ООО «Центр Грузовой Техники»

8(812)244-68-92

Содержание

📌 Дорога — это… 🎓 Что такое Дорога?

Доро́га — путь сообщения для передвижения людей и транспорта, составная часть дорожной инфраструктуры.

Автомобильная доро́га — объект транспортной инфраструктуры, включающий в себя комплекс функционально связанных конструктивных элементов и искусственных инженерных сооружений, специально предназначенных для обеспечения безопасного движения автомобильных и других транспортных средств с расчётными скоростями, нагрузками и габаритами, с заданной интенсивностью движения в течение длительного времени, а также участки земель, предоставленные для размещения этого комплекса и пространство в пределах установленного габарита.

Определение понятия «дорога» в России закреплено законодательно. Согласно Федеральному закону от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», дорога — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии. В Федеральном законе от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» даётся определение

автомобильная дорога — объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся её технологической частью, — защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог

История

Дороги в древние времена

Наиболее древние дороги относятся к IV тысячелетию до н. э. К началу данного тысячелетия относятся дорога, найденная у города Ур в Месопотамии и дорога, найденная рядом с английским городом Гластонбери. Одна из наиболее древних дорог в Европе, названная Свит-Трек, обнаружена на острове Великобритания. Дорога, которая сооружена в XXXIX веке до н. э., состоит из наложенных друг на друга перекладин из молодых ясеня, дуба и липы и дубового настила поверх них. К древнейшим мощёным дорогам относят дороги, найденные на острове Крит. Критские дороги покрыты известняковыми плитами толщиной до 15 см и датируются III тысячелетием до н. э. Кирпич для мощения дорог впервые был использован в древней Индии около 3000 лет до н. э.

Развитие дорожной сети связано с появлением вьючного и колёсного транспорта. В государствах древнего мира строительство дорог имело очень большое значение из-за необходимости осуществлять завоевательные походы и организовывать торговлю. Дороги с каменным покрытием существовали в Хеттском царстве, Ассирии, империи Ахеменидов.[1] В составе ассирийской армии имелись специальные подразделения, занимавшиеся строительством мостов и выравниванием дорог для боевых колесниц. В Ахеменидской империи Дарием I была построена царская дорога из Эфеса в Сарды и Сузы длиной 2600 км. На царской дороге были установлены дорожные столбы с указанием расстояний, станции на расстоянии дневного перехода с гостиницами, конюшнями для смены лошадей, продовольственными складами и гарнизонами.

[1]

К началу нашей эры в Европе и Азии сложилась достаточно развитая дорожная сеть, включавшая трансконтинентальные дорожные пути. К таким дорогам относятся Великий шёлковый путь, морской путь между Египтом, Анатолией и Месопотамией, царский путь между Египтом и Персией, ладанный путь между Аравийским полуостровом и средиземноморскими странами, оловянный путь между полуостровом Корнуолл в Великобритании и Средиземноморьем, янтарный путь между Средиземным морем и Прибалтикой, лазуритовый и нефритовый пути.

Наиболее развитая сеть дорог сложилась в Древнем Риме.

[1]

Римские дороги

К самым древним дорогам Рима относятся Аппиева дорога (312—244 годы до н. э.) и Фламиниева дорога (220 год до н. э.).[1] Римские дороги строились с целью увеличения скорости передвижения войск и торговых караванов. Дорожная сеть в Риме разрасталась вместе с ростом самой империи: после завоевания новых территорий к Риму начиналось строительство легионерами магистральной дороги, связывавшей новую провинцию со столицей империи. Строительство таких дорог осуществлялось на государственные деньги, а также на деньги жителей городов и собственником земель, по которым проходила дорога. Каждая магистральная дорога получала имя либо в честь цензора, которым была построена или отремонтирована, либо по области назначения. В дальнейшем дорожная сеть в данной провинции развивалась усилиями римских граждан, которые получали наделы и в процессе колонизации создавали местные дороги, примыкавшие к магистральной.

Ширина римских дорог составляла обычно около 3,5 м, дороги также имели пятислойные дорожные одежды толщиной до 1 м.

[1] Иногда дороги оборудовались колеёй для повозок. Рядом с мощёной частью дороги располагались грунтовые тропы, предназначенные для вьючного и верхового транспорта. Дороги прокладывались длинными прямыми участками, римляне старались не строить объездных дорог, поэтому получались достаточно крутые подъёмы. На повороте дорогу расширяли в два раза, поскольку римские двухосные повозки не имели поворачивающейся передней оси. При прохождении дороги через водное препятствие оборудовались каменные броды, через глубокие реки строились арочные мосты или оборудовались паромные переправы, в горах сооружались тоннели.

На римских дорогах стояли мильные камни или миллиарии — цилиндрические каменные столбы высотой от 1,5 до 4 м и диаметром от 50 до 80 см, на которых указывалось расстояние до Рима и имя императора. Масса таких столбов достигала двух тонн. Золотой миллиарий, от которого отсчитывалось расстояние до всех прочих, был установлен императором Октавианом Августом у храма Сатурна на римском форуме.

Октавиан Август также ввёл систему почтовой службы.[1] Курьеры доставляли почтовые сообщения по всем дорогам Рима. Почтовая служба была настолько хорошо налажена, что при благоприятных условиях курьеры на повозках могли в день проехать около 75 км. Почтовая служба была опасным занятием, так как курьеры часто становились целью для разбойников и врагов Рима.

На магистральных дорогах для частных лиц были построены гостиницы, а для официальных лиц — станции, на которых меняли лошадей, можно было получить ночлег и питание, содержали станцию жители близлежащего селения.

Вдоль дорог для духовной поддержки путников также сооружались храмы, в основном в честь богов, защищающих путешественников, — Меркурия, бога торговли и покровителя путешественников и Диане, защитнице дорог. Также возле дорог императорами и состоятельными гражданами сооружались памятники, прославлявшие императоров, военачальников, победы римских войск.

Для поездки послов, военачальников и чиновников, доставки посланий, оружия, строительных материалов, осуществления государственных пассажирских и грузовых перевозок необходимо было предъявить подорожную, подписанную наместником провинции от имени императора.

Общая длина римских дорог (с учётом грунтовых и гравийных) к IV веку до н. э. составила 300 тыс. км.[1] В этот период функционировало 372 магистральных дороги, из которых 29 сходились у Рима.[1] Дороги сыграли роль в падении Западной Римской империи, облегчив вторжение варваров на территорию Рима. Отдельные римские дороги сохранились до настоящего времени.

Дороги инков

В Америке развитую дорожную сеть для вьючных лам и бегущих посменно гонцов построили инки, общая длина которой составляла 16 тыс. км.[1] Дороги инков охватывали всю империю Инков, расположенную на территории современных Перу, Эквадора, Колумбии, Боливии, Чили и Аргентины. Дороги соединяли центры провинций, а главные пересекались в городе Куско. Протяжённость самой длинной дороги составляла 6600 км. На каждой дороге были сооружены постоялые дворы через определённые промежутки, также на дорогах были установлены столбы с указанием расстояний.

Дороги в Средние века

После падения Западной Римской империи дорожная сеть в Европе пришла в упадок. Основным становится внутреннее водное сообщение, например, в Киевской Руси важное значение имел торговый путь «из варяг в греки». Дорожные работы в Средние века в основном заключались в ремонте грунтовых дорог и строительстве мостов. Монашеский орден «Братьев-мостостроителей» за время своего существования (XII—XVI века) построил около 1700 мостов.[1]

В VIII веке активно строились дороги в Арабском халифате. Наиболее качественно были сооружены дороги, ведущие в Багдад.[2]

В Италии дорожное строительство начало вновь развиваться в XV—XVI века, построены дороги, ширина которых рассчитана на проезд двух экипажей.

[1]

Дороги в Новое время

Возрождение строительства дорог в Европе в основном связано с формированием государств с абсолютной монархией, правителям которых были нужны дороги для эффективного централизованного управления. Первоначально проводили восстановление римских дорог, соединяя их уцелевшие участки, затем перешли к строительству новых. Во Франции при Генрихе IV появилось управление по строительству дорог и мостов. Первой крупной дорогой, появившейся во Франции, стала дорога из Парижа в Орлеан длиной 256 км. Чтобы ускорить сооружение дороги, был издан королевский указ, по которому поставщики вина из Орлеана в Париж на обратном пути должны были захватить с собой камни и привезти в указанное место.[1] В 1621 году в Англии были установлены ограничения на движения по дорогам, включавшие предельный вес повозки, а также предписание экипажам двигаться с одной стороны.[1] В 1747 году в Париже было открыто первое высшее учебное заведение для подготовки специалистов по транспорту под названием «Школа мостов и дорог».

[1] В дальнейшем оно получило мировую известность.

В Англии в XVII веке строительство дорог было возложено на местные власти, что привело к неудовлетворительному их состоянию. В целях исправления ситуации появились дорожные тресты, первый из которых создан в 1706 году, для строительства хороших дорог и взимания платы с проезжающих. К XIX веку в Англии появилось 1100 трестов, построивших 36,8 тыс. км дорог. «Бунты Ребекки» в Кармартеншире в 1839—1844 годах привели к распаду системы дорожных трестов.

Постепенное совершенствование повозок в XVI—XVII веках, начало технического прогресса привели к необходимости совершенствования дорожного строительства, улучшения дорожной сети. Появились экипажи с кузовом, подвешиваемыми на ремнях, затем на деревянных рессорах, а позднее на стальных. Для них существующие дороги из крупных камней с неровным покрытием и отсутствием водоотвода были неудобны. В конце XVIII века в Западной Европе для дорожного покрытия стали использовать пакеляж — камни в форме усечённой пирамиды, которые устанавливались вплотную друг к другу основанием конуса на грунтовое и песчаное основание. В отличие от традиционного подхода, при котором камни ставились остриём вниз, при пакеляже проезд повозок обеспечивал уплотнение основания.

[1] Во Франции пакеляж внедрял П. Трезаге, в Великобритании — Т. Телфорд. Подобное покрытие просуществовало до 1930-х годов, пока не выяснилось, что оно непригодно для автомобильного транспорта.[1]

В 1806 году шотландский инженер Джон Мак-Адам предложил покрытие толщиной 25 см, состоящее из двух слоёв щебня: более крупного — внизу, мелкого — вверху. При этом покрытии воздействие колёс также обеспечивало уплотнение основания.[1] Впоследствии Мак-Адам стал главным инженером Британии. В 1828 году для укатки щебёночного покрытия ввели катки, в 1859 году появились паровые катки.[1]

Дороги в Новейшее время

В XX веке ситуация в дорожном хозяйстве кардинально изменилась в связи с появлением автомобильного транспорта. Использование автомобилей выдвинуло новые требование к дорожному покрытию. Ещё в XIX веке на городских улицах пытались внедрить новый тип покрытия — беспыльное покрытие из трамбованного асфальта (разогретого в котлах щебня из природных известняков или песчаников, пропитанных битумом, который уплотнялся на каменном основании).[1] В 1902—1914 годах на дороге из Ниццы в Монте-Карло швейцарским врачом Э. Гуглильминетти проведена поливка каменноугольным дёгтем и засыпка песком.[1] В дальнейшем дорожное покрытие связано с применением вяжущих материалов, наиболее удачным из которых стал новый тип покрытия — асфальтобетон.[1]

Изменились также методы прокладки дорог: от длинных прямых дорог, которые были характерны ещё для римских дорог, перешли к клотоидным трассам — кривым с плавно меняющейся кривизной с короткими прямыми участками.[1]

Автомобильная дорога

Дорога, предназначенная для автомобилей и перевозок грузов. Автомобильные дороги имеют большое количество перекрёстков, пересечений с железнодорожными путями и трубопроводами, и потому проектируются с учётом требований техники безопасности. Стоимость работ по текущему ремонту и содержанию автодорог определяется подсчётом продукции дорожного хозяйства. В некоторых странах для финансирования работ по поддержанию хорошего состояния автодорог введена плата с водителей за проезд по некоторым дорогам.

История дорог в России

При подготовке к походу на Новгород в 1014 году князь Владимир Святославич приказал «теребить путь и мостить мосты». Для этого специально готовились и высылались вперед сборные отряды, в состав которых входили мастеровые по строительству и мостовым работам.

До XVIII века в России сухопутные дороги имели второстепенное значение по сравнению с водными путями (летом сообщение осуществлялось с помощью водного транспорта, зимой — по льду).[1] Первыми сухопутными дорогами в Киевской Руси стали дороги из Киева в Краков, Прагу и Южную Германию, затем возникли дороги из Киева в низовья Дона (Залозный путь) и Крым (Соляной путь). К окончанию периода татаро-монгольского ига важнейшими дорогами стали из Москвы и Владимира в Тверь и Новгород и в Золотую Орду (Муравский шлях, Ногайский шлях).[1]

Картина Савицкого «Ремонтные работы на железной дороге» (1874 год)

В XVII веке центром дорожной сети в России окончательно стала Москва. Из неё выходили следующие основные дороги:

Аналогичные сети складывались вокруг крупных городов. Из Переяславля выходили дороги на Кашин, Романов, Углич и Юрьев-Польский. Из Троице-Сергиева монастыря — на Дмитров, Кашин, Углич, Александровскую слободу.[1]

Присоединение Сибири потребовало строительство дорог в восточную часть страны за Урал, первой из которых стала Бабиновская дорога через Урал из Европейской части России в Сибирь от Европейской части до Верхотурья. Дорога открыта в 1597 году, утратила своё значение после открытия в 1763 году Сибирского тракта.

В 1574—1711 и 1720—1730 годах регулярными дорожными перевозками заведовал Ямской приказ.[1]

Активно развиваться дорожное строительство в России начало при Петре I. В 1705 году началось строительство дороги из Петербурга в Москву. Дорога была грунтовой, в отдельных участках покрывалась бревенчатыми настилами. Мощение щебнем дороги началось только в 1817 году. В 1820 году по этой дороге прошёл первый рейсовый экипаж (дилижанс). С 1834 года дорога стала называться Московским шоссе.[1]

В Российской империи на дорогах устанавливались верстовые столбы для указания расстояний и сооружались почтовые станции для предоставления ночлега и смены лошадей, осуществлявшейся по чину согласно Табели о рангах.

В 1913 году в России насчитывалось 726 тыс. верст дорог, в том числе в европейских губерниях — 469 тыс. верст (из них 16 тыс. верст шоссейных и 4,6 тыс. прочих мощёных), в Сибири — 109 тыс. верст (шоссейные отсутствовали), остальная протяжённость дорог приходилась на Польшу, Кавказ, Среднюю Азию.[3]

В 1837 году в России появилась первая железная дорога общего пользования: Петербург — Царское Село — Павловск. Вскоре после её сооружения началось строительство железной дороги из Петербурга в Москву, законченное в 1851 году.[4] Во второй половине XIX века в России наступил железнодорожный бум, проложены железнодорожные магистрали до всех крупных городов. В результате дороги для конного транспорта утратили своё прежнее значение и стали второстепенными подъездными путями к железнодорожным станциям. Обязанности по поддержанию дорог в хорошем состоянии были переданы земствам, что привело из-за их ограниченных средств к ухудшению состояния и способствовало отсталости России в дорожном хозяйстве.[1]

К 2008 году протяжённость автомобильных дорог в России составляла 940 тыс. км, в том числе 754 тыс. км с твёрдым покрытием. Эксплуатационная протяжённость железных дорог составила 86 тыс. км.[5]

Левостороннее и правостороннее движение

Знак в Австралии, напоминающий туристам о левостороннем движении

Наличие левостороннего либо правостороннего движения зависит от конкретной страны.[6] В странах с правосторонним движением дорожные знаки расположены в основном на правой стороне дороги, на перекрёстках с круговым движением движение осуществляется против часовой стрелки, пешеходы при переходе через дорогу с двухсторонним движением сначала смотрят налево[7], в странах с левосторонним движением — наоборот.

Примерно 34 % мирового населения живут в странах с левосторонним движением (к их числу относятся Австралия, Великобритания, Индия, ЮАР, Япония и др.), 66 % — в странах с правосторонним. По протяжённости дороги с правосторонним движением также лидируют — 72 %.[8] Отдельные страны могут переходить с одного типа движения на другое: например, в 1967 году Швеция перешла с левостороннего на правостороннее движение, в 2009 году в Самоа произошёл обратный переход.[9]

Длина автодорог по странам

Песни о дорогах

См. также

Примечания

Литература

Ссылки

dic.academic.ru

ПДД пункт 1.2 — Основные понятия и термины

В Правилах используются следующие основные понятия и термины

В Правилах используются следующие основные понятия и термины:

«Автомагистраль» — дорога, обозначенная знаком 5.1** и имеющая для каждого направления движения проезжие части, отделенные друг от друга разделительной полосой (а при ее отсутствии — дорожным ограждением), без пересечений в одном уровне с другими дорогами, железнодорожными или трамвайными путями, пешеходными или велосипедными дорожками.

«Автопоезд» — механическое транспортное средство, сцепленное с прицепом (прицепами).

«Велосипед» — транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энерги ей лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.

«Велосипедист» — лицо, управляющее велосипедом.

«Велосипедная дорожка» — конструктивно отделенный от проезжей части и тротуара элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для движения велосипедистов и обозначенный знаком 4.4.1.

«Водитель» — лицо, управляющее какимлибо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению.

«Вынужденная остановка» — прекращение движения транспортного средства из-за его технической неисправности или опасности, создаваемой перевозимым грузом, состоянием водителя (пассажира) или появлением препятствия на дороге.

«Главная дорога» — дорога, обозначенная знаками 2.1, 2.3.1-2.3.7 или 5.1, по отношению к пересекаемой (примыкающей), или дорога с твердым покрытием (асфальто- и цементобетон, каменные материалы и тому подобное) по отношению к грунтовой, либо любая дорога по отношению к выездам с прилегающих территорий. Наличие на второстепенной дороге непосредственно перед перекрестком участка с покрытием не делает ее равной по значению с пересекаемой.

«Дневные ходовые огни» — внешние световые приборы, предназначенные для улучшения видимости движущегося транспортного средства спереди в светлое время суток.

«Дорога» — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

«Дорожное движение» — совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.

«Дорожно-транспортное происшествие» — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

«Железнодорожный переезд» — пересечение дороги с железнодорожными путями на одном уровне.

«Маршрутное транспортное средство» — транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), предназначенное для перевозки по дорогам людей и движущееся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок.

«Механическое транспортное средство» — транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины.

«Мопед» — двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт. К мопедам приравниваются квадрициклы, имеющие
аналогичные технические характеристики.

«Мотоцикл» — двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 куб. см или максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч. К мотоциклам приравниваются трициклы, а также квадрициклы с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного
типа, имеющие ненагруженную массу, не превышающую 400 кг (550 кг для транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов (в случае электрических транспортных средств), и максимальную эффективную мощность двигателя, не превышающую 15 кВт.

«Населенный пункт» — застроенная территория, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками 5.23.1, 5.23.2, 5.24.1, 5.24.2, 5.25, 5.26

«Недостаточная видимость» — видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки.

«Обгон» — опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части).

«Обочина» — элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2.1 либо 1.2.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами.

«Ограниченная видимость» — видимость водителем дороги в направлении движения, ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями или иными объектами, в том числе транспортными средствами.

«Опасность для движения» — ситуация, возникшая в процессе дорожного движения, при которой продолжение движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу возникновения дорожно-транспортного происшествия.

«Опасный груз» — вещества, изделия из них, отходы производственной и иной хозяйственной деятельности, которые в силу присущих им свойств могут при перевозке создать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей среде, повредить или уничтожить материальные ценности.

«Опережение» — движение транспортного средства со скоростью, большей скорости попутного транспортного средства.

«Организованная перевозка группы детей» — организованная перевозка восьми и более детей в автобусе, не относящемся к маршрутному транспортному средству.

«Организованная пешая колонна» — обозначенная в соответствии с пунктом 4.2 Правил группа людей, совместно движущихся по дороге в одном направлении.

«Организованная транспортная колонна» — группа из трех и более механических транспортных средств, следующих непосредственно друг за другом по одной и той же полосе движения с постоянно включенными фарами в сопровождении головного транспортного средства с нанесенными на наружные поверхности специальными цветографическими схемами и включенными проблесковыми маячками синего и красного цветов.

«Остановка» — преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров, либо загрузки или разгрузки транспортного средства.

«Островок безопасности» — элемент обустройства дороги, разделяющий полосы движения противоположных направлений (в том числе и полосы для велосипедистов), конструктивно выделенный бордюрным камнем над проезжей частью дороги или обозначенный техническими средствами организации дорожного движения и предназначенный для остановки пешеходов при переходе проезжей части дороги. К островку безопасности может относиться часть разделительной полосы, через которую проложен пешеходный переход.

«Пассажир» — лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).

«Парковка (парковочное место)» — специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадной или подмостовых пространств, площадей или иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка либо собственника соответствующей части здания, строения или сооружения.

«Перекресток» — место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий.

«Перестроение» — выезд из занимаемой полосы или занимаемого ряда с сохранением первоначального направления движения.

«Пешеход» — лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.

«Пешеходный переход» — участок проезжей части, трамвайных путей, обозначенный знаками 5.19.1, 5.19.2 и (или) разметкой 1.14.1 и 1.14.2 и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.19.1 и 5.19.2.

«Пешеходная дорожка» — обустроенная или приспособленная для движения пешеходов полоса земли либо поверхность искусственного сооружения, обозначенная знаком 4.5.1.

«Пешеходная зона» — территория, предназначенная для движения пешеходов, начало и конец которой обозначены соответственно знаками 5.33 и 5.34.

«Пешеходная и велосипедная дорожка (велопешеходная дорожка)» — конструктивно отделенный от проезжей части элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для раздельного или совместного с пешеходами движения велосипедистов и обозначенный знаками 4.5.2-4.5.7.

«Полоса движения» — любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.

«Полоса для велосипедистов» — полоса проезжей части, предназначенная для движения на велосипедах и мопедах, отделенная от остальной проезжей части горизонтальной разметкой и обозначенная знаком 5.14.2.

«Преимущество (приоритет)» — право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам движения.

«Препятствие» — неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе. Не является препятствием затор или транспортное средство, остановившееся на этой полосе движения в соответствии с требованиями Правил.

«Прилегающая территория» — территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для, сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное). Движение по прилегающей территории осуществляется в соответствии с настоящими Правилами.

«Прицеп» — транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством. Термин распространяется также на полуприцепы и прицепы-роспуски.

«Проезжая часть» — элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.

«Разделительная полоса» — элемент дороги, выделенный конструктивно и (или) с помощью разметки 1.2.1, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения и остановки транспортных средств.

«Разрешенная максимальная масса» — масса снаряженного транспортного средства с грузом, водителем и пассажирами, установленная предприятием-изготовителем в качестве максимально допустимой. За разрешенную максимальную массу состава транспортных средств, то есть сцепленных и движущихся как одно целое, принимается сумма разрешенных максимальных масс транспортных средств, входящих в состав.

«Регулировщик» — лицо, наделенное в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов, установленных Правилами, и непосредственно осуществляющее указанное регулирование. Регулировщик должен быть в форменной одежде и (или) иметь отличительный знак и экипировку. К регулировщикам относятся сотрудники полиции и военной автомобильной инспекции, а также работники дорожно-эксплуатационных служб, дежурные на железнодорожных переездах и паромных переправах при исполнении ими своих должностных обязанностей.

«Стоянка» — преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 5 минут по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажира либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства.

«Темное время суток» — промежуток времени от конца вечерних сумерек до начала утренних сумерек.

«Транспортное средство» — устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.

«Тротуар» — элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном.

«Уступить дорогу (не создавать помех)» — требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.

«Участник дорожного движения» — лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства.

«Школьный автобус» – специализированное транспортное средство (автобус), соответствующее требованиям к транспортным средствам для перевозки детей, установленным законодательством о техническом регулировании, и принадлежащее на праве собственности или на ином законном основании дошкольной образовательной или общеобразовательной организации.

www.gazu.ru

📌 АВТОМОБИЛЬНАЯ ДОРОГА — это… 🎓 Что такое АВТОМОБИЛЬНАЯ ДОРОГА?


АВТОМОБИЛЬНАЯ ДОРОГА
АВТОМОБИЛЬНАЯ ДОРОГА, дорога, сооруженная или приспособленная для движения автомобильного транспорта. Основные элементы автомобильной дороги: земляное полотно, проезжая часть с обочинами и дорожной одеждой, искусственные сооружения. Автомобильные дороги оборудуют дорожными знаками и эксплуатационными сооружениями (автовокзалы, заправочные станции и пр.). Различают автомобильные дороги 5 категорий (по расчетной интенсивности движения). Расчетная скорость по автомобильной дороге 1-й категории 150 км/ч, 5-й категории 60 км/ч.

Современная энциклопедия. 2000.

  • АВТОМОБИЛЬ
  • АВТОМОБИЛЬНЫЙ СПОРТ

Смотреть что такое «АВТОМОБИЛЬНАЯ ДОРОГА» в других словарях:

  • Автомобильная дорога — Автомобильная дорога. Однополосная, местного значения. АВТОМОБИЛЬНАЯ ДОРОГА, дорога, сооруженная или приспособленная для движения автомобильного транспорта. Основные элементы автомобильной дороги: земляное полотно, проезжая часть с обочинами и… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Автомобильная дорога — Для термина «Дорога» см. другие значения. Извилистая дорога на подъезде к Больцано …   Википедия

  • автомобильная дорога — 3.3 автомобильная дорога : Инженерное сооружение, предназначенное для движения автомобилей, основными элементами которого являются: земляное полотно, дорожная одежда, проезжая часть, обочины, искусственные и линейные сооружения и все виды… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • автомобильная дорога — специально обустроенная или приспособленная для движения автомобильного транспорта полоса земли. Представляет собой сложное инженерное сооружение. Состоит из нескольких основных элементов: земляного полотна проезжей части, обочины или тротуара,… …   Энциклопедия техники

  • Автомобильная дорога — 1) автомобильная дорога объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные… …   Официальная терминология

  • АВТОМОБИЛЬНАЯ ДОРОГА — дорога, сооружённая или приспособленная для движения автомоб. транспорта. Осн. элементы А. д.: земляное полотно, проезжая часть с обочинами и дорожной одеждой, искусств. сооружения. А. д. оборудуют дорожными знаками и эксплуатац. сооружениями… …   Большой энциклопедический политехнический словарь

  • Автомобильная дорога —         комплекс сооружений для безопасного и удобного движения автомобилей с расчётными скоростями и нагрузками. Начавшееся в конце 19 в. развитие автомобильного транспорта потребовало создания удобных путей для движения автомобилей; пока… …   Большая советская энциклопедия

  • Автомобильная дорога — инженерное сооружение, предназначенное для движения автомобилей. Основными элементами являются: земляное полотно, дорожная одежда, проезжая часть, обочины, искусственные и линейные сооружения и все виды обстановки. Источник: Справочник дорожных… …   Строительный словарь

  • Автомобильная дорога — объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное… …   Экологическое право России: словарь юридических терминов

  • Автомобильная дорога — комплекс инженерных сооружений (земляное полотно, дорожная одежда, мосты, путепроводы, трубы, система водоотвода, дорожные знаки, защитные устройства, площадки отдыха, средства связи, другие элементы благоустройства, здания и сооружения дорожной… …   Право Белоруссии: Понятия, термины, определения

Книги

  • Побег с Колымы. История реального побега из ГУЛАГа, Алексей Алексеевич Ратушный, Чтобы сбежать успешно, необходимо правильно в ГУЛАГ попасть! Но какой путь попадания лучший? Море? Железная дорога? Автомобильная трасса? Самолёт?… Категория: Публицистика: прочее Издатель: Издательские решения, Подробнее  Купить за 160 руб электронная книга (fb2, fb3, epub, mobi, pdf, html, pdb, lit, doc, rtf, txt)

dic.academic.ru

Что такое автомобильная дорога? | Проект Сервис

Что такое автомобильная дорога? Два наиболее важных документа определяют эти понятия.

  • «Автомобильная дорога — объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, — защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог»

ФЗ-257 Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности

Федеральный закон №257 освещает это понятие с правовой стороны, а СП[1] 34.13330.2012 Автомобильные дороги Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85* — с инженерной точки зрения.

  • «Автомобильная дорога – комплекс конструктивных элементов, предназначенных для движения с установленными скоростями, нагрузками и габаритами автомобилей и иных наземных транспортных средств, осуществляющих перевозки пассажиров и (или) грузов, а так же участки земель, представленных для их размещения»

СП 34.13330.2012 Автомобильные дороги

Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85*

Стоит обратить внимание, что автомобильная дорога – это не просто «проезжая часть», непосредственно по которой происходит движение автотранспортных средств, но и земляное полотно, кюветы, полосы отвода, искусственные сооружения (мосты, путепроводы, транспортные развязки, водопропускные трубы и т.д), элементы обустройства автомобильных дорог ( освещение, ограждения, знаки и т.д)

Согласно СП 34.13330.2012 каждая автомобильная дорога в РФ в зависимости от назначения в общей транспортной сети и от размеров расчетной интенсивности движения подразделяется на категории.

Дороги I-ой категории с многополосной проезжей частью предназначены для скоростных перевозок грузов и пассажиров, связывают основные экономические районы и крупные города.

Федеральные автомобильные дороги II-ой и III-ей категории служат для дальних автомобильных сообщений между отдельными объектами РФ.

Дороги IV-V-ой категорий, в свою очередь, представляют собой основную сеть дорог, по которым выполняется основной объем перевозок в пределах области или района.

Рис. 1 Процентное соотношение автомобильных дорог, в зависимости от их категорий, в РФ

Именно категория определяет размеры геометрических элементов дороги: ширина полосы, ширина обочины, общее количество полос движения, а так же исходные данные для проектирования: расчётные скорости (Таблица №2), радиусы кривых в плане и профиле (т.е. радиусы поворотов и подъемов и спусков) и т.д.

В таблице №1 представлены категории автомобильных дорог, согласно действующему ГОСТ 52399-2005 «Геометрические элементы автомобильных дорог» и параметры элементов:

Таблица № 1

Параметры элементов автодорогиКласс автомобильной дороги
АвтомагистральСкоростная автодорогаОбычная автодорога (нескоростная автодорога)
Категории
IIIIIIVV
Общее число полос движения, штук4 и более4 и более4 и более4 или 2221
Ширина полосы движения, м3,753,753,5-3,753,5-3,753,25-3,53,0-3,253,5-4,5
Ширина обочины(не менее), м3,753,753,25-3,752,5-3,02,0-2,51,5-2,01,0-1,75
Ширина разделительной полосы, м655
Пересечение с автодорогамиВ разных уровняхВ разных уровняхДопускается в одном уровне чаще чем через 5 кмВ одном уровнеВ одном уровнеВ одном уровнеВ одном уровне
Пересечение с ж/д путямиВ разных уровняхВ разных уровняхВ разных уровняхВ разных уровняхВ разных уровняхВ разных уровняхВ разных уровнях
Доступ к дороге с примыкающей дороги в одном уровнеНе допускаетсяДопускается не чаще чем через 5 кмДопускается не чаще чем через 5 кмДопускаетсяДопускаетсяДопускаетсяДопускается
Максимальный уровень загрузки0,60,650,70,70,70,70,7

Таблица №2

Категория дорогиРасчетные скорости, км/ч
ОсновныеДопускаемые на трудных участках местности
пересеченной[2]горной
IA15012080
12010060
IB1008060
II12010060
III1008050
IV806040
V604030

Обратим внимание на некоторые пункты в Таблице №1:

  1. Согласно ГОСТ 52399-2005, пересечение с ж/д путями для всех категорий для всех категорий дорог предусмотрены в разных уровнях, исходя из условий безопасности движения.

Ж/д переезды в одном уровне — одно из опаснейших мест на автомобильной дороге, в связи с тяжестью ДТП и опасностью крушения поездов. Единственным эффективным путем является переустройство пересечения в разных уровнях. Тем не менее высокая стоимость таких пересечений, сложность постройки в условиях интенсивного движения по ж/д дорогам еще долгие годы обусловит существование переездов через ж/д дороги в одном уровне даже на дорогах I-III категорий.

В СП 34.13330.2012 п. 6.31 О пересечениях говорится:

«Пересечение автомобильной дороги категории I-III с ж/д дорогами предусматривают в разных уровнях.

Пересечение автомобильной дороги категории IV-V с ж/д дорогами предусматривают в разных уровнях из условий безопасности движения при:

  • Пересечение трех и более главных путей; или когда пересечение располагается на участках ж/д дорог со скоростным (свыше 120 км/ч) движением или при интенсивности движения более 100 поездов в сутки
  • При необеспеченной видимости или расположении пересек ж/д дорог в выемках

[1] СП-Свод Правил

[2]Пересеченная местность – местность, «изрезанная» оврагами, равнинными реками, холмами

projectservice.spb.ru

📌 дорога — это… 🎓 Что такое дорога?

Морфология: (нет) чего? доро́ги, чему? доро́ге, (вижу) что? доро́гу, чем? доро́гой, о чём? о доро́ге; мн. что? доро́ги, (нет) чего? доро́г, чему? доро́гам, (вижу) что? доро́ги, чем? доро́гами, о чём? о доро́гах

1. Дорога — это длинная полоса земли, которая соединяет какие-либо два места и по которой можно ездить из одного места в другое.

Обочина дороги. | Пересечение дорог. | Движение на дорогах. | Дорога уходила в горы. | Дорога вела к вокзалу.

2. Железная дорога — это рельсовый путь, по которому ездят поезда.

Октябрьская железная дорога. | Железная дорога в десяти километрах от нашего города.

3. Дорога — это путь, по которому происходит передвижение, сообщение.

Канатная дорога. | Речная дорога.

4. Дорогой называют место, через которое вы идёте или едете.

Катя шла по коридору, а он ей преградил дорогу. | Дайте мне дорогу!

5. Если вы уступаете дорогу, значит, вы даёте кому-либо пройти или проехать.

Он уступил дорогу белым жигулям.

6. Дорогой называют возможность получить доступ куда-либо.

Отныне дорога в большой бизнес для него закрыта.

7. Если вы пробиваете (прокладываете) себе дорогу куда-либо, значит, вы собственными усилиями и трудом добиваетесь своей цели.

Истинный талант когда-нибудь пробьёт себе дорогу. | Банки прокладывают себе дорогу на крупные финансовые рынки.

8. Если кто-либо или что-либо стоит у вас на дороге (поперёк дороги) или преграждает вам дорогу, значит, они являются препятствием, помехой в вашей деятельности.

Он расправлялся с каждым, кто стоял у него на дороге. | Эта история преградила ему дорогу в высшие политические круги.

9. Если кто-либо перебегает (переходит) кому-либо дорогу, значит, он берёт себе то, на что кто-либо рассчитывал.

— Почему она рассталась с Вадимом? — Говорят, родная сестра дорогу перешла.

10. Дорогой называют путешествие, поездку.

Мы три дня находились в дороге. | В дороге она тяжело заболела.

11. Если вы устали с дороги, значит, вы устали после поездки.

Они так устали с дороги, что теперь спят. | Отдохните с дороги.

12. Если вы едите, пьёте и т. п. на дорогу (дорожку), значит, вы делаете это перед поездкой.

Съешь бутерброд на дорожку.

13. Дорогой называют направление, маршрут, по которому вы движетесь.

Сбиться с дороги. | Потерять дорогу. | Ты знаешь дорогу к станции?

14. Если вы заходите, заезжаете и т. п. куда-либо по дороге, значит, вы заезжаете, заходите и т. п. туда, попутно, мимоходом.

Он забежал ко мне по дороге. | По дороге мы зашли в булочную.

15. Если вам с кем-либо по дороге, значит, вы идёте или едете в одном направлении.

Мне с ними по дороге, так что он меня подвезёт.

= по пути

16. Дорогой называют направление чьей-либо деятельности, путь в жизни или профессии.

Он долго искал свою дорогу в науке.

17. Если вы нашли, выбрали свою дорогу (в жизни), значит, вы нашли, выбрали своё призвание.

Он старался помочь младшему брату найти дорогу в жизни. | Свою дорогу он выбрал сам.

18. Если вы идёте, следуете и т. п. своей дорогой, значит, вы поступаете, действуете так, как считаете нужным, не зависите ни от кого.

Каждый из нас после института пошёл своей дорогой.

19. Если кто-либо вышел на большую (широкую) дорогу, значит, этот человек достиг успеха и известности своим талантом.

20. Если вам не по дороге с кем-либо, значит, вы не разделяете его взгляды, интересы и т. п.

Мне с тобой не по дороге: ты любишь рок-н-ролл, а я классическую музыку.

= по пути

21. Если чьи-либо дороги разошлись, значит, этих людей не связывают больше общие дела, интересы, взгляды и т. п.

После школы их дороги разошлись.

22. Дорогой называют средство достижения какой-либо цели.

Наличие золотой медали — прямая дорога в вуз.

23. Если вы делаете что-либо всю дорогу, значит, вы делаете это постоянно; разговорное выражение.

Почему всю дорогу тебе должны помогать родители? | Она всю дорогу обижается на меня.

24. Если вы говорите, что что-либо или кто-либо на дороге не валяется, вы имеете в виду, что они представляют собой ценность и их трудно найти, получить.

Хорошие специалисты на дороге не валяются. | Такие картины на дороге не валяются.

25. Вы говорите скатертью дорога, когда хотите сказать, что если кто-либо хочет уйти, его никто не станет удерживать и просить остаться.

Уезжаешь? Ну и скатертью дорога!

26. Если вы говорите о ком-либо туда ему и дорога, вы имеете в виду, что с ним произошло то, что он заслужил, и о нём не стоит жалеть.

— Ты слышал, Петра посадили? — Туда ему и дорога, сам виноват.

доро́женька

dic.academic.ru

Дорога определение

Что такое дорога? Автомобильные и железные дороги.

В статье рассказывается о том, что такое дорога, каких видов она бывает. В чем состоит важность путей сообщений? Какие старые дороги сохранились до наших дней?

Древние времена

С незапамятных времен, когда возникли первые поселки и города, люди осознали всю важность надежных дорог. Особенно сильная потребность в них появилась с развитием торговых отношений и военных действий, как это было в Римской Империи.

Изначально все дороги были естественного происхождения и грунтовыми, образовавшиеся в ходе натаптывания поверхности. К слову, подобные сохранились до сих пор во всем мире. Однако они становились непригодными, когда менялись климатические условия (дожди, зима). Да и само движение раньше было не столь оживленным, как в наши времена: часто дороги банально зарастали. Что значит дорога, если обратиться к словарю? В чем ее значение, кроме удобства передвижения? Когда возникли первые каменные дороги? Об этом мы и поговорим в статье.

Что такое дорога: определение

Согласно энциклопедической терминологии, дорога – это путь сообщения для людей или транспорта, который в массе своей образует развитую инфраструктуру.

Естественно, самые первые грунтовые дороги сохраниться не могли, про них мы ничего и не знаем. Но к числу искусственных можно отнести пути, найденные на территории современной Англии и Месопотамии, примерный возраст их датируется IV тысячелетием до н. э. Одной из древнейших считается опять-таки обнаруженная в Англии дорога, получившая имя Свит-Трек. Сохранилась она, потому что строили ее посредством укладывания на землю стволов дуба, ясеня и клена. Теперь мы знаем, что такое дорога. К слову, подобным методом мостили и дороги древней Москвы. По мере гниения и разрушения, накладывался новый слой. Есть предположение, что некоторые районы города находятся из-за этого на несколько метров выше.

Потребность в надежных путях сообщений возникла не просто из-за желания легко и весело путешествовать, не глядя под ноги, а из-за развития тележного транспорта. И кстати, разбирая вопрос, что такое дорога, следует упомянуть интересный факт. Ширина римских дорог, которые строили в Европе, рассчитывались на боевую колесницу, и этот параметр стал определяющим для будущих магистралей движения. Некоторые из них сохранились и до наших дней, к примеру, на останках древнего города Помпеи.

Спустя почти два тысячелетия после изобретения парового двигателя, получил распространение такой способ передвижения, как железная дорогая.

Поезда

На территории США в 1830 году, немного позже в Российской Империи начали появляться первые железные дороги. В нашей стране первую линию протянули от Санкт-Петербурга до Царского села. Но в чем причина такого затратного способа постройки?

Все дело в том, что по тем временам, да и сегодня подобные дороги считаются одними из самых надежных. Еще в начале новой эпохи на первых примитивных паровозах стоимость перевозки грузов была достаточно низкой. К тому же в условиях, когда дальние путешествия можно было осуществить только на телегах или кораблях, ЖД пути были настоящей революцией. Так что теперь мы знаем, что такое дорога, в том числе железная, и в чем ее важность.

И по сей день, несмотря на развитие воздушного сообщения и улучшение автомобильных трасс, поезда остаются важным стратегическим и экономическим фактором. Они неприхотливы в виде топлива, а при необходимости в действие вступают даже старые паровозы, которые могут обойтись одним углем и водой.

Железная дорога есть во всех государствах, а для ряда слаборазвитых она является практически единственным способом передвижения по стране простых людей и перевозки грузов. А в Индии, кстати, пассажиры залезают даже на крыши вагонов, из-за чего часто погибают.

Известные ЖД дороги

Наверное, самая известная подобная дорога — это Транссибирская магистраль, которая протянулась через всю нашу страну. Она же является и самой длинной на свете. Также стоит упомянуть и грандиозное строительство БАМ — Байкало-Амурской магистрали.

Автомобильные дороги

С широким развитием автотранспорта в начале XX века возникла и необходимость в качественных и ровных дорогах. Ведь там, где могли пройти лошадь с телегой, машина могла увязнуть в грязи. Да и плохое покрытие способствовало быстрому износу деталей двигателя и подвески.

Дорожные нити опутывают практически весь земно

zna4enie.ru

📌 Автомобильная дорога — это… 🎓 Что такое Автомобильная дорога?

Автомобильная дорога

Грунтовая дорога Деревянная дорога. Похожие дороги строились кельтами в доримскую эпоху

Автомоби́льная доро́га — комплекс сооружений, предназначенных для обеспечения постоянного (круглосуточного и круглогодичного) безопасного и удобного движения автомобильного транспорта с расчётными интенсивностью и скоростью, имеющие нормативные габариты и нагрузку.

Дорога включает в себя дорожную конструкцию (дорожная одежда и земляное полотно) и комплекс зданий и сооружений, предназначенных для обслуживания и ремонта автомобильной дороги. Проезжая часть — часть автомобильной дороги в пределах которой происходит движение автотранспорта. Дорожная одежда — многослойная конструкция (в отдельных случаях однослойная), воспринимающая нагрузку от транспортных средств и передающая ее на грунтовое основание или на подстилающий грунт. Требования к эксплуатационному состоянию дорог определяет ГОСТ Р 50597-93.[1] Так, например, согласно этому документу размеры выбоин не должны превышать по длине 15 см, ширине — 60 см и глубине — 5 см.

Дорожный этикет

«Моргание» фарами

Кратковременное (меньше секунды) включение фар или кратковременное переключение с ближнего света на дальний. В общем случае сигнал подаётся для привлечения внимания. Некоторые частные случаи:

  • Встречному, двух- или трёхкратное: «Снижай скорость, будь внимателен — впереди опасность». Если вы видите, что встречные «моргают» вам фарами, то впереди вас ждёт что-то опасное — например, препятствие на дороге, которое вам придётся объезжать, огромная колдобина или сотрудник ГАИ с «феном». В любом случае — снижайте скорость заблаговременно, чтобы опасность не была внезапной. Кстати, не забудьте поблагодарить предупредившего вас водителя подъёмом ладони.В темное время суток поморгать аварийной сигнализацией или поротом в ту или иную сторону. Проехав опасное место, предупредите встречных об опасности, «поморгав» им фарами.
  • Встречному ночью: «Переключись на ближний свет, ты меня слепишь».[2]Не забывайте сами заблаговременно переключаться на ближний свет при появлении встречных автомобилей.
  • Попутному впереди: «Перестройся в правую полосу, дай обогнать», а так же «Внимание! Обгоняю!» Если водитель непосредственно позади вас «моргает» фарами — возможно, он хочет вас обогнать. С вашей стороны будет разумно уступить ему дорогу путём перестроения в правую полосу. Однако, выполняя манёвр, не торопитесь, будьте внимательны и осторожны — помните, что при перестроении обязаны уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по той полосе и опасайтесь «подстав».
  • Встречному или поперечному на перекрёстке или в месте где затруднён разъезд, однократное: «Проезжай, я уступаю дорогу».

Длительное включение фар

Продолжительное (несколько секунд) включение света фар или переключение с ближнего света на дальний. Более «сильный» сигнал, чем «моргание» (но не такой «сильный», как подача звукового сигнала).

  • Встречному, движущемуся по этой же полосе: «Освободи мою полосу!!!» Например, встречный водитель для совершения обгона выехал на вашу полосу. Вы имеете основания полагать, что встречный водитель не видел вас или неверно оценил скорость сближения. Будет разумно снизить вашу скорость, а так же привлечь внимание встречного водителя включением фар.
  • Встречному ночью: «Переключись на ближний свет, ты же меня слепишь!!!». Может подаваться, если встречный водитель игнорировал вашу просьбу («моргание» фарами) переключиться на ближний свет. Однако, стоит воздерживаться от подачи этого сигнала. Не исключено, что вы по каким-либо причинам ослеплены ближним светом встречного автомобиля. Например, водители «легковушек» (с низкой посадкой) бывают часто ослеплены ближним светом встречных фур просто потому, что у последних фары расположены гораздо выше, чем у легковых автомобилей.

Кратковременное включение указателей поворота

  • Правого, попутному сзади: «Обгоняй, дорога свободна». Обычно подаётся водителями крупногабаритных транспортных средств, двужущихся со скоростью меньше допустимой. Например, гружёная фура может двигаться со скоростью 70 км/ч по двухполосной загородной дороге. Обгон фуры затруднён — из-за её больших габаритов вам плохо видно дорогу, в то время как водителю фуры дорога отлично видна и отлично понятно ваше желание его обогнать. Водитель фуры сигналом правого поворота даёть вам знать что дорога впереди свободна и вы можете его обогнать (однако, не полагайтесь только на сигнал водителя фуры, безопасность вашего манёвра — исключительно ваша ответственность). Не забудьте поблагодарить водителя фуры после завершения обгона, помигав ему «аварийкой».
  • Левого, попутному сзади: «Сейчас обгонять опасно!» (См. предыдущий комментарий.)
  • Обоих (включение аварийной сигнализации), попутному сзади: «Спасибо!» Не забудьте поблагодарить водителя, уступившего вам дорогу или давшего себя обогнать.
  • Обоих (включение аварийной сигнализации), попутному сзади: «Выключи дальний свет, ты меня слепиш!»

Прочие сигналы

  • Поднятая открытая ладонь — встречному: «Спасибо!» Поблагодарите водителя, который уступил вам дорогу или предупредил вас об опасности поднятием руки — вам нетрудно, а ему приятно.
  • Кисть руки описывает круг и указывает вниз: «Спущена шина».
  • Указательный и средний палец указывают на оба глаза: «Ты забыл выключить дальний свет, слепишь!» (употребляется в светлое время суток, когда видно водителя. В тёмное время суток используется дальний свет (см. выше)).
  • Кукиш (водителю грузовика): «Остановись! между спаренных колёс застрял камень!» [1]
  • В ситуации, когда автобус или грузовик обгоняет в тёмное время суток, обгоняемый, коротко мигнув дальним светом, сообщает обгонявшему о том, что тот полностью (на всю дину дальномерного транспортного средства) обогнал и может возвращаться в правый ряд (Широко распространено в Европе.).

Ватикан: «Путеводитель пасторского попечения на дорогах»[3]

  • Не убей!
  • Дорога должна быть средством общения людей, а не смертельной опасностью.
  • Вежливость и осторожность помогут преодолеть непредвиденные ситуации.
  • Будь милосерден и помоги ближнему в беде.
  • Автомобиль не должен быть способом показать силу, власть или поводом для греха.
  • Водители любого возраста не должны садиться за руль, если этого не позволяет их состояние. Убедить их поможет доброжелательность.
  • Помогай близким пострадавших в автокатастрофе.
  • Водителям, виновным в авариях, и пострадавшим следует встречаться, когда они смогут это сделать, просить прощения и прощать.
  • На дороге защищай права более слабого.
  • Помни о своей ответственности за чужую жизнь!

Песни о дорогах

  • «Эх, дороги, пыль да туман…»
  • «Степь, да степь кругом, путь далёк лежит…»
  • «Дорога» — АукцЫон
  • «Песенка фронтового шофёра», слова Б. Ласкина и Н. Лабковского
  • «Дорога сна» — Мельница
  • «Дорога»-Любэ

См. также

Примечания

Ссылки

Литература

dic.academic.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *