Михаил Скрипников: «Ода» тормозам или наука о «трении»
Знаете чем очень быстрые гонщики отличаются от просто быстрых? Умением тормозить.
Как ни странно, но именно в торможении скрыт огромный потенциал скорости. Не секрет, что если ты умеешь мега-эффективно тормозить, то ты будешь стабильно быстрее других на любом покрытии. Навык правильного торможения это высшая ступень развития спортсмена. Но сегодня не об этом. Сегодня речь о том, что помогает гонщику останавливать спортивный автомобиль и как все это работает.
Начну с небольшой истории, благодаря которой я разобрался в спортивных тормозных системах с инженерной точки зрения. К сезону 2011 года мы самостоятельно готовили раллийную Renault Sandero из гражданского автомобиля. С подвеской и мотором все было понятно, а вот штатные задние барабанные тормоза явно требовали замены. Не буду вдаваться в подробности, но мне удалось найти хорошего инженера по тормозным системам и он нам ее спроектировал. От штатной системы остались только передние тормозные диски. Все остальное, включая передние и задние суппорта, задние диски, тормозные цилиндры, гидравлический «ручник», краны и магистрали приобрели известных производителей спортивных комплектующих. Тогда мы сравнили бюджеты и выбрали тормоза Wilwood на магистралях Goodridge, как лучший вариант по соотношению цена/качество, и за три сезона выступлений ни разу не пожалели,
Хватит лирики, перейдем к сути. Что же из себя представляет тормозная система раллийного автомобиля (практически на любом спортивном автомобиле она будет идентичная, но для последовательности изложения будем говорить именно про раллийный).
В таблице ниже краткое сравнение:
В гражданском автомобиле тормозные контуры работают «крест на крест».
Если вы пробили один шланг, автомобиль будет тормозить накрест одним передним и одним задним колесами. Это безопасность. В спорте контуры это перед и зад. На каждый контур стоит отдельный тормозной цилиндр нужного диаметра. Вакуумный усилитель удален. Во-первых, нам нужно иметь возможность тормозить левой ногой не отпуская газ. Во-вторых, нажатие на педаль тормоза должно вызывать пропорциональное ощущение на ступне, иными словами, линейную обратную связь. Кстати, с непривычки испытываешь дискомфорт. Левая нога у обычного человека не такая чувствительно развитая как правая. Усилие на педали огромное, сначала не можешь продавить, потом быстро устаешь. Со временем привыкаешь. В качестве тренировки я попеременно езжу только левой или только правой ногой в обычной жизни (и газ и тормоз). Попробуйте, помогает научиться тонко дозировать усилие.Чтобы сначала тормозила передняя ось, и только затем задняя, имеется механизм, который известен, как «тандем» или «качалка». По сути, при нажатии на педаль тормоза за счет разных плеч рычага на тормозные цилиндры переднего и заднего контуров усилие приходит в разные моменты и шток перемещается с разной скоростью.
Соотношение плеч рычага регулируется механическим регулятором прямо из салона, т.е. я могу в нужный момент скорректировать. Например, пошел дождь, при торможении вес автомобиля приходит на переднюю ось не так интенсивно, и мне уже не нужно столько тормозного усилия спереди, немного переведу назад.
Не буду подробно расписывать, почему в спорте используются только армированные шланги и надежные фитинги, надеюсь, это все знают и так.
В гражданском автомобиле тормозные диски, как правило, цельные. На раллийных автомобилях, особенно на асфальте, диски составные. Они представляют собой ступицу из алюминиевого сплава и кольцо из чугуна и легированной стали.
Они легче, технологичнее, меньше подвержены деформации и более эффективные. Ступица сделана из алюминиевого сплава, она лучше отводит тепло, и диск быстрее охлаждается. На Clio R3 Maxi для гравийных покрытий и зимой используются цельные передние диски, т.к. их вполне хватает. На асфальте – составные, большего диаметра. Задние диски всегда цельные, даже на асфальте. Инженеры Renault Sport мудрые люди, и без нужды не делают автомобиль дороже.
Еще на задних тормозах ставиться скребок, который не дает набиваться на колесный диск наледи или грязи. Очень полезная вещь. Без нее колесо становится намного тяжелее и приобретает дисбаланс.
В гражданском автомобиле у нас есть «ручник». Обычно тросовый механизм, который «запирает» задние тормоза. Необходим, исключительно, при парковке. В спорте все по-другому. Ручной тормоз это орган управления, порой незаменимый. Рычаг стоит вертикально, приводится через гидравлический цилиндр, который установлен прямо в заднем контуре. В случае, когда невозможно повернуть автомобиль ни рулем, ни перераспределением веса автомобиля, «гидроручник» придет на помощь и поможет резко изменить курсовое движение, заблокировав или притормозив только заднюю ось. Это очень помогает для быстрого прохождения медленных поворотов (шпилек) на узкой дороге. Еще очень часто на очень мокром гравии «гидроручник» это второй руль, т.к. ты не можешь загрузить нужную сторону для поворота автомобиля, а его «дергание» дает мгновенный эффект.
Если все остальное вышеописанное у нас омологированное, и мы вынуждены ставить только то, что предписывает каталог Renault Sport, то тормозные колодки это свобода выбора.
Много лет назад, когда я слышал «Ferodo DS2500» или «DS3000» я думал, что это гоночные колодки! К сожаление, это даже не «легкий тюнинг». Это простая гражданская колодка, у нее неплохой начальный коэффициент трения (первое торможение, начальная фаза), но он регрессирует с ростом температуры. Если посмотреть графики разных колодок, изучить их, то можно подобрать нужный состав, понимая время года, температурные условия, количество и «нагруженность» торможений. Это, кстати, применимо для тех, кто регулярно выезжает на трек дни. Хорошая колодка даст вам возможность показывать стабильные времена, не опасаясь того, что тормоза вдруг поплывут. И для начала не обязательно даже менять диски и суппорта, а тем более влезать в мотор. Вспомните начало статьи, самый быстрый тот, кто быстро останавливается. На
Ну и на закуску, самое интересное! Вы сталкивались с проблемой «перетормаживания» задней оси? На прежних гоночных машинах у меня было такое постоянно.
Если подобрать отличный тормозной баланс для начала и середины торможения, ближе к концу «срывает» заднюю ось. Как мы только не боролись с этим. Проблема в том, что в процессе торможения вес автомобиля переходит на переднюю ось, задняя разгружается, и при нарастании тормозного усилия она срывается. Единственным выходом было уменьшить тормозное усилие в заднем контуре для всего процесса торможения, т.е. сделать его менее эффективным. Но это сознательные потери. На Clio R3 установлен механический регулятор ограничения тормозного усилия в заднем контуре. Т.е. в любой фазе процесса торможения давление сзади не поднимется выше нужного порога и задняя ось не заблокируется, при этом начальная и средняя фазы будут максимально эффективными. Как, оказывается, все просто. Регулятор стоит в салоне, его можно вращать не отстегивая ремней. (см. картинку выше).В Clio R3 Maxi есть лишь одно информационно табло, размером не более современного телефона. Но на него выводится все, что только нужно. Обороты двигателя, температура, давление, передача и т.д. Так вот, в нем есть режимы, в которых можно на месте настраивать тормоза. Т.е. мне не нужно ездить и тормозить, чтобы подобрать усилия и баланс. Я просто переключаю дисплей в нужный режим, на месте нажимаю на педаль тормоза и вижу:
- Давление в переднем тормозном контуре;
- Давление в заднем тормозном контуре;
- Баланс в % между передом и задом;
- Ограничение давления в заднем тормозном контуре;
Для разных покрытий у нас уже есть базовые значения, если условия меняются, я во всеоружии. Конечно «fine tuning» делаешь по ощущениям, но базовые значения изначально верные.
Каково было мое удивление, когда я, читая про тормоза Ford Focus WRC 03, увидел точно такие же базовые значения по проценту баланса перед-зад и ограничения давления в заднем контуре, что у меня на Clio R3. Оказывается, все правильные решения одинаковы для хороших машин.
Рассказывать можно еще очень много, но в рамках одной публикации этого достаточно. Надеюсь, я сумел раскрыть основные принципы тормозных систем современных спортивных автомобилей и был не слишком сложным в своих рассуждениях.
В табличке кратко все о тормозах Clio R3
Автор: Михаил Скрипников
Нужно сделать планшайбы под ЗДТ BMW e30 — АвтоСаратов
S1600
Новичок
- #1
Нужно сделать планшайбы по задние дисковые тормоза на основе суппортов от Ваз 2108. Рычаги под барабанные тормоза.
Где сделать, кто сможет сделать, сколько стоит сделать???
Stereo
Участник
- 05.2014″ data-time-string=»05:46″ title=»21.05.2014 в 05:46″ itemprop=»datePublished»>21.05.2014
- #2
А диски тормозные какие будут?
S1600
Новичок
- Thread Starter
- #3
Stereo сказал(а):
А диски тормозные какие будут?
Нажмите, чтобы раскрыть…
Пока не знаю.
Либо диски 2108, тогда придётся проточить ступицу по ЦО тормозного диска. Пример установки видел на просторах инета.
Либо поставить найти от BMW.
Raf
Новичок
- #4
на е30 вроде зад от 36 компакта ставится с здт. а перед 46 с доработками небольшими.
итого 5х120, колесо где надо, широкий выбор дисков
S1600
Новичок
- Thread Starter
- #5
Raf сказал(а):
на е30 вроде зад от 36 компакта ставится с здт. а перед 46 с доработками небольшими.
итого 5х120, колесо где надо, широкий выбор дисковНажмите, чтобы раскрыть…
Не, мне не интересен данный вариант.
Artem
Новичок
- #6
S1600 сказал(а):
Пока не знаю.
Либо диски 2108, тогда придётся проточить ступицу по ЦО тормозного диска. Пример установки видел на просторах инета.
Либо поставить найти от BMW.Нажмите, чтобы раскрыть…
А ручник как тогда? Не проще стоковые от е30 купить?
S1600
Новичок
- 05.2014″ data-time-string=»13:38″ title=»22.05.2014 в 13:38″ itemprop=»datePublished»>22.05.2014
- Thread Starter
- #7
Artem сказал(а):
А ручник как тогда? Не проще стоковые от е30 купить?
Нажмите, чтобы раскрыть…
Мне под гидроручник.
И нужны именно 8ые суппорта.
Romanoff
Новичок
- #8
нахрен 8ые. супорта перед с е30, и диски. суппорт крепишь через проставку. а лучшше всего здт от е30.
S1600
Новичок
- 05.2014″ data-time-string=»02:24″ title=»24.05.2014 в 02:24″ itemprop=»datePublished»>24.05.2014
- Thread Starter
- #9
Romanoff сказал(а):
нахрен 8ые. супорта перед с е30, и диски. суппорт крепишь через проставку. а лучшше всего здт от е30.
Нажмите, чтобы раскрыть…
Ну либо так.
Где сделать проставку такую под эти суппорта???
Romanoff
Новичок
- #10
делаешь заготовку из дсп нужной толщины, потом топаешь к токарю. ручник только гидро
Artem
Новичок
- #11
Romanoff сказал(а):
потом топаешь к токарю
Нажмите, чтобы раскрыть…
К фрезеровщику
S1600
Новичок
- Thread Starter
- #12
Romanoff сказал(а):
делаешь заготовку из дсп нужной толщины, потом топаешь к токарю.
Нажмите, чтобы раскрыть…
Да это я знаю, просто думал может у кого готовые шаблоны есть или чертежи.
Romanoff сказал(а):
ручник только гидро
Нажмите, чтобы раскрыть…
Обязательно, под него это всё и задумано.
Гидравлический ручной тормоз | Безымянный спектакль
В настоящее время: 288,00 долларов США
Часто покупают вместе:
- Описание
Что мы делаем, когда не можем найти продукт, который нам нужен? Делаем конечно сами! Гидравлический ручной тормоз Nameless Performance — это именно то, что доктор прописал, чтобы удовлетворить желание Хуна.
Основываясь на нашем опыте как в ралли, так и в дрифте, мы разработали этот ручной тормоз, взяв все положительные аспекты, которые должны быть у хорошего ручного тормоза, и исключив все отрицательные аспекты, присущие другим ручным тормозам на рынке. Рукоятка прочная на ощупь с небольшим люфтом или вообще без нее, что дает вам твердое ощущение рукоятки, которое внушает уверенность, когда это важнее всего. Основание рукоятки крепится с помощью двух болтов M8 или 5/16″ (не входят в комплект), поэтому его легко установить, и оно не будет двигаться после установки.
Наш ручной тормоз оснащен специальным рычагом высотой 18 дюймов, достаточно высоким, чтобы выделяться, но не настолько высоким, чтобы мешать. Благодаря высоте этой ручки специально разработанная пистолетная рукоятка находится в пределах легкой досягаемости от руля, поэтому вы рука всегда готова вернуться к рулевому управлению. Рукоятка изготовлена на станке с ЧПУ из цельного алюминия 6061 с красивой необработанной отделкой.
Весит всего 2,4 фунта с основанием и главным цилиндром, Поскольку большая часть веса приходится на нижнюю половину рукоятки, этот ручной тормоз действительно подходит для любого серьезного гоночного автомобиля.0039
***ТОЛЬКО ДЛЯ СОРЕВНОВАНИЙ ИЛИ ВНЕДОРОЖНИКОВ, НЕ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В УЛИЧНЫХ АВТОМОБИЛЯХ***Конфигурации:
- 13″ или 18″ Эта опция 9056 для тех, кто хочет избавиться от старого сломанного ручного тормоза, который уже есть в их дрифт- или раллийной машине. База подходит для любого главного цилиндра Wilwood или Tilton с креплением к брандмауэру с 2 болтами, а монтажные отверстия в базе являются прямой заменой некоторых других ручных тормозов на рынке.
- 13-дюймовая или 18-дюймовая рукоятка с проходным главным цилиндром диаметром 3/4 дюйма
Эта опция является стандартной для раллийных автомобилей, и мы используем ее на всех раллийных автомобилях, которые мы участвуем в гонках здесь, в Nameless. отличный вариант для этой бюджетной сборки для дрифта, так как вам не нужен второй комплект суппортов и все связанные с этим расходы.Этот главный цилиндр монтируется на одной линии с контуром задней тормозной магистрали, и когда вы тянете ручку, он приводит в действие задние тормозные суппорты, в то время как передние тормоза все еще могут нормально работать.0004 - 13-дюймовая или 18-дюймовая рукоятка с главным цилиндром резервуарного типа, диаметром 3/4 дюйма
Эта опция является стандартной для всех автомобилей Formula Drift, и именно ее мы используем в Pro1 Toyota 86 Райана Тюрка, 370Z Криса Форсберга, FR Кэмерона Мура. -S, а также «уличный» автомобиль Райана Тюрка. Этот тип главного цилиндра имеет бачок тормозной жидкости, встроенный в главный цилиндр для использования с отдельным комплектом задних суппортов (не входит в комплект). Этот тип является наиболее распространенным в дрифте. автомобили
{{#translate}}К сожалению, ничего не найдено.