ООО «Центр Грузовой Техники»

8(812)244-68-92

Содержание

что это значит, почему и что делать

Неправильная регулировка, чрезмерный износ элементов сцепления могут привести к выходу из строя всего узла. Рассмотри, что имеется в виду, когда говорят «ведет сцепление», а также в каких случаях неисправность можно устранить своими руками.

Немного об устройстве

Сложно понять причину неисправности, если не иметь минимального представления об устройстве и принципе работы сцепления. Достаточно понимать, что нажатие педали провоцирует перемещения вилки и выжимного подшипника. Прижатый вилкой выжимной нажимает на лепестки диафрагменной пружины, отодвигая нажимной диск от ведомого диска. Последний, в свою очередь, отодвигается от маховика, прекращая тем самым передачу крутящего момента от коленчатого вала к первичному валу КПП.

Привод выключения может быть механическим либо гидравлическим. В первом случае педаль и вилка выключения соединены тросовым приводом. Второй тип включения предполагает наличие главного цилиндра сцепления. Нажимая на педаль, вы инициируете перемещения штока, который давит на поршенек внутри цилиндра сцепления. Вытесняемая тормозная жидкость, перемещаясь в магистрали, давит на поршенек внутри рабочего цилиндра. Поршень, перемещаясь, нажимает на шток выключения.

Что значит «ведет»

Говорят, что сцепу ведет, если не происходит полное выключение сцепления. Иными словами, после нажатия педали ведомый диск и маховик двигателя не расцепляются полностью, что приводит к частичной передаче крутящего момента на первичный вал коробки передач.

Симптомы

Предположить, что сцепление ведет можно по одному симптому – затрудненное включение и выключение передач. Чаще всего проблемы начинаются с включением реверсной и первой передач. Под понятием «затрудненное» понимается как необходимость приложения большего усилия на ручку КПП, так и включение с хрустом.

Затрудненное переключение передач может быть связано и с неисправностью КПП, что также следует учитывать при диагностике.

Причины
  • Неправильная регулировка привода включения. В таком случае полезного диапазона перемещения педали сцепления недостаточно для полного разъединения маховика и фрикционной накладки ведомого диска. Часто такая неисправность является следствием неквалифицированного ремонта. Для устранения проблемы необходимо правильно отрегулировать свободный ход педали.
  • Деформация ведомого диска. Выгибание приводит к тому, что после отсоединения нажимного диска фрикционная накладка в месте искривления продолжает касаться маховика. При чрезмерном торцевом биении поможет только замена ведомого диска. В случаях такой неисправности сцепления при начале движения должна наблюдаться вибрация.
  • Ослабление или поломка лепестков диафрагменной пружины. В таком случае усилия при нажатии подшипника выключения сцепления на лепестки недостаточно для полного отсоединения нажимного диска от ведомого. В итоге даже после нажатия педали сцепление находится в частично включенном состоянии. Привести к поломке лепестков может как заводской брак, так и неправильная регулировка привода выключения (когда сцепа постоянно в наполовину выжатом состоянии). К ослаблению со временем приводит естественная усталость металла.
  • Неисправность гидравлической системы выключения сцепления. Причина, по которой не происходит полное отсоединение коленвала от первичного вала КПП, может скрываться в рабочем цилиндре либо гидропроводе. Следует следить за герметичностью системы, так как из-за утечки тормозной жидкости может происходить неполное выключение сцепления.
  • Заедание тросового привода. Со временем тросик может растрепаться, что в сумме с загрязнением, приводит к ограниченному движению. Поэтому водителю может казаться, что педаль сцепления выжата, но на самом деле полного отсоединения ведомого диска от маховика не произошло.
  • Затрудненный ход ведомого диска на шлицах. Отсутствие смазки, попадание на рабочую поверхность различного рода загрязнений и неравномерный износ шлицов может привести к тому, что после отсоединения нажимного диска между маховиком и нажимным диском не создастся необходимый для разъединения зазор.
  • Неисправность маховика. Сильные задиры, радиальное искривление будут препятствовать полному отсоединению фрикционных накладок и маховика. Дисбаланс становится причиной не только плохого включения передач, но и вибраций при начале движения.
  • Загибание вилки, перемещающей выжимной подшипник, из-за чего хода штока становится недостаточно для подвода выжимного подшипника к лепесткам диафрагменной пружины.

Ремонт своими руками

Если на вашем автомобиле ведет сцепление, первым делом необходимо проверить величину свободного хода педали. Обычно этот параметр не превышает несколько миллиметров. Процесс настройки заключается в смещении регулировочной гайки и не требует особых слесарных навыков. Точное значение, а также процесс регулировки описаны в руководстве по эксплуатации и ремонту вашего автомобиля. Также рекомендуем прочитать статью о том, как отрегулировать свободный ход педали сцепления своими руками.

Если после регулировки проблемы с включением передач не исчезли, необходимо отсоединять КПП и полноценно диагностировать механизм сцепления. Замену сцепления нельзя назвать легкой работой, но при должной теоретической подготовке и наличии необходимого инструмента выполнить ее можно своими руками.

autolirika.ru

Сцепление ведет, причины | Twokarburators.ru

Под термином сцепление «ведет» понимается, что сцепление не полностью выключается при нажатии на его педаль. При отпущенной педали сцепления оно постоянно включено. После нажатия на педаль, усилие передается через тросик и вилку на выжимной подшипник, который давит на лепестки нажимной пружины «корзины». Пружина воздействует на ведущий диск, который перестает прижимать ведомый к рабочей поверхности маховика. Передача крутящего момента от двигателя на коробку передач прерывается. Можно переключать передачи.



В случае, если ведомый диск по каким-то причинам недостаточно отошел от маховика переключение передних передач будет затруднено, а задняя вообще может включаться с хрустом и треском. Рассмотрим причины этой неисправности (сцепление ведет) на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099.

Причины того, что сцепление ведет

Привод сцепления не отрегулирован

Полный рабочий ход педали недостаточен. Педаль сцепления находится ниже педали тормоза. Необходимо отрегулировать привод, чтобы ее рабочий ход составлял 12,5 – 13,5 см, и она находилась приблизительно на уровне с педалью тормоза.

регулировка привода сцепления вращением регулировочной гайки

Заедание тросика привода в оболочке

Со временем, тросик привода может износится, имеющиеся в нем проволоки разлохмачиваются, что сильно затрудняет его перемещение в оболочке. В итоге при нажатии на педаль сцепление полностью не выключается (ведет).

Неисправен ведомый диск

Ведомый диск сцепления может быть покороблен (торцевое биение его более 0,5 мм). Ступица ведомого диска может заедать на шлицах первичного вала, если они сильно загрязнены или изношены. В любом случае ведомый диск не будет отходить от маховика на необходимый зазор.

ведомый диск сцепления автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

Неисправен маховик или нажимной (ведущий) диск корзины

Сильные задиры на рабочих поверхностях маховика или ведущего диска могут препятствовать свободному вращению ведомого диска.

«корзина» сцепления автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

Неисправна нажимная демпферная пружина «корзины» сцепления

Сильный износ концов лепестков пружины в месте контакта их с выжимным подшипником.

кольцевой износ на лепестках нажимной пружины «корзины» сцепления

Примечания и дополнения

— В ряде случаев затрудненное переключение передач на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099 может быть вызвано по причинам не связанным с сцеплением. Например, поломка, деформация, неправильная регулировка элементов привода механизма переключения передач.

Еще статьи по сцеплению автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

— Неисправности сцепления автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

— Проверка работы сцепления на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099

— Сцепление «буксует», причины

— Устройство и принцип действия сцепления автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

— Замена троса привода сцепления на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099

twokarburators.ru

Почему ведет сцепление? Причины! Решение проблемы!

Неправильная регулировка, чрезмерный износ элементов сцепления могут привести к выходу из строя всего узла. Рассмотри, что имеется в виду, когда говорят «ведет сцепление», а также в каких случаях неисправность можно устранить своими руками.

НЕМНОГО ОБ УСТРОЙСТВЕ

Сложно понять причину неисправности, если не иметь минимального представления об устройстве и принципе работы сцепления. Достаточно понимать, что нажатие педали провоцирует перемещения вилки и выжимного подшипника. Прижатый вилкой выжимной нажимает на лепестки диафрагменной пружины, отодвигая нажимной диск от ведомого диска. Последний, в свою очередь, отодвигается от маховика, прекращая тем самым передачу крутящего момента от коленчатого вала к первичному валу КПП.

Привод выключения может быть механическим либо гидравлическим. В первом случае педаль и вилка выключения соединены тросовым приводом. Второй тип включения предполагает наличие главного цилиндра сцепления. Нажимая на педаль, вы инициируете перемещения штока, который давит на поршенек внутри цилиндра сцепления. Вытесняемая тормозная жидкость, перемещаясь в магистрали, давит на поршенек внутри рабочего цилиндра. Поршень, перемещаясь, нажимает на шток выключения.

ЧТО ЗНАЧИТ «ВЕДЕТ»

Говорят, что сцепу ведет, если не происходит полное выключение сцепления. Иными словами, после нажатия педали ведомый диск и маховик двигателя не расцепляются полностью, что приводит к частичной передаче крутящего момента на первичный вал коробки передач.

СИМПТОМЫ

Предположить, что сцепление ведет можно по одному симптому – затрудненное включение и выключение передач. Чаще всего проблемы начинаются с включением реверсной и первой передач. Под понятием «затрудненное» понимается как необходимость приложения большего усилия на ручку КПП, так и включение с хрустом.

Затрудненное переключение передач может быть связано и с неисправностью КПП, что также следует учитывать при диагностике.

Причины

  • Неправильная регулировка привода включения. В таком случае полезного диапазона перемещения педали сцепления недостаточно для полного разъединения маховика и фрикционной накладки ведомого диска. Часто такая неисправность является следствием неквалифицированного ремонта. Для устранения проблемы необходимо правильно отрегулировать свободный ход педали.
  • Деформация ведомого диска. Выгибание приводит к тому, что после отсоединения нажимного диска фрикционная накладка в месте искривления продолжает касаться маховика. При чрезмерном торцевом биении поможет только замена ведомого диска. В случаях такой неисправности сцепления при начале движения должна наблюдаться вибрация.
  • Ослабление или поломка лепестков диафрагменной пружины. В таком случае усилия при нажатии подшипника выключения сцепления на лепестки недостаточно для полного отсоединения нажимного диска от ведомого. В итоге даже после нажатия педали сцепление находится в частично включенном состоянии. Привести к поломке лепестков может как заводской брак, так и неправильная регулировка привода выключения (когда сцепа постоянно в наполовину выжатом состоянии). К ослаблению со временем приводит естественная усталость металла.
  • Неисправность гидравлической системы выключения сцепления. Причина, по которой не происходит полное отсоединение коленвала от первичного вала КПП, может скрываться в рабочем цилиндре либо гидропроводе. Следует следить за герметичностью системы, так как из-за утечки тормозной жидкости может происходить неполное выключение сцепления.
  • Заедание тросового привода. Со временем тросик может растрепаться, что в сумме с загрязнением, приводит к ограниченному движению. Поэтому водителю может казаться, что педаль сцепления выжата, но на самом деле полного отсоединения ведомого диска от маховика не произошло.
  • Затрудненный ход ведомого диска на шлицах. Отсутствие смазки, попадание на рабочую поверхность различного рода загрязнений и неравномерный износ шлицов может привести к тому, что после отсоединения нажимного диска между маховиком и нажимным диском не создастся необходимый для разъединения зазор.
  • Неисправность маховика. Сильные задиры, радиальное искривление будут препятствовать полному отсоединению фрикционных накладок и маховика. Дисбаланс становится причиной не только плохого включения передач, но и вибраций при начале движения.
  • Загибание вилки, перемещающей выжимной подшипник, из-за чего хода штока становится недостаточно для подвода выжимного подшипника к лепесткам диафрагменной пружины.

РЕМОНТ СВОИМИ РУКАМИ

Если на вашем автомобиле ведет сцепление, первым делом необходимо проверить величину свободного хода педали. Обычно этот параметр не превышает несколько миллиметров. Процесс настройки заключается в смещении регулировочной гайки и не требует особых слесарных навыков. Точное значение, а также процесс регулировки описаны в руководстве по эксплуатации и ремонту вашего автомобиля. Также рекомендуем прочитать статью о том, как отрегулировать свободный ход педали сцепления своими руками.

Если после регулировки проблемы с включением передач не исчезли, необходимо отсоединять КПП и полноценно диагностировать механизм сцепления. Замену сцеплениянельзя назвать легкой работой, но при должной теоретической подготовке и наличии необходимого инструмента выполнить ее можно своими руками.

neauto.ru

Сцепление ведет или буксует | Пособие автомобилиста

Несколько слов о принципе работы сцепления. Работа любого двигателя на автомобиле заканчивается вращательным движением тяжелого маховика. Управляя акселератором, можно лишь увеличивать или уменьшать скорость вращения маховика. Для того чтобы автомобиль тронулся с места, необходимо передать это движение к механическому редуктору – коробке скоростей. Передавать это вращательное движение необходимо очень плавно, иначе мотор просто заглохнет. Та же операция – плавное отключение трансмиссии – необходима и при остановке автомобиля. Сцепление и является таким «мягким» выключателем.

Принцип действия этого устройства легко понять. Представьте себе два вращающихся диска величиной с небольшое рулевое колесо. Один их них – маховик мотора, а второй – диск сцепления. Если во время вращения маховика к нему плотно прижать диск от редуктора, то вращательное движение будет передано и автомобиль начнет движение. Кажется, все очень просто. Все так и работает, только диски сжимаются с помощью специальных механизмов, а между ними устанавливаются специальные прокладки.

Основными неисправностями могут стать плохое сжатие дисков или несвоевременное их разделение. Говорят, что сцепление «ведет» или «пробуксовывает».

Как буксует сцепление

Если при движении автомобиля возникает запах гари, стал хуже разгон машины, заметно понижение скорости при преодолении подъема, то это явный симптом неисправности – пробуксовывания. Для уточнения этого диагноза можно при работающем двигателе и затянутом ручном тормозе включить передачу. Затем, плавно нажимая на педаль управления дроссельной заслонки, плавно отпустить педаль сцепления. Если двигатель остановится, то пробуксовывания нет, а если он продолжит работу, то сцепление пробуксовывает.

Причинами этого неприятного явления могут быть: нарушение свободного хода педали, износ или замасливание фрикционных накладок, износ нажимных пружин или неисправность гидропривода выключения сцепления.

Как ведет сцепление

Движение автомобиля нарушается рывками, возникает затруднение в переключении передач. Удары в трансмиссии при трогании автомобиля с места, резкое включение сцепления при плавном отпускании педали, неприятный шум – все это признаки неисправности, о которой говорят, что «сцепление ведет», то есть при нажатии на педаль диски полностью не расходятся, а ведущий вал коробки передач продолжает вращаться.

Степень выключения сцепления можно проверить следующим образом. При малых оборотах коленчатого вала двигателя следует выжать педаль сцепления до отказа, и если первая передача включается бесшумно, то сцепление выключается полностью. Если же при включении первой передачи слышен сильный шум шестерен и передача не включается или включается с трудом, то сцепление «ведет».

Причинами могут быть: большой свободный ход педали, попадание воздуха в гидропривод системы, утечка тормозной жидкости

Возможно, что просто ослабли винты крепления двигателя с коробкой передач или полностью выработалась смазка в подшипниках. Причин для возникновения неисправности довольно много, а вывод один – их необходимо устранять, и чем раньше, тем лучше и значительно дешевле.

Способы уточнения диагноза, методы регулировки и ремонта довольно затруднительно изложить на газетной полосе. Дальнейшая работа по устранению неприятных явлений должна быть поручена специалистам.

Сцепление ведет или буксует

3.1 (61.67%) 12 голос[а]

sanekua.ru

причины и что делать? Что делать если пропало сцепление.

Один из самых ответственных узлов в автомобиле — сцепление. Оно может быть разных типов, но выполняет единую функцию — передачу крутящего момента. Последний поступает от маховика на первичный вал КПП. Трансмиссия с двигателем соединена не постоянно. Для включения нужной скорости, эти агрегаты нужно разъединить. С данной функцией и справляется механизм сцепления. Узел весьма надежный, но с годами вызывает некие проблемы. Поэтому в сегодняшней статье мы рассмотрим возможные неисправности сцепления и способы их устранения.

Устройство

Данный узел состоит из нескольких элементов:

  • Корзины.
  • Диска сцепления (сюда входит ведомый и ведущий элемент).
  • Вилки и рабочего цилиндра.
  • Нажимного диска.
  • Демпферных пружин.

Благодаря последним, трансмиссия предохраняется от повышенных нагрузок. Сам диск не только передает крутящий момент, но и сглаживает его при соприкосновении с маховиком.

Как работает?

Рассмотрим принцип работы на примере классического однодискового сухого сцепления. Итак, чтобы включить его, водитель нажимает на соответствующую педаль. Усилия от нажатия передаются на рабочий цилиндр. Далее шток толкает вилку. Последняя воздействует на сам механизм сцепления. Подшипник начинает нажимать на лепестки нажимного диска, и они прогибаются в сторону маховика. Так коробка начинает независимо работать от двигателя.

Мотор работает вхолостую. В этот момент можно включить соответствующую передачу. Чтобы двигатель заново передал мощность на КПП и автомобиль продолжил движение, педаль отпускают. Под действием приводных элементов, диск снова соприкасается с маховиком. Чем плавней водитель отпускает педаль, тем мягче передается вращательный момент. И если на скорости этим правилом можно пренебречь, то при трогании нужно стараться максимально плавно отпускать педаль. Ниже мы рассмотрим основные неисправности сцепления и методы их устранения.

Неполное выключение

В народе эту проблему называют «ведущим сцеплением». Причина неисправности может заключаться в неверно выставленных зазорах привода выключения сцепления. В таком случае его нужно отрегулировать в соответствии с заводскими параметрами. На отечественных авто часто возникают проблемы с педалью сцепления. Следует выставить ее свободный ход и проблема решится.

Возникают и другие неисправности сцепления. Так, при неполном его выключении коробится ведомый диск. Производитель допускает торцевое бие

autokresla-isofix.ru

причины возникновения и способы решения

03.09.2019

(Голосов: 1, Рейтинг: 5)

Вопросы, рассмотренные в материале:

  • Что такое сцепление и как оно устроено
  • Каковы основные причины неисправности сцепления
  • Что делать, если начались проблемы со сцеплением
  • Как добраться до сервиса с неисправным сцеплением

 

В ходе эксплуатации авто под влиянием различных факторов происходит изнашивание деталей и узлов. Через некоторое время каждый автовладелец сталкивается с необходимостью устранения неисправностей подвески, трансмиссии, мотора, электрооборудования и т. д. Некоторые поломки выявить на ранних этапах достаточно сложно, но есть и такие узлы, у которых даже незначительная неисправность сразу отражается на качестве эксплуатации автомобиля. К последней категории поломок относятся и проблемы со сцеплением, о которых мы расскажем в нашей статье.

Что такое сцепление и как оно устроено

Механизм сцепления обеспечивает возможность включения/отключения передачи вращательного усилия от мотора к трансмиссии. Такая система играет важнейшую роль при переключении скоростей, торможении и остановке автомобиля. Сцепление обеспечивает плавность соединения и взаимодействия фрикционных дисков, которые расположены на валах мотора и КПП.

Правильно отрегулированный механизм сцепления обеспечивает плавность начала движения автомобиля. Когда авто с заведенным мотором стоит на месте, вал мотора вращается с высокой скоростью, а вал трансмиссии пребывает в неподвижном состоянии. Для ровного начала движения машины нужно, чтобы валы двигателя и коробки передач плавно притерлись друг к другу и поддержали увеличение числа оборотов.

Если соединение валов мотора и трансмиссии произойдет очень резко, то находящийся в статичном положении вал коробки заклинит вал силового агрегата и двигатель заглохнет (с такой ситуацией часто сталкиваются начинающие водители, которые на авто с МКПП резко бросают сцепление). Кроме того, такая ситуация может привести к поломкам самого механизма сцепления.

Чтобы предотвратить появление проблем со сцеплением, водителю будет полезно ознакомиться с устройством и принципом действия этого механизма. Основными элементами его конструкции являются ведомый и ведущий диск, система включения/отключения и нажимной привод.


Вращательный момент маховика мотора передается ведущему валу, который передает вращение валу коробки передач. Это обеспечивается за счет сил трения, которые возникают благодаря нажимному приводу. Плотное сцепление ведущего и ведомого дисков является необходимым условием для движения автомобиля.

Не менее ответственным моментом является выключение сцепления. В этом процессе участвует нажимной диск (корзина сцепления), имеющий встроенные пружины, соединенные с прижимным основанием. На пружины в процессе включения/выключения сцепления воздействует выжимной подшипник. Нажимной диск располагается в чугунном картере блока мотора.

Рекомендуем
«Вибрация педали сцепления при нажатии: причины неисправности и методы ее устранения» Подробнее

К элементам ведущей конструкции относится и маховик, жестко соединенный с нажимным диском шестью болтами. Между прижимной плоскостью и маховиком и находится ведомый диск сцепления. Вращение нажимного диска обеспечивается маховиком. В перечень элементов ведомой части механизма сцепления входят такие детали, как ведомый диск, ступица и ведущий вал КПП.

На двух плоскостях ведомого диска находятся фрикционные накладки, которые производят из специального материала, включающего асбест и металл и отличающегося хорошими фрикционными характеристиками. Сам ведомый диск с помощью заклепок или специальных пружин соединяется со ступицей сцепления. Фрикционные пружины входят в механизм гашения колебаний вращения, который называется демпфер.

Виды сцепления

Механизмы сцепления в современных авто разделяются на несколько видов по следующим критериям:

  • По типу привода. Управление работой сцепления может осуществляться механическими, гидравлическими, электрическими или комбинированными приводящими системами.
  • По варианту трения фрикционных накладок. Сцепление может быть сухим или мокрым (накладки работают в специальной масляной ванне).
  • По способу включения (постоянно или непостоянно замкнутые типы сцепления).
  • По количеству ведомых дисков. Сцепления бывают однодисковыми, двухдисковыми или многодисковыми (см. фото). 
  • По виду нажимных пружин и их расположению (несколько пружин, расположенных по периферии нажимного диска, и с одной диафрагменной пружиной, расположенной по центру диска).
  • По количеству потоков, передающих крутящий момент (1 или 2 потока).

Наиболее простая конструкция сцепления включает механический привод. В таких механизмах усилие от выжатой водителем педали передается на вилку сцепления различными тягами и тросами. В системах с гидроприводом присутствует поршень, передающий усилие посредством рабочей жидкости. Такие виды сцепления значительно упрощают управление автомобилем для водителя и устанавливаются чаще всего на большегрузных автомобилях.

Конструкция гидравлического привода сцепления обеспечивает постоянство полного хода педали (за возвращение педали в первоначальное положение отвечает возвратная пружина), но меняет величину рабочего хода. Таким образом обеспечивается компенсация снижения толщины ведомого диска из-за износа. При стирании диска сцепления полный ход педали не меняется, а ее рабочий ход увеличивается, поэтому точка включения сцепления постепенно смещается к концу обратного хода.

У механизмов с механическим (тросовым) приводом наблюдается увеличение полного хода педали под влиянием износа ведомого диска. Другими словами, педаль постепенно поднимается. При этом увеличивается и ее рабочий ход. Регулировка свободного хода педали осуществляется путем изменения длины троса. Нормальная величина свободного хода педали с механическим приводом составляет около 30–40 мм.

В зависимости от конструкционных особенностей сцепление в автомобиле может быть электромагнитным, фрикционным или гидравлическим. При фрикционном механизме вращение от вала двигателя передается за счет сил трения. Электромагнитное сцепление обеспечивает передачу вращательного момента с помощью магнитных полей. В гидравлических механизмах сцепление двигателя с коробкой осуществляется при участии жидкостного потока.


При выключенном электромагнитном сцеплении ведомые и ведущие элементы разомкнуты. При включении сцепления соленоид создает постоянное магнитное поле, которое обеспечивает соединение маховика мотора с валом коробки переключения передач. Такой механизм используется достаточно редко и устанавливается на авто малого класса с ручным управлением.

В электромагнитном сцеплении пространство между ведущим и ведомым дисками заполняется особым ферромагнитным порошком, который не препятствует отдельному вращению валов. При включении сцепления за счет постоянного магнитного поля порошок твердеет и обеспечивает передачу вращательного момента.

Для комплектации грузовиков, спортивных авто и других машин, работающих под высокими нагрузками, используют керамическое сцепление, диски которого имеют высокий коэффициент трения. Схватывает такое сцепление достаточно резко, поэтому его нельзя использовать в стандартных автомобилях.

Чаще всего современные авто комплектуются фрикционным сцеплением (однодисковым, двухдисковым или многодисковым).

В зависимости от того, в какой среде работают фрикционные накладки, сцепление автомобиля может быть мокрым или сухим. Во втором случае диски работают в условиях сухого трения. Мокрое же сцепление основано на передаче крутящего момента между дисками, которые находятся в масляной ванне (такой тип механизмов в основном устанавливают на мотоциклетную технику с поперечным расположением мотора).

Двигатели мотоциклов имеют общий масляный картер с КПП, поэтому элементы сцепления здесь совмещены с трансмиссией и системой пуска мотора и смазываются моторным маслом. Для комплектации современных авто мокрые сцепления не используются.

Рекомендуем
«Устройство цилиндра сцепления: немного теории для удачной практики» Подробнее

Для оснащения автотранспорта с мощными силовыми установками применяют двухдисковые или многодисковые механизмы сцепления. Такие системы при обычных размерах могут передавать более высокие вращательные усилия и отличаются увеличенным сроком службы. В многодисковых сцеплениях между дисками предусмотрена специальная проставка, увеличивающая поверхность трения.

На тяжелых грузовиках автопроизводители устанавливают механизмы сцепления с пневматическим усилителем привода. Такое решение позволяет уменьшить усилие, которое необходимо приложить водителю, чтобы выжать педаль сцепления.

Основные признаки неисправности сцепления

Как показывает практика, проблемы со сцеплением часто обусловлены неправильной эксплуатацией авто — слишком высокими оборотами мотора при старте с места, удерживанием ноги на педали в ходе езды и т. д.

К таким факторам можно отнести и превышение ресурса эксплуатации отдельных узлов и деталей механизма сцепления. Достаточно часто проблемы с включением передач связаны с чрезмерным износом ведомого диска. Эта деталь при условии правильной эксплуатации авто «ходит» более 100 000 км, но если водитель любит резкие старты и увлекается экстремальным вождением, то ведомый диск сцепления может не прослужить и 50 000 км.


К проблемам в работе сцепления могут привести низкокачественные комплектующие, использованные в ходе ремонта механизма. Выбирая запчасти для авто, всегда стоит обращать внимание на оригинальные детали или изделия известных брендов.

В ходе диагностики авто выявить неисправности рассматриваемого механизма можно, обращая внимание на внешние признаки проблем со сцеплением. В то же время стоит учитывать, что похожие симптомы могут иметь место при разных неисправностях. Именно поэтому для точного выявления причин в автосервисе производится разборка механизма.

Внешние признаки проблем со сцеплением:

  • Механизм не полностью выключается (сцепление «ведет»).
  • Сцепление не полностью включается («буксует»).
  • Механизм работает рывками.
  • При включении сцепления наблюдается вибрация.
  • При выключении сцепления слышны посторонние шумы.

Если сцепление выключается не полностью, то водитель будет испытывать сложности с включением передач при работающем моторе. При этом может быть слышен посторонний шум, свободный ход педали будет увеличиваться.

При «пробуксовке» сцепления, как правило, чувствуется запах «подгорающих» фрикционных накладок. Такая неисправность сопровождается проблемами с разгоном авто, перегревом мотора и увеличенным потреблением топлива.

Такие симптомы, как рывки во время работы сцепления, вибрации при его включении и нехарактерные звуки при выключении, будут заметны даже неопытному водителю.

Рекомендуем
«Техническое обслуживание сцепления автомобиля: порядок проведения» Подробнее

В отдельную категорию неисправностей сцепления следует выделить проблемы, характерные для авто с роботизированной коробкой передач. Если авто имеет механическую КПП, то водитель, который ездит на нем некоторое время, уже имеет понимание, в какой момент хода педали срабатывает сцепление и насколько плавно оно включается. На основании такого опыта можно выявить симптомы появления проблем в работе механизма. В то же время такой возможности нет у водителей автомобилей с РКПП, так как включение/выключение сцепления осуществляет блок управления.


Чтобы иметь возможность выявить симптомы неисправности сцепления на авто с роботизированной коробкой передач, необходимо иметь представление об особенностях работы «робота» на конкретной модификации авто.

Самые частые причины возникновения проблем со сцеплением

Ранее мы отмечали, что чаще всего проблемы со сцеплением обусловлены нарушениями правил эксплуатации авто, предусмотренных производителями. Так, если автомобиль застрял на заснеженном участке дороги или в песке на бездорожье, водители продолжают усиленно давить на акселератор, чтобы выехать из западни. Кроме того, многие владельцы авто вообще практикуют начало движения с пробуксовкой колес. Такие действия существенно снижают срок службы диска сцепления.

К деталям сцепления, которые чаще всего выходят из строя, относится и выжимной подшипник. Эта деталь обеспечивает плавность включения/выключения сцепления. Если выжимной подшипник «переходил» свой срок службы, то работа сцепления будет сопровождаться специфическим визгом, услышав который следует в срочном порядке заменить неисправную деталь.

Достаточно часто причиной проблем в работе сцепления являются неисправности приводного механизма, выражающиеся в заедании и дефектах троса, неправильной работе рычажной системы, протекании рабочей жидкости (для авто с гидроприводом сцепления) и т. д. Чтобы подробнее рассмотреть все возможные причины неисправности сцепления, сгруппируем их по определенным признакам.

Если сцепление выключается не полностью, его «ведет», плохо работают передачи, а задний ход включается с характерным треском, причины проблем могут быть следующими:

  • Неправильно выставленный зазор.
  • Деформация или другие дефекты ведомого диска.
  • Износ диафрагменной пружины.
  • Обрыв, закисание и другие дефекты троса или рычажной передачи.
  • Течь рабочей жидкости (для механизмов с гидроприводом).
  • Дефекты манжеты поршня рабочего цилиндра.
  • Слишком короткий ход педали сцепления.
  • Недостаточная смазка направляющей втулки сцепления.
  • Заедание ступицы ведомого диска, которая располагается на шлицах первичного вала.
  • Нарушение регулировки рычагов нажимного диска.

Когда сцепление не полностью включается, авто пробуксовывает, плохо разгоняется и с трудом преодолевает подъемы, присутствует ощутимый запах «подгоревших» фрикционных накладок.

Причины описанных выше проблем со сцеплением могут быть следующими:

  • Плохо приработан ведомый диск механизма.
  • Диафрагменная пружина потеряла упругость или повреждена.
  • Превышена допустимая степень износа рабочей поверхность маховика.
  • Заедает тросик сцепления.
  • Ослабли нажимные пружины.
  • Замаслились фрикционные накладки.
  • Чрезмерно износились комплектующие сцепления.
  • Компенсационное отверстие главного цилиндра засорено или перекрыто разбухшей манжетой.
Рекомендуем
«Неисправности сцепления автомобиля: рейтинг поломок и причины их возникновения» Подробнее

Причиной вибраций при включении являются:

  • Дефекты подушек крепления мотора и КПП.
  • Изношенные шлицы первичного вала коробки переключения передач.
  • Потеря упругости диафрагменной пружины, повышенный износ нажимного диска или маховика.
  • Покоробленные накладки сцепления.
  • Нарушение целостности заклепок на накладках диска сцепления.
  • Потеря упругости пластинчатых пружин ведомого диска.
  • Заедание ступицы ведомого диска на шлицах первичного вала.

Кроме того, проблема вибрации при включении сцепления может быть обусловлена неправильной регулировкой нажимного диска. К таким же последствиям приводит нарушение установки свободного хода педали, дефекты ведомого диска, а также изношенность его пружин или демпферного механизма.

Посторонние звуки при выключении механизма сцепления могут быть вызваны чрезмерной изношенностью или неисправностью выжимного подшипника, дефектами штифтов диафрагмы или переднего подшипника первичного вала коробки передач.

Шум во время включения сцепления возможен из-за деформации или потери упругости демпферных пружин или оттяжной вилки (эта деталь еще может и соскочить с посадочного места), а также нарушения целостности пластин, соединяющих нажимной диск и кожух.

Если педаль сцепления не поднимается при выключенном зажигании, то это может быть следствием заедания выжимного подшипника или привода механизма. Проблема скрипа, который особенно отчетливо слышен при выжимании педали сцепления с выключенным двигателем, является следствием сухого хода из-за недостаточного количества смазки или сильной изношенности втулки педальной оси.


Еще одна часто встречающаяся неисправность проявляется в том, что сцепление выключается только путем резкого выжимания педали (плавное нажатие на педаль до пола в таком случае не приводит к включению сцепления). Причинами такой проблемы со сцеплением могут выступать:

  • Изношенные или загрязненные зеркала главного цилиндра.
  • Изношенные уплотнительные кольца поршня главного цилиндра.
  • Недостаточный уровень рабочей жидкости в расширительном бачке.
  • Разгерметизированные соединения трубок с рабочим и главным цилиндрами, сопровождающиеся протеканием жидкости.

Если сцепление работает рывками, нужно проверить ступицу ведомого диска и механизм сцепления на предмет заедания. Кроме того, причиной этой проблемы могут быть замасленные или изношенные фрикционные накладки, грязь в приводном механизме или ослабленные заклепки.

Как провести самостоятельную диагностику неполадок

В ходе активной эксплуатации авто его сцепление постоянно работает в разных режимах, а следовательно, проблемы с этим механизмом быстро проявляются и приводят к изменениям характера движения автомобиля.

Рассматривая различные неисправности автомобильного сцепления, можно выделить две основные группы проблем с этим механизмом. В первую входят неисправности, проявляющиеся при выключении сцепления, а во вторую — сложности с его включением. Чтобы устранить причины проблем со сцеплением, прежде всего следует определить, к какой группе относится проявившаяся неисправность.

Стоит отметить, что выявить нарушения в работе рассматриваемого механизма в большинстве случаев может даже неопытный водитель. Так, чтобы диагностировать неполное выключение сцепления, нужно попытаться включить первую передачу на небольших оборотах двигателя с полностью выжатой педалью. Если при этом не появляются посторонние звуки или вибрации, а передача включается легко, то в этой группе неисправностей сцепление вашего авто не имеет каких-либо проблем.

О наличии неисправностей из группы неполного включения механизма сцепления может свидетельствовать потеря мощности во время движения авто (особенно на подъемах), постоянный специфический запах «подгоревших» накладок диска сцепления, а также повышение оборотов мотора без увеличения скорости движения авто при нажатии на педаль газа.

Чтобы точнее диагностировать проблему неполного включения сцепления, можно провести простой эксперимент. Предварительно необходимо прогреть мотор и по возможности проехать на авто около 15 минут (это нужно, чтобы прогрелась и коробка передач). После этого нужно остановить машину, установить нейтральную передачу и затянуть стояночный тормоз или выжать педаль тормоза. Затем, нажимая на акселератор, надо держать обороты мотора на показателе 1500, выжать сцепление и включить первую передачу, плавно отпуская педаль сцепления. Если после мотор не заглох (или заглох через некоторое время), значит, присутствует проблема с включением сцеплением и автомобиль нуждается в ремонте.

Что делать, если начались проблемы со сцеплением

В ходе эксплуатации авто важно прислушиваться к работе его узлов и механизмов. Выявление проблем и неисправностей на ранней стадии поможет избежать более серьезных поломок с дорогостоящим ремонтом.

Ремонт сцепления может предполагать замену всего механизма или отдельных его узлов и деталей. Проблема заключается в том, что самостоятельно выполнить качественный ремонт сцепления могут только опытные водители, которые имеют соответствующие инструменты и оборудование. Большинство автовладельцев с такой задачей не справится, поэтому следует обратиться в автосервис.


Есть у ремонта сцепления и такой недостаток, как высокая стоимость. Особенно большие расходы в этом случае предстоят владельцам иномарок.

Тем не менее мы хотим привести ряд полезных рекомендаций по решению проблем со сцеплением. Достаточно часто причиной отказа этого механизма является неисправность ведомого диска. Чтобы выполнить ремонт, нужно снять ведомый диск и визуально проверить его на наличие повреждений.

Случается, что передачи КПП не включаются после длительного простоя автомобиля. К такой проблеме приводит «прикисание» ведомого и нажимного дисков или ведомого диска к маховику. При этой неисправности нужно несколько раз выжать педаль сцепления, после чего сделать попытку включения передачи. Если проблема не устранилась, можно попробовать еще один способ. При заглушенном двигателе необходимо выжать педаль, затянуть стояночный тормоз и сделать попытку запуска мотора. Если и после такой процедуры сцепление не заработает, нужно обращаться к специалистам автосервиса.

Привод механизма автомобильного сцепления может быть механическим или гидравлическим. Система может не полностью выключаться из-за недостаточного уровня рабочей жидкости в расширительном бачке или из-за неправильной регулировки привода. Водитель должен периодически проверять уровень жидкости в системе и при необходимости осуществлять ее долив до нужного уровня.


Постоянное снижение уровня тормозной жидкости в расширительном бачке сцепления указывает на наличие проблем с герметичностью элементов гидропривода или на неисправность рабочего цилиндра (РЦС). Кроме того, поломка может быть обусловлена завоздушиванием системы гидропривода. В этом случае нужно удалить из системы воздух путем ее прокачки.

При возможности стоит осмотреть РЦС на наличие потеков, заехав машиной на эстакаду. Такая диагностика особенно полезна в зимнее время, если вы давно не меняли жидкость в системе гидропривода сцепления автомобиля. Тормозная жидкость отличается гигроскопичностью (способностью набирать влагу), поэтому, если ее долго не менять, при сильном морозе она может подмерзать. Специалисты рекомендуют менять жидкости в приводе сцепления и в тормозной системе каждые три года.

Рекомендуем
«10 причин, почему клинят задние тормоза» Подробнее

Сцепление может включаться не полностью из-за недостаточной амплитуды хода педали. Чтобы устранить эту проблему, нужно отрегулировать свободный ход педали сцепления. При попадании моторного масла накладки диск сцепления будет проскальзывать. Чтобы устранить пробуксовку механизма, вызванную замасливанием или износом фрикционных накладок ведомого диска, нужно будет заменить или промыть изношенные детали. Замасленные накладки очищают растворителями, но при этом важно устранить причину течи масла.

Решить проблему с неполным выключением сцепления можно путем проведения следующих мероприятий:

  • регулировки настроек привода сцепления;
  • очистки и смазки шлицев;
  • установки нового или регулировки старого ведомого шкива;
  • установки новых фрикционных накладок.

Как было отмечено выше, устранение неисправностей сцепления требует специальных знаний, навыков и профессионального оборудования. Чтобы гарантированно решить все проблемы с работой этого механизма, следует обратиться к специалистам автосервиса.

Как добраться до сервиса с неисправным сцеплением

1-й способ. Если сцепление вообще не работает, то самостоятельно добраться в автосервис с соблюдением всех требований безопасности сложно, но возможно. Для этого нужно постараться включить передачу. Сделать это можно, если перевести рычаг КПП в нейтральное положение, затем сбросить газ и включить скорость. Если рычаг будет западать, следует несильно нажать на акселератор, чтобы его освободить.

2-й способ. Когда проблема со сцеплением требует немедленного решения, а устранить неисправность на месте не получается, доехать на СТО можно так. Необходимо заглушить двигатель и включить первую передачу. Затем провернуть ключ зажигания, чтобы завести мотор. Машина будет вначале передвигаться рывками, так как первая скорость не соответствует величине оборотов мотора при запуске, но затем, когда обороты выровняются, авто поедет без рывков.

Перед тем как прибегнуть к такому способу доставки авто в автосервис, нужно хорошо прогреть двигатель — иначе при попытке тронуться он будет глохнуть. Переключение с первой передачи на вторую при неработающем сцеплении также потребует соблюдения определенных правил. Если вам удалось тронуться на первой передаче, нужно набрать оптимальную скорость для включения второй скорости. Затем педаль акселератора следует отпустить и установить рычаг КПП в нейтральное положение, а потом попытаться плавно включить вторую скорость.

Рекомендуем
«Как улучшить тормоза (вакуумник от приоры)» Подробнее

В конце нашей статьи хотим уделить внимание профилактике проблем с автомобильным сцеплением. Чтобы реже сталкиваться с неисправностями рассматриваемого механизма и увеличить срок его службы, нужно придерживаться следующих рекомендаций:

  • В процессе эксплуатации авто следует соблюдать требования автопроизводителя.
  • Во время начала движения надо избегать пробуксовки — трогайтесь плавно и не спеша.
  • Нужно постоянно следить за состоянием сцепления машины.
  • Для ремонта и обслуживания сцепления следует использовать только качественные материалы и комплектующие. Для выполнения таких работ лучше обратиться к мастерам специализированного автосервиса.


При соблюдении эксплуатационных правил замена механизма сцепления на отечественных авто, как правило, производится после 50000–70000 км пробега. Для иномарок этот интервал увеличивается еще на 30000–40000 км.


rad-star.ru

Признаки неисправности сцепления автомобиля. Почему ведет сцепление

Сцепление предназначено для кратковременного разъединения двигателя и коробки передач, для их плавного соединения, не допуская резкого изменения нагрузки, для обеспечения плавного трогания автомобиля или мотоцикла с места. К тому же, сцепление предохраняет детали трансмиссии от перегрузок инерционным моментом, который создаётся вращающими массами двигателя (особенно, маховика и коленвала) при резком замедлении вращения коленчатого вала. Используемое на большинстве современных автомобилей сцепление однодисковое, а на большинстве мотоциклов многодисковое. На оппозитных отечественных моторах стоит многодисковое сухое сцепление и о его ремонте можно прочитать .

принцип работы сцепления.

Однодисковое сцепление большинства автомобилей состоит из ведущих и ведомых деталей, а так же механизма выключения и привода. К ведущим деталям относятся (см. рисунок) нажимной диск 2 , соединённый с кожухом 1, рычагами 7 и упругими пластинами 5, ну и нажимные пружины 6. Ведомые детали собраны на ведомом диске 4. Механизм выключения сцепления имеет муфту с оттяжной пружиной и выжимной подшипник 8.

Принцип работы сцепления основан на использовании сил трения, возникающих между поверхностями дисков 2 и 4 — нажимного ведущего и ведомого. Ведущий нажимной диск 2 связан с маховиком 3 двигателя и вращается вместе с ним, а ведомый(фрикционный) диск 4 надет на шлицы ведущего вала 12 коробки передач. При выключенном сцеплении пружины 6 надавливая на ведущий нажимной диск, прижимают им ведомый диск к маховику, этим обеспечивая передачу крутящего момента от коленчатого вала к ведущему валу коробки передач.

Для выключения сцепления (см. рисунок б) нажимают на педаль 10, которая через детали привода воздействует на муфту выключения и выжимной подшипник 8. Подшипник, передвигаясь по валу коробки передач вперёд, нажимает на рычаг выключения 7, которые отводят назад ведущий нажимной диск. Это на рисунке, чтобы понять принцип работы, а на машине подшипник нажимает на лепестки диаф

alfcars.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *