внедорожников, в которых межосевой дифференциал отсутствует. Но не нужно забывать, что там привод не является постоянным, и включать его можно на непродолжительное время и только по льду или в грязи, чтобы колеса имели возможность пробуксовывать.
Принудительная блокировка дифференциала на Ниву
Что такое блокировка дифференциала на ниву? Межосевой дифференциал – это хорошо. Но ведь могут сложиться условия, при которых вращаться будет всего одно колесо из четырех. Какой смысл в полном приводе? Тольяттинские конструкторы это предусмотрели. Нива снабжена принудительной блокировкой межосевого дифференциала. Это значит, что водитель, в случае необходимости может уровнять скорости обоих мостов. Таким образом, постоянно будут вращаться по одному колесу на разных осях, в результате проходимость машины значительно повышается. Но использовать принудительную блокировку можно только по бездорожью. Кстати, некоторые водители, не особо вникают в конструкцию Нивы и ошибочно считают что, переключая малый рычаг назад, они включают передний мост. Нет, эта ручка как раз и блокирует межосевой дифференциал.
Из соображений проходимости было бы очень хорошо, если бы, пусть непродолжительное время, вращались все 4-е колеса. В этом случае автомобиль немногим бы уступал трактору. Но Нива имеет, так называемый, свободный межколесный дифференциал, т. е. крутящий момент поочередно подается на одно из колес и принудительные блокировки на ниву не предусмотрена.
Более того, такой блокировки нет и у Шевроле-Нивы.
Покупаем ручные лебедки для авто: секреты выбора.
Думаете сделать тюнинг Toyota Land Cruiser Prado 150 для разных ситуаций? В этом вам поможет нам материал.
Лучшая грязевая резина на Ниву и другие внедорожники: как правильно выбрать.
Американскому концерну настолько понравилась трансмиссия, что они перенесли ее на совместный автомобиль почти без изменений. « Почти» – потому, что конструкторы GM объединили управление раздаткой и принудительной блокировкой дифференциала. Как результат – два рычага вместо трех. Патриотично настроенные владельцы отечественных внедорожников, считают, кстати, удобство от такого новаторства сомнительным. Еще одно изменение коснулось крепления раздаточной коробки. Благодаря ее новым опорам, вибрации в салоне стало гораздо меньше.
Принудительная блокировка межколесного дифференциала на Ниве
Вазовский внедорожник разрабатывался как автомобиль для села. В то время говорили, что дополнительные блокировки усложнят конструкцию, а значит, сделают ее более дорогой и менее надежной. Кроме того, Нива и без того обладает хорошей проходимостью. Это, наверное, правильно. Однако в стране, где процент дорог с твердым покрытием, от их общего числа, относительно небольшой, хочется большего.
Этим и воспользовались различные малые и большие предприятия, освоив выпуск дифференциалов с принудительной блокировкой. Сразу нужно отметить следующие. Установка на Ниву вместо штатных дифференциалов, механизмов с принудительной блокировкой, существенно повышает нагрузку на полуоси и раздаточную коробку, что может привести к их преждевременному выходу из строя.
И, тем не менее, раз такая переделка возможна, нужно и о ней сказать несколько слов. В настоящее время наибольшее распространение получили дифференциалы:
- С пневматическим подключением;
- С электрическим подключением;
- Самоблокирующиеся.
Коротко – достоинства и недостатки каждого из них.
Пневматическое подключение.
Блокировка колес осуществляется из салона с помощью сжатого воздуха. При этом к мосту автомобиля прокладывается силиконовый шланг. Устройство достаточно надежно, но требует дополнительного дорогостоящего оборудования. Комплект шлангов, компрессор и ресивер, по стоимости иногда превосходят сам дифференциал.
Электрическое подключение
Шестерня дифференциала блокируется за счет кулачкового механизма, который активируется с помощью электромагнитов. Устройство надёжно и не требует технического обслуживания. Минус – высокий потребляемый ток, предъявляет дополнительные требования к электрооборудованию.
Самоблокирующиеся механизмы
Принцип действия у них разный. Одни блокируются при малейшей пробуксовке, другие при увеличении нагрузки на колеса. Однако независимо от конструкций они не требуют участия человека, а потому популярны у владельцев внедорожников. Но основное их достоинство том, что они не имеют столь жесткой блокировки как все остальные виды, а значит, частично снимают с полуосей дополнительную нагрузку.
Видео: блокировки на ниву, цена
А также что такое блокировка дифференциала
Заключение
О блокировках Нивы все. Можно подвести краткий итог:
- Для включения принудительной блокировки Нивы, передний маленький рычаг нужно подать назад;
- Включать блокировку нужно непосредственно перед преодолением тяжелого участка дороги. Не рекомендуется пользоваться ей на дорогах с твердым покрытием.
- Нива оснащена только межосевым дифференциалом, межколесный – отсутствует.
- У Нивы-Шевроле рычаг управления блокировкой совмещен с рукояткой демультипликатора.
- Установка на Ниву дифференциала с принудительной межколесной блокировкой, может существенно снизить срок службы некоторых деталей.
И последнее, при использовании блокировок, изменяется управляемость автомобилем, в частности увеличивается радиус поворота. Это нужно помнить для обеспечения безопасности.
Дорогие читатели! Мы постоянно пишем актуальные и интересные материалы на наш интернет-журнал ПроКроссовер, подписывайтесь на наш канал в Яндекс-Дзен!Дорогие читатели! Мы постоянно пишем актуальные и интересные материалы на наш интернет-журнал ПроКроссовер, подписывайтесь на наш канал в Яндекс-Дзен!
procrossover.ru
Принудительная блокировка на «Ниву»
Наверное, каждый владелец отечественных, да и импортных, внедорожников когда-либо мечтал улучшить проходимость своего агрегата. И большинству автолюбителей даже не нужно преодолевать глубокие колеи, болота, карабкаться по отвесным холмам. Проходимость увеличивают, чтобы хотя бы просто не застрять на ровном месте. Установленная блокировка на «Ниву» поможет улучшить внедорожные характеристики. Рассмотрим, какие они бывают, принцип работы, минусы и преимущества.
Функции дифференциала
Еще в начале эпохи автомобилестроения конструкторы и инженеры опытным путем выяснили, что сплошная ось для двух колес – это отнюдь не полезно. Машина по прямой траектории практически не используется. Каждая покрышка пройдет свой путь. Быстро изнашивались шины, а автомобиль никак не желал поворачивать. Это и натолкнуло инженеров на поиск оптимального решения. Они думали – и все-таки придумали.
Итак, ось была разделена на две полуоси, а между ними установили дифференциал. Это позволило колесам на прямой вращаться с одинаковой скоростью, а в поворотах – с разной. Но покрытие не всегда полностью равномерное. Например, под одним из колес лежит камень, под другим же – песок. Поэтому одно колесо будет вращаться легче. Для этого и нужен дифференциал. То колесо, которое вращать труднее, он не крутит. Так инженеры узнали об эффекте пробуксовки. Даже полный привод не смог решить эту проблему. Чтобы полностью исключить пробуксовку, была создана блокировка. На «Ниву» ее, к сожалению, не ставят. Но она очень нужна, поэтому автовладельцы приобретают и устанавливают эти механизмы отдельно.
Виды блокировок
Она может быть как принудительной, так и автоматической. В случае с принудительной ее включает сам водитель. Автоматическая блокировка, на «Ниву» установленная, работает при помощи специальных самоблокирующихся механизмов.
Виды принудительной системы
Зачастую в этом случае используются кулачковые муфты. С их помощью удается обеспечить максимальную жесткость соединения корпуса и полуоси. Замыкаются и размыкаются кулачковые муфты посредством перемещения рычага в салоне автомобиля. В механическом приводе объединены трос и рычаг, либо же система рычагов. Принудительная блокировка, на «Ниву» установленная, приводится в действие водителем посредством перемещения рычага. При этом машина должна стоять.
В качестве исполнительного элемента привода используется пневматический цилиндр. В другом случае замыкание муфты происходит при помощи электрического привода. Принудительная блокировка, на «Ниву» установленная, включается в этом случае посредством нажатия кнопки. Жесткая фиксация используется для преодоления особенно труднопроходимых участков. После их прохождения она обязательно выключается.
Самоблокирующиеся дифференциалы
Эти механизмы являются компромиссом между жесткой блокировкой и работой дифференциала в свободном режиме. Так, на базе таких систем можно использовать и то, и другое. В первом случае будет применяться вязкостная муфта или дисковый дифференциал, а во втором используют червячный механизм.
Вязкостная муфта
Эта блокировка на «Ниву» представляет собой набор перфорированных дисков. Одна часть этих элементов соединена с корпусом дифференциала, а вторая – с приводным валом. Диски находятся в герметичном корпусе, который заполнен специальной жидкостью высокой вязкости.
Когда скорости вращения корпуса дифференциала и приводного ремня совпадают, блок работает, как одно целое. Если скорость приводного вала растет, то соединенные с ним диски также вращаются быстрее, и вместе с ними перемещается жидкость. Она становится тверже, и в конце концов дифференциал блокируется.
Так как размеры муфты достаточно велики, то применяется она зачастую в межосевых дифференциалах. Из-за своей конструкции она может нагреваться. Когда водитель задействует тормозную систему, муфта может конфликтовать с ABS, поэтому ею сегодня практически никто не пользуется.
Червячные самоблокирующиеся дифференциалы
Эта система обеспечивает автоматическую блокировку. Работа зависит от разницы крутящих моментов на корпусе и приводном вале. Если колесо проскальзывает, а крутящий момент падает, то червячный дифференциал заблокируется, и крутящий момент будет перенаправлен на любое свободное колесо. Данные конструкции более популярны. Одни из самых известных – Torsen и Quaife.
Эти конструкции представляют собой планетарные редукторы, которые состоят из ведомых и ведущих червячных шестеренок. Такие механизмы бывают межколесными и межосевыми.Популярные системы
Автолюбитель приобретает «Ниву» без блокировок, и это – серьезный минус. В машине есть лишь блокировка межколесных дифференциалов. Но этого мало для настоящих любителей грязей и болот. Что же доступно ценителям бездорожья?
Val-racing
Компания выпускает продукцию с 2005 года. Принудительные межколесные блокировки этой торговой марки знают и любят многие. Для «Нивы» производитель предлагает полную блокировку переднего моста. Она комплектуется электрическим приводом. Также предлагаются винтовые самоблокирующееся блокировки («Нива»). Отзывы о них в основном положительные. Устройство работает, а надежность его достаточно высока. Использовать эти блокировки можно для любых типов местности – это могут быть болота, леса и так далее. Эти механизмы отлично подходят и для бездорожья, и для повседневной езды на тяжелых участках.
Дифференциал автоматический Красикова (ДАК)
В. Н. Красиков впервые изготовил первую систему в 2002 году. Запатентовали эту блокировку в 2004-ом. Эта уникальная разработка – будущее самоблокирующих дифференциалов. Это механическая система с возможностью автоматической фиксации.
Процесс осуществляется от смены ведущих колес. Это дает возможность работать механизму очень мягко и максимально устойчиво в любых диапазонах скоростей. Конструкция позволяет использовать дифференциал не только на внедорожниках «Нива», но и на любых других моделях. Устройство совмещает качества и функции обычного дифференциала. Кроме этого, здесь удален существенный недостаток, когда машина буксует одним из колес.
Габаритные размеры этого механизма практически не отличаются от классических систем. Их можно как угодно заменять. Автовладельцы утверждают, что не существует более эффективной конструкции. Это достойный выбор, который сможет раскрыть все способности «Нивы».Как работает блокировка на «Ниве» (ДАК)
Этот автоматический дифференциал можно использовать на любых дорогах и вне дорог. Диапазон возможных скоростей и нагрузок очень широкий. Когда автомобиль движется, а тяга двигателя не выше, чем сцепные свойства слабого колеса, дифференциал не будет заблокирован. Если же тяга превысит характеристики сцепления, произойдет автоматическая фиксация. При этом «слабое» колесо не будет вращаться.
Разновидности ДАК
ДАК используют только для применения в условиях бездорожья. ДАК-7 рассчитан на более спортивную езду. А вот ДАК-5 является универсальным устройством, которое позволяет провести автомобиль даже по самым труднодоступным местам. Установка блокировки на «Ниву» осуществляется на переднем мосту. Механизм позволяет в значительной мере повысить маневренность и устойчивость в скольких условиях.
ДАК-7 – это блокировка со средней жесткостью. Устанавливают эту систему в мост, который подключается либо в скользких условиях, либо на бездорожье. ДАК-5 является более мягким, и выбирают его для мостов, которые включены постоянно.
Эта система идеально подойдет для тех автомобилей, которые используются преимущественно на твердом покрытии. ДАК-5 имеет более широкий диапазон сил, при воздействии которых он разблокируется. Ресурс этого устройства выше в сравнении с другими моделями.«Иж-техно»
Блокировка «ИЖ-техно» на «Ниву» представляет собой достаточно простую и более надежную конструкцию. Состоит механизм из двух полуосевых и распорных муфт. Также в комплекте имеются пружины и штифты.
Зачастую данная система постоянно замкнута, а в качестве дифференциала работает лишь тогда, когда хотя бы одно колесо вращается быстрее, чем ведущее. Блокировка происходит благодаря воздействию крутящего момента двигателя и силе сопротивления качению. Такое устройство будет работать в качестве дифференциала лишь в том случае, если на колесо будут воздействовать внешние силы. В скользких условиях эта блокировка будет зафиксирована и передаст крутящий момент на все колеса на оси.
Блокировка ДАН на «Ниву»
ДАН – это автоматический дифференциал Нестерова. Установить его можно как на «Ниву» от Волжского автомобильного завода, так и на «Ниву Шевроле». Эта блокировка повысит управляемость в условиях плохих дорог и улучшит маневренность на поворотах. Также система в значительной мере способствует курсовой устойчивости автомобиля при выполнении обгонов. Дифференциал Нестерова способен увеличить разгонную динамику даже в зимний период. Это устройство не даст застрять ни в песке, ни в снегу, ни в грязях и болотах. Его можно полностью спокойно применять и в городе, и на трассе, а резина при этом не испортится.
Для кого?
Этот автоматический дифференциал рекомендуется для начинающих водителей. Конструкция добавит человеку уверенности в сложных условиях. Можно очень спокойно двигаться там, где возможны пробуксовки. Также ДАН избавит от заносов при выполнении поворотов или торможения.
Также это незаменимый вариант для тех, кто предпочитает вести активный образ жизни. Устройство актуально для любителей рыбной ловли, охотников, автомобильных туристов. Для участников трофи-рейдов оно является отличной возможностью получить призовое место.
Преимущества ДАН
Среди преимуществ можно выделить безопасность, так как блокировка в значительной мере улучшает управляемость даже в самых сложных условиях. Также заявлено о долговечности – в производстве применяются только современные материалы. Для изготовления систем используется самое современное высокотехнологичное оборудование. Стоит отметить, что ДАН экономичен.
Самодельные системы
Блокировка на «Ниву» своими руками выполняется достаточно часто. И сегодня это не является редкостью. Умельцы разрабатывают и реализуют в металле уникальные конструкции. Также многие делают в гаражах копии «Локрайт» и самоблокирующиеся системы. Нередко дифференциал просто заваривается.
Большинство решений представляют собой специальные втулки с пружинами, а по конструкции напоминают преднатяг. По работе они ничуть не хуже, чем промышленные изделия. Но заезжать в серьезное бездорожье на них все-таки не стоит.
Как выполняется блокировка на «Ниву» своими руками? Осуществить это вполне реально, особенно если знать, сколько стоят изделия популярных торговых марок. Если есть доступ к токарным станкам, то нет никаких сложностей изготовить подобный механизм.
Использование
Начинающие водители могут столкнуться с проблемами использования систем. Существует множество вопросов о том, как включить блокировку на «Ниве». Иногда механизм просто не включится с первого раза. Этим грешат даже полностью исправные системы. Почему так случается? Все дело в том, что работа с этим механизмом требует от водителя определенных знаний и навыков. В целом включение передачи и блокировки – это один процесс. Механизмы же отличаются категорически.
Если автомобиль стоит, а водитель пытается заблокировать дифференциал, это ни к чему не приведет. Пазы и зубья блокирующей муфты не совпадают в момент стоянки. В этом случае зубья муфты могут быть расположены напротив элементов венца. Муфта просто не провернется. Если удалось запустить блокировку на стоящей машине, то случиться это может только по счастливой случайности.
Чтобы включить передачу, необходимо использовать сцепление. Без этого действия система не заработает. Даже легкое нажатие на сцепление приведет к тому, что зуб вала войдет в свой паз. Блокировка имеет другой механизм. Здесь присутствует муфта и выходной вал. Последний оснащен специальным зубчатым венцом. И оба элемента тесно связаны между собой при помощи сателлитов.
Чтобы осуществить включение блокировки на «Ниве», первым делом прогревают мотор, включают первую передачу и начинают движение. Езда по прямой и на твердой поверхности дороги не позволит включить блокировку. Почему так? Это происходит из-за того, что и задние, и передние колеса преодолевают одинаковое расстояние.
Для включения системы блокировки колес необходимо ехать на небольшой скорости и совершать маневры вправо или влево. Также следует нажать на рукоятку, которая отвечает за включение блокировки на «Ниве». Задние и передние колеса проделают разный путь, а зуб сможет войти в свой паз. Только так можно включить систему. Принцип этого процесса одинаков вне зависимости от того, какая блокировка на «Ниве» установлена и используется в данный момент.
«Шевроле-Нива» – есть ли разница?
Это также внедорожник, и здесь тоже применяется блокировка. Принцип действия в целом он ничем не отличается от работы механизмов на «Ниве» от Волжского автомобильного завода. Что касается производителей, то многие из тех, которые изготавливают блокировки для «Нивы», предлагают модели и для этого авто.
Когда нужно использовать систему
«Шевроле-Нива» – это уникальный автомобиль, который оснащен данной системой. Ее используют, если необходимо преодолеть труднопроходимый участок. При этом блокировка на «Шевроле Ниве» должна быть включена заранее. Также эта опция будет полезна в горах. Незаменима она и в случае пробуксовки на песчаных дорогах, снегу или скользком покрытии.
На твердых покрытиях необходимость в блокировке отпадает. Колеса зачастую имеют хорошее сцепление и равномерный крутящий момент.
Правила использования
Переключать раздаточную коробку на пониженный ряд необходимо лишь тогда, когда автомобиль полностью остановился. Включается блокировка (на «Шевроле Нива» в том числе) в процессе движения. Перейти на пониженную передачу можно, не останавливая машину. Для обеспечения нормальной работы механизма блокировки следует время от времени переключать дифференциал на раздаточной коробке. Особенно это актуально в зимнее время.
Как включить блокировку на «Шевроле Ниве»
Она включается рычагом на раздаточной коробке. Если двигать рычагом вперед и назад, то таким образом включается пониженный ряд передач. Движением рычага вправо и влево включается и выключается блокировка. Рукоятка рычага короткая. Левое положение – дифференциал заблокирован, правое – разблокирован.
Итак, мы выяснили, что собой представляет принудительная блокировка и как ее установить на отечественный автомобиль «ВАЗ Нива» и «Шевроле Нива». Немного терпения – и все получится!
fb.ru
Принудительная блокировка дифференциала на ниву: своими руками
Какие только идеи не приходят в головы изобретателей! Но, «как ни полезна вещь», ожидать, что она станет доступной для всех, в ней нуждающихся, порой просто наивно
Изобретатель
Петербургский инженер Георгий Козлов уже знаком нашим постоянным читателям. В свое время мы рассказывали о его работе над роторно-поршневым дизельным двигателем для малой авиации. На изобретение был получен европейский патент, опытный образец проходил стендовые испытания, но для доведения мотора до серийного производства не хватило ни собственных средств, ни денег родственников, ни выданной части обещанного государственного гранта. Платить за продление патента стало нечем. Наработками нашего соотечественника с удовольствием, законно и абсолютно бесплатно воспользовались западные компании.
Вывешенное колесо будет крутиться на месте, пока бензина хватит. Фото: Георгий Козлов
Но не сидится изобретателю без дела. Новое его изобретение состоялось из-за куда более «приземленного» желания порыбачить и отдохнуть в хорошей компании и в хорошем (т.е. труднодоступном) месте. Внедорожных способностей имевшейся в наличии старенькой «Нивы» явно не хватало. После изучения вопроса и относительно несложных станочных и слесарных работ машина поехала по буеракам значительно увереннее, а ее «модернизатор» получил очередной патент — на сей раз на «самоблокирующийся дифференциал с дополнительными свободными сателлитами».
Зачем это надо?
Рискуем обидеть грамотных автомобилистов, но не можем вкратце не пересказать факты из учебника для автошколы. Не все же были отличниками. У первых автомобилей ведущие оси делали целиковыми: оба колеса постоянно вращались с одинаковой скоростью. Вскоре выяснилось, что в поворотах на твердом покрытии машина ведет себя несколько «неадекватно», шины ведущих колес быстро изнашиваются, ломаются детали привода и сами оси. Примитивный анализ показал, что в повороте «наружное» и «внутреннее» колеса описывают дуги разной длины, следовательно, должны иметь разные скорости вращения. Жесткая целиковая ось не давала такой возможности, что приводило к проскальзыванию колес, а то и к поломкам в наиболее нагруженных точках. Решением проблемы стало изобретение межколесного дифференциала — механизма, при определенных условиях допускающего разные угловые скорости колес одной оси.
Фото: Георгий Козлов
Ось разрезали пополам и на образовавшиеся торцы установили конические шестерни. Между ними на общей перпендикулярной оси разместили пару сателлитов — шестеренок меньшего размера, входящих в зацепление с шестернями полуосей. Колеса получили свободу относительно друг друга. Этот набор шестерен окружили корпусом, в котором закрепили концы оси сателлитов. Теперь, вращая корпус с помощью конического редуктора или даже ремня или цепи, можно заставить колеса вращаться. Когда оба колеса едут по достаточно твердой поверхности по прямой, скорость их вращения одинакова, на кривой же, хоть горизонтальной, хоть вертикальной, механизм дифференциала обеспечивает необходимую разность угловых скоростей.
Но это достоинство дифференциала очень быстро превращается в его основной недостаток. Если одно из колес при трогании окажется на скользкой дороге, второе просто остановится. Каждому из нас доводилось буксовать на льду или глине. Знайте: основная вина за отказ автомобиля двигаться лежит не на рисунке протектора и не на крутящем моменте двигателя, а на столь полезном в других условиях дифференциале.
Фото: Георгий Козлов
Весь прошлый век автомобильные инженеры, совершенствуя конструкцию дифференциала, пытались справиться с этим его недостатком. Были разработаны разные способы сцепления при необходимости двух полуосей в одну единую ось. Очень удачной оказалась принципиально иная конструкция дифференциала со спиральными шестернями Torsen, успешно используемая в автомобилях семейства Audi Quattro на протяжении уже четырех десятков лет. Капризные дифференциалы повышенного трения, схожие по конструкции с многодисковым сцеплением, при создании жидкости, густеющей при нагревании, развились в весьма эффективные вискомуфты. Но у всех этих механизмов требования к качеству материалов и уровню производства столь высоки, что современные российские предприятия, в отличие от советских, просто не в состоянии их воспроизвести. Сегодня в Петербурге, в былые годы задыхавшемся от переизбытка машиностроительных заводов, с трудом удалось разместить заказ на изготовление примитивных прямозубых (!) конических шестерен. Не удивительно, что лидеры нашего автопрома начинают комплектовать свою продукцию самоблокирующимися узлами американского производства, а уникально успешная «Нива», оснащенная межосевым дифференциалом с принудительной блокировкой от рождения, межколесной блокировки так и не получила. Как и УАЗы всех лет и моделей. А для внедорожника, рискующего на переломах местности вывесить одно из колес, блокировка осей нужна как воздух. Помогла бы она и популярным в стране «Газелям»: негруженые, они начинают буксовать даже на мокрой траве.
Фото: Георгий Козлов
В стране, где и без того позорно малая протяженность автодорог в иные из последних лет не только не росла, но и уменьшалась, простая и недорогая межосевая блокировка колес облегчила бы жизнь очень многим водителям. И питерский изобретатель Георгий Козлов искренне верит, что у него такая конструкция получилась.
Фото: Георгий Козлов
Железо
Желающих изучить новый агрегат во всех деталях отошлем к российскому патенту № F16H 48/28. Остальных ознакомим с основными принципами его работы.
Внутри корпуса обычного конического дифференциала перпендикулярно оси сателлитов размещаем еще одну ось с двумя коническими шестернями на ней. Концы этой оси заправлены в овальные отверстия в корпусе, а шестерни имеют меньший, чем у сателлитов, диаметр, что обеспечивает их зацепление только с одной из полуосевых шестерен. При резком разгоне одного из колес новая ось «отстает» за счет инерции деталей и вязкости масла. Малая дополнительная шестерня входит в зацепление одновременно с полуосевой и сателлитом, блокируя дифференциал. При выравнивании угловых скоростей колес шестерни расцепляются под воздействием пружин. Поверх корпуса надета «управляющая муфта», в фигурные отверстия которой входят концы дополнительной оси. За счет сдвига муфты простым механическим (тросовым, например) или электрическим приводом осуществляется переключение режимов блокировки. Отверстия в корпусе и муфте совместно в той или иной степени ограничивают свободу перемещения оси. Просто и изящно!
Но внимательное изучение патента в редакции вызвало ряд вопросов. Вязкость традиционного трансмиссионного масла зависит от его температуры, следовательно, режим самоблокировки рассматриваемого узла едва ли будет стабильным. Вызвали опасения и пружины, возвращающие дополнительную ось в исходное положение: регулировка их натяжения и замена показались нам довольно затруднительными. Других изъянов при предварительном знакомстве мы не нашли.
В поле
Пришла пора опробовать новинку в действии. Опасения наши подтвердились: режим самоблокировки еще не отработан. Вероятно, потребуется синтетическое масло с высоким индексом вязкости или какое-то техническое ухищрение. Зато от принудительной блокировки удалось получить огромное удовольствие. Хотя и здесь необходимы оговорки.
В Петербурге не удалось найти ни требуемого сорта стали, ни качественной термообработки для изготовления блокирующих шестерен. Пока эта технологическая задача не решена, во избежание рискованных ударных нагрузок от включения блокировки на ходу пришлось отказаться. Подъезжаем к сложному участку дороги, останавливаемся, включаем блокировку — и в бой!
Заблокированная задняя ось испытуемой на асфальте «Ниве» не понравилась, о чем свидетельствовало характерное ее «приседание» на каждом изгибе «змейки». Ничего удивительного: не зря же придумали дифференциал. Выезжаем на грязь, близкую к топи. «Нива» — знатный «проходимец», а с межколесной блокировкой машина, кажется, обретает способность заползать на ледяные стены.
Переходим к любимому упражнению джиперов: на переломе бездорожья вывешиваем одно из колес. Блокировка выключена — «освободившееся» колесо вращается в воздухе, остальные стоят. Рычажком между сиденьями блокируем ось и как ни в чем не бывало выезжаем из канавы. Даже в нынешнем «полуфабрикатном» состоянии механизм оказался эффектным и эффективным. Даже возникла крамольная мысль: а нужна ли вообще самоблокировка? Не на офф-роудные же гонки мы собрались. А необходимость останавливаться для включения мостов и блокировок присуща многим куда более дорогим внедорожникам. Впрочем, пожелаем изобретателю дальнейших успехов в работе над изделием.
Что дальше?
Вариантов дальнейшего развития событий и конструкций несколько. Наиболее вероятный в наших экономических условиях: Георгий украсит стенку еще одним красивым патентом и в свободное время будет вывозить друзей на природу. Вполне вероятно, как это уже случилось с вертолетным роторным дизелем, его наработки помогут построить свой бизнес предприимчивым иностранцам. Но очень хочется, чтобы «собственные Невтоны» и их идеи оказались востребованы в родной стране. Тем более что вся проблема на сегодня сводится к качественным шестеренкам. Остальное при наличии пары станков можно сделать в любой мастерской.
5koleso.ru
Блокировка дифференциалов на «Ниве»: электрическая, пневматическая, механическая
Во внедорожниках, а «Нива» — это внедорожник, дифференциал отдает крутящий момент с раздаточной коробки на оси колес и на сами колеса. При этом частота, с которой колеса вращаются, может изменяться. Если механизм будет свободным, то в случае пробуксовки одного из колес на другое будет подано недостаточное количество крутящего момента. На сложных участках порой бывает нелегко управлять автомобилем. На помощь любителям бездорожья приходит блокировка дифференциалов. На «Ниве» можно заблокировать межколесный дифференциал. Это заметно повысит проходимость.
Принудительная
Дифференциалы зачастую имеют планетарную конструкцию.
Она представляет собой шестерни червячного типа. Они могут быть двух видов – шестерни полуосей или ведомые и ведущие шестеренки, или же сателлиты.Ведущие шестерни могут быть расположены параллельно или перпендикулярно к полуосям. Заблокировать дифференциал можно как в ручном, так и в автоматическом режиме. В этом случае используются самоблокирующиеся системы.
Виды
Существует несколько типов блокировки. Так, при полной узлы в дифференциале соединяются очень жестким образом, а энергия вращения будет отдаваться на то из колес, у которого сцепление с дорогой лучше. Также существует неполная принудительная блокировка межколесного дифференциала. «Нива» позволяет ограничить воздействие на детали механизма, а крутящий момент повысится на колесе с лучшим сцеплением.
Элемент блокируется следующим образом. Корпус соединяется с одной из полуосей, а движение сателлитов ограничено. При помощи принудительной блокировки обеспечивается действительно полная блокировка колес на одной оси.
Она необходима для того, чтобы машина могла пройти через очень тяжелые и трудные участки.
Привод механизма может быть механическим, электрическим либо пневматическим. Так, например, применение кулачковой муфты позволяет объединить корпус механизма с полуосью.Пока водитель не включил систему, механизм находится в своем обычном режиме работы. Когда же включается она, то крутящий момент будет равномерно распределен на каждой полуоси.
Виды принудительных систем
По типу привода различают несколько типов механизмов.
Так, сегодня устанавливается пневматическая блокировка дифференциала на «Ниву», механические системы и электрические. Также можно выделить самоблокирующиеся устройства.В механических системах управление осуществляется при помощи троса, в пневматической применяется сила сжатого воздуха, в электрической блокировкой управляет электродвигатель.
Самоблокирующиеся механизмы
Автоматическая блокировка дифференциалов на «Ниве» — не редкость. Эти механизмы применяются достаточно широко любителями бездорожья, езды по грязи и болотам. Процесс блокировки осуществляется посредством дифференциала повышенного трения.
Это устройство позволяет в полностью автоматическом режиме заблокировать элемент в определенный момент времени.
Это что-то среднее между полной блокировкой и дифференциалом в свободном положении. С помощью таких систем можно реализовать как первое, так и второе.Две группы самоблокирующихся дифференциалов
Первая – это те устройства, действие которых происходит в зависимости от разницы в угловых скоростях на осях. Это дисковые механизмы, устройства на вязкостной муфте, механизмы с электронной блокировкой.
Во второй группе представлены механизмы, которые блокируются в зависимости от разницы крутящих моментов. Это червячные дифференциалы – популярная механическая блокировка дифференциала на «Ниву».
Фрикционный
Это не что иное, как симметричная система, оснащенная специальными дисками.
Несколько из них жестким образом соединены с корпусом узла. Остальная часть дисков соединена с полуосями. Работает данная система на силе трения, возникающей из-за разности в частоте оборотов полуосей. Если частота вращения одного из колес выше, то некоторые диски также увеличат частоту или скорость. Частичная блокировка дифференциалов на “Ниве” возникнет из-за силы трения между этими элементами. На свободном колесе увеличится крутящий момент.Дифференциал с вязкостной муфтой
Это перфорированные диски в герметическом корпусе, которые заполнены жидкостью на основе силикона. Часть соединяется с корпусом, остальная закреплена на приводном валу. Когда скорость вала и дифференциала примерно одинакова, элементы вращаются вместе. Если же вал вращается быстрее, то диски, которые ему соответствуют, также набирают скорость. Жидкость перемешивается и твердеет. В результате дифференциал блокируется. Сейчас на автомобиле «Нива» 4х4 блокировка дифференциала подобного плана не пользуется большой популярностью.
Червячный
Это устройство также способствует автоматическому процессу. Дифференциал заблокируется в зависимости от разницы в крутящем моменте полуоси и корпуса. Если одно колесо будет пробуксовывать, тогда крутящей момент на нем упадет и произойдет блокировка.
Уровень ее соответствует степени понижения крутящего момента. Эти механизмы пользуются популярностью у владельцев «Нив» и любителей агрессивной внедорожной езды.В продаже можно найти продукцию от фирмы «Вал-Рейсинг». Эти механизмы получают хорошие отзывы от всех тех, кто успел ими попользоваться. Такую систему можно установить в передний мост на все классические модели ВАЗов, а также на «Ниву» 4×4.
Новая, переработанная линейка блокировок от «Вал-Рейсинг» — это полная межколесная блокировка для передних мостов, оснащенная электрическим приводом. Можно включить ее тогда, когда необходимо водителю.
Система «Симбат»
Это электрическая блокировка дифференциала («Нива» едет с ней очень хорошо). Для использования достаточно одного нажатия кнопки, при этом автомобиль должен двигаться на скорости до 5 километров в час. При достижении 30 километров в час данная блокировка отключится автоматически.
ДАК – автоматический дифференциал Красикова
Этот механизм построен по планетарному принципу. Роль сателлитов здесь отдана шариковым цепочкам. В обычных условиях шарики двигаются по каналам и распределяют крутящий момент на колеса в равной степени. Если колеса имеют разные сопротивления, то цепочки закроются и дифференциал будет заблокирован.
Реагирует система ДАК не на разность угловых скоростей, а на разность нагрузки на колесах.
Подходит на большинство моделей, в том числе и на автомобиль «Нива-21214». Блокировка дифференциала этого типа устанавливается исключительно на передний мост внедорожника.Блокировка для «Нивы»
Эта компания предлагает системы «Локрайт» и «Локка» для автомобилей «Нива». Конструкция механизмов предельно проста, а значит, и очень надежна. Устройство – две полуосевых и две распорных муфты, штифты и пружины. Блокировка дифференциалов на «Ниве» осуществляется за счет крутящего момента или же за счет сопротивления качению. Система «Локка» — это 100-процентный результат. Для переднего привода рекомендуется приобрести «Локку» на 22 шлица с диаметром муфты полуоси 34 мм, а для заднего – также на 22 шлица, но с диаметром 36 миллиметров.
AutoFlame — пневматическая блокировка дифференциала на «Ниву»
Это усиленный дифференциал для переднего и заднего моста. Он имеет 4 сателлита. Блокировка принудительного типа с пневматическим приводом.
Среди преимуществ пневмопривода – миниатюрность. Весь привод умещается в корпусе редуктора. Привод работает на давлении от 6 до 12 атм. Это позволяет применить пневмо-системы, которые существуют в продаже. Также пневматическая блокировка дифференциала на «Ниву» выпускается под брендом «Вал-Рейсинг».
Преимущества и недостатки принудительных систем
Так, если она отключена, то дифференциал работает в штатном режиме. Ресурс его составляет столько же, сколько и у оригинального. Также что касается блокировки, то она работает на все 100 процентов. Можно с легкостью проходить тяжелые участки, при этом водитель полностью контролирует работу системы.
Это были преимущества, а теперь о недостатках. Порой некоторые системы очень тяжело устанавливать. Кроме этого, в значительной степени повышается нагрузка на трансмиссию. А если система неправильно применяется, то коробка может выйти из строя. Установленная заводская и самодельная блокировка дифференциала на «Ниву» значительно ухудшает управляемость, если ее неправильно использовать. По сравнению с самоблоком она отличается очень высокой стоимостью.
Преимущества самоблока
Эти системы очень просты в установке, стоимость их в два раза меньше, вероятность поломки тоже очень низкая.
Среди недостатков выделяют худшую управляемость на поворотах и невозможность заблокировать дифференциал полностью.Отзывы
Хоть цена на это оборудование и высокая, а влияние на трансмиссию – пагубное, блокировки пользуются популярностью. Что выбрать, чтобы получать удовольствие от езды? Продукция «Вал-Рейсинг» получает много положительных отзывов. Насчет продукции «Симбат» много взысканий по поводу надежности системы. Что касается пневматических блокировок, то здесь также все хорошо. Системы «Локка» водители тоже очень любят за доступную цену и простоту эксплуатации. Но есть и негативные отзывы из-за использования системы на асфальте. На хорошей дороге применять ее не стоит.
Но в любом случае даже самая плохая заводская все же лучше, чем самодельная блокировка дифференциала на «Ниву» или заварка механизма своими руками.
Итак, мы выяснили, что собой представляет данный элемент.
fb.ru
Комплект «Принудительная блокировка с электроприводом УльтраБЛОК» на передний мост Шевроле Нива и Нива
ПАСПОРТ с инструкцией по эксплуатации и монтажу ПРИНУДИТЕЛЬНОЙ ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКОЙ БЛОКИРОВКИ с ЭЛЕКТРОПРИВОДОМ ДИФФЕРЕНЦИАЛА РЕДУКТОРА ПЕРЕДНЕГО МОСТА «УльтраБЛОК» для АВТОМОБИЛЯ LADA 4х4 «НИВА» и Шевроле Нива
1. ВВЕДЕНИЕ Настоящий паспорт, совмещенный с техническим описанием и руководством по эксплуатации, содержит сведения, необходимые для установки, эксплуатации и технического обслуживания Принудительной электромеханической блокировки дифференциала редуктора переднего моста «УльтраБЛОК». Настоящий комплект «УльтраБЛОК» предназначен для установки на автомобили LADA 4х4 «НИВА» ВАЗ 21213-31, ВАЗ 2123 и их модификации, а также на автомобили других моделей, в трансмиссии которых используется редуктор переднего моста (РПМ) ВАЗ 21215-2302010, 2123-2302010, 21213-2302010,
2. КОМПЛЕКТНОСТЬ.
1 | Редуктор переднего моста с системой «УльтраБЛОК» в сборе | 1 |
2 | Шарнир внутренний левый ВАЗ 2123 арт. 2123-2215055 (24 шл) или ВАЗ 21214 арт.2121-2215055 (22 шл) | 1 |
3 | Кронштейн левый крепления переднего моста Шевроле Нива арт. 2123-2303089 или Кронштейн левый крепления переднего моста ВАЗ 21214 арт. 2121-2301063 | 1 |
4 | Жгут электрических проводов | 1 |
5 | Контроллер управления | 1 |
6 | Кнопочный выключатель с панелью в сборе | 1 |
7 | Паспорт | 1 |
3. ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ
1 | Номинальное напряжение питания, В | 12 |
2 | Потребляемый ток, А не более | 1,5 |
3 | Пусковой ток, А не более | 5 |
4. УСТРОЙСТВО И ПРИНЦИП РАБОТЫ
Система «УльтраБЛОК» состоит из электроприводного механизма расположенного на корпусе РПМ, блокирующего устройства расположенного в чулке картера РПМ, жгута проводов, кнопочного выключателя и контроллера управления.
Учитывая особенности эксплуатации системы на автомобилях повышенной проходимости, внешние элементы системы, такие как электроприводной механизм и соединительные колодки жгута, изготовлены в пылевлагонепроницаемом исполнении со степенью защиты не ниже IP67, а также располагаются в максимально защищённых от повреждений местах — между ребер жесткости корпуса РПМ с обратной стороны от прямого хода движения автомобиля.
Включение блокировки дифференциала РПМ происходит следующим образом:
При нажатии на кнопку выключателя, контроллер в течение 10 сек. подаёт напряжение на электроприводной механизм, который взводит пружину блокирующего устройства. Под воздействием усилия пружины скользящая блокирующая муфта перемещается, и жестко связывает привод колеса с ведомой шестерней главной па-ры редуктора блокируя дифференциал. РПМ может находиться в заблокированном состоянии продолжительное время, в том числе и при отключенном электропитании системы «УльтраБЛОК». Это связанно с тем, что для удерживания блокировки как от самовыключения так и от самовключения используется механическое усилие пружины блокирующего устройства. Отключение блокировки производится повторным нажатием кнопки управления, контроллер в течение 10 сек. подаёт обратное напряжение на электроприводной механизм, и далее как при включении, но в противоположном направлении.
5. МОНТАЖ НА АВТОМОБИЛЬ.
5.1. Демонтировать РПМ с автомобиля согласно руководства по ремонту авто-мобиля. 5.2. Демонтировать привод правого колеса. 5.3. Снять внутренний ШРУС с привода правого колеса. 5.4. Установить привод в ШРУС на РПМ с системой «УльтраБЛОК». 5.5. Установить РПМ в сборе с правым приводом на автомобиль и полностью собрать передний мост. 5.6. В моторном отсеке автомобиля провести и закрепить провод электроприводного механизма вдоль существующих жгутов, таким образом, чтобы исключить перетирание провода и задевание об систему выпуска двигателя. Разъём необходимо расположить в районе выхода подкапотных жгутов из салона. 6. Установка жгута электропроводки с контроллером и кнопочным выключателем в салоне автомобиля. 6.1. Работы по установке жгута электропроводки должны проводиться при отключенном аккумуляторе автомобиля. 6.2. Перед установкой жгута, в салоне автомобиля необходимо демонтировать облицовку щитка приборов и щиток приборов. 6.3. Удалить декоративную заглушку в панели клавишных переключателей и при помощи канцелярского ножа, не снимая панель, срезать уголки крепления в одной из ячеек панели переключателей рис.1. 6.4. Разместить жгут с контроллером в нише щитка приборов. 6.5. Вывести разъём для кнопочного выключателя в подготовленную по п.6.2. ячейку панели переключателей. 6.6. Другую часть жгута с герметичным разъёмом, протянуть под панелью при-боров и через стандартную резиновую заглушку жгутов проводов, расположенную слева под панелью, вывести разъём в моторный отсек. Соединить герметичный разъём и закрепить при помощи пластиковых стяжек (в установочный комплект не входят). 6.7. Подключить разъёмы питания и подсветки символа кнопочного выключателя согласно прилагаемой схемы рис. 3. 6.8. Закрепить контроллер при помощи пластиковых стяжек. 6.9. Подключить разъём к выключателю и вставить светодиод в крепление на панельке выключателя. Вставить выключатель в подготовленную по п. 6.2 ячейку панели выключателей рис. 2. Удерживание выключателя в ячейке происходит за счёт плотного натяга и не требует дополнительного крепления. 6.10. Собрать и установить щиток приборов. Рис. 1 Рис.2
7.ЭКСПЛУАТАЦИЯ УльтраБЛОК.
7.1. Включение блокировки дифференциала РПМ осуществляется кнопочным выключателем с фиксацией в нажатом положении Рис.2. поз.1
7.2. Световая сигнализация включения блокировки осуществляется светодиодом на панельке кнопочного выключателя Рис.2. поз.2.
7.3. Особенности работы УльтраБЛОК.
Для срабатывания механизма электропривода при включении/отключении блокировки необходимо время, которое составляет 10 сек. В процессе работы механизма мигает сигнальный светодиод. После окончания работы механизма, сигнальный светодиод перестаёт мигать и остаётся либо в горящем состоянии (блокировка вкл.), либо в погасшем состоянии (блокировка откл.).
Включение/отключение блокировки может осуществляться во время движения автомобиля.
7.4. Система УльтраБЛОК предназначена для повышения проходимости авто-мобиля, её включение рекомендуется проводить заранее перед преодолением труднопроходимых участков.
7.5. Движение автомобиля с включенной системой УльтраБЛОК (заблокированным дифференциалом РПМ) на скорости свыше 40 км/ч
ЗАПРЕЩЕНО!
7.6. Длительное движение автомобиля с включенной системой Ультра-БЛОК на дорожных покрытиях имеющих высокий коэффициент сцепления с колёсами (сухой асфальт, бетон и тд.) ЗАПРЕЩЕНО!
Рис. 3
8. ГАРАНТИЙНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
8.1. Гарантийный срок эксплуатации УльтраБЛОК составляет 12 месяцев. 8.2. Изготовитель гарантирует работоспособность системы УльтраБЛОК при эксплуатации на автомобиле с диаметром колёс не более 700 мм. 8.3. При механических повреждениях, нарушениях правил эксплуатации и монтажа, установке колёс большего, чем указанно в п.8.2, размера — изготовитель за работоспособность УльтраБЛОК ответственности не несёт и претензий не принимает.
9. СВИДЕТЕЛЬСТВО О ПРИЕМКЕ Система Принудительной электромеханической блокировки дифференциала редуктора переднего моста «УльтраБЛОК» соответствует техническим условиям ТУs____________ и пригодна к эксплуатации. Заводской номерs____________________ Дата выпуска s_____________________ Штамп и подпись ОТК s_______________
tuningway.ru
Самоблокирующийся дифференциал на «Ниву»: стоит ли ставить?
Самоблокирующийся дифференциал на «Ниву»: стоит ли ставить?
Автомобиль «Нива» российского производства является типом машиной с повышенной проходимостью. Этот автомобиль создан для передвижения по не самым лучшим участкам дороги, по бездорожью.
Что такое самоблокирующийся дифференциал?
Наши читатели это ценят, теперь выбор за вами: ОСКАР 2017 — Рейтинг авто. Какой авто получит премию Оскар 2017 от UAP?
Самоблокирующий дифференциал – это устройство, имеющее в своей основе винтовую конструкцию. Повышает способность проходимости автомобилей, в частности таких как «Нива». При установке дифференциала, автомобиль легко может преодолевать сложные участки дороги и местности, по которым затруднён проезд. Поэтому, установка «самоблока» на «Ниву», повышает и улучшает возможности этой машины.
Межосевая блокировка
Существуют устройства, которые созданы только для автомобилей повышенной проходимости. На машины для обычной городской езды их не устанавливают. Одним из таких «помощников» является Межосевой дифференциал. Он распределяет движение по осям. Его назначение — предать крутящееся движение одного источника на другие. То есть, если пробуксовывают задние или передние колёса и автомобиль не может тронуться с места, тогда динамика движения распределяется на все колёса. Работа межосевой блокировки заключается в простом принципе – момент вращения (вращения колёс) делиться между передним и задним мостами. Такой эффект делает возможным продолжение движения автомобиля. Согласитесь, что это очень хорошее изобретение для машин – внедорожников, к которым относится также «Нива».
Блокировка одной оси – межколёсная
Межколёсная блокировка одной оси, это ещё одна функция самоблокирующего дифференциала. Для езды по труднопроходимой территории, несомненно, будет необходима межосевая блокирока. Но часто этого не достаточно. И появляется потребность усилить мощность машины. Именно в этом случае нужно использовать межколёсную блокировку одной оси.
Блокировка оси может принудительно включаться водителем. А также она может быть автоматической. Когда буксует одно из колёс, включается функция блокировки. Принцип работы – передача вращательного движения именно туда, где наименьшая нагрузка. Если «самоблок» установлен на передний мост, есть возможность включать межколёсную блокировку. Если на задний мост, соответственно на заднем мосту есть такая же возможность.
Межосевая блокировка переключает движение с переднего моста на задний и наоборот, а межколёсная перекидывает крутящий момент между колёсами на определённом мосту. Межколёсная блокировка автоматически может сама включаться, при потребности. При обычной езде дифференциал работает в классическом режиме.
Возникает вопрос, на какой мост целесообразней установить самоблокирующий дифференциал, на передний или на задний? В этом мнения автомобилистов расходятся. Некоторые рекомендуют на задний мост, другие наоборот. Если вы опасаетесь застрявания на дороге или проблемной территории, особенно в силу неблагоприятных погодных условий, Вы можете установить «самоблок» на передний и задний мост. Это придаст уверенности, и в случае попадания машины на сложный участок дороги, все колёса будут прекрасно работать!
Какие бывают варианты самоблокирующихся дифференциалов на «Ниву»?
Самоблокирующий дифференциал возможно подобрать для любой марки машины. Они есть как для автомобилей отечественного производства, так и для иномарок.
Если объективно охарактеризовать типы и принципы работы дифференциалов, то их можно разделить на три типа:
1. Дифференциал с блокировкой, которая будет включаться и происходить при ускорении движения.
2. Самоблокирующий дифференциал, который функционирует при торможении и ускорении автомобиля.
3. Нечто среднее между первым и вторым типом. При замедлении, будет более мягкий процесс работы.
Также определяющие названия: героторный дифференциал, дифференциал, который чувствителен к разнице вращательных моментов движения, фрикционный дифференциал. Пожалуй, из этих трёх типов, самый менее желательный — это фрикционный. Почему он не так хорош, как другие виды? Внутри его на полуосях расположены фрикционные диски. Расход топлива при его использовании немного увеличивается, а также срок службы фрикционных дисков невелик. Среди фирм производителей, которые изготавливают эти устройства, есть, как иностранные производители, так и отечественные. Вопрос выбора зависит от Ваших предпочтений, марки машины и характеристик.
Преимущества и недостатки установки
Самоблокирующий дифференциал — это отдельная самостоятельная конструкция. Рекомендуется, конечно же, производить его установку в автосервисе. Но если есть понимание и знание устройства, работы и автомобиля в целом, тогда вы сами можете произвести установку.
Следует учесть важные моменты, это и регулировка деталей, определение меток и зазоров, которое не каждому по силам сделать точно. Поэтому, квалифицированный специалист автомобильного сервиса может произвести установку «самоблока» на профессиональном уровне. Это будет гораздо надёжнее, чем, если бы эту работу вы делали сами.
Отзывы владельцев
Из многочисленных отзывов автомобилистов, можно всегда найти важные аспекты. Например, к вопросу установки – можно ли устанавливать дифференциал на передний мост, или только на задний? Относительно автомобилей «Нива» — можно ставить на оба моста. Прирост проходимости от переднего блока, больше чем от заднего, так как передние колёса имеют больше нагрузку и управляемы.
Винтовой самоблокирующий дифференциал более надёжный. Для автомобиля «Нива» рекомендуется использовать не только пониженную блокировку, но и добавлять межосевую блокировку. Благодаря такой оснастке, автомобиль справляется даже со льдом и разного вида сильным бездорожьем.
Целесообразность установки блокировки дифференциала
Если говорить о целесообразности установки на «диффа» на отечественный тольятинский внедорожник, то это бесспорно полезно и необходимо на все 100%. Наверное, сложнее объяснить, зачем не нужно ставить такое устройство, чем необходимость его установки.
«Нива» относится к типу машин с повышенной проходимостью, поэтому, абсолютно рационально будет решение поставить «самоблок» на такую машину. Если учесть, что функционал работы самоблокирующего дифференциала обеспечивает и облегчает передвижение на трудных участках дороги и местности, то с наличием такого устройства в вашем авто оно просто таки превратится в фантастический транспортный агрегат, который сможет без проблем передвигаться на любой территории, будь то лёд, жидкая болотистая грязь, крутая холмистая местность и т. д.
Чаще всего «самоблоки» ставят на задний мост. Но профессионалы утверждают, что установка на переднем мосту больше улучшает проходимость. Что категорически запрещено? Не следует использовать межосевую блокировку на обычной автомобильной трассе! Эту функцию следует включать только на бездорожье.
ukrautoportal.com
Самоблокирующийся дифференциал на «Ниву»: прокачиваем проходимость
Крутящий момент от двигателя через элементы трансмиссии передаётся к колёсам при помощи специального устройства – дифференциала. В неполноприводных автомобилях дифференциал устанавливают между колёсами (потому и называют межколёсным), а в полноприводных – между ведущими осями (поэтому такой дифференциал называется межосевым).
Свободный дифференциал во время пробуксовки одного из колёс не способен передать на другое нужное значение крутящего момента. Достичь разной скорости вращения колёс, когда это необходимо, помогает блокировка дифференциала, которая увеличивает крутящий момент на колесе с лучшим сцеплением. Для блокировки используется либо самоблокирующийся дифференциал, либо принудительная блокировка.
ВАЗ-2121 «Нива» – очень популярный автомобиль повышенной проходимости, настоящая классика автопрома. В наше время встретить такое авто на городских дорогах практически не реально. Но где-то в глубинке среди лесников, рыбаков, охотников и просто любителей покататься по бездорожью ВАЗ Нива до сих пор незаменимая вещь.1. Что такое самоблокирующийся дифференциал
Самоблокирующийся дифференциал (дифференциал повышенного трения) – это устройство, которое в автоматическом режиме обеспечивает блокировку дифференциала в нужное время. Это нечто среднее между полной блокировкой и свободным дифференциалом, так как с его помощью при необходимости реализуется как одно, так и другое.
Существует две группы самоблокирующихся дифференциалов:
Те, что блокируются в зависимости от разности угловых скоростей на колёсах (осях).
Те, что блокируются в зависимости от разности крутящих моментов на колёсах (осях).
К первой группе относят такие виды дифференциалов:
Дисковые дифференциалы.
Дифференциалы с вязкостной муфтой.
Дифференциалы с электронной блокировкой.
Ко второй относится червячный дифференциал.
Дисковой дифференциал – это, по сути, симметричный дифференциал, но с фрикционными дисками. Часть этих дисков жёстко связана с корпусом дифференциала, а вторая часть – связана с полуосью. Принцип работы такого дифференциала основывается на силе трения, возникающей из-за разности скоростей вращения полуосей. Когда одно колесо начинает вращаться быстрее, то соответствующая ему часть дисков тоже увеличивает скорость вращения.
Это приводит к возникновению между дисками силы трения, которая предотвращает увеличение частоты вращения, при чём, на свободном колесе крутящий момент увеличивается и это обеспечивает частичную блокировку дифференциала.
Главным элементом дифференциала с вязкостной муфтой является вязкостная муфта, которая состоит из перфорированных дисков в герметичном корпусе, заполненном вязкой силиконовой жидкостью. Половина дисков соединена с корпусом дифференциала, а половина прикреплена к приводному валу. Если скорость вращения приводного вала и дифференциала одинаковая, то перфорированные диски вращаются вместе. Если же скорость вращения приводного вала увеличивается, то соответствующие ему диски тоже увеличивают скорость своего вращения, перемешивают жидкость, и она твердеет, после чего дифференциал блокируется. Когда скорость выравнивается, то жидкость теряет свойства и муфта разблокируется. Подобные дифференциалы сейчас не пользуются популярностью.
Дифференциалы с электронной блокировкой – обеспечивает автоматическое подтормаживание буксующего колеса, что сопровождается увеличением силы тяги на нём. А на колесе с лучшим сцеплением, соответственно, возрастает крутящий момент.
Червячный дифференциал – способствует автоматической блокировке, зависимо от разности крутящих моментов полуоси (приводного вала) и корпуса. Когда одно колесо проскальзывает, то крутящий момент на нём падает и дифференциал блокируется, распределяя крутящий момент на свободное колесо. Степень блокировки соответствует степени снижения величины крутящего момента. Такой тип дифференциалов широко используется и в межосевых, и в межколёсных дифференциалах.
2. Межосевая блокировка
Каждый автомобиль, который предназначается для движения в непростых дорожных условиях, должен иметь соответствующие устройства, способствующие такому движению. К таким устройствам причисляют и межосевой дифференциал.
Межосевой дифференциал – предназначается для распределения крутящего момента между осями.
Виды межосевого самоблокирующегося дифференциала:
Симметричный – крутящий момент распределяется поровну между осями.
Несимметричный – крутящий момент распределяется между осями в какой-то пропорции.
Межосевой дифференциал обычно устанавливают в раздаточную коробку передач.
Межосевая блокировка дифференциала предназначается для того, чтобы распределить крутящий момент между осями автомобиля, что даёт им возможность вращаться с разной угловой скоростью.
Суть межосевой блокировки в том, что крутящий момент разделяется принудительно между передним и задним мостами. Это даёт возможность во время пробуксовки задних колёс продолжить двигаться за счёт передних или наоборот. Внедорожник обязательно должен обладать такой блокировкой. В противном случае, его нельзя считать внедорожником.
3. Блокировка одной оси – межколесная
Межосевая блокировка – это минимум, необходимый любому автомобилю высокой проходимости. Но только межосевой блокировки в большинстве случаев движения по бездорожью недостаточно.
Если автомобиль левой стороной будет находиться на асфальте, а правой – на льду, то межосевая блокировка тут не поможет. Крутящий момент распределится между мостами, но за счёт пробуксовки правой стороны (где требуется меньший крутящий момент для вращения), он полностью уйдёт в правую сторону, а автомобиль не сдвинется с места.
Для разрешения такой ситуации используются межколёсные дифференциалы.
Межколёсный дифференциал – устройство, предназначено для распределения крутящего момента между левым и правым колесом одной оси.
Межколесная блокировка предназначена для распределения крутящего момента между правым и левым колесом или наоборот. Она обеспечивает возможность одного колеса вращаться независимо от другого со своей скоростью в пределах только одного моста. Если, например, одно колесо теряет контакт с поверхностью, то такая блокировка не позволит ему крутиться впустую, а распределит крутящий момент между обоими колёсами.
Этот вид блокировки способен работать только с одной парой колёс. Вторая пара колёс будет работать стандартно. Но, если установить межколёсную блокировку на обе оси автомобиля, то зависимо от ситуации можно будет включать то одну, то другую.
На полноприводных автомобилях устанавливаются три дифференциала: два межколёсных и один межосевой. А во время одновременного включения блокировок всех трёх дифференциалов, все четыре колеса будут крутиться каждый в своём темпе.
4. Какие бывают варианты самоблокирующихся дифференциалов на «Ниву»
Хоть автомобиль ВАЗ Нива и предназначен для движения по не самым хорошим дорогам, но пробуксовка колёс для него не редкость.
Существует три варианта повышения проходимости ВАЗ Нива:
Использование ручного тормоза, чтобы нагрузить пробуксовывающее колесо, но не сдерживать вращение второго.
Для каждого ведущего колеса использовать отдельный рычаг тормоза.
Установить блокировку дифференциала (жёсткую или самоблокирующийся дифференциал).
Рассмотрим детальнее самые распространённые варианты самоблокирующихся дифференциалов, которые можно установить на ВАЗ Нива.
1. Дифференциал автоматический Красикова (ДАК) – в таком дифференциале роль сателлитов отдана шариковым цепочкам. Когда автомобиль двигается равномерно, то шарики свободно перемещаются вдоль каналов, распределяя мощность между колёс поровну. Когда же равенство сил нарушается, то шариковая цепочка запирается, и дифференциал блокируется. ДАК в автоматическом порядке меняет режимы работы, что очень удобно для водителя. Но ресурс работы такого дифференциала меньше классического, ведь все нагрузки он пропускает сквозь себя, и зависит от стиля вождения водителя.
2. Винтовой дифференциал от Вал-Рейсинг (так называемый тольяттинский) – в конструкции дифференциала предусмотрена муфта предварительного натяга, обеспечивающая плавное срабатывание блокировки и компенсацию нагрузок на трансмиссию. При возникновении разности скоростей вращения колёс, шестерни диффа создают сопротивление, и обеспечивают возможность колёс вращаться с одинаковой угловой скоростью.
3. Винтовой дифференциал Автоспринтер – конструкция и принцип работы этого дифференциала аналогична дифференциалам от Вал-Рейсинг.
5. Преимущества и недостатки установки
Установка на автомобиль самоблокирующегося дифференциала имеет как плюсы, так и минусы.
Преимущества установки самоблокирующегося дифференциала:
Улучшает проходимость автомобиля, делает его пригодным для движения даже по самой «дикой» местности.
Помогает движению автомобиля по скользкой дороге.
Водителю не требуется специальной подготовки для пользования.
Устанавливается вместо обычного дифференциала и не изменяет конструкцию автомобиля.
Набор самоблокирующегося дифференциала состоит из минимума деталей.
Простая и быстрая установка (при отсутствии необходимого опыта, установку всё же рекомендуется производить в автосервисе).
Не имеет негативного влияния на остальные элементы и системы автомобиля.
Срабатывает автоматически и не требует дополнительного внимания от водителя.
Недостатки установки самоблокирующегося дифференциала:
Руль автомобиля становится белее «тяжёлым».
Меняет управляемость автомобилем (особенно на поворотах), к чему необходимо будет привыкнуть.
Срок эксплуатации меньше, чем у классического дифференциала.
Не может обеспечить 100-процентную блокировку.
6. Отзывы владельцев
Сколько водителей ВАЗ Нива, столько и мнений на вопрос, как улучшить проходимость автомобиля. Кто-то предпочитает обходиться стандартным набором функций, а кто-то предпочитает устанавливать дополнительные примочки, такие как самоблокирующиеся дифференциалы.
Отзывы владельцев ВАЗ Нива с установленным самоблокирующимся дифференциалом доступны на специализированных сайтах и форумах.
Рассмотрим общее впечатления и преобладающие настроения по поводу самых популярных вариантов самоблокирующихся дифференциалов на ВАЗ Нива.
Дифференциал автоматический Красикова (ДАК) – одно из самых противоречивых устройств, о котором ведётся множество дискуссий в Интернете. Найти можно как крайне позитивные впечатления, так и резко негативные. Часть пользователей очень довольна этим устройством, и всячески его нахваливает, а часть – критикует его качество и нарекает на непродолжительную длительность эксплуатации. Если отсеять явно рекламные отзывы и те, которые «сочатся» чёрным пиаром, то становится ясно, что устройство вполне достойное, но проблемы с качеством материалов всё же есть.
Винтовые дифференциалы от Вал-Рейсинг и Автоспринтер в большинстве отзывов хвалят и отмечают их плавную работу. Но проблемы есть и в этих дифференциалах – предварительный натяг со временем изнашивается и качество работы дифференциалов ухудшается. Но, судя по всему, такой вариант самоблокирующегося дифференциала для ВАЗ Нива является самым популярным вариантом.
Помимо отзывов о вариантах дифференциалов, на форумах можно найти множество советов по установке и узнать важные аспекты пользования самоблоками. К примеру, бывалые автомобилисты рекомендуют ставить на ВАЗ Нива не только межколёсные блокировки, но и межосевую, благодаря чему авто справится с любыми трудностями.
7. Целесообразность установки блокировки дифференциала
Целесообразность установки самоблокирующего дифференциала на автомобиль ВАЗ Нива зависит от способа его эксплуатации водителем и главного предназначения. Если водитель собирается передвигаться по ровной асфальтной дороге без труднопроходимых участков, то самоблокировка дифференциала ему точно не понадобится.
Самоблокирующийся дифференциал также не подойдёт заядлым любителям экстрима, чья страсть – оффроад, а без преодоления труднопроходимой, почти дикой и неизведанной местности они не представляют своей жизни. В таком случае необходимо сразу ставить на транспортное средство полную блокировку, так как самоблоки тут не справятся.
Если же водитель предполагает езду в не самых экстремальных условиях (к примеру, лесная мокрая дорога или не слишком выраженное бездорожье), но и не только по ровному покрытию, то использование самоблокирующегося дифференциала станет правильным выбором.
Он значительно облегчит передвижение по трудным участкам дороги, а на ровном покрытии самостоятельно переключится на обычный режим работы. Какие самоблоки (межколёсные илм межосевые) установить и куда, зависит от предпочтений и нужд водителя.
Подписывайтесь на наши ленты в таких социальных сетях как, Facebook, Вконтакте, Instagram, Twitter и Telegram: все самые интересные автомобильные события собранные в одном месте.
auto.today