Ремонт рулевого управления автомобиля Урал
Рулевое управление автомобиля Урал
После окончания сборки рулевого механизма проверить легкость вращения вала рулевого управления, крутящий момент должен быть не более 1,2 кгс-м.
Разбирать узлы и механизмы рулевого управления необходимо только в случае крайней необходимости. Работу должны выполнять квалифицированные механики в условиях полной чистоты.
Разборку рулевого механизма рекомендуется выполнять в следующем порядке:
- снять рулевую сошку, опорные шайбы, набивку сальника скользящей вилки карданного вала, крышку корпуса золотника, отвернув болты;
- вынуть радиальный подшипник и снять замковое и уплотнительное кольца, выпрессовать сальник при помощи выколотки;
- выпрессовать наружную обойму подшипника из крышки, снять уплотнительное и опорное кольца плунжеров;
- повернуть вал рулевого механизма в крайнее левое положение и, отогнув усики стопорной шайбы, отвернуть гайку, снять стопорные шайбы и отвернуть гайку;
- снять упорный подшипник, подвижное кольцо плунжеров и крышку.
- снять корпус золотника вместе с плунжерами и золотником, уплотнительное кольцо, кольца плунжеров, упорный подшипник, после чего вынуть плунжеры и реактивные пружины. Плунжерные пары разметить;
- снять боковую крышку, стараясь не повредить уплотнительную прокладку, регулировочные шайбы 6 и вынуть червячный сектор из картера;
- вынуть через гнездо нижнего подшипника вал рулевого механизма вместе с червяком и подшипником, затем отвернуть гайку и контргайку крепления червяка;
- снять с вала рулевого механизма нижний подшипник, уплотнительное кольцо, кольцо сальника, распорную втулку, упорное кольцо, после чего выпрессовать червяк;
- выбить заглушку, снять замковое кольцо, вынуть наружную обойму подшипника, выпрессовать сальник с упорной шайбой;
- снять замковое кольцо выпрессовать сальник вала сектора и игольчатые подшипники с распорной втулкой, вынуть наружную обойму подшипника, вывернуть пробку обратного клапана, вынуть пружину и шарик.
Учитывая, что безопасность эксплуатации автомобиля в значительной мере зависит от технического состояния рулевого управления, детали при наличии износа или повреждения, как правило, не ремонтируют, а выбраковывают и заменяют новыми.
Если осевое перемещение вала сектора в крайних положениях меньше, чем в среднем положении, или заметен износ конусных шлицев вала сектора, заменить червяк и сектор. Замену производить только комплектно.
Гидравлический распределитель рулевого механизма требует ремонта или замены при тугом перемещении или заедании золотника в корпусе, при наличии задиров на рабочих поверхностях золотника и его корпуса. Зазор в сопряжении золотник-корпус не должен превышать 0,03 мм, а в сопряжении плунжер-корпус золотника — 0,04 мм.
Корпус золотника, золотник и плунжеры подбирают на заводе индивидуально, поэтому при повреждении или износе одной из указанных деталей следует заменить гидравлический распределитель в сборе.
Трубопроводы должны быть очищены, промыты керосином, продуты сжатым воздухом и осмотрены. При наличии повреждений трубопроводы заменяют. Все трубопроводы, а также шланги высокого давления необходимо проверить на герметичность давлением масла 100 кгс/см2. При установке трубопроводы необходимо закрепить, не допуская вибрации и контакта их с подвижными деталями автомобиля.
Собирать рулевой механизм в порядке, обратном разборке. При этом необходимо обращать внимание на следующее.
Если рулевой механизм смонтирован правильно, зазор между упорным штифтом в картере и ниткой червяка должен быть 0,20-0,45 мм. Зазор проверяют щупом. На новом рулевом механизме зазор между торцом червячного сектора 18 и упорным штифтом 4 должен быть 0,37-0,67 мм. В процессе эксплуатации этот зазор изменяется из-за износов пары червяк-сектор и прогиба вала червяка и сектора. Полное отсутствие указанного зазора недопустимо. Этот зазор не может быть измерен непосредственно на рулевом механизме, поэтому его величину определяют при сборке рулевого механизма по следующим признакам:
торец штифта должен выступать над плоскостью боковой крышки на 1,15-1,35 мм. Толщина прокладки должна быть 0,8 мм.
Червяк напрессовывать на вал. Червячный сектор устанавливать в картер рулевого механизма.
Гайку затягивать с приложением момента 2,5-3,5 кгс-м, а контргайку — с приложением момента 5- 7 кгс-м.
В правильно собранном золотниковом устройстве зазор между торцевыми поверхностями подвижного кольца 37 и корпусом распределителя должен быть 1,08-1,20 мм. Для проверки этого зазора вал рулевого управления вывернуть до упора по часовой стрелке. Общее перемещение золотника между крайними положениями относительно корпуса должно быть 2,16-2,40 мм. Момент затяжки болтов крепления корпуса золотника и крышки 4,5-5,0 кгс-м.
Рулевую сошку установить по меткам. Распределительное устройство после окончательной сборки с рулевым механизмом проверить на герметичность давлением масла 100 кгс/см2. Для этого к распределительному устройству подключить силовой цилиндр и, создавая сопротивление на штоке, довести давление до требуемого. Я Утечки масла в плоскостях разъема и болтовых соединениях не допускаются. Разборка, контроль деталей и сборка насоса гидроусилителя.
Разборка. Закрепить насос в тиски, отвернуть гайку-барашек, спять крышку с уплотнительным кольцом, заливной фильтр с обоймой и сетчатый фильтр. Отвернуть болты крепления бачка с коллектором и снять бачок и коллектор с уплотнительными прокладками. Снять держатель магнита с магнитом.
Установить насос вертикально, шкивом вниз. Снять крышку вместе с уплотнительным кольцом и перепускным клапаном.
Вынуть перепускной клапан из крышки, закрепить его в тиски с прокладками из мягкого металла, вывернуть седло предохранительного клапана с регулировочными прокладками, вынуть предохранительный клапан и направляющий стержень с пружиной.
Обернув ротор салфеткой и придерживая лопасти от выпадания из пазов, снять ротор со шлицев вала. Расшплинтовать и отвернуть гайку крепления шкива, спрессовать шкив с вала, снять конусную втулку, вынуть шпонку из паза вала.
Снять стопорное кольцо подшипника с помощью круглогубцев и выпрессовать из корпуса насоса подшипник в сборе с валом оправкой под прессом. Спрессовать с вала подшипник и снять упорную шайбу. Вынуть из гнезда корпуса проставку и сальник, выпрессовать игольчатый подшипник.
Контроль деталей. Детали, входящие в комплекты ротор-статор-лопасти и крышка насоса-золотник перепускного клапана подбирают на заводе по группам, поэтому при разборке эти комплекты нарушать нельзя, а при повреждении или износе одной детали заменяют весь комплект.
Наличие на торцевых поверхностях корпуса распределительного диска, а также на роторе, статоре и лопастях забоин, заусенцев и задиров недопустимо.
Собирать насос гидроусилителя в порядке, обратном разборке. При этом обратить внимание на следующее.
Детали насоса должны быть чистыми. Внутренние каналы и отверстия деталей промыть и продуть сухим сжатым воздухом. Не допускается протирка деталей во избежание засорения каналов. Лопасти насоса должны перемещаться в пазах ротора без заеданий.
При сборке все сопрягаемые поверхности деталей насоса смазать маслом, применяемым для гидроусилителя. Статор на корпус насоса устанавливать по меткам, нанесенным при разборке.
При сборке предохранительного клапана необходимо проверить его работу. При подводе масла к каналу предохранительный клапан должен открываться под давлением 65-70 кгс/см2 и пропускать непрерывную струю. Давление регулируется изменением количества прокладок.
При закрытом отверстии и давлении в полости нагнетания 60 кгс/см2 утечка масла через отверстие должна быть не более 150 см3/мин. Перепускной клапан должен открываться при давлении 1,2-1,8 кгс/см2; проверяется при закрытом отверстии и открытом отверсти. Температура масла при испытаниях должна быть 20-25° С.
После пробега 1000 км необходимо снять с насоса батистовый фильтр.
Разборка, контроль деталей и сборка рулевых тяг.
Разборку выполнять в следующей последовательности:
- отвернуть стяжные болты, отсоединить наконечники от тяг, вывернуть пресс-масленки и, вынуть стопорное кольцо из наконечника при помощи круглогубцев, предварительно сжав пружину;
- снять заглушку, пружину и обойму, вынуть верхний вкладыш и шаровой палец, выпрессовать из головки наконечника нижний вкладыш.
Контроль деталей. Шарниры рулевого привода требуют ремонта или замены, если в них обнаружен чрезмерный износ рабочих поверхностей. Свободный ход шарового пальца в шарнирах тяг устраняют установкой металлической прокладки толщиной до 2,5 мм между обоймой и верхним вкладышем. Если указанной толщины прокладки недостаточно для устранения свободного хода, то заменяют шаровой палец в комплекте с вкладышами. Заменять при большом износе только шаровой палец или вкладыши не рекомендуется, так как в этом случае нельзя получить хорошее сопряжение сферы пальца и вкладышей.
Собирают шарниры рулевых тяг в порядке, обратном разборке.
При установке рулевых тяг гидроусилителя на автомобиль корончатые гайки шаровых пальцев затягивать с приложением момента 15-20 кгс-м.
Разборка, контроль деталей и сборка гидроусилителя. Для разборки гидроусилителя необходимо:
- снять с шаровых пальцев детали уплотнения, снять хомуты, защитную муфту, отвернуть стяжной болт и вывернуть наконечник штока;
- отвернуть гайку наконечника, вывернуть наконечник цилиндра, вынуть кольцо, отвернуть гайку, выдвинуть поршень со штоком из цилиндра, вынуть нажимное кольцо, манжет, опорное кольцо и уплотнительное кольцо;
- снять уплотнительные кольца поршня, отвернуть гайку, выпрессовать поршень, снять опорные полукольца и вывернуть штуцеры.
Разборка шарниров наконечника аналогична разборке шарниров рулевых тяг.
Контроль деталей. Уплотнительные шевронные манжеты заменяют, если при затяжке подвижной гайки не устраняется течь масла по штоку. Уплотнительные резиновые кольца должны быть эластичными, без заметного износа.
Необходимо обратить внимание на состояние защитного чехла: при наличии порывов, трещин, затвердеваний чехол заменяют.
Цилиндр гидроусилителя при наличии износа и задиров можно хонинговать до размера не более 70,2 мм.
Прогнутость штока цилиндра недопустима.
Собирать гидроусилитель рулевого управления в последовательности, обратной разборке. При этом обратить внимание на следующее.
Рабочие поверхности штока и поршня должны быть соосны в пределах 0,05 мм. На заводе для обеспечения этого требования введена обработка поверхности поршня в сборе со штоком.
Уплотнительные манжеты устанавливать при помощи оправки.
Межцентровое расстояние между шаровыми пальцами (при полностью выдвинутом штоке) должно быть 730+5 мм.