ООО «Центр Грузовой Техники»

8(812)244-68-92

Содержание

Методы заряда аккумуляторов

Метод заряда током постоянной силы.

Полный заряд АКБ происходит при подключении ее к источнику тока постоянной силы с напряжением до 16,2 В. Сила тока при 20-часовом заряде берется равной 1/20 Ср, а при 10-часовом — 1/10Ср (где Ср — номинальная емкость АКБ).

Преимуществом заряда током постоянной силы является возможность полного заряда батареи. Чем меньше зарядный ток, тем глубже заряд. Однако, не стоит впадать в крайность — при совсем низком токе время зарядки будет несравнимо большим. Наоборот, при очень большом токе батарея «закипит» значительно быстрее, но при этом не успеет зарядиться на все 100%.

К недостаткам данного метода относятся:

  • необходимость стабилизации силы тока,
  • обильное газовыделение,
  • возможность повышения температуры.

Для снижения указанных отрицательных эффектов применяют двухступенчатый режим заряда. В течение 1-й ступени производят заряд током 0,1Ср до достижения АКБ напряжения 14,4 В.

Затем продолжают заряд током, уменьшенным в 2 раза.

Метод заряда при постоянном напряжении.

Данным методом можно зарядить АКБ до 90-95% номинальной емкости. Недостаток метода — значительный нагрев батареи из-за большой силы тока в начале заряда.

Напряжение источника, к которому подключена АКБ, выдерживается постоянным.

В зависимости от величины напряжения ток может достигать в начале процесса значительной силы, а затем по мере заряда снижается до нуля. Обычно напряжение источника равно 14,6-15 В.

Есть и неклассические способы.

Метод подзаряда малым током.

Величина тока от 0,03 А до 0,5 А. Используется для компенсации тока саморазряда и поддержания АКБ в заряженном состоянии, также для восстановления ее емкости в тренировочном цикле.

Автоматический метод заряда. Современный, оптимальный метод заряда батарей, состоящий из двух этапов. На первом этапе производится заряд АКБ током постоянной силы 0,1Ср, после того как напряжение АКБ возрастет и достигнет 14,4-14,8 В (напряжения ограничения), дальнейшая подзарядка происходит при постоянном напряжении с автоматически уменьшающимся током.

Этот метод исключает отрицательные эффекты, присущие вышеперечисленным способам. Он обеспечивает автоматическое поддержание оптимальной скорости заряда, не допуская опасного для батареи перенапряжения, приводящего к обильному газовыделению и кипению электролита.

При правильно выбранном напряжении величина силы тока уменьшается до значения, компенсирующего саморазряд А=E.

ВНИМАНИЕ!

  • Производить заряд АКБ разрешается только в помещениях с подходящей приточно-вытяжной вентиляцией!
  • Во время заряда выделяется взрывчатая смесь водорода и кислорода, вредная для жизни и взрывоопасная!
  • Не подходите к аккумулятору, особенно во время заряда, с открытым огнем или зажженной сигаретой! Не производите никаких действий, способствующих образованию искры!
  • При выключенном двигателе и всех потребителях электроэнергии отсоедините как описано выше и выньте аккумулятор из автомобиля (при зарядке батареи на автомобиле обязательно отсоедините электрические кабели и следуйте инструкции автомобиля)!
  • Аккумулятор заряжается только постоянным током!
  • Запрещено осуществлять заряд аккумулятора высокими зарядными токами!

Что убивает кальциевые аккумуляторы, и убивает ли? / Хабр

В Сети полно негативных отзывов на кальциевые аккумуляторы, которые служат недолго, не заряжаются, не держат заряд, замерзает электролит. Популярны мифы о том, что они боятся «кипячения» при 16 и более вольтах, а ещё боятся разрядов, стремительно теряя ёмкость с каждым из них, будто бы, вследствие формирования слоя гипса — нерастворимого сульфата кальция, и вообще, стартерный аккумулятор, в отличие от тягового, для разряда не предназначен, разве только секунду покрутить стартер. Что, если взять реальный аккумулятор и проверить?

Будут видео и опыты с показаниями приборов. Попутно выясним, что такое мнимый или поверхностный заряд. И возможно, мы уже не раз сдавали в утиль хороший исправный аккумулятор. Что же с ним можно было сделать?

Подача слишком высоких токов и напряжений при заряде свинцово-кислотных автомобильных аккумуляторных батарей, они же просто АКБ, чревата целым спектром опасных последствий, главными из которых являются выделение пожаровзрывоопасного водорода, токсичного сероводорода, разбрызгивание едкой кислоты, потеря воды из электролита, перегрев аккумулятора, вплоть до коробления пластин и короткого замыкания.

В отличие от популярной страшилки, будто пузырьки газов разрывают активную массу, (что не соответствует действительности, но чёрно-коричневую муть оплывшей активной массы положительных пластин они в электролит действительно поднимают, когда она уже оторвалась по иным причинам), перечисленное в предыдущем абзаце действительно опасно и для здоровья живых существ, и для сохранности окружающих аккумулятор ценностей, в первую очередь, самого автомобиля. Потому производители и продавцы аккумуляторных батарей публикуют легко запоминающиеся инструкции по максимально безопасным способам их подзаряда.

Да, именно подзаряда, то есть, частичного восполнения уровня заряженности, снизившегося в результате хронических, (например, езда в городском формате), или острых, (забыли выключить фары, пользовались лебёдкой, предпринимали попытки пуска не совсем исправного двигателя) причин.

▍Рекомендации предельно просты: заряжать током 10% ёмкости (6 А для 60 А*ч) до напряжения 14.4 вольта, (в разных версиях может варьироваться.

) Легко запомнить и осуществить.

Это первая стадия заряда аккумулятора, основной заряд. А чтобы зарядить кальциевый аккумулятор полностью, необходимы ещё и последующие этапы заряда, которых в профиле может быть несколько. Эти этапы уже требуют знаний, оборудования и предосторожностей, потому о них краткие инструкции для широкого круга автомобилистов умалчивают.

Зачем нужен полный заряд аккумулятора, как его произвести, и чем чревато его отсутствие, мы сегодня установим экспериментальным путём.


Подопытный аккумулятор Bosch S4 005 2015 года выпуска, три с половиной года в эксплуатации. НРЦ — напряжение разомкнутой цепи, оно же ЭДС без нагрузки, 12.57 вольт.

Ток холодной прокрутки по стандарту EN 521 из 540 А, здоровье 96 %, внутреннее сопротивление 5.96 мОм.

Просадка под нагрузочной вилкой 200 А до 10.25 В. На холоде падало до 9.9.

Перед зарядом аккумулятор не забываем отогреть, помыть, зачистить клеммы. Устанавливаем следующие параметры заряда.

Этап основного заряда: максимальное напряжение 14.4 В, напряжение начала снижения тока 14.2 В, максимальный ток 6 А.

Окончание заряда по снижению тока до 50 мА, максимальное время заряда 48 часов.

Этап дозаряда: напряжение до 14.4 В, максимальный ток 2А, продолжительность 5 часов.

Такие настройки программируемого зарядного устройства (ЗУ) будут действовать следующим образом:
На клеммы подаётся ток 6 ампер до достижения 14.2 вольт. Это этап CC — constant current — постоянного тока
Далее напряжение стабилизируется на уровне 14.2, ток снижается. Это называется этапом CV — constant voltage — заряд снижающимся током при постоянном напряжении
Когда ток доходит до 50 мА, ЗУ без паузы переходит в дозаряд током 2А, который, скорее всего, пролетит очень быстро, до достижения напряжения 14.4 В

И далее продолжится при этом напряжении без ограничения минимального тока. Общее время дозаряда 5 часов.

Таким образом, имеем профиль, который можно назвать: либо двухэтапным — (основной заряд 6 А, 14.2 В, до 50 мА или 48 ч, и дозаряд 2 А, 14.4 В, 5 ч), либо четырёхэтапным — (1 — СС 6 А до 14.2 В, 2 — СV 14.2 В до 50 мА, общее время 1 и 2 не более 48 часов, 3 — CC 2A до 14.4В, 4 — CV 14.4 В, общее время 3 и 4 ровно 5 часов).

Когда аккумуляторщикам приходилось по показаниям приборов вручную переключать обмотки трансформаторов и двигать ползунки реостатов, логично было называть такой профиль 4-этапным, потому что роль стабилизатора напряжения и тока выполнял человек, который должен был знать, на каком этапе каких положений стрелок добиваться. Сейчас время автоматических стабилизаторов тока и напряжения, выполняющих обе функции в одном устройстве, потому логично назвать заряд двухэтапным. Пока есть, куда расти напряжению, ток стабилен, работает обратная связь по току. Когда напряжение достигло уставки, ток снижается, действует ОС по напряжению.

Если в распоряжении нет программируемого ЗУ с таймером и отслеживанием минимального тока или ЗУ-автомата, реализующего более сложные алгоритмы с паузами и реверсом в реальном времени, а есть регулируемый стабилизированный блок питания или ЗУ на основе такого блока, устанавливаем напряжение и ток регуляторами, за временем следим по часам, а за током по амперметру.

Разряжать будем до напряжения под нагрузкой 12 В, током 2.4 А, всего проведём 4 таких цикла. Как известно, контрольно-тренировочный цикл улучшает состояние аккумулятора, если производится адекватно.

Прошло чуть более 4 суток, идёт заряд после четвёртого разряда. Наблюдаем монотонное снижение отдаваемой ёмкости с каждым циклом. Получается, что сейчас мы либо подтвердили на опыте расхожий тезис о том, что разряд даже до 12 вольт под нагрузкой вредит кальциевым аккумуляторам, (зачем только они тогда производятся, ведь именно при разряде химический источник тока приносит пользу, для этого он предназначен), либо попалась плохая (изношенная, умирающая, неудачная, поддельная) батарея, (почему тогда тестер и вилка показали хорошее здоровье?), либо заряд производился неадекватно.

Сурьмянистый аккумулятор, кальциевый аккумулятор, — это всё тот же свинцово-кислотный аккумулятор. Раньше для прочности в свинцовый сплав пластин добавляли сурьму, и газовыделение начиналось при низком напряжении, что вело к потере воды и необходимости её доливать несколько раз в год. После долива дистиллированной воды следовало заряжать АКБ, что обременяло и огорчало автолюбителей. Зато газовыделение способствовало перемешиванию электролита.

В целях снижения расхода воды при эксплуатации аккумулятора, чтобы он меньше нуждался в обслуживании, производители стали переходить на кальциевую технологию. Добавка кальция в сплав не только повышает прочность пластин, но и снижает саморазряд, позволяет повысить пусковые характеристики, уменьшает газовыделение, так как разложение воды из электролита на кислород и водород происходит при более высоком напряжении, чем в сурьмянистом аккумуляторе.

В результате, при эксплуатации расходуется меньше воды, её приходится доливать реже. Пробки можно закрыть этикеткой, либо вообще запаять крышку, упразднив доступ к электролиту, если расход воды настолько мал, что её заводской заправки хватает на весь срок службы батареи. Для отвода газов в обоих случаях делается лабиринт в крышке.

Но снижение газовыделения означает ухудшение перемешивания электролита. Насколько это важно, и к чему ведёт?

Прошёл час с момента завершения заряда после четвёртого цикла. Напряжение разомкнутой цепи 13.45 В.

Снимем так называемый поверхностный заряд вилкой 200 ампер. ЭДС просела до 10.6 В. Это лучший результат, чем в начале, но ёмкость АКБ, тем не менее, упала.

С момента прекращения заряда прошло 18 часов. НРЦ 13.3 В. Как видим, оно завышенное.
Просадка под вилкой до 10.55.

Прошло больше часа. НРЦ 13.25. Запомним это напряжение после циклов с максимальным напряжением заряда 14.4 В. Далее произведём выравнивающий восстановительный цикл по методике аккумуляторщика Виктора, и сравним два значения НРЦ.

Первый этап заряда — до падения тока ниже 100 мА при напряжении 14.7 В.

Второй этап — до 16.2 В током 1/30 номинальной ёмкости (для 60 А*ч это 2 ампера) до неснижения тока в течение 2 часов.

В таком режиме отдано всего 5.1 ампер*часов, потому продолжим дозаряд до 16. 5 В для качественного перемешивания электролита.

За 5 часов батарее сообщено почти 10 А*ч. Это оказалось необходимым вследствие сульфатации и расслоения электролита.

Ночью процесс дозаряда не завершился, остановим и возобновим с утра. Показания тока в районе 1.2 А держатся в течение часа. Понаблюдаем ещё час.

Час почти прошёл, ток не снижается. Останавливаем заряд.

Обратим внимание на НРЦ. Прошло более полутора часов, напряжение 13.25 В.

ЭДС под нагрузкой 200 А просела до 10.65, затем поднялась до 10.7 В. Результат лучше всех предыдущих в этом эксперименте.

Прошло 18 часов, НРЦ 13.06 В.

Итак, после нескольких часов «кипячения» при 16.5 вольтах мы получили напряжение разомкнутой цепи ниже, чем после заряда до 14.4. Получается, аккумуляторная батарея теперь заряжена хуже, и правы те, кто утверждает: «кипятить» не нужно и вообще вредно?

В напряжение разомкнутой цепи и ЭДС под малой нагрузкой делает свой вклад не только термодинамическая ЭДС активных масс, несущих полезный заряд, но и целое множество других факторов.

Во-первых, пузырьки газов в порах активных масс имеют свою электродвижущую силу. На этом эффекте основан топливный элемент, в котором электролиз идёт наоборот: происходит синтез воды из подаваемых водорода и кислорода с выработкой электрической энергии. Потому НРЦ свинцово-кислотной ячейки, или вообще любой пары электродов в каком-нибудь электролите с пузырьками выше, чем без них.

Во-вторых, потенциал той или иной точки в электрическом поле зависит от расстояний между носителями заряда в пространстве. В банке аккумулятора носителями заряда являются ионы, главным образом, сульфат-ион и гидроксоний, или попросту протон H+, ядро атома водорода.

В школьном опыте мы берём какой-нибудь материал, трём его о ткань или бумагу, подносим к шару электроскопа, и ничего не происходит. Стрелка не отклоняется, искр не видно и не слышно, не пахнет озоном. Всё потому, что заряженные тела не разнесли в пространстве.

Оторвав предмет от бумаги или ткани, мы своей мускульной силой преодолеваем электростатическое притяжение, а работа этой силы преобразуется в электрическую энергию. Получаем заряд, отклоняющий стрелку электроскопа, и энергию, способную, например, зажечь неоновую или ртутную лампу, произвести коронный или искровой разряд с выделением теплоты, света, звука, преобразованием кислорода в озон, и так далее.

Для получения разности потенциалов и энергии потребовалось не просто соприкосновение материалов с разными свойствами, но разнести носители заряда в пространстве. В современном свинцовом аккумуляторе имеется губчатая структура активных масс и плотные сепараторы. Всё это мешает дрейфу ионов, в виде которых находится серная кислота в жидком водном растворе, и эти ионы в пространстве создают электрическое поле, то есть, градиент потенциала, влияющий на разность потенциалов электродов.

Наконец, термодинамическая ЭДС свинцово-кислотной электрохимической ячейки зависит от концентрации кислоты, а она тяжелее воды и стремится вниз. При расслоении даже недозаряженные участки активных масс внизу банок дают НРЦ как у заряженных и даже выше.
Потому уровень заряженности одним только вольтметром не определить. Чем выше НРЦ — не факт, что лучше. Более того, завышенное НРЦ чаще всего свидетельствует о расслоении электролита и недозаряде. Адекватные тестеры аккумуляторных батарей при НРЦ сверх нормы рекомендуют снять поверхностный заряд, фарами, и повторить тест.

Все вышеописанные паразитные перенапряжения имеют общее свойство: «мнимый» заряд не способен давать значительный ток, в отличие от «честного» заряда активных масс. Потому под адекватной нагрузкой ЭДС проседает до уровня, адекватного истинному уровню заряженности. Разрядный ток снимает поляризацию, но не устраняет расслоение электролита. В этом различие расслоения и поверхностного заряда — поляризации. То и другое часто называют «мнимым зарядом».

Мнимый заряд — явление, при котором напряжение разомкнутой цепи свинцово-кислотного аккумулятора не соответствует реальному уровню заряженности при данной температуре и концентрации электролита. Составляющими мнимого заряда являются расслоение (стратификация) электролита, перенапряжение от которого восстанавливается после снятия нагрузки, и поверхностный заряд — совокупность явлений поляризации, создаваемое которыми перенапряжение не возвращается после отключения разрядного тока.

Нагрузочная вилка 200 А после заряда по методу Виктора через 20 часов показывает точно такую же просадку с 13.10 до 10.65 и подъём до 10.70 В, как и 18 часов назад. Это очень хороший результат.

Тестер показывает ток холодной прокрутки 605 из 540 А по EN, внутреннее сопротивление 5.13 мОм, здоровье АКБ и уровень заряженности 100%. Сделав выравнивающий восстановительный заряд, мы вернули аккумулятору былую молодость.

В процессе разряда кислота по всему объёму и всей высоте банок АКБ уходит на химическую реакцию Гладстона-Трайба. В процессе заряда кислота по всему объёму и всей высоте выходит из сульфатов и возвращается в электролит. Но законы природы не обмануть. Чистая серная кислота имеет плотность 1.84 грамма на кубический сантиметр, что почти вдвое тяжелее воды. Выделяясь, она стремится уйти вниз и выталкивает воду наверх. При 14.4 В на клеммах газообразование в банках кальциевого аккумулятора отсутствует или пренебрежимо мало, потому не происходит перемешивания электролита. Губчатая структура активных масс и плотные сепараторы усугубляют проблему.

Для осуществления реакции в направлении заряда необходима вода, потому в нижней части банок и глубине активных масс заряд прекращается раньше времени, тогда как в верхней части и на поверхности средней части пластин он ещё идёт. Потому низ пластин и глубина активных масс испытывают прогрессирующую сульфатацию: всё больше активных масс выходят из полезной работы. Взглянем ещё раз на таблицу контрольно-тренировочных циклов до 14.4В, где хорошо видна эта плохая динамика.

При заряде по методу Виктора с активным перемешиванием электролита по всей высоте и всему объёму, в нижней части пластин концентрация кислоты снизилась, поступила вода, и пошёл процесс заряда. Сульфат стал постепенно растворяться, и после восстановительного заряда ранее сульфатированные активные массы вернулись в работу.

Прошёл ещё час с момента теста нагрузочной вилкой. НРЦ по вольтметру Кулона-912 12.98, по вольтметру вилки НВ-03 13. 00. Запускаем разряд.

Спустя 12 минут разряда, под нагрузкой 2.4 А ЭДС 12.66 В.

Ёмкость разряда до 12 вольт под этим током составила 29.11 А*ч. Ставим на заряд.

Основной заряд длился 6 часов 20 минут, батарее сообщено 27.28 А*ч. Обратим внимание: это ниже 29.11, отданных при разряде. Потому без дозаряда прогрессирует недозаряд, (на что слово дозаряд прозрачно намекает).

Прошло 8 часов дозаряда, показания тока не менялись 2 часа. Пора завершать.

13 вольт — нормальное НРЦ здорового заряженного аккумулятора.

Показания тестера ещё немного улучшились: EN 607 A, 5.11 мОм. Два заряда с «кипячением» при 16.5 В улучшили все характеристики аккумуляторной батареи, тогда как при ограничении до 14.4 наблюдали падение ёмкости, (зато аномальный рост НРЦ вследствие прогрессирующего расслоения электролита).

Существуют таблицы для определения степени заряженности АКБ по напряжению разомкнутой цепи, но они не учитывают поляризации — поверхностного заряда, а также аномального завышения НРЦ вследствие расслоения электролита. Потому применительно к современным кальциевым аккумуляторам такие таблицы, а также реализующие их индикаторы уровня заряда на базе простейшего вольтметра, не дают адекватных показаний.

Отсутствие адекватного дозаряда в первых циклах нашего опыта привело к деградации параметров АКБ, но эта деградация не стала необратимой, а была исправлена путём адекватного выравнивающего восстановительного дозаряда с десульфатацией и перемешиванием электролита. Генератор автомобиля и зарядные устройства, не реализующие перемешивание и десульфатацию при повышенном напряжении, осуществить такой дозаряд не могут.

Потому очень многие сдают в утиль исправный, работоспособный аккумулятор, параметры которого можно восстановить путём адекватного дозаряда, что и произошло в описанном эксперименте.

Напоследок отметим, что этапы дозаряда при 16 и более вольтах актуальны не только для кальциевых АКБ с жидким электролитом, но входят в рекомендации таких производителей, как Chaowei (Chilwee) и Tianneng для… гелевых кальциевых тяговых АКБ с углеродными добавками в активные массы! Ещё один шах и мат страшилкам и мифам. Разумеется, фирменная документация содержит параметры каждого этапа, включая временные рамки, их очерёдность и условия, при которых запускать тот или иной этап, либо пропустить и перейти к следующему.

Встречается и вульгарная версия «кипячения» в один этап током 10% ёмкости, напряжением 16 вольт. Такой заряд аккумулятору и всему вокруг него действительно навредит, поскольку не учитывает кинетики физических и химических процессов в аккумуляторной батарее, в соответствии с которой разработаны многоступенчатые профили заряда. Большим током можно производить основной заряд до невысокого напряжения, и переходить к этапам высоковольтного дозаряда только после того, как ток основного заряда снизился до заданной величины. Существуют умные ЗУ со сложными алгоритмами, использующие токи и напряжения выше стандартных профилей для повышения эффективности этапов, но там реализованы обратная связь в реальном времени и микропроцессорный контроль.

Вульгарное одноэтапное «кипячение» как раз и породило миф о губительности 16 и даже 15 вольт, тогда как неспособность более низкого напряжения обратить вспять прогрессирующие недозаряд и сульфатацию мифы о мнимых недостатках кальциевых аккумуляторов. Разумеется, при недозаряде ёмкость и токоотдача будут падать, пластины разбухать от сульфатов вплоть до коробления и короткого замыкания, активная масса отвалится, а электролит замёрзнет. Но виной тому не заговор или недобросовестность производителей, а игнорирование особенностей современных аккумуляторов при их эксплуатации.

Статья составлена в сотрудничестве с автором видео, осуществившим описанный эксперимент.


Анализ расхода заряда батареи

Коснитесь значка статистики аккумулятора, чтобы увидеть подробные данные об энергопотреблении. К примеру, на следующей диаграмме показано, что длительный период интенсивного использования устройства, с постоянно включенным экраном, разряжает аккумулятор быстрее обычного.

Если на диаграмме энергопотребления показаны скачкообразные снижения заряда, проверьте следующее:

  1. Уровень сигнала мобильной сети. При уменьшении мощности сигнала сети телефон потребляет до трех раз больше энергии, чем обычно, чтобы сохранить стабильное подключение. Цветовое обозначение мощности сигнала:

    ЗеленыйОтличный сигнал
    СерыйХороший сигнал
    ЗолотойСлабый или плохой сигнал
    ЖелтыйНет сигнала
    КрасныйПоиск сети
    ЧерныйСотовая сеть не используется

    Если мощность сигнала недостаточна, переместитесь в зону уверенного приема сигнала или используйте Wi-Fi для передачи данных.

    СоветСлабый сигнал сети может также вызвать статические помехи при разговоре по телефону, проблемы со слышимостью, прерывание вызова и подключения, а также проблемы с данными, снижение скорости работы и другие неполадки. Даже если в вашей местности хорошее покрытие сети, стены зданий или нахождение под землей, зоны плохого приема и другие факторы окружающей вас обстановки могут повлиять на мощность сигнала. В этом случае попробуйте подойти к окну или воспользуйтесь Wi-Fi.

  2. GPS. Синий цвет означает, что GPS был включен. При возможности во время использования GPS подключайте телефон к сети электропитания.
  3. Wi-Fi. Синий цвет означает, что функция Wi-Fi была включена (но не всегда является обозначением наличия подключения к сети Wi-Fi). При возможности используйте Wi-Fi для передачи данных.
  4. Активный режим. Синий цвет означает, что какое-либо приложение не позволяло телефону перейти в спящий режим при длительной неактивности. Обычно это происходит при необходимости завершения какого-либо задания приложением, однако некоторые установленные пользователем приложения могут потреблять заряд аккумулятора дольше, чем нужно, не позволяя телефону войти в спящий режим.
  5. Работа экрана. Синий цвет означает, что экран был включен. Если это приводит к большому энергопотреблению, сократите время до отключения экрана (период неактивности перед входом в спящий режим) до одной минуты и менее, переключите яркость телефона в автоматический режим, сократите использование динамических обоев и нажимайте клавишу питания, чтобы отключить экран, когда телефон вам не нужен. Попробуйте подключать телефон к сети электропитания при высоком уровне загрузки, к примеру, при использовании игр или приложений, часто использующих фоновую отправку данных.
  6. Идет зарядка. Зеленым цветом обозначается время зарядки телефона.

Алгоритмы заряда аккумуляторных батарей | Микропроцессорные Технологии

 

Аккумулятор – это химический источник тока. Его основной особенностью является возможность повторного накопления энергии, то есть осуществления процесса заряда. В системах оперативного постоянного тока (далее – СОПТ) в основном применяются свинцово-кислотные аккумуляторы. Принцип их работы основан на химических реакциях свинца и диоксида свинца в водном растворе серной кислоты. 

При подключении к электродам аккумулятора нагрузки начнется процесс разряда. Во время разряда происходит преобразование свинца, диоксида свинца, серной кислоты в свободные электроны, воду и сульфаты свинца. Во время заряда идет обратная реакция сульфаты свинца разрушаются, восстанавливается свинец и серная кислота.  

Алгоритм заряда описывает как нужно заряжать аккумулятор: какие нужно поддерживать напряжения и тока и в течение какого времени. Благодаря алгоритмам заряда и принципам, заложенным в их основу, обеспечивается: 

  • Быстрая скорость заряда
  • Безопасность 
  • Максимальное сохранение ресурса 
  • Замедление старения  

В процессе разряда аккумулятора образовались сульфаты свинца. Чтобы восстановить уровень заряда аккумулятора и его емкость необходимо преобразовать максимально возможное количество сульфатов свинца в свинец на катоде и оксид свинца на катоде. 

При подаче на аккумулятор напряжения большего, чем на нем, начинается процесс заряда. Чем выше поданное напряжение, тем интенсивней будет протекать химическая реакция и тем больший ток будет течь через аккумулятор. 

Если величина поданного напряжения будет недостаточна, то ток протекающий через аккумулятор будет слишком мал и заряд будет протекать очень медленно. Из-за этого не произойдет разрушение сульфатов свинца, образовавшихся при разряде, и емкость аккумулятора не восстановится.  

При повышенном напряжении заряда повышается скорость протекания химических реакций и величина тока и, следовательно, повышению температуры аккумулятора. Ближе к концу заряда процесс электролиза воды начинает преобладать и происходит так называемое закипание электролита аккумулятора из-за выделения кислорода и водорода. Это опасно по следующим причинам: 

  • Существует риск взрыва выделившегося водорода
  • Потеря воды в аккумуляторе приведет к снижению плотности электролита и снижению ресурса аккумулятора  

Поэтому очень важно при заряде аккумулятора поддерживать необходимый уровень тока и напряжения. 

Способ заряда конкретного аккумулятора определяется его производителем. Наиболее распространенными являются следующие методы заряда: U, IU, IUI. 

Рассмотрим каждый из них. 

 


Метод заряда U 


 

Метод U является самым простым методом заряда. Напряжение в режиме заряда от режима подзаряда не отличается. Обычно напряжение подзаряда составляет 2,25 В/элемент. Если батарея состоит из 17 12 В аккумуляторов, то общее напряжение на батарее должно поддерживаться на уровне 230 В. Ток заряда в методе U ограничен на уровне 10-30 % от емкости АБ. 

 

В начале заряда аккумулятор имеет низкое напряжение и потребляет большой ток, поэтому зарядно-подзарядное устройство (далее – ЗПУ) его ограничивает. Далее уровень заряда аккумулятора увеличивается и напряжение растет. Как только напряжение достигает значения уставки ЗПУ начинает стабилизировать напряжение. Аккумулятор продолжает заряжаться постоянным напряжением и потребляемый им ток постепенно снижается. Как только потребляемый аккумулятором ток станет мал, то считают, что аккумулятор заряжен. 

 


Алгоритм заряда аккумуляторов Delta FT 12-50 M


 

Метод IU отличается от метода U повышенным напряжением в режиме заряда. Благодаря этому увеличивается скорость заряда АБ и эффективнее происходит разрушение сульфатов свинца, но важно следовать рекомендациям производителя, чтобы не повредить аккумуляторы.  

 


Метод заряда IU 


Рекомендации по заряду аккумуляторов, изготовленных по технологии AGM


 

В методе IUI добавляется третья дополнительная ступень, которая называется ступенью выравнивания. В этой ступени напряжение на одном аккумуляторе может достигать 15,5 В. Ток ограничен на уровне 2-5 % от емкости АБ. Благодаря этой ступени происходит выравнивание напряжений между аккумуляторами в батарее, а также между элементами в самом аккумуляторе. Так как ступень выравнивания проводится при очень высоком напряжении, то она жестко ограничена по времени. Длительность этой ступени определяет производитель аккумуляторов. Данный метод заряда не подойдет для аккумуляторов, изготовленных по технологии GEL, так как повышение напряжения на них обычно не рекомендуется. 

 


Метод заряда IUI


 

После завершения заряда АБ зарядно-подзарядное устройство переходит в режим подзаряда АБ.  В СОПТ АБ работает в буферном режиме, то есть в обычном режиме АБ потребляет небольшой ток и осуществляет питание импульсной нагрузки. При исчезновении питания по стороне переменного тока АБ осуществляет питание нагрузки. Условием завершения заряда АБ является снижение потребляемого тока, либо заряд АБ завершается по истечению времени. 

В зарядно-подзарядном устройстве LAUREL реализованы все вышеперечисленные методы заряда АБ. Поэтому LAUREL может эксплуатироваться с большинством типов современных АБ. 

 



 

 

вопросы и ответы • Проверено лично!

Нужно уяснить, что мы подразумеваем под тренировкой Li-Ion. Если то же, что в случае с NiMH, циклический заряд-разряд для восстановления ёмкости, то для литиевых элементов эта процедура не имеет смысла. В литиевых аккумуляторах совершенно иной химический процесс. Деградация литиевых элементов происходит из-за нарушения структуры катода и разрушения анода. К сожалению, оба этих процесса необратимы.

Однако, иногда «тренировкой» называют балансировку элементов в литиевой батарее. Эта процедура крайне важна, она производится специальными устройствами, наиболее популярным из которых является SkyRC Imax B6. Если батарея состоит из последовательно соединенных литиевых элементов, то при работе раньше разрядятся те, у которых больше внутреннее сопротивление, даже если разница незначительна. Давайте представим механику процесса на примере батареи 2S.

Она состоит из двух литиевых элементов, максимальное напряжение каждого 4,20 вольта. Соответственно, напряжение полностью заряженной батареи 2S — 8,4 В. При работе первый элемент разрядился чуть быстрее, поскольку двух абсолютно идентичных аккумуляторов не бывает. Контроллер отключил питание и мы получили батарею из двух элементов, в первом остаточный заряд 2,7 вольта, а во втором 2,5. Для того, чтобы снова получить готовую к работе заряженную батарею, нам нужно, чтобы каждый элемент зарядился до 4,2 В. Подключаем батарею к зарядному устройству. Она заряжается в нормальном режиме, пока каждый элемент не поднимает своё напряжение на 1,5 вольта. При этом более хороший элемент достигает 4,2 В, но зарядка не прекращается, поскольку полный заряд 8,4 В еще не достигнут, второй элемент набрал только 4,0 В. Зарядное устройство продолжает заряжать батарею, при этом первый элемент, который достиг предела, перегревается и кипит всё то время, пока второй набирает ёмкость. Наконец, батарея заряжается до 8,4 В и ЗУ отключает ток. Теперь у нас первый аккумулятор становится слабым звеном, поскольку кипение отобрало у него немалую часть ёмкости. В таком режиме батарея долго не протянет, десять-двадцать циклов и в утиль.

Поэтому на батареях, состоящих из нескольких элементов, существует балансировочный разъем. В случае с двумя элементами разъем имеет три контакта, это плюс, минус, и еще один контакт, подключаемый между элементами батареи. Зарядное устройство следит за напряжением каждого элемента батареи, и, если один из них зарядился, выключает его из цепи, продолжая заряжать оставшиеся. По этому же принципу работают платы BMS, которые встроены в некоторые батареи, в этом случае на разъем подается нужное напряжение, а BMS сам следит, сколько какой банке следует скормить.

Все способы заряда автомобильного аккумулятора

Одной из главных процедур сервисного обслуживания автомобильного аккумулятора является его заряд в стационарных условиях.

Для заряда аккумуляторной батареи в условиях частного автосервиса необходимо иметь источник постоянного тока с регулируемым выходным напряжением. Обычно это мощный полупроводниковый выпрямитель с сетевым трансформатором, которые совместно образуют зарядное устройство.

Ранее мы описывали зарядно — разрядное устройство для автомобильного аккумулятора его принцип работы и схему которую под силу собрать автолюбителю знакомого с электроникой на уровне начинающего радиолюбителя.

Для заряда одной автомобильной батареи максимальное выходное напряжение зарядного устройства без нагрузки должно быть не менее 25. ..30 Вольт, а под нагрузкой 10 Ампер — не менее 17 Вольт. С помощью такого зарядного устройства можно эффективно и быстро заряжать батареи с номинальной емкостью до 100 А·ч, т.е. аккумулятор любого современного легкового автомобиля.

Следует иметь ввиду, что зарядное устройство и аккумуляторная батарея включаются встречно-параллельно (+плюс с +плюсом; -минус с -минусом), и ток заряда будет иметь место только при соблюдении условия — напряжение зарядного устройство должно быть выше чем напряжение на заряжаемой батареи, если напряжение зарядного устройство равно напряжению заряжаемой батареи ток заряда будет равен 0. Если напряжение на аккумуляторной батареи выше чем напряжение зарядного устройства — аккумулятор начнет разряжаться на зарядное устройство.

Несколько способов заряда автомобильных аккумуляторных батарей

Два из них основные и на их основе возможны комбинации:


Рис. 2 Способы заряда автомобильной аккумуляторной батареи

Заряд при номинальном постоянном токе Iз = 0,1 Сн или Iз = 0,05 Сн(рис. 2а).

Заряд при постоянном напряжении Uбз = 14,5±0,1 Вольт (рис. 26).


Рис. 3 Способы заряда автомобильного аккумулятора

Ступенчатый заряд при постоянном токе на каждой ступеньке, обычно двухступенчатый заряд при Iз1 = 0,1 Сн и Iз2 = 0,05 Сн (рис. 3в).

Смешанный заряд, сначала при постоянном токе Iз = 0,1 Сн, а затем при постоянном напряжении Uбз = 14,5±0,1 Вольт (рис. 3г).

Ускоренный заряд автомобильного аккумулятора

В экстремальных случаях, когда требуется быстро зарядить аккумулятор для автомобиля, проводят подзаряд батареи при увеличенном постоянном токе:

  • при 30-минутном заряде Iз = 0,7 Сн Сз = 0,35 Сн;
  • при 45-ти минутном заряде Iз = 0,5 Сн Сз = 0,37 Сн;
  • при 90 минутном заряде Iз = 0,3 Сн Сз = 0,45 Сн.

Для батарей, находящихся в длительной эксплуатации, ускоренный заряд проводить не рекомендуется. Это может стать причиной их выхода из строя.

Уравнительный заряд при постоянном токе — это длительный (не менее 10 часов) заряд током Iз = 0,1 Сн под обязательным контролем плотности, температуры и напряжения в каждой аккумуляторной банке. Он проводится как профилактический перед зимней эксплуатацией или при подготовке автомобиля к длительной поездке в зимний период, или как восстановительно — ремонтный для сильно разряженной автомобильной батареи в зарядно-разрядном тренировочном цикле. Уравнительный заряд обязательно предусматривает 2..3-х часовой перезаряд, в процессе которого плотность электролита и напряжение заряда в каждом аккумуляторе исправной и полностью заряженной батареи становятся одинаковыми.

Перезаряд — это уравнительный заряд батареи (при Iз = const; Uз = const; γэ = const) в течение 2. ..3-х часов после того, как плотность электролита и напряжение заряда перестают возрастать под действием постоянного тока заряда.

В отличие от заряда в стационарных условиях заряд аккумулятора на борту автомобиля может быть реализован от генераторной установки только при постоянном напряжении (Uз = 14,5 Вольт), но при ограничении максимального тока заряда, который не должен быть более чем Iз≤0,3 Сн. Это достигается подбором генератора и его регулятора напряжения к данному типу батареи и сезонной подстройкой регулятора. Из сказанного следует, что батарея, регулятор напряжения и автомобильный электрогенератор должны быть совместимы.

Обзор нападения

и батареи — FindLaw

Мы все слышали фразу по телевидению или в фильмах: «Вы арестованы за нападение и нанесение побоев». Часто встречающаяся фраза вызывает в воображении образы драк в барах и драки на парковках. Но каковы юридические определения преступлений? Знаете ли вы, что действуют два разных юридических термина: нападение — одно, а нанесение побоев — другое? На самом деле эти термины представляют собой два отдельных юридических понятия с различными элементами. Некоторые штаты разделили их, в то время как другие совмещали преступления.

В большинстве штатов нападение / нанесение побоев совершается, когда один человек: 1) пытается или наносит физический удар другому, или 2) действует угрожающим образом, чтобы вызвать у другого страх немедленного вреда. Во многих штатах есть отдельная категория для нападения / избиения при отягчающих обстоятельствах, когда речь идет о серьезных травмах или применении смертоносного оружия. Нападения и побои также могут преследоваться в порядке гражданского судопроизводства (в отличие от уголовного преследования).

Короче говоря, нападение — это попытка или угроза причинить вред другому человеку, а нанесение побоев — это акт установления контакта с другим человеком вредным или оскорбительным образом.Ниже приводится более подробный анализ правонарушений и их элементов, который помогает объяснить, как эти два правонарушения так тесно связаны друг с другом.

Нападение: определение

Определения нападения варьируются от штата к штату, но нападение часто определяется как попытка причинить вред кому-либо еще, и в некоторых обстоятельствах может включать угрозы или угрожающее поведение по отношению к другим. Одно из общих определений — это умышленная попытка с применением насилия или силы причинить вред другому человеку или причинить ему вред.Другой простой способ, которым иногда определяют нападение, — это попытка нанесения удара. В действительности, как правило, основное различие между нападением и батареей состоит в том, что для нападения не требуется никакого контакта, тогда как для батареи должен иметь место наступательный или незаконный контакт.

Нападение: Требование Закона

Несмотря на то, что контакт, как правило, не является необходимым для нападения, осуждение за нападение все же требует уголовного «деяния». Типы действий, которые попадают в категорию нападений, могут широко варьироваться, но обычно нападение требует открытого или прямого действия, которое заставило бы разумного человека опасаться за свою безопасность.Одних только произнесенных слов для нападения будет недостаточно, если преступник не подкрепит их действием или действиями, которые вызывают у жертвы разумные опасения неминуемого вреда.

Нападение: Требование о намерениях

Чтобы совершить нападение, человеку достаточно иметь «общее намерение». Это означает, что, хотя кто-то не может случайно напасть на другого человека, этого достаточно, чтобы показать, что преступник задумал действия, составляющие нападение. Итак, если человек действует таким образом, который считается опасным для других людей, этого может быть достаточно для обоснования обвинений в нападении, даже если они не намеревались нанести конкретный вред конкретному человеку.Более того, намерения напугать или запугать другого человека также может быть достаточно для предъявления обвинения в нападении.

Аккумулятор: определение

Хотя законодательные акты, определяющие батареи, будут различаться в зависимости от юрисдикции, типичное определение батареи — это умышленное оскорбление или вредное прикосновение к другому человеку без его согласия. Согласно этому общему определению, преступление, связанное с нанесением побоев, требует всего следующего:

  • умышленное прикосновение;
  • прикосновение должно быть вредным или оскорбительным;
  • Нет согласия жертвы.

Батарея: требование о намерениях

Может показаться неожиданным, что батарея обычно не требует какого-либо намерения причинить вред жертве (хотя такое намерение часто имеет место в ящиках с батареями). Вместо этого человеку нужно только иметь намерение вступить в контакт или вызвать контакт с человеком. Кроме того, если кто-то действует преступно безрассудно или небрежно, что приводит к такому контакту, это может представлять собой нападение. В результате, случайное столкновение с кем-либо, каким бы оскорбительным ни считала это «жертва», не будет представлять собой батарею.

Батарея: Требование Закона

Преступное действие, требуемое за нанесение побоев, сводится к оскорблению или вредному контакту. Это может быть что угодно: от очевидной батареи при физической атаке, такой как удар кулаком или пинком, до даже минимального контакта в некоторых случаях. Как правило, жертва не должна быть ранена или повреждена, чтобы произошла батарея, если речь идет о наступательном контакте. В классическом примере плевание на человека не причиняет ему физической травмы, но, тем не менее, может представлять собой наступательный контакт, достаточный для разряда батареи.Считается ли конкретный контакт оскорбительным, обычно оценивается с точки зрения «обычного человека».

Некоторые юрисдикции объединили нападение и нанесение побоев в одно преступление. Поскольку эти два преступления так тесно связаны и часто происходят вместе, это, вероятно, не должно вызывать удивления. Однако основные концепции, лежащие в основе правонарушения, остаются прежними.

Еще вопросы о нападении и избиении? Адвокат может помочь

В случае нападения или батареи есть важные меры защиты, которые могут применяться, особенно в случаях, когда два человека участвовали в взаимно горячем обмене.Если вы или кто-то из ваших знакомых обеспокоен преступным нападением или зарядом батареи, очень важно как можно раньше связаться с адвокатом по уголовным делам, чтобы лучше понять обвинения и возможные наказания, связанные с осуждением.

Узнайте больше об этих законах на нашей странице юридических ответов о нападениях и побоях.

Лучшее зарядное устройство для аккумуляторов (для батареек AA и AAA)

Аккумуляторы AA и AAA намного эффективнее и надежнее, чем вы, возможно, помните из прошлых лет.Если вы переходите на аккумуляторные батареи или уже сделали это, вам понадобится зарядное устройство, чтобы поддерживать их в рабочем состоянии. Мы потратили 7 часов на исследование и 20 часов на тестирование зарядных устройств AA и AAA и пришли к выводу, что Panasonic BQ-CC55 — лучший выбор для большинства людей. Он компактен, имеет откидную вилку переменного тока, заряжает до четырех батарей за раз и имеет индикаторы, которые сообщают вам, когда каждая батарея разряжена, наполовину или полностью заряжена.

Наш выбор

Panasonic BQ-CC55

Это зарядное устройство, которое мы бы купили.Он имеет раскладывающуюся вилку, поэтому он устанавливается заподлицо с сетевой розеткой, световые индикаторы уведомлений над каждым слотом для батарей и возможность заряжать до четырех аккумуляторов за раз.

Варианты покупки

* На момент публикации цена составляла 24 доллара.

Panasonic BQ-CC55 чрезвычайно прост в использовании: вы вставляете батарейки — подойдут любые марки аккумуляторов типа AA или AAA, — открываете вилку переменного тока, вставляете зарядное устройство в розетку и ждете статуса светится, показывая, что каждая батарея полностью заряжена.Функция автоматического отключения автоматически определяет уровень заряда аккумуляторов и отключает питание после завершения зарядки. BQ-CC55 произведен компанией, которой мы доверяем, имеет приличную гарантию и хорошо показал себя при тестировании емкости и времени утечки. Он также имеет нейтральный ненавязчивый вид, который будет гармонировать с фоном большинства комнат.

Также отлично

EBL 6201

Это зарядное устройство питается от USB-C или Micro-USB, что дает вам два удобных способа зарядки аккумуляторов от уже имеющегося зарядного устройства USB.

EBL 6201 предлагает многие из тех же функций, что и Panasonic — он заряжает до четырех батарей одновременно, имеет функцию автоматического отключения, имеет световые индикаторы уведомлений над каждым отсеком для батарей, а также довольно маленький и компактный. Но вместо розетки переменного тока у EBL есть входные USB-порты сбоку, которые позволяют заряжать батареи AA или AAA, используя любую комбинацию разъема (кабель USB-C или Micro-USB) и источника питания (ноутбук, настенное зарядное устройство). , или power bank) вы выбираете. Поэтому, если у вас уже есть настенное зарядное устройство USB в месте, где вы хотите заряжать аккумуляторы — например, у прикроватной тумбочки или стола, — вы можете подключить к нему EBL вместо того, чтобы занимать всю розетку.

Также отлично

La Crosse Technology BC1000 Alpha Power Зарядное устройство для аккумуляторов

Это зарядное устройство предлагает некоторые дополнительные возможности, которые могут помочь вам более внимательно следить за зарядкой и продлить срок службы ваших аккумуляторов, хотя это и более дорогая сторона.

Варианты покупки

* На момент публикации цена составляла 50 долларов.

La Crosse Technology BC1000 Alpha Power более сложен в использовании, чем другие наши медиаторы, и стоит дороже, но он уникален тем, что позволяет выжать из батарей до последней капли.Он предоставляет дополнительные возможности, которых нет у других зарядных устройств, например различные уровни зарядки, программу, которая обновляет (заряжает и разряжает) батареи, которые вы не использовали какое-то время, тест емкости батареи и многое другое. Мы объясняем, как эти функции могут помочь улучшить производительность ваших аккумуляторов и общее состояние в разделе ухода и обслуживания. Alpha Power требует гораздо большего нажатия кнопок, чем Panasonic (который в значительной степени «установил и забыл»), но если вы склонны приложить немного дополнительных усилий для некоторых долгосрочных преимуществ, это то, что вам нужно. зарядное устройство для вас.

STIHL — Время работы на одном заряде аккумулятора

Время работы на одном заряде аккумулятора (до… мин) 1/2
STIHL MSA 160 C-BQ 42 50 62 125 180 230 190 300
STIHL MSA 200 C-BQ 42 45 56 110 160 200 175 260
STIHL MSA 161 T 42 50 62 125 180 230 190 300
STIHL HTA 65 18 42 55 68 125 180 230 190 300
STIHL HTA 85 18 42 55 68 125 180 230 190 300
STIHL KMA 130 R
(Нейлоновая косильная головка FS-KM)
16-17 3 30–14 3 38–18 3 47–22 3 105–50 3 154 — 73 3 193 — 92 3 170 — 81³ 250 — 120³
STIHL KMA 130 R
(нож для травы FS-KM)
29–16 3 60-30 3 75-40 3 93–50 3 201 — 104 3 294–153 3 368 — 191 3 325 — 170³ 470–240³
STIHL KMA 130 R
(кусторез HL-KM 0 °)
62 — 41 3 123–81 3 185 — 123 3 229 — 152 3 531–332 3 733–486 3 918–610 3 810 — 540³ 1150–790³
STIHL KMA 130 R
(кусторез HL-KM 145 °)
62 — 41³ 123 — 81³ 185 — 123³ 229 — 152³ 501 — 332³ 733 — 486³ 918 — 610³ 810 — 540³ 1150–790³
STIHL KMA 130 R
(Режущий инструмент FH-KM 145 °)
62 — 41³ 123 — 81³ 185 — 123³ 229 — 152³ 501 — 332³ 733 — 486³ 918 — 610³ 810 — 540³ 1150–790³
STIHL KMA 130 R
(Воздуходувка BG-KM)
14 — 6³ 26 — 10³ 39 — 15³ 48 — 19³ 104 — 39³ 153 — 57³ 191 — 72³ 170 — 60³ 245 — 90³
STIHL KMA 130 R
(секатор HT-KM)
22 — 10³ 42 — 19³ 63 — 29³ 78 — 36³ 171 — 77³ 250 — 112³ 313 — 141³ 275–120³ 320 — 180³
STIHL KMA 130 R
(Мощность развертки кВт-км)
16 — 13³ 31–25³ 46 — 37³ 57 — 46³ 125–99³ 183 — 145³ 230 — 181³ 200 — 160³ 300 — 230³
STIHL KMA 130 R
(Щетка с щетиной KB-KM)
16 — 13³ 31 — 25³ 46 — 37³ 57 — 46³ 125–99³ 183 — 145³ 230 — 181³ 200 — 160³ 300 — 230³
STIHL KMA 130 R
(захват BF-KM)
16 — 13³ 31 — 25³ 46 — 37³ 57 — 46³ 125–99³ 183 — 145³ 230 — 181³ 200 — 160³ 300 — 230³
STIHL KMA 130 R
(Кромкорез FCB-KM)
12 — 7³ 23–12³ 33 — 18³ 41 — 22³ 89 — 47³ 131 — 69³ 164 — 86³ 145 — 75³ 210 — 110³
STIHL KMA 130 R
(Кромкорез FCS-KM)
12 — 7³ 23–12³ 33 — 18³ 41 — 22³ 89 — 47³ 131 — 69³ 164 — 86³ 145 — 75³ 210 — 110³
STIHL KMA 130 R
(Редифайнер станины FBD-KM)
5 — 5³ 9 — 9³ 14 — 14³ 38 — 38³ 55 — 55³ 69 — 69³ 60 — 60³ 90 — 90³
STIHL KMA 130 R
(комбайн специальный СП-КМ)
26 — 17³ 51 — 33³ 78 — 50³ 97 — 62³ 209–134 ³ 305 — 196³ 383–246³ 330 — 215³ 490–320³
STIHL FSA 65 30 60 75 93 200 300 380 320 490
STIHL FSA 85 18 36 45 56 120 180 220 195 285
STIHL FSA 90 R
(с нейлоновой косилочной головкой)
12 24 30 37 80 120 150 130 195
STIHL FSA 90
(с ножом для стрижки травы)
18 36 45 56 120 180 220 195 285
STIHL FSA 130 R
(с нейлоновой косилочной головкой)
19 — 10³ 30 — 18³ 40 — 20³ 50 — 25³ 100 — 70³ 150 — 100 ³ 190 — 125³ 160 — 105³ 240–160³
STIHL FSA 130
(с ножом для стрижки травы)
36 — 18³ 72 — 36³ 85 — 45³ 105 — 56³ 230–120³ 330 — 170³ 420 — 215³ 350 — 180³ 520–280³
STIHL HSA 66 72 144 180 223 450 660 800 489 861
STIHL HSA 86 72 144 180 223 450 660 800 489 861
STIHL HSA 94 R 54 — 42³ 108 — 84³ 135 — 105³ 167 — 130³ 380 — 320³ 550 — 450³ 700 — 570³ 610–490³ 900–740³
STIHL HSA 94 T 54 — 42³ 108 — 84³ 135 — 105³ 167 — 130³ 380 — 320³ 550 — 450³ 700 — 570³ 610–490³ 900–740³
STIHL HLA 65 72 144 180 223 450 660 800 730 1000
STIHL SPA 65 50 100 150 180 400 600 750 100 150
STIHL BGA 85 10 19 24 30 65 90 115 90 140
STIHL BGA 100 32 — 8³ 66 — 12³ 83 — 16³ 103 — 20³ 225 — 45³ 300 — 60³ 395 — 75³ 320 — 65³ 510 — 95³
STIHL KGA 770 84 168 210 260
STIHL TSA 230 7 14 18 22 50 75 95 82 120
STIHL ASA 65 252 504 630 780
STIHL ASA 85 240 480 600 743
Диапазон батарей (до… м²) 1/2
STIHL RMA 443
STIHL RMA 443 C
STIHL RMA 443 TC
STIHL RMA 443 PC
240 420 500 600
STIHL RMA 448 TC
STIHL RMA 448 PC
180 360 450 557

STIHL RMA 2 RT
STIHL RMA 2 RP

240 420 500 600

Уголовный кодекс Калифорнии, раздел 242

Аккумулятор