ООО «Центр Грузовой Техники»

8(812)244-68-92

Виды оцинковки кузова и чьи машины не ржавеют

Для многих автомобилистов оцинкованный кузов является одним из главных факторов при покупке машины. Наличие оцинковки говорит о долговечности кузовной части и защите от ржавчины на ближайшие годы использования. Но является ли она панацеей, и машины каких автопроизводителей меньше всего поддаются коррозии?

Что такое оцинкованный кузов?

Прежде чем говорить об автопроизводителях, нужно разобраться в следующем моменте. Оцинковка – это процесс покрытия деталей кузова цинком, что в конечном итоге позволяет защитить металл от коррозии. При этом оцинкование бывает как частичным, так и полным. В первом случае, процессу подвергаются определенные наиболее уязвимые части кузова, в частности, бампера, капот и крылья. Во втором случае, кузов будущего автомобиля полностью покрывают цинком, причем делают это различными способами.

Какие виды оцинковки бывают?

Насчитывается несколько способов, среди которых выделяют цинкрометалл, холодную, гальваническую и горячую оцинковку. Первые два вида не отличаются хорошими защитными свойствами, так как в них используются специальная краска и цинкосодержащая грунтовка соответственно, призванные защитить металл от ржавчины. У цинкрометалла слабые защитные свойства при влажных условиях, а холодная оцинковка до боли боится малейших сколов.

Гальванический способ на данный момент является одним из самых распространенных в виду своей дешевизны и доступности. На производстве будущий кузов автомобиля опускают в специальный электролит, содержащий цинк, и пропускают через него ток. На металле кузова образуется защитная пленка, которая позволяет производителю гарантировать защиту от коррозии в районе 10-12 лет.

Но самым качественным способом является горячая оцинковка, при которой кузов может быть защищен от сквозной коррозии на протяжении более 15 лет. Этот вид схож с предыдущим, вот только вместо электролита используется жидкий цинк, разогретый до температуры в 4000 градусов. После такой горячей ванны на кузове остается слой защитного металла толщиной в 10−15 мкм.

Чьи машины лучше защищены от коррозии?

Издание Inc-News и его эксперты провели исследование и назвали четыре бренда, автомобили которых практически не ржавеют. На четвертом месте расположилась немецкая компания Porsche, а третья строчка досталась шведской Volvo, автомобили которой не раз признавались самыми надежными в мире. На данный момент, второе и третье место в европейских тестах NCAP принадлежит моделям XC90 и XC60, а сдвинула их с пьедестала почета новенькая Mazda CX-30. К слову, обе эти компании используют горячую оцинковку.

На второй строчке надежности находится компания BMW, применяющая гальваническую обработку для всех своих автомобилей. На первом же месте находится Honda со своим легендарным нержавеющим CR-V. Как и баварцы, Хонда в данной модели использует гальванический двухсторонний способ оцинковки кузова. Правда, до 1998 года наносили лишь обычный антикоррозионный слой.

Оцинковка кузова не является панацеей от ржавчины. Да, она способна уберечь кузов от приближающейся беды в виде коррозии на ближайшие годы. Но лишь адекватная эксплуатация автомобиля, своевременное обслуживание и бережный уход за ним станут главным вашим оружием в борьбе с «рыжей бестией».

Оцинкован или нет кузов на Лада Веста

На вопрос, оцинкованный ли кузов у Лады Веста, можно ответить однозначно: да, и на 100%. Даже у кроссовера X-Ray, например, не цинкуют крышу, а на Весте-седане оцинкованы все детали кузова! Но не нужно радоваться сразу: при оцинковке всех автомобилей ВАЗ используется дешёвая и не самая лучшая технология (точнее – худшая из возможных). А ещё лист металла цинкуют только с одной стороны – с внешней. Но в этом как раз нет ничего страшного, так как дополнительно металл обрабатывают катафорезом. Внешний слой, таким образом, получается защищённым от сколов. А на внутреннем они не появятся.

Содержание

  • 1 Вкратце о технологиях
  • 2 Что цинкуют, а что – нет
  • 3 Одной только оцинковки будет недостаточно
    • 3. 1 Грунт поверх цинка – зачем он?
  • 4 Оцинкованные листы при сборке не используются

Вкратце о технологиях

Нужно запомнить постулат: на любой автозавод, АвтоВАЗ, ИжАвто или другой, оцинкованная сталь не поставляется. Оцинковка проводится при сборке, но тут существуют варианты:

Третий метод позволяет выбирать, что именно и с какой стороны цинкуется. Вдобавок, он является недорогим. Его использует АвтоВАЗ, а также Ижевский автозавод, где собирают седаны Веста.

Выше перечислены три технологии. И перечислены они в порядке «от лучшего к худшему». Ни один анафорезный грунт, пусть даже в нём присутствует цинк, не может защитить от ржавчины полностью.

Равномерное покрытие получается при использовании двух первых методов. Лада Веста оцинкована по третьей технологии, а есть или нет на ВАЗе ванна с гальваникой – это уже другой вопрос.

Что цинкуют, а что – нет

Можно перечислить модели ВАЗа в порядке возрастания площади оцинковки:

  • Гранта седан – минимум оцинкованных деталей;
  • Гранта лифтбек – то же, что в седане, плюс пятая дверь и крылья;
  • Калина 2 – все детали, кроме капота, крыши, передних и задних лонжеронов;
  • X-Ray – вся внешняя поверхность, но крыша не цинкуется;
  • Веста – вся внешняя поверхность. Днище, пороги и арки дополнительно обрабатываются антигравием;
  • Приора – двусторонняя оцинковка (после 2009 года).

Оцинкован ли кузов Лада Веста, читатель, наверное, уже понял. Для разных моделей используются разные схемы оцинковки. Концерн GM, например, придерживается той же идеологии, что и ВАЗ.

Так цинкуют седан Chevrolet Lacetti

Цинк наносится с внешней стороны, покрывая значительную часть поверхности. Для Приоры схема выглядит солиднее.

На Ладе Весте покрыты цинком не только пороги, но и арки (на схеме GM они остались без покрытия). Некоторые детали обрабатывают цинком до выполнения сборки. А ещё, если говорить о Весте, на одну деталь цинк будет нанесён с двух сторон. Это – экран пола.

Деталь 3 – экран пола

Одной только оцинковки будет недостаточно

В кузове любого авто после сборки остаются полости. Лада Веста оцинкована снаружи, и нет ничего, защищающего металл в полостях, которые будут закрыты обшивкой или даже останутся проветриваемыми. При таком подходе металл долго не проживёт. Поэтому кузов обрабатывают грунтом, чтобы защитить все внутренние поверхности.

Кузов Весты после грунтования

Технология используется очень простая – катафорез, или катафорезное осаждение. Тут нужна ванна, и на АвтоВАЗе она есть. Так же, как на ИжАвто.

Катафорезная ванна в действии

По идее, на внешней поверхности листа образуются четыре слоя: цинк, грунт, краска и лак.

Три последних будем называть словом «ЛКП». Толщина ЛКП на кузове Весты – следующая:

  • Крыша – 103-128 мкм;
  • Двери – 140 мкм;
  • Крылья колёсных арок – 140-144 мкм;
  • Капот – 104 мкм;
  • Крышка багажника – 125 мкм.

Вот такой результат мы получим, используя ультразвуковой толщинометр.

Как проводили измерения

Грунт поверх цинка – зачем он?

Лада Веста оцинкована по максимуму, но если нет грунта или его слой слишком тонкий, цинк расходуется, то есть покрытие утончается. Слой краски и лака никогда не являлся препятствием для воздуха и для влаги.

В справочниках указано следующее: 90 мкм цинкового покрытия должно хватить на 79 лет. А толщина оцинковки, получаемой «холодным методом» – всегда меньше 10-ти мкм.

Исходя из цифры «9», ВАЗ должен был бы дать гарантию на 8 лет. Но в реальности толщина слоя цинка варьируется, и мало где она превышает 8 мкм.

Поэтому срок гарантии на кузов составляет 6 лет. Кстати, перед стартом выпуска обсуждалось другое значение (5 лет).

Оцинкованные листы при сборке не используются

Даже неспециалисту ясно, оцинкован ли кузов Лада Веста, показанный на фото.

Листы были раскроены, согнуты, сварены

Здесь мы видим обычную сталь, не покрытую ничем. Оцинкованный прокат не используется, на что есть причины:

  • Сварка соединяет только материалы без покрытий;
  • Не понятно, на каких станках выполнять раскрой и дальнейшую обработку листа с оцинковкой;
  • Лист стали, оцинкованный даже с одной стороны, будет стоить в 3 раза дороже, чем обычный листовой прокат.

Слишком толстый слой цинка (20-30 мкм) быстро трескается. Но у ВАЗа с этим параметром как раз всё в порядке.

АвтоВАЗ предоставляет гарантию от сквозной коррозии кузова. Для всех автомобилей Веста она составляет 6 лет со дня покупки.

цинк | Свойства, использование и факты

цинк

Посмотреть все СМИ

Ключевые люди:
Андреас Сигизмунд Маргграф Негиши Эй-ити Георг Брандт
Похожие темы:
химический элемент переработка цинка нейзильбер дефицит цинка Месторождение типа долины Миссисипи

Просмотреть весь связанный контент →

Сводка

Прочтите краткий обзор этой темы

цинк (Zn) , химический элемент, легкоплавкий металл группы 12 (IIb, или группы цинка) периодической таблицы, который необходим для жизни и является одним из наиболее широко используемых металлов. Цинк имеет большое коммерческое значение.

Свойства элемента
атомный номер 30
атомный вес 65,39
Печата плавления 420 ° C (788 ° F)
ГРИБЛЯЯ. (68 °F)
oxidation state +2
electron configuration [Ar]3 d 10 4 s 2

Цинк, немного более распространенный, чем медь, составляет в среднем 65 граммов (2,3 унции) на каждую тонну земной коры. Главный минерал цинка — сульфидный сфалерит (цинковая обманка), который вместе с продуктами его окисления смитсонитом и гемиморфитом составляет почти всю мировую цинковую руду. Сообщается о самородном цинке из Австралии, Новой Зеландии и США, а ведущими производителями цинка в начале 21 века являются Китай, Австралия и Перу. По минералогическим свойствам цинка

см. родной элемент.

Цинк является важным микроэлементом в организме человека, где он содержится в высоких концентрациях в красных кровяных тельцах как неотъемлемая часть фермента карбоангидразы, который способствует многим реакциям, связанным с метаболизмом углекислого газа. Цинк, присутствующий в поджелудочной железе, может способствовать хранению инсулина. Цинк входит в состав некоторых ферментов, расщепляющих белок в желудочно-кишечном тракте. Дефицит цинка у орехоплодных и плодовых деревьев вызывает такие заболевания, как розетка пекана, мелколистность и крапчатость листьев. Цинк функционирует в гемосикотипсине крови улиток, перенося кислород аналогично железу в гемоглобине крови человека.

Металлический цинк получают путем обжига сульфидных руд с последующим либо выщелачиванием окисленного продукта в серной кислоте, либо плавкой в ​​доменной печи. Цинк выделяют из выщелачивающего раствора электролизом или конденсируют из доменного газа, а затем отгоняют от примесей.

Для получения конкретной информации о добыче, извлечении и очистке цинка, , см. обработка цинка.

Britannica Quiz

118 Имена и символы периодической таблицы Quiz

Элементарная викторина на фундаментальные темы.

Металлический цинк в основном используется для гальванического покрытия железа и стали от коррозии, а также для изготовления латуни и сплавов для литья под давлением. Сам цинк образует непроницаемое покрытие своего оксида при воздействии атмосферы, и, следовательно, металл более устойчив к обычным атмосферам, чем железо, и подвергается коррозии с гораздо меньшей скоростью. Кроме того, поскольку цинк имеет тенденцию окисляться в большей степени, чем железо, поверхность стали получает некоторую защиту, даже если часть ее обнажена через трещины. Цинковое покрытие формируется либо горячим цинкованием, либо гальванопокрытием.

Горячее цинкование является наиболее распространенной процедурой покрытия стали цинком. Это может быть периодический процесс, известный как общее цинкование, или непрерывное покрытие рулонов стальной полосы. При обычном цинковании сталь травят в кислоте, обрабатывают флюсами, а затем погружают в ванну с расплавленным цинком при температуре около 450 ° C (840 ° F). На поверхности формируются слои железо-цинкового сплава, которые покрываются внешним слоем цинка. Обрабатываемые таким образом объекты варьируются от небольших гаек и болтов до стальных оконных рам и больших балок, используемых в строительстве. В этом процессе обычно используется обычный сорт цинка, содержащий до 1,5% свинца.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

При гальваническом цинковании цинк наносится на стальную ленту в 20 последовательных ячейках электролитического покрытия. Есть несколько успешных конструкций ячеек; простая вертикальная ячейка обсуждается здесь, чтобы объяснить принцип. Полоса, подключенная к минусовой стороне постоянного тока через токопроводящие валки большого диаметра, расположенные над и между двумя ячейками, погружным опускающим валиком погружается в бак с электролитом.

Частично погруженные аноды, расположенные напротив полосы, соединены с положительной стороной электрического тока толстыми шинами. Катионы цинка (т. е. положительно заряженные атомы цинка), присутствующие в электролите, под действием тока превращаются в обычные атомы цинка, которые осаждаются на полосе. Ванна снабжается катионами цинка либо с помощью цинковых анодов, которые непрерывно растворяются постоянным током, либо с помощью соединений цинка, непрерывно добавляемых в электролит. В последнем случае аноды изготовлены из нерастворимых материалов, таких как титан, покрытый оксидом иридия. Электролит представляет собой кислый раствор сульфида или хлорида цинка с другими добавками в ванну для улучшения качества покрытия и выхода по току. Толщину покрытия легче контролировать, чем в процессе горячего погружения, из-за хорошей зависимости между электрическим током и нанесенным цинком.

Отрицательный электрод (внешняя банка) в одном из распространенных типов электрических сухих элементов состоит из цинка. Другой важный ряд сплавов — сплавы, образованные добавлением 4—5% алюминия к цинку; они имеют относительно низкую температуру плавления, но обладают хорошими механическими свойствами и могут отливаться под давлением в стальных кокилях. Значительные количества цинка в прокатном виде используются для кровли, особенно в Европе; небольшие добавки меди и титана улучшают сопротивление ползучести, т. е. устойчивость к постепенной деформации.

Свежеотлитый цинк имеет голубовато-серебристую поверхность, но медленно окисляется на воздухе с образованием сероватой защитной оксидной пленки. Высокочистый цинк (99,99%) пластичен; так называемый первоклассный западный сорт (чистота 99,8 процента) является хрупким в холодном состоянии, но при температуре выше 100 ° C (212 ° F) его можно свернуть в листы, которые остаются гибкими. Цинк кристаллизуется в гексагональной плотноупакованной структуре. Когда железо и цинк вместе подвергаются воздействию коррозионной среды, они образуют электролитическую ячейку, и цинк подвергается атаке (окисляется до Zn 9). 0061 2 + ион) преимущественно из-за более высокого электродного потенциала. Эта так называемая жертвенная защита в сочетании с гораздо большей коррозионной стойкостью цинка в атмосферных условиях является основой для цинкования.

Природный цинк представляет собой смесь пяти стабильных изотопов: 6 4 Zn (48,6 процента), 6 6 Zn (27,9 процента), 6 7 Zn (4,9 процента), 6 7 Zn (4,6 процента). 8 Zn (18,8%) и 7 0 Zn (0,6%).

цинк | Свойства, использование и факты

цинк

Посмотреть все СМИ

Ключевые люди:
Андреас Сигизмунд Маргграф Негиши Эй-ити Георг Брандт
Похожие темы:
химический элемент переработка цинка нейзильбер дефицит цинка Месторождение типа долины Миссисипи

Просмотреть весь соответствующий контент →

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

цинк (Zn) , химический элемент, легкоплавкий металл группы 12 (IIb, или группы цинка) периодической таблицы, который необходим для жизни и является одним из наиболее широко используемых металлов. Цинк имеет большое коммерческое значение.

Свойства элемента
атомный номер 30
atomic weight 65.39
melting point 420 °C (788 °F)
boiling point 907 °C (1,665 °F)
density 7.133 grams /cm 3 при 25 ° C (68 ° F)
Состояние окисления +2
Электронная конфигурация [AR] 3 D 11976 4 [AR] 3 D 11977 4 [AR] 3 D 111977 4 777797799767779779779779. 4 [AR] 3 D 11977 4.

Цинк, немного более распространенный, чем медь, составляет в среднем 65 граммов (2,3 унции) на каждую тонну земной коры. Главный минерал цинка — сульфидный сфалерит (цинковая обманка), который вместе с продуктами его окисления смитсонитом и гемиморфитом составляет почти всю мировую цинковую руду. Сообщается о самородном цинке из Австралии, Новой Зеландии и США, а ведущими производителями цинка в начале 21 века являются Китай, Австралия и Перу. По минералогическим свойствам цинка см. родной элемент.

Цинк является важным микроэлементом в организме человека, где он содержится в высоких концентрациях в красных кровяных тельцах как неотъемлемая часть фермента карбоангидразы, который способствует многим реакциям, связанным с метаболизмом углекислого газа. Цинк, присутствующий в поджелудочной железе, может способствовать хранению инсулина. Цинк входит в состав некоторых ферментов, расщепляющих белок в желудочно-кишечном тракте. Дефицит цинка у орехоплодных и плодовых деревьев вызывает такие заболевания, как розетка пекана, мелколистность и крапчатость листьев. Цинк функционирует в гемосикотипсине крови улиток, перенося кислород аналогично железу в гемоглобине крови человека.

Металлический цинк получают путем обжига сульфидных руд с последующим либо выщелачиванием окисленного продукта в серной кислоте, либо плавкой в ​​доменной печи. Цинк выделяют из выщелачивающего раствора электролизом или конденсируют из доменного газа, а затем отгоняют от примесей. Для получения конкретной информации о добыче, извлечении и очистке цинка, , см. обработка цинка.

Britannica Quiz

118 Имена и символы периодической таблицы Quiz

Элементарная викторина на фундаментальные темы.

Металлический цинк в основном используется для гальванического покрытия железа и стали от коррозии, а также для изготовления латуни и сплавов для литья под давлением. Сам цинк образует непроницаемое покрытие своего оксида при воздействии атмосферы, и, следовательно, металл более устойчив к обычным атмосферам, чем железо, и подвергается коррозии с гораздо меньшей скоростью. Кроме того, поскольку цинк имеет тенденцию окисляться в большей степени, чем железо, поверхность стали получает некоторую защиту, даже если часть ее обнажена через трещины. Цинковое покрытие формируется либо горячим цинкованием, либо гальванопокрытием.

Горячее цинкование является наиболее распространенной процедурой покрытия стали цинком. Это может быть периодический процесс, известный как общее цинкование, или непрерывное покрытие рулонов стальной полосы. При обычном цинковании сталь травят в кислоте, обрабатывают флюсами, а затем погружают в ванну с расплавленным цинком при температуре около 450 ° C (840 ° F). На поверхности формируются слои железо-цинкового сплава, которые покрываются внешним слоем цинка. Обрабатываемые таким образом объекты варьируются от небольших гаек и болтов до стальных оконных рам и больших балок, используемых в строительстве. В этом процессе обычно используется обычный сорт цинка, содержащий до 1,5% свинца.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

При гальваническом цинковании цинк наносится на стальную ленту в 20 последовательных ячейках электролитического покрытия. Есть несколько успешных конструкций ячеек; простая вертикальная ячейка обсуждается здесь, чтобы объяснить принцип. Полоса, подключенная к минусовой стороне постоянного тока через токопроводящие валки большого диаметра, расположенные над и между двумя ячейками, погружным опускающим валиком погружается в бак с электролитом. Частично погруженные аноды, расположенные напротив полосы, соединены с положительной стороной электрического тока толстыми шинами. Катионы цинка (т. е. положительно заряженные атомы цинка), присутствующие в электролите, под действием тока превращаются в обычные атомы цинка, которые осаждаются на полосе. Ванна снабжается катионами цинка либо с помощью цинковых анодов, которые непрерывно растворяются постоянным током, либо с помощью соединений цинка, непрерывно добавляемых в электролит. В последнем случае аноды изготовлены из нерастворимых материалов, таких как титан, покрытый оксидом иридия. Электролит представляет собой кислый раствор сульфида или хлорида цинка с другими добавками в ванну для улучшения качества покрытия и выхода по току. Толщину покрытия легче контролировать, чем в процессе горячего погружения, из-за хорошей зависимости между электрическим током и нанесенным цинком.

Отрицательный электрод (внешняя банка) в одном из распространенных типов электрических сухих элементов состоит из цинка. Другой важный ряд сплавов — сплавы, образованные добавлением 4—5% алюминия к цинку; они имеют относительно низкую температуру плавления, но обладают хорошими механическими свойствами и могут отливаться под давлением в стальных кокилях. Значительные количества цинка в прокатном виде используются для кровли, особенно в Европе; небольшие добавки меди и титана улучшают сопротивление ползучести, т. е. устойчивость к постепенной деформации.

Свежеотлитый цинк имеет голубовато-серебристую поверхность, но медленно окисляется на воздухе с образованием сероватой защитной оксидной пленки. Высокочистый цинк (99,99%) пластичен; так называемый первоклассный западный сорт (чистота 99,8 процента) является хрупким в холодном состоянии, но при температуре выше 100 ° C (212 ° F) его можно свернуть в листы, которые остаются гибкими. Цинк кристаллизуется в гексагональной плотноупакованной структуре.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *