Схема, устройство, работа коробки передач КАМАЗ, замена
Автомобилист Устройство двигателя Оставить комментарий
В этой статье рассмотрим агрегатный узел грузового российского автомобиля Камаз. Коробки переключения передач на грузовиках отличаются схемой управления.
Содержание статьи:
- Принцип работы и схема переключения КПП Камаз.
- Устройство коробки передач Камаз.
- Видео.
Принцип работы и схема переключения КПП Камаз
В этот автомобиль устанавливается 5-ти ступенчатая коробка передач. Способ переключения не стандартный, по сравнению коробками легковых авто. В — верхняя передача, на языке водителей — повышенная. Н — нижняя передача, на языке водителей — пониженная.
Для разгона автомобиля Камаз схема переключения будет следующая:
1В-2В-3В-4Н-4В-5Н-5В.
А для разгона по бездорожью или в других условиях, затрудняющих движение, оптимальная схема будет:
1Н-2Н-3Н-4Н-4В-5Н-5В.
Основное главное правило управления механическими коробками — это, полностью выжимать педаль сцепления. Для того, чтобы правильно эксплуатировать любое техническое устройство, желательно знать, принцип действия, устройство сцепления и коробки.
Чтобы перейти на повышенную с пониженной или наоборот, выжимаем полностью сцепление, ждем 1 секунду и поднимаем, или опускаем рычаг переключения, в зависимости куда хотим переключиться.
Схема управления Камазом, при котором расход топлива будет наименьшим.
Обороты ДВС (частота вращения коленвала) должны быть ниже отметки 2300 об/мин.
Экономичный режим управления:
Условия трассы | Что следует делать |
В случае разгона по ровной горизонтальной трассе. | Нужно следить, чтобы частота вращения коленвала не превышала 2300 оборотов в минуту в отношении промежуточных скоростей. При последующих переключениях скоростей частоты должны падать до 2000 оборотов в минуту. |
При быстром движении по скоростной магистрали. | Следует активировать повышенную передачу. При этом вал КПП не должен иметь частоту вращения более 2200 об/мин. |
В случае плохих дорожных условий или подъема вверх. | Частота вращения должна соответствовать номинальному значению, а в результате переключений — снижаться до 2000 об/мин. |
При разгоне автомобиля под уклоном вниз по хорошему дорожному покрытию. | Нужно следить, чтобы частота, с которой вращается вал, не превышала 2000 об/мин. |
Устройство КПП Камаз
Для автомашин КАМАЗ выпускают КПП двух типов:
- 14 модель — 5-ти ступенчатая;
- 15 модель — 10-ти ступенчатая.
14-я модель идет для одиночных машин, 15-я — для автопоезда.
15-я модель камазовской коробки, в которой 10 скоростей переключения передач — это та же самая пятиступка 14-й модели плюс редуктор-делитель. Схема редуктора заднего моста легкового автомобиля отличается от конструкции редуктора-делителя. Конструкция редуктора-делителя вместе с коробкой 14 модели создают 10 скоростей вперед и 2 скорости назад.
Плюсы коробок с делителем:
- Частота переключения становится меньше. Переключаться приходится реже.
- Увеличивается тяга ДВС машины.
- Увеличивается удобство управления.
Чтобы получить разрешение управлять грузовыми автомобилями более 3,5 тонн с прицепами, требуется соответствовать некоторым требованиям. Узнайте, как открыть категорию Е.
Так как автомобили КАМАЗ классифицируются по назначению, то есть для перевозки тяжелых грузов, для таких моделей автозавод сделал из коробки 14 модели модернизированную, которая называется КПП 152.
Какие улучшения были созданы на старой 5 ступенчатой коробке:
- Синхронизаторы стали более усиленными.
- В конструкцию внесли новое крепление шестеренок.
- Во избежании вылета 4-й и 5-й скоростей, что бывает с обычными камазовскими коробками, в систему внесено 4 градуса для утонения зубьев.
- Шлицы в КПП также стали более усиленными.
- Схема управления доработана.
- Шлицевое крепление удалено.
- Высота зубьев увеличена.
Делитель принимает нагрузку от пневмосистемы и управляется ею. В новых камазах конструкция сложнее, поэтому желательно ремонтировать КПП, делитель в специализированных СТО.
Видео
В этом видео подробно рассказывается о схеме переключения КПП на Камазе. Рассказывается также, нужно ли делать двойной выжим сцепления.
Видео от водителей дальнобойщиков.
Каждый водитель управляет коробкой по-разному. Подписчики этого видео поддерживают автора от тех, кто оставляет не хорошие комментарии.
Автор публикации
9, 16, схема переключения, коробка передач, масло, ремонт, установка, цена
Коробки переключения передач (КПП) немецкой компании ZF Friedrichshafen AG, крупнейшего производителя трансмиссионной автомобильной системы, рулевого управления и подвесок, применялись европейскими автомобильно-строительными фирмами для комплектации зарубежных машин. После создания в 2005 г. в Набережных Челнах совместного российско-немецкого предприятия ООО «ЦФ КАМА» агрегаты стали устанавливать на технику Камского производства.
Завод выпускает разные модели КПП ZF на КамАЗ:
- Серия ZF 6S700. Простые 6-ступенчатые КПП с малым весом, небольшими габаритами и простой конструкцией.
- ZF9 — Ecomid 9S1310 TO с 9 ступенями. Широко используются грузовиками средней грузоподъемности: самосвалами КамАЗ-65115 и седельными тягачами 65116, отличаются пониженной передачей, позволяют передвигаться с большими грузами на оптимальной скорости.
- ZF Ecosplit 16S1820 ТО — ЗФ 16-ступенчатая. Устанавливают на тяжелые машины с двигателями 740.51-320, 740.50-360 мощностью 160-500 л. с.
- ZF AS Tronic 12S1930 TO — 12-ступенчатая. Применяется редко в тяжеловесах.
Переключение КПП ZF на автомобилях КамАЗ
Для того, чтобы продлить срок эксплуатации КПП, а также снизить расход топлива необходимо использовать наивысшую передачу, а также осуществлять движение при средней скорости вращения коленвала.
КамАЗ 6520 оснащен коробкой передач зф16. На рисунке изображена схема переключения передач:
Коробка передач имеет синхронизатор, который облегчает переключение. Ряд 3-4 и 5-6 являются нейтральными в схеме «двойное Н». Для того, чтобы выбрать ряд 1-2 или 7-8, необходимо переместить рычаг в направление нужного ряда.
Порядок переключения передач для схемы «налагающаяся Н» будет немного иным. Холостой ход осуществляется в рядах 3-4 и 7-8. Так же, как и в предыдущем случае, переключение на ряд 1-2 и 5-6 осуществляется путем направления рычага в сторону этого ряда. В среднем положении ряда рукоять возвращается в исходное положение. Переключение на ZF 9 происходит таким же путем.
Как правильно переключать
Производителем КПП ZF16 подготовлены рекомендации по эксплуатации. Можно найти множество схем с пояснениями, наглядно показывающими, как правильно переключать.
Начало движения необходимо осуществлять только на 1 передаче. Включать передачи нужно при выключенном сцеплении (педаль нажата до упора). Также важно учитывать, что переключение должно осуществляться при минимальной скорости холостого хода.
Передачи переключаются рычагом в соответствии со схемой. Замедляясь, необходимо переключать передачи в строгой последовательности от 8 до 1. Запрещается при скорости выше 30 км/ч переключаться с высшего диапазона демультипликатора на низший.
Чтобы перейти с ускоряющей передачи на замедляющую в делителе (и наоборот) необходимо поднять/опустить переключатель управления делителем, удерживать 1 секунду и опустить педаль сцепления – передача переключится автоматически.
КПП ZF 16 была создана для тяжелых грузовиков, ведь чем больше дифференциация ступеней, тем меньше нагрузки оказывается на двигатель, автомобиль быстрее разгоняется. Конструкция коробки передач зф 16 с 151 предполагает наличие синхронизатора, что намного упрощает процесс переключения передач, продлевает срок работы двигателя, сцепления и самой КПП.
Гибкая система комплекта. Габариты АКПП ZF9HP.
Двумя сериями 9HP охватывается диапазон крутящего момента от 200 до 480 кНм. Из-за своей модульной системы основной данные автоматические коробки передач могут быть добавлены по требованию автопроизводителя. Таким образом, можно реализовать различные стартовые элементы, гибридные и полно приводные при передне-поперечной установке в легковых автомобилях очень экономичным способом, даже в труднодоступных местах для установки АКПП. Таким образом, полная линейка двигателей транспортных средств конфигурации передней поперечной установкой могут быть покрыты данным видом трансмиссии.
Еще одна раздаточная коробка передач может быть подключена для работы полно приводной системы. Мощность двигателя распределяется на переднюю и заднюю оси при выходе из АКПП. Для эффективной реализации такого полного привода, ZF разработала систему с расцепляющей функцией (Econnect). Данная система задействует задний мост только тогда, когда это необходимо и, таким образом, экономит до пяти процентов топлива по сравнению с постоянным полным приводом.
9-ступенчатая автоматическая коробка передач также имеет функцию старт-стоп без гидравлического импульса масла (hydraulic impulse oil storage (HIS)). Так, в случае повторного включения, срабатывает всего лишь один пакет АКПП, время отклика действительно незначительно. Кроме того, 9HP может быть гибридизирована: На основе параллельной гибридной структуры, гидротрансформатор заменяется электродвигателем. Наконец, благодаря своей открытой программной структуре и интерфейсу, а также мощному электронному блоку управления, можно будет интегрировать 9-ступенчатую автоматическую коробку передач в разные автомобильные концепции с точки зрения функциональности и электроники. Это разнообразие конструктивных возможностей 9HP делает данный тип АКПП особенно эффективным.
Обслуживание и ремонт
КамАЗы с автоматическими и механическими коробками ZF должны проходить техническое обслуживание (ТО) в условиях автосервиса, иначе возможны проблемы с гарантией. ТО заключается в замене масла. Периодичность зависит от типа КПП и условий эксплуатации машины. Чаще всего замена ГСМ производится через 45-90 тыс. км пробега, при особо сложных условиях эксплуатации — не реже 1 тыс. рабочих часов.
Что необходимо для продления срока эксплуатации КПП
Для того, чтобы избежать поломки, необходимо следовать рекомендациям по эксплуатации, данным производителем.
Необходимо правильно переключать передачи, в соответствии со схемами (двойная или каскадная Н).
Также важно регулярно проверять уровень трансмиссионного масла, менять его каждые 30 тыс. км пробега. О том, какое масло необходимо для конкретной модели КПП, производители всегда сообщают.
Зимой очень важно прогреть коробку передач, иначе загустевшее масло не сможет достаточно хорошо смазать детали, что приведет к их преждевременному износу.
Начинать движение всегда нужно на 1 передаче, переключение должно осуществляться при выключенном сцеплении.
Также важно своевременное ТО, во время которого проверяются и при необходимости регулируются все элементы трансмиссии.
Контроль уровня
Заправочные объемы указаны на заводской табличке, расположенной сбоку КПП. Перед заполнением емкости сливают отработку, заливают трансмиссионную жидкость через отверстие. Проверка уровня масла осуществляется так: уровень считается правильным при достижении нижней кромки контрольного отверстия или при вытекании материала из него.
Какое масло выбрать
В коробки ZF 9S1310 ТО и ZF 16S151 подходит масло, соответствующее перечню смазочных материалов TE-ML 02. Его можно узнать во всех пунктах ТО компании. Производитель рекомендует использовать масло для трансмиссии ZF-Ecofluid M.
Объем масла в коробке ZF 9 составляет 9 л, на КамАЗ ZF 16 для стандартного монтажа — 11 л, при замене — 8 л.
Неисправности и их устранение
Если включение передач затруднено, причина — неполное выключение сцепления. В данном случае его регулируют и проверяют клапан, к которому подключается делитель. Клапан подключения должен быть всегда чистым и не закрываться. При неправильной настройке устройства возможно разрушение синхронизатора.
При попадании ржавчины, конденсата и других загрязнений из системы ресивера в клапаны и цилиндры КПП самостоятельно отключается. Устанавливают заблаговременно отвод конденсата из пневмоочистителя с водоотделителем, если он отсутствует. Слив выполняют 1 раз в неделю, зимой каждый день.
При самопроизвольном выключении передач в делителе регулируется ход рычага механизма.
К характерным поломкам КПП ZF относится самопроизвольное выключение демультипликатора, посторонние шумы при его включении. Проблема может возникнуть из-за неправильной эксплуатации: переключение передач на S при скорости выше допустимой выходит из строя синхронизатор или его отдельные детали.
Коды ошибок АКПП ZF
Коробка передач-автомат ZF AS-Tronic может сообщать о возникших неисправностях. Для того, чтобы устранить неполадку, достаточно сопоставить код с возможной причиной поломки.
Некоторые коды ошибок SPN:
- 2 – возникло короткое замыкание в переднем делителе (клапан Y2)
- 10 – отсутствует давление воздуха на главный клапан
- 13 – короткое замыкание в цепи подключения КОМ
- 21 – произошло быстрое замыкание сцепления
- 27 – нет сигнала в шину CAN
- 35 – неисправность выхода клапана Y3 (передний делитель)
- 63 – неполадка при отключении КОМ
Выбор трансмиссионного масла
Одна из причин раннего выхода из строя трансмиссионной системы – избыток или недостаток масла. Необходимость замены данной жидкости зависит от условий эксплуатации автотранспорта. Интервал составляет 60000 км пробега.
Как осуществить контроль уровня масла? Чтобы произвести данную процедуру нужно открутить пробку заливного отверстия. В нормальном положении оно должно доходить до нижней кромки контрольного отверстия. Осуществлять замену масла стоит при разогретом двигателе. Благодаря этому будет отмечаться оптимальная вязкость, жидкость быстро сольется из КПП.
ZIC GFT 75W-90
Petronas TUTELA OTZ 80W-90
Для ZF 9S1310 следует применять смазочные материалы с допуском TE-ML 02. Для коробки ZF 9 требуется примерно 9 л. Из масел можно применить: ZIC GFT 75W-90, Petronas TUTELA OTZ 80W-90.
Таким образом, КПП ZF 9s1310 встречается на машинах средней грузоподъемности. Популярность данной системы трансмиссии объясняется тем, что ее отличает надежность. Следует отметить легкость переключения передач. Это добавляет комфорт вождению. Приобретать КПП ZF КамАЗ рекомендуется у компаний, которые дают гарантию на свою продукцию. Данная коробка обеспечивает высокую эффективность функционирования машины.
Ремонт КПП ZF
Перед началом ремонта необходимо произвести диагностику. Для этого нужно установить код ошибки, соотнести его с видом неисправности и её возможной причиной. В некоторых случаях устранить неисправность можно своими руками, но так как коробка передач представляет собой сложное устройство, ремонт лучше доверить профессионалам.
Для того, чтобы произвести ремонт трансмиссии, необходимо сначала разобрать КПП:
- Снять узел переключения передач: вывернуть винты М8 из картера переключения, снять картер и уплотнители, демонтировать упорный щиток и пружину
- Снять фланец крепления подшипника: ослабить винты крепления, снять фланцы и уплотнители
- Разборка валов и штоков: отвинтить пробки с уплотнителем, вынуть пружины и штифты из картера, удалить винты по периметру картера. Ослабить контргайку на фланце ВОМ. Вытащить игольчатые подшипники, центральный вал управления. Снять вторичный вал и вилки переключения передач.
В процессе можно сделать переборку деталей, заменить уплотнители, укрепить соединения, поменять износившиеся винты. Также необходимо очистить от масляного осадка.
По коду неисправности можно узнать рекомендации по ремонту, например, если произошло короткое замыкание регулятора давления сцепления, то необходимо проверить все кабели и соединения, если где-то зажат кабель или есть разрыв, то этот участок необходимо поменять.
Кроме электроники очень часто случаются неисправности трансмиссии, в частности, ломается синхронизатор. В таких случаях его необходимо менять.
Спортивная с умным расходом топлива
По сравнению с сегодняшними стандартными 6-ступенчатыми автоматическими коробками передач для двигателей с передней-поперечной установкой, новая 9-ступенчатая АКПП ZF доказано улучшает как ходовые качества, так и экономию топлива.
Что сочетает в себе новый агрегат производства ZF? Изюминкой является реакция на переключение передач и время за которое переключение происходит – они столь коротки, что практически находятся вне зоны восприятия. Это делает двух-и многоступенчатые переключения передач в доли секунды реальностью. Таким образом, новая автоматическая коробка передач оснащена тем же «спортивным геном» как и её 8-ступенчатая предшественница; в сочетании с отличными характеристиками комфорта в переключении передач, конечно, влечет за собой окончательное удовлетворение потребности клиентов.
особенности и рекомендации / Paulturner-Mitchell.com
Особенность вождения КамАЗа в том, что он оснащен коробкой передач, для управления которой требуются дополнительные знания и навыки. Схема переключения передач КАМАЗ в коробке модели ZF-9S имеет особенность: движение осуществляется преимущественно на пониженной передаче. Это позволяет автомобилю двигаться с большими грузами на оптимальной скорости.
Трансмиссия
Большинство моделей автомобилей КамАЗ имеют 5-ступенчатую механическую коробку передач. Управление скоростью осуществляется за счет работы педалью сцепления. С учетом того, что автомобиль предназначен для грузовых перевозок и изначально имеет большую массу, переключение передач на КамАЗе осуществляется в несколько этапов. Есть 2 режима коробки: первичный (H) и вторичный (B). Переключение между ними осуществляется рычагом, расположенным на рукоятке коробки передач. Для движения в легком режиме он должен находиться в опущенном положении, движение с грузом осуществляется поднятием рычага.
Начало движения
Движение с места осуществляется на пониженной передаче. Переключение возможно только при выключенном сцеплении. Схема переключения передач КАМАЗ на коробке ZF подразумевает переключение в несколько ступеней. Это выражается в особенностях повышения и понижения передачи. Так, автомобиль может быстро передвигаться по разным типам дорожного покрытия. Оптимальная схема 1Б-2Б-3Б на первом этапе, 4Н-4Б-5Н с последующим движением. Исходя из этой схемы, трогаться нужно с первой низшей передачи, то есть до 4-й передачи менять положение рычага коробки передач не нужно. Для того, чтобы автомобиль тронулся, необходимо довести коленчатый вал до скорости вращения 7000 оборотов. Вторая передача включается при снижении частоты вращения до 3000 оборотов (цифра 3 на тахометре).
Следует отметить, что работа коленчатого вала в КамАЗе играет ключевую роль. Если вовремя переключать передачи, можно значительно снизить расход топлива и обеспечить экономичную работу двигателя без значительных простоев.
Особенности переключения передач при маневрировании
Движение автомобиля КамАЗ под уклон следует осуществлять на повышенной передаче. Переключение с первой передачи на вторую осуществляется двойным сцеплением. При этом педаль топлива должна быть нажата один раз, чтобы стабилизировать коленчатый вал. Не рекомендуется снижать обороты двигателя ниже 2 тысяч при движении в гору. Это, с одной стороны, может способствовать заклиниванию двигателя, а с другой – его рабочая температура может достичь критической отметки, которая выведет двигатель из строя.
Это особенность вождения автомобиля КамАЗ. Коробка передач, схема включения которой хорошо изучена и выполнена в таком виде, отличается курсовой устойчивостью. Основной причиной разделения его на 2 режима является облегчение работы двигателя при движении автомобилей с разной массой. Старт с места на груженом КамАЗе (или с прицепом) осуществляется на повышенной передаче с частотой вращения коленчатого вала 2600 оборотов.
Особенности движения по спускам и обледенелым тропам
На крутых подъемах запрещается глушить двигатель. Это может привести к тому, что руль автомобиля заблокируется, т. к. электроусилитель руля не будет активен. Тормозная система машины имеет двойное усиление – помимо торможения двигателем имеется вспомогательная система остановки двигателя. При движении по склонам с активным дополнительным торможением не выключайте сцепление и не переключайте передачи. Таким образом, схема трансмиссии КамАЗ на трансмиссиях моделей ZF и DT выполнена в нетрадиционной форме. Например, можно максимально распределить нагрузку на активные части трансмиссии. Это дает возможность спускаться с подъемника без вреда для двигателя (даже при максимальной загрузке).
Движение по скользкой трассе осуществляется с максимальным запасом хода и скоростью. Торможение должно осуществляться при активной дополнительной системе остановки двигателя. При экстренном торможении первыми останавливаются колеса прицепа. Это важно учитывать, чтобы избежать заноса авто. В исключительных случаях можно затормозить двигателем (это повреждает мотор, но значительно сокращает длину тормозного пути). Также не допускайте проскальзывания колес. Для этого необходимо вовремя включить пониженную передачу, тем самым снизив частоту вращения коленчатого вала относительно трансмиссии.
Рулевой редуктор в случае заноса машины
Основное правило – не выключать сцепление, если машина сбилась с курса. Коробка передач КамАЗ на МКПП модели ДТ устроена так, что он может двигаться с максимальным запасом мощности. Такая система способна стабилизировать курс при движении по разным дорожным покрытиям. Так, при заносе руль необходимо повернуть в ту сторону, куда машину тянет. Если случилось так, что КамАЗ заглох, необходимо немедленно прекратить дальнейшее движение. Первое, что нужно сделать, это отключить дифференциальный мост. Регулятор расположен на панели приборов. При его деактивации выскакивает подтверждение в виде горящей лампочки. Трогать с места надо с повышенной передачи (со второй). После выезда из труднодоступной зоны дифференциал необходимо снова включить.
Заключительный совет
Важно следить за состоянием тахометра. При вождении автомобиля в этом нет необходимости. Схема переключения передач КАМАЗ на всех известных типах трансмиссий обеспечивает минимальный расход топлива. В частности, грамотное повышение или понижение передачи при контроле за работой коленчатого вала способствует повышению скорости машины (за счет поддержания высоких оборотов не тратится время на стабилизацию работы двигателя), а также снижает риск перегрева двигателя. В целом коробка передач КАМАЗ, способ переключения и особенности управления не отличаются от таковых на автомобиле. Просто нужно помнить о некоторых нюансах коробки.
Тросы коробки передач грузовых автомобилей Mercedes-Benz
B CAR предлагает широкий выбор тросов трансмиссии для многих серий грузовых автомобилей Mercedes-Benz.
Спросите наш последний каталог и найдите их.
Mercedes-Benz Trucks теперь является частью подразделения Daimler Trucks. Сегодня названия с международным названием, такие как Actros, Atego, Antos, Arocs, Econic, Zetros и Unimog, представляют собой полный модельный ряд грузовиков Mercedes-Benz.
Daimler владел или имел акции ряда марок автомобилей, автобусов, грузовиков и мотоциклов, включая Mercedes-Benz, Mercedes-AMG, Smart Automobile, Detroit Diesel, Freightliner, Western Star, Thomas Built Buses, Setra, BharatBenz, Mitsubishi Fuso, MV Agusta, а также доли в Denza, КАМАЗ и Beijing Automotive Group.
У нас также есть огромный ассортимент тросов коробки передач для RENAULT, DAIHATSU, LANCIA, JEEP, HONDA, DACIA, CITROËN, MERCEDES, PEUGEOT… и многих других.
Перейдите в нишу, выберите B CAR
Не стесняйтесь обращаться к нам по вопросам и любой информации (info@bcarparts.
com) или с нашей контактной страницыShift&Select B CAR B CAR имеет широкий спектр ссылок на трансмиссионные кабели для многих серий грузовиков Mercedes-Benz.
Спросите наш последний каталог и найдите их.
Mercedes-Benz Trucks теперь является частью подразделения Daimler Trucks. Сегодня названия с международным названием, такие как Actros, Atego, Antos, Arocs, Econic, Zetros и Unimog, представляют собой полный модельный ряд грузовиков Mercedes-Benz.
Daimler владел или имел акции ряда марок автомобилей, автобусов, грузовиков и мотоциклов, включая Mercedes-Benz, Mercedes-AMG, Smart Automobile, Detroit Diesel, Freightliner, Western Star, Thomas Built Buses, Setra, BharatBenz, Mitsubishi Fuso, MV Agusta, а также доли в Denza, КАМАЗ и Beijing Automotive Group.
У нас также есть огромный ассортимент тросов коробки передач для RENAULT, DAIHATSU, LANCIA, JEEP, HONDA, DACIA, CITROËN, MERCEDES, PEUGEOT… и многих других.