ООО «Центр Грузовой Техники»

8(812)244-68-92

РДС — это… Что такое РДС?

РДС

районная диспетчерская служба

Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. — С.-Пб.: Политехника, 1997. — 527 с.

РДС

«Русские делают сами»
«Реактивный двигатель Сталина» (?)

название первых советских атомных и водородных зарядов

СССР

РДС

резервная движительная система

  1. РД
  2. РДС

ручная дуговая сварка

  1. РД

Источник: http://ngsrb.on.ufanet.ru/welding.html

РДС

расчётно-дилинговая система

Источник: http://www.ibclearing.ru/news.php?n=34

Пример использования

РДС НП «МРС»

РДС

Революционный демократический совет

Чад

РДС

Русский дом «Селенга»

организация

РДС

руководящий документ системы нормативных документов

РДС

рыбодобывающее судно

морск.

РДС

радиодальномерная система

связь

РДС

руководящий документ в строительстве

техн.

Пример использования

РДС 10-222-93 Временное положение о технических комитетах по стандартизации и техническому нормированию в строительстве

РДС

Республиканско-демократический союз

партия

Венесуэла, полит.

РДС

район диспетчерской службы

РДС

регулярная доменная структура

о типе структур кристаллов

РДС

разностно-дальномерная система

связь

РДС

советская термоядерная бомба

в маркировке, воен.

Источник: http://www.nuclear-weapon.ru/theory/sloika.htm

РДС

регулятор «до себя»

регулятор давления пара перед турбиной
АЭС

Источник: http://energorisk.com.ua/russian/abbs.htm

РДС

Русское движение Севастополя

общественная организация

организация

Источник: http://mignews.com.ua/articles/172272.html

РДС

расписание движения самолётов

авиа

Источник: http://www.aviacs.ru/airport.htm

РДС

респираторный дистресс-синдром

мед.

Источник: http://www.healthquality.ru/flowcharts/rdsrus.pdf

Словарь сокращений и аббревиатур. Академик. 2015.

sokrasheniya.academic.ru

Что такое rds в магнитоле – рдс расшифровка

Что такое RDS?

Кто из вас хоть раз в жизни не оказывался в автомобильной пробке в самый неподходящий момент и не сожалел, что не поехал другой дорогой? Но кто же знал, и предупредить было некому. С конца 70-х годов идея помощи водителям в подобных ситуациях начала материализоваться. Сначала в Германии, а потом и других странах Западной Европы. Регулярная передача сообщений о дорожной обстановке сетью FM-радиостанций — это как раз то что нужно, ибо слушают радиоприемник во время поездки почти все. Но хорошо бы еще и предупредить слушателя, что именно эта радиостанция сейчас передает так необходимую ему информацию. И осуществить это желательно специальным управляющим сигналом, особенно если в данный момент он слушает не радио, а магнитофонную запись или компакт-диск. Более пятнадцати лет назад европейский союз радиовещателей (EBU) принял рекомендацию о системе передачи данных (Radio Data System или сокращенно — RDS) радиовещательными станциями, работающими в диапазоне FM (87,5–108 МГц).

   Система предусматривала предоставление слушателям целого ряда новых услуг. Во-первых, возможность оперативного получения информации водителем о заторах и пробках на крупных автомобильных дорогах, возможных путях объезда, метеоусловиях и т.д. Во-вторых — передачу названия принимаемой станции и информации о характере вещания. Радиоприемник должен реагировать на сопровождающие эти сообщения управляющие сигналы автоматически, чтобы не отвлекать водителя от машины. Рекомендация предполагает дальнейшее развитие системы и поэтому содержит еще несколько вариантов использования этого канала передачи данных, которые разделяются на основные, дополнительные и вспомогательные.

Что такое RDS

Экспериментальная эксплуатация этой системы в странах Западной Европы началась с 1986 года. Принцип совмещения канала передачи данных в системе RDS аналогичен используемому при передаче телетекста. Только вместо временного разделения (передача телетекста происходит вместе с синхронизирующими строчными импульсами в начале каждого кадра) в радиовещании используется частотное: для передачи данных выделена узкая полоса вокруг поднесущей 57 кГц. Поскольку эта полоса расположена выше передаваемого стереофонического сигнала, помех обычному радиовещанию не создается. Однако сказанное относится только к системе стереофонического радиовещания с пилот-тоном, а потому простой перенос системы в диапазон УКВ просто физически невозможен.

Прямой вызов функций RDS (кнопки T.INFO, AF, P.PTY, P/S) и вся нижняя строка индикатора, призванная отображать их прием, остаются в России невостребованными

В рекомендации предусмотрены пять основных режимов, которые могут использоваться как отдельно, так и совместно, дополняя друг друга. Код «идентификация программ» (PI) позволяет приемнику распознавать страну или область, в которой ведется радиовещание и самостоятельно идентифицировать программу. Этот код обычно не отображается на индикаторе, а используется совместно со следующим кодом — «альтернативные частоты» (AF). Список альтернативных частот, имеющих один и тот же код PI, запоминается в декодере RDS и, когда вы едете на машине и оказываетесь в зоне работы двух или более радиостанций, ведущих трансляцию одной и той же программы, позволяет автоматически выбрать ту частоту, на которой в данном районе обеспечивается наилучший прием. При приеме кода «служебное название программы» (PS) , который содержит текст максимум из десяти знаков (букв или цифр), на дисплее формируется название станции или заменяющая его аббревиатура. При использовании спутниковой связи эффективность RDS будет возрастать. Что это даст радиослушателю? Еще два кода: «программа дорожных сообщений»/»сообщение о дорожном движении» (TP/TA), которые, дополняя друг друга, связаны с передачей дорожной информации. Кодовое сообщение TP означает, что данная радиостанция регулярно передает сообщение о дорожном движении, а TA — обеспечивает автоматическое включение передаваемых сообщений об обстановке на трассе, даже если вы слушаете магнитофонную кассету или компакт-диск. Кроме того, коды TP/TA могут использоваться для автоматического поиска станций, передающих сообщения о дорожном движении. Расширение возможностей системы RDS осуществляется также за счет использования семи дополнительных кодов. Однако не все из них получили к настоящему времени такое же распространение как основные. Код «идентификация типа программы» (PTY) дает возможность выбрать радиостанцию по типу передаваемой программы. Для обозначения различных типов программ предусмотрено 32 кода, часть из которых определена: классическая музыка, джаз, поп, рок, новости, спорт, театр и т.д., а последние зарезервированы для передачи сигналов бедствия… Укажите один из кодов, и приемник сам найдет нужную радиостанцию! В сложных моделях код можно выбирать, а в простых — какой-нибудь один. Чаще всего — это новости, и соответствующая кнопка так и называется: RDS/NEWS. Предоставление подобной услуги в ряде стран началось с 1995 года. Широко используется в последних моделях автомагнитол и код «Расширение на другие сети» (EON).

В этом случае ваш приемник может быть даже не настроен на частоту радиостанции, передающей сообщения с кодом, но он автоматически мгновенно переключится на другую сеть радиостанций (одну из 8), передающую сообщения о дорожном движении. Кодовый сигнал «точное время» (CT) позволяет отображать дату и время с автоматической коррекцией в зависимости от местоположения: по часовому поясу или летнему/зимнему времени. Это единственная из дополнительных функций, которая начала предоставляться одновременно с основными. В режиме передачи кода «RT» возможен прием текста длиной до 64 знаков или символов с выводом бегущей строкой или озвучивания с помощью синтезатора речи. Содержание текста может оперативно меняться оператором или диктором радиостанции во время передачи. Код «номер элемента программы» (PIN) передается в начале передачи с RDS, и затем в установленные моменты, запрограммированные в сетке вещания. Два следующих дополнительных кода позволяют производить корректировку частотной характеристики радиоприемника. Код «музыка»/»речь» (MS) содержит команду обеспечивающую необходимое автоматическое переключение тембра при смене характера передачи, а посылка в составе сигнала начала или конца передачи кода «идентификация декодера» (DI) выбирает режим работы стереофонического декодера из нескольких возможных режимов, наилучшим образом отвечающего полному использованию сигналов передаваемой программы. Изготовители автомобильной аппаратуры реализуют в своих моделях не все возможности системы по очень простой причине: радиовещатели используют далеко не все коды. Наиболее распространенные — это все основные TP/TA, AF совместно с PI и PS, несколько дополнительных: PTY, CT, RT, и, конечно, EON. Но ничто не стоит на месте, и изготовители предлагают варианты усовершенствования. Например, в моделях автомагнитол фирмы Blaupunkt для расширения возможностей режима EON имется цифровое запоминающее устройство для записи речи, которое продолжает работать еще в течение трех часов после выключения магнитолы. Включив магнитолу после отсутствия и нажав на традиционную для фирмы голубую кнопку с надписью TIM, вы сможете прослушать последнее сообщение о дорожной обстановке — из передававшихся в эти три часа. Более того, у вас есть возможность запрограммировать магнитолу на любые три часа работы в этом режиме в течение суток. Вы садитесь утром за руль, чтобы ехать на работу, а у вас уже есть последние сообщения об обстановке на дороге, так как TIM сам находит последнюю информацию! Широко внедряется возможность приема сигналов RDS и в стационарную аппаратуру. Сегодня все ресиверы, мини- и микросистемы, предназначенные для европейского рынка, оборудованы тюнерами с возможностью приема кодов RDS. Они, как правило, имеют стандартный обязательный набор из девяти функций, приведенный выше для автомагнитол. Функции приема сигнала по системе RDS имеет не только современная автомобильная и стационарная аппаратура, но даже и переносные радиоприемники и магнитолы. Правда, в переносном варианте реализуется прием не всех кодов, а только самых необходимых: PS и PI/AF. Приходится только с сожалением констатировать, что за прошедшее десятилетие развития FM-радиовещания в нашей стране RDS так и не стало реальностью. И все заложенные в аппаратуре возможности по приему пропадают втуне…

steptosleep.ru

1 — это… Что такое РДС-1?

РДС-1 («изделие 501», атомный заряд «1-200»[1]) — первая советская атомная бомба. Мощность бомбы — 22 килотонны (длина 3,7 м, диаметр 1,5 м, масса 4,6 т[2]).

История создания

Для реализации советского атомного проекта было принято решение идти путём приближения к американским прототипам, работоспособность которых была уже доказана на практике. К тому же научно-техническую информацию об американских атомных бомбах удалось получить разведывательным путём.

Предположительно конструкция РДС-1 во многом опиралась на американского «Толстяка», из-за принятого принципиального решения максимально повторить американскую бомбу. Хотя некоторые системы, такие как баллистический корпус и электронная начинка, были советской разработки.

К лету 1949 года были решены и отработаны все вопросы, связанные с конструкцией РДС-1. Программа её испытаний была сформулирована в специальном постановлении Совета Министров СССР.

Первой атомной бомбе дали обозначение РДС-1. Это название произошло от правительственного постановления, где атомная бомба была зашифрована как «реактивный двигатель специальный», сокращенно РДС. Обозначение РДС-1 широко вошло в жизнь после испытания первой атомной бомбы и расшифровывалось по-разному: «Реактивный двигатель Сталина», «Россия делает сама»[3] и т. п.

Постановление СМ СССР № 1286—525 от 21 июня 1946 года «О плане развертывания работ КБ-11 при Лаборатории № 2 АН СССР»: «…1. а) создать … Реактивный двигатель С (сокращенно „РДС“) в двух вариантах — с применением тяжелого топлива (вариант С-1) и с применением легкого топлива (вариант С-2)…»

Испытания

Ответственность за всю организацию работ по подготовке испытаний РДС-1 возлагалась на Ю. Б. Харитона. Руководство испытаниями осуществлялось Государственной комиссией. Испытания РДС-1 были проведены на Семипалатинском полигоне.

Успешное испытание первой советской атомной бомбы было проведено в 7:00 29 августа 1949 года на построенном полигоне в Семипалатинской области Казахской ССР[4]. 25 сентября 1949 года газета «Правда» опубликовала сообщение ТАСС «в связи с заявлением президента США Трумэна о проведении в СССР атомного взрыва»:

6 ноября 1947 года министр иностранных дел СССР В. М. Молотов сделал заявление относительно секрета атомной бомбы, сказав, что «этого секрета давно уже не существует». Это заявление означало, что Советский Союз уже открыл секрет атомного оружия, и он имеет в своем распоряжении это оружие. Научные круги Соединённых Штатов Америки приняли это заявление В. М. Молотова как блеф, считая, что русские могут овладеть атомным оружием не ранее 1952 года.

Опытное поле

Полигон (УП-2 МО) расположился в прииртышской степи, в 170 км западнее Семипалатинска. Этот район Казахстана представляет собой безводную степь. Под полигон была отведена равнина диаметром примерно 20 км.

Опытное поле — представляет собой круг радиусом 10 км. Опытное поле разделено на 14 секторов:

  • два фортификационных и физических;
  • сектор гражданских сооружений и конструкций;
  • сектор различных видов Вооруженных сил и родов войск, в котором на различном удалении от центра поля в открытом виде, а также в укрытии размещались образцы вооружения и военной техники;
  • биологический сектор с подопытными животными.

В центре опытного поля была смонтирована металлическая решетчатая башня высотой 37,5 метров, с установленной на ней РДС-1.

Последствия взрыва

Мощность бомбы составила более 20 кт. 37-метровая башня, на которой была установлена бомба, была стерта, а под ней образовалась воронка диаметром 3 м и глубиной 1,5 м, покрытая оплавленным стеклоподобным веществом[5], уровень радиации в центре составлял 0,5 Зиверт/сек., разрешалось находиться в 2 км от эпицентра не более 15 минут. В 25 м[6] от башни находилось здание из железобетонных конструкций, с мостовым краном в зале для установки плутониевого заряда в заряд из ВВ[5],сооружение частично разрушилось, сама конструкция устояла.[7] Из 1538 подопытных животных (собак, овец, коз, свиней, кроликов, крыс) в результате взрыва погибло 345 (некоторые животные имитировали солдат в окопах). Легкие повреждения получили Т-34 и полевая артиллерия в радиусе 500—550 м от эпицентра, а на дальности до 1500 м все типы самолетов получили значительные повреждения[8].На расстоянии километра от эпицентра и далее через каждые 500 метров были установлены 10 легковых автомобилей «Победа», сгорели все 10 машин. На расстоянии 800 м, два жилых 3-х этажных дома, построенные в 20 м друг от друга, таким образом что первый экранировал второй, были разрушены полностью, жилые щитовые и бревенчатые дома городского типа оказались разрушенными полностью в радиусе 5 км.[3]

В основном повреждения были получены от ударной волны. Железнодорожный (1000 м) и шоссейный мосты (1500 м) были искорежены и отброшены от своего места на 20-30 м. Вагоны и автомашины, располагавшиеся на мостах, полуобгоревшие, были разбросаны по степи на расстоянии 50-80 м от места установки.[6][9]. Танки и пушки были перевернуты и искорежены, животных унесло[10][11].

Эксплуатация

В начале 1950-х годов РДС-1 были изготовлены малой серией — пять штук и на тот период ядерный арсенал Советского Союза этим и исчерпывался. «Изделия 501» в строевые части ВВС СССР не поступали, а оставались в специальном хранилище в Арзамасе-16 (Саров)[12].

По информации Е. Ф. Корчагина, на опытном производстве КБ-11 к концу 1949 года было изготовлено 3 устройства (включая испытанное). К концу 1950 — ещё девять устройств. К марту 1951 года на хранении на «объекте 550» находилось 15 устройств в разобранном состоянии. К концу 1951 года было изготовлено 29 бомб, из них 3 изготовлены серийно на заводе № 551.[13]

Примечания

См. также

Ссылки

dic.academic.ru

РДС — это… Что такое РДС?

  • РДС — районная диспетчерская служба Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. С. Пб.: Политехника, 1997. 527 с. РДС «Русские делают сами» «Реактивный двигатель Сталина» (?) название первых советских атомных и водородных… …   Словарь сокращений и аббревиатур

  • РДС-2 — РДС 2  советская атомная бомба имплозивного типа второго поколения, разработанная как авиабомба для тяжёлых стратегических бомбардировщиков Ту 4 и Ту 16. Период эксплуатации начало 1950 х. Содержание 1 Разработка 2 Подготов …   Википедия

  • РДС-3 — РДС 3  cоветская атомная бомба имплозивного типа, разработанная как авиабомба для тяжёлых стратегических бомбардировщиков Ту 4 и Ту 16. Номинальная мощность заряда 40 килотонн. Содержание 1 Разработка 2 Испытания …   Википедия

  • РДС-5 — советская экспериментальная тактическая атомная бомба имплозивного типа оболочечно ядерной конструкции разработанная в начале 1950 х в КБ 11. РДС 5 аналогична РДС 4 за исключением комбинированной начинки ядра состоящего из 239Pu и 235U. Испытания …   Википедия

  • РДС-27 — РДС 27  советская водородная бомба типа «Слойка» (в США конструкцию называли «Alarm Clock»), разработанная в начале 1950 х в КБ 11 для стратегических бомбардировщиков Ту 16. Бомба разрабатывалась одновременно с РДС 37 под руководством… …   Википедия

  • РДС-7 — (кодовое название «Дурак») советская атомная бомба имплозивного типа с ядром из 235U. Разработанная в начале 1950 х в КБ 11 параллельно с РДС 6с, но в отличии от РДС 6с, РДС 7 никогда не испытывалась так как расчёты учёных не вызывали никаких… …   Википедия

  • РДС-9 — РДС 9  советский малогабаритный ядерный заряд имплозивного типа разработанный для торпеды Т 5 калибра 533 мм. Заряд разрабатывался в начале 1950 х в КБ 11 под руководством Ю. Б. Харитона, главный конструктор был… …   Википедия

  • РДС-41 — (изделие 11Д) − советский ядерный заряд для артиллерийских снарядов сверхбольшого калибра, разработанный в середине 1950 х в КБ 11 под руководством академика М. А. Лавреньтева. Испытанный 16 марта (по другим данным 18 марта) 1956 года на… …   Википедия

  • РДС-37 — Ядерный гриб взрыва РДС 37 с прозрачной «юбочкой». Огненное облако скрыто за туманным куполом РДС 37  первая советская двухступенчатая термоядерная бомба. Испытана 22 ноября 1955 года на Семипалатинском полигоне сбросом с бомбардировщика Ту… …   Википедия

  • РДС-1 — Ядерный гриб наземного взрыва РДС 1 29 августа 1949 года (из архива РФЯЦ ВНИИЭФ) РДС 1 («изделие 501», атомный заряд «1 200»[1])  первая советская атомная бомба. Мощность бомбы  22 килотонны (длина 3,7 м, диаметр 1,5 м, масса… …   Википедия

  • РДС-6с — …   Википедия

  • abbr_rus.academic.ru

    РДС — это… Что такое РДС?

  • РДС — районная диспетчерская служба Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. С. Пб.: Политехника, 1997. 527 с. РДС «Русские делают сами» «Реактивный двигатель Сталина» (?) название первых советских атомных и водородных… …   Словарь сокращений и аббревиатур

  • РДС-2 — РДС 2  советская атомная бомба имплозивного типа второго поколения, разработанная как авиабомба для тяжёлых стратегических бомбардировщиков Ту 4 и Ту 16. Период эксплуатации начало 1950 х. Содержание 1 Разработка 2 Подготов …   Википедия

  • РДС-3 — РДС 3  cоветская атомная бомба имплозивного типа, разработанная как авиабомба для тяжёлых стратегических бомбардировщиков Ту 4 и Ту 16. Номинальная мощность заряда 40 килотонн. Содержание 1 Разработка 2 Испытания …   Википедия

  • РДС-5 — советская экспериментальная тактическая атомная бомба имплозивного типа оболочечно ядерной конструкции разработанная в начале 1950 х в КБ 11. РДС 5 аналогична РДС 4 за исключением комбинированной начинки ядра состоящего из 239Pu и 235U. Испытания …   Википедия

  • РДС-27 — РДС 27  советская водородная бомба типа «Слойка» (в США конструкцию называли «Alarm Clock»), разработанная в начале 1950 х в КБ 11 для стратегических бомбардировщиков Ту 16. Бомба разрабатывалась одновременно с РДС 37 под руководством… …   Википедия

  • РДС-7 — (кодовое название «Дурак») советская атомная бомба имплозивного типа с ядром из 235U. Разработанная в начале 1950 х в КБ 11 параллельно с РДС 6с, но в отличии от РДС 6с, РДС 7 никогда не испытывалась так как расчёты учёных не вызывали никаких… …   Википедия

  • РДС-9 — РДС 9  советский малогабаритный ядерный заряд имплозивного типа разработанный для торпеды Т 5 калибра 533 мм. Заряд разрабатывался в начале 1950 х в КБ 11 под руководством Ю. Б. Харитона, главный конструктор был… …   Википедия

  • РДС-41 — (изделие 11Д) − советский ядерный заряд для артиллерийских снарядов сверхбольшого калибра, разработанный в середине 1950 х в КБ 11 под руководством академика М. А. Лавреньтева. Испытанный 16 марта (по другим данным 18 марта) 1956 года на… …   Википедия

  • РДС-37 — Ядерный гриб взрыва РДС 37 с прозрачной «юбочкой». Огненное облако скрыто за туманным куполом РДС 37  первая советская двухступенчатая термоядерная бомба. Испытана 22 ноября 1955 года на Семипалатинском полигоне сбросом с бомбардировщика Ту… …   Википедия

  • РДС-1 — Ядерный гриб наземного взрыва РДС 1 29 августа 1949 года (из архива РФЯЦ ВНИИЭФ) РДС 1 («изделие 501», атомный заряд «1 200»[1])  первая советская атомная бомба. Мощность бомбы  22 килотонны (длина 3,7 м, диаметр 1,5 м, масса… …   Википедия

  • РДС-6с — …   Википедия

  • universal_ru_de.academic.ru

    6с — это… Что такое РДС-6с?

    Огненное облако взрыва РДС-6с

    РДС-6с — первая советская водородная бомба, разработанная группой ученых под руководством А. Д. Сахарова и Ю. Б. Харитона.

    Работы по созданию бомбы начались в 1945 году. Испытана на Семипалатинском полигоне 12 августа 1953 года.

    Мощность 400 кт,КПД-15-20%.

    Разработка

    Начало первых работ по термоядерной программе в СССР относится ещё к 1945 году. Тогда И. В. Курчатов получил информацию об исследованиях, ведущихся в США над термоядерной проблемой[1]. Они были начаты по инициативе Эдварда Теллера в 1942 году.

    В 1949 году, после успешного испытания первой советской атомной бомбы, американцы форсировали программу наращивания своих стратегических ядерных сил. Разработка термоядерного оружия становилась все более приоритетной для Советского союза. Весной 1950 года физики-ядерщики — И. Тамм, А. Сахаров и Ю. Романов переезжают на «объект» в КБ-11, где начинают интенсивную работу над созданием водородной бомбы[2].

    В 1948 году на основе расчетов А. Д. Сахаровым были выдвинуты основополагающие идеи конструкции водородной бомбы РДС-6[3]. После этого разработка бомбы пошла по двум направлениям: «слойка» (РДС-6с), которая подразумевала атомный заряд, окруженный несколькими слоями легких и тяжелых элементов и «труба» (РДС-6т), в которой плутониевая бомба погружалась в жидкий дейтерий. США разрабатывали похожие схемы. Например, схема «Alarm clock», которая была выдвинута Эдвардом Теллером, являлась аналогом «сахаровской» слойки, но она никогда не использовалось на практике. А вот схема «Труба», над которой так долго работали ученые, оказалась тупиковой идеей. После испытания бомбы РДС-1, основные усилия сконцентрировались на варианте «Слойка»[4]. Государственная комиссия под председательством Курчатова Игоря Васильевича, проведя анализ результатов генеральной репетиции и доложив свои соображения правительству, приняла решение провести испытания первой водородной бомбы 12 августа 1953 года в 7 часов 30 минут местного времени[3].

    Операцию по сборке заряда проводили Н. Л. Духов, Д. А. Фишман, Н. А. Терлецкий под руководством Ю. Б. Харитона и в присутствии И. В. Курчатова[2]. Подготовка системы автоматики осуществлялась В. И. Жучихиным и Г. А. Цырковым. В работах принимали участие А. Д. Захаренков и Е. А. Негин. Снаряжение заряда капсюлями-детонаторами после подъёма его на башню осуществлялось А. Д. Захаренковым и Г. П. Ломинским под руководством К. И. Щёлкина и в присутствии А. П. Завенягина[2]. Особенности конструкции: Питта герметичная, сферически симметричная, в центре полоний-бериллиевый нейтронный источник, непосредственно к нему примыкают полушария оружейного урана, далее плитки литого дейтерида-тритида лития-6, далее природный уран. Точные массогабаритные данные и состав материалов питты до сих пор секретен.

    Испытание

    На Семипалатинском полигоне тем временем шла интенсивная подготовка опытного участка, на котором располагались различные постройки, регистрирующая аппаратура, военная техника и другие объекты. В общем было подготовлено:

    • 1300 измерительных, регистрирующих и киносъёмочных приборов;
    • 1700 различных индикаторов;
    • 16 самолётов;
    • 7 танков;
    • 17 орудий и миномётов.

    В общей сложности на поле имелось 190 различных сооружений[2]. В этом испытании впервые были применены вакуумные заборники радиохимических проб, автоматически открывавшиеся под действием ударной волны. Всего к испытаниям РДС-6с было подготовлено 500 различных измерительных, регистрирующих и киносъёмочных приборов, установленных в подземных казематах и прочных наземных сооружениях. Авиационно-техническое обеспечение испытаний — измерение давления ударной волны на самолёт, находящийся в воздухе в момент взрыва изделия, забор проб воздуха из радиоактивного облака, аэрофотосъёмка района и др. — осуществлялось специальной лётной частью. Подрыв бомбы осуществлялся дистанционно, подачей сигнала с пульта, который находился в бункере[3].

    Было решено произвести взрыв на стальной башне высотой 40 м, заряд был расположен на высоте 30 м. Радиоактивный грунт от прошлых испытаний был удалён на безопасное расстояние, специальные сооружения были отстроены на своих же местах на старых фундаментах, в 5 м от башни был сооружён бункер для установки разработанной в ИХФ АН СССР аппаратуры, регистрирующей термоядерные процессы.

    Сигнал на подрыв был подан в 7.30 утра 12 августа 1953 года[3]. Горизонт озарила ярчайшая вспышка, которая слепила глаза даже через темные очки. Мощность взрыва составила 400 кт, что в 20 раз превысило энерговыделение первой атомной бомбы. Советский физик Харитон проанализировав испытание, заявил, что на долю синтеза приходится около 15-20 %, остальная энергия выделилась за счет расщепления U-238 быстрыми нейтронами[3]. В бомбе РДС-6с впервые было использовано «сухое» термоядерное горючее, что является серьёзным технологическим прорывом[2].

    По результатам испытаний в радиусе 4 км, кирпичные здания были полностью разрушены, на расстоянии 1 км, ж/д мост со 100 тонными пролётами, был отброшен на 200 м.[5]

    Уровень радиации в облаке на высоте 3000 м после 20 мин. 5,4 Р/ч, на высоте 4000-5000 м после 1 часа 04 мин 9 Р/ч, на высоте 8000 м после 33 мин 360 Р/ч, на высоте 10000 м после 45 мин 144 Р/ч., длина полосы загрязнения с дозой свыше 1 Р после 30 мин составляла 400 км, ширина 40-60 км, на следующий день полоса длиной 480 км, шириной 60 км имела 0.01 Р/ч. Радиоактивное облако через 3 часа после взрыва, размерами 100 на 200 км, разделилось на 3 части, первая двигалась в направлении к оз. Байкал, здесь доза радиации не превышала 0.5 Р, средняя часть пошла в направлении Омска, максимальная доза составляла не более 0.2 Р, самая нижняя часть облака пошла по малому кругу вокруг Алтайского края в направлении Омска, Караганды и т. д. Максимальная доза в данном случае не превышала 0,01 Р.[6]

    Значение

    Испытание РДС-6с показало, что СССР впервые в мире создал компактное (бомба помещалась в бомбардировщик Ту-16) термоядерное изделие огромной разрушительной мощности. К тому времени США «имели в наличии» испытание термоядерного устройства размером с трехэтажный дом. Советский Союз заявил, что тоже обладает термоядерным оружием, но в отличие от Соединенных Штатов, их бомба полностью готовая и может быть доставлена стратегическим бомбардировщиком на территорию противника. Американские эксперты оспаривали это заявление, основываясь на том, что советская бомба не являлась «правильной», так как сконструирована не по схеме радиационной имплозии (схема «Теллера-Улама»)[7]. Однако до 1954 года в арсенале у США не имелось транспортабельных термоядерных бомб. Первое испытание термоядерной бомбы, созданной по схеме Теллера-Улама (РДС-37), СССР провел 22 ноября 1955 года на Семипалатинском испытательном полигоне. Как и в РДС-6с в качестве термоядерного горючего использовался дейтерид лития-6[8].

    После успешного испытания многие конструкторы, исследователи и производственники были награждены орденами и медалями[2]. Главный идеолог первой водородной бомбы А.Д.Сахаров сразу стал академиком АН СССР. Ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда и лауреата Сталинской премии. Звание Героя Социалистического Труда во второй раз было присвоено Ю. Б. Харитону, К. И. Щёлкину, Я. Б. Зельдовичу и Н. Л. Духову. Звание Героя Социалистического Труда также было присвоено М.В.Келдышу, который обеспечивал математическое обеспечение работ по созданию водородной бомбы.

    См. также

    Примечания

    Ссылки

    dic.academic.ru

    2 — это… Что такое РДС-2?

    РДС-2 — советская атомная бомба имплозивного типа второго поколения, разработанная как авиабомба для тяжёлых стратегических бомбардировщиков Ту-4 и Ту-16. Период эксплуатации — начало 1950-х.

    Разработка

    Бомба изначально проектировалась в конструкторских бюро Арзамаса-16 (Саров) по пушечной схеме, и должна была быть копией американского «Little boy», но позже было решено остановиться на улучшенном имплозивном варианте заряда с принципом левитации, когда между ядром делящихся материалов и темпером (отражателем от англ. «tamper») есть зазор, это усиливает сжатие ядра ударной волной в момент детонации ВВ, что увеличивает захват нейтронами делящегося вещества и соответственно увеличивает мощность ядерного взрыва). В бомбе использовалось ядро из 239Pu, в конструкции РДС-2 был сохранён один из главных геометрических параметров заряда РДС-1 — внешний радиус сферического заряда ВВ (смесь тротила с гексогеном в соотношении 1:1). По открытым данным иностранной печати, внутри плутониевого ядра заряда была полость (пустота) куда помещался тритий, что также усиливало взрыв за счёт реакции синтеза.

    Подготовка к испытаниям

    Испытание РДС-2 проводили на Семипалатинском полигоне П-1 опытного поля на том же самом месте, где двумя годами ранее, была взорвана РДС-1. Для этого разрушенные сооружения предыдущим ядерным взрывом были полностью восстановлены. Поле вокруг испытательной вышки в радиусе до 10 километров было оснащено различной измерительной аппаратурой. По секторам поля на различных дистанциях от его центра были размещены самолеты, танки, пушки, бронетехника, палубные надстройки эсминцев, торпедные аппараты, мины, склады боеприпасов, другое военное имущество.

    Перед испытаниями был поставлен вопрос: Как испытывать бомбу, как в случае РДС-1 на вышке, или путем сбрасывания с самолёта? На заседании научно-технического совета, группа учёных во главе с Ю. Б. Харитоном требовала провести испытание на вышке с целью более детального изучения протекающих процессов в момент ядерного взрыва. Руководители атомного проекта во главе с И. В. Курчатовым настаивали на проведении воздушного испытания, так у СССР было бы проведено испытание боевой атомной бомбы. В итоге приняли решение испытывать РДС-2 на вышке, а РДС-3, несколькими неделями позже, сбросив её с бомбардировщика Ту-4. В целях безопасности, перед испытанием, как и в случае с РДС-1, сборку изделия проводили в цеху построенном перед испытательной вышкой. Заряд был установлен на 37-метровой стальной вышке, аналогичной использованной при испытаниях РДС-1, с установкой её на 30 метровой отметке.

    Испытание

    Утром 24 сентября 1951 года примерно за 1,5 мин до детонации заряда, в строго рассчитанное время над местом испытаний, на высоте 10 км пролетал бомбардировщик Ту-4, который подал радио сигнал на командный пункт для включения автомата подрыва. Таким образом разыгрывалась ситуация как если бы это — с него сбрасывали бомбу. Так подтвердилась возможность Ту-4 как носителя атомной бомбы, и его безопасности в случае применения этого оружия. Мощность взрыва составила 38 килотонн, что, примерно, в 1,9-2 больше чем при взрыве РДС-1. Вспышку взрыва наблюдали на расстояние 170 км от эпицентра взрыва, там же был слышен звук взрыва. На дальности 600 м было разрешено находиться не более 30 минут, об этом свидетельствовал установленный красный флаг. Это было второе ядерное испытание на счету СССР.

    Бомба была пущена в серийное производство, но не принята на вооружение. Также РДС-2 была применена на Тоцких учениях путем сбрасывания её с бомбардировщика Ту-4, и подрыва на высоте 350 м.

    См. также

    Ссылки

    dic.academic.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *