ООО «Центр Грузовой Техники»

8(812)244-68-92

Выясняем причину проворачивания шатунных вкладышей

Часто можно услышать в диалогах водителей и механиков – как новичков, так и бывалых – интересные фразы: «Стучит движок!» или «Крутануло вкладыш!» Ну и, разумеется, все понимают, что разговор зашёл об аварийной ситуации в двигателе внутреннего сгорания, а точнее о том, что из строя вышли коренные или шатунные подшипники скольжения коленвала. Это очень серьёзное происшествие, которое случается с двигателем достаточно часто, и винят обычно во всём этом некачественное моторное масло. Мол, куплено было масло непроверенного производителя, поэтому и произошла такая неприятность. Но по правде говоря, существует множество причин, не связанных напрямую с моторным маслом, по которым выходят из строя подшипники коленчатого вала.

  • Что такое шатунные вкладыши коленвала?
  • Причины проворачивания шатунных вкладышей коленвала
  • Как поставить вкладыши на коленвал – порядок действий

В доказательство тому существуют примеры, когда подшипники выходят из строя не только из-за качества заливаемого моторного масла.

И с маслом от любых, даже не самых «топовых» производителей автомобильные подшипники коленчатого вала проходили не один миллион километров пробега. Далее в данной статье мы разберём, почему проворачивает шатунные вкладыши коленвала, и какие факторы служат первопричиной для этого?

Что такое шатунные вкладыши коленвала?

Как уже стало понятно из предисловия, шатунные вкладыши коленвала – это подшипники скольжения шатунов коленчатого вала, которые придают ему вращательные движения. Вращение возникает в результате микровзрывов в камерах сгорания цилиндров ДВС. Данная автомобильная система постоянно работает в условиях высоких скоростей и предельных нагрузок. Поэтому возникает острая необходимость минимизирования трения деталей, ведь в противном случае может произойти мгновенный выход двигателя из строя. Для наиболее полного снижения силы трения между деталями двигателя внутреннего сгорания, они покрываются особой маслянистой тонкой плёнкой.

Обеспечивается она благодаря системе автомобильной смазки двигателя. Плёнка появляется только в том случае, когда масло находится под достаточно сильным давлением. Вкладыши коленчатого вала и его шейка также разделены такой микроскопической масляной прослойкой. Именно благодаря такой защите сила трения сводится к минимуму настолько, настолько это возможно. Из этого можно сделать вывод, что шатунные вкладыши коленвала – это определённые защитные элементы, которые увеличивают эксплуатационный срок важнейшей части мотора автомобиля.

Давайте сначала упомянем то, что их существует две категории: коренные и шатунные. Вкладыши шатунного типа располагаются между шатунами и шейками коленчатого вала. Коренные схожи с первыми в своём эксплуатационном предназначении, но расположены на коленчатом валу в том месте, где он проходит через корпус двигателя внутреннего сгорания.

Вкладыши коленвала имеют различный внутренний диаметр. Это зависит от типа двигателей, для которых они производятся. Ремонтные вкладыши коленвала различаются между собой и, конечно же, отличаются от новых, которые установлены на автомобиль, только сошедший с конвейера. Различаются между собой ремонтные вкладыши коленвала лишь отметкой, кратной 0,25 мм. То есть их размерный ряд по внутреннему диаметру выглядит примерно следующим образом: 0,25; 0,5; 0,75; 1 мм и т.д.

Причины проворачивания шатунных вкладышей коленвала

Как уже было сказано выше, коленчатый вал работает в экстремальных температурных условиях и подвергается большим физическим нагрузкам. А для того, чтобы он удерживался на своей оси, обеспечивая корректную работу шатунного механизма, предусмотрены вкладыши коленвала. Шейки коленчатого вала функционируют наподобие внутренних обойм, а вкладыши, следовательно, – наружных. В блоке двигателя внутреннего сгорания предусмотрена сложная система подачи моторного масла на вкладыши под высоким давлением, которое и обволакивает вкладыши коленвала, позволяя ему вращаться.

Почему же приходится заменять коленвальные вкладыши? Первой причиной, по которой следует производить замену как коренных, так и шатунных вкладышей, является их полный механический износ. Как бы Вы ни пытались их уберечь, физика берёт своё, и это неизбежно. Поверхности вкладышей стираются по прошествии времени, что приводит к более свободному ходу коленчатого вала, в результате чего давление масла значительно снижается, а его подача уменьшается. Как следствие, возникают поломки, связанные с трением деталей двигателя внутреннего сгорания друг о друга.

Следующим фактором, обязующим проводить ремонт двигателя, является проворачивание шатунных вкладышей коленчатого вала. О подобных ситуациях, пожалуй, наслышаны многие автомобилисты, но вот каковы причины проворачивания шатунных вкладышей коленвала, знают, увы, немногие. Но давайте всё же разберёмся, почему это происходит? Тонкая пластина шатунного вкладыша укладывается в импровизированное «ложе». Наружные стенки полуколец имеют специальные выступы, которые ещё в неразработанном двигателе упираются во фронтальные части блока. В определённые моменты эти выступы попросту не могут удержать вкладыш, который и проворачивается, а далее слипается с шейкой коленвала. В таком случае двигатель внутреннего сгорания попросту глохнет и прекращает свою работу. Основные причины, по которым это происходит, следующие:

— слишком густая смазка, в которую дополнительно попали абразивные соединения;

— полная выработка смазки;

— крышки подшипников недостаточно натянуты;

— смазка слишком жидкой консистенции в двигателе, который постоянно работает на пределе своих возможностей.

Как поставить вкладыши на коленвал – порядок действий

Зачастую, автомобилисты доверяют такую операцию как замена вкладышей коленвала специалистам на СТО. Но если Вы уверены в своих силах и наличии необходимых навыков в ремонте автомобиля, тогда вполне справитесь с поставленной перед Вами задачей. Самое главное – это следовать определённому плану действий в правильной последовательности, приведённой ниже.

1. Основополагающее и наиболее важное – это проверить зазор между вкладышем и самим коленчатым валом. Воспользуйтесь калиброванной пластмассовой проволокой, которая располагается на нужной Вам шейке. Затем установите вкладыш и затяните крышку динамометрическим ключом с усилием в 51 Н•м. Снимите крышку и измеряйте величину зазора, которая и будет равной степени сплющивания проволоки. Чтобы определить, насколько зазор отклонился от нормы, воспользуйтесь номинальным зазором, который указан в инструкции к каждому автомобилю той или иной марки и модели. Если же проволока указывает на то, что зазор явно превышает необходимый, необходимо установить ремонтные вкладыши на коленвал.

2. После точной проверки всех зазоров, снимите все шатуны с шеек и демонтируйте коленчатый вал с целью последующей расточки. Шлифовку коленвала следует проводить на специальном станке (хотя его наличием не каждый может похвастаться). Эту процедуру лучше сделать у человека знающего. После удачной расточки коленвала можно приступать к подбору подходящих ремонтных вкладышей. Здесь Вам понадобится микрометр и последующая примерка вкладышей коленчатого вала.

3. Когда вкладыши подобраны и приобретены, проведите монтаж коленвала в точно обратном прядке. Когда все элементы установлены на свои места, закрутите крышки подшипников.

4. Далее уже решайте, как поставить вкладыши на коленвал, а также шатуны на свои позиции. Смажьте вкладыши моторным маслом и закрутите их крышками. Как видно из описания процедуры, установка новых элементов займёт не так уж и много времени, подготовительные работы и приготовления будут проходить гораздо дольше. Помните одно, что коленчатый вал – это одна из самых дорогостоящих автомобильных деталей. Он испытывает чрезмерные нагрузки, экстремальные температуры и запредельные скорости, поэтому принимайте все возможные меры для продления его функционального периода.

Важно знать! Двигатель внутреннего сгорания – чрезвычайно сложный и достаточно специфичный агрегат. Много кто может разбирать его и собирать обратно, словно автомат в армии, но замена вкладышей коленчатого вала требует специальных навыков, которыми обладают немногие. Поэтому, насколько бы это ни было материально затратным, лучше всего доверьте эту работу опытному специалисту в сфере ремонта автомобильных двигателей.

Автосервис Мурманск Замена вкладышей в Мурманске. Автосервис AutoMax +79113002550.

Стоимость Работ

Наименование работ Стоимость работ
замена шатунных вкладышей от 3000
замена коренных вкладышей от 3000
замена коленвала от 3000


Замена вкладышей

Все элементы моторного отсека крайне важны и должны всегда содержаться в порядке.

В частности, проблема проворачивания вкладышей, шатунных и корены, относится к серьёзным неисправностям, которые должны быть устранены сразу же после обнаружения. Если проигнорировать этот момент и продолжить эксплуатацию транспортное средство, могут случиться ещё более неприятные поломки.

Автосервис AutoMax предлагает услуги своих мастеров, которые профессионально и в кратчайшие сроки смогут осуществить замену вкладышей.

Есть вопросы?

8(8152) 52-09-09

Замена вкладышей

Что вызывает проворачивание вкладышей? Для их установки в двигатели имеются специальные места – постели. При установке в мотор вкладыши, имеющие по своему строению отверстия в конструкции, обязательно фиксируются. Это делает возможным подачу на них моторного масла. Если деталь не зафиксировать, она легко может сместиться из-за возникающего в процессе работы трения.
Опираясь на вышесказанное, делаем вывод о том, что же может вызывать проворачивание деталей:

-некорректно зафиксированный вкладыш;
-поверхность вкладыша подвергается трению, которое по силе превышает допустимое.

Вкладыши делятся на два типа – шатунные, расположенные между шатуном и коленчатым валом авто, и коренные. Также они различаются размерами, которые для разных моделей автомобилей и их двигателей будут соответственно отличаться. Отличие ремонтных вкладышей состоит в отметках, которые кратны 0,25 миллиметров.

Есть ли ещё какие-то причины, влекущие за собой замену вкладышей? Детали обязательно меняются в том случае, когда вследствие механического износа появились люфты.

Наши преимущества

Надёжность

Команда опытных профессионалов приходит на помощь своим клиентам уже 20 лет!.

Гарантии

AutoMax предоставляет гарантии на проделанные работы. Доверие складывается из мелочей.

Соблюдение сроков

Мы тщательно следим за тем, чтобы работы выполнялись вовремя — в заранее оговоренные сроки.

Акции и Скидки

В компании предусмотрены приятные бонусы для постоянных клиентов.

Вопрос-ответ

Что из себя представляют вкладыши?

Это высокопрочные стальные листы особой формы, на которые нанесено специальное антифрикционное покрытие.

Возможна ли дальнейшая эксплуатация двигателя при провернутом вкладыше?

Дальнейшая эксплуатация крайне не рекомендуется.

Что делается для снижения трения механизма и его меньшей изнашиваемости?

При изготовлении применяются специальные антифрикционные материалы, которые имеют низкий коэффициент трения.

Что делать в случае проворота вкладыша?

Деталь меняется на новую, двигатель работает дальше.

Какой фактор может указать на то, что вкладыш провернулся и стоит прекратить эксплуатацию ТС?

В двигателе появляется характерный стук.

Что означает «провернуло вкладыш»?

Это значит, что подшипники скольжения на коленчатом валу и на шатунах вырвало, и они пришли в негодность.

Как заменить шатунные подшипники

Уильям Зейн

Шатунные подшипники являются чрезвычайно важными компонентами любого двигателя, будь то двигатель Toyota или Ferrari. Подшипники шатунов обеспечивают плавное движение шатунов вокруг коленчатого вала с одной стороны и поршневых поршневых пальцев с другой стороны. Замена подшипников на двигателе является стандартной процедурой для любого ремонта двигателя.

Шаг 1

Снимите шатуны с поршней и коленчатого вала, если они еще не сняты. «Большие концы» стержня (больший конец) прикручены к кривошипу двумя болтами, которые удерживают торцевую крышку. «Маленький конец» держится на булавке для запястья. Поршневой палец удерживается на поршне двумя стопорными кольцами. Снимите эти зажимы и вытащите поршневой палец из поршня и конца штока. Это должно освободить стержень.

Шаг 2

Снимите старые подшипники. Вы можете использовать отвертку и молоток, чтобы ОСТОРОЖНО выбить старые подшипники. Ударьте по краю подшипника в месте его соединения с торцевой крышкой и наоборот. Не выбивайте подшипник сбоку.

Шаг 3

Очистите опорную поверхность шатунов с обеих сторон безворсовой тряпкой. Внимательно осмотрите поверхности подшипников, чтобы убедиться в отсутствии грязи или мусора, так как это потенциально может привести к выходу подшипника из строя и сокращению срока службы двигателя. Очистите подшипники перед установкой.

Шаг 4

Вставьте один подшипник в конец шатуна и один подшипник в торцевую крышку. Торцевая крышка и конец штока образуют круг, который проходит вокруг коленчатого вала, когда все скреплено болтами. Подшипники имеют небольшие вырезы на обоих концах. Эти выемки должны быть напротив друг друга, когда стержень и торцевая крышка соединяются вместе, а НЕ на одной стороне. Это важно для правильного давления масла. Повторите этот процесс для всех стержней. Убедитесь, что подшипники плотно прилегают к шатуну и не имеют люфта.

Шаг 5

Подшипник на маленьком конце штока должен быть выдавлен прессом. Если у вас нет доступа к прессу, вы можете выпрессовать подшипник с помощью гнезда, которое едва надевается на подшипник, но достаточно велико, чтобы пройти через конец стержня. Аккуратно выбейте подшипник и забейте новый. Будьте очень осторожны, чтобы не повредить подшипник.

Шаг 6

Установите шатуны на шатун с помощью Plastigage (см. Ресурсы) между шатуном и шатуном. Затяните стержневые болты в соответствии со спецификациями производителя. Снимите стержень и проверьте Plastigage, чтобы убедиться в правильности допусков.

Шаг 7

Установите шатуны на коленчатый вал, поршни и шплинты, используя смазку для сборки двигателя. Затяните стержневые болты в соответствии с указаниями производителя.

Ссылки

  • Установка шатунных подшипников

Авторская биография

Уильям Зейн более шести лет является внештатным писателем и фотографом и специализируется в основном на автомобильной тематике среди многих других тем. Он учился в Академии искусств в Сан-Франциско, где изучал автомобильный дизайн, и в Университете Нью-Мексико, где изучал журналистику.

Другие статьи

Сервисная информация

Сервисная информация

Каптива

Специальные инструменты

    •  EN 8037 Кольцевой компрессор

    •  EN 43690-A Инструмент для проверки зазора шатунного подшипника

    •  EN 45059 Угломер

    •  EN 46121 Набор направляющих пальцев шатуна

    •  EN 48589 Головка вращения коленчатого вала

Эквивалентные региональные инструменты см. в разделе «Специальные инструменты» .

Процедура сборки поршня и шатуна



  1. Обильно смажьте стенки цилиндров, поршневые кольца и юбки поршня моторным маслом.
  2. Примечание: Поршень является направленным и должен быть установлен в блоке цилиндров в правильном направлении. Точка на верхней части поршня должна быть обращена к передней части двигателя.

  3. Выберите правильно пронумерованный поршень/шатун в сборе для цилиндра. Точка (1), показывающая правильную ориентацию поршня, расположена на верхней части поршня.

  4. Примечание: Если шатунные подшипники использовались в работающем двигателе, вы должны заменить их НОВЫМИ шатунными подшипниками для повторной сборки.

  5. Установите подшипник шатуна в шатун.
  6. Установите набор штифтов EN 46121 в отверстия под болты шатуна.
  7. Сожмите поршневые кольца с помощью компрессора EN 8037 или аналогичного.

  8. Примечание: При установке поршня и шатуна необходимо соблюдать крайнюю осторожность, чтобы убедиться, что шатун не царапает и не царапает отверстие цилиндра, масляные форсунки или поверхности коленчатого вала.

  9. Обеими руками медленно введите поршень и шатун в сборе в цилиндр сверху и снизу цилиндра. НЕ допускайте контакта шатуна со стенкой цилиндра.
  10. Когда компрессор EN 8037 соприкоснется с поверхностью деки, осторожно вбейте поршень в цилиндр, используя конец рукоятки безотбойного молотка. Наденьте шатун на коренную шейку коленчатого вала с помощью EN 46121 установите штифт, осторожно вбивая поршень в цилиндр молотком с мягким ударом.


  11. Выньте набор штифтов EN 46121 из отверстий под болты шатуна.

Процедура измерения зазора подшипника шатуна — с использованием пластикового калибра

    Примечание. Шатунные подшипники, которые были приработаны в двигателе, НИКОГДА не должны использоваться повторно.

    Перед окончательной сборкой важно проверить зазор новых подшипников шатуна.
  1. Поместите кусок свежего пластика комнатной температуры на всю длину шейки шатунного подшипника.
  2. Установите подшипник шатуна в крышку шатуна.
  3. Примечание:  Шатун является ненаправленным, поэтому стопорные выступы подшипника шатуна могут быть обращены внутрь или наружу.

  4. Установите торцевую крышку шатуна на оригинальный шатун и убедитесь, что выступы фиксатора подшипника совмещены на одной стороне шатуна.
  5. Осторожно: См. Предупреждение о крепежных деталях в разделе «Введение».


    Внимание: Не смазывайте НОВЫЕ болты шатуна. На НОВЫЕ болты предварительно нанесена графитная смазка. Нанесение смазки на болты шатуна повлияет на зажимную нагрузку при затяжке болтов шатуна. Неправильная нагрузка зажима может привести к отказу компонента и значительному повреждению двигателя.

    Примечание: Повторно используйте старые болты шатуна ТОЛЬКО для измерения зазора подшипника шатуна.

  6. Установите болты шатуна в крышку шатуна и затяните болты шатуна моментом 30 Н·м (22 фунт-фут) .
  7. Ослабьте болты шатуна, пока показание крутящего момента не станет равным нулю.
  8. Снова затяните болты шатуна.
  9. 6.1. Первый проход

    Затянуть болты шатуна моментом 25 Н·м (18 фунт-футов) .

    6.2. Последний проход

    Затяните болты шатуна еще на 110 градусов с помощью измерителя EN 45059 .

  10. Дайте сборке постоять не менее 2 минут.
  11. Снимите болты крышки шатуна.
  12. Снимите крышку шатуна.


  13. Определите зазор подшипника шатуна, сравнив ширину сплющенного пластикового калибра в самом широком месте с градуировкой на контейнере с калибровочным материалом.
  14. Сравните свои измерения с техническими характеристиками двигателя. Если новые подшипники не обеспечивают надлежащего зазора между коленчатым валом и шатунным подшипником, проверьте следующее:
  15. 11.1. Повторно измерьте шатунные шейки коленчатого вала, чтобы они соответствовали указанному размеру, и убедитесь, что устанавливаются соответствующие новые подшипники. Если шатунные шейки коленчатого вала имеют неправильный размер, замените или перешлифуйте коленчатый вал. Разрешена обработка коленчатого вала, также доступны подшипники меньшего размера.

    11.2. Повторно измерьте диаметр отверстия шатунного подшипника, чтобы обеспечить правильный размер. Шатун не поддается механической обработке, и если он не соответствует спецификации, его необходимо заменить.

  16. Очистите пластиковый калибрующий материал от шеек шатунных подшипников, используя мягкую безворсовую ткань.

Процедура измерения зазора подшипника шатуна — с использованием EN 43690-A

Прибор для проверки EN 43690-A был разработан как более точный метод измерения зазоров шатунных подшипников. В приведенных ниже инструкциях представлен обзор настройки и использования инструмента. Для получения более подробной информации см. листы с инструкциями по инструменту, предоставленные производителем инструмента.


EN 43690-A контрольный инструмент

    •  EN 43690-20 Поворотное основание (1)

    •  EN 43690-19 Циферблатный индикатор (2)

    •  EN 43690-2 Основание (3)

    •  EN 43690-5, -6 Ручка (4)

    •  EN 43690-10, -11 футов (5)

    •  280307 Винт (6)

    •  EN 43690-1 Поворотный рычаг в сборе (7)

    •  EN 43690-3, -7, -8 Винты (8)

    •  280319 Винт (9)

    •  280311 Винт (10)

    •  EN 43690–17, -18 Адаптер (11)

    •  280310 Штифт (12)


EN 43690-A комплект переходников

    •  EN 43690-104 Прокладка (1)

    •  EN 43690-105 Фиксирующая пластина (2)

    •  505478 Болт (3)

    •  511341 Болт (4)

    •  EN 43690-106 Фиксирующая пластина (5)

    •  EN 43690-107 Колпачок (6)

    •  EN 43690-102 Нога (7)

    •  EN 43690-101 Узел поворотного рычага (8)

    •  EN 43690-103 Переходник (9)

    •  505439 Адаптер (10)


    Примечание. Шатунные подшипники, которые были приработаны в двигателе, НИКОГДА не должны использоваться повторно.

    Перед окончательной сборкой важно проверить зазор новых подшипников шатуна.
  1. Установите шатунный подшипник в крышку шатуна.
  2. Примечание:  Шатун является ненаправленным, поэтому стопорные выступы подшипника шатуна могут быть обращены внутрь или наружу.

  3. Установите торцевую крышку шатуна на оригинальный шатун и убедитесь, что выступы фиксатора подшипника совмещены на одной стороне шатуна.
  4. Осторожно: См. Предупреждение о крепежных деталях в разделе «Введение».

    Внимание: Не смазывайте НОВЫЕ болты шатуна. На НОВЫЕ болты предварительно нанесена графитная смазка. Нанесение смазки на болты шатуна повлияет на зажимную нагрузку при затяжке болтов шатуна. Неправильная нагрузка зажима может привести к отказу компонента и значительному повреждению двигателя.

    Примечание:  Повторно используйте старые болты шатуна ТОЛЬКО для измерения зазора подшипника шатуна.

  5. Установите болты шатуна в крышку шатуна и затяните болты шатуна моментом 30 Н·м (22 фунт-фута) .
  6. Ослабьте болты шатуна, пока показание крутящего момента не станет равным нулю.
  7. Снова затяните болты шатуна.
  8. 5.1. Первый проход

    Затяните болты шатуна моментом 25 Н·м (18 фунт-футов) .

    5.2. Последний проход

    Затяните болты шатуна еще на 110 градусов с использованием измерителя EN 45059 .

  9. Вращайте коленчатый вал, пока шейка коленчатого вала и измеряемый шатун не окажутся в положении на 12 часов.
  10. Примечание:  Коленчатый вал должен быть зафиксирован без движения или вращения, чтобы получить точные показания.

  11. Снимите основные болты коленчатого вала, необходимые для установки стопорной пластины EN 43690-105.
  12. Примечание:  Не разрешать EN 43690-105 привинтите стопорную пластину, чтобы контактировать с упорным кольцом.

  13. Установите EN 43690-105 и основные болты коленчатого вала.
  14. Ослабьте болты шатуна, пока показание крутящего момента не станет равным нулю.
  15. Снова затяните болты шатуна.
  16. 10.1. Первый проход

    Затяните болты шатуна моментом 25 Н·м (18 фунт-футов) .

    10.2. Последний проход

    Затяните болты шатуна еще на 110 градусов с помощью измерителя EN 45059 .

  17. Во время и после установки убедитесь, что каждый поршень правильно расположен в правильном цилиндре. Стрелка на верхней части каждого поршня должна быть направлена ​​в сторону передней части двигателя.
  18. Повторите эти процедуры для остальных узлов поршень/шатун, используя EN-48589.Головка для вращения коленчатого вала.

Процедура окончательной сборки шатуна

  1. Отведите шатун от шатунной шейки коленчатого вала, чтобы смазать шатунную шейку коленчатого вала.
  2. Нанесите обильное количество масла для предварительной смазки коленчатого вала или чистого моторного масла на шейку шатунного подшипника коленчатого вала. Рекомендуемые смазки см. в разделе Клеи, жидкости, смазочные материалы и герметики.
  3. Направьте шатун на шатунную шейку коленчатого вала.
  4. Установите торцевую крышку шатуна на исходный шатун и убедитесь, что выступы замка подшипника совмещены на одной стороне шатуна.

  5. Внимание: Не смазывайте НОВЫЕ болты шатуна. На НОВЫЕ болты предварительно нанесена графитная смазка. Нанесение смазки на болты шатуна повлияет на зажимную нагрузку при затяжке болтов шатуна. Неправильная нагрузка зажима может привести к отказу компонента и значительному повреждению двигателя.

    Примечание. НЕ ИСПОЛЬЗУЙТЕ повторно старые болты шатуна.

  6. Установите НОВЫЕ болты шатуна в крышку шатуна и затяните НОВЫЕ болты шатуна моментом 30 Н·м (22 фунт-фут) .
  7. Ослабьте болты шатуна, пока показание крутящего момента не станет равным нулю.
  8. Снова затяните болты шатуна.
  9. 7.1. Первый проход

    Затяните болты шатуна моментом 25 Н·м (18 фунт-футов) .

    7.2. Последний проход

    Затяните болты шатуна еще на 110 градусов с помощью измерителя EN 45059 .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *