ООО «Центр Грузовой Техники»

8(812)244-68-92

Содержание

Сапун: что это такое, как он работает и нужно ли его обслуживать?

  • Главная
  • Статьи
  • Сапун: что это такое, как он работает и нужно ли его обслуживать?

Автор: Евгений Балабас

В автомобилях есть немало крошечных деталек-работяг, функционирование которых совершенно незаметно для водителя, но важность их значительна, а выход из строя порой приводит к серьезным проблемам. Мелочь со смешным названием «сапун» – как раз из их числа. Давайте разберемся, где она находится, для чего нужна, как работает и нуждается ли в обслуживании?

 

Сапун – это клапан для сообщения с атмосферой, непременный элемент всех более-менее крупных пустотелых узлов техники, в которых присутствует смазка и воздух.     

Когда внутри герметичного узла вращаются валы и шестерни, их трение нагревает масло и воздух над ним.

Соответственно, и жидкость, и газ увеличиваются в объеме. Ведь масло никогда не наливается доверху – над ним всегда присутствует «воздушная подушка». Пустота, иными словами. Это пустое пространство позволяет маслу поднимать свой уровень при нагреве, но не вытекать при этом наружу. Узел нагрелся от движения – масло расширилось, и часть воздуха вышла в атмосферу. Машина встала, узел остыл – масло уменьшилось в объеме, и разрежение затянуло внутрь недостающий воздух. Поэтому давление внутри всегда атмосферное, нулевое, если по-простому.

Чтобы обеспечить равенство давлений внутри и снаружи, в принципе достаточно простого отверстия в верхней части узла – корпуса КПП или редуктора моста. Однако просто отверстие сделать нельзя: через него внутрь, к маслу и шестерням, может попадать и абразивная песчаная пыль – при движении по пыльным дорогам, и влага – при мойке или езде в дождь. А при парковке под значительным уклоном способно вытекать и само масло. Хотя сапун в виде простого отверстия, прикрытого воздухопроницаемой фетровой пробкой, можно встретить, к примеру, в узлах небольшого объема и работающих не с жидкой, а с консистентной смазкой – например, в редукторах крупных и мощных болгарок или циркулярных пил.

Но в автомобилях, где этот клапан в первую очередь имеется в коробках передач, раздаточных коробках на полноприводных машинах, а также в редукторах мостов, сапун устроен несколько сложнее.

В авто он представляет собой небольшой резьбовой штуцер со сквозным отверстием, вкручиваемый в корпус того или иного автомобильного узла или механизма. Сверху этот штуцер закрыт подвижным (способным при нажатии слегка вертикально перемещаться и вращаться) колпачком-стаканчиком. А под колпачком торец штуцера закрыт резиновым диском – эдакой «таблеткой», которую прижимает к штуцеру пружина. Собственно, этот диск и является клапанным элементом сапуна.

Конструкция – элементарнейшая, но в ее работе есть несколько важных нюансов, которые знают далеко не все… Давайте рассмотрим, как это работает, что называется, «в базовом варианте»!

По-хорошему, внутри корпуса агрегата, где имеется сапун, должно быть всегда атмосферное давление – отсутствие как избыточного давления, так и разрежения. Но на деле, если начать выкручивать сапун или хотя бы просто энергично шевелить его колпачок вверх-вниз и вправо-влево, добившись сдвига «таблетки», можно услышать тихий «пшик». Причем «пшик» способен быть следствием как легкого избыточного давления, так и легкого разрежения. Но и то, и другое – норма, а не неисправность!

 Автомобиль поехал. Шестерни и валы вращаются, трение греет их, а они – масло. Оно расширяется, греет и сжимает воздушную прослойку над ним. Давление воздуха внутри КПП или моста повышается. Но тарированная пружинка в сапуне чрезвычайно слабенькая и придавливает резиновую «таблетку» с пренебрежимо малой силой в 10-12 граммов. Как только давление достигает какого-то ничтожного значения, едва-едва выше атмосферного, оно сбрасывается в атмосферу, приподнимая «таблетку», преодолев сопротивление хилой пружинки. 

Автомобиль остановился. Агрегаты начали остывать. Температура и уровень масла снижается, давление воздуха внутри – тоже. Постепенно внутри моста образуется разрежение, поскольку пружина прижимает к торцу штуцера сапуна резиновую таблетку, герметизируя мост… Однако в итоге давление внутри, пусть и с некоторой задержкой, станет атмосферным. Почему? 

Напомним, что пружина очень и очень слабенькая. А резиновая «таблетка» не является прецизионным клапаном с идеально притертыми седлом и диском. Для долговременного удержания разрежения сапун не предназначен – это заложено в его конструкцию, так нужно! Он пропускает воздух атмосферы внутрь агрегата примерно с той же скоростью, с какой растет там разрежение синхронно с остыванием масла. Так что разрежение внутри хотя и возникает, но несущественное и непродолжительное.

Ну и третья ситуация. Собственно, именно в ней и сыграют свою роль «таблетка» и пружинка, ибо в первых двух (планомерный нагрев при езде и медленное остывание на парковке) без них вполне можно было обойтись – сапун бы успешно работал, будучи просто «дыркой», сообщающей картеры агрегатов с атмосферой… 

А ситуация эта – резкое охлаждение при заливании редукторов мостов, раздаток и коробок при внезапном попадании в глубокую лужу или осознанном преодолении бродов. В этом случае разрежение внутри агрегатов возникает быстро и достигает заметных величин – к примеру, разогретый до 90 градусов задний мост может попасть в глубокую промоину талой воды с температурой около нуля… Тут к усилию поджимной пружинки добавляется скачок разрежения, который еще сильнее присасывает «таблетку» к торцу штуцера, не позволяя воде, которая может запросто перехлестывать через уровень сапуна, засасываться внутрь редуктора или КПП.

Сапун самогерметизируется, и довольно надежно.

При непродолжительном (пусть и весьма резком) охлаждении агрегата сапун достаточно успешно защищает его внутренний объем от проникновения воды извне, но что произойдет, если придется остаться в воде по ступицы (или даже глубже) надолго? Скажем, когда штурм брода затянулся или внедорожник застрял в болоте? В этом случае весьма вероятно, что воду засосет в масло через резиновые манжеты – сальниковые уплотнения полуосей или ШРУСов. Манжеты сальников имеют профиль, обеспечивающий некоторую самогерметизацию, но не от воды снаружи, а от масла изнутри. Сальник в целом герметичен в обе стороны благодаря постоянному поджиму от кольцевой пружинки, но в направлении «наружу» его упругость все же заметно выше, чем наоборот, за счет формы профиля. И если новое оригинальное уплотнение может успешно сопротивляться засасыванию вакуумом воды извне, то вот видавший виды и/или не слишком качественный сальник – вряд ли. Хотя трансмиссионное масло они и в том, и в другом случае могут держать превосходно!

По этой причине большинство владельцев внедорожников (особенно неновых) не доверяют (и совершенно справедливо) сапунам в их штатном варианте. Они срезают с них колпачок, выкидывают пружинку и «таблетку», надевают на оставшийся штуцер тонкие шланги и выводят их спереди в подкапотное пространство, а сзади – в полость в крыле внутри багажника или в полость фонаря. В общем, в чистое сухое место и повыше… В этом случае клапан в сапуне становится не нужен, а свою роль связи с атмосферой он продолжает успешно выполнять. А вот владельцам шоссейных машин эта процедура абсолютно не нужна.

Впрочем, если вы не владелец внедорожника, то и вам сапун способен доставить неприятности. Когда засорится или просто окажется изделием низкокачественного производителя. Дело в том, что при всей своей простоте эта деталь требует весьма высокой точности и повторяемости при изготовлении! Пружинка должна быть строго тарированной по усилию сжатия, таблетка должна быть выполнена из очень качественной резины, не допускающей деформации и прилипания от масла и температуры. Перекосы и заедания колпачка категорически недопустимы и т.п. 

Дефекты и небрежность в конструкции сапуна вызывают его быстрое загрязнение или залипание (что ведет к выдавливанию масла через сальники при нагреве) и наоборот – легкое пропускание воды внутрь (что ведет к образованию эмульсии из масла). Если даже сапун изначально качественный и не «левый», то он, несмотря на его полную, на первый взгляд, автономность и самодостаточность, требует периодического «обслуживания», выражающегося в простом пошевеливании и прокручивании колпачка рукой. Это позволяет предотвратить его зарастание грязью внутри и закисание «таблетки». 

Хотя иногда низкий контроль качества производителя (в основном это касается отечественного автопрома) заставляет автовладельцев вмешиваться с доработками и в условно исправный узел… К примеру, известны нередкие случаи выбросов масла через сапун на КПП переднеприводных ВАЗов старых моделей. Поскольку гаражная практика (и даже, кажется, какие-то официальные письма АвтоВАЗа) рекомендовали заливать масло в коробку чуть больше номинального объема, воздушная подушка над уровнем масла оказывалась недостаточной для компенсации теплового расширения – смазка начинала сочиться через сапун и течь по корпусу коробки… Водители в такой ситуации выносили его на коротком шланге повыше, как принято у джиперов.

Или взять сапуны заднего моста на ВАЗ-классике, Волгах и ИЖах смутных 90-х, когда все делалось ногами – качество изготовления комплектующих было столь жутким, что на заводах из сапунов намеренно извлекали и пружинку, и «таблетку», нахлобучивая обратно колпачок и делая из сапуна, таким образом, простую «дырку» – лишь бы хоть как-то работало и не давило масло наружу… И если владельцы таких машин не ездили по руслам ручьев и не парковались на горах, то и не испытывали особых проблем от подобного упрощения, а зачастую даже на знали о нем…

практика

 

Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Тест-драйвы / Тест-драйв Haval Dargo против Mitsubishi Outlander: собака лает, чужестранец идет В дилерском центре Haval на юге Москвы жизнь кипит: покупатели разглядывают машины, общаются с менеджерами и подписывают какие-то бумаги. Пока я ждал выдачи тестового Dargo, такой же кроссов… 14727 7 201 13.

09.2022

Тест-драйвы / Тест-драйв Мотор от Mercedes, эмблема от Renault, сборка от Dacia: тест-драйв европейского Logan 1,0 Казалось бы, что нового можно рассказать про Renault Logan второго поколения, известный каждому российскому таксисту, что называется, вдоль и поперёк? Однако конкретно в этом автомобиле есть… 12537 10 41 13.08.2022

Тест-драйвы / Тест-драйв Geely Coolray против Haval Jolion: бесплатный сыр? Если бы! Хотите купить сегодня  машину с полноценной гарантией, в кредит по адекватной ставке, без диких дилерских накруток? Сейчас это та еще задачка, ведь полноценную цепочку «представительство – з… 9541 25 30 10. 08.2022

Сапун коробки передач назначение и принцип работы

Содержание:

  • ЧТО ДЕЛАЕТ САПУН
  • Принцип работы системы вентиляции картерных газов
  • Почему давления в картере растет
    • Цилиндропоршневая группа и ГБЦ
    • Система вентиляции картера двигателя
  • Что такое сапун в автомобиле и принцип его работы
    • Для чего нужен сапун?
    • Принцип работы сапуна в двигателе
    • Сапун в коробке передач
    • Сапуны мостов
  • Сапун двигателя
    • В чём его предназначение?
    •  Место установки
    • Принцип работы
    • Для чего нужна чистка клапана?
  • Принцип работы сапуна в двигателе
  • Диагностика неисправностей
    • В заключение…
  • КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
    • ОБСЛУЖИВАНИЕ
  • Подведем итоги

ЧТО ДЕЛАЕТ САПУН

Задача сапуна в конструкции автомобиля – соединение подпоршневого пространства двигателя с атмосферой. Дополнительно сапун установлен и в клапанной крышке головки блока.

В процессе работы силовой установки движение узлов, механизмов, смазочного материала приводит к повышению давления внутри картера и под крышкой. Помимо этого, в подпоршневом пространстве скапливаются картерные газы, которые тоже повышают давление.

Поршневые кольца не способны обеспечить полную герметичность камеры сгорания, поэтому часть рабочих газов прорывается и попадает в подпоршневое пространство.

Работа мотора сопровождается перепадами температур, из-за чего внутри образуется конденсат. Скопление влаги внутри мотора недопустимо, поскольку она – основная причина образования коррозии.

Смесь из рабочих газов, прорвавшихся в картер, влаги, частиц масла, которые примешиваются при контакте со смазкой, и называются картерными газами. Возрастание давления внутри картера обычно сопровождается ухудшением работоспособности двигателя, так как газы создают дополнительное сопротивление узлам и механизмам.

Если же газы в подпоршневом пространстве скопляться в большом количестве, то происходит их прорыв через неплотности и «слабые» составные элементы – сальники, щуп, уплотнители и т. д.

Поэтому важно выравнивать давления и отвод газов. И это делает сапун, по сути, являющийся воздушным клапаном

Отметим, что этот элемент используется не только на двигателе, он используется и в КПП, задних мостах.

Помимо поддержания давления в блоке цилиндров, сапун многие автолюбители используют для диагностики мотора. Он помогает определить степень износа цилиндропоршневой группы и залегание колец.

При износе составных частей мотора или закоксовке поршневых колец в подпоршневое пространство попадает большое количество газов. А благодаря сапуну это хорошо заметно по дымности выходящих картерных газов. При хорошем состоянии ЦПГ дыма в картерных газах практически нет.

Принцип работы системы вентиляции картерных газов

Масло пахнет бензином причины

Для того, чтобы понять, почему масло выдавливает из сапуна, предлагаю вкратце рассмотреть принцип работы масляной системы. Не многие знают, но для правильной работы двигателя необходима вентиляция, так как в процессе его работы в картере собираются газы, и речь сейчас отнюдь не о выхлопных. Чтобы обеспечить вывод этих газов, в старых автомобилях использовалась так называемая система вентиляции картерных газов, которая спустя некоторое время и стала именоваться не иначе как «сапун». При помощи сапуна инженерам удалось реализовать вентиляцию картера и тем самым обеспечить сброс давления, которое образуется во время работы мотора. Однако, система оказалась неэффективной, так как вместе с избыточным давлением и газами в сапун проникали мельчайшие частицы масла.

Частично вопрос проникновения «масляной пыли» в сапун удалось решить посредством специальной сеточки, которая улавливает масляные частицы и не пропускает их в сапун. Однако, несмотря на это, часть масляных испарений все же проникает в сапун, создавая определенные трудности для владельцев. Небольшое количество масла, проникшего в сапун, не считается чем-либо страшным, однако, если масло из сапуна гонит в больших количествах — это повод серьезно задуматься о техническом состоянии мотора.

Почему давления в картере растет

Через сколько надо менять масло в коробке МКПП и АКПП

Заметив  подтекания масла в подкапотном пространстве и/или снижение уровня масла в картере, необходимо точно определить то, что дизельный двигатель сапунит. Это можно сделать следующим способом. Достаточно открутить крышку маслозаливной горловины на прогретом дизеле. Если вы заметите появление сизого дыма из горловины, тогда проблема очевидна.

Цилиндропоршневая группа и ГБЦ

Главной причиной того, что дизельный мотор сапунит, выступает износ цилиндропоршневой группы. В процессе эксплуатации ДВС на стенках цилиндров образуются задиры, сами цилиндры постепенно разбиваются и приобретают измененную форму стенок, а также изнашиваются или ломаются поршневые кольца. В результате нагрева тепловые зазоры между поршнем и стенками цилиндров становятся слишком большими.

Дополнительно к снижению эффективности уплотнения накладывается износ колец, их закоксовка, которая лишает кольца подвижности. В таких условиях моторное масло обильно попадает в камеру сгорания, дизель дымит сизым дымом. Также образующиеся в процессе сгорания топливно-воздушной смеси и попадающего в цилиндры моторного масла газы активно наполняют картер двигатель.

Если дизельный двигатель сильно изношен, тогда необходим капитальный ремонт, который будет означать расточку цилиндров, замену поршней, колец и т.д. Точное диагностирование проблем ЦПГ требует замера компрессии для определения разброса показателей по цилиндрам.

В том случае, если дизель не сильно сапунит и неисправность находится только на начальной стадии (износ стенок цилиндров в допустимых пределах), некоторые автомеханики прибегают к способу раскоксовки поршневых колец. Данную меру считают временной, так как дальнейшей продолжительной эксплуатации агрегата после раскоксовки колец ожидать не стоит. Лучшим решением будет замена колец на новые.

Сапунить дизель может также по причине износа клапанов, направляющих втулок, сальников клапанов и т.д. Аналогично неисправностям поршневой и раскоксовке колец, проблемы с ГРМ эффективно устраняются только комплексным ремонтом. Замена одних сальников клапанов продолжительного эффекта не дает.

Система вентиляции картера двигателя

Второй в списке основных причин, по которым сапунит дизельный двигатель, является забитая система вентиляции картера. Снижение пропускной способности данной системы по симптомам напоминает износ ЦПГ: повышенный расход моторного масла, дымление дизеля синим дымом и т.д. В ряде случаев удается нормализовать работу мотора и устранить перерасход масла путем очистки сапунов.

Что такое сапун в автомобиле и принцип его работы

Почему в воздушный фильтр попадает масло основные причины, что делать, как избежать проблемыМасло в воздушном фильтре почему попадает и что делать

Для чего нужен сапун?

Устройство понижает давление, когда из корпуса двигателя выделяются газообразные вещества, и оно способствует быстрому понижению давления. В автомобильном мире можно встреть разные автомобили. В некоторых моделях и марках устанавливают сапуны не только в двигателе, но также в коробке передач, для раздаточных коробок, редуктора и заднего моста автомобиля.

Принцип работы сапуна в двигателе

Сегодня сапун клапан для понижения давления устанавливают на внедорожниках очень часто. Это связано с тем, что устройство подходит для езды по бездорожью. Сапуны предотвращают протекание масла. Нагретое масло в двигателе способствует расширению, в результате чего повышается давление в двигателе.

Давление в двигатели или же в другом автомобильном устройстве должно найти выход. Это приводит к тому, что масло начинает вытекать через различные прокладки и зазоры. Чтобы не было утечки масла устанавливаются сапуны.

Периодически все сапуны в машине нужно проверять. Из-за постоянного движения масла в нем остается мусор и грязь. Сапуны требуется правильно снять и очистить от загрязнений. Если же он слишком загрязнен, то его нужно заменить на новое приспособление. Перед установкой нового клапана, обязательно тщательно очистите от грязи и мусора место установки. Это делается для того, чтобы мусор не попал в новое устройство.

Сапун в коробке передач

Коробка передач должна преобразовывать крутящий момент в двигателе, а также изменять тяговое усилие. Часто случается, что коробка передач начинает плохо работать из-за того, что сапун коробки передач засорился. Чтобы избежать какой-либо поломки, следует чистить не только сапун в двигателе, но и все остальные, которые установлены в разных частях машины.

В коробке передач сапун находится на крышке картера коробки. Попадание песка или грязи в сапун приведет к заеданию колеса смонтированного на вторичном валу. В результате повышается изнашивание подшипников и синхронизаторов. Необходимо во время каждого технического осмотра, а то и чаще промывать сапун. В случае засорения клапана, будет повышаться давление в коробке передач, что приведет к протеканию масла через уплотнители.

Сапуны мостов

Внутри каждого моста, который соединяет колеса, находится масло. Внутренняя полость должна контактировать с внешней средой, и она делает это через сапун. С помощью этого клапана исключается повышение давление внутри самого моста.

Давление масла поднимается, когда происходит его нагрев во время работы передней передачи. Сапун также выполняет защитную функцию. Он защищает мост от попадания в него воды, когда машина преодолевает водную преграду. В середине моста также находится специальное отверстие, через которое спускается масло.

Особое внимание следует уделить сапуну картера заднего моста. Он находится на катере заднего моста, с правой стороны, в верхней части

В результате засорения этого клапана может подтекать масло. Чтобы избавиться от этой проблемы, нужно очистить сапуны от грязи. Также нужно проверить свободное перемещение крышки сапуна. Она должна двигаться во всех направлениях.

После очистки сапуна следует еще раз проверить его после небольшого пробега в 20 км. Если следы масла будут снова обнаружены, то это будет говорить о неисправности устройства, которое требуется заменить. Сапун заднего моста должен быть всегда в исправном состоянии, ведь он играет важную роль при работе всего автомобиля.

Поделитесь информацией с друзьями:

Сапун двигателя

Некоторых начинающих водителей вгоняет в ступор вопрос «сапун двигателя и что это такое», ведь в рекомендациях по эксплуатации и уходу за автосредством часто упоминается этот важный элемент мотора.

Помимо этого, сапун нередко помогает диагностировать важные проблемы, связанные с силовым агрегатом: дело в том, что проблемы с данным элементом могут впоследствии вызвать неполадки двигателя, что затем может привести к дорогостоящему ремонту.

Именно поэтому владельцу авто просто необходимо знать все аспекты и характеристики прибора, а также иметь представление о том, как правильно предотвращать нарушения в его работе, ведь клапан-сапун, не кажущийся на первый взгляд значительной деталью, имеет большое значение для правильной работы силового агрегата. 

В чём его предназначение?

Чтобы понять, что такое сапун, рекомендуется узнать, для чего он нужен, поскольку это находится в прямой связи с его принципом функционирования.

Основная задача данного приспособления – снижение давления в двигательном картере.

Во время работы автомобиля в картере собирается множество газов, которые со временем создают высокое давление. Если их вовремя не стравливать, мотор может прекратить работу, поскольку большое давление будет способствовать подпиранию поршней, а газ при этом начнёт выходить через любое другое отверстие. Чтобы такого не случилось, устанавливается этот клапан.

Ещё одна значительная функция прибора – снижение температуры внутри двигателя и его вентиляция.

По работе этого агрегата можно делать выводы о проблемах в работе мотора.

В нормальном же рабочем состоянии из агрегата виднеется слегка прозрачный, едва заметный дымок. Существуют ситуации, когда двигатель постоянно выбрасывает масло через сапун. Это частая причина не только засорения клапана, но и других технических неполадок.

Клапан-сапун – важный элемент, позволяющий сообщаться со внешней средой закрытой ёмкости. Он позволяет уравнивать давление внутри ДВС: если оно резко понизится, то через клапан внутрь попадёт свежий воздух, который и устранит разницу между внешним, атмосферным, и внутренним давлением, создаваемым в полости картера.

 Место установки

Клапан-сапун в автомобиле обычно находится:

  • непосредственно в двигателе;
  • внутри конструкции заднего и переднего моста;
  • в КПП.

Принцип работы

Вне зависимости от места установки функции сапуна остаются прежними.

Иными словами, клапан даёт возможность «дышать» конструктивным узлам авто, из которых не допускается вытекание рабочих жидкостей и в которые не должны попадать мелкие частицы извне.

Во время работы двигателя масло внутри картера имеет свойство нагреваться, что приводит к повышению температуры двигателя.

Во время этого воздух в картере начинает расширяться и создаёт давление, которое необходимо сбрасывать.

При охлаждении, наоборот, давление в картере быстро падает, из-за чего воздух снаружи пытается прорваться внутрь сквозь любые доступные отверстия. Для того чтобы противодействовать таким явлениям и полностью безопасно выровнять давление на двигатель, устанавливается это приспособление.

Для чего нужна чистка клапана?

Внешние условия, создаваемые при работе клапана-сапуна, часто приводят к тому, что в нём накапливаются пыль и грязь, которые препятствуют его нормальному функционированию. Из-за этого возникает избыточное или, наоборот, недостаточное давление, приводящее к течи масла.

Менять сапун на новый следует в тех случаях, когда он чересчур загрязнён, а перед установкой нового агрегата рекомендуется тщательно очистить и место его установки, что позволит избежать скорого загрязнения вновь. Сапуны других важных узлов автомобиля тоже подлежат своевременной чистке для профилактики неисправностей авто.

Важно

Сапун – важный элемент, который помогает автомобилю исправно работать, но для профилактики поломок рекомендуется своевременно его чистить или менять.

Неисправный клапан может привести к различным нарушениям:

  • риск течи КПП;
  • быстрый износ синхронизаторов и многое другое.

Регулярная чистка клапана поможет защитить масло от ухудшения смазывающих и защитных свойств, и потому надолго продлит срок эксплуатации железного коня.

Принцип работы сапуна в двигателе

Сегодня сапун клапан для понижения давления устанавливают на внедорожниках очень часто. Это связано с тем, что устройство подходит для езды по бездорожью. Сапуны предотвращают протекание масла. Нагретое масло в двигателе способствует расширению, в результате чего повышается давление в двигателе.

Давление в двигатели или же в другом автомобильном устройстве должно найти выход. Это приводит к тому, что масло начинает вытекать через различные прокладки и зазоры. Чтобы не было утечки масла устанавливаются сапуны.

Периодически все сапуны в машине нужно проверять. Из-за постоянного движения масла в нем остается мусор и грязь. Сапуны требуется правильно снять и очистить от загрязнений. Если же сапун слишком загрязнен, то его нужно заменить на новое приспособление. Перед установкой нового клапана, обязательно тщательно очистите от грязи и мусора место установки. Это делается для того, чтобы мусор не попал в новое устройство.

Диагностика неисправностей

Первым делом необходимо обратить внимание на цвет выхлопа, сизый или черный дым, признак прогара клапанов или проблем с кольцами.
Далее следует проверить компрессию во всех цилиндрах. Значение на бензиновых ДВС должно быть в пределах 11-13 МПа.
Отсоедините патрубки от крышки клапанов, воздухана и сапуна

Оцените степень загрязнения. Если патрубки сильно грязные или забиты масляным нагаром воспользуйтесь бензином для очистки или специальным очистителем для карбюратора.
Проверьте состояние маслоотделителя. Открутите требуемые болты чтобы добраться к этому узлу. Достаньте маслоотделитель и оцените его состояние. При необходимости произведите очистку или промывку с последующей сушкой.
Произведите осмотр и при необходимости промывку клапана сапуна. Случаются ситуации, когда клапан подклинивает, в результате чего выхлопные газы проникают в картер и создают избыточное давление. Достаньте деталь и выполните промывку в большинстве случаев это позволяет решить вопрос выдавливания масла из сапуна.

Полезный совет! Чтобы отличить залегшие кольца от прогоревшего клапана достаточно произвести несколько манипуляций. После проверки компрессии в цилиндрах, определите цилиндр с наименьшим значением. Затем произведите осмотр свечи данного цилиндра, если кольца залегли в этом цилиндре свеча будет покрыта толстым масляным слоем. Если прогорел клапан, свеча будет выглядеть нормально без каких-либо серьезных отклонений.

В заключение…

Проблема с выбросом масла через сапун волнует многих автомобилистов и доставляет массу хлопот, однако при своевременном обнаружении проблемы и правильном подходе серьезных последствий можно избежать

Важно следить за тем чтобы уровень масла был в норме, как только вы обнаружите, что мотор берет масло, следите за его уровнем и постоянно наблюдайте чтобы он не упал ниже допустимого

Также уделяйте внимание сапуну и фильтру, масло на воздушном фильтре в больших количествах также не сулит ничего хорошего. Регулярно следите за состоянием мотора и всех систем, а также своевременно производите устранение той или иной неисправности

Это избавит вас от капремонта двигателя и ненужных растрат.

КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Ранее сапун представлял собой обычный штуцер с одетым на него шлангом, отведенным вниз. Такая конструкция обеспечивала отвод картерных газов в атмосферу. Чтобы исключить выброс масла, перед сапуном устанавливался маслоотделитель. Этот элемент изменял траектории движения газов, при этом масло благодаря инерции оседало на стенках маслоотделителя и стекало в поддон.


Система вентиляции картера ВАЗ 2111: 1. Картер двигателя. 2. Сапун. 3. Шланг от сапуна к патрубку клапанной крышки. 4. Маслоотделитель под клапанной крышкой. 5. Тонкий шланг от клапанной крышки к штуцеру с жиклером блока дроссельной заслонки. 6. Штуцер с жиклером на блоке дроссельной заслонки. 7. Толстый шланг от клапанной крышки к впускной трубе. В современных авто, для повышения экологичности, используется целая система отвода этих газов. Благодаря ей они выводятся не в атмосферу, а подаются в цилиндры, где и сгорают.

Эта система включает в себя:

  1. Сапун.
  2. Маслоотделители.
  3. Патрубки.

Примечательно, что в системе отвода картерных газов используется несколько маслоотделителей – лабиринтный, центробежный, сеточный.

Размещается сапун в самых разных местах нижней части блока двигателя. Он может быть как отдельным элементом, так и выступать в качестве корпуса для щупа.

Сапун – элемент очень простой по конструкции, но от него зависит работоспособность мотора. Если его заглушить, то уже через несколько минут возросшее давление выдавит масло. Если масло выйдет через щуп, тогда достаточно лишь восстановить уровень смазочного материала и вытереть подкапотное пространство. Но если масло продавливает сальники коленчатого вала, то без их замены не обойтись.

В сапуне нет никаких подвижных частей, поэтому ломаться в нем нечему. Но обслуживания он все же требует. Маслоотделитель не способен уловить все масло и масляные частицы  в газах остаются. Часть их оседает на внутренних стенках сапуна вместе с сажей и загрязняющими элементами. Постепенно диаметр трубок уменьшается, что ухудшает вентиляцию картера. В зимнее время к грязи на стенках добавляется замерзшая вода.

На некоторых авто система вентиляции картера предусматривает подачу газа в крышку клапанов, где они дополнительно проходят через маслоуловительную сетку перед тем, как поступят в цилиндры. Соты этой сетки также закупориваются грязью, поэтому пропускная способность снижается. «Выливается» это в продавливание сальников распределительного вала.

ОБСЛУЖИВАНИЕ

Чтобы исключить вероятность продавливания сальников нужно периодически чистить систему вентиляции двигателя. Если удалять загрязнения 2 раза в год, то проблем с проведением работ не возникнет, поскольку грязь удаляется ветошью.


Загрязненный сапун Skoda Octavia

Начинать следует с самого сапуна. В одних двигателях он крепиться при помощи болтов, в других же сапун плотно посажен в посадочное место.

После извлечения стенки сапуна тщательно протираем ветошью. Если загрязнение сильное, то удаляются они проволокой или отверткой. Перед установкой сапуна посадочное место протираем.

Патрубки системы вентиляции промываем и прочищаем шомполом, сделанным из ветоши и проволоки.

Очищать нужно и маслоуловительную сетку, установленную в клапанной крышке. При незначительном ее загрязнении, достаточно лишь протирки.

Если сетка загрязнена отложениями сильно, то удалять все придется при помощи ножа, отвертки, проволоки. Можно также отложения просто выпалить. Для этого на сетку льем немного бензина и поджигаем.

Такие нехитрые действия позволяют содержать систему вентиляции картера, в которую входит сапун, в рабочем состоянии и не допустить продавливание сальников или выдавливания масла через щуп.

Подведем итоги

С учетом приведенной выше информации становится понятно, что даже при кажущейся простоте, сапун КПП, двигателя или моста выполняет достаточно важную функцию. Это значит, что за состоянием и исправностью работы данного элемента нужно следить.

Особенно это касается внедорожников, грузовых авто и спецтехники, где кроме КПП и ДВС сапуны устанавливаются на мостах. Такие машины часто эксплуатируются в тяжелых условиях, в результате чего клапан понижения давления КПП или моста может загрязняться или выходить из строя чаще (особенно сапун заднего моста).

Напоследок отметим, что если владелец замечает потеки масла из двигателя, КПП, мостов, других узлов и агрегатов через прокладки и уплотнения, это может указывать на проблемы с сапуном. Если клапан засорен или вышел из строя, в закрытой полости растет давление, что и является причиной утечки смазочного материала.

Также сам агрегат или узел может перестать нормально работать, что в дальнейшем приводит к серьезным поломкам. По этой причине нужно на каждом ТО чистить сапуны, установленные на разных агрегатах и элементах автомобиля. Если же машина ездила по бездорожью, рекомендуется после таких поездок сразу промывать сапуны от грязи и песка.

Важность сапунов в коробке передач и других компонентах автомобиля

Конструкция современных автомобилей включает большое количество узлов и агрегатов, заполненных техническими жидкостями и смазочные материалы. Во время работы эти жидкости нагреваются, т. увеличение объема, тем самым увеличивая давление внутри компонентов автомобиля и внутренности. Такие узлы автомобиля, как двигатель, коробка передач и т. оси герметичны (нет выхода в атмосферу), поэтому перепады давления между показателями давления внутри агрегатов автомобиля и воздуха давление. Эта разница давлений должна быть выровнена, чтобы предотвратить разгерметизация, утечки жидкости, повреждения элементов автомобиля. Для этого некоторые компоненты автомобиля оснащены специальным клапаном, известным как сапун.

Сапуны установлены на следующих составные части:

  • Коробка передач
  • Двигатель
  • Передний и задний мосты
  • Раздаточная коробка

Поперечный разрез оригинальный клапан вентиляции

Стоит отметить, что бризеры выполняют почти одинаковые функции независимо от места их установки. В этом статье рассмотрим сапун коробки передач, его назначение, конструкцию и принцип действия.

Сапун: принцип операция и ее особенности

Сапун (или сапун) — это специальный аксессуар, который помогает герметичным компонентам автомобиля (коробка передач, двигатель, мосты) быть выбрасываются в атмосферу и поддерживают баланс давления.

С одной стороны, сапуны позволяют избыточное давление (выравнивание давления при нагреве или охлаждении), а на с другой стороны, они предотвращают утечку жидкости. Когда коробка передач (или двигатель) остывает вниз, сапуны предотвращают попадание грязи, влаги и пыли внутрь коробка передач. Таким образом, этот небольшой элемент стал незаменимой частью дизайна современные коробки передач. Сапун коробки передач установлен на картере коробки передач.


ДПО/AL4 Сапун для Пежо Ситроен Рено ОЕМ

Коробка передач автомобиля отвечает за крутящий момент преобразование от двигателя и его дальнейшая передача на ведущие колеса. Редукторы заполнены жидкостью, которая в процессе работы увеличивает свой объем. работа коробки передач. В результате давление внутри трансмиссии увеличивается, и он должен быть освобожден. Если давление не сбросить, это приведет к утечки жидкости через прокладки и уплотнения.


Сапун расположен на коробка передач Allison

Утечки жидкости неизбежно приводят к снижению смазывание элементов трансмиссии, приводящее к их преждевременному износу. Вначале процесс переключения передач усложняется, после этого водители могут слышать посторонние шумы (рев, вибрации). Если автовладельцы пренебрегают эти симптомы, то придется разбираться с отказами синхронизаторов, подшипники, шестерни и другие элементы трансмиссии.

Подробнее о картере передышки

Что касается двигателя внутреннего сгорания, давление в этом компоненте растет довольно быстро из-за высоких температур, а часть отходящих газов неизбежно проникает в корпус двигателя. Предотвращать утечки моторного масла, вызванные повышенным давлением, это давление сбрасывается через дыхалку. Когда двигатель останавливается, давление внутри картера двигателя и в атмосфере выравнивается потоком воздуха из атмосферы через дыхательные пути. Сапун двигателя предотвращает попадание грязи и попадание влаги внутрь картера двигателя. Благодаря этому качеству дышащие стал незаменим для внедорожников.


Сапун раздаточной коробки

Передний и задний мосты также управляются с помощью нефти, а их внутреннее пространство должно быть открыто в атмосферу, чтобы избегать повышения давления внутри блока. Для этого конструкция передней и задние мосты включают осевые сапуны.


Вентилятор заднего моста

Другой важной особенностью сапуна (на трансмиссии, двигателе или осях) является защита от пыли, грязи, воды и т.д. Особенно важно для автомобиля ось, потому что это открытый элемент (например, в внедорожниках) и может быть погружен в воду или грязь во время движения по бездорожью.

Полезные советы

Как правило, необходимо регулярно проверять состояние всех установленных на вашем автомобиле сапунов (сапунов двигателя, коробки передач сапун, осевой сапун). Дело в том, что частички масла можно выдавить через дыхательные пути, что может привести к серьезному загрязнению. На практике передышки должны быть своевременными разобран и очищен от грязи и остатков масла.

Процесс очистки включает в себя следующее:


Сапун установлен на картере коробки передач


Вам понадобится гаечный ключ снять сапун коробки передач


Тогда вы должны удалить сапун и уплотнительное кольцо


Промыть сапун (можно использовать для этой цели бензин) и переустановить его

Если говорить о сапуне коробки передач, то это Также необходимо знать, как правильно снять сапун. На некоторых автомобилях это достаточно снять резиновый колпачок и прочистить клапан. На других моделях, сапун (без резинового колпачка) находится на крышке 5-й передачи. Это также необходимо тщательно очистить место установки сапуна от грязи (чтобы новый сапун не вышел из строя раньше времени). Необходимо убедиться, что крышка сапуна может свободно двигаться во всех направлениях.

Трансмиссионная жидкость Течь через крышку сапуна на коробке передач DSG7

В случае, если процедура очистки не приносят положительный результат (масло все равно подтекает) то скорее всего сапун поврежден и подлежит замене. Водителям следует обратить особое внимание на сапун заднего моста. Этот сапун обычно подвергается сильному загрязнению. Если сапун загрязнится или перестанет работать должным образом, это приведет к повышенное давление и, как следствие, протечки масла. В этом случае вам следует начни с уборки. После этого рекомендуется проехать 20-30 километров. Если не поможет, тогда придется менять сапун моста. Если эта мера тоже не решает проблему, значит проблема не в сапуне.

Резюме

В свете представленной выше информации, можно утверждать, что сапун коробки передач, несмотря на его кажущуюся простота, играет важную роль в работе всего агрегата. Таким образом, это необходимо регулярно проверять состояние этого элемента. Это особенно важно для внедорожников, грузовиков, и специальные автомобили, у которых сапуны установлены на коробках передач и двигателях, и также на осях. Такие автомобили часто эксплуатируются в суровых условиях, и в качестве В результате сапун коробки передач или сапун моста могут быть загрязнены или выйти из строя. быстрее (особенно осевые сапуны), чем в легковых автомобилях.

При выходе из строя сапуна коробки передач он может привести к серьезным поломкам всего редуктора. Поэтому каждое посещение в ремонтную мастерскую для регулярного осмотра и технического обслуживания должны включать проверка и очистка всех сапунов, установленных на различных узлах автомобиля. Наконец, стоит отметить, что регулярно контроль состояния сапунов позволяет продлить срок службы коробки передач (двигателя или осей). Если дышащие сильно загрязнены, то их лучше сразу заменить, так как сапун имеет доступную цену.

Что следует знать о фильтрах и сапунах коробки передач

В разрезе показана небольшая внутренняя деталь типичного двухступенчатого масляного фильтра коробки передач. Такие устройства весят около 20 фунтов без груза.

Фильтры и сапуны на редукторах ветряных турбин должны работать в условиях, не характерных для других промышленных условий. Например, трансмиссионное масло претерпевает большие изменения вязкости из-за широкого диапазона температур и условий эксплуатации. Кроме того, существует вероятность высокого содержания воды в масле из-за влажности и конденсации. «Большинство текущих методов технического обслуживания указаны производителями оборудования, но по мере того, как гарантийный срок устройств истекает, их владельцы стремятся к большему количеству отраслевых стандартов и спецификаций», — говорит Миган Сантос из HYDAC Technology Corporation. Инженер по продажам сделал эти комментарии во время недавнего мероприятия WindTech 2012 в Суитуотере, штат Техас, и предоставил их в качестве руководства для специалистов по эксплуатации и техническому обслуживанию и проектировщиков систем по уходу и техническому обслуживанию этого смазочного оборудования.

Например, Сантос говорит, что сапуны редуктора являются первой линией защиты от переносимых по воздуху загрязняющих веществ. «Устройства позволяют редуктору всасывать воздух по мере его охлаждения, одновременно фильтруя водяной пар и твердые загрязняющие вещества, прежде чем они попадут в систему жидкости. Когда коробки передач прогреваются, сапуны должны выпускать воздух, сохраняя при этом масляный туман и брызги». Когда сапун забивается, перепады давления в редукторе с подогревом могут выталкивать масло из его лабиринтных уплотнений на пол гондолы.

Типичная схема смазки для ветряной турбины мощностью в несколько мегаватт предложена AGMA 6006. Автономная схема справа предназначена для отдельного блока насоса и фильтра, которые могут быть подключены для удаления более мелких частиц или воды, или того и другого. AGMA 6006 и ISO 4406 предлагают требование чистоты масла -/16/13. Контур смазки должен поддерживать эти значения.

Фильтры, конечно, в определенной степени удаляют твердые частицы из смазочного масла. «Например, в двухступенчатом фильтре нашей компании первая ступень удаляет частицы размером 10 мкм и больше, а вторая улавливает частицы размером 50 мкм и больше. При холодном пуске, когда масло густое и движется медленно, клапан пропускает масло через 10-микронный фильтр. Как правило, скорость потока и температура масла, часто от 10 до 30°C, определяют, когда перепускной клапан начинает закрываться для более тонкой фильтрации». Пружины на перепускных клапанах различаются, но общая настройка составляет около 4 бар (около 59фунтов на квадратный дюйм). Основной фильтр, внешняя часть с защитой от прохода, обрабатывает основную часть потока масла.

Сантос отмечает, что двигатель насоса на маслопроводе часто имеет две скорости. Он работает на низкой скорости до тех пор, пока температура масла не достигнет примерно 30–35°C, а затем увеличивается до высокой скорости. OEM-производители часто корректируют условия переключения. «Иногда кто-то может решить, что масло должно охлаждаться, поэтому они переключают скорость насоса на более высокую настройку. Но что это может сделать, так это увеличить давление и обойти 10-микронный фильтр, когда через него должно проходить масло. Это не хорошо.»

Анализ масла будет включать код ISO из трех цифр, которые описывают количество загрязнения твердыми частицами, например, 22/18/13. Например, расшифровка среднего числа 18 говорит о том, что существует от 130 000 до 250 000 частиц размером более 6 мкм.

Большинство редукторов имеют контур охлаждения, который обычно пропускает масло через теплообменник воздух-масло. «В теплообменнике всегда есть масло, даже в холодных условиях мы хотим, чтобы масло проходило через охладитель, чтобы предотвратить замерзание. Это похоже на то, как в морозную погоду из крана капает вода. В нашей примерной системе нормальный поток масла поступает как в систему смазки редуктора, так и в охладитель, начиная с 45°C термоклапан начинает перекрывать подачу масла в редуктор, заставляя масло течь через охладитель, прежде чем перейти к системе смазки редуктора. ».

Прежде чем заправлять коробку передач, говорит Сантос, убедитесь, что ей нужно масло. Стандартно рекомендуемый уровень масла находится посередине между минимумом и максимумом в смотровом стекле. Поэтому подождите около 30 минут после выключения, прежде чем измерять уровень масла. Масло должно осесть и вытечь из радиатора. Он имеет небольшие проходы для масла и проходы для воздуха. «Вы не можете видеть сквозь него, потому что это запутанный путь для создания турбулентности и хорошей теплопередачи. Поэтому для слива масла требуется много времени», — говорит она.

В некоторых случаях ветротехник должен удалить из редуктора от 100 до 120 мл масла для лабораторного анализа. Отчет будет содержать различную информацию, одна из которых — количество твердых частиц в масле. Код ISO обеспечивает подсчет трех уровней частиц: более 4 мкм в поперечнике, более 6 мкм и более 14 мкм. Например, рассмотрим подсчет в отчете от 22/18/13. В прилагаемой таблице приводится количественная оценка каждого значения. (AGMA не дает количественной оценки этого первого значения из трех, поэтому в их цифрах есть прочерки.) Например, 22 означает, что образец масла содержал от 2 до 4 миллионов частиц размером более 4 мкм. Полный отчет об анализе также подробно описывает химические вещества в образце масла. Компании могут запросить определенный уровень чистоты поставляемого нового масла.

При замене фильтров, говорит Сантос, вам не понадобится большой гаечный ключ. «Просто вручную затяните крышку корпуса фильтра до упора, а затем отверните на ¼ оборота», — добавляет она. Некоторые бригады по эксплуатации и техническому обслуживанию меняют уплотнительное кольцо в обязательном порядке. Но существует тенденция максимально затягивать крышку корпуса фильтра, что может привести к повреждению уплотнительного кольца.

Вода может быть проблемой, ее можно удалить с помощью временных автономных фильтров. Сантос также предупреждает, что в тормозной и гидравлической системах есть небольшие фильтры и сапуны, о которых часто забывают. Их следует изменить в соответствии с требованиями OEM. ВПЭ

Несколько стратегий технического обслуживания

Сапун редуктора от HYDAC содержит влагопоглотитель, который поглощает водяной пар. Материал меняет цвет, чтобы сказать, что его нужно заменить.

Хотя есть и другие, Миган Сантос из HYDAC предлагает эти стратегии обслуживания коробки передач.

• Не стоит недооценивать важность сапунов

• Возьмите надлежащую пробу масла от 50 до 100 мл. Лаборатории могут дать рекомендации.

• Используйте специализированные лаборатории по анализу масла для ветроэнергетики и убедитесь, что они знают, что образец взят из ветряной турбины. В противном случае они относятся к этому по-разному.

• Когда лаборатория вернет отчет, примите меры, руководствуясь состоянием масла.

• Поддерживайте правильный уровень масла в редукторе и гидроагрегате.

• Соблюдайте надлежащие процедуры замены фильтра.

Таблица взята из Стандарта Ассоциации американских производителей зубчатых колес на конструкцию и технические характеристики редукторов для ветряных турбин.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *