Чем отличается метан от пропана
Метан (CH4) и пропан (C3H8) – органические вещества класса алканов, простейшие углеводороды, природные газы. Метан и пропан отличаются длиной цепи, количественным составом молекул и свойствами.
Определение
Метан – первый представитель ряда насыщенных углеводородов. Он основная составляющая рудничных, болотных, природных и попутных нефтяных газов. Метан выделяется в процессе постепенного медленного разложения органических остатков под действием существенных температур, давлений и микроорганизмов, без доступа воздуха.
Метан плохо растворим в воде и прочих жидкостях (кетонах, альдегидах, низших спиртах). Однако он поглощается твердыми адсорбентами, к примеру, активированным углем, и углеводородами. У него обнаружена наименьшая способность сорбироваться, поэтому это свойство успешно используют для очистки метана от других газообразных примесей.
Пропан – принадлежит к классу алканов. Он обнаружен в природном газе, образуется при разделении «жирного» природного и попутного нефтяного газа, крекинге нефтепродуктов. Пропан, не обладающий цветом и запахом газ, малотоксичен и пожаро- и взрывоопасен, тяжелее воздуха.
к содержанию ↑Сравнение
Главное практическое отличие метана от пропана заключается в том, что метан обладает в 2,5 раза меньшей теплотой сгорания, чем пропан. Поэтому пропан, как топливо, гораздо эффективнее.
Метан существенно легче воздуха, чего не скажешь о пропане. При плохой изоляции метан утекает из системы и зависает в воздухе. При этом даже малейшее дуновение способствует его перемещению на значительные расстояния. Взрывоопасность метана в 2 раза больше, чем у пропана. Поэтому он более опасен для человеческой жизни.
Пропану присуще слабое наркотическое действие на живые организмы. Метан обладает наименьшей химической активностью. Метан с трудом конденсируется, а пропан легко сжижается холодной водой при соответствующем давлении. Для метана по сравнению с пропаном характерна наименьшая реакционная способность.
к содержанию ↑Выводы TheDifference.ru
- Пропан в качестве топлива более эффективен, чем метан.
- Метан инертнее пропана. Пропан активнее вступает в химические реакции.
- Пропан обладает наркотическим воздействием, а метан более взрывоопасен.
thedifference.ru
Сравнение двух видов ГБО: Пропан-бутан и Метан отличия и особенности установки
Здравствуйте. Сегодня на gboshnik.ru продолжим разговор о двух типах газового топлива и более детально сравним метан и пропан-бутан. Вы узнаете не только об отличиях между метаном и пропан-бутановой смесью, но и о технических особенностях этих двух типов топлива.
Как-то мы уже сравнивали пропан и метан в одной из статей, кому интересно вот ссылка. Однако тогда мы не углублялись в техническую составляющую и рассматривали исключительно отличия одного типа топлива от другого. Сегодня же поговорим о том, как отличается установка ГБО на метане от установки пропан-бутанового ГБО.
Как вы знаете, в качестве альтернативы бензину и солярке сегодня все чаще выступает газ, который стоит дешевле и позволяет неплохо экономить. Однако само газовое топливо, которое используется в автопромышленности, может быть двух видов: метан, а также пропан-бутановая смесь. Каждый тип топлива имеет ряд отличий, и как я уже говори, заключаются они не только в химическом составе, но и в оборудовании, которое необходимо для интеграции того или иного типа ГБО на тот или иной автомобиль. Об этом мы как раз сегодня и поговорим.
Пропан-бутан
Данный тип топлива чаще всего называют просто «Пропаном» или газом, подразумевая пропан-бутановую смесь. Это объясняется большой популярностью данного типа топлива и его доступностью по сравнению с метаном. Смесь пропана и бутана хранится в специальном резервуаре, который в большинстве случаев просто называют баллоном под давлением 16 атмосфер. Топливо находится в сжиженном состоянии, отсюда и название сжиженный нефтяной газ СНГ. Как уже понятно из расшифровки аббревиатуры СНГ — пропан-бутановая смесь является продуктом нефтепереработки. Октановое число пропан-бутана варьируется в диапазоне от 95 до 110. То есть, как вы понимаете, на данном топливе мотор будет работать с повышенной степенью сжатия. За счет последнего увеличивается КПД самого топлива, а также температурный режим двигателя. Стенки баллона, в котором хранится СНГ, имеют толщину порядка 3-х мм и вес в районе 30-40 кг, зависимости от того какой тип и объем баллона. Вместительность резервуара может достигать 120 л на авто с большим объемом двигателя, сам баллон может быть цилиндрическим или тороидальным. При использовании пропана расход топлива увеличивается примерно на 10-20%. Кроме того, из-за особенностей состава пропан-бутанового топлива мощность двигателя снижается примерно на 10-15%
Метан
Метан также называют сжатым природным газом СПГ так как он имеет природное происхождение. Этот газ не имеет запаха и цвета и является простейшим углеводородом. Из-за особых химических характеристик хранение данного газа в жидком состоянии невозможно. Этот тип альтернативного топлива для двигателей внутреннего сгорания используется реже нежели СНГ (пропан) по ряду причин, о которых вы скоро узнаете. Простые баллоны для метановой установки не подходят по той причине, что метан содержится в специальных резервуарах под высоким давлением порядка 220 атмосфер. Стенки такого баллона довольно толстые, от 0.6 см и толще. Для увеличения прочности используется бесшовная конструкция баллона. Вес такого баллона превышает 60 кг, а объем газа, который в них хранится, варьируется в диапазоне от 11 до 15 кубометров. Кроме того, баллоны для метана используются исключительно цилиндрические, тороидальные не подходят ни в коем случае. Отличается также и КПД топлива, на метане мотор сжигает на 10-20% больше нежели на бензине. То есть, в переводе на цифры получается, что 1 кубометр метана равен 1 литру бензина. Из-за чего на метановом ГБО принято использовать сразу несколько довольно громоздких баллонов. Снижение мощности при этом составляет порядка 20%, это объясняется тем, что метан имеет меньшую теплоотдачу, а при поступлении в двигатель занимает большой объем в цилиндрах. Отличия касаются также и степени сжатия, у СНГ приемлемым является соотношение 11:1, в то время как для СПГ этот показатель составляет — 13:1. При этом необходимо понимать, что существенное увеличение степени сжатия сделает невозможным использование бензина в качестве топлива.
Подача газового топлива осуществляется посредством мембранных редукторов, для пропана используются одноступенчатые редукторы, для метана — двух. Цена газовых редукторов примерно одинаковая, чего не скажешь о баллонах. Как я писал выше, для метана используется более прочный бесшовный баллон, цена которого может варьироваться в диапазоне от $400 до $800.
Коррекция зажигания. Для улучшения эффективности работы мотора при использовании ГБО применяют корректировку зажигания. Из-за более высокого октанового числа газовое топливо горит медленнее, а значит зажигать ее следует раньше. На ГБО 4 поколения используется специальное устройство под названием вариатор УОЗ, о котором я уже рассказывал в предыдущих своих статьях. Также может производиться перепрограммирование микроконтроллера. В карбюраторных ДВС производится ручная корректировка трамблера, он смещается на определенный угол.
Отличается также и установка пропан-бутанового ГБО и ГБО работающего на метане. В большей мере речь идет о безопасности. Так для метановых установок выносное заправочное устройство (ВЗУ) должно устанавливаться за пределами багажного отделения, то есть на внешней стороне кузова (как правило бампер). В то время как для пропана место ВЗУ может располагаться где угодно, в бампере, в лючке бензобака, в багажнике и т. д.
Большое внимание уделяется метановым газовым магистралям, которые должны проходить в специальных вентиляционных рукавах. Сам рукав должен оснащаться эжектором с выходом в забортное пространство. Магистрали должны быть оснащены деформационными навивками, которые позволяют предупредить разрыв, протирание от вибрации или деформацию в случае аварии.
Метановые баллоны крепятся максимально тщательно и надежно, в местах вероятных трений устанавливаются специальные мягкие прокладки.
Что касается пропан-бутана, здесь обязательно наличие мультиклапана, который выполняет сразу несколько функций: контролирует заполнение баллона, стравливает избыточное давление, а также выступает в качестве запорной арматуры. Баллоны должны регулярно проходить процедуру освидетельствования и располагаться вне краш-зоны. То есть в местах с наименьшей вероятностью повреждения в случае ДТП, как правило, это область заднего ряда сидений, багажник или место где располагается запаска.
На сегодня все. Как видите отличий между двумя типами газа довольно много и заключаются они даже не в химическом или молекулярном составе… Важно знать и понимать на каком именно газе ездит ваш автомобиль для того, чтобы знать на какой заправке вам заправляться, а также как именно и с какой частотой вам обслуживать ваш автомобиль.
Свои вопросы и пожелания вы можете оставить, используя форму для комментариев. Буду рад если вы дополните меня, в случае если я упустил какой-то важный момент. Всем пока, спасибо за внимание и до новых встреч на ГБОшнике.
gboshnik.ru
Каким газом заправляют автомобили, пропан и бутан в чем разница
С появлением двигателей внутреннего сгорания поиск экономных и экологичных видов топлива не прекращается. Углеводородные газы уверенно, постепенно занимают нишу в этой области.
Несколько десятилетий владельцев транспортных средств волнует вопрос: какой вид газа оптимально решает проблемы экономичности топлива, пропан-бутан или метан?
Для чего нужно знать особенности пропана и метана?
Когда-то наиболее экономичным топливом было дизельное. Водители выбирали автомобили с соответствующим двигателем либо выполняли переоборудование. Со временем стоимость дизельного горючего намного увеличилась, самым дешёвым современным способом экономии топлива стало использование газа.
Сегодня газовые автомобильные системы активно внедряются в автопарках коммерческих, производственных предприятий, бюджетных учреждений. Переводят на ГБО свои автомобили многие владельцы частных транспортных средств.
Подключился и автопром. Появляются модели марок машин отечественного и зарубежного производства, которые на конвейере оборудованы газобаллонной системой. Причины понятны — газ позволяет существенно экономить средства на заправках. Если для кого-то не важен финансовый вопрос, экологичность применения газового топлива не оставляет сомнений.
Какой газ лучше для авто — пропан-бутановая смесь или метан? У каждого претендента на замену бензина есть положительные и отрицательные стороны. Автовладельцы делают выбор, исходя из условий использования альтернативного топлива. Разобраться в эксплуатационных характеристиках пропана и метана, значит сделать осознанный, просчитанный во всех отношениях выбор для своего автомобиля.
Если принято решение об установке газовой системы, следует учесть ряд особенностей. Нужно знать, как правильно заправлять автомобиль, определиться, ГБО какого поколения и производителя приобретать, куда обращаться за установкой, какой вид газового топлива для авто выбрать. Для начала нужно разобраться: чем отличается пропан от бутана и метана?
Метан, пропан и бутан
Пропан-бутановое топливо — сжиженная газовая смесь, метановое горючее — сжатая субстанция. Два вида газового горючего имеют различия по составу, особенностям и специфике применения.
Углеводородный газ пропан имеет органическое происхождение. Является продуктом переработки нефтепродуктов либо выделенным компонентом природного газа.
Каким газом заправляют автомобили? Существуют две марки газовых смесей:
- Пропан бутан автомобильный, используется как транспортное топливо;
- Техническая пропан-бутановая смесь, для расхода в быту.
Потребительские свойства пропановому горючему придают следующим образом:
- газ подвергается процедуре тщательной очистки;
- пропан соединяют с этаном и бутаном, в сжиженном состоянии нагнетают в ёмкости с давлением 10-15 атм.
Таким образом, в состав горючего входят пропан и бутан разница у которых заключается в том, что первый — зимний газ, второй — летний.
Сжиженный бутан не работает на морозе. Чистому «зимнему» пропану противопоказано лето, высокая температура повысит давление в газовом баллоне.
По госту содержание бутана в топливной газовой смеси не должно быть более 60%, для северных регионов и зимой доля пропана не должна быть ниже 75%. Такая газообразная субстанция хорошо ведёт себя в цилиндрах двигателя автомобиля.
C3H8 тяжелее воздуха, становится взрывоопасным, вредным для человека, если концентрация превышает 2,1%.
Сжиженный нефтяной газ сохраняет газообразные свойства при нормальном температурном режиме, любом давлении. Тот факт, что пропан-бутан может сжижаться, позволяет загружать в автомобиль большие объёмы топлива, значительно увеличивая запас хода. Пропан авто не повредит, если будет высокого качества.
Метан газ — это углеводород, легче воздуха, практически не растворим в воде. Добывают газ из недр земли.
Чтобы попасть к потребителю, CH4 проходит несколько технологических этапов:
- Газ фильтруют.
- Дополняют одорантами.
- Метан сжимают компрессором до 200-250 атм.
- Автомобильную топливную смесь помещают в тяжёлые толстостенные резервуары повышенной прочности.
Взрывоопасным газ становится при концентрации в окружающей среде более 4,4%. Метан топливо имеет способность к накоплению в закрытых пространствах, быстро рассеивается. Стоит дешевле пропана, относится к самому чистому газовому топливу, в отличие от пропана, примесей в нём ничтожно мало, не требуется глубокая очистка.
На заметку! Влияние на человеческий организм метана минимально на открытых площадях из-за низкого веса.
В качественном компримированном метане не менее 90% природного газа.
Какое газовое горючее принесёт больше экономии автовладельцу?
Сравнительные характеристики метана и пропан-бутана:
- Установка пропанового газобаллонного оборудования обойдётся более чем в два раза ниже по цене.
- По стоимости топлива — метан гораздо дешевле пропан-бутана.
- Суг снижает показатели мощности автомобиля по сравнению с бензином до 3-5%, что проявляется на скорости от 140 км в час. Метан способен «ослабить» двигатель автомобиля до 20%. Современные поколения ГБО этот показатель нивелируют.
- По степени экологичности — у сжиженного газа больше примесей, пропан-бутан не относится к полностью безопасным веществам. Метановый газ отличается тем, что на данный момент это самый чистый топливный ресурс наряду со спиртовым, превосходит по безопасности электродвигатели.
- По весу газовых баллонов и объему горючего, у пропана-бутана, сжатого под невысоким давлением, явное преимущество, его объёма хватит на путь в три раза длиннее.
- Уровень взрывоопасности метана, который моментально рассеивается на открытом воздухе, в два раза ниже. Прочные метановые резервуары при аварии меньше подвержены деформации.
- По доступности заправочных азс — пропановые искать не нужно, они почти на одном уровне с бензиновыми. Метановые автозаправки — в крупных городах.
- Октановое число у пропан-бутановой смеси 100, у метановой 110.
Итоговая разница следующая: газ метан дешевле и безопасней, но дороже по монтажу и обслуживанию. Чтобы заправляться пропан-бутаном, не обязательно жить в большом городе. ГБО доступное по цене, баллоны более лёгкие, но газ более вредный и опасный.
Поэтому понятно, почему владельцы частных и коммерческих грузовых автомобилей останавливают выбор на метане. Машины не чувствуют веса баллонного оборудования, потеря мощности не чувствительна. Экономия на горючем существенная.
Почему выгодно заправлять авто газом
При всех достоинствах и недостатках, у разновидностей газового горючего есть общие «бонусы», привлекательные для автовладельцев:
- автогаз имеет более низкую стоимость относительно бензина;
- высокая экологическая составляющая, газ оказывает меньшее негативное воздействие на человека, токсичность газовых выхлопов незначительна;
- установка ГБО увеличивает запас гсм в автомобиле, если залить полный бак бензина и наполнить газовый баллон;
- использование газа в комплексе с бензиновым горючим замедляет износ деталей машины (эффективнее, если двигатель приспособлен к газу с завода).
Эти качества позволяют автовладельцам использовать газ вместо бензина, сеть агзс год от года расширяется.
Мнение о том, что газобаллонное оборудование способно выводить из строя верхнюю часть блока цилиндров двигателя внутреннего сгорания, справедливо, когда ГБО на автомобиль установлено кустарным способом.
Газовая система будет иметь статус отличной надёжности, полную безопасность, высокий кпд, если устанавливать её у профессионалов, заправлять автомобиль качественным газом, не игнорировать регулярное прохождение технического осмотра. Правильно выполненный монтаж газового баллона поможет избежать повреждения оборудования в ДТП.
На заметку! Что касается утечек газа, то добавленные в газ меркаптаны с характерным запахом позволят сразу заметить дефекты в системе.
progbo.com
Что лучше для двигателя пропан или метан и чем они отличаются?
Попытки создать двигатель для автомобиля, работающего на газовом топливе, делались ещё в 30-х годах прошлого века. Начиная с его середины, по мере увеличения надёжности устанавливаемого оборудования, переход с бензина на газ стал завоёвывать всё большее количество сторонников.
Теперь никого не удивишь наличием ГБО на автомобиле, более того, крупные автопроизводители запускают целые линейки не только грузовиков и автобусов, но и легкового транспорта использующего газ как топливо. Существует два его вида пропан и метан.
Пропан
Относящийся к классу «алканов» газ пропан не существует в самостоятельном виде в природе. Он входит в состав нефти, сопутствующих её добыче попутных газов, насыщенного природного газа. Газ получается в процессе их высокотемпературной переработки. Пропан — это углеводородное соединение, которое тяжелее воздуха, легко воспламеняется, при концентрации выше 2.1% взрывоопасно.
Газ не имеет цвета и запаха, при вдыхании способен оказать воздействие на нервную систему схожее со слабым наркотическим опьянением. Для контроля возможной утечки, в газ добавляются компоненты, дающие ему характерный запах.
Для использования в качестве топлива для автотранспорта, пропан смешивается с бутаном или этаном. Смесь содержится в жидком виде под давлением 10-15 атмосфер в баллонах. Газы смешиваются для получения октанового числа 100. Процентное содержание газов в смеси зависит от времени года: в холода больше пропана, а в жару бутана. Баллон может быть любой формы, так как нет ограничений из-за сравнительно невысокого давления, оказываемого на его стенки.
Для двигателя объёмом 1.6 л и установленным ГБО 4-го поколения средний расход газа на 100 км составит от 11 до 13 л. При монтаже оборудования 5-6 поколения расход может быть снижен до 8-10 л на 100 км. На одной заправке в среднем можно проехать 600-800 км. Неприятным моментом есть то, что использование пропана может приводить к проблемам с клапанами.
Метан
Относящийся к простейшим углеводородам газ метан существует в природе в чистом виде с небольшими примесями. Его добыча ведётся из подземных месторождений, с последующей процедурой очистки от примесей.
Метан легче воздуха, мало растворим в воде, легко воспламеним, при концентрации свыше 4.4% взрывоопасен. Из-за своей летучести может концентрироваться исключительно в замкнутых объёмах. Газ не имеет цвета и запаха, поэтому в него добавляют специальные ароматические компоненты для контроля возможной утечки.
Чтобы использовать, как топливо для автотранспорта метан сжимается до 200-250 атмосфер и помещается в довольно тяжелые баллоны повышенной прочности. В них он находится в газообразном состоянии. Из-за внушительного давления баллон должен быть определенной формы и толщины стенок. Октановое число у метана 110.
Для двигателя объёмом 1.6 л средний расход газа на 100 км составит от 11 до 12 л. На одной заправке среднего по размеру баллона автомобиль сможет проехать 250-350 км. Положительным моментом есть минимальный износ деталей двигателя при работе на метане.
Общие черты обоих газов
Во-первых, пропан и метан как топливо для транспорта значительно дешевле бензина и дизтоплива. Во-вторых, они экологически менее опасны — содержание вредных веществ в выхлопных газах несравнимо меньше чем у нефтепродуктов. В-третьих, можно заправить большой объём и тем самым повысить количество пройденных километров до следующей заправки. В-четвёртых, износ деталей двигателя меньше чем при работе на бензине и солярке, особенно если последний специально спроектирован под газовое топливо.
Чем отличаются метан и пропан, как автомобильное топливо?
Сравнивая оба вида газового топлива можно сделать вывод о том что:
- Пропан существенно дороже метана.
- Метан находится под значительным давлением, поэтому ГБО для его использования имеет особые требования по прочности и форме.
- Из-за меньшего давления стоимость ГБО для использования пропана почти на 70% дешевле.
- Применение пропана ведёт к меньшей потере мощности двигателя (3-5%), по сравнению с метаном (20-30%)
- Использование метана более экологично, так как он является природным газом, практически не имеет загрязняющих атмосферу выбросо.
- Вес ГБО для метана (65-130 кг) значительно больше, чем для пропана (20-30 кг),
- Метан менее взрывоопасен из-за своей летучести и необходимости большей концентрации (4.4% против 2.1%)
- Метановые заправки встречаются очень редко в отличие от заправок пропаном, которых становится всё больше.
Какое и почему топливо выбрать?
Пропан и метан обладают своими преимуществами и своими недостатками. Рассматривая проблему выбора с финансовой точки зрения, может показаться, что выгоднее устанавливать ГБО для метана, поскольку из-за дешевизны топлива стоимость установки скоро окупится.
Целесообразна установка такого оборудования на грузовом и пассажирском транспорте из-за наличия места для его установки, большей грузоподъёмности и безопасности эксплуатации. Но пока непреодолимой проблемой является мизерное количество пунктов заправки. Имея на автомобиле такое оборудование, встает вопрос о возможности длительных путешествий.
Сделав свой выбор в пользу ГБО для пропана налицо ряд преимуществ. Это меньший вес и габариты самой установки, форма баллона, который можно установить в нишу для запасного колеса, оставив тем самым вместимость багажника без изменений. Это всё больше расширяющаяся сеть заправочных станций, снимающая вопрос о пополнении запасов топлива.
Это небольшая потеря мощности двигателя, а с учетом постоянного совершенствования оборудования эта проблема вообще может исчезнуть. Но есть и негативные стороны. Это более низкая безопасность эксплуатации, стоимость топлива и, наконец, более агрессивное воздействие на детали двигателя.
vchemraznica.ru
Пропан или метан? Особенности и отличия
При установке ГБО, многие задаются вопросом, чем отличается метан и пропан, есть ли разница в оборудовании и что лучше именно для них.В этом вопросе нет ничего сложного, достаточно одного раза, чтобы разобраться в данных различиях и понять, какой вариант подойдет для установки на ваше авто.
ОТЛИЧИЯ МЕТАНА И ПРОПАНА
Прежде всего, стоит понимать, в чем отличия метана и пропана.
• Пропан, или пропан-бутан является синтетическим газом, получаемый путем переработки нефтепродуктов. Он имеет сжиженное рабочее состояние и давление до 20 атмосфер.
• Метан – это природный газ, который хранится в газообразном состоянии под высоким давлением в 200-250 атмосфер.
Соответственно, нагрузка на оборудование, а именно на баллон и редуктор, довольно разная. От этого зависит качество работы системы и безопасность ее использования.
ОТЛИЧИЯ РЕДУКТОРОВ
Например, редуктор пропан бутан, будет иметь менее толстые стенки и выполнен в более упрощенном варианте, потому как газ, поступающий во внутрь, имеет более низкое давление. Он имеет двухкамерную структуру, сначала испаряя газ, после чего происходит понижение давления.
Если рассматривать авто редуктор метан, его конструктивные особенности отличаются от пропанового более сложной, трехкамерной структурой, что связано с постепенным снижением давления в каждой камере. Его компоненты выполнены из более прочного материала, который обеспечивает надежную долговечную работу в условиях высокого давления газа.
Выбрать редуктор: https://goo.gl/DxtN2J
БАЛЛОНЫ НА ПРОПАН И МЕТАН
На рынке ГБО существует два вида газовых баллонов: цилиндрические и тороидальные. Они различаются между собой формой и особенностями конструкции.
Для метановых систем подходят исключительно цилиндрические баллоны. Они выполнены таким образом, что не имеют швов, это делает их более прочными и исключает возможность протечки. Кроме того, толщина металла немного больше, чем у пропановых баллонов. Объем может варьировать от 20 до 200 л.
Для использования пропана подходят как цилиндрические, так и тороидальные баллоны. Разница заключается в следующем:
• Объем тороидальных от 33 до 94 л, а цилиндрических – от 20 до 200 л.
• В пропановых баллонах считается литраж, а в метановых – куб. м. Это значит, что объем баллона необходимо поделить на коэффициент 4.2, чтобы понять, сколько куб. м газа помещается в баллоне. Важно учитывать тот момент, что при разных температурах это число будет отличаться – чем ниже температура, тем больше сжимается метан, и наоборот.
Выбрать баллон: https://goo.gl/2tYVar
ЗАПРАВОЧНЫЕ СТАНЦИИ
Перед установкой стоит ознакомиться с количеством тех или иных заправочных станций в вашем регионе. Где-то более распространены метановые заправки, а где-то – пропановые.
Выбрав нужный вид топлива, вы можете приобрети качественное газовое оборудование в Milano Ukraine. Мы даем гарантию 1 год на все комплектующие. Экономьте вместе с нами, используя газ.
mln.com.ua
Метановые баллоны — в чем их особенность, чем отличаются от пропановых и почему так дорого?
Про отличия метана от пропана я уже однажды рассказывал, также были посты о том, какое ГБО выбрать лучше — метан или пропан. Сегодня расскажу вам, дорогие читатели ГБОшника, о том, в чем заключается особенность баллонов для метана, какие отличие между метановыми и пропановыми резервуарами для хранения газа, а также отвечу на вопрос почему цена баллона под метан такая «колючая».
Я не буду сейчас вдаваться в подробности и рассказывать, чем отличаются эти газы и ГБО под них, об этом уже писал, вместо этого сразу перейду к основным отличиям баллонов под метан и пропан-бутан.
Прежде всего отличается способ хранения этих газов, метан хранится в сжатом газообразном состоянии, а пропан в жидком (сжиженном). Со вторым все понятно, а вот с первым не все так просто. Давление, под которым находится метан в баллоне (250 Bar) более чем в 15 раз превышает давление пропана, следовательно, требования к прочности у резервуаров — разные. Именно прочность и является тем основополагающим фактором, который в конечном итоге сказывается на высокой стоимости метанового баллона.
Метановые баллоны, как правило, всегда одной формы — это вытянутый цилиндр, со скругленными торцами, это напоминает сигару или снаряд. Еще одной особенностью метановых баллонов для ГБО на авто является то, что они бесшовные, то есть не имеют сварных швов. Такое решение обеспечивает резервуару большую прочность и обеспечивает необходимую сопротивляемость. Согласно нормам, баллон под метан должен выдерживать давление, которое в полтора раза превышает рабочее. На всех этапах создания баллоны подвергаются серьезным тестам, а само производство осуществляется под жестким контролем. После завершения всех испытаний изделие получает специальный сертификат, под названием «протокол испытаний». В нем указаны параметры баллона, а также вид и особенности испытаний, которым последний подвергался.
Срок службы метанового баллона довольно большой, при условии правильной эксплуатации и хранения. Однако несмотря на это, согласно регламенту, метановые баллоны подлежат обязательной проверке каждые 5 лет. Баллоны по истечению этого периода демонтируются и подвергаются повторным испытаниям на прочность и исправность. После этого, на основании проведенных тестов выносится вердикт, о возможности дальнейшего использования такого баллона.
Как и пропановые баллоны, баллоны под метан оснащены электромагнитным клапаном, который имеет запорный клапан, способный выдерживать высокое давление не ниже рабочего. Такой клапан соединяется с газопроводом для заправки баллона и может использоваться в качестве ВЗУ. Сам клапан располагается в защитном прозрачном кожухе, что помогает понять в каком положении находится рукоятка (откл. или закр). Кожух непроницаем и связан с внешней частью авто посредством двух гофр. Помимо этого, он выступает в качестве барьера, в случае утечки газа в точке соединения баллона и клапана. Такая система исключает возможность проникновения метана в салон автомобиля или в багажник. Кстати, установка метановых баллонов в салоне общественного транспорта — запрещена.
Разновидности метановых баллонов
Существует несколько вариантов исполнения баллонов для метана, форма практически всегда одна — сигарообразная, а вот материалы бывают разные. От металла до сложных многокомпонентных составов.
Цельнометаллические резервуары для метанового топлива, как правило, наиболее доступные по цене. Они выполнены по классической технологии, однако имеют ряд недостатков. Прежде всего — это толщина стенок и как результат вес такого баллона. Высокое давление требует большой прочности, которую удается достичь путем повышения толщины стенок резервуара. Такие тяжелые баллоны не подходят для легковушек, а также владельцев, которые преследуют цель снизить расходы на топливо. Как правило, такие баллоны ставят на тяжелый транспорт, а также автобусы и коммерческий транспорт, который перевозит груз. Для таких автомобилей лишних 200-300 кг большой нагрузки не несут.
Второй тип — баллоны под метан из композитных материалов. Такие баллоны изготавливаются по сложнейшей технологии, с использованием синтетических волокон, пластика или композитных смол. Преимущество этого типа резервуаров в том, что они гораздо легче по сравнению с металлическими аналогами, при этом они не уступают металлическим собратьям по прочности. Главным недостатком является цена. За такой легкий метановый баллон придется выложить от 300 долларов и выше. Можете подсчитать во сколько обойдется метановое ГБО, если одних только баллонов придется поставить не менее 2-3 штук по цене 300 долларов. Справедливо отметить тот факт, что в большинстве случаев именно емкости под метан, а также их колючая цена, становятся причиной отказа от этой альтернативы бензину.
Другие детали баллона под метан
Запорный клапан. Специальный клапан трехходового типа, который имеет прочный латунный корпус высокой сопротивляемости, служит для предотвращения утечки газа в случае такой необходимости. В зависимости от количества баллонов вентили могут быть различного типа, а именно: двухходовый (для заправки метана в один баллон с разрывным диском или без), а также трехходовый (для заправки газа в несколько емкостей с разрывным диском или без). Есть также разновидности вентилей, оснащенных клапаном безопасности, который прекращает подачу газа в случае разрыва магистрали высокого давления.
Магистраль высокого давления
Подача газа осуществляется по трубопроводу высокого давления. Сама магистраль представляет собой металлический рукав, выполненный из мягкой стали. Магистраль может соединять различные узлы системы, например, редуктор, запорный клапан, а также заправочный клапан и т. д. Соединение узлов осуществляется посредством специальных муфт, сварка и прочие методы пайки недопустимы. Давление, которое обязана выдерживать магистраль, должно быть выше рабочего, то есть не менее 300 Bar. на протяжении 1 минуты.
Защитный кожух (крышка)
Запорный клапан прикрывает защитный кожух, который кроме прочего является защитным барьером на случай аварийной утечки газа. Кожух выполнен из прочного прозрачного материала, который позволяет увидеть в какой позиции находится клапан, а также выполнять переключение режимов (закрыт/открыт) при помощи специальной рукояти.
gboshnik.ru
Природный газ – это пропан или метан
Природный газ – это пропан или метан
- Опубликовано: 06.03.2018 02:57
День добрый дорогие посетители нашего сайта. А вы знали, что в качестве топлива для газовых систем может использоваться разный газ – метан, пропан, бутан или изобутан.Использование природного газа (или метана) осуществляется в системах централизованного газоснабжения, использование пропана и бутана – в автономных системах.
Природный газ – это метан, имеющий формулу СН4 и являющийся бесцветным газом. Природный газ метан не имеет запаха, поэтому для того, чтобы человек мог самостоятельно обнаружить утечку газа и принять необходимые меры, в состав метана добавляют примеси с характерным запахом.
Критическая температура метана равна -82,5оС (это температура, при которой возможен переход природного газа в жидкое состояние при дальнейших манипуляциях с давлением метана). А температура кипения метана составляет -161,5оС – это температура при которой природный (натуральный) газ точно переходит в жидкое состояние из газообразного.
Пропан – это газ из группы алканов (углеводородов, ряд которых описывается формулой СnН2n+2), имеющий формулу С3Н8. Как и в случае с метаном, газ пропан не имеет цвета и запаха, однако, как и метан, этот газ при высоких концентрациях способен нанести вред самочувствию и здоровью человека, а при определенных концентрациях метана и пропана возможен взрыв.
Поэтому производство пропана, как и метана, сопровождается добавлением реагентов с характерным запахом. Температура кипения пропана равна -43оС. Если с понижением температуры может быть сжижен метан, то пропан можно сжижать более дешевыми способами – через компрессию (повышение давления).
Бутан – это так же газ из группы алканов, имеющий формулу С4Н10, бесцветный, как пропан или метан, и не имеющий запаха. Как и в другой газ, метан или пропан, производство бутана сопровождается применением реагентов с запахом. Что радикально отличает от перечисленных алканов этот газ – это температура кипения бутана, равная -0,5оС. Что накладывает определенные ограничения на его применение в качестве топлива. Другие газы – это пропан и метан – без проблем использующиеся при минусовых температурах в качестве топлива, дополняют бутан в составе горючих газов. Так, в качестве компонентов сжиженного углеводородного газа используются пропан и бутан (или изобутан).
Разница в физических свойствах газов накладывает следующие ограничения на применение бутана и пропана по отдельности:
Сжиженный бутан не может использоваться в качестве топлива при отрицательных температурах (так как отопление помещений должно происходить при помощи доставки в газовый котел бутана в газообразном состоянии)
- Пропан не может использоваться при высокой температуре (пропан в условиях жаркого климата чрезмерно расширяется и оказывает повышенное давление на стенки емкости, в которой хранится).
ГОСТ 20448-90 «Газы углеводородные сжиженные топливные для коммунально-бытового потребления» запрещает самостоятельное использование бутана или пропана в системах газификации, а также устанавливает ограничения на то, как бутан или пропан (в процентном соотношении) могут быть использованы в смеси – содержание первого не должно превышать 60%. В зимнее время пропан в смеси для севера России допускается в количестве не менее 75% от общего объема смеси газов.
На сегодня все, дорогие читатели, наша команда ГазЭкоСеть желает Вам хорошего дня и прекрасного настроения.
www.gazekoset.ru